90041

Конституционное право граждан на образование

Лекция

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

Образование в системе философских концепций Под образованием согласно ст. отбирает людей в соответствии с их способностями и дает им соответствующую квалификацию и гарантирует высокооплачиваемую работу марксистская теория: образование способствует утверждению классовой системы...

Русский

2015-05-29

58.5 KB

4 чел.

Тема 2. Конституционное право граждан на образование (лекцию законспектировать).

1. Образование в системе философских концепций

Под образованием, согласно ст.2 Закона РФ "Об образовании", понимается единый целенаправленный процесс воспитания и обучения являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов;

Проблема образования изучалась с различных точек зрения.

функционалистская социология:  система образования делает то, что она призвана делать, т.е. отбирает людей в соответствии с их способностями и дает им соответствующую квалификацию и гарантирует высокооплачиваемую работу

марксистская теория: образование способствует утверждению классовой системы и классового неравенства; образование воспроизводит рабочую силу, которая вынуждена смириться со своим положением в жизни, и принимает свой "провал" или "успех" в среднем классе как законный; чтобы создать впечатление, что система справедлива, небольшой части рабочего класса позволяется добиться успеха;

либеральная теория основана на определении индивидуальности и предположения, что каждый человек должен иметь возможность реализовать свой личный потенциал, и эта реализация должна поощряться;

социал-демократическая теория была особенно популярной в 60-х - 70-х гг. Ее суть сводилась к тому, чтобы посредством упразднения экзаменов для 11-летних и трехступенчатой системы образования можно добиться большего равенства в обществе;

неоконсервативная теория возникла в конце 70-х гг. XX века и выступала за свободу выбора в образовании, за конкуренцию между школами, за передачу финансового, учебного контроля школьным органам управления, за выход отдельных школ из-под контроля местных органов образования;

интеракционистская теория в отличие от вышеперечисленных не является политической и занимается изучением природы отношений между обучающимися в аудитории, влияние на эти отношения внешних социальных факторов (раса, класс и пол), и влияние этих отношений на поведение людей вне образовательного учреждения. Эта теория во многом способствовала пониманию причин того, например, почему дети рабочих получают соответствующую рабочую специальность.

Образованию во всем мире присущи, по мнению ряда социологов, следующие черты:

образование навязывает определенные культурные ценности, в частности, стремление к конкуренции и уважение к властям;

для передачи таких ценностей нужны формальные организации - школы и т.д.;

весь процесс обучения направлен на социализацию людей - учащихся;

содержание образования может иногда вступать в конфликт с интересами учащихся.

  1.  Конституция РФ о праве граждан на образование.

В Законе область образования провозглашена приоритетной. Под образованием там понимают целенаправленный процесс воспитания и обучения являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов.

В системе прав и свобод человека и гражданина право каждого на образование занимает главенствующее положение. Впервые это право было закреплено ч. 1. ст. 26 Всеобщей декларации прав человека 1948 г. Это право закреплено также в ст. 13 Международного Пакта об экономических, социальных и культурных правах 1966г., и в ст. 28 Конвенции о правах ребенка 1989г.

В свою очередь Конституция РФ в ст.43 закрепляет следующие положения:

  1.  Каждый имеет право на образование.
  2.  Гарантируется общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в ГОУ и МОУ и на предприятиях.
  3.  Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в ГОУ или МОУ и на предприятии.

4. Общее образование обязательно (п. 3 ст. 19 Закона). Родители или лица их заменяющие обеспечивают получение детьми основного общего образования. Обязательность образования – это такой уровень, который государство считает достаточным для граждан в целях обеспечения экономического и социального развития государства. Этот уровень также достаточен по мнению государства для формирования у обучающихся адекватности к современному уровню образования картины мира. Сегодня в стране происходит реформирование системы образования. Главная задача, которой состоит в том, чтобы государство определило какое государство должно быть обязательным и достаточным для каждого при работе с современной техникой.

С начала Нового времени развитые страны Европы пережили целую эволюцию системы народного образования, в развитии которого можно выделить три ступени:

всеобщее начальное образование (середина XVI - XVIIвв.);

всеобщее неполное среднее образование (с последней трети XIXв.);

массовое среднее образование (с 60-х гг. XXв.).

Приблизительно за два поколения (с 1930 по 1972гг.) советская образовательная система попыталась преодолеть три крупные исторические ступени: всеобщего начального образования (4 года), всеобщего основного (семь, а затем восемь лет) и всеобщего среднего образования, к которому уже перешли развитые страны Запада.

5. РФ устанавливает государственные стандарты, поддерживая различные формы образования и самообразования.

Таким образом, Конституция РФ признает право каждого человека на образование - это право человека на получение определенной суммы знаний, культурных навыков, профессиональной ориентации, необходимых для нормальной жизнедеятельности в условиях современного общества.

При этом круг субъектов данного права расширен по сравнению с Конституциями советского периода. Если в ст. 17 Конституции РСФСР 1918 г. это право закреплялось лишь за рабочими и беднейшими крестьянами, а в Конституциях СССР 1936 и 1977 гг. правом на образование наделялись граждане СССР, то в Конституции 1993 г. произошло окончательное оформление права на образование как права человека. Это соответствует международно-правовым стандартам, согласно которым государства должны обеспечивать право на образование в отношении апатридов (ст. 22 Конвенции о статусе апатридов), беженцев (ст. 22 Конвенции о статусе беженцев), иностранцев (ст. 3 Конвенции о борьбе с дискриминацией в области образования)

  1.  Конституционные гарантии права граждан на образование.

Государственные гарантии прав в области образования являются способом обеспечения государством каждому гражданину возможности реализации его права на образование. Так как государство обеспечивает реальность прав, оно несет ответственность за выполнение своих обязательств. 14 декабря 1960 г. Генеральная конференция ЮНЕСКО приняла Конвенцию о борьбе с дискриминацией в области образования.

Согласно ст. 5 Закона, гражданам РФ гарантируется возможность получения образования независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.

Ограничения прав граждан на профессиональное образование по признакам пола, возраста, состояния здоровья, наличия судимости могут быть установлены только законом.

Государство гарантирует гражданам общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, среднего профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность высшего образования, если образование данного уровня гражданин получает впервые.

Бесплатность образования - возмещение государством гражданину расходов (затрат) на получение общего и на конкурсной основе профессионального образования в пределах государственных образовательных стандартов, либо непосредственно, либо путем финансирования соответствующего образовательного учреждения.

В целях реализации права на образование граждан, нуждающихся в социальной поддержке, государство полностью или частично несет расходы на их содержание в период получения ими образования. Категории граждан, которым предоставляется данная поддержка, порядок и размеры ее предоставления устанавливаются федеральными законами для федеральных государственных образовательных учреждений, законами субъектов РФ для образовательных учреждений, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации, и муниципальных образовательных учреждений.

В целях реализации права каждого человека на образование федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления:

1) создаются необходимые условия для получения без дискриминации качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, для коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических подходов и наиболее подходящих для этих лиц языков, методов и способов общения и условия, в максимальной степени способствующие получению образования определенного уровня и определенной направленности, а также социальному развитию этих лиц, в том числе посредством организации инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья;

2) оказывается содействие лицам, которые проявили выдающиеся способности и к которым в соответствии с настоящим Федеральным законом относятся обучающиеся, показавшие высокий уровень интеллектуального развития и творческих способностей в определенной сфере учебной и научно-исследовательской деятельности, в научно-техническом и художественном творчестве, в физической культуре и спорте.

Законом предусмотрен механизм поддержки такого образования:

- путем предоставления данной категории граждан специальных государственных стипендий, в том числе стипендий для обучения за рубежом. Критерии и порядок предоставления стипендий отнесены к компетенции Правительства РФ и в настоящее время еще не разработаны.

Статья 14 Закона устанавливает гарантии обеспечения конституционного права граждан на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества (ч. 2 ст. 26 Конституции РФ).

1. В Российской Федерации гарантируется получение образования на государственном языке Российской Федерации, а также выбор языка обучения и воспитания в пределах возможностей, предоставляемых системой образования.

2. В образовательных организациях образовательная деятельность осуществляется на государственном языке Российской Федерации, если настоящей статьей не установлено иное. Преподавание и изучение государственного языка Российской Федерации в рамках имеющих государственную аккредитацию образовательных программ осуществляются в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, образовательными стандартами.

3. В государственных и муниципальных образовательных организациях, расположенных на территории республики Российской Федерации, может вводиться преподавание и изучение государственных языков республик Российской Федерации в соответствии с законодательством республик Российской Федерации. Преподавание и изучение государственных языков республик Российской Федерации в рамках имеющих государственную аккредитацию образовательных программ осуществляются в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, образовательными стандартами. Преподавание и изучение государственных языков республик Российской Федерации не должны осуществляться в ущерб преподаванию и изучению государственного языка Российской Федерации.

4. Граждане Российской Федерации имеют право на получение дошкольного, начального общего и основного общего образования на родном языке из числа языков народов Российской Федерации, а также право на изучение родного языка из числа языков народов Российской Федерации в пределах возможностей, предоставляемых системой образования, в порядке, установленном законодательством об образовании. Реализация указанных прав обеспечивается созданием необходимого числа соответствующих образовательных организаций, классов, групп, а также условий для их функционирования. Преподавание и изучение родного языка из числа языков народов Российской Федерации в рамках имеющих государственную аккредитацию образовательных программ осуществляются в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, образовательными стандартами.

5. Образование может быть получено на иностранном языке в соответствии с образовательной программой и в порядке, установленном законодательством об образовании и локальными нормативными актами организации, осуществляющей образовательную деятельность.

6. Язык, языки образования определяются локальными нормативными актами организации, осуществляющей образовательную деятельность по реализуемым ею образовательным программам, в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В случае нарушения прав, указанных выше, - граждане имеют право на обращение в органы управления образования; а также на защиту прав на образование в судебном порядке.

  1.  Классификация прав граждан на образование.

Анализ законодательства об образовании позволяет представить следующую классификацию прав на образование, учитывая структуру системы образования.

Образование подразделяется на общее образование, профессиональное образование, дополнительное образование и профессиональное обучение, обеспечивающие возможность реализации права на образование в течение всей жизни (непрерывное образование).

Общее образование и профессиональное образование реализуются по уровням образования.

В Российской Федерации устанавливаются следующие уровни общего образования:

1) дошкольное образование (реализуется в ДОО и семье).

2) начальное общее образование(1-4 кл., реализуется в школе первой ступени).

3) основное общее образование (5-9 (10) кл. школа 2-й ступени).

4) среднее общее образование (10-11 (11-12)кл) в школе 3-й ступени).

В Российской Федерации устанавливаются следующие уровни профессионального образования:

1) среднее профессиональное образование (реализуется в техникумах и колледжах).

2) высшее образование - бакалавриат;

3) высшее образование - специалитет, магистратура;

4) высшее образование - подготовка кадров высшей квалификации.

Дополнительное образование включает в себя такие подвиды, как дополнительное образование детей и взрослых и дополнительное профессиональное образование.

Система образования создает условия для непрерывного образования посредством реализации основных образовательных программ и различных дополнительных образовательных программ, предоставления возможности одновременного освоения нескольких образовательных программ, а также учета имеющихся образования, квалификации, опыта практической деятельности при получении образования.

ПЛАН СЕМИНАРСКОГО ЗАНЯТИЯ:

  1.  История развития образовательного законодательства (Долг).
  2.  Образование в системе философских концепций.
  3.  Конституция РФ о праве граждан на образование.
  4.  Конституционные гарантии права граждан на образование.
  5.  Классификация прав граждан на образование.

Темы докладов к семинарскому занятию.

Образовательное законодательство. Характеристика отдельных источников образовательного права:

  •  Конституция РФ от 12.12.1993 года (сделать обобщающий вывод из темы семинара);
    •  Всеобщая Декларация прав человека от 10.12.1948 года (охарактеризовать основные положения документа в сфере образования);
    •  Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах от 16.12.1966 года (охарактеризовать основные положения документа в сфере образования);
    •  Конвенция о правах ребенка 20.11.1989 года (охарактеризовать основные положения документа в сфере образования).


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

24451. Система М/М/с. 108.5 KB
  Поток поступления заявок простейший. Время обслуживания заявок удовлетворяет Пуассоновскому закону. Вычислим другие показатели: Среднее число заявок находящихся в системе Среднее число заявок находящихся в очереди Не стационарный режим Рассмотри систему дифференциальных уравнений которые у нас уже записанысистема мм1.
24452. Классификация систем массового обслуживания 135 KB
  Принято классифицировать системы набором букв и цифр: A B C k n A указывает на закон распределения времени между соседними поступившими заявками B указывает на за кон распределения времени обслуживания заявок C количество обслуживающих приборов k мощность источника заявок n объем буфера M на первом месте поток простейший M на втором месте экспоненциальное время обслуживания G на первом месте произвольный закон потока G на втором месте произвольное время обслуживания D на первом месте детерминированный поток D на...
24453. Структурная функция. Представление систем при помощи структурных функций 152.5 KB
  Схема обработки прерываний в реальном режиме работы процессора. Использование механизма прерываний позволяет обеспечить наиболее эффективное управление не только внешними устройствами но и программами. векторы прерываний МП дел.на 0переполние переход в режим трасировки векторы прерываний микроконтроллера клава гибк.
24454. Граф состояний систем и вычисление показателей надежности (невосстанавливаемые элементы) 237 KB
  2 1 4 3 EMBED Equation.3 EMBED Equation.3 EMBED Equation.3 EMBED Equation.
24455. Граф состояний систем и вычисление показателей надежности (восстанавливаемые элементы) 143.5 KB
  интенсивность отказа интенсивность восстановления период восстановления начальные условия или Выполним преобразование Лапласа: Используем теорему о вычетах: это вероятность нахождения в первом состоянии вероятность готовности системы стационарный коэффициент готовности системы Вычисление показателей надежности и готовности системы Пусть имеется системы состоящая из элементов. Вероятность безотказной работы Для вычисления строим граф состояний системы. Из анализа функционирования системы записываем начальные условия. ...
24456. Характеристики моделей памяти для DOS- и Windows- программах. Начальная загрузка сегментных регистров в зависимости от модели памяти 4.44 MB
  Характеристики моделей памяти для DOS и Windows программах. Начальная загрузка сегментных регистров в зависимости от модели памяти. Модели памяти DOS: Модель памяти Tiny. Эта модель памяти используется при создании загрузочных модулей с расширением имени com.
24457. Химический состав почв 83 KB
  Почва является самой верхней частью коры выветривания литосферы и поэтому в общих чертах наследует ее химический состав. Однако, представляя собой одновременно продукт воздействия на литосферу живого вещества, почва в содержании ряда элементов приобретает существенные отличия.
24458. Метод обратных функций 69 KB
  Предположим что случайная величина определенная на интервале [a ; b] имеет плотность распределения . Зная можно вычислить функцию распределения. Теорема Случайная величина удовлетворяющая уравнению имеет плотность распределения . Замечание отсюда название Доказательство Так как функция распределения это строго возрастающая функция на интервале [a ; b] то она должна удовлетворять условию .
24459. Метод суперпозиции 91.5 KB
  Существует три вида атрибутов SEGMENT: Выравнивание Выравнивания сегмента задача компоновщика. Он должен обеспечить размещение начала сегмента на заданной границе. Размеры сегмента Отдельной проблемой при разработке системы со страничной или сегментной адресацией является выбор размера страницы или максимального размера сегмента. Это дает ряд мелких преимуществ например позволяет раздавать права доступа сегментам а подкачку с диска осуществлять постранично.