90043

Методы психологии

Лекция

Психология и эзотерика

Поведенческие акты индивидов; б действия и поступки индивида или группы. Существует несколько видов наблюдения: 1 систематическое и несистематическое; 2 непосредственное субъект наблюдения – исследователь и опосредованное субъект наблюдения – третье лицо например руководитель коллектива...

Русский

2015-05-29

75 KB

0 чел.

МОДУЛЬ 1. Психология как научная дисциплина  

Тема 3. Методы психологии

1. Методы изучения.

1.1. Метод наблюдения (МН).

1.2. Метод эксперимента (МЭ).

1.3. Метод опроса (МО).

1.4. Психологические тесты (ПТ).

2. Методы воздействия.

2.1. Методы воздействия с целью терапии (рациональная и суггестивная психотерапия).

2.2. Методы воздействия с целью обучения и коррекции.

2.3. Методы воздействия с целью управления.  

* * *

1. Методы изучения.

1.1. Метод наблюдения (МН).

Метод научного наблюдения – целенаправленное, специальным образом организованное и фиксируемое восприятие каких-то внешних проявлений исследуемого объекта.

В процессе наблюдения могут фиксироваться две категории внешней активности субъектов:  а) вербальные (содержание, частота, последовательность высказываний, особенности лексики) и невербальные (кинесика, проксемика, паралингвистика и экстралингвистика и др.) поведенческие акты индивидов; б) действия и поступки индивида или группы. В наблюдении фиксируются не все, а наиболее значимые с точки зрения исследования проявления активности объекта наблюдения.   

В процессе проведения наблюдения как основного или дополнительного метода исследования используется определенная схема регистрации наблюдаемых характеристик. Например, категориальная схема для регистрации актов взаимодействия между индивидами (Р. Бейлс), которая включает 4 области и 12 характеристик:

1. Область позитивных интеракций: проявление солидарности, поддержка, помощь, поощрения; отсутствие напряженности, раскованность в поведении, способность шутить; стремление к компромиссу, уступчивость.

2. Область негативных интеракций: проявление несогласия, не оказывается помощь другим, формализм; напряженность, раздражение, избегание совместных действий; самозащитные реакции и самоутверждение, унижение других.

3. Область постановки проблем: запрос информации, подтверждений, объяснений; запрос мнения других о ситуация, фактах и своем поведении; запрос предложений и указаний других о возможных путях действия.

4. Область решения проблем: даются советы (без ущемления самостоятельности других);  высказываются мнения, делается анализ и даются оценки, выражаются чувства и желания; направление активности других, т.е. выдача информации,  повторения, объяснения, подтверждения.

Существует несколько видов наблюдения: 1) систематическое и несистематическое; 2) непосредственное (субъект наблюдения – исследователь) и опосредованное (субъект наблюдения – третье лицо, например, руководитель коллектива); 3) включенное (изнутри группы) и не включенное (со стороны); 4) непосредственное (без применения технических средств) и аппаратурное (с использование видеоаппаратуры и др.).

1.2. Метод эксперимента (МЭ).

Метод эксперимента предназначен для изучения причинно-следственных связей и предполагает:

- целенаправленное создание ситуации в искусственных условиях или естественной среде для обеспечения проявления независимой (экспериментальное воздействие) и зависимой (изучаемое явление) переменой;

- качественно-количественная определенность (в том числе, измеряемость) независимой и зависимой переменной;

- установление связей между независимой и зависимой переменной;

- варьирование независимой переменной;

- контролируемость и устранение не интересующих исследователя факторов;

- возможность неоднократного воспроизведения экспериментальной ситуации и результатов.      

Виды МЭ:

1. Лабораторный и естественный эксперимент.

Лабораторный эксперимент проводится в искусственных и существенно ограниченных пространством и временем условиях, что до определенных пределов позволяет контролировать и нивелировать разные фоновые факторы, отслеживать связь между зависимой и независимой переменной. Испытуемые знают о своем участии в эксперименте, что влияет на снижение естественности их реакций и поведения. В таком эксперименте повышается «чистота» исследования (за счет высокого контроля факторов и изучаемых переменных), но снижается внешняя валидность по сравнению с естественным экспериментом.  ЛЭ может проводиться с применением и без применения аппаратурных методик (например, эксперимент на полиграфе и ассоциалтивный эксперимент.

Естественный (полевой) эксперимент проводится, понятно, в естественной среде жизни изучаемого объекта, непосредственно привязан к решению практических задач, но не позволяет сильно вмешиваться в ситуацию, всесторонне контролировать и нивелировать разные фоновые факторы, четко установить связь между зависимой и независимой переменной. Участники такого эксперимента не догадываются о своем участии в нем, что обеспечивает естественность их поведения.

2. Констатирующий и формирующий эксперимент.

Констатирующий эксперимент предназначен для установления новых научных фактов, касающихся закономерностей проявления каких-то отдельных феноменов и причинно-следственных связей между различными явлениями.

Формирующий эксперимент не ограничивается регистрацией новых фактов, а направлен на: а) определение эффективности и апробации новых стратегий, методов и приемов воздействия (социально-психологического, организационно-психологического, психолого-педагогического); б) установление закономерностей развития индивида или группы.  

Существуют разные планы проведения экспериментов в социальной психологии.

1.3. Метод опроса (МО).

МО используется для получения информации об объективных и субъективных фактах со слов опрашиваемого.

Область применения МО:

  •  сбор анкетных данных у подозреваемого, свидетеля, потерпевшего;
  •  получение информации о личности опрашиваемого из прошлого и настоящего этапов жизни на основе выявления его интересов, потребностей, ценностей и др.);
  •  получение информации об отношении человека к определенным предметам и явлениям;
  •  сбор информации от одних индивидов о других;
  •  изучение характерных особенностей преступной или правоохранительной деятельности.

Не следует путать МО с методом психологического тестирования. МО не позволяет надежно диагностировать различные психологические особенности человека (например, особенности темперамента или характера) или группы (например, сплоченность или совместимость). МО дает возможность лишь в приближенном виде изучать потребности, мотивы, ценности человека/группы.     

Виды опроса:

1) Анкетирование (письменный опрос).

2) Интервью (устный опрос): а) стандартизированное; б) нестандартизированное; в) полустандартизированное.

1.4. Психологические тесты (ПТ).

ПТ – это совокупность унифицированных заданий и способов сбора, обработки и интерпретации данных, которые предназначены для установления уровня проявления (развития) психических и социально-психических характеристик индивида или группы.

Существует несколько классификаций тестов, в зависимости от выбранного критерия. Например, по содержанию стимульного материала и ответных реакций на него испытуемых  различают объективные и субъективные тесты.

В тестах объективного типа работа испытуемого со стимульным материалом предполагает: а) правильность выполнения заданий; б) точность выполнения заданий; в) скорость выполнения заданий; г) одновременно скорость и правильность (точность) выполнения заданий; д) регистрацию двигательных и физиологических реакций у испытуемого.

В тестах субъективного типа работа испытуемого со стимульным материалом предполагает высказывание своего мнения относительно чего-либо. Важное значение имеет частота и/или направленность высказываний (выбираемых вариантов ответов). В отличие от методик объективного типа, здесь нет достаточно очевидных и объективированных критериев оценки результатов работы и реакций испытуемого.  Существует несколько категорий методик субъективного типа: а) тест-опросники; б) проективные методики; б) психосемантические методики.    

Надо различать психодиагностические и исследовательские методики. Первые широко применяются на практике для получения информации об особенностях проявления тех или иных психических явлений у конкретного индивида или группы. Вторые разрабатываются для  решения конкретной научной задачи в рамках исследования и предназначаются для получение новых научных фактов (причинно-следственных связей, закономерностей). Конкретные люди или группы не представляют для исследователя первостепенного значения. Методики помогают собрать информацию на определенной выборке испытуемых, которая далее обрабатывается с помощью статистических методов и анализируется.

2. Методы воздействия.

2.1. Методы воздействия с целью психотерапии.

Психотерапия – это психологическое воздействие, которое применяется с целью профилактики или лечения. Психотерапия оправдана в тех случаях, когда: а) наступает полное излечение больного; б) достигается устранение отдельных нежелательных компонентов болезни, например, страха, тоски, болевых ощущений; в) достигается хотя бы временное облегчение в состоянии больного. Психотерапия воздействует на психологический компонент заболевания (например, невроза).

Все методы психотерапии можно разделить на две большие группы: методы рациональной и иррациональной психотерапии.   

1) Рациональная психотерапия

Рациональная психотерапия предполагает, что психотерапевт логически обосновывает и разъясняет больному все свои действия, направленные на лечение, а больной понимает психолога,  одобряет  его действия и доверяет ему. Иными словами, психотерапевт  обращается к интеллектуальной, рассудочной сфере больного, а то, в свою очередь, должен обладать достаточно развитым интеллектом, чтобы понимать действия терапевта.

А. Методики коррекции психогенных факторов, вызывающих заболевание.

Принцип лечения, основанный на выяснении и осознании причины невроза, называется каузальной или причинной психотерапией. Этот принцип реализован в разнообразных конкретных психотерапевтических методиках. Общая схема действий при проведении каузальной психотерапии включает несколько этапов: а) ретроспективный анализ жизни больного и выяснение тех факторов, которые могут быть наиболее вероятными причинами заболевания (например, невроза); б) убеждение пациента в том, что реальная причина заболевания найдена и полное осознание  этой причины приведет к выздоровлению.

Каузальная психотерапия ведет к непосредственному устранению болезненных проявлений, но она принципиально не может вести к всестороннему исцелению больного, поскольку не затрагивает его психической или социальной реабилитации после болезни.

Одним из наиболее популярных методов рациональной психотерапии, ориентированных на выявление и осознание причин невроза, является психоанализ.

Б. Методики коррекции деформированного психического образа действительности.

Психотерапевтическая беседа в той ее части, которая касается самооценки больного и его оценки собственного заболевания, его отношений с другими людьми и к окружающей действительности, может рассматриваться как методика, корректирующая образ действительности, сложившийся у пациента.

Безусловно, что есть и более специализированные методики, корректирующие психический образ действительности. Одной из таких методик является имагопсихотерапия. Суть этой методики состоит в следующем: выяснив содержание травмирующей ситуации, психотерапевт предлагает своему пациенту принять определенный образ, вполне адекватно действующей в аналогичной ситуации. Например, образ уверенного в себе человека, образ льва - царя зверей или образ танка с непробиваемой броней. Несомненно, что принятие человеком такого образа и перенесение его в конкретные жизненные ситуации требует от человека высокого уровня интеллекта, богатого внутреннего духовного мира. По сути дела, человеку предлагают поиграть в игру, в которой он принимает роль, связанную с восстановлением его здоровья. Ожидается, что психотерапевтический эффект возникнет в результате того, что пациент, усвоивший во время игры наиболее адекватный образ действительности и свой собственный образ, сможет перенести их в реальную жизнь.

Библиопсихотерапия предполагает, что, читая книги определенного содержания и идентифицируясь с главным героем, узнавая, каким образом он преодолел тяжелые жизненные ситуации, у пациента сложится более адекватный образ действительности, который впоследствии приведет к его исцелению. Например, случай с летчиком Маресьевым, потерявшим обе ноги и вернувшимся к полетам после того, как он прочел статью о французском летчике, потерявшем одну ногу и продолжавшим летать на самолетах.

Особое место среди этих психотерапевтических методов занимают гештальтпсихотерапия и трансактный анализ, которые, по сути дела являются не конкретными методами, а своеобразными концепциями психотерапевтического воздействия.

Основная идея, заложенная в гештальттерапии, состоит в том, что заболевание (например, невроз) является следствием отсутствия у человека целостного образа действительности – гештальта.  Отсюда следует и основной путь лечения – воссоздать гештальт, а именно, объективно или субъективно удовлетворить те потребности человека, которые были неудовлетворенными и тем самым разрушали целостный образ действительности, травмируя  его. Для довершения этого гештальта могут быть использованы самые разнообразные конкретные методы и методики – психотерапевтическая беседа, имагопсихотерапия, библиопсихотерапия, игротерапия и т.д.

Трансактный анализ также является не столько методом, сколько своеобразной теоретической концепцией психотерапевтического воздействия. Его основная идея заключается в том, что в реальной жизни человек может принимать одну из трех возможных ролей: «родитель», «взрослый» или «ребенок», из которых только одна является вполне адекватной. С помощью специального анализа можно определить, насколько адекватна та роль, которую человек принимает в конкретной ситуации. Если он принимает регулярно неадекватные роли, то, в конечном счете, это ведет к неврозу. Отсюда следует основная стратегия психотерапевтического воздействия – необходимо осознать, а затем на практике овладеть адекватными для каждого конкретного случая ролями.

В. Методики коррекции неадекватной социальной активности.

Применение этих методик, как правило, не связано с анализом и выявлением причин заболевания или особенностями проявления деформированного образа действительности у пациента.

К ним относится, например, функциональная тренировка (психоортопедия). Её суть состоит в том, что пациент избавляется от болезненных проявлений посредством выполнение определенных упражнений по определенной методике. Например, при лечении истерического паралича используется специальная методика, включающая двигательные упражнения. Упражнения начинаются с самых простых, едва заметных движений и по мере продолжения лечения становятся все более сложными и длительными. При лечении различных фобий  упражнения начинаются с самых простых действий, не вызывающих страха, и с коротких действий, вызывающих страх, которые тем не менее пациент в состоянии контролировать. Потом длительность этих упражнений увеличивается, страхи исчезают, человек исцеляется.

Некоторые авторы называют такую психотерапию поведенческой или условнорефлекторной. В этих названиях подчеркивается условнорефлекторный характер выработавшихся у больного неадекватных форм поведения, а также основная направленность психотерапии на выработку новых условных рефлексов, обеспечивающих адекватное социальное поведение. Одгнако условнорефлекторное понимание социального поведения человека представляет собой упрощенный подход и не соответствует в полно  мере сложившемся представлениям о сложной природе социального поведения.

Культтеpапия или pекpиационная психотеpапия заключается в том, что свободное время, досуг пациента организуется так, чтобы препятствовать проявлению его неадекватной социальной активности. Действительно, не вдаваясь в  глубокое индивидуальное лечение заболевания, можно так организовать свободное время пациента, что причины невроза, деформация психического образа и социальной активности, возникших в результате болезни, окажутся неактуальными, частично или полностью снятыми.

Трудовая психотерапия также может быть отнесена к методикам коррекции неадекватной социальной активности пациента. В случае болезни человеку сложно  выполнять свои трудовые обязанности, а перевод на инвалидность иногда резко ухудшают состояние больного. Снижение  трудовой эффективности иногда расценивается больными неврозом как их основное болезненное проявление. В связи с этим включение пациента в процесс созидательного и общественно полезного труда может оказать значительное психотерапевтическое воздействие. Вызывающий у пациента интерес посильный созидательный труд отвлекает  от  болезненных переживаний. Активное участие в трудовой деятельности может снизить актуальность причин заболевания, скорректировать отношения человека к окружающей действительности.

2) Суггестивная психотерапия

Суггестивная психотеpапия в меньшей степени чем рациональная психотеpапия предполагает осознание человеком причин своей болезни, особенностей ее протекания и методов лечения. Такая теpапия в большей степени аппелиpует к эмоциям пациента и предполагает значительное его доверие к личности психотерапевта.

В литературе принято разделять внушение, проводимое в состоянии бодрствования и внушение, проводимое в состоянии сна.

По форме проведения принято разделять директивную и недирективную суггестивную психотерапию. 

Недирективная суггестивная психотерапия заключается в том, что терапевт не навязывает пациенту своих собственных взглядов, не требует от него жестко заданных норм поведения, старается его не критиковать и не вызывать у него отрицательных эмоций. Психотерапевт проводит внушение спокойным и ровным тоном. По форме проведения такая терапия  близка к рациональной психотерапии. Она направлена на то, чтобы в основном повысить самооценку больного, вызвать у него чувство оптимизма, уверенности в своих силах, безопасности и т.д. Например, недирективная психотерапия К.Роджерса.

Диpективная суггестивная психотеpапия предполагает, что психотерапевт требует от пациента беспрекословного подчинения. Такая психотерапия проводится в императивном тоне, направленном на то, чтобы вызвать у больного сильно подавленность, неуверенность в своих действия, эмоциональную напряженность. Ярким примером является эмоционально-стрессовая психотерапия, подробно описанная известным психиатром В.Е.Рожновым.

Методики суггестивной психотерапии также как и методики рациональной психотерапии могут применяться не только в индивидуальной, но и групповой форме.

2.2. Методы воздействия с целью обучения и коррекции.

Наиболее широко распространено социально-психологическое обучение, которое может проводиться в виде групповых лекций и семинаров, социально-психологических тренингов. Лекции и семинары могут проводиться по разным темам, таким как «Совместимость и сработанность в коллективе», «Формирование организационного доверия», «Организационно-психологическое управление групповой эффективностью», «Эффективные стратегии профессионально-компетентного поведения» и т.д.

Социально-психологический тренинг является способом психологического воздействия и представляет собой совокупность концепции и методов повышения социально-психологической компетентности людей посредством общения и моделирования значимых и проблемных для них профессиональных или бытовых ситуаций в относительно малочисленной группе, функционирование которой ограничено в пространстве и времени.

Тренинговые группы являются инструментом социально-психологического воздействия и могут различаться по целям, составу, времени жизнедеятельности, используемым методам воздействия, стилям управления. Например, по целям и задачам различают группы-встреч, Т-групп, группы социально-психологического тренинга поведения.

По теоретическим основаниям выделяют психоаналитические группы, группы поведения (тренинга умений), группы психодрамы, экзистенциональные группы, гештальтные группы, группы трансакционного анализа.

2.3. Методы воздействия с целью управления.  

Психологическое воздействие в сфере управления применяется в целях повышения эффективности труда или для достижения обществом других производственных или социальных эффектов. Кроме психологических методов в управлении применяются экономические и административные методы. Если, например, экономические или административные методы управления будут применяться неэффективно, то и психологические методы управления окажутся неэффективными. Поэтому действие экономических, административных и психологических методов управления должно быть согласованным.

В настоящее время актуальными являются такие типичные управленческие проблемы, требующие психологического воздействия как:

- профессиональная ориентация и профессиональный отбор;

- стимулирование трудовых/учебных мотивов;

- формирование сплоченных и эффективных трудовых/учебных коллективов;

- профилактика межличностных конфликтов;

- удовлетворённость работников/учащихся всеми аспектами труда/учебы и т. д.

PAGE  9


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

52521. Усі уроки географії. 8 клас 1.16 MB
  Завершальним етапом роботи учнів на уроці є підсумок уроку. Здебільшого пропонуються прийоми, які дозволяють учням зробити його самостійно. Розробку уроку завершують різні види домашнього завдання. Представлені уроки тематичного оцінювання, завдання яких складені подібно до завдань, які використовувались під час ЗНО, відповідають програмним вимогам щодо знань і вмінь.
52522. Ділення раціональних чисел 153.5 KB
  Обладнання: фізична карта світу макет козацької чайки піратського корабля сигнальні картки карткизавдання; підручник для 6го класу: Математика Мерзляк А. Щоб зорієнтуватися в просторі нам треба розвязати завдання за правильними відповідями відшукати слово яке вкаже на курс нашої подорожі. ІІІ етап Поповнення запасів їжі і питної води Робота з сигнальними картками: Тестові завдання учні підіймають картку з правильною на їх думку відповіддю...
52523. Найбільший спільний дільник кількох чисел ( НСД) 34 KB
  Мета: сформулювати поняття спільного дільника кількох чисел найбільшого спільного дільника взаємно простих чисел; домогтися засвоєння алгоритму знаходження НСД кількох чисел. Коротко це можна записати так: НСД45, 30 = 15. Для довільних чисел і b пишуть так НСД; b.
52524. Елементи методики роботи вихователя з колективом класу. Ділова гра 105.5 KB
  МЕТА: Озброєння вихователів школи навичками відбору та використання оптимальних форм та методів роботи з колективом класу; Вдосконалення організаторських здібностей. Обладнання: схеми на яких показані взаємовідношення командира лідера із членами колективу при індивідуальній груповій колективній формах роботи. Завдання: Визначте яка форма роботи зображена на схемі.
52525. Година спілкування 9 клас. Україна – наш спільний дім 512.5 KB
  Ознайомити учнів з основними державотворчими подіями становлення незалежної України вивчення основних засад демократичного та суспільного ладу України її досягнень за останні роки. Узагальнити і систематизувати знання дітей про державні символи нашої Вітчизни: герб прапор гімн Основний Закон України Конституцію. 1 Удосконалювати вміння добирати прикметники до іменника Україна утворювати множину іменників – назв мешканців міст України. Вдосконалювати в учнів навички виразного читання поезій про державні прапор...
52526. Природа - нам як рідний дім 45 KB
  Привітання: Усміхнемось сонечку: Здрастуй золоте Усміхнемось квітоньці: Хай вона росте Усміхнемось дощику: Лийся мов з відра Гостям усміхнемося: Зичим їм добра Вихователь. Андрію бажаю тобі Вихователь. Вихователь.
52527. Подорож країною динозаврів. Трикутники 323.5 KB
  Дидактична мета: В ході уроку забезпечити засвоєння учнями основних понять трикутника та його елементів вчити застосовувати їх при розвязуванні задач. Питання можуть бути такими: Що називається трикутником Назвати елементи трикутника; Означити види трикутника за сторонами; і т. Учні дають усні відповіді на питання: Що називається висотою трикутника Де знаходиться точка перетину висот у трикутнику Скільки висот у трикутнику Особливості висот трикутника. Що є точкою перетину медіан трикутника Скільки медіа у...
52528. Discover Britain 6.3 MB
  I want to draw your attention to the blackboard where the quotation from John Clarke is written: “He that travels far knows much”. I think these words can be the motor of our lesson. Let’s try to prove that Clarke was really right. What do you think about this quotation? How do you understand these words? What is your opinion?
52529. Дисидентський рух на Україні в період загострення кризи радянської системи (ІІ половина 60-х – початок 80-х років) 152 KB
  Стус Мета: освітня познайомити учнів із методами боротьби дисидентів проти тоталітарного режиму на Україні із формами переслідувань радянською владою інакодумців людей що викривали злочини СРСР і критикували політичний курс тоталітарного суспільства; розвиваюча зясувати які проблеми піднімали українські дисиденти у своїй діяльності яким чином поширювали інформацію про тоталітарну систему в СРСР простежити розвиток дисидентства на Україні від часу виникнення до його апогею...