90061

Бесполое размножение

Лекция

Биология и генетика

Жизненный цикл –- это развитие водоросли от споры до споры. Бывают жизненные циклы без ядерного цикла только бесполое и или вегетативное размножение хлорелла. По месту редукционного деления и по плоидности обычно ядерный цикл делится на разные формы. У динофитовых гаплобионтный жизненный цикл с зиготической редукцией.

Русский

2015-05-29

511 KB

2 чел.

Лекция 2

Бесполое размножение:

Бесполое размножение происходит при помощи спорангиев, где формируются либо подвижные (зооспоры), либо неподвижные (апланоспоры). Их количество и размеры варьируют.

Зооспоры:

Edagonium – имеет только одну зооспору.

Chlamydomonadas имеет двужгутиковые зооспоры, у улотрикса – четырехжгутиковые зооспоры.

Строение Chlamidomonadas:

У Basheria - симзооспора, собственных оболочек спор не формируется, оболочка общая.

Стефаноконтные (жгутики расположены вокруг одного бесцветного конца клетки) зооспоры у дагониума и сифоновых водорослей из порядка Briopsidalis

Жгутики в одной зооспоре могут отличаться по морфологии (это гетероморфные жгутики)

Жгутики с одинаковой длиной – изоконтные, с разной длиной – гетероконтные.

Жгутики могут прикрепляться латерально (например, у бурых водорослей)

Апланоспоры:

У хлореллы – автоспоры (принимают форму материнской клетки и покрываются оболочкой еще внутри)

Биоциты (проверить название):

Формируются в спорангиях у цианобактерий.

Прочие

Кол-во спор варьирует.

У красных водорослей даются названия по количеству спор моноспоры, биспоры, тетраспоры.

Есть водоросли (хлорелла), размножающиеся только бесполым путем.

У вольвокса формируются дочерние колонии (ценобии).

Половое размножение

  1.  С гаметами и зиготой
  2.  Без гамет, но с зиготой (конъюгация)

Гологамия – в нем участвуют одноклеточные подвижные гаметы. Сливаются гаплоидные особи, образуя зиготу (Dunatella salina).

Конъюгация - у класса Zygnematophyceae. Это половой процесс без гамет, содержимое клеток сливается, образуя зиготу. Например, у спирогиры. 2 особи сближаются, формируются канальцы, через которые перетекает содержимое клетки. Иногда зигота формируется в копуляционных канальцах.

Есть конъюгация без копуляционных канальцев, а просто за счет слияния оболочки.

Размножение с образованием гамет:

  1.  Изогамия – одинаковые гаметы
  2.  Гетерогамия – только размножение подвижных гамет разного размера
  3.  Оогамия – яйцеклетка и сперматозоид

Гаметангии: антеридии и оогонии.

Особь, несущая гаметангии – гаметофит, а особь, несущая споры – спорофит.

Оогамия у красных водорослей: мужские половые клетки не несут жгутиков (спермации). Женский половой орган – карпогон, а верхняя часть карпогона называется трихогина.

Жизненный цикл – это развитие водоросли от споры до споры. Бывают жизненные циклы без ядерного цикла – только бесполое и/или вегетативное размножение (хлорелла).

По месту редукционного деления и по плоидности обычно ядерный цикл делится на разные формы.

В результате мейоза – образуются гаплоидные гаметы.

У динофитовых гаплобионтный жизненный цикл с зиготической редукцией.

Хламидомонада – размножается как бесполым, так и половым путем, последнее – при ухудшении условий, т.к. зигота хорошо зимует. Она, как и динофитовые, имеет зиготическую редукцию.

Тип полового размножения не зависит от типа дифференциации таллома.

Например, у одноклеточной Хламидомонады есть все типы размножения.

Гаплодиплобионтный жизненный цикл со спорической редукцией:

На спорофите – спорангии, там – мейоз, образуются споры, те

Гаплодиплобионтный жизненный цикл со спорической редукцией с гетероморфной сменой форм развития.

У ,,морской капусты,, Пластинка на ризоидах – спорофит, там – спорангии, мейоз, обр. гаплоидные зооспоры, из которых формируются нитчатые гаметофиты. Половое размножение приводит к зиготе, из которой развивается спорофит. Род порфира, улотрикс – так размножаются.

Гаплодиплобионтный жизненный цикл со спорической редукцией и с изморфной сменой форм развития.

Гаметофит и спорофит похожи. У красных водорослей есть и гонимокарп – диплоидная стадия на женском гаметофите. Пример – род Fucus.

Диплобионтный жизненный цикл с гаметической редукцией (редукционное деление непосредственно перед образованием гамет).

Большая часть – диплоидное состояние, гаплоидны лишь гаметы (диатомовые, фукусовые – порядок, изредка – Briopsidalis, Dynophyta (??!), Basheria).

У водорослей много самопроизвольного удвоения гаплоидного в диплоидный.

Гаплодиплобионтный жизненный цикл с соматической редукцией

Есть у 2 порядков красных водорослей и у класса зеленых водорослей Trebouxiophyceae.

Представитель класса Trebouxiophyceae:

И гаметофит, и спорофит могут себя воспроизводить, образуя гаплоидные и диплоидные споры.

Таксоны на английском: Life, Domain, Kingdom, Phylum, Class, Order, Family, Genus, species

Сине-зеленые водоросли (проходят по ботанической номенклатуре)

Отдел Cyanophyta – цианобактерии.

Это бактерии. С бактериями работает бактериология. Микробиология – занимается всеми микроорганизмами.

Пересмотрен ранг некоторых таксонов – теперь в отделе Cyanophyta лишь 1 класс Cyanophyceae.

Общая характеристика отдела:

  1.  Тип дифференциации таллома – коккоидный, нитчатый, разнонитчатый и Паренхиматозный.
  2.  Жгутики – отсутствуют у всех стадий.
  3.  Фотосинтез – пигменты в тилакоидах (те обычно одиночны и равноудалены друг от друга, или собраны в граны). Есть хлорофилл А во всех тилакоидах, хлор Гаплодиплобионтный жизненный цикл со спорической редукцией хлорофиллофилл В и подобие С, а также у рода АkariofloresD, F – самый красный спектр. Нет тилакоидов у 1 вида – все пигменты в цитоплазме. Донор электронов – фотолиз воды. Z – Схема фотосинтеза. Это древнейшая система фотосинтеза. Свет собирают фикобилисомы.
  4.  Периноиды - ?, скорее всего нет потому что они прокариоты.
  5.  Стигма – отсутствует.
  6.  Запасание вещества в цитоплазме – цианофициновые гранулы, азот – в цианофициновых гранулах (аспаргин и аргинин), фосфор – в виде полифосфатных тел, фермент РуБисКО – в карбоксисомах.
  7.  Ядра – нет ДНК – в центре клетки, без ядра, потому что они прокариоты.
  8.  Размножение – вегетативное и бесполое + горизонтальный перенос генов потому что они прокариоты.
  9.  Митохондрии отсутствуют потому что они прокариоты.
  10.  Сократительная вакуоль отсутствует потому что они прокариоты.
  11.  Клеточная стенка покрыта муреином и часто – гидратированным чехлом из полисахаридов потому что они прокариоты.
  12.  Местообитание – пресные воды и суша.
  13.  Способ питания – автотрофы.

Форма – много нитчатых, одноклеточных, настоящее ветвление нитей – реже (1 порядок).

Нити гомоцитные – из одинаковых клеток. Гетероцитные – из разных клеток (акинеты, вегетативные, гетероцисты – с толстой оболочкой)

Большинство – микроскопические, но не всегда.

Разница между хлорофиллами A,B,C,D,F – в радикалах (см. схему). Хлорофилл E пока не признан. Есть реакционные центры как у цианобактерий, так и у прочих. Хлорофилл С есть у Strobinobila, Alveolata, цианобактерий.

Фикобилисома расположена над фотосистемой 2. Не у всех цианобактерий оксигенный фотосинтез – у некоторых донором электронов является водород или сероводород.

2H2S+CO2=CH2O+2S+H2O

У цианобактерии Oscillatoria limnetica летом оксигенный фотосинтез, а зимой нет.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

5106. Методика розвитку рухових якостей у дітей шкільного віку 69 KB
  Методика розвитку рухових якостей у дітей шкільного віку. Фізичні якості – це розвинуті у процесі виховання і цілеспрямованої підготовки рухові задатки людини, які визначають її можливості успішно виконувати певну рухову дію. Стосовно роз...
5107. Особливості планування процесу фізичного виховання школярів 47.5 KB
  Особливості планування процесу фізичного виховання школярів. Діяльність фахівців у сфері фізичної культури характеризується різноманітним і складним змістом. Для досягнення бажаної результативності такий зміст повинен бути певним чином систематизова...
5108. Методика навчання техніки фізичних вправ школярів 35 KB
  Методика навчання техніки фізичних вправ школярів. Навчання рухових дій у шкільному віці спрямоване перш за все на формування, поглиблення і розширення спеціальних знань у вигляді уявлень, узагальнень і понять, закономірностей, принципів і правил ру...
5109. Урок як основна форма фізичного виховання школярів 76.5 KB
  Урок як основна форма фізичного виховання школярів. Особливості організації і методики проведення уроків фізичної культури з учнями молодшого, середнього та старшого шкільного віку. Урок найбільш розповсюджена форма реалізації базової програм...
5110. Особливості методики контролю за процесом фізичного виховання дітей шкільного віку 64.5 KB
  Особливості методики контролю за процесом ФВ дітей шкільного віку. Основним джерелом отримання інформації про об’єкт, яким управляють є контроль за його станом після виконаних управляючих команд (канал зворотного зв’язку). Для фізичного ви...
5111. Організаційні форми фізичного виховання школярів протягом навчального дня 82.5 KB
  Організаційні форми фізичного виховання школярів протягом навчального дня. Позакласна і позашкільна робота з фізичної культури. Учитель фізичної культури – організатор здорового способу життя. Практична реалізація фізичного виховання школярів з...
5112. Теоретико-методичні основи фізичного виховання дітей шкільного віку 94 KB
  Теоретико-методичні основи фізичного виховання дітей шкільного віку. До шкільного віку відносяться діти від 6-7 до 17-18 років. Відповідно до існуючої системи загальної освіти цей віковий період поділяється на три етапи: молодший середній і старший....
5113. Особливості розвитку рухових якостей у дітей дошкільного віку 80.5 KB
  Особливості розвитку рухових якостей у дітей дошкільного віку. Всебічна фізична підготовка дітей дошкільного віку передбачає досягнення оптимального розвитку рухових (фізичних) якостей: швидкості, спритності, гнучкості, витривалості та сили. Фізичні...
5114. Диференційоване фізичне виховання школярів. Особливості фізичного виховання школярів, які мають відхилення у стані здоров’я 80.5 KB
  Диференційоване фізичне виховання школярів. Особливості фізичного виховання школярів, які мають відхилення у стані здоров’я. Поняття диференційований підхід...