90089

Основы педагогических исследований

Лекция

Педагогика и дидактика

К научному факту относятся лишь такие события, явления, их свойства, связи и отношения, которые определенным образом зафиксированы, зарегистрированы. Факты составляют фундамент науки. Без определенной совокупности фактов невозможно построить эффективную научную теорию.

Русский

2015-05-29

31.05 KB

7 чел.

Основы педагогических исследований

План:

  1.  Основные понятия курса
  2.  Уровни исследования и способы научного поиска
  3.  Принципы и требования к проведению исследования
  4.  Основные компоненты научного исследования

Литература

  1.  Загвязинский В.И. Исследовательская деятельность педагога : учебное пособие / В.А. Загвязинский. – М.: Издательский центр «Академия», 2008.
  2.  Борытко Н.М. Методология и методы психолого-педагогических исследований : учебное пособие / Н.М. Борытко, А.В. Моложавенко, И.А. Соловцова; под ред. Н.М. Борытко. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 320 с.
  3.  Коржуев А.В. научное исследование по педагогик: Теория, методология, практика : учебное пособие / А.В. Коржуев, В.А. Попков. – М.: Академический Проект; Трикста, 2008. – 287 с.
  4.  Кочетов А.И. Педагогическое исследование / А.И. Кочетов. – Рязань: РГПИ, 1975. – 178 с.
  5.  Основные понятия курса

Исследование – совокупность теоретических и методических процессов, направленных на получение нового знания об изучаемых социальных процессах, явлениях, фактах для прогнозирования, планирования и управления в конкретных сферах общественной жизни.

Для научного исследования необходимо:

- овладение существующими научными понятиями, представлениями;

- точное описание фактов, явлений с применением общепринятой терминологии;

- умение подбирать родственные факты по их существенным признакам;

- умение группировать факты, признаки в соответствии с общенаучными правилами;

- анализ фактов и явлений, вычленение из них общего и единичного, существенного и второстепенного;

- сравнение фактов и явлений, нахождение сходства и различия, случайного и закономерного;

- точное определение понятий;

- построение доказательств и опровержений (в дискуссии) при опоре на данные различных исследований;

- «предвидение» тенденций развития, возможного изменения явления (на основе исторических и современных тенденций; анализ полученных данных, фактов и материалов других наук);

- теоретическое заключение (научная концепция, система взглядов, абстракции).

Педагогическое исследование – процесс формирования новых педагогических знаний; вид познавательной деятельности, направленный на открытие объективных закономерностей обучения, воспитания и развития.

Обязательные понятия

Информация – сведения о чем-либо

Знания – результат познавательной деятельности человека. Знание всегда системно, инструментально. Выделяют знания о сущем и должном (нормативные знания).

Выделяют:

- эмпирические знания – об объективных реальных фактах, которые можно зафиксировать; для этого применяются эмпирические методы исследования;

- теоретические знания – о существенных связях и закономерностях педагогического процесса; они неочевидны, требуют глубокого научного обоснования, для чего применяются в комплексе теоретические и эмпирические методы психолого-педагогического исследования. Теоретические выводы часто бывают парадоксальными, звучат непривычно для практиков и не сразу принимаются исследователями, поэтому их осознание и принятие требуют длительного времени и формирования и педагогов-практиков установок на понимание и принятие иной точки зрения.

Факт (синоним: событие, результат). К научному факту относятся лишь такие события, явления, их свойства, связи и отношения, которые определенным образом зафиксированы, зарегистрированы. Факты составляют фундамент науки. Без определенной совокупности фактов невозможно построить эффективную научную теорию. Известно высказывание И.П. Павлова о том, что факты – это воздух ученого. Факт как научная категория отличается от явления. Явление – объективная реальность, отдельное событие, а факт – собрание многих явлений и связей, их обобщение. Факт в значительной мере есть результат обобщения всех аналогичных явлений, сведения их в некоторый определенный класс явлений.

Термин – слово или словосочетание, призванное точно обозначить объект реальности и устанавливающее соотношение с другими понятиями в пределах специальной сферы.

Понятие – наполнение того или иного термина определенным содержанием (термин в определенном понимании). В науке часто говорят о развивающемся понятии, подразумевая, что содержание понятия по мере накопления научных данных и развития научных теорий обрастает все новыми и новыми признаками и свойствами.

Категория – наиболее общее и фундаментальное понятие, отражающее основные, существенные свойства, отношения и закономерности реальности определенной эпохи и определяющее характер научно-теоретического мышления.

Теория – форма достоверного научного знания о некоторой совокупности объектов, представляющая собой систему взаимосвязанных утверждений и доказательств и содержащая методы объяснения и предсказания явлений и процессов данной предметной области, то есть всех явлений и процессов, описываемых данной теорией. Есть два смысла, в зависимости от слабой или сильной версии науки.  В русле слабой версии науки – это комплекс взглядов, представлений, идей, направленных на объяснение явлений, процессов и связей между ними. В этом смысле слово «теория» часто заменяется словом «концепция». Например, теория (концепция) проблемного обучения в педагогике, теория (концепция) личности в психологии, концепция диалога культур М.М. Бахтина и т.д. В русле сильной версии науки теория – это высшая форма организации научного знания, дающая целостное представление о существенных связях в определенной области знания – объекте данной теории. Например, теория относительности, квантовая теория и т.д. В этом строгом смысле слово «теория» в общественных, гуманитарных науках практически не употребляется в силу чрезвычайной подвижности, изменчивости, плохой предсказуемости или вовсе непредсказуемости явлений и процессов, изучаемых этими науками, невозможности ввести точно измеряемые их количественные характеристики.

Индивидуальная научная деятельность – процесс научной работы отдельного исследователя. Коллективная научная деятельность – деятельность всего сообщества ученых, работающих в данной отрасли науки, или как работу научного коллектива исследовательского института, научных групп, научных школ и т.д. Они различны.

Методология – 1) совокупность приемов исследования, применяемых в какой-либо науке; 2) учение о методе познания и преобразования мира.

  1.  Виды, уровни и способы исследования научного поиска

Виды исследования:

- фундаментальные исследования – своими результатами имеют обобщающие концепции, которые подводят итоги теоретических и практических достижений педагогики или предлагают модели развития педагогических систем;

- прикладные исследования – работы, направленные на углубленное изучение отдельных сторон педагогического процесса, вскрытие закономерностей многосторонней педагогической практики;

- разработки направлены на обоснование конкретных научно-практических рекомендаций, учитывающих уже известные теоретические положения.

Уровни исследования:

- эмпирический (практический) – в нем устанавливаются новые научные факты и выводятся эмпирические закономерности; происходит накопление, отбор, сопоставление, мыслительный анализ и синтез, проводится количественная и качественная обработка полученных в ходе практического исследования педагогических фактов;

- теоретический – в нем выдвигаются и формулируются основные, общие педагогические закономерности, позволяющие объяснить ранее открытые факты, предсказать и предвидеть будущие события и факты;

- методологический – на базе эмпирических и теоретических исследований формируются общие принципы и методы изучения педагогических явлений, построения теории. Исследования этого уровня называют фундаментальными. Они предъявляют собой крупный научный вклад в исследуемую область.

Способы научного поиска

- способ проб и ошибок – наиболее распространенный путь при индивидуальном исследовании;

- мозговой штурм – комплексный поиск;

- метод контрольных вопросов – построен на принципе морфологического анализа, предложенного американским ученым В. Цвикки (1942). Суть – ответ на систему заранее сформулированных вопросов, ответы на которые сокращают время поисков, число вариантов и проб;

- научное руководство;

- самостимулирование творческого мышления.

  1.  Принципы и требования к проведению исследования

Принципы:

  1.  Целостность

- максимальное использование системного подхода. Системный подход предполагает установление всех элементов изучаемого явления или процесса; изучение связей и зависимостей элементов с выделением основных элементов с ведущими связями и отношениями;

- показ (учет) многообразия внешних явлений;

- определение места данного явления в более широкой системе;

- раскрытие механизма изучаемого явления (движущие силы, их возникновение, развитие, взаимодействие, составные элементы и их взаимосвязь, этапы развития, условия и факторы, от которых это развитие зависит)

2) Комплексность

- многоцелевое изучение объекта, выдвижение нескольких исследовательских задач (изучение сущности, движущих сил, условий и факторов и т.п.);

- охват как можно большего числа связей изучаемого явления или процесса;

- проверка одного и того же факта многократно с помощью различных методов исследования;

- разнообразный анализ (философский, логический, психолого-педагогический и т.п.) полученных в исследовании результатов

3) Объективность

В психолого-педагогических исследованиях велика доля субъективизма (субъективизм исследователя, субъективизм отношений в мире). Как следствие, возникает проблема точности и доказуемости

- проверка каждого факта несколькими методами;

- перепроверка, уточнение полученного фактического материала в ходе всей проводимой опытно-экспериментальной работы;

- фиксация всех проявлений явления, а не только положительно доказывающих точку зрения исследователя;

- сопоставление данных своего исследования с данными других исследователей (сходство и различия);

- сравнительная характеристика изучаемого явления;

- самоконтроль

4) Единство исследования и практики

5) Изучение в изменении, развитии

6) Историзм

- выявление факторов, породивших предпосылки для возникновения педагогической идеи;

- определение основных исторических процессов, которые привели к изменению точек зрения, к более правильному научному представлению, к более точной формулировке;

- объяснение причины, почему тот или иной ученый касался изучаемой проблемы, что он внес нового;

- показ того, как практика оказала влияние на изменение и развитие взглядов по данной проблеме, как сама идея оказала влияние на практику;

- раскрытие сущности явления с позиции наследия прошлого;

- обобщение того, что накопила науку к данному моменту по изучаемой проблеме

7) Сочетание исследовательской смелости и предусмотрительности

- искать кардинальное решение проблем, не довольствуясь улучшением существующих методов работы;

- искать свое объяснение известным явлениям и лишь затем согласовывать его с точкой зрения других авторитетных ученых (попав под влияние, не увидит ничего нового);

- составлять несколько вариантов исследования, учитывать специфику объекта;

- предусмотреть возможные опасности в ходе исследования и наметить меры, которые помогут устранить возможные недостатки

8) Глубинное рассмотрение

Необходимо постоянное научное совершенствование, развитие аналитических свойств своего ума.

9) Эффективность

10) Причинная обусловленность

Не ограничиваться простым описанием отдельных фактов или событий, а обращаться к выяснению закономерностей, обуславливающих их возникновение, развитие и функционирование, к поиску причин.

11) Принцип обоснованности и подтверждаемости

Требования:

- соответствие социокультурным тенденциям;

- соответствие закономерностям развития исследуемых систем;

- наличие элементов предвидения и опережения;

- нацеленность на совершенствование практики, создание передового опыта, инновации;

- не приспособление к методам исследования других наук, а их разумное применение в сочетании с собственными традиционными методами исследования;

- сочетание эмпирического и теоретического уровня;

- результаты исследования должны быть связаны с другими исследованиями по изучаемой проблеме (не быть оторванными и не копировать);

- доказательство должно возникнуть в результате рассмотрения суммы фактов, возникающих при том или ином явлении, в том числе положительных и отрицательных, законченных и незаконченных, проявившихся ярко, сильно и случайно, слабо;

- результаты исследования должны быть аргументированы всесторонне: с точки зрения науки и практики, логики, философии, психологии и т.п.;

- необходимо стремиться к максимальной пользе теоретического исследования;

- четкое определение и соблюдение этапности (структуры) исследования.

  1.  Основные компоненты научного исследования

Тема исследования – это лаконичное и четкое ограничение аспектов исследуемой области. Тема должна быть актуальной, то есть ее разработка определяется объективными требованиями времени, а изучаемый вопрос не должен иметь уже разработанного ответа в науке.

Объект исследования – сфера (область) поиска. Такими объектами могут быть педагогические системы, явления, процессы (воспитание, образование, развитие, формирование личности коллектива).

Предмет исследования – ограниченный аспект сферы поиска внутри объекта; процессы протекания или реализации изучаемых явлений, совокупность элементов, связей, отношений.

Проблема исследования – вопрос, на который надо ответить; формулировка того, что неизвестно в изучаемом явлении.

Цель исследования – ожидаемый результат исследования.

Задачи исследования – шаги достижения цели.

Гипотеза – это научно обоснованное предположение. Д.И. Менделеев говорил, что гипотезы – это тот компас, которым исследователь должен руководствоваться, чтобы не заблудиться в лесу фактов и океане мысли. В гипотезе необходимо показать то, что не очевидно в объекте и предмете исследования, что предполагается обнаружить и проверить в ходе работы. Гипотеза должна быть принципиально проверяемой доступными диагностическими средствами, простой для понимания и логического объяснения.

Исследовательская гипотеза – это научно обоснованное предположение о структуре исследуемого объекта, о характере и сущности связей между его составляющими, о механизме их функционирования и развития. Гипотеза является своеобразным прогнозом ожидаемого решения исследовательских задач. В результате проверки она либо опровергается, либо подтверждается.

Гипотеза должна вытекать из предварительного анализа теории и практики образования, опираться на определенные аргументы, а не предлагаться в виде личного мнения.  Гипотеза может быть описательной, объяснительной или прогностической.

Описательная гипотеза – это предположение о существенных свойствах изучаемого объекта (классификационная), или о характере связей между элементами объекта (структурная), или остепени их взаимодействия (функциональная гипотеза). Чаще всего гипотеза формулируется в виде модели феномена, условий или деятельности и затем проверяется в диагностике.

Объяснительная гипотеза определяет причинно-следственные связи, выявляет причины, факты, которые были установлены в результате подтверждения описательных гипотез.

Прогностическая гипотеза помогает раскрыть объективные тенденции в функционировании и развитии изучаемого объекта.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

50086. Создание комплексных текстово-графических материалов 78 KB
  Запустите Corel Drаw создайте новый файл. Сохраните файл под именем Верстка сверните файл но не программу. В программе Corel Drw создайте еще один файл постройте на листе по 15 горизонтальных и вертикальных направляющих Horizontl nd Verticl Guidelines: Horizontl Горизонтальные от 70 до 140 мм с шагом в 5 мм; Verticl Вертикальные от 30 до 100 мм также с шагом в 5 мм. Откройте файл Верстка импортируйте в него сохраненный кроссворд придайте ему такие же размеры и положение как на ксерокопии.
50087. Определение показателя адиабаты при адиабатическом расширении газа 309.5 KB
  Плеханова технический университет Кафедра Общей и технической физики лаборатория виртуальных экспериментов Определение показателя адиабаты при адиабатическом расширении газа Методические указания к лабораторной работе № 8 для студентов всех специальностей САНКТПЕТЕРБУРГ 2010 УДК 531 534 075. Цель работы: – изучить законы идеального газа и основные положения классической теории теплоёмкости; определить коэффициент Пуассона отношение теплоёмкости при постоянном давлении Ср к теплоемкости при постоянном объеме CV методом...
50089. ИЗУЧЕНИЕ ПРЕЛОМЛЕНИЯ СВЕТА ПРИЗМОЙ. ИЗУЧЕНИЕ ДИСПЕРСИИ СВЕТА 151 KB
  ИЗУЧЕНИЕ ПРЕЛОМЛЕНИЯ СВЕТА ПРИЗМОЙ Изучение дисперсии света. Абсолютным показателем преломления некоторого вещества в электромагнитной теории называется число показывающее во сколько раз скорость волны в вакууме больше скорости волны в веществе: n = c v. Абсолютный показатель преломления связан с диэлектрической и магнитной проницаемостями среды следующим образом: n =. Дисперсией электромагнитного излучения называют явление обусловленное зависимостью показателя преломления вещества от длины волны частоты n = fλ0 где λ0 – длина...
50090. Интегральные устройства радиоэлектроники 15.38 MB
  Курсовое проектирование по дисциплине Интегральные устройства радиоэлектроники обобщает знания, полученные студентами в процессе изучения дисциплины, а также умения и навыки, приобретенные при прохождении практики на производстве, и ставит своей целью подготовить студентов к самостоятельному решению сложных проектно-конструкторских задач.
50091. ИЗУЧЕНИЕ СПЕКТРА АТОМА ВОДОРОДА 211.5 KB
  Совокупность электронов составляет электронную оболочку атома. Ядро в котором сосредоточена почти вся масса атома занимает ничтожно малую часть всего его объема. При этом размер самого атома который определяется размерами его электронной оболочки около 108 см.
50093. Исследование переходных процессов в электрических цепях с источником постоянного напряжения 517 KB
  Построение графиков напряжения и токов при переходных процессах. Построение графиков по расчётным данным:...