90090

Место теории государства и права в системе юридических и иных социальных наук

Лекция

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

Между теорией ГиП и иными юридическими науками существуют достаточно тесные, плотные, предметные и методологические взаимосвязи. Эта связь носит как прямой, так и обратный характер. Они есть всегда, где то явные, где то менее заметные.

Русский

2015-05-29

19.97 KB

0 чел.

17.09.14

3. Место теории государства и права в системе юридических и иных социальных наук

ТГП это базовая наука, но не единственная. Существует целы комплекс самостоятельных юридических наук, образующих систему. Элементы этой системы, можно подразделить на блоки.

1. Теоретико-правовые науки: ТГП и философию права, иногда включают социологию.

2. Историко-правовые науки ИОГиП, Всеобщую историю ГиП, История политических и правовых учений, иногда Римское частное право.

3. Отраслевые юридические науки: ГП, Административное право, и т.д. Отраслей права больше 35.

4. Прикладные юридические науки: криминалистика, криминология, судебная медицина, судебная психиатрия, правовая психология, правовая статистика.

5. Международные правовые науки: международное публичное право, международное частное право.

6. Организационно-правовые юридические науки: наука прокурорского надзора, нотариате и т.д.

Между теорией ГиП и иными юридическими науками существуют достаточно тесные, плотные, предметные и методологические взаимосвязи. Эта связь носит как прямой, так и обратный характер. Они есть всегда, где то явные, где то менее заметные. Эти связи носят предметный и методологический характер, с одной стороны проявляются в том, что именно в ТГиП вырабатывает категориальный и понятийный аппарат, методологическая база, которая в больнейшем оперирует другие методологические науки. В ТГиП формируется система методов научного познания юридических принципов. Можно Проследить ТГиП  с международным личным правом, эти связи регулируются международными договорами, пактами конвенциями и др.

4.Функции ТГиП.

Основные направления познания государственной правовой действительности и основные направления воздействия. Можно выделить следующие функции науки:

1. Онтологическая функция ТГиП. Сущностная функция ТГиП.

2. Гносеологическая, в нее входит изучение их признаков, форм, видов, структуры. Характер взаимодействия государственно-правовых явлений.

3. Аксиологическая, функции рассматриваются как социальные явления.

4. Прогностическая – определение будущего состояния государства, явлений, на основе имеющихся данных и объективных законов.

5. Эвристическая – функция выявления открытия новых закономерностей в развитии ГиП и новых институтов.

6. Мировоззренческая функция – признана формировать определенный тип мировоззрения мироощущения в обществе. Отношение общества к праву.

7. Воспитательная функция -  как любая др. наука ТГиП имеет воспитательное значение. Признано формировать у изучающих определенный тип правового сознания и правовой культуры. Формируя определенную базу, наука воздействую определенный тип правого мировоззрения.

8. Политико-управленческая функция – любая система знаний только тогда чего-либо стоит, когда эта система знаний может быть применена на практике.

ТЕМА 2. ПРОИСХОЖДЕНИЕ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА.

1. Характеристика общественной власти и социальных норм первобытного общества.

2. Причины (закономерности) происхождения ГиП.

3. Формы (пути) возникновения государства у различных народов.

4. Общая характеристика основных теорий происхождения государства и права.

1. Характеристика общественной власти и социальных норм первобытного общества.

Социальная организация первобытного общества, первым характеризовалось родовой общиной. Это небольшое локальное сообщество людей, которые основывается на кровной связи. Родство велось по материнской линии. Это было обусловлено и социальными и экономическими точками зрения. С социальной – строилось на отношениях промискуитета (непорядочность половых связей внутри общины). Экономическую основу составляла присваивающая экономика, это означает, что не производилось материальных благ, разделение труда производилось по половому признаку, стабильными источником питания являлось собирательство – собирательством занимались женщины. Присваивающая экономика базировалась на двух принципах: - Реципроктность (обобществление) и редистрибуция (распределение). Объединяется и распределяется между всеми. Такая модель получила первобытно-общинный коммунизм. Такая модель предопределяет и модель управления в первобытном обществе. Высшим органом социального управления было общее собрание всех взрослых членов рода. На этом собрании решались все наиболее важные вопросы жизни рода. Для решения текущих вопросов в общине избирался старейшина, самый опытный и мудрый член рода. У каждой общины были свои критерии. При этом его власть основывалась исключительно на его авторитете, не было специальных рычагов подчинения. В повседневной жизни старейшина не имел никаких привилегий. Можно сделать вывод, что в первобытном обществе субъект и объект управления совпадают. Субъект – тот, кто управляют, объект – подвластный. Люди осуществляли управление в отношении себя. Похоже на демократию.

Любое общество не может существовать так же без системы регулирования общества. Такая система существовала и в первобытном обществе. Она регулировалась обычаями, которые передаются из поколения в поколение, в результате чего оно становиться обычным (привычным). Исторически-первыми правилами были табу (запреты). Первые обычаи, это запреты. Обычаи характеризовались, по содержанию были дискретными, они носили характер моно норм – единство правил. Родовые обычаи носили локальный характер, у каждой общины были свои собственные обычаи, и действовали в пределах одного рода. Родовые обычаи не имели строго определенной формы, они не были письменными, и передавались устной форме. Исполнение обычаев обеспечивалось исключительно силой общественного мнения. Не было специальных механизмов принуждения. За нарушения обычаев существовали определенные наказания, самым суровом было изгнание. Сознание первобытных людей было коллективным, вне коллектива он себя не осознавал и не понимал. Большую часть своей жизни человечество прожило в форме первобытного общества.  

2.Причины (закономерности) происхождения ГиП.

С точки зрения историко-материалистического подхода, на процесс возникновение ГиП оказали влияние 3 группы причин: экономически, социальные и политические.

1. Экономические. Примерно 8-10 тыс. лет назад произошла неолитическая революция – она была обусловлена тем, что резко меняются климатические условия. Умирают животные, которые были основным источником питания. Происходит коренное изменение во всех условиях жизни общества. Результатом стал переход от присевающего к производящему. Меняются формы хозяйствования. На смену собирательству приходит земледелие, охоте – скотоводство.  Этот переход сопровождался тремя крупными общественными разделениями труда: разделение земледелия и скотоводства. Оно приводит к повышению производительности труда, увеличению объема производимого продукта. Далее от земледелия отделяется ремесло, в обществе появляется часть которые занимаются только производством орудий труда, это порождает увеличение издержек. Появляется отношения натурального обмена. Появились торговцы и торги. Появляются товарно-денежные отношения. Избытки обобществляются (Реципроктность). Производитель начинает присваивать, в нежелании отдавать, появляются отношения частной собственности. Появляется необходимость в эквиваленте для обмена.

 

2. Социальные. В обществе происходит социальная дифференциация, ранее единое монолитное общество разделяется на социальные группы. Первая дифференциация происходила по имущественному принципу. Появляются отдельные социальные группы, появляются свои интересы, и своя собственная воля на удовлетворения эти интересов. Возникает конфликт, столкновение воль. Это может привести к самоуничтожению общества. Возникает необходимость в урегулировании конфликтов. Возникает потребность в новой системе управления. Она может быть эффективной в тех случаях, когда для всех будут установлены равно-одинаковые правила игры. Такой системой становится право. Требуется более нормативная система регулирования. Появляются мораль, религия, право. В этот период времени происходит коренное изменение и в сознании общества, человек становится личностью. Меняется сознание от коллективного к личному. Возникают межличностные конфликты. Собственником в большей степени становиться мужчина. Возникает интерес передать собственность по наследству. Возникает необходимость перехода к брачно-семейным отношениям. Появляется парная семья. С точки зрения социальной организации общества распадается родовая община, и возникает соседская. Теперь деление происходит по принципу территориального.

3. Политические. В обществе получают развитие интегративные (объединительные) процессы, за счет процесса обмена. Отдельные общины объединяются в племена. С системой социального управления происходит изменение, в племени высшим органом становится совет старейшин, избирается вождь. Несколько объединенных племен создают союз. Высшим органом становится совет племенных вождей, которые выбираются. Происходит разделение субъекта и объекта. Власть и общество перестают совпадать – публицизация власти. Власть постепенно приобретает публично-политический характер. Выявляется такое явление, как война. Борьба за территорию, ресурсы. Возникает потребность в военном вожде, который является им как правило, только в военное время. Постепенно военный вождь начинает сохранять свою власть и в мирное время. Возникает система двоевластия, и как следствие конфликт. Формирование военного управления из воинов, они лично преданы военному правителя. Аппарат управления формируется из своих воинов, следствие – утрачивает преемственность населения. Этот аппарат не избранный народом, назначенный вождем. Требуется новая система управления, ей становится право.

4. Духовные. У каждой общины были свои татемы, божества. При объединении племен появляется необходимость в единой религии.

3.Формы (пути) возникновения государства у различных народов.

Традиционно в научной литературе выделяют два пути возникновения государства: восточный и западный пути (азиатский и европейский). Они характеризовались:

Восточный путь. Они возникли на Востоке, по берегам крупных рек, зоны поливного земледелия. Появляется необходимость строить поливочные системы. Это строительство предполагало масштабные работы, что силой одной общины стравиться было не возможно. Происходит объединение многих общин и их материальных ресурсов. Появляется необходимость в людях, которые организовывали бы ведение работ, в дальнейшем они начинают распространять свою власть в обществе в целом. Формируется аппарат политического управления. На Востоке частная собственность решающей роли не играла, собственность оставалась общинной, в дальнейшем государственно. Действует принцип собственность власти.  Это привело к тому, что формирование и развитие государства Восточного типа характеризовалось стагнационностью (отсутствием движения), в политических. Социальных и др. движениях. На востоке очень долго сохраняются элементы общинного образа жизни (родовые пережитки). В политической сфере аппарат восточных государств оставался в неизменном виде.

Западный путь. На Западе можно выделить общественно-экономические формации, и быструю их смену. Меняется, развивается аппарат управления. На Западе важную роль сыграли отношения частной собственности. Власть собственности. Власть в руках собственников производства, следовательно, власть по управлению делами общества. Выделяют несколько разновидностей западного пути развития: афинский, спартанский, римский и германский. Афинский – классический путь возникновения государства, возникновение афинского государства связаны с реформами трех авторов Тесея, Солона и Клистфена. Реформы этих правителей привели к социально-территориальной дифференциации общества и как следствие возникновение государства. Территориальное деление не совпадало с социальным. Спартанский путь – на территории древней Спарты жили еще и илоты (зависимые земледельцы, не имеющие прав), их было на порядок больше чем спартанцев. Необходима жесткая система. Римский путь – имел особенности, там существовало 2 социальных слоя свободных граждан, патриции (коренные жители Рима, родоплеменная знать, они вели свой род от этрусков) и плебеи (представители всех иных племен). Патриции обладали большем количеством политических прав, хотя плебеи были чаще богаче, т.к. они занимались торговлей, а патриции, землевладением. Между патрициями и плебеями возникает противостояние, появляется альтернативное Римское государство. Связывают с именами Сербия Тулия. Германский путь – германские племена, как правило кочевые, мобильные, в своем переселении на запад захватывали другие племена (земледельческие). Германцы захватывали так же провинции Римской империи.

Для Руси характерны Восточный и Западный пути развития. Из Западного более характерен Германский.

4.Общая характеристика основных теорий происхождения государства и права.

Существует большое количество теорий. Наиболее древняя, Теократическая – теория божественного происхождения государства. Согласно этой теории и государство и право было создано по воли Бога. Правитель или сам Бог, или наместник Бога на земле (Фараон, Иудейские цари, и др.). Своего рассвета эта теория возникает в период раннего Средневековья, и связано это с именами: Апостол Павел, Тертулиан, Аврелий Августин, Фома Аквинский -  согласно теории двух мечей, Господь вручил церкви два меча, один она оставила в ножнах у себя, а второй церковь передала правительству. Следовательно, правительство получает власть от Бога. Иосиф Вотский предполагал, то, что российский государь получает власть не от церкви, а от Бога. И поэтому светская власть не должна подчиняться церкви. Эти идеи нашли свое отражение в теории Абсолютной народности (Уваров – Православие, самодержавие, народность). Недостаток этой теории выражается в том, что она не доказуема, как недоказуемо само существование Божье. Но в тот же момент, она не опровержима.

Патриархальная – своими корнями уходит во времена античности и ее основоположником считается Аристотель. Если говорить о восточной традиции, то Конфуций. Смысл теории, государство возникает в процессе разрастания патриархальной семьи. Свое дальней шее развитие получает в 17м веке и связано с именем английского ученого Роберта Фильмера, в своей работе обосновывает необходимость королевской власти, изначально она была вручена Адаму, а Адам вручил ее своим сыновьям. Современники Фильмера, к примеру Джон Локк, в своей работе писал о том, следствием этого было бы то, что в мире существовало бы столько государств, сколько в мире семей. Эта теория показывает социальные корни возникновения государства.

Теория общественного договора – уходит корнями в античность (Платон), своего развития достигает в 17-18 веках, в эпоху буржуазных революций. Сформировалась в противовес Теократической модели. Смысл -  в центре мира должен находиться не Бог, а человек. Представитель Томас Вопс, Джон Локк, Ж.Ж.Руссо, Д.Дидро, если говорить о России: А.Н. Радищев. Согласно взглядам представителей этой теории, изначально люди жили в естественном состоянии, то состояние, в котором все люди были равными и свободными, но различных представителей определяли по-разному. Томас Вопс, в своем произведении, писал, что это было состояние войны всех против всем, сопротивление каждого с каждым. По мысли Локка и Руссо, это был золотой век человечества, когда люди не знали никаких войн и противоречий (не было частной собственности). Появление частной собственности приводит к конфликтам в обществе, необходимо урегулирование, люди объединяются, договариваются и создают государство. Они передают часть своей естественной свободы в обмен на защиту. Таким образом возникает государство. Люди передают часть своей свободы государству, следовательно, они не могут контролировать правителя, требовать отчета. Джон Локк говорил о том, что при этом люди не отказываются от своей свободы, в обмен на определенные услуги, и отчет должен быть, должны быть выделены органы которые будут ее предоставлять. Жан Жак Руссо считал, что источником власти является народ, и народ делегирует часть своих прав, свободы правителю, а следовательно, народ имеет право на революцию (республиканская форма правления). Идеи этой теории нашли закрепление в нормативно-правовых актах. Впервые в Конституции США, позже в декларации прав человека (1789г.).  Эта теория подвергалась существенной критике. Эта теория имеет историческое подтверждение – древнерусские города призывали князя с дружиной, город заключал договор (Владеть-но защищать).


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

6165. Маркетинговые исследования рынка шоколадных батончиков 224.41 KB
  Маркетинговые исследования рынка шоколадных батончиков Введение Рынок шоколадных батончиков достаточно привлекателен, является одним из самых значительных сегментов  национальной экономики, а также  принадлежит к высокодоходным отраслям. Следствием ...
6166. Естетично-екологічне виховання у дошкільних навчальних закладах 268.5 KB
  Екологічна криза, що виникла через непродумане господарювання людини, змушує змінити своє ставлення до довкілля. Цій меті покликана служити система екологічного виховання, яка є окремим напрямом педагогічної теорії та практики.
6167. Принципи конфігурування коммутатора Cisco Catalyst 2960 610.5 KB
  Мета роботи: Вивчити принципи конфігурування коммутатора CiscoCatalyst 2960. Порядок виконання роботи Виконання даної лабораторної роботи, складається з двох частин: Підготовки на емуляторі Packet Tracerv 4 Робота на ко...
6169. Бази даних XML 130 KB
  Бази даних XML Завдання Вивчити відповідні розділи документації СУБД. Навести власні приклади використання конструкцій мови доступу до СУБД. Підготувати звіт у вигляді файлу з прикладами та його друкованого варіанту. Створення ...
6170. НАГНЕТАТЕЛЬНАЯ ФУНКЦИЯ СЕРДЦА. ФАЗОВЫЙ АНАЛИЗ СЕРДЕЧНОГО ЦИКЛА. ЯВЛЕНИЯ, СОПРОВОЖДАЮЩИЕ РАБОТУ СЕРДЦА 164.23 KB
  Нагнетательная функция сердца. Роль клапанного аппарата в ее реализации. Закон Франка-Старлинга (закон «сердца»). Причины наполнения сердца кровью. Фазовый анализ сердечного цикла. Звуковые и механические явления, сопровождающие работу сердца (тоны сердца, верхушечный толчок), их диагностическое значение.
6171. Налаштування магістральних портів для зєднання комутаторів 99.5 KB
  Виконати спостереження за конфігурацією VLAN комутатора і його роботою. Виконати налаштування статичних VLAN на комутаторі. Перевірити конфігурацію VLAN і її роботу. Виконати налаштування магістралі між комутаторами
6172. Автосервис и фирменное обслуживание 8.35 MB
  Приведены материалы, необходимые при выполнении дипломных проектов по кафедре технологии обслуживания транспортных средств. Тематическая направленность проектов соответствует профессиональной деятельности выпускников на предприятиях автосервиса и фи...
6173. Создание, изменение и удаление таблиц в SQL Oracle 208 KB
  Создание, изменение и удаление таблиц в SQL Oracle Цели лабораторной работы Изучить возможности SQL Oracle по созданию, изменению и удалению таблиц. Приобрести практический опыт по созданию, изменению и удалению таблиц в SQL*Plus. ...