90091

ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА КАК НАУКА И УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА

Лекция

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

Методология должна включать принципы и парадигмы познания. Принцип - это основополагающая руководящая идеей начала познания и идеи. Можно выделить следующие принципы объективность научного познания принцип полноты научного познания принцип историчности научного познания принцип...

Русский

2015-05-29

15.72 KB

1 чел.

ТЕМА 1. ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА КАК НАУКА И УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА

1. Предмет и понятие Теории государства и права

2. Методология Теории государства и права

3. Место теории государства и права в системе юридических и иных социальных наук

4. Функции теории государства и права

1. Предмет и понятие Теории государства и права

Служит основой для изучения всех других юридических наук. Право дает формальную определенность, обеспеченность силой государственной. В негосударственной структуре, право существовать не может. Государство - это не только территориальное и экономическое объединение, но еще и правовая форма организации общества. Государство – это правопорядок. Право определяет порядок и форму формировать органов государственной власти, порядок их взаимодействия. Позитивное право выступает единственным каналом, через который государство через свою властную волю может выражать, донести ее до общества и потребовать исполнение данной власти. Позитивное право. Естественное право. (нужны определения). Для теории государства и права характерен двуединый объект познания. Он двойственен – 2 явления, но един – нельзя отделить два определения. Существуют еще и политико-правовые явления и процессы, которые по своей сути являются вне государственными и внеправовыми, но без которых существование государства и права проблематично. Объект ТГП имеет сложную, многоуровневую структуру. Три уровня- государство и право, государственно-правовые процессы и явления, политико-правовая действительность в целом. Предмет ТГП, любая наука кроме объекта имеет еще и  предмет изучения – это то, что наука должна непосредственно изучать. Предмет всегда уже, чем объект. В нашем случае предметом является – изучение закономерностей, т.е. типичные, устойчивые, повторяющиеся, системные явления. Предметом ТГП высыпают наиболее общие и значимые закономерности возникновения и развития государства и права, и всей государственно правовой действительности в целом. Общие закономерно мерности – которые проявляются в любой закономерности. Общественные отношения – второй аспект ТГП. Для понятия закономерностей необходимо смочь описать эти отношения. Их можно описать при помощи специальных юридических категорий.  Они в свою очередь выступают еще одним аспектом в ТГП.

ТГП – предмет представляют собой наиболее общие и значимые закономерности возникновения государства и  права, которые находят свое проявление в соответствующих общественных отношениях и могут быть описаны при помощи специальных юр. Категорий.

2. Методология ТГП.

Если предмет науки отвечает на вопрос «что?» то, методология -  «Как?».  В литературе существует 3 подхода основных. – Это совокупность приемов и способов изучения.  Методология должна включать принципы и парадигмы познания. Принцип – это основополагающая, руководящая идеей начала познания и идеи. Можно выделить следующие принципы – объективность научного познания, принцип полноты научного познания, принцип историчности научного познания, принцип преемственности научного познания (новая система знаний не может строиться на пустом месте), опирается на уже сформированный опыт; принцип взаимосвязи науки и практики.

Парадигмы научного познания: парадигмы – это исходная базовая, устающаяся научная идея, доктрина, концепция, которая положена для дальнейшего процесса познания. То, что является базой для науки. Парадигма правового государства. В теории юр. Ответственности – парадигма ответственности за вину. Система методов научного познания – определенные приемы и способы изучения, средства здесь не задействованы.  Методы системны, а следовательно, можно выделить определенные структурные элементы.

Виды: Общефилософские методы научного познания, общие научные методы, частные научные методы. Два общефилософских мировоззренческих направления – метафизика и диалектика. Метафизика: исторически первый, долгое время был господствующим, его суть заключается в нечувственном познании мира, т.е. то, в чем органы чувств не могут помочь, они не задействованы, картину мировоззрения формируют исключительно в сознании. С точки зрения метафизики государство и право рассматриваются, как явления вечные и неизменные, они не развиваются под воздействием внешних сил, а совершенствуются внутренне.

Диалектика: искусство построения беседы. Наука о всеобщих закономерностях развития. С точки зрения диалектического подхода, государство и право рассматриваются, как явления, которые находятся в постоянном и непрерывном развитии. Причем это развитие, осуществляется по восходящей вертикальной спирали. С точки зрения диалектического подхода, развитие осуществляется по объективным законам, их три. Закон перехода количественных изменений в качественные, закон отрицания отрицаний, закон единства и борьбы противоположностей – предполагает, что все государственно-правовые явления находятся в тесно и неразрывной взаимосвязи друг с другом, но они находясь в постоянном конфликте, столкновении друг с другом, именно этот конфликт помогает выявить общие точки соприкосновения. В рамках диалектического подхода существуют два направления: диалектический материализм, диалектический идеализм. В основе возникновения государства и права лежат материальные, экономические условия. Чем выше уровень экономического развития общества, тем более свободной будет личность. Диалектический идеализм – в основе лежат идеальные факторы, не материя, не экономика, а идея, дух, разум. Тоже можно выделить 2 направления -  объективный (некая высшая идея, божественный дух, непознаваемый) идеализм, и субъективный идеализм (в основе лежит не божественная идея, а сознание и воля самого общества или отдельной личности).

Общенаучные методы: применимы для использования практически во всех науках, и эти методы позволяют получить общую целостную картину изучаемого явления, при этом частности могут быть упущены по разным причинам. Можно выделить: абстрагирование и конкретизация – абстрагирование – путь восхождения от единичного к общему, на основе знание о единичном, мы формируем знание об общем, при этом абстрагируемся от качеств присущих только единичному. Конкретизация – это путь нисхождения от общего к единичному, противоположное абстрагированию. Анализ и синтез: Анализ – разделение изучаемого на первичные элементарные части, изучение свойств каждого из элементов в отдельности, что позволяет сделать вывод о свойствах явления в целом. Синтез -  несколько одно порядковых явлений объединяются в целостную конструкцию, изучаем целую конструкцию, что позволяет сделать вывод о свойствах каждого изучаемого явления.

Логические методы научного познания: индукция и дедукция – логические приемы. Дедукция – переход от общего к частному. Индукция обратное. Правила кругов Эйлера.  Правило исключенного третьего. Правило доказательства от противного. Правило доведения до абсурда.

Системно-структурный метод: исходит из того что государственно-правовое явление находится в взаимосвязи и во взаимозависимости и они составляют единую государственную систему.  Для системы характерно такое свойство, как эмерджентность (система приобретает такое качественно новые свойства, которых нет у каждого элемента по отдельности). С точки зрения системного подхода, каждый элемент системы сам является системой, но уже другого более низкого порядка.

Синергетический метод: синергетика – наука о самоорганизации открытых систем. Статья синергетика в праве (почитать). На основе хауса формируется единая модель.

Функциональный метод научного познания: Происходит на основе изучения функций. Чтобы понять, что это – нужно узнать, как это работает.

Исторический метод научного познания: Необходимо проследить путь исторического развития.

Частные научные методы: выработаны отдельными науками и позволяют исследователю наиболее полно и глубоко изучить явление, но только в отдельном частном аспекте. Социологические методы: выявление и изучение общественного мнения (соц. Опросы, тестирование), очень близко связан со статистическим методом (дело с количественными данными). Метод правового моделирования: создается определенная модель правового явления (пространственная, математическая, временная, кибернетическая и т.п.) связан с методом правового эксперимента. Метод компаративистики: метод сравнительного правоведенья.  Формально-юридический метод: метод изучения специальной юридической терминологии. Герменевтический (интерпретация, толкования) – метод толкования нормативно-правовых актов.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

83391. Роль художественных произведений в формировании социальной компетентности у младших школьников 94.07 KB
  Возможно, социальную компетентность можно воспитывать по-разному, но давайте подумаем раньше при наших бабушках, дедушках, мам и пап еще не было компьютеров и телевизоров и дети, росли, читая книги, и через художественные произведения все понимали, что делать хорошо, а что плохо.
83392. Акустико-эмиссионный способ диагностирования колесных пар железнодорожного подвижного состава и устройство для его осуществления 28.09 MB
  Для грузовых вагонов норма статической нагрузки на рельсы от колёсной пары значительно меньше чем у пассажирских и составляет 1764 кН. Главным образом он возникает у колёс пассажирских вагонов из-за значительной перегрузки элементов колёсной пары и рельсового пути. Для анализа причин появления дефектов и разработки мер по их устранению большое значение имеет классификация которая устанавливает...
83393. Система предпочтительных чисел, классификация и кодирование изделий и конструкторской документации 452 KB
  Стандартизация – деятельность по установлению правил и характеристик в целях их добровольного многократного использования, направленная на достижение упорядоченности в сферах производства и обращения продукции и повышение конкурентоспособности продукции, работ или услуг.
83395. Теорія і методика фізичного виховання дітей дошкільного віку 2.87 MB
  Навчальний посібник складено згідно з програмою для педагогічних університетів та училищ. У ньому розглянуто основи системи фізичного виховання, завдання та зміст фізичного виховання дітей раннього та дошкільного віку, методика проведення основних форм навчально-виховного процесу з фізичного виховання в дошкільному закладі.
83396. Стратегическое управление: учебебное пособие 819.5 KB
  В учебном пособии излагаются научные основы концепция и основные задачи стратегического менеджмента рассматриваются вопросы анализа внешней среды и внутренних возможностей предприятия подходы к разработке стратегических альтернатив проблемы реализации стратегических решений.
83397. Разработка программы научно-методического сопровождения ОЭР: Учебно-методическое пособие 101.6 KB
  Современный этап социально-экономического развития характеризуется изменением роли образования в жизни каждого человека и всего российского общества. Образование обретает статус особого механизма общественного, культурного развития регионов, становится пространством личностного развития всех субъектов...
83398. ДІЛОВОДСТВО НАВЧАЛЬНИЙ ПОСІБНИК: ДІЛОВОДСТВО 599 KB
  У посібнику наведено вимоги до створення й оформлення організаційно-розпорядчих, інформаційних, фінансово-розпорядчих та кадрових документів. Запропоновано різноманітні зразки документів, які відображають особливості написання та оформлення реквізитів. За допомогою наведених тестів...
83399. Система задач и упражнений по языку программирования Pascal 780 KB
  В работе приведены задачи и упражнения по основным разделам курса изучения языка программирования Паскаль. К каждой лабораторной работе прилагаются тексты программ, необходимых для ее выполнения. Содержание подкреплено значительным количеством контрольных вопросов по всем изучаемым темам.