90091

ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА КАК НАУКА И УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА

Лекция

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

Методология должна включать принципы и парадигмы познания. Принцип –- это основополагающая руководящая идеей начала познания и идеи. Можно выделить следующие принципы – объективность научного познания принцип полноты научного познания принцип историчности научного познания принцип...

Русский

2015-05-29

15.72 KB

1 чел.

ТЕМА 1. ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА КАК НАУКА И УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА

1. Предмет и понятие Теории государства и права

2. Методология Теории государства и права

3. Место теории государства и права в системе юридических и иных социальных наук

4. Функции теории государства и права

1. Предмет и понятие Теории государства и права

Служит основой для изучения всех других юридических наук. Право дает формальную определенность, обеспеченность силой государственной. В негосударственной структуре, право существовать не может. Государство - это не только территориальное и экономическое объединение, но еще и правовая форма организации общества. Государство – это правопорядок. Право определяет порядок и форму формировать органов государственной власти, порядок их взаимодействия. Позитивное право выступает единственным каналом, через который государство через свою властную волю может выражать, донести ее до общества и потребовать исполнение данной власти. Позитивное право. Естественное право. (нужны определения). Для теории государства и права характерен двуединый объект познания. Он двойственен – 2 явления, но един – нельзя отделить два определения. Существуют еще и политико-правовые явления и процессы, которые по своей сути являются вне государственными и внеправовыми, но без которых существование государства и права проблематично. Объект ТГП имеет сложную, многоуровневую структуру. Три уровня- государство и право, государственно-правовые процессы и явления, политико-правовая действительность в целом. Предмет ТГП, любая наука кроме объекта имеет еще и  предмет изучения – это то, что наука должна непосредственно изучать. Предмет всегда уже, чем объект. В нашем случае предметом является – изучение закономерностей, т.е. типичные, устойчивые, повторяющиеся, системные явления. Предметом ТГП высыпают наиболее общие и значимые закономерности возникновения и развития государства и права, и всей государственно правовой действительности в целом. Общие закономерно мерности – которые проявляются в любой закономерности. Общественные отношения – второй аспект ТГП. Для понятия закономерностей необходимо смочь описать эти отношения. Их можно описать при помощи специальных юридических категорий.  Они в свою очередь выступают еще одним аспектом в ТГП.

ТГП – предмет представляют собой наиболее общие и значимые закономерности возникновения государства и  права, которые находят свое проявление в соответствующих общественных отношениях и могут быть описаны при помощи специальных юр. Категорий.

2. Методология ТГП.

Если предмет науки отвечает на вопрос «что?» то, методология -  «Как?».  В литературе существует 3 подхода основных. – Это совокупность приемов и способов изучения.  Методология должна включать принципы и парадигмы познания. Принцип – это основополагающая, руководящая идеей начала познания и идеи. Можно выделить следующие принципы – объективность научного познания, принцип полноты научного познания, принцип историчности научного познания, принцип преемственности научного познания (новая система знаний не может строиться на пустом месте), опирается на уже сформированный опыт; принцип взаимосвязи науки и практики.

Парадигмы научного познания: парадигмы – это исходная базовая, устающаяся научная идея, доктрина, концепция, которая положена для дальнейшего процесса познания. То, что является базой для науки. Парадигма правового государства. В теории юр. Ответственности – парадигма ответственности за вину. Система методов научного познания – определенные приемы и способы изучения, средства здесь не задействованы.  Методы системны, а следовательно, можно выделить определенные структурные элементы.

Виды: Общефилософские методы научного познания, общие научные методы, частные научные методы. Два общефилософских мировоззренческих направления – метафизика и диалектика. Метафизика: исторически первый, долгое время был господствующим, его суть заключается в нечувственном познании мира, т.е. то, в чем органы чувств не могут помочь, они не задействованы, картину мировоззрения формируют исключительно в сознании. С точки зрения метафизики государство и право рассматриваются, как явления вечные и неизменные, они не развиваются под воздействием внешних сил, а совершенствуются внутренне.

Диалектика: искусство построения беседы. Наука о всеобщих закономерностях развития. С точки зрения диалектического подхода, государство и право рассматриваются, как явления, которые находятся в постоянном и непрерывном развитии. Причем это развитие, осуществляется по восходящей вертикальной спирали. С точки зрения диалектического подхода, развитие осуществляется по объективным законам, их три. Закон перехода количественных изменений в качественные, закон отрицания отрицаний, закон единства и борьбы противоположностей – предполагает, что все государственно-правовые явления находятся в тесно и неразрывной взаимосвязи друг с другом, но они находясь в постоянном конфликте, столкновении друг с другом, именно этот конфликт помогает выявить общие точки соприкосновения. В рамках диалектического подхода существуют два направления: диалектический материализм, диалектический идеализм. В основе возникновения государства и права лежат материальные, экономические условия. Чем выше уровень экономического развития общества, тем более свободной будет личность. Диалектический идеализм – в основе лежат идеальные факторы, не материя, не экономика, а идея, дух, разум. Тоже можно выделить 2 направления -  объективный (некая высшая идея, божественный дух, непознаваемый) идеализм, и субъективный идеализм (в основе лежит не божественная идея, а сознание и воля самого общества или отдельной личности).

Общенаучные методы: применимы для использования практически во всех науках, и эти методы позволяют получить общую целостную картину изучаемого явления, при этом частности могут быть упущены по разным причинам. Можно выделить: абстрагирование и конкретизация – абстрагирование – путь восхождения от единичного к общему, на основе знание о единичном, мы формируем знание об общем, при этом абстрагируемся от качеств присущих только единичному. Конкретизация – это путь нисхождения от общего к единичному, противоположное абстрагированию. Анализ и синтез: Анализ – разделение изучаемого на первичные элементарные части, изучение свойств каждого из элементов в отдельности, что позволяет сделать вывод о свойствах явления в целом. Синтез -  несколько одно порядковых явлений объединяются в целостную конструкцию, изучаем целую конструкцию, что позволяет сделать вывод о свойствах каждого изучаемого явления.

Логические методы научного познания: индукция и дедукция – логические приемы. Дедукция – переход от общего к частному. Индукция обратное. Правила кругов Эйлера.  Правило исключенного третьего. Правило доказательства от противного. Правило доведения до абсурда.

Системно-структурный метод: исходит из того что государственно-правовое явление находится в взаимосвязи и во взаимозависимости и они составляют единую государственную систему.  Для системы характерно такое свойство, как эмерджентность (система приобретает такое качественно новые свойства, которых нет у каждого элемента по отдельности). С точки зрения системного подхода, каждый элемент системы сам является системой, но уже другого более низкого порядка.

Синергетический метод: синергетика – наука о самоорганизации открытых систем. Статья синергетика в праве (почитать). На основе хауса формируется единая модель.

Функциональный метод научного познания: Происходит на основе изучения функций. Чтобы понять, что это – нужно узнать, как это работает.

Исторический метод научного познания: Необходимо проследить путь исторического развития.

Частные научные методы: выработаны отдельными науками и позволяют исследователю наиболее полно и глубоко изучить явление, но только в отдельном частном аспекте. Социологические методы: выявление и изучение общественного мнения (соц. Опросы, тестирование), очень близко связан со статистическим методом (дело с количественными данными). Метод правового моделирования: создается определенная модель правового явления (пространственная, математическая, временная, кибернетическая и т.п.) связан с методом правового эксперимента. Метод компаративистики: метод сравнительного правоведенья.  Формально-юридический метод: метод изучения специальной юридической терминологии. Герменевтический (интерпретация, толкования) – метод толкования нормативно-правовых актов.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

70354. ЦЕННОСТНЫЙ КОМПОНЕНТ УЧЕБНОГО ИСТОРИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ 92 KB
  В статье рассматривается проблема содержания образования определяется сущность ценностного компонента содержания исторического образования в школе и предлагаются пути его реализации в практике обучения учащихся на уроках истории. Изменения происходящие в обществе определяют...
70355. МОДЕЛЬ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ СРЕДСТВАМИ ИСКУССТВА НА ОСНОВЕ ГЕРМЕНЕВТИЧЕСКОГО ПОДХОДА 64 KB
  В статье рассматривается проблема эстетического воспитания будущих специалистов в области мировой и отечественной культуры средствами искусства на основе герменевтического подхода. Модель эстетического воспитания студентов педагогических специальностей средствами искусства на основе...
70356. КОНСТРУИРОВАНИЕ И ИЗУЧЕНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА В СОДЕРЖАТЕЛЬНОЙ ЛИНИИ «ИСТОРИЯ И ПАМЯТЬ» 65.5 KB
  Автором рассматриваются дидактические возможности формирования исторической памяти у учащихся через конструирование и изучение содержания учебно-исторического материала. Значение исторической памяти как феномена который способствует формированию национальной и гражданской идентичности общеизвестно.
70357. ГУМАНИТАРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ИНФОРМАЦИОННОМ ОБЩЕСТВЕ 66 KB
  В статье рассматривается вопрос гуманитаризации образования и ее связи с развитием научно-технического прогресса. О гуманитаризации как об одной из основных тенденций современного образования на территории постсоветского пространства заговорили еще в начале 1990-х годов.
70358. ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ КАК БАЗОВОГО КОМПОНЕНТА ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТА ВУЗА 60.5 KB
  Статья посвящена вопросам формирования и развития у студентов высшей профессиональной школы информационной компетентности определяемой в качестве базового компонента информационной культуры личности. В данной взаимосвязи представляется педагогически целесообразным научное обоснование...
70361. АДМИНИСТРАТИВНЫЕ РЕГЛАМЕНТЫ КАК ИНСТРУМЕНТ СОВРЕМЕННОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ Н.Н. ФЕДОСЕЕВА 43.66 KB
  Правовой статус ЭАР закрепляется обычным административным регламентом утверждаемым нормативным правовым актом соответствующего уровня. О государственной автоматизированной системе РФ Выборы ЭАР состоят во-первых из автоматизированных с применением единой информационно-программной...
70362. АДМИНИСТРАТИВНЫЕ РЕГЛАМЕНТЫ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ В СФЕРЕ ЮРИДИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ 6.89 KB
  В свете проводимой реформы административные регламенты органов исполнительной власти призваны решить ряд насущных проблем формирования и развития исполнительной власти. В условиях конституционного признания человека его прав и свобод высшей ценностью а также развития...