90092

Виды преступлений. Преступления против личности

Лекция

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

Наказание за данное преступление устанавливалось в зависимости от объекта и классифицирующих факторов. Строже наказывалось убийство в разбое, сопряженное с разбоем, убийство представителя феодальной знати, убийство мужчины.

Русский

2015-05-29

20.72 KB

0 чел.

12.09.14

Виды преступлений.

Преступления против личности:

1. Убийства. Наказание за данное преступление устанавливалось в зависимости от объекта и классифицирующих факторов. Строже наказывалось убийство в разбое, сопряженное с разбоем, убийство представителя феодальной знати, убийство мужчины. Мягче убийство в драке (сваде), убийство в состоянии алкогольного опьянения, убийство женщин. Не наказывалось убийство: как следствие кровной мести (ст. 1 РП); Лица убившего представителя княжеской власти при попытке пресечения кражи скота или из закрытого помещения (чего угодно) ст. 21 КРП; Ночного вора схваченного на месте преступления, если он не был связан, а смерть наступила до рассвета (ст. 40 ППР), если дождутся рассвета, то тащить на княжеский двор.

2. Нанесение телесных повреждений, увечий и побоев. За отсечение руки или ноги, взимался штраф в размере 20 грн. За отсечение пальца 3 грн. За удар палкой или жердью, взимался штраф 12 грн.

3. Оскорбление действием. К этому относилось: Толкание – 3 грн.; Вырывание волос на голове – 3 грн., борода – 12 грн.; Удар мечем в ножнах, а т.ж. чащей или рогом на пиру – 3 грн.

Преступления против собственности:

1. Разбой. По краткой правде: двойная вира, по пространной правде поток и разграбление.

2. Татьба. Кража. (Тать – вор). Конокрадство – высшая мера-поток и разграбление; Кража холопа 12 грн.; сокола 3 грн.; быка 1 грн. Коровы: 40 резн; барана 1 ногата; курицы 9 кун.

3. Уничтожение чужого имущества. Поджег – поток и разграбление; Уничтожение коня и скотины – 12грн.; Борти (пчельник) – 3 грн.

4. Противозаконное пользование чужим имуществом. Самовольное катание на чужом коне -  3грн.; Укрывательство беглых холопов – 3 грн при этом уплачивалась компенсация хозяину, мужчина 5 грн., женщина 6 грн.; Присвоение найденного предмета -  требовалось немедленно вернуть этот предмет, а если это произошло по прошествии нескольких дней, то предусматривалась процедура свода, когда человек обязан был доказать законность приобретения этой вещи, если не доказывал, то обязан вернуть вещь и уплатить штраф в размере трех гривен; Обращение закупа в полное холопство – существовало 2 способа обращения закупа в холопство: если закуп сбегал от господина, и если закуп украл у господина, тогда он на законных основаниях становился холопом, во всех остальных случаях, господин не имел право превратить закупа в холопа, за что господин наказывался штрафом в размере 12 грн. И был обязан освободить закупа от долга.

СИСТЕМА НАКАЗАНИЙ.

Возмездие; Возмещение ущерба; Пополнение казны; Устрашение

Виды: 1. Поток и разграбление -  двойственная мера, она сочетала меру личностного и имущественного воздействия, обращение преступника в холопы, возлагаюсь т.ж. на членов семьи, и конфискации имущества;

2. Вира – Взимавшийся в казну штраф за убийство. Различались: полувирье -  20 грн., штраф за убийство женщины, обычная вира – 40 грн. - Штраф за убийство свободного мужчины; двойная вира – 80 грн. – штраф за убийство знатного человека или представителя княжеской власти. Поскольку размер виры был очень велик, на практике она взималась не с одного человека, а с общины. Этот институт назывался – дикая или повальная вира. В общине проживали в основном родственники этого лица, и они выплачивали эту сумму в складчину.

3. Головничество – (головник – убийца) компенсационная выплата родственникам убитого, заменившая кровную месть. Размер суммы колебался от 50 до 100 % от размера виры. (+).

4. Продажа – взимавшийся в казну штраф за имущественные и некоторые другие преступления, наиболее типичными были 1,3 или 12 грн.

5. Урок – в данном контексте компенсационная выплата лицу, пострадавшему от преступления, урок сопутствовал продаже и был сопоставим по размеру.

6. Епитимья – церковное покаяние.

СУД И СУДЕБНЫЙ ПРОЦЕСС.

Судоустройство. В Киевской Руси не существовало системы учреждений. Суд не был отделен от администрации и судебные функции осуществляли органы управления. Судебными полномочиями обладали: Великий Князь – под его юрисдикцию попадали его приближенные, слуги и в последующем жители домена; Наместники и волостели; Церковный суд, на местах судить имели право: десятильники (десятинники), в монастырях: судебные старцы, игумены. Церковному суду были подсудны брачно-семейные дела, дела о преступлениях против религии, дела о преступлениях совершенные представителями духовенства и зависимым от церкви населения; Вече – на тех территориях, где оно обладало судебным полномочием (Северо-Западная Русь); Общинный суд – отмирающий суд, рассматривал дела о преступлениях связанных с похищением имущества, когда прибегали к процедуре свода (15 ст. кп). Собиралась коллегия из 12 мужчин, которые решали юридическое будущее.

Формируется судебно-следственный аппарат, представители которого принимают активное участие в судопроизводстве. Появляются следующие судебные агенты:

Мечник – судебный агент с широкими полномочиями, он охранял общественный порядок, в т.ч. порядок деятельности суда, и порядок в суде, конвоировали задержанных, проводили «Божий суд»;

Вирник – классический судебный исполнитель собиравший виру, его статус был регламентирован ст. 42 КП.

Метельник – помощник вирника, который фиксировал получение денег.

ДетскОй – человек производивший раздел имущества.

Процесс.

Поскольку в древне русском праве не было деления между отраслями материально права, не было различий и в процессе. Гражданские и уголовные дела рассматривались на основании одинаковых судебных принципов и в одинаковых процессуальных формах. Процесс был гласным, состязательным, активную роль играли действия сторон. Роль суда была относительно пассивной, сводилась к оценке доказательств и вынесению решения по делу. В основном дело возбуждалась по заявлению заинтересованного лица. Если заявитель не мог принести доказательств в подтверждение своей версии, то такая жалоба называлась – поклеп (клепать-врать). В редких случаях дело возбуждалось по инициативе суда – дело об убийстве и дела о краже, когда не был известен вор (тать). Судебная процедура включала в себя две стадии (этапа), это досудебная подготовка дела -  ввиду отсутствия разветвлённого розыскного аппарата, осуществлялась, как правило самими сторонами при содействии судебных агентов. На этой стадии особое процессуальное значение имели: гонение следа – заключалось в поиске преступника по его следам, считалось, что там, где кончаться следы, должен находиться преступник. Это имело порой решающее значение. Если следы приводили в общину и там терялись, то жителям предлагалось выдать преступника или ответить за преступление солидарно. В соответствии со ст. 77 ПП, если среди терялись на большой дороге, в степи или приводили к границам государства, то поиски прекращались. Если не нашли: Заклич – объявление на торгу о пропажи вещи имевшей индивидуальные признаки. Устанавливался трех дневный срок в течение которого вещь искали и если у кого-то находили, то привлекали данное лицо в качестве ответчика по делу (на свод). Свод – очная ставка между собственником вещи и лицом у которого эту вещь нашли, последний обязан был доказать законность приобретения этой вещи. Если он мог доказать, то сохранял вещь у себя, но должен был назвать человека у которого он эту вещь приобрел. Это субъект действовал по той же схеме. Так свод продолжался до момента, пока один из приобретателей не мог объяснить происхождение вещи, либо, становилось известным, что вор уже покинул населенный пункт в котором производился свод. В последнем случае свод останавливался и добросовестный приобретатель обязан был вернуть вещь, если был первым на своде, или оплатить ее стоимость. Но он в свою очередь получал право самостоятельно искать вора и когда находил, то взимал с него урок (компенсацию).

Рассмотрение дела в суде. Как правило, стороны являлись в процесс добровольно. Вместе с тем, по смыслу ст. 14 КП. Ответчик (слово еще не фигурировало) был обязан в течение 5 дней найти поручителя, отвечавшего имуществом за явку лица, и исполнения ему приговора. В судебное заседание стороны приходили в сопровождении большого числа родственников, свидетелей доброй слабы и сочувствующих, которые помогали в поисках материальной истины, и порой судебное заседание превращалось в кипишь. Судья выслушивал мнения сторон и производил оценку доказательств.

Виды доказательств: Свидетельские показания, свидетели были двух видов: видок – очевидец факта, любой член общества; послухи – те, кто с одной стороны имели информацию из вторых рук, а т.ж., те, кто являлся свидетелем добропорядочности стороны в процессе, могли выступать свободные люди, и в исключительных случаях боярские тиуны и закупы. Для снятия поклепа нужно было минимум 7 послухов. Божий суд, применялся при отсутствии свидетелей, а также других веских доказательств. Имел право выйти на судебный поединок, представлял собой рукопашную или вооруженную схватку спорящих сторон. Ордалии – испытание стихиями, предусматривалось испытание железом и водой. Первое применялось в более серьезных случаях, при поклепе, например.  За испытание железом уплачивалось 40 кун в казну и 5 кун мечнику. Испытание заключалось в прижигании ладони или ступни ног. Далее по характеру ожогов выносили решение, если ожогов нет – человек прав, в противном случае не прав. Испытание водой тоже было, но в РП не закреплено было. И то, и другое осуществлялось добровольно. Но это все имело правовые последствия. Рота (присяга) – целование креста, принесение клятвы. Различалась рота: Дополнительная – она приносилась заявителем, как дополнение к числу других доказательств; Очистительная – приносилась оправдывающимся (ответчиком). Внешние признаки (поличное) – Синяки, кровоподтеки, как доказательство. Обнаружение краденой вещи, как доказательство татьбы нахождение трупа, как доказательство убийства. Жребий – к нему прибегали, когда стороны отказывались от присяги. Суд выносил решение на основании исследования всех доказательств, представленных сторонами, решение было устным, являлось окончательным, и как правило не обжаловалось, можно было пожаловаться князю, на судебный произвол.

2. ОБРАЗОВАНИЕ РУССКОГО ЦЕНТРАЛИЗОВАННОГО ГОСУДАРСТВА И РАЗВИТИЕ ПРАВА. (14- СЕРЕДИНА 16 ВВ.)

1. Государственный строй, органы власти и система управления.

2. Становление общерусского права и его характеристика.

3. Гражданское право по судебникам 1497 и 1550 годов.

4. Уголовное право по судебникам. Суд и процесс под судебникам.

1. ГОСУДАРСТВЕНЫЙ СТРОЙ, ОРГАНЫ ВЛАСТИ И СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ.

В 14 В. Московское княжество представляло собой комплекс феодальных земель, включавших домен феодального княжества, вотчины удельных князей и бояр, церковные земли. С другими русскими княжествами (Тверским, Рязанским, Владимирским и т.д.) Московское состояло в Северорусском союзе основанном на родстве правящих в русских землях князей. В феодальных съездах принимались решения общих дел, единстве экономических интересов и единстве права. По мере возвышения Москвы с ликвидацией политической автономии удельных князей, с присоединением территории других русских княжеств с введением единодержавия, вся территория княжества стала управляться единой администрацией. Государство Московская Русь стало централизованно.  Формой правления остается ранняя феодальная монархия. Политико-правовой режим: антидемократический, авторитарный. Самым выдающимся считается Иван 3. При нем Русь освободилась окончательно от ига, появился термин Россия.

Органы власти. Великий Московский князь, в 14 в. Это типичный государь в пределах своего домена. К концу 15го века, усваивает черты самодержавного правителя.  Самодержавие — это внешний суверенитет от других стран. Абсолютизм и внутренне и внешнее управление-подчинение. Данные термины не являются тожественными. Обладал административными, законодательными и судебными полномочиями. По духовной грамоте (завещанию) Иона третьего, его сын Василий Третий, получил единодержавие, то есть под его властью оказалась большая часть территорий Московского княжества, он получил право самостоятельно осуществлять внешнюю политику, и чеканить монеты. Другие сыновья Иона третьего державных прав были лишены, и оказались в подчинении Василия, наравне с другими феодалами и слугами.

Боярская дума – в Киевской Руси не было. В Московской Руси получает название Дума. В начальной централизации являлось важнейшим государственным органом без одобрения которого не решался не один значимый вопрос в государстве. Дума осуществляла законодательные полномочия (принятие судебника 1497 г.) исполнительные полномочия (руководство путями и приказами) могла судить бояр, членов думы. Отношения между Думой и князем строилось по формуле «князь указал-бояре приговорили». В дальнейшем к 16му веку князь перестает подчиняться думе, а последняя трансформируется в учреждение с совещательными полномочиями. В состав думы на начальном этапе входили введенные (бывшие удельные князья) и окольничьи бояре. В 15м веке в состав вошли путные (руководители путей) бояре. В 16м веке в состав Думы были введены лица Худородные (дворяне, дети боярские, воины, дьяки -  прообраз федерального государственного служащего).

Феодальные съезды. Они собирались в начальный период централизации для тех же целей, что и во времена Киевской Руси. Большую роль сыграли, в объединении вооруженных сил, для борьбы с татаро-монголами (1380 г.) С 15го века отмирают.

Система управления. Изначально в Московском княжестве была дворцово-вотчинная система управления, хотя до 1389 года в Москве была должность тысяцкого. В 15м веке происходит усложнение данной системы управления, центральный аппарат. В рамках дворцового правления выделяется две части: управление дворца во главе с дворецким и пути – ведомства обслуживающие князя и его окружение (конюшенный, чашечий, и т.д.), каждое возглавлял боярин, к нему придавался дьяк, а при сложном управлении – сотаварищи (заместитель\помощник). Прообраз министерства. По мере расширения территорий государства часть вопросов, не входивших в сферу виденья путей стало поручаться (приказываться) в управление отдельным боярам, так из поручений возникли новые органы центрального управления – приказы. В отличие от путей, которые обслуживали личные нужды князя, то приказы были общегосударственными учреждениями. Самые первые приказы: Приказ большого дворца, он заведовал содержание дворца, а также территориями, которые это содержание поставляли. Казенный приказ – ведал казной и архивом князя. Разрядный приказ – ведал охраной государственных границ и вел учет служивых людей при государевом дворе. Феодал призванный на службу с 15и лет – новик.  Эта служба была обязательной. Конюшенный приказ – появилась дворянская конница (середина 16го века), прообраз министерства транспорта. Особые приказы (назывались трети, позже четверти) – для управления отдаленными землями.

Управление на местах. В 15 в. Система кормления вошла в противоречие с интересами местных феодалов, поскольку те, не обладая иммунитетными правами оказывались в зависимости от наместников и волостели. Система кормления была отменена в три этапа:

1. В уездных городах появилась должность городчика или городового приказчика, он подчинялся наместнику и был по сути военным комендантом города, с течение времени он получил право осуществлять межевание, взимание налогов и сборов, тем самым оттесняя от управления территорией наместника.

2. В начале 16 в. На территории государства были образованы губы (полицейские округа) сперва они охватывали города и волости, а затем стали совпадать в границах с уездами. В каждом из них создавалось губное ведомство – губная изба. В состав входили: губной староста-избирался из детей борских и дворян, а также четыре целовальника. Губные ведомства занимались: охраной правопорядка и общественного порядка, розыск преступников, расследование уголовных дел и наказание виновных лиц.

3. Середина 16в. На местах были образованы земские избы для сбора налогов и юрисдикции по гражданским делам.  Действовали в составе излюбленного головы (земский староста) земского дьяка и 12и целовальников (прообраз муниципальных служащих). Судебник 1470г. Предписывал разрешать коллизии между наместниками (волостелями) и новыми органами по принципу договоренности (полюбовно), однако указом 1555г. Наместничье управление и система кормления были упразднены окончательно.

2. ПАМЯТНИКИ ПРАВА


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

21222. Психология цвета 871.5 KB
  Бехтерев Цвет в рекламе понятие святое. Начиная серию публикаций о цвете мы осознаем что тема это сложна и обширна. Вашему вниманию предлагается первая часть темы: психология восприятия цвета.
21223. Психология цвета. Символика цвета. Цвет и характер. Цвет и работоспособность 94 KB
  Символика цвета. Цвет и характер. Цвет и работоспособность.
21224. Цвет влияет на принятие решений 84.5 KB
  Эксперты советуют чаще использовать зеленый утверждения зеленого цвета вызывают согласие. По заказу компании НР была проанализирована возможность влиять на отношение аудитории к напечатанным утверждениям используя различные цвета печати. Результаты этого исследования должны помочь компаниям лучше понять каким образом различные группы реагируют на цвет и в свою очередь дадут им возможность проанализировать и улучшить использование цвета во внутренних и внешних коммуникациях. Согласно исследованию использование зеленого цвета оказалось...
21225. Психология цвета в одежде 43 KB
  Вам хотелось бы знать как цвет одежды влияет на того кто ее носит и как воспринимаются определенные цвета окружающими Посмотрите одну из существующих классификаций воздействия цвета. Цвет Эмоциональное воздействие Символическое значение Желтый теплый Стимулирует веселит бодрит оживляет Солнце благодарность Желтый холодный Тошнота отвращение бред Ревность зависть измена Оранжевый Радует ободряет активирует Солнце радость богатство мощь роскошь торжество Краснооранжевый Возбуждает дразнит подстрекает Любовь гордость мощь...
21226. Психология цвета в рекламе 61 KB
  Цвета обращаются к чувствам а не к логике человека. Цвета обращаются к чувствам а не к логике человека а именно: вызывают психологическую реакцию: подчеркивают качество настроение чувство; создают теплую или холодную среду; отражают времена года и т. Как показывают специальные исследования 80 цвета и света поглощаются нервной системой и только 20 зрением.
21227. Педагогическая психология 22.98 KB
  Если в дидактике Каменского Песталлоци психологическая сторона образовательного процесса разработана еще не достаточно то начиная с работ Дистервейка и Ушинского поднимается вопрос о необходимости изучения психологии ученика и психологии учителя разработка психологического подхода к рассмотрению образовательного процесса как совокупности обучения и воспитания с конца 19до начала 80х годов 20 века оформленея педагогической психологии в самостоятельную отрасль появление первых экспериментальных работ в этой области. характеризуется...
21228. Психологические аспекты теории и практики обучения 32.62 KB
  Леонтьев учение рассматривал как тип ведущей деятельности. Которая не только занимается большой период времени но и в ее русле формируется мама личность ученика более частные виды деятельности. Платонов считал что учение это вид деятельности в процессе которой осуществляется обучение личности и достигается ее обученность Научение. Ительсон считал что научение это устойчивое целесообразное изменение физической и психической деятельности поведения которое возникает благодаря предшествующей деятельности и не вызывается непосредственно...
21229. Класифікація підприємств роздрібної торгівлі 28.21 KB
  Кінцевою ланкою, що завершує процес просування товарів від виробника до споживача, є роздрібна торгівля — діяльність субєктів товарного ринку з продажу товарів і надання додаткових послуг безпосередньо населенню. У роздрібній торгівлі товари переходять зі сфери обігу у сферу споживання
21230. Педагогическая деятельность 16.43 KB
  деятельности: обучающая воспитывающая организационная управленческая консультационнодиагностическая Во все виды входят 3 компонента: постановка цели и задач Включает в себя анализ педагогической ситуации совокупность условий в которых учитель ставит принимает и реализует пед. Решение пед задач идет в неск. педагогические средства и решения задач При выборе средств и способов пед.