90093

Управление подразделениями по тушению пожаров и ликвидации последствий ЧС

Лекция

Безопасность труда и охрана жизнедеятельности

В ходе тушения пожара личному составу приходится решать множество вопросов направленных на своевременное сосредоточение сил и средств и их расстановку обеспечение необходимым количеством огнетушащих веществ введение сил и средств на тех направлениях где они могут обеспечить общий успех тушения пожара...

Русский

2015-05-29

1.34 MB

9 чел.

PAGE   \* MERGEFORMAT37

УТВЕРЖДАЮ

Начальник кафедры ОП и ПАСР

полковник внутренней службы

                                

                                В.В. Клюй

«__»____________2013 г.

Л Е К Ц И Я

по учебной дисциплине «Пожарная тактика»

Тема 7. «Управление подразделениями по тушению пожаров и ликвидации последствий ЧС».

Занятие № 7.1 «Управление подразделениями по тушению пожаров и ликвидации последствий ЧС».

Направление подготовки (специальность) _280705.65 «Пожарная безопасность» (специализация  «Государственный пожарный надзор»)

(указывается код, наименование направления подготовки ВПО)

СМК-УМК-4.4.2-38-2013

Лекция обсуждена на заседании

кафедры ОП и ПАСР.

Протокол № __ от «__»_________ 2013 г.

Санкт-Петербург

2013 г.

  1.  Цели занятия

Учебные:

  1.  Систематизировать особенности организации управления подразделениями по тушению пожаров.
  2.  Развить тактическое мышление у обучающихся.
  3.  Развивать у обучающихся познавательный интерес к изучаемой теме.
Воспитательные:
  1.  Воспитывать у обучающихся стремление к самообразованию и ответственности за принимаемые тактические решения.
  2.  Воспитать у обучающихся чувство ответственности за принятие тактических решений.

  1.  Расчет учебного времени

Содержание и порядок проведения занятий

Время, мин.

ВВОДНАЯ ЧАСТЬ: принять доклад о готовности группы к занятиям; проверить наличие обучающихся, внешний вид, готовность к занятиям. Объявить тему, цели и учебные вопросы занятия. Подчеркнуть актуальность и значимость темы для дальнейшей практической деятельности обучающихся.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

                Учебные вопросы:

  1.  Организация управления подразделениями на пожаре.
  2.  Руководство тушением пожара.
  3.  Оперативный штаб на пожаре.
  4.  Участки тушения пожара.
  5.  Тыл на пожаре.

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

5

80

10

15

15

25

15

5

  1.  Литература

Основная

  1.  Решетов А.П., Башаричев А.В., Клюй В.В. «Пожарная тактика». Учебное пособие. (Под общей редакцией Артамонова В.С.). – СПб: Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России, 2011. – 308 с., с.93-114.
  2.  Артамонов В.С. и др. «Пожарная тактика в вопросах и ответах»: Учебное пособие. СПб.: Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России, 2009.
  3.  Башаричев А.В., Решетов А.П., Ширинкин П.В. «Пожарная тактика»: Учебно-методическое пособие по решению пожарно-тактических задач. – СПб: СПбУ ГПС МЧС России, 2009, 58 с.

Дополнительная

  1.  Повзик Я.С. «Пожарная тактика». М.: Спецтехника, 2001.
  2.  Я.С. Повзик. «Справочник руководителя тушения пожара». М.: ЗАО «СПЕЦТЕХНИКА», 2004. – 361 с. (Л – 3).
  3.  Методические рекомендации по действиям подразделений федеральной противопожарной службы при тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ. 26 мая 2010 г.
  4.  Методические рекомендации по составлению планов и карточек тушения пожаров, утвержденные главным военным экспертом МЧС России генерал-полковником П.В. Платом 29 сентября 2010 года.
  5.  Методические рекомендации по изучению пожаров. М.: МЧС, 2007. Утвержденные Ю.Л. Воробьёвым. 12.03.2007 г.

Нормативные правовые акты

  1.  Федеральный закон № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» от 21.12.1994 г.
  2.  Федеральный закон № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» от 21 декабря 1994 г (с изменениями от 28 октября 2002 г., 22 августа 2004 г., 4, 18 декабря 2006 г.)
  3.  Федеральный закон № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» от 22.07.2008.
  4.  Приказ № 630 от 31.12. 2002 г., Москва. «Об утверждении и введении в действие правил по охране труда в подразделениях государственной противопожарной службы МЧС России (ПОТРО-01-2002)».
  5.  Приказ № 156 от 31.03. 2011 г., Москва. «Об утверждении Порядка тушения пожаров подразделениями пожарной охраны».
  6.  Приказ № 167 от 05.04. 2011 г., Москва. «Об утверждении Порядка организации службы в подразделениях пожарной охраны».
  7.  Приказ МВД России № 234 от 30.04.1996г., «Наставление по газодымозащитной службе ГПС МВД России».
  8.  Приказ № 240 от 05.05. 2008 г., Москва. «Об утверждении порядка привлечения сил и средств подразделений пожарной охраны, гарнизонов пожарной охраны для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ».

  1.  Учебно-материальное обеспечение:
  2.  Технические средства обучения: компьютерная техника, мультимедийный проектор.
  3.  Слайды.

Вводная часть

Преподаватель:

  •  накануне проводимого занятия проверяет  готовность учебно-материального обеспечения и  аудитории к занятию;
  •  принимает доклад командира группы о готовности к занятию;
  •  здоровается с обучаемыми;
  •  проверяет внешний вид курсантов;
  •  объявляет тему занятия, цели  занятия, учебные вопросы, обращает внимание на актуальность и практическую значимость изучаемой темы;
  •  увязывает тему занятия с лекционным материалом, материалами предыдущих занятий и другими дисциплинами;
  •  приступает к отработке учебных вопросов.

  1.  Текст лекции

Введение

В ходе тушения пожара личному составу приходится решать множество вопросов, направленных на своевременное сосредоточение сил и средств и их расстановку, обеспечение необходимым количеством огнетушащих веществ, введение сил и средств на тех направлениях, где они могут обеспечить общий успех тушения пожара Практика показывает, что без четкой организации управления силами и средствами на пожаре невозможно и успешное тушение пожара, так как для тушения привлекается значительное количество личного состава (20-50 отделений), одновременно задействуется от 20 до 60 газодымозащитников, площадь пожара составляет десятки тысяч квадратных метров, требуется подача большого количества стволов на тушение.

Так, на пожаре, произошедшем 22.08.2009 г. в резервуарном парке Линейной производственно – диспетчерской станции «Конда» филиала «Уральское УМН» ОАО «Сибнефтепровод» АК «Транснефть» в Кондинском районе Ханты – Мансийского автономного округа – Югры, всего к ликвидации ЧС привлечено 435 человека, на месте пожара было сосредоточено 82 единицы техники, из которых:

  •   силы и средства МЧС России, ХМАО-Югры «Центроспас-Югория» –  181 единица личного состава и 46 единиц техники;
  •   сотрудники милиции и медицинской службы  – 155 чел., техники – 18 ед;
  •  сотрудники ОАО «Сибнефтепровод» – 60 чел., 9 ед. техники.

При таких пожарах действия личного состава, прибывающего к месту вызова подразделений, не могут быть стихийными, самопроизвольными. Прибывающие на пожар подразделения нуждаются в едином руководстве, согласовании и координации усилий для выполнения общей задачи, т.е. необходимо управление действиями по тушению пожара и проведения АСР подразделений.

  1.  Организация управления подразделениями на пожаре

Управляет всеми подразделениями руководитель тушения пожара. Ему подчинены все силы и средства.

Под управлением подразделениями на пожаре следует понимать процесс целенаправленного воздействия (РТП, оперативного штаба пожаротушения) на личный состав пожарных подразделений и других служб с целью успешного ведения действий, связанных с непосредственным тушением пожара и проведение связанных с ним первоочередных аварийно-спасательных работ.

Под процессом воздействия следует понимать отдачу приказаний с постановкой конкретных задач личному составу, прибывшему на пожар.

В зависимости от обстановки личный состав решает следующие задачи:

а) спасание людей, эвакуация людей (животных);

б) эвакуация или защита имущества;

в) непосредственное введение стволов на тушение;

г) проведение работ по вскрытию и разборки конструкций и др.;

д) удаление дыма;

е) защита соседних зданий и помещений;

ж) нахождение в резерве, патрулирование оцепление.

Принятие решения РТП на отдачу приказания осуществляется исходя из оценки обстановки, сложившейся на пожаре.

Объективность оценки обстановки на пожаре и правильность принятия решения зависит от:

а) профессиональной подготовки РТП;

б) качества проведения разведки пожара;

в) способности прогнозировать ход развития пожара.

Наиболее простая, общая схема управления, применяемая до настоящего времени, представлена на схеме (рис. 1.)

В зависимости от количества сил и средств, привлекаемых для тушения пожара, существуют различные формы управления подразделениями пожарной охраны.

При работе на пожаре одного караула управление (руководство) подразделениями осуществляется одним лицом (старшим лицом начальствующего состава, возглавляющим караул). Это лицо является руководителем тушения пожара – РТП.

Рис. 1. Общая схема управления процессом тушения пожара.

Именно РТП решает в этом случае весь комплекс вопросов, связанных с организацией тушения пожара:

  1.  проведение разведки;
  2.  определение решающего направления;
  3.  варианты и направление развертывания СиС;
  4.  организацию подачи огнетушащих веществ;
  5.  передачу информации на ППС-01;
  6.  непосредственное руководство личным составом.

Это возможно, как мы можем убедиться, если пожар принял незначительные размеры и может быть ликвидирован силами одного, двух отделений, т.е. одного караула.

 

Рис. 2. Управление работой одного караула.

Если работает несколько караулов, в этом случае управляет подразделениями старший начальник, возглавляющий караул той части, в районе выезда которой возник пожар, или в соответствии с порядком, установленным в гарнизоне. К управлению на отдельных участках в данном случае старший начальник может привлекать участвующий в тушении пожара начальствующий состав.

При тушении пожара, принявшего значительные размеры, где требуется привлечение значительного количества сил и средств, форма организации тушения пожара и управления пожарными подразделениями более сложна, так как РТП один просто физически не в силах решать тот же круг вопросов, что и при незначительном пожаре. Если проводить разведку одним РТП будет затрачиваться столько времени, что борьба с огнем вообще может оказаться бессмысленной. Практика показывает, что управление подразделениями более 8-10 отделений одним РТП будет неэффективным, так как контроль за их действиями, постановка им задач, наряду с решением других вопросов (организация работы тыла, взаимодействие с администрацией, службами города), решение вопросов, связанных с ведением разведки и передачи сообщений становиться невозможным.

Рис. 3. Управление работой нескольких караулов.

Для обеспечения руководства, управления подразделениями пожарной охраны при крупных пожарах, а также при большом количестве работающего личного состава производится определенное разграничение круга вопросов, которые приходиться решать в ходе тушения пожаров.

Это достигается:

  1.  Разбивкой крупного пожара на участки тушения пожаров – назначением начальников участков тушения пожара (НУТП) и постановкой им задач;
  2.  Созданием оперативного штаба пожаротушения (ОШ) для управления всеми прибывшими подразделениями на пожар. Штаб является органом управления РТП. Именно через оперативный штаб тушения пожара РТП имеет возможность претворять в жизнь все принятые им решения.

Рис.4. Управление подразделениями при тушении крупных пожаров.

Руководство и управление подразделениями осуществляется непосредственно через:

  •  руководителя тушения пожара (РТП);
  •  начальника оперативного штаба тушения пожара (НШ);
  •  начальника тыла (НТ);
  •  начальников участков тушения пожаров (НУТП).

Вся их деятельность должна строиться на определенных принципах, к которым относятся: оперативность, достоверность, твердость руководства (устойчивость), непрерывность, гибкость руководства, научность и предвидение возможного изменения обстановки, единоначалие.

  •  Оперативность – заключается в решении стоящих вопросов в кратчайшие сроки и на высоком профессиональном уровне.
  •  Достоверность – использование достоверных источников получаемой информации и личный контроль за доведением её до руководителя.
  •  Твердость руководства (устойчивость) – выражается в принятии решения, высокой требовательности к личному составу по полноте и точности выполнения поставленных задач, способности удержать руководство в сложной обстановке, несмотря на возникающие трудности.
  •  Непрерывность руководства – заключается в постоянном влиянии на ход действий по тушению пожаров, постоянном контроле над обстановкой, складывающейся на пожаре.
  •  Гибкость руководства – заключается в умении своевременно реагировать на изменение обстановки, в способности своевременно изменить тактику и способы тушения в случае необходимости.
  •  Научность и предвидение – заключается в анализе и возможности предвидения изменения обстановки в ходе ведения действий по тушению пожара (возможность взрыва, обрушение, вскипание, распространение пожара на значительную площадь и т.д.).
  •  Принцип единоначалия – состоит в том, что РТП на основе прав, предоставляемых ему законом, и регламентированных уставами является единоначальником т.е. человеком, несущим полную ответственность за принятое решение, успешное тушение пожара и ликвидации последствия ЧС.

Именно единоначалие в сложных условиях обеспечивает централизацию и твердость управления подразделениями пожарной охраны.

Выводы по 1 вопросу: управление подразделениями на пожаре процесс целенаправленного воздействия (РТП, оперативного штаба пожаротушения) на личный состав пожарных подразделений и других служб с целью успешного ведения действий, связанных с непосредственным тушением пожара и проведение первоочередных аварийно-спасательных работ.

Преподаватель отвечает на вопросы обучаемых.

  1.  Руководство тушением пожара

Руководство тушением пожара осуществляется одним лицом – руководителем тушения пожара. Он является прямым начальником для всего личного состава пожарных подразделений, прибывших для тушения пожара

Допуск к самостоятельному руководству тушением пожара решается старшим начальником отдельно для каждого лица начальствующего состава пожарной охраны.

В ходе тушения пожара РТП действует самостоятельно. Никто из должностных лиц не имеет права вмешиваться в его действия.

Руководство тушением пожара – большая и сложная задача.

Поэтому РТП должен:

  1.  Иметь соответствующую тактическую и техническую подготовку.
  2.  Иметь опыт руководства подразделениями при тушении пожара.
  3.  Уметь быстро ориентироваться в сложной обстановке пожара, принимать решения и обеспечивать их выполнение.
  4.  Быть решительным и требовательным.

РТП несет персональную ответственность:

  •  за исход тушения пожара;
  •  за жизнь личного состава всех подразделений, прибывших на пожар;
  •  за сохранность техники.

РТП обладает определенными правами на пожаре:

  •  частично или полностью приостановить технологический процесс производства (технологической установки или ее части);
  •  привлекать дополнительные силы и средства в необходимом количестве независимо от их ведомственной принадлежности;
  •  требовать консультации и документацию по объекту от администрации объекта;
  •  вскрывать любое помещение и производить разборку конструкций.

Приказания и команды РТП – закон для всего личного состава, работающего на пожаре.

Приказания должны быть краткими, точными и ясными. В зависимости от содержания приказания РТП отдает его исполнителям лично, через оперативный штаб тушения пожара или через начальника связи и связных, а также используя средства связи.

Единоначалие в руководстве тушением пожара не исключает самостоятельных действий каждого начальника на своем участке работы. Отсутствие приказания от старшего начальника не может служить причиной для бездеятельности младшего начальника. При внезапном изменении обстановки на пожаре и невозможности своевременного получения приказа от РТП, командиры должны действовать самостоятельно, проявляя разумную личную инициативу.

Основное содержание деятельности РТП и предъявленных к нему требований дает возможность построить принципиальную схему этой деятельности (рис.5).

В случае сосредоточения сил и средств по повышенному номеру вызова, при организации на пожаре 2-3 УТП, РТП решает основную задачу по организации управления силами и средствами:

  •  порядок руководства работой тыла;
  •  необходимость создания УТП и их количество;
  •  организация оперативного штаба и его целесообразный состав;
  •  назначение, если необходимо, из числа опытных командиров ответственных за выполнение отдельных работ на пожаре.

Если требуются дополнительные силы и средства. РТП вызывает их сразу, а не частями, и организует встречу прибывающих подразделений. Определяя число дополнительных сил и средств, РТП исходит из следующих положений:

  1.  насколько далеко огонь может распространиться, пока вызванные силы будут введены в действие;
  2.  необходимо ли применять специальные средства тушения и специальные автомобили спецслужб;
  3.  сколько потребуется сил и средств для бесперебойной подачи средств тушения и ОТВ, для введения стволов и работы с ними, для аварийно-спасательных работ, вскрытия конструкций, эвакуации имущества и т.д.

РТП приходится принимать решения не только перед началом тушения, но и в ходе его, так как развитие пожара в большинстве случаев предвидеть нельзя. РТП вынужден уточнять, дополнять, контролировать принятое решение, а при внезапном и резком изменении обстановки иногда вынужден принимать принципиально новое решение.

При тушении развившихся пожаров в большинстве случаев РТП вынужден принимать решение в условиях риска или неопределенности. При этом РТП должен проявлять смелость, готовность к расчетливому риску, осторожность. Чтобы риск был оправдан, он сопоставляет шансы на успех и неудачу, если риск не связан с прямой угрозой жизни и здоровья подчиненных, веря в успех, можно идти на риск. Слепая боязнь риска приводит к перестраховке, опасной бездеятельности, что недопустимо на пожаре. И наоборот, нерасчетливый риск, надежда на "авось" может привести к не менее опасному явлению авантюризму.

До локализации пожара РТП непрерывно ведет разведку с целью корректировки действий отдельных командиров, добиваясь четкого и точного выполнения поставленной задачи, устанавливает взаимодействие в работе между подразделениями.

При перегруппировке сил и средств РТП обязан:

  •  поставить новые задачи подразделениям;
  •  лично руководить перегруппировкой сил и средств;
  •  указать пути, способы и очередность перехода подразделений на новые позиции.

При внесении изменений в первоначальную расстановку сил и средств на пожаре РТП должен решение о перегруппировке довести до руководителей подразделений участвующий в перегруппировке.

В случаях, если при тушении развившихся пожаров перегруппировка сил и средств требует полной перестановки подразделений, РТП собирает начальников участков тушения пожара или командиров подразделений и дает приказание: кому, когда и как производить перегруппировку.

Принимая решение, РТП в самом начале работ по пожаротушению обязан подумать о резерве сил и средств для решения внезапно возникающих задач:

  •  обнаружения опасного распространения пожара на участке, где силы еще не введены или их недостаточно;
  •  изменения обстановки в результате обрушения, взрывов, выброса горящей нефти, разрыва сосудов с ядовитыми газами;
  •  необходимость принятия экстренных мер по предупреждению несчастных случаев и т.д.

Количество сил и средств резерва зависит от особенностей объекта пожара, складывающейся обстановки и возможностей гарнизона.

Одна из основных обязанностей РТП непрерывная связь с ЦУКС (ПСЧ), куда он передаёт информацию об обстановке на пожаре и принятых решениях. Эти данные необходимы начальнику гарнизона, вышестоящим должностным лицам для принятия решения о привлечении на пожар дополнительных сил пожарной охраны, своевременной информации взаимодействующих служб, изыскания других способов оказания помощи работающим подразделениям. Нельзя также задерживать первичную информацию о внешних признаках пожара и т.д.

РТП получает информацию о горящем объекте и характере развития пожара через:

  •  телефонную связь;
  •  радиосвязь;
  •  сигналы управления;
  •  связных;
  •  заявления граждан и организаций;
  •  строительные и технологические чертежи;
  •  планы и оперативные карточки пожаротушения.

В ходе тушения пожара, ставя задачи подразделениям, РТП должен проверять и контролировать выполнение задач и своих распоряжений.

Смену РТП без особой необходимости считают нежелательной. Согласно устава, прибывший на пожар старший начальник берет руководство тушением пожара на себя, только если РТП не может эффективно руководить вызванными на пожар подразделениями, как правило, при тушении сложных пожаров с повышенными номерами вызова – это начальник отряда на территории выезда которого находится горящий объект.

Прибывший на пожар старший начальник должен:

  1.  Установить правильность организации тушения пожара.
  2.  Необходимость вызова дополнительных сил и средств.
  3.  При необходимости принять на себя руководство тушением пожара.

Если старший начальник решил принять руководство тушением пожара на себя, он должен объявить об этом действующему Р'ТП, оповестить НШ, НТ, НУТП.

В ходе тушения пожара могут быть случаи перехода руководства от одного лица к другому в следующих случаях:

  •  если действующий РТП не обеспечил эффективного руководства подчинёнными и приданными подразделениями;
  •  при выходе из строя действующего РТП;
  •  при отдаче приказаний подразделениям старшим начальником, минуя действующего РТП.

Независимо от того, принял старший начальник руководство тушением пожара на себя или нет, он несет ответственность за исход тушения пожара.

Момент локализации пожара определяет РТП, о чем передает на ЦУКС.

В период ликвидации пожара РТП производит перегруппировку сил и средств с целью свертывания работы подразделений, при этом:

  •  уменьшается количество стволов;
  •  производится замена стволов на стволы меньшего диаметра спрысков;
  •  объявляются отказы повышенным номерам вызова;
  •  свертывается работа оперативного штаба;
  •  ликвидируются отдельные участки тушения пожара.

Отъезд подразделений с места пожара производится в следующей последовательности:

  1.  Резервные пожарные подразделения.
  2.  Спецслужбы и автомобили специального назначения.
  3.  Подразделения, работающие по вскрытию и разборке строительных конструкций.
  4.  Подразделения, работающие со стволами на второстепенных позициях.
  5.  Районные части (подразделения).

С целью установления действительной ликвидации пожара РТП производит осмотр места пожара, определяет необходимость и срок наблюдения за местом ликвидированного пожара, организует это наблюдение.

При необходимости РТП совместно с представителями объекта определяет предварительные меры безопасности для лиц, которым может понадобиться войти в недавно горевшее помещение.

Ошибки и РТП при тушении пожаров составляют в среднем 30% от общих обстоятельств и условий развития пожара до крупного.

Характерные ошибки РТП ( начальника караула):

  •  поздний вызов дополнительных сил и средств – 9,2%
  •  некачественная разведка 24,5%
  •  подача стволов не на решающем направлении 19,4%
  •  не использование звеньев в ГДЗС 17,2%
  •  не принятие мер по эвакуации материальных ценностей 5,8%
  •  не эффективное использование пожарной техники 16,7%
  •  не использование ближайших водоисточников 7,2%

Выводы по 2 вопросу: Руководство тушением пожара осуществляется одним лицом – руководителем тушения пожара.

РТП решает основную задачу по организации управления силами и средствами:

  •  порядок руководства работой тыла;
  •  необходимость создания УТП и их количество;
  •  организация оперативного штаба и его целесообразный состав;
  •  назначение, если необходимо, из числа опытных командиров ответственных за выполнение отдельных работ на пожаре.

Преподаватель отвечает на вопросы обучаемых.

3.Оперативный штаб на пожаре

В зависимости от обстановки на пожаре для управления подразделениями РТП может организовать оперативный штаб тушения пожара.

Оперативный штаб организует и обеспечивает работу подразделений в соответствии с решениями РТП и несет за это полную ответственность.

Основные задачи оперативного штаба:

  1.  Встреча, расстановка и распределение по участкам прибывающих на пожар подразделений и постановка перед ними задач в соответствии с решением РТП.
  2.  Организация разведки пожара в ходе его тушения, сбор сведений и извещение РТП об изменениях обстановки в ходе тушения пожара.
  3.  Ведение оперативных документов.
  4.  Организация связи и освещения на пожаре.
  5.  Обеспечение выполнения решений и приказаний РТП.
  6.  Создание на пожаре резерва сил и средств.
  7.  Организация взаимодействия с другими службами города (населенного пункта, объекта).
  8.  Сбор сведений о причине пожара и причиненном ущербе.
  9.  Создание КПП и постов безопасности ГДЗС.
  10.  Материально-техническое обеспечение работающих на пожаре подразделений.
  11.  Организация питания при длительных пожарах (более 5 часов) и обогреве личного состава при низких температурах.

Независимо от размера пожара и количества работающих подразделений РТП обязан создать оперативный штаб:

  1.  При тушении пожаров в помещениях с электроустановками высокого напряжения, в состав которого включить представителей администрации объекта и дежурного инженерно-технического персонала и все принимаемые решения по тушению пожара согласовывать с ними.
  2.  При тушении пожаров нефти и нефтепродуктов с обязательным включением в его состав представителей администрации и инженерно-технических работников объекта.
  3.  При тушении пожаров фонтанов газа и нефти.
  4.  При тушении пожара торфяного.
  5.  При тушении лесных пожаров.

В состав оперативного штаба входят:

  •  начальник оперативного штаба;
  •  начальник тыла;
  •  специалисты из инженерно-технических работников объекта, на котором произошел пожар;
  •  другие специалисты специальных служб города (объекта);
  •  начальник КПП.

На крупных пожарах начальник штаба или РТП назначает заместителя НШ, а также требуемое число командиров связи. НШ может привлекать для работы в штабе других работников и поручать им расчеты, проработку совместно с администрацией объекта отдельных положений, связанных с прогнозированием развития пожара и т. п.

Оперативный штаб на пожаре должен располагаться в таком месте, откуда удобно управлять действиями подразделений (с учетом особенностей развития пожара, метеорологических условий и действий по тушению пожара проведения АСР подразделений).

Место работы штаба на пожаре обозначается:

  •  днем красным флагом с надписью "Штаб";
  •  ночью красным фонарем.

Должен быть штабной столик.

Штабу придается автомобиль связи и освещение, в крупных городах штабной автомобиль (связи и автоматизированного управления, зимой и автомобиль тыла), в его распоряжении находится оперативный штабной автомобиль, другие автомобили.

Работой штаба на пожаре руководит начальник оперативного штаба (НШ на левом рукаве выше локтя должен иметь нарукавную повязку красного цвета с нашитыми буквами белыми "НШ").

Начальник оперативного штаба подчиняется РТП, является его заместителем, обеспечивает претворение в жизнь решений РТП, возглавляет штаб и несет ответственность за его работу.

Штаб не может постоянно контролировать изменение обстановки на пожаре и ход действий по тушению пожара и проведения АСР, если не организует устойчивую связь с РТП, участками тушения пожара и тылом на пожаре, а также с ЦУКС гарнизона.

Виды связи на пожаре:

Связь управления устанавливается между РТП и командирами подразделений, между РТП и оперативным штабом, начальником тыла, начальником УТП, а при необходимости с пожарными автомобилями. Для этого используются радиостанции, полевые телефонные аппараты, переговорные устройства, мегафоны, громкоговорящие установки и другие технические средства.

Связь взаимодействия устанавливается между начальниками участков тушения пожара(подразделений). Она обеспечивает взаимодействие между УТП (подразделениями). Для этого используются радиостанции, полевые телефоны, переговорные устройства и связные. При невозможности использования технических средств связи применяют сигналы управления.

 Связь информации устанавливается между РТП, оперативным штабом и ЦУКС или ПСЧ по радио связи, телефонной связи. Эта связь должна обеспечивать взаимную передачу информации ЦУКС (ПСЧ) и подразделений, находящихся на пожаре и в пути следования об обстановке в ходе тушения, вызов дополнительных сил и средств, а также передачу требований РТП службам города. По прибытии на пожар связные поступают в распоряжение НШ.

Обязанности НШ изложены в Приказе.

Приступая к выполнению своих обязанностей, НШ должен знать:

  •  содержание принятого РТП плана тушения пожара;
  •  обстановку пожара на всех участках;
  •  расстановку прибывших сил и средств до работы ОШ, и какие СиС вызваны дополнительно.

Приняв руководство штабом, НШ обязан:

  1.  По приказанию РТП произвести вызов дополнительных сил и средств.
  2.  Назначить начальника тыла и дать ему указание на встречу и расстановку прибывающих подразделений, поставить задачи прибывающим подразделениям.
  3.  Организовать связь с ЦУКС и УТП.
  4.  Создать резерв сил и средств.
  5.  Приступить к ведению оперативной документации (приложения 2-4 Приказа).

          

          

Рис. 6. Управление на пожаре при наличии штаба.

Документы штаба:

  •  учет сил и средств;
  •  учет участков тушения пожара;
  •  учет распоряжений и информации.

Схема тушения составляется НШ или его заместителем, наносится:

  1.  План-схема объекта, проезды.
  2.  Водоисточники и места установки пожарных автомобилей.
  3.  Направление прокладки рукавных линий и позиции стволов.
  4.  Границы УТП.
  5.  Характеристика водоснабжения (диаметр, напор в сети, емкость водоемов, расстояние от них до места пожара).
  6.  Место расположения штаба.
  7.  Места установки телефонов, громкоговорящих установок, прожекторов.

При необходимости НШ назначает себе заместителя.

В ходе тушения пожара НШ должен знать обстановку, чтобы правильно руководить штабом. Это достигается путем донесений от НУТП, связных, личным наблюдением, т.е. непрерывной разведкой.

Результаты разведки НШ докладывает РТП и заносит в оперативные документы штаба, чтобы постоянно корректировать план тушения.

В случаях, не терпящих отлагательства, НШ самостоятельно принимает решения и осуществляет их с последующим донесением РТП.

При необходимости НШ вызывает необходимые спец. службы города и/или объекта и организует взаимодействие с этими службами.

НШ должен не только передавать приказания РТП, но и организовать контроль за их исполнением, через начальника тыла руководит работой тыла.

При затяжных пожарах организует подмену, отдых, питание личного состава, работающего на пожаре.

Если имеется угроза ценному имуществу, НШ организует защиту или эвакуацию его, указав место эвакуации и его охрану, для чего может привлекать через администрацию объекта рабочих, служащих, или по инструкции взаимодействия задействовать воинские части, милицию, население, личный состав пожарной охраны из резерва.

При ликвидации штаба НШ обеспечивает постепенное свертывание сил и средств. Резервные и освободившиеся от работы подразделения отправляются с пожара только по распоряжению РТП, о чем ставится в известность ЦУКС.

После ликвидации УТП НШ принимает доклады от НУТП о работе на УТП. Заполняет окончательные данные о пожаре в оперативные документы, уточняет схему тушения, передает сообщение на ЦУКС. ОШ ликвидируется только по указанию РТП.

Выводы по 3 вопросу: Приняв руководство штабом, НШ обязан:

  1.  По приказанию РТП произвести вызов дополнительных сил и средств.
  2.  Назначить начальника тыла и дать ему указание на встречу и расстановку прибывающих подразделений, поставить задачи прибывающим подразделениям.
  3.  Организовать связь с ЦУКС и УТП.
  4.  Создать резерв сил и средств.
  5.  Приступить к ведению оперативной документации.

Преподаватель отвечает на вопросы обучаемых.

  1.  Участки тушения пожара

Участком тушения пожара – (УТП) называется место или участок на пожаре, где работает одно или несколько подразделений, объединенных общей тактической задачей и общим руководством в лице начальника УТП.

  На крупных и сложных пожарах создание УТП обеспечивает более четкое выполнение поставленных задач, контроль за выполнением приказаний РТП, взаимодействие между отдельными подразделениями, своевременное получение информации об обстановке на отдельных участках.

Участки тушения пожара организует РТП с целью удобства руководства и управления подразделениями.

Правильная организация УТП обеспечивает:

  •  быстрое выполнение поставленных задач перед подразделениями;
  •  контроль за выполнением приказаний РТП;
  •  постоянную информацию об обстановке.

В первую очередь УТП создаётся на решающем направлении, а затем на других направлениях для полного окружения пожара и выполнения отдельных специальных работ. Границы УТП на пожаре определяют с учетом удобства руководства подразделениями.

УТП на пожаре могут создаваться:

  •  по этажам;
  •  по лестничным клеткам;
  •  по противопожарным преградам или зонам;
  •  по периметру горящего объекта;
  •  по видам работ (спасание, тушение, защита и др.).

В ходе тушения пожара границы УТП могут изменяться.

Перед подразделениями на каждом УТП ставится своя конкретная задача. Количество участков тушения на пожаре, объем задач каждому из них, количество приданных сил и средств определяет РТП, УТП организуются таким образом, чтобы НУТП мог попасть на позиции ствольщиков. Размеры УТП зависят от особенностей объекта, возможностей маневра сил и средств. Каждый УТП должен иметь несколько подступов к зоне горения: через оконные и дверные проемы, вскрытые отверстия в конструкциях. РТП управляет УТП через связных лиц и с помощью средств связи.

Участком тушения пожара руководит начальник участка (НУТП). Нумерация УТП начинается от решающего направления.

НУТП назначается из лиц среднего и старшего начальствующего состава, работающего на пожаре, имеющего практический опыт по руководству подразделениями и управлению действиями по тушению пожара и проведения АСР.

НУТП подчиняется РТП, НШ, выполняет их приказания.

НУТП несет ответственность за выполнение поставленной перед ним задачи на порученном ему участке, л/с подчиненный ему на пожаре, и за сохранность пожарной техники и ПТВ.

НУТП обязан:

  1.  Вести непрерывную разведку и докладывать РТП или НШ об обстановке на УТП.
  2.  Руководить работой подчиненных ему подразделений.
  3.  Обеспечить наиболее полное и правильное использование сил и средств при выполнении основной задачи.
  4.  Организовать взаимодействие между подразделениями, работающими на его участке, и с соседними участками.
  5.  Обеспечить маневрирование и быструю перегруппировку сил и средств при изменении обстановки пожара на УТП.
  6.  Принимать самостоятельные решения по перестановке сил и средств, обеспечивающие быстрейшую ликвидацию пожара на участке, с последующим докладом РТП или НШ о принятых решениях.
  7.  Докладывать РТП или НШ о выполнении задач и о работе подразделений на участке.


Принимая УТП, НУТП должен знать:

  •  обстановку, границы и задачу УТП;
  •  какие силы и средства введены в действие, и какие будут приданы дополнительно;
  •  расположение и задачи соседних УТП.

Эти сведения НУТП получает от РТП, НШ и при разведки на УТП.

НУТП:

  1.  Определяет задачи и участки работ для отделений.
  2.  Устанавливает связь с соседними УТП.
  3.  Передает информацию об остановке на участке РТП или в ОШ.

В ходе тушения пожара НУТП:

  •  руководит работой подразделений;
  •  непрерывно ведет разведку;
  •  информирует РТП и ОШ об обстановке;
  •  обеспечивает наиболее полное и правильное использование сил и средств для спасения людей, тушения пожара, эвакуации и защиты имущества;
  •  организует взаимодействие между подразделениями данного и соседних УТП;
  •  принимает самостоятельные решения по перестановке и перегруппировке сил и средств на своем участке для быстрой ликвидации пожара с последующим докладом РТП и в ОШ о принятых решениях.

После локализации пожара НУТП производит:

  1.  Ликвидацию скрытых очагов горения.
  2.  Дополнительные вскрытия и разборку конструкций.
  3.  Эвакуацию находящихся в помещениях материалов и уборку места пожара.

Участки тушения пожара упраздняются по указанию РТП.

При ликвидации УТП НУТП:

  •  докладывает РТП, (НШ) о всей проделанной работе на участке;
  •  уточняет расстановку сил и средств на схеме тушения;
  •  дает оценку подразделениям и их командирам, работавшим на участке.

Само место УТП передается под наблюдение подразделениям, оставшимся для продолжения работ по ликвидации последствий пожара или чрезвычайной ситуации.

Выводы по 4 вопросу: УТП на пожаре могут создаваться:

  •  по этажам;
  •  по лестничным клеткам;
  •  по противопожарным преградам или зонам;
  •  по периметру горящего объекта;
  •  по видам работ (спасание, тушение, защита и др.).

Преподаватель отвечает на вопросы обучаемых.

5. Тыл на пожаре

Под тылом понимается все то, что находится за линией разветвлений или наружным периметром стен горящего объекта и имеющее отношение к тушению пожара.

Тыл существует на каждом пожаре, не зависимо от его размеров и количества работающих сил и средств.

Организацию и работу тыла на пожаре обеспечивает начальник тыла, он носит на рукаве белую повязку с черными буквами "НТ".

При работе на пожаре двух и более подразделений назначается начальник тыла из лиц среднего или младшего начальствующего состава пожарной части, в районе выезда которой произошел пожар; при работе одного подразделения – старший пожарный.

Начальника тыла назначает РТП. В случае прибытия сил и средств на пожар с различных направлений РТП выделяет в помощь НТ начальствующий состав и обеспечивает их средствами передвижения и связи. Для обеспечения нормальной работы тыла в его распоряжение выделяют: водозащитные и рукавные автомобили, топливозаправщики, авторемонтные мастерские, автобусы и другие специальные пожарные машины.

На крупных пожарах организуют службу тыла (в которую входят различные группы тыла), которую возглавляет начальник тыла.

НТ подчиняется РТП и НШ, отвечает за работу тыла на пожаре.

В задачи тыла входят:

  1.  Организация разведки водоисточников.
  2.  Встреча и расстановка на водоисточники пожарных автомобилей.
  3.  Обеспечение бесперебойной подачи огнетушащих средств и работы пожарной техники.
  4.  Обеспечение горюче-смазочными материалами и огнетушащими веществами;
  5.  Охрана магистральных рукавных линий.
  6.  Защита имущества, оборудования и помещений от воды, проливаемой при тушении пожаров.
  7.  Организация сбора ОТВ после пожара.
  8.  Отогревание замерзших рукавов, стволов и разветвлений.
  9.  Обеспечение при длительной работе личного состава питанием, питьевой водой, сухой спецодеждой, а также организация обогрева личного состава при работе в условиях низких температур.
  10.  Организация восстановления работоспособности пожарной техники и ПТВ.

Когда на пожаре нет оперативного штаба, значительно возрастает роль начальника тыла. Ему приходится организовывать связь и освещение на пожаре, а также взаимодействие с другими службами города или объекта. На рис.7 показано управление участками тушения пожара и тылом в случае, когда на пожаре нет оперативного штаба.

НТ рекомендуется иметь планшет, справочник водоисточников по району, лист белой пластмассы размером 20 х 15 см для записи времени прибытия подразделений в распоряжение тыла, расстановки их на водоисточники и другие данные о работе тыла.

На объектах, где имеются разработанные оперативные планы или карточки, организация работы тыла значительно облегчается, т. к в плане заранее указаны все необходимые данные по водоисточникам, определенные направления прокладки линий, порядок расстановки автомобилей на водоисточники.

Часто на пожарах создаются условия, которые вызывают необходимость усиления тыла:

  1.  Обеспечение водой от удаленных водоисточников путем перекачки или подвоза.
  2.  Возможность сосредоточения на пожаре сил и средств с различных направлений.
  3.  Использование различных видов огнетушащих средств.

РТП в указанных случаях должен выделять в помощь начальнику тыла одного трех человек начсостава, также необходимый транспорт и средства связи. РТП управляет тылом через оперативный штаб и связных, выделенных из пожарных расчетов, имеющих радиостанции и телефоны.

Начальник тыла обязан:

  1.  Произвести разведку водоисточников.
  2.  Организовать встречу и расстановку на водоисточники прибывающей техники, обеспечивающей подачу воды и других огнетушащих веществ на пожар.
  3.  При необходимости подачи воды в перекачку или с подвозом доложить НШ о требуемом количестве автонасосов, автоцистерн и рукавных автомобилей.
  4.  Обеспечить использование пожарной техники на полную мощность, наблюдать за ее работой и обеспечить бесперебойную подачу воды на пожар.
  5.  Обеспечить своевременное снабжение пожарной техники горючими и смазочными материалами, а также при необходимости доставку к месту пожара специальных огнетушащих веществ и материалов.
  6.  Обеспечить охрану рукавных линий и взаимодействие с работниками милиции по регулированию движения городского транспорта на участках тыла.
  7.  Вести учет работы техники, рукавов, пенных средств и материалов; составить схему расстановки техники на водоисточники и прокладки магистральных рукавных линий.
  8.  Организовать при необходимости восстановление работоспособности пожарных машин, оборудования и ПТВ.
  9.  В случае прибытия подразделений с разных направлений организовать их встречу, расстановку на водоисточники и проведение развертывания сил и средств с этих направлений.

Приступая к исполнению обязанностей, НТ должен знать:

  •  расположение и состояние водоисточников;
  •  расстановку ранее прибывших сил и средств;
  •  какие силы и средства вызваны дополнительно;
  •  сколько магистральных линий нужно дать дополнительно.

Для определения наличия и состояния водоисточников НТ использует:

  •  справочники и планшеты водоисточников;
  •  оперативные планы и карточки тушения пожаров;
  •  сведения работников местной охраны и объекта;
  •  знания старших пожарных той части, в районе выезда которой произошел пожар.

При расстановке автомобилей на водоисточники НТ должен учитывать водоотдачу и направление прокладки магистральных рукавных линий, возможные изменения обстановки на пожаре, силу и направление ветра.

В тех случаях, когда водоисточники расположены на значительном расстоянии от места пожара, НТ докладывает РТП, НШ о требуемом количестве автонасосов для перекачки, автоцистерн для подвоза воды, рукавных автомобилей для прокладки рукавных линий и организует подачу воды выбранным способом.

Встречу подразделений НТ проводит лично или через своих помощников, которых может назначить себе из командиров и старших пожарных.

При недостаточной водоотдаче сети НТ через представителей водопроводной службы принимает меры к повышению напора в сети или отключения отдельных участков сети для обеспечения водой горящего участка.

В случае выхода из строя техники НТ производит ее замену таким образом, чтобы не было перебоя в подаче огнетушащих средств, о чем докладывает РТП, НШ.

Обеспечивает охрану рукавных линий и взаимодействие с милицией по регулированию движения транспорта,

В ходе тушения НТ ведет схему расстановки автомобилей на водоисточники, направление прокладки магистральных рукавных линий до разветвлений, которые дает НШ для заполнения оперативной карточки и схемы тушения.

В ходе локализации и ликвидации пожара НТ осуществляет наблюдение за работой пожарной техники и состоянием магистральных линий, периодически обходя или объезжая тыл, ставя в известность НШ о маршруте своего движения и докладывая о результатах.

При обходе тыла НТ особое внимание обращает на:

  1.  Правильное использование водоисточников.
  2.  Использование пожарной техники на полную мощность.
  3.  Режим работы пожарной техники (напор, ГСМ).
  4.  Состояние и работу рукавных линий (запас, утепление, прокладка резервных сухих линий).

В период свертывания сил и средств НТ руководит свертыванием, организует отправку с места пожара мокрых и замороженных рукавов.

Все распоряжения НТ по установке автомобилей на водоисточники и другие места, в т.ч. и резерв работы рукавных линий, доставки на пожар и с пожара ПТО, огнетушащих средств и др. вопросам, связанным с работой тыла, являются обязательными для всего личного состава.

НТ прекращает свою работу по приказанию РТП и(или) НШ, которым и докладывает о проделанной работе и сдает оперативную документацию.

Выводы по 5 вопросу: Приступая к исполнению обязанностей, НТ должен знать:

  •  расположение и состояние водоисточников;
  •  расстановку ранее прибывших сил и средств;
  •  какие силы и средства вызваны дополнительно;
  •  сколько магистральных линий нужно дать дополнительно.

Преподаватель отвечает на вопросы обучаемых.

Вывод по лекции: Руководство тушением пожара осуществляют следующие должностные лица на пожаре:

  •  РТП;
  •  НШ;
  •  НТ;
  •  НУТП и др., которые имеют свои обязанности и права.

Преподаватель отвечает на вопросы обучаемых.

Заключительная часть

  •  напомнить тему занятия, цели занятии и указывает на степень их достижения;
  •  преподаватель выдает задание на практическое занятие;
  •  ответить на возникшие вопросы курсантов;
  •  выдать задание на самоподготовку;
  •  выборочно проверяет конспекты.

VII. Задание на самостоятельную подготовку

Учебные вопросы

  1.  Кто может назначаться РТП?
  2.  За что РТП несет персональную ответственность?
  3.  Из чего исходит РТП определяя число дополнительных СиС?
  4.  В каких случаях происходит смена РТП?
  5.  Права РТП.
  6.  Обязанности РТП.
  7.  Обязанности начальника тыла.
  8.  Условия, которые вызывают необходимость усиления тыла.
  9.  Что называется участком тушения пожара?
  10.  Обязанности НУТП.
  11.  Принципы создания УТП.
  12.  Основные задачи ОШ.
  13.  Документы ОШ.
  14.  Обязанности НШ.

Для успешной подготовки и выполнения практического занятия необходимо:

  •  повторить теоретический материал, связанный с выполнением задания;
  •  ознакомиться с рабочим местом, заданием, содержанием и порядком выполнения задания;
  •  изучить правила охраны труда;
  •  быть готовым ответить на вопросы, изученные в лекции.

  Накануне дня проведения практического занятия учебная группа обязательно прибывает на кафедру для ознакомления с рабочими местами, получает первичный инструктаж по мерам техники безопасности и расписывается в журнале инструктажа по охране труда.

Перечень литературы и учебно-методических
материалов для подготовки к практическому занятию

Основная

  1.  Решетов А.П., Башаричев А.В., Клюй В.В. «Пожарная тактика». Учебное пособие. (Под общей редакцией Артамонова В.С.). – СПб: Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России, 2011. – 308 с., с.93-114.
  2.  Артамонов В.С. и др. «Пожарная тактика в вопросах и ответах»: Учебное пособие. СПб.: Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России, 2009.
  3.  Башаричев А.В., Решетов А.П., Ширинкин П.В. «Пожарная тактика»: Учебно-методическое пособие по решению пожарно-тактических задач. – СПб: СПбУ ГПС МЧС России, 2009, 58 с.

Дополнительная

  1.  Повзик Я.С. «Пожарная тактика». М.: Спецтехника, 2001.
  2.  Я.С. Повзик. «Справочник руководителя тушения пожара». М.: ЗАО «СПЕЦТЕХНИКА», 2004. – 361 с. (Л – 3).
  3.  Методические рекомендации по действиям подразделений федеральной противопожарной службы при тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ. 26 мая 2010 г.
  4.  Методические рекомендации по составлению планов и карточек тушения пожаров, утвержденные главным военным экспертом МЧС России генерал-полковником П.В. Платом 29 сентября 2010 года.
  5.  Методические рекомендации по изучению пожаров. М.: МЧС, 2007. Утвержденные Ю.Л. Воробьёвым. 12.03.2007 г.

Нормативные правовые акты

  1.  Федеральный закон № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» от 21.12.1994 г.
  2.  Федеральный закон № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» от 21 декабря 1994 г (с изменениями от 28 октября 2002 г., 22 августа 2004 г., 4, 18 декабря 2006 г.)
  3.  Федеральный закон № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» от 22.07.2008.
  4.  Приказ № 630 от 31.12. 2002 г., Москва. «Об утверждении и введении в действие правил по охране труда в подразделениях государственной противопожарной службы МЧС России (ПОТРО-01-2002)».
  5.  Приказ № 156 от 31.03. 2011 г., Москва. «Об утверждении Порядка тушения пожаров подразделениями пожарной охраны».
  6.  Приказ № 167 от 05.04. 2011 г., Москва. «Об утверждении Порядка организации службы в подразделениях пожарной охраны».
  7.  Приказ МВД России № 234 от 30.04.1996г., «Наставление по газодымозащитной службе ГПС МВД России».
  8.  Приказ № 240 от 05.05. 2008 г., Москва. «Об утверждении порядка привлечения сил и средств подразделений пожарной охраны, гарнизонов пожарной охраны для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ».

Лист регистрации изменений

Номер

изменения

Номера листов

Основание для внесения изменений

Подпись

Расшифровка подписи

Дата

Дата введения изменения

замененных

новых

аннулированных


Должность

Фамилия/ Подпись

Дата

Разработал

Преподаватель кафедры ОП и ПАСР

Бондарь А.А../

Проверил

Зам. начальника кафедры ОП и ПАСР

Башаричев А.В./

Стр.  PAGE 1 из  NUMPAGES 37


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

41076. ЕКОЛОГІЧНА ЕКСПЕРТИЗА: ОСНОВНІ ПОНЯТТЯ І ПРИНЦИПИ 91.5 KB
  Поняття екологічної експертизи Загальні принципи екологічної експертизи та їх зв'язок з принципами сталого розвитку Предмет екологічної експертизи Учасники процесу екологічної експертизи
41077. Топология коммуникаций пакетов и ретрансляция кадра (Frame Relay) 285 KB
  В то же время, рост компьютерных приложений, требующих высокоскоростных коммуникаций, распространение интеллектуальных ПК и рабочих станций, доступность высокоскоростных линий передачи с низким коэффициентом ошибок — все это послужило причиной создания новой формы коммутации в территориальных сетях.
41078. Сутність та призначення систем підтримки прийняття рішень 54 KB
  Сутність та призначеннясистем підтримки прийняття рішень Системи підтримки прийняття рішень СППР виникли на початку 70х років минулого століття завдяки дальшому розвитку управлінських інформаційних систем і являють собою системи розроблені для підтримки процесів прийняття рішень менеджерами за складних слабоструктурованих умов. На розвиток СППР істотний вплив справили вражаючі досягнення в галузі інформаційних технологій зокрема поява телекомунікаційних мереж персональних комп’ютерів динамічних електронних таблиць експертних систем...
41079. Цілі СППР та чинники, що сприяють їх досягненню 55 KB
  Цілі СППР та чинникищо сприяють їх досягненню Необхідність комп’ютерної підтримки прийняття рішень в економіці та бізнесі нині зумовлена дією низки об’єктивних причин зокрема: збільшенням обсягів інформації що надходить до органів управління і безпосередньо до керівників; ускладненням завдань що розв’язуються щоденно і на перспективу; необхідністю обліку і урахування великої кількості взаємопов’язаних факторів і вимог що швидко змінюються; необхідністю зняття невизначеності пов’язаної з неможливістю кількісного вимірювання окремих...
41080. Зародження і розвиток концепції СППР 50.5 KB
  Стисла історія розвиткусистем підтримки прийняття рішень Зародження і розвиток концепції СППР Системи підтримки прийняття рішень почали розвиватися на ранніх стадіях ери розподіленого обчислення. Історія таких систем веде відлік приблизно з 1967 року і за цей час СППР пройшли значний шлях розвитку включаючи орієнтовані на моделі СППР інструментальні засоби запиту та звітування системи бізнесової інформації Business Intelligence оперативне аналітичне оброблення OLP групові СППР та виконавчі інформаційні системи. Наприкінці 60х років...
41081. Інформаційні ресурси та інформаційне обслуговування 84 KB
  Узагальнена концепція інформаційного ресурсу Особливе значення інформація як ресурс має в сучасному бізнесі оскільки будьяка ділова операція містить інформаційні компоненти і тому управління інформаційними ресурсами фірм є важливим аспектом досягнення конкурентної переваги. Керівники фірми міркували що керуючи своїми даними за допомогою комп’ютерно основаних СКБД вони насправді керували своєю інформацією. Цей процесор складається з апаратних засобів і програмного забезпечення з людей які розробляють комп’ютеризовані системи і...
41082. Сутність та етапи розвитку інформаційних технологій 378 KB
  Принципова відмінність інформаційної технології від виробничої яка являє собою сукупність способів оброблення виготовлення зміни стану властивостей форм сировини матеріалу або напівфабрикату полягає в тому що вона крім рутинних операцій містить елементи творчого характеру тобто людського фактора який не підлягає регламентації та формалізації. Інформаційні технології виникли разом із виробництвом кілька мільйонів років тому і у своєму розвитку пройшли ряд етапів. мали місце ручні інформаційні технології. На зміну механічній...
41083. Три покоління розвитку інформаційних систем 2.19 MB
  Для головних компонентів інформаційних систем даних і обчислень важливе значення має така ознака як їх надмірність. Протягом розвитку інформаційних систем організаційного типу структура і надмірність даних та процедури обчислень значно змінювалися що було критеріями для виділення поколінь цих систем. В інформаційних системах першого покоління які в зарубіжній літературі відомі під назвою Dt Processing System DPS системи оброблення даних синоніми електронне оброблення даних системи електронного оброблення даних а у...
41084. Перспективні засоби і напрями розвитку інформаційних систем 97.5 KB
  Перспективні засоби і напрямирозвитку інформаційних систем Загальна характеристикаінформаційних систем Сучасний етап розвитку економіки і бізнесу характеризується широким застосуванням для оброблення інформації та комп’ютерної підтримки рішень новітніх засобів інформаційних технологій основним вираженням яких є інформаційні системи різного призначення й різної проблемної орієнтації. Для проблематики економіки й бізнесу використовуються здебільшого інформаційні системи організаційного типу. Інформаційні системи організаційного типу ІСОТ...