90098

Правовой режим юридических услуг

Лекция

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

Юридические услуги могут оказываться как в рамках договора возмездного оказания услуг так и в рамках договора поручения когда исполнитель берет на себя обязанность совершать от имени заказчика юридические действия права и обязанности из которых возникают у доверителя.

Русский

2015-05-29

34.59 KB

1 чел.

Лекция 8. Правовой режим юридических услуг

В данной области отношений принято оперировать категориями юридическая помощь, правовые или юридические услуги.

Юридическая помощь как правовой институт состоит в гарантированной возможности лица притязать на получение квалифицированного юридического содействия. Предмет: правоотношения, возникающие в ходе получения лицом услуг правового характера в юридической сфере. В законодательстве об адвокатуре устанавливаются случаи оказания адвокатами бесплатной юридической помощи гражданам, когда адвокат осуществляет деятельность не на основе договора, а выполняет социальную функцию адвокатуры как элемента системы ПОО.

Юридическая помощь и юридические услуги основаны на правовых знаниях и потребляются для разрешения правовых ситуаций. В то же время юридические услуги - объект гражданско-правовых отношений (нормы, регулирующие оказание таких услуг, составляют отдельный институт), а юридическая помощь находится в сфере конституционных правоотношений.

В российском законодательстве отсутствует определение правовых/юридических услуг, их обособление производится путем выделения разновидностей таких услуг. К юридическим услугам относят консультирование по всем отраслям права, правовую работу по обеспечению хозяйственной деятельности, судебное и иное представительство интересов заказчика, правовую экспертизу документов, составление заявлений, жалоб, проектов договоров, претензий и иных документов, научно-исследовательскую работу в сфере права. Исходя из этого перечня, к правовым услугам необходимо относить услуги, для надлежащего оказания которых необходимы систематизированные знания в области права. Критериями их наличия могут выступать наличие у исполнителя высшего или среднего юридического образования и опыта работы по специальности. Юридические услуги могут оказываться как в рамках договора возмездного оказания услуг, так и в рамках договора поручения, когда исполнитель берет на себя обязанность совершать от имени заказчика юридические действия, права и обязанности из которых возникают у доверителя.

Пропустила – найти и переписать

Подписание представителем искового заявления и направление его в суд влечет для представляемого процессуальные права и обязанности, предусмотренные законодательством. Отказ представителя от иска при условии принятия его судом влечет прекращение права представляемого на обращение в суд с тождественным иском. Действия судебного представителя могут создавать для представляемого не только процессуальные, но и материально-правовые последствия (заключение и утверждение судом мирового соглашения). Договор на оказание юридических услуг включает в себя как обязательства по представлению интересов клиента, так и по совершению для него иных действий, не влекущих для заказчика каких-либо правовых последствий (консультирование, составление документов, анализ законодательства и т.д.).

Понятие договора, его характеристика

Договор – это заключенное в письменной форме соглашение, по которому услугодатель за вознаграждение обязуется предоставить услугополучателю профессиональные юридические услуги в форме консультирования, представительства, составления документов и прочие, как направленные, так и не направленные на достижение материально-правовых и процессуально-правовых результатов, а услугополучатель обязуется эти услуги оплатить.

Рынок юридических услуг искусственно разделен сегодня на 2 сферу:

  1.  В области уголовного права (наличие особого статуса представителя – адвокат)
  2.  В области иных отношений, где наличие такого статуса не требуется (исполнителем может быть лицо, обладающее систематизированными знаниями в области права, как частно практикующий юрист, так и другой субъект, оказывающий юридические услуги на основании трудового договора с работодателем)

Нормативно существенные условия определены Законом 2002 года. Перечень существенных условий:

  1.  Предмет договора (действия исполнителя индивидуализируются путем уточнения характеристик самой деятельности, в отдельных случаях – указанием на профессиональные качества исполнителя, наличие образования, стажа, специализацию). Договор может считаться заключенным, если в нем перечислены действия, которые исполнитель обязан совершить, или указана деятельность, которую он обязан осуществить. Когда предмет договора обозначен указанием на конкретную деятельность, круг возможных действий исполнителя может определяться на основании переговоров, переписки, которые предшествовали заключению договора, практике, сложившейся во взаимных отношениях сторон. Согласование предмета договора в большей степени зависит от характера оказываемой услуги. Если речь идет о представительстве, то представитель в соответствии с действующим процессуальным законодательством совершает от имени представляемого все процессуальные действия, если иное не предусмотрено в доверенности или ином документе (договоре поручения). В выдаваемой представителю доверенности должно быть специального оговорено право представителя на подписание искового заявления, отзыва на исковое заявление, заявления об обеспечении иска, заявление о передаче дела в третейский суд, полный или частичный отказ от иска, признание иска, изменение основания, предмета иска, заключение мирового соглашения, передоверие, получение присужденных денежных средств, иного имущества. Судебное представительство предполагает индивидуализацию в договоре судебного дела с участием клиента и указание тех судебных инстанций, прохождение которых является обязанностью исполнителя. В большинстве случаев предмет договора возмездного оказания юридических услуг определяется путем указания на определенный вид услуги без какой-либо особой конкретизации в силу того, что это относится к профессиональной компетенции исполнителя, который самостоятельно определяет необходимость и целесообразность осуществления действий, вырабатывает правовую позицию по делу.
  2.  Условие о цене. На практике применяются различные варианты определения в договоре условия об оплате: оплата единой суммой за ведение дела или оказание иных услуг, пошаговая оплата (отдельные выплаты за осуществление отдельных действий), повременная оплата. Исполнитель приобретает право на оплату услуг только при совершении определенных в договоре действий или деятельности, отказ заказчика от оплаты фактически предоставленных услуг не должен иметь места. В российской доктрине и практике не сложилось единого подхода относительно допустимости обязательств по оказанию услуг с гарантией результата. Ученые видят решение вопроса в заложенном принципе свободы договора, диспозитивности гражданско-правового регулирования, считая, что стороны могут предусмотреть в договоре правовой режим обязательства, отличный от общей модели. Судебная практика показывает, что в случае споров, связанных с выплатой гонорара, суды учитывают объем оказанных услуг, а не определенный результат. Применительно к таким правовым услугам, как составление проекта документов, получение лицензии, регистрация организации в качестве ЮЛ и прочие подобные услуги, вполне допустима гарантия результата, тогда как условия договора, содержащие гарантии исполнителя добиться для подзащитного условного осуждения, прекращения уголовного дела или отсудить определенную сумму, имущество, практика признает ничтожными, поскольку здесь нет прямой зависимости между деятельностью исполнителя и наступившим результатом.
  3.  Условия о сроке действия договора. Срок может быть обусловлен достижением определенного результата или моментом окончания судебного процесса или иными обстоятельствами, установленными сторонами.

Надлежащее исполнение договора связывают с деятельностью исполнителя. Требования к качеству не определены законодательством, могут быть установлены договором, а при отсутствии или неполноте условий договора должны соответствовать требованиям, предъявляемым к услугам в силу их существа. Качество юридических услуг – это обусловленная профессиональной компетенцией услугодателя категория, включающая уровень владения им законодательством, основными тенденциями судебной практики, навыками составления процессуальных и иных документов и предполагающая их максимальную реализацию для целей договора. Устные и письменные консультации должны соответствовать законодательству, регулирующему соответствующие правоотношения. При наличии пробелов, противоречий должны отражать эти проблемы и содержать информацию о возможности их решения. Если клиентом ставится вопрос о способах достижения определенного правового результата, информация должна включать сведения о сложившейся практике рассмотрения аналогичных дел, а также оценку вероятности достижения цели, указанной клиентом. Составленные исполнителем проекты договоров должны основываться на нормах действующего законодательства, предоставлять клиенту права и преимущества, о которых исполнитель был поставлен в известность. В них не должно быть условий, ущемляющих интересы клиента, не должно быть неоднозначных формулировок, буквальный смысл которых позволяет давать им различное толкование. Заявления, жалобы и иные документы правового характера должны быть адресованы тому органу или должностному лицу, которое управомочено их рассматривать; в них должен присутствовать правовой анализ ситуации, обосновываться позиция клиента с точки зрения законодательства. При проведении досудебной подготовки гражданских, арбитражных дел, которая помимо анализа законодательства обычно заключается в собирании и закреплении доказательств, исполнитель обязан правильно определить предмет доказывания, средства доказывания, а при обнаружении неполноты доказательственной базы исполнитель должен сообщить клиенту об обстоятельствах, подлежащих доказыванию, о доказательствах, которые необходимо иметь для представления в суд, разъяснить клиенту, как получить отсутствующие доказательства, а если договор предусматривает соответствующие обязанности исполнителя – то принять меры для собирания доказательств самостоятельно. Качественное оказание услуг судебного представительства в зависимости от условий договора должно предусматривать детальный правовой анализ ситуации с учетом судебной практики, досудебную подготовку дела, своевременное совершение процессуальных действий, личное участие представителя в судебных заседаниях, своевременное предоставление суду необходимых доказательств, а при необходимости – заявление ходатайств об их истребовании, обеспечении, грамотное последовательное изложение позиции клиента в устной или письменной форме, участие в судебных прениях, заявление обоснованных возражений, выдвигаемых противной стороной. При решении вопроса о наличии оснований гражданско-правовой ответственности услугодателя необходимо дать оценку факту неисполнения или ненадлежащего исполнения договора. Для этого нужно установить, выполнил ли исполнитель указанные в договоре или вытекающие из его содержания действия, имелись ли у него достаточные основания отступить от условий договора, сделал ли услугодатель все от него зависящее для минимизации неблагоприятных последствий для получателя. К числу оснований для привлечения исполнителя к гражданско-правовой ответственности могут быть отнесены необоснованное применение им норм права при составлении правовых документов, при оформлении сделок, консультировании, судебном представительстве, пропуск сроков для обжалования, неправильное оформление документов, неизвещение клиента о последствиях совершаемых юридических действий, утрата, порча документов, полученных от клиента и др. Основной формой ответственности является возмещение причиненных клиенту убытков, уплата неустойки, если она предусмотрена договором.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

29579. Телевидение XXI века: соотношение социальных, политических и коммерческих функций 13.23 KB
  Степень этой вовлеченности и мера воздействия ТВ на аудиторию в плоскости выполнения этой функции зависят от той системы в которой действует данное телевизионное СМИ. Особенно сильно подобное отношение к СМИ вообще и к ТВ в частности у населения постсоветских государств. Люди ждут реакции властей на критические выступления касающиеся тех или иных явлений жизни по инерции доставшейся от советской системы в то время как СМИ – лишь способ донести информацию об этих явлениях до своей аудитории. Дальнейшее зависит уже не от СМИ выпадающего из...
29580. Интернет: история, возможности и прогнозы 16.93 KB
  Интернет: история возможности и прогнозы. Исторически интернет произошел от американской сети RPNET которая разрабатывалась как децентрализованное средство обмена информацией в случае ядерного удара. Прототип интернета RPNET в 1969 соединил сеть американских научно исследовательских университетов. Следующим значительным скачком в развитии интернета стал концепт всемирной паутины выдвинутый в 1989 Тимом БернсЛи идея создания универсального языка HTML Аштэмэйли протокола связи HTTPАштэтэпэ что позволило сделать интернет таким каким он...
29581. Информационное общество: основные характеристики, тенденции развития. Дискуссии в отношении позитивных изменений и негативных последствий всеобщей информатизации и глобализации мирового пространства 16.15 KB
  Информационное общество – ступень в развитии современной цивилизации характеризующаяся увеличением роли информации и знаний в жизни общества; возрастанием доли инфокоммуникаций информационных продуктов и информационных услуг в валовом внутреннем продукте ВВП; созданием глобального информационного пространства обеспечивающего эффективное информационное взаимодействие людей их доступ к мировым информационным ресурсам и удовлетворение их социальных и личностных потребностей в информационных продуктах и услугах. Основные характеристики:...
29582. Массовое сознание 12.93 KB
  На общественное мнение влияют мнения людей признаваемых обществом авторитетными и компетентными личный опыт людей В формировании общественного мнения выделяются: субъект воздействия – элитные группы стремящиеся к достижению или удержанию власти заказчики и исполнители государство аналитики журналисты и т.; объект воздействия – массовое сознание изменение которого является целью субъекта; инструмент воздействия – СМИ как массмедиа так и институты социализации культура и т. Формы и способы влияния общественного мнения на личность...
29583. Массовое сознание: Субъективистский и объективистский подходы 14.37 KB
  Массовое сознание включает в себя понятие массы: МассаОртега и Гаса это суждение некомпетентных низкое качество современной цивилизации; Масса Юнгер механизное общество в котором человек является придатком машины; Масса Зиммель Вебер Манхейм – это бюрократическое общество которое отличается широко расчленненой организацией в которой принятие решений допускается на высших этапах иерархии; МассаЛенин – совокупность трудящихся наименее организованных и просвещенных. МассаШарков это шаблонное Например когда в деревнях все...
29584. Стратегия и тактика планирования рекламной кампании 16.33 KB
  Стратегия и тактика планирования рекламной кампании. Планирование рекламной кампании это процесс в котором принимают участие все структурные подразделения рекламного агентства и маркетинговый отдел рекламодателя. Результат этого процесса составление плана рекламной кампании на определенный период. Главная задача планирования рекламной кампании определить как будет доноситься рекламное послание до потребителя: в какой форме с помощью каких средств массовой информации и в рамках какого бюджета.
29585. Основные понятия в медиапланировании (рейтинг, доля, HUT, PUT, PUR). Их расчет и соотношение в планировании рекламных кампаний 33.55 KB
  Home Using TV одним из базовых показателей в медиапланировании является число людей или домохозяйств в которых смотрят телевизор. Этот показатель описывает количество людей или домохозяйств использующих ТВ на определенный момент времени Иными словами это процент индивидуумов или домохозяйств использующих телевизор в данное время дня. Показатель HUT не включает людей смотрящих телевизор вне дома например в магазинах аэропортах отелях и т. То есть рекламное сообщение смогут увидеть те люди которые по крайней мере в данный момент...
29586. Медиавес рекламной кампании и его измерение (охват, частота, количество предъявлений) 46.5 KB
  Охват — это количество разных индивидуумов, которые были затронуты графиком прохождения рекламной кампании за данный период времени, или, другими словами, увидели нашу рекламную кампанию, наше рекламное объявление хотя бы один раз, обычно представляется в процентном формате.
29587. Принципы отбора медианосителей и оценка их эффективности 13.6 KB
  Рейтинг телевизионного времени доля в тех телезрителей которые смотрели конкретный канал в определенное время от потенциального числа телезрителей. Максимально высокий рейтинг имеет пиковое телевизионное время праймтайм. Сумма всех рейтингов целевой рейтинг показатель чистого полезного охвата умноженный на частоту контакта. Стоимость одного общерейтингового пункта мера определяющая эффективность конкретной программы.