90099

Правовой режим образовательных услуг. Правовое регулирование образовательных услуг

Лекция

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

Высокую регламентацию показывают: Требования к субъектному составу в первую очередь к исполнителю у образовательному уровню обучающегося Невозможность исполнения обязательства такого рода по частям обучение в рамках образовательной программы носит непрерывный характер...

Русский

2015-05-29

39.93 KB

0 чел.

Лекция 3. Правовой режим образовательных услуг

Правовое регулирование образовательных услуг

Большую роль играют императивные нормы законодательства об образовании (ФЗ «Об образовании», ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании»). Данные нормативные акты легализовали право образовательной организации на оказание платных образовательных услуг за счет средств их потребителей или третьих лиц. Отношения, которые возникают между организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и обучающимся регулируются нормами как публичного, так и частного права и находятся на стыке этих систем (в отношении платного оказания образования услуг).

Высокую регламентацию показывают:

  1.  Требования к субъектному составу (в первую очередь, к исполнителю, у образовательному уровню обучающегося)
  2.  Невозможность исполнения обязательства такого рода по частям (обучение в рамках образовательной программы носит непрерывный характер)
  3.  Невозможность исполнения обязательств третьими лицами без согласия обучающегося и наличия у исполнителя лицензии
  4.  Недопустимость досрочного исполнения (не должна нарушаться последовательность освоения образовательной программы, за исключением экстерната, объем и набор видов образовательных услуг определяется типом образовательной программы и в соответствии с ней учебным планом;

Образовательная программа – это документ, который содержит комплекс основных характеристик образования, организационно-педагогических условий получения образования, форм аттестации, который представлен учебным планом, календарным учебным графиком, рабочими программами учебных предметов, оценочных и методических материалов.

Учебный план определяет структуру образовательного процесса, то есть перечень, трудоемкость, последовательность, распределение по периодам обучения учебных предметов, курсов, практики, иных видов учебной деятельности, формы промежуточной аттестации. Учебный план – документ, который отражает связь субъектов образовательного отношения, которая выражается в определенных правах и обязанностях образовательной организации и обучающегося (право образовательной организации оказывать определенные виды образовательных услуг в определенном объеме, определенного содержания, соблюдать установленные самостоятельно или государственным образовательным стандартом содержание обучения, его структуру, выдать выпускнику при условии успешной аттестации документ об образовании или квалификации, обязанность обучающегося следовать установленному учебным планом содержанию образовательной услуги, последовательности обучения). Учебный план определяет свойства образовательной услуги и вместе с расписанием занятий позволяет удостоверить объем осуществленных исполнителем действий.

Основание возникновения образовательных отношений:

  1.  Распорядительный акт образовательного учреждения о приеме на обучение и/или для прохождения промежуточной и/или итоговой аттестации, а в случаях приема на обучение за счет средств ФЛ, ЮЛ таким основанием выступает и договор об образовании.

Прием на целевое обучение осуществляется на основании распорядительного акта и договора о целевом приеме (работодатель и образовательная организация) и договора о целевом обучении (обучающийся и образовательная организация). Если участниками образовательных отношений выступают образовательная организация и обучающийся, получающий образование за счет бюджетных ассигнований, отношения целиком уходят в сферу публичного права и регламентируются исключительно законом об образовании.

Правовая природа и отраслевая принадлежность возмездных образовательных отношений по-разному определяется в юридической литературе. Ряд ученых доказывает принадлежность таких отношений к педагогическому или образовательному праву, другие – к сфере административно-правового регулирования, третьи полагают, что договор на оказание платных образовательных услуг подпадает под действие гл.39 ГК исходя из предмета договора и характера отношений сторон. Предмет договора включает образовательную деятельность и ее нематериальный результат в виде приобретенных знаний, умений и навыков. Это нетипичный гражданско-правовой договор, включающий элементы гражданско-правовых и административных отношений. Административный характер отношений проявляется в том, что обучающийся обязан следовать правилам внутреннего распорядка образовательной организации, претерпевать меры дисциплинарного воздействия, что не соответствует принципу равенства и независимости в гражданско-правовых отношениях. Но поскольку средством финансирования являются средства обучающегося или третьих лиц, данные отношения субсидиарно регулируются правилами гражданского законодательства, включая законодательство о защите прав потребителей, что предопределяет комплексный характер отношений в целом.

Договор на оказание платных образовательных услуг, его юридическая характеристика

Договор на оказание платных образовательных услуг – соглашение, в соответствии с которым исполнитель обязуется обучить заказчика или иное указанное в договоре лицо по основным или дополнительным образовательным программам с выдачей по окончании обучения документа, подтверждающего получение образования определенного уровня, а заказчик обязуется оплатить услуги исполнителя. Закон об образовании именует этот договор как договор об образовании.

Образовательная организация готовит как по основным, так и дополнительным образовательным программам. К основным образовательным программам относятся:

  1.  Основные общеобразовательные программы
  2.  Основные профессиональные образовательные программы (СПО, ВПО)
  3.  Основные программы профессионального обучения (профессиональная подготовка по профессиям рабочих, должностям служащих, программы их переподготовки, программы повышения квалификации)

Дополнительные образовательные программы:

  1.  Дополнительные общие образовательные программы (за пределами основных образовательных программ, углубленное изучение отдельных дисциплин, отдельных курсов)
  2.  Дополнительные профессиональные программы (программы повышения квалификации, профессиональной подготовки)

Данный договор имеет черты публичного договора, хотя строго не подпадает под те признаки, которые установлены гражданским законодательством (исключения: образовательная организация обычно является некоммерческой организацией). Отказ в заключении  договора об образовании возможен по следующим основаниям:

  1.  Несоответствие уровня образования заказчика или лица, в пользу которого заключен договор, установленным законом требованиям (к освоению программ бакалавриата или специалитета допускаются лица, имеющие среднее общее образование, к освоению программ магистратуры допускаются лица, имеющие высшее образование любого уровня)
  2.  Непрохождение заказчиком или лицом, в пользу которого заключен договор, конкурсного отбора
  3.  Превышение образовательной организацией лицензионного норматива численности контингента обучающихся

Данная разновидность договора с точки зрения порядка заключения  - договор присоединения. Условия договора определяются образовательной организацией в формуляре или иной стандартной форме, а заказчик принимает предложенные условия, присоединяется к договору в целом. Образовательная организация предлагает договоры, разработанные с учетом правил оказания образовательных услуг и примерной формы договора.

Стороны договора об образовании

На стороне исполнителя выступает организация, осуществляющая образовательную деятельность (или ИП). Организация, осуществляющая образовательную деятельность, может относиться к одной из категорий:

  1.  Образовательная организация – некоммерческая организация, осуществляющая на основании лицензии образовательную деятельности в качестве основного вида деятельности в соответствии с целями создания
  2.  Организации, осуществляющие обучение – ЮЛ, осуществляющее на основании лицензии наряду с основной деятельности образовательную деятельность как дополнительный вид деятельности.

В РФ основные образовательные программы реализуют следующие типы образовательных организаций:

  1.  Дошкольные ОУ
  2.  Общеобразовательные ОУ
  3.  Профессиональные ОУ
  4.  ОУ высшего образования

Дополнительные образовательные программы реализуют организации дополнительного образования и организации дополнительного профессионального образования.

В соответствии с ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» образовательными организациями ВПО выступают: федеральный университет, университет, академия, институт. Различаются они характером и масштабом решаемых образовательных, исследовательских, методических задач. Например, федеральный университет реализует образовательные программы, интегрированные в мировое образовательное пространство. Университет в отличие института, академии, реализует образовательные программы высшего и послевузовского профессионального образования по широкому кругу специальностей.

Право на осуществление образовательной деятельности возникает у образовательной организации с момента выдачи ей лицензии, а право на выдачу выпускнику документа об образовании государственного образца – только при наличии свидетельства о государственной аккредитации.

Государственная аккредитация образовательной деятельности проводится по основным образовательным программам, реализуемым в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, за исключением программ дошкольного образования, а также по основным образовательным программам, реализуемым в соответствии с образовательными стандартами. Целью государственной аккредитации является подтверждение соответствия качества образовательной деятельности по основным образовательным программам, федеральным государственным образовательным стандартам. Срок действия свидетельства о государственной аккредитации составляет 6 лет для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по основным образовательным стандартам, и 12 лет для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам.

На стороне заказчика выступает как сам субъект услуги, так и два лица - потребитель услуги и заказчик, который может быть  как ФЛ, так и ЮЛ. В зависимости от уровня образовательной программы, формы обучения, режима пребывания в образовательной организации, обучающиеся по-разному именуются: воспитанники, учащиеся, студенты, курсанты, аспиранты, адъюнкты, ординаторы, слушатели, экстерны.

Порядок заключения договора и его содержание

Заключению договора предшествует вступительное испытание. В соответствии с законодательством прием на обучение по программам бакалавриата и специалитета проводится на основании результатов ЕГЭ, которые действительны в течение 4 лет, следующих за годом получения таких результатов. Прием на обучение по указанным программам лиц, имеющих СПО или ВПО, проводится по результатам вступительных испытаний, форма и перечень которых определяется образовательной организацией.

Содержание договора образует совокупность условий, необходимых и достаточных для признания сделки состоявшейся:

  1.  Предмет договора – действия по реализации конституционного права личности на образование (образовательные услуги), полезный эффект которых проявляется в приобретенных знаниях, сформированных умениях, навыках. При определении предмета необходимо указывать:
  2.  Вид образования (общее, профессиональное, дополнительное образование, профессиональное обучение)
  3.  Уровень образования (завершенный цикл образования, который характеризуется единой совокупностью требований). В РФ установлены следующие уровни профессионального образования: СПО, ВПО, бакалавриат, специалитет, магистратура, подготовка кадров высшей квалификации (аспирантура, докторантура)
  4.  Направленность образовательной программы/профиль образования (ориентация образовательной программы на определенные области знания, виды деятельности, что определяет ее содержание, виды учебной деятельности, требования к результатам освоения программы)
  5.  Форма обучения. Допускается получение образования в очной, очно-заочной, заочной форме, обучение в форме семейного образования и самообразования. Осуществляется с правом последующего прохождения экстерном аттестации в образовательной организации. Выбор форм получения образования по основным образовательным программам по каждому уровню образования, направлению подготовки определяется образовательным стандартом.

Основные характеристики образовательной деятельности в договоре не фиксируются, а содержатся лишь ссылки на образовательные стандарты. ФГОС устанавливает требования к обязательному минимуму содержания основных образовательных программ, к условиям их реализации, к учебной, производственной практике, итоговой аттестации выпускников, уровню их подготовки по каждому направлению или специальности. Если договор предусматривает оказание дополнительных образовательных услуг помимо основной образовательной программы, до сведения заказчика и потребителя должна доводиться информация об этих курсах, их содержании, форме аттестации и выдаваемом в подтверждение прохождения обучения документе. Не могут относиться к дополнительным образовательным услугам уменьшение количества обучающихся в классе (снижение наполняемости), углубленное изучение предметов, если оно производится в рамках времени, отведенного для освоения основной образовательной программы.

  1.  Срок освоения образовательной программы (продолжительность обучения). Различают сроки начала и окончания обучения, сроки действия договора. Они, как правило, не совпадают и имеют различное правовое значение. Срок вступления договора в силу может определяться моментом его подписания, а срок начала обучения – конкретной календарной датой, моментом завершения формирования учебных групп. Если обучение осуществляется по основной образовательной программе, то срок обучения должен соответствовать нормативным срокам освоения такой программы (бакалавр – не менее 4 лет, специалист – не менее 5 лет, магистр – 2 года). Устойчивым явлением для российской системы высшего образования стало обучение по ускоренным образовательным программам. Такой договор заключается с лицами, имеющими среднее профессиональное или высшее образование на срок от 3 до 3,5 лет, поскольку сокращать период обучения рекомендуется не более чем на 1,5-2 года независимо от формы обучения.
  2.  Цена (включает полную стоимость платных образовательных услуг, которая складывается из расходов, понесенных исполнителем и вознаграждения). Стоимость обучения и размер платы по договору устанавливается с учетом сметы расходов и определяется образовательной организацией самостоятельно. Договором обычно предусматривается обязанность обучающегося дополнительно оплачивать расходы, связанные с ликвидацией академической задолженности. В соответствии с п.7,8 ст.58,59 ФЗ «Об образовании» взимание платы за прохождение промежуточной и итоговой аттестации не допускается. Часто в договорах предусматривается право образовательной организации на одностороннее повышение платы за обучение. По ФЗ «Об образовании», увеличение стоимости образовательных услуг после заключения договора не допускается, за исключением возрастания стоимости услуг с учетом уровня инфляции.
  3.  Порядок оплаты (включает периодичность, способы и иные условия осуществления расчетов). Период, за который вносится плата, связывается с определенным этапом учебного процесса. Она может вноситься по завершении оказания услуги или определенного этапа ее оказания. Если договор прекращает свое действие по обстоятельствам, возникшим по вине обучающегося, услуги оплачиваются в полном объеме. Если нет – такая обязанность не возникает, исполнителю возмещаются произведенные расходы, осуществление которых он должен доказать сам.

Форма договора – письменная.

Исполнение договора и его расторжение

Исполнитель обязан создать необходимые условия для обучения, услуги должны быть оказаны в установленный срок, их объем и качество должны соответствовать образовательному стандарту. По завершении обучения при условии успешной аттестации образовательная организация обязана выдать документ об образовании или квалификации или документ об обучении. Лицам, освоившим часть образовательной программы и отчисленным из образовательной организации, в том числе в связи с непрохождением итоговой аттестации, получением неудовлетворительных результатах, выдается справка об обучении или о периоде обучения. Основополагающей обязанностью образовательной организации является обеспечение качественного образования, что определяется через качество образовательного процесса и результата обучения. Качество образовательного процесса может быть представлено через такие компоненты, как качество управления образовательным процессом, учебно-методическое обеспечение, организация производственной практики, профессиональная деятельность профессорско-преподавательского состава и т.д. Качество результата обучения – соответствие полученных знаний, умений, навыков ФГОС, запросам работодателей, ощущениям самого обучающегося. Основные нарушения, которые оказывают влияние на качество образовательных услуг, связаны с отменой, заменой установленных учебным планом, расписанием занятий, сокращением времени обучения, содержания учебных программ, несоблюдение требований стандартов при осуществлении образовательной деятельности и др.

Обязанности обучающегося. Основная обязанность – выполнение требований образовательной программы по избранному направлению подготовки, специальности. В сроки, установленные образовательной организацией, обучающийся обязан ликвидировать академическую задолженность. Промежуточная аттестация проводится не более 2 раз в пределах одного года с момента образования академической задолженности. В этот период не включается время болезни, нахождение в академическом, декретном отпуске. Промежуточная аттестация во второй раз проводится комиссионно. Обучающийся, не прошедший промежуточную аттестацию по уважительным причинам или имеющий академическую задолженность, переводится в следующий класс (на следующий курс) условно. Обучающиеся по основным профессиональным образовательным программам, не ликвидировавшие академическую задолженность, отчисляются из образовательной организации как не выполнившие учебный план. Основная имущественная обязанность заказчика образовательной услуги – это внесение платы за обучение. Просрочка оплаты стоимости образовательных услуг служит основанием для расторжения договора в одностороннем порядке.

За неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору исполнитель и потребитель образовательных услуг несут ответственность, предусмотренную как договором, так и законодательством РФ. Образовательная организация отвечает за недостоверную информацию о себе, о предоставляемых услугах, за недостатки оказываемых услуг, нарушение сроков исполнения договорных обязательств. Имущественная ответственность заказчика обычно связана с нарушением сроков оплаты услуг. Договор может предусматривать неустойку в виде процента от суммы неисполненного денежного обязательства. Если неустойка не установлена, возможно взыскание процентов в соответствии со ст.395 ГК РФ. Наряду с требованием о возмещении имущественных потерь, потребитель образовательных услуг имеет право на компенсацию морального вреда.

Гражданское законодательство допускает возможность прекращения договорных отношений по соглашению сторон, а также по инициативе одной из них. Заказчик имеет право в любой момент отказаться от договора, возместив исполнителю фактически понесенные расходы. Нередко в договорах предусматривается определенный процент от суммы оплаты, не подлежащий возвращению, даже если отказ заявлен до начала оказания услуг, или условие о том, что в случае отказа в течение учебного года сумма оплаты за соответствующий период возврату не подлежит. Подобное условие не основано на нормах действующего законодательства, в соответствии с которым исполнителю должны возмещаться только фактически понесенные расходы, бремя доказывания которых лежит на нем. Исполнитель также наделен правом отказаться от договора в любое время, убытки, причиненные досрочным расторжением договора, возмещаются в полном объеме. По инициативе образовательной организации договор может быть расторгнут в случае отчисления обучающегося, достигшего 15 лет, невыполнения обучающимся по основной профессиональной образовательной программе учебного плана, нарушения порядка приема в образовательную организацию, просрочки оплаты образовательных услуг. Отчисление делает невозможным дальнейшее исполнение договорных обязательств и при наличии вины заказчика услуга оплачивается в полном объеме. Договор может быть прекращен и по обстоятельствам, не зависящим от участников образовательных отношений: болезнь обучающегося, ликвидация образовательной организации и др. При досрочном прекращении образовательных отношений договор расторгается на основании распорядительного акта образовательной организации об отчислении обучающегося из образовательной организации.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

14215. Діяльність видатного угорського педагога, композитора та видатного громадського діяча Золтана Кодая 3.6 MB
  Зміст Вступ Розділ І. Теоретичні основи системи музичного виховання Золтана Кодая 1.1. Музично – педагогічні погляди Золтана Кодая на виховання дітей 1.2. Розвиток метро – ритмічного ладового відчуття у молодших школярів за системою Золтана Кодая Розділ ІІ. П
14216. Музично - ритмічні рухи 59 KB
  Музично ритмічні рухи: різновиди та прийоми використання на уроці. Характеристика діяльності. Через обмеженість часу й як правило відсутності спеціального приміщення рухам на уроках музики приділяється незначне місце використовуються лише їх окрем...
14217. Музичний мультфільм 57 KB
  Тема. Музичний мультфільм Навчальна мета: на прикладі поспівки Кицин дім закріпити поняття про довгі і короткі звуки провести розспівування; вчити уважно слухати музику; визначати настрій характер музики; дати поняття про мультфільм; закріпити пісню
14218. Музичний жанр 30 KB
  Музичний жанр Жанр це історично сформований різновид музичних творів який визначається за різноманітними ознаками: характером тематики засобами вираження складу виконавців. Загальноприйнятим є підрозділ музики на такі основні жанри як симфонічний оперний камер
14219. Композиторы Philippe de Vitry и Adam de la Halle 471.78 KB
  РЕФЕРАТ по предмету МУЗЫКА на тему: КОМПОЗИТОРЫ Philippe de Vitry И Adam de la Halle Москва 2012 г. СОДЕРЖАНИЕ Philippe de Vitry Adam de la Halle ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА Филипп де Витри фр. Philippe de Vitry также Филипп Витрийский 1291 1361 католический епископ епа...
14220. Музыка и театры во время блокады 24.13 KB
  Музыка и театры во время блокады И музыканты и артисты как и все жители осажденного города терпели лишения и муки голода и холода умирали. Однако голос искусства не умолк Кольцо блокады замкнулось 8 сентября 41го. В этот день в Театре музыкальной комедии пр...
14221. Старинная двухчастная форма 24.5 KB
  Третья лекция. Тема: старинная двухчастная форма. Старинная двухчастная форма одна из стержневых конструкций эпохи. Стержневые положения: однотемная однофактурная; логика тонального плана определяет специфику этой формы: первая часть T – D вторая ...
14222. Барочная трехчастная форма; барочная многочастная форма 26.5 KB
  Лекция четвертая. Тема: Барочная трехчастная форма; барочная многочастная форма Барочная трехчастная форма. тематически однородная форма где первая и вторая части кадансируют на побочных ступенях а третья возвращает к тонике. Еще одна каденция на побочной ступен...
14223. Вариационная форма 30 KB
  Лекция шестая. Тема: вариационная форма. Введение. Два основных способа построения композиции: повторность и контраст. В вариационной форме повторность и контраст соединяются. Количество вариаций важный момент. В эпоху барокко очень развита числовая симво