90107

Права на средства индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий

Лекция

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

Оно должно обладать отличительными признаками которые не допускали бы смешения различных участников предпринимательской деятельности. Использование фирменного наименования его элементов возможно в составе коммерческого обозначения товарного знака.

Русский

2015-05-29

40.16 KB

3 чел.

Лекция 5. Права на средства индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий

Индивидуализация субъектов предпринимательской деятельности и их продукции осуществляется с помощью специальных обозначений, признанных в установленном порядке и служащих своеобразными сигналами, привлекающими потребителей на рынке определенных товаров, работ, услуг. В РФ область общественных отношений, возникающих в связи с правовой охраной средств индивидуализации, регулируется специальными нормами, образующими отдельный институт права интеллектуальной собственности – право на средства индивидуализации. Это структурная часть гражданского законодательства, которая включает нормы, регулирующие 2 тесно связанные группы общественных отношений, которые складываются в связи с правовой охраной фирменных наименований и коммерческих обозначений, товарных знаков, знаков обслуживания, наименований мест происхождения товара.

Правовая охрана фирменного наименования

Фирменное наименование является коммерческим именем ЮЛ, под которым оно выступает в гражданском обороте и которое выделяет его среди иных участников оборота. ЮЛ должно иметь полное и вправе иметь сокращенное фирменное наименование на русском языке, языках народов РФ, иностранных языках. Последние будут пользоваться правовой охраной при условии включения их в ЕГРЮЛ. В структуре фирменного наименования выделяют 2 части:

  1.  Основная (корпус фирмы). Содержит указание на ОПФ, его тип, предмет деятельности. К корпусу добавляется вспомогательная часть: обязательные и факультативные добавления. Обязательное добавление – собственно наименование, которое не может отражать только вид деятельности организации. Добавления (универсальный, социальный, центральный и т.п.), в том числе сокращенные наименования, включаются в структуру фирменного наименования по усмотрению обладателя исключительного права.
  2.  Необходимая (добавления)

Условие предоставления правовой охраны фирменному наименованию является новизна. Оно должно обладать отличительными признаками, которые не допускали бы смешения различных участников предпринимательской деятельности. Исключается полное тождество (совпадение во всех элементах) или такое сходство, которое способно вводить в заблуждение, если совпадает сфера деятельности юридических лиц и фирменное наименование одного юридического лица включено в ЕГРЮЛ ранее другого. Закон устанавливает ограничение на использование отдельных наименований, обозначений, иноязычных заимствований в фирменных наименованиях. В фирменное наименование не могут включаться полное или сокращенное наименование иностранных государств и производные от них слова, официальные наименования государственных органов, органов МСУ, наименования международных, межправительственных организаций, общественных объединений. Порядок включения в фирменное наименование слов Россия, РФ, производных от них определяет Постановление Правительства от 03.02.2010 года. Право использования таких слов может быть предоставлено, если ЮЛ имеет структурные подразделения на территории не менее чем 50% субъектов РФ или относится к крупнейшим налогоплательщикам, или занимает доминирующее положение на рынке определенных товаров. Право предоставляет Минюст.

Исключительное право на фирменное наименование возникает с момента внесения записи о ЮЛ в ЕГРЮЛ. Правообладателю принадлежит возможность использования наименования путем его указания в документации, объявлениях, рекламе, на товарах, их упаковках и иным правомерным способом. Использование фирменного наименования, его элементов возможно в составе коммерческого обозначения, товарного знака. Эти средства индивидуализации охраняются обособленно друг от друга. Распоряжение исключительным правом не допускается.

Правовая охрана коммерческих обозначений

Коммерческое обозначение – символ, используемый субъектом предпринимательской деятельности в целях индивидуализации его промышленного комплекса, предназначенного для осуществления промышленной, производственной, торговой и иной деятельности. Обладателями права на коммерческое обозначение могут быть все ЮЛ и ИП. Право на коммерческое обозначение – это аналог известного мировой практике права на вывеску как указание на соответствующий имущественный комплекс. Такое право возникает с момента начала использования обозначения для индивидуализации предприятия и не подлежит какой-либо регистрации. Условием распространения правовой охраны на обозначение является такое его использование хозяйствующим субъектом, при котором обозначение приобрело достаточную различительную способность и его употребление правообладателем для индивидуализации своего предприятия является известным в пределах определенной территории. Право на коммерческое обозначение носит локальный характер, а его защита ограничена территорией, на которой правообладатель осуществляет деятельность, приведшую к узнаваемости коммерческого обозначения.

Для индивидуализации одного предприятия не могут использоваться 2 и более коммерческих обозначения. Переход исключительного права на коммерческого обозначения как по договору, так и по иным основаниям допускается только в составе того предприятия, для индивидуализации которого обозначение используется. Если коммерческое обозначение используется для индивидуализации нескольких предприятий, то переход исключительного права на обозначение к другому лицу в составе одного из предприятий лишает правообладателя возможности использовать это обозначение для индивидуализации оставшихся предприятий. Ограничиваются и возможности выдачи лицензии. Правообладатель может предоставить разрешение на использование обозначения лишь на условиях договора аренды предприятия и коммерческой концессии. Исключительное право на коммерческое обозначение носит самостоятельный характер и не зависит от прав на другие средства индивидуализации.

Правовая охрана прекращается, если правообладатель непрерывно его не использует в течение года; при ликвидации предприятия как имущественного комплекса; при переходе исключительного права на коммерческое обозначение к другому лицу в составе предприятия правообладатель лишается возможности использовать то же обозначение для индивидуализации оставшихся предприятий.

Правовая охрана товарных знаков, знаков обслуживания

Российское законодательство в сфере промышленной собственности впервые официально закрепила положения, связанные с клеймением продукции в 1667 году, когда был принят новый Торговый устав. В 17 веке клеймо выполняло функцию таможенного знака для маркировки, чтобы можно было отличать русские товары от иностранных, а также подтверждало факт уплаты таможенной пошлины. В 1754 году был принят указ об обязательном клеймении всех русских товаров особыми фабричными или заводскими знаками. Именно с этого момента товарное клеймо стало выполнять свою истинную функцию (индивидуализация). В 1830 году был принят закон, в котором были зафиксированы правила использования товарного клейма. В послевоенное время законодательство развивалось дальше, в 1962 году отношения по регистрации и использованию товарного знака регулировались постановлением Совмина, затем Законом о товарных знаках и знаках обслуживания. С 1992 года закон поменялся и включил в сферу регулирования еще и наименование мест происхождения товара (до 1 января 2008 года). С 1 января 2008 года – часть 4  ГК. В ГК РФ товарный знак и знак обслуживания имеют общий правовой режим. Наряду с термином товарный знак в обиходе используют словосочетания торговая марка, бренд. Помимо внутреннего законодательства существуют международные соглашения, в которых участвует РФ: Парижская конвенция по охране промышленной собственности 1873 года, Мадридское соглашение по международной регистрации знаков 1891 года, Протокол к конвенции 1989 года (мадридская система). Ниццкое соглашение о международной классификации товаров и услуг для регистрации знаков 1957 года используется отдельно. Минское соглашение 1999 года о мерах по предупреждению, пресечению использования ложных товарных знаков и географических указаний.

Товарный знак – условное обозначение или символ, используемый ЮЛ или ИП для индивидуализации товаров, работ, услуг. Основная функция – отличительная (потребитель отождествляет маркированный товар с конкретным производителем). Другие функции: информационная, рекламная, гарантийная и т.д. По форме выражения товарные знаки могут быть словесными, изобразительными, объемными и иными.

Словесные: оригинальное слово или словосочетание (как естественного языка, так и искусственно образованные). Охраняется не только слово, но и его шрифтовое решение (это логотип). Слоганы или лозунги относятся к словесным товарным знакам. Это произведение, охраняемое авторским правом, используемое для маркировки товаров.

Изобразительное: различного рода изображения (орнаменты, изображения фигур, букв и т.п.)

Объемные: трехмерное обозначение, относящееся как к самому товару, так и к его  упаковке (например, особая форма куска мыла и т.п.). Может охраняться и как промышленный образец.

Комбинированные: создаются на основе сочетания букв, слов, цифр, рисунков, которые в совокупности образуют композицию, объединенную одним сюжетным замыслом.

Закон дает возможность регистрировать в качестве товарных знаков и необычные: световые, обонятельные, звуковые.

По степени известности: обычные и общеизвестные товарные знаки. Общеизвестность обозначения позволяет получить права без получения процедуры государственной регистрации знака. В РФ общеизвестными могут быть признаны:

  1.  Товарные знаки, охраняемые в результате их регистрации правообладателем
  2.  Товарные знаки, охраняемые в РФ в силу международного договора
  3.  Товарные знаки, которые еще не получили правовой охраны (поданы заявки в патентное ведомство, но решение по ним еще не принято)

Условия признания общеизвестным: интенсивное использование (устанавливается следующим образом: правообладатель указывает дату начала использования обозначения, перечень населенных пунктов-мест реализации маркированных знаком товаров, объем реализуемых товаров, среднегодовое количество потребителей, страны, в которых знак получил общеизвестность), широкая известность (среди потребителей товара). Правовая охрана в таком случае действует бессрочно. Признание товарного знака общеизвестным производится национальным патентным ведомством и позволяет правообладателю воспрепятствовать регистрации другим лицом аналогичного или схожего обозначения, а если зарегистрировано – ходатайствовать о признании правовой охраны недействительной.

В качестве общеизвестных в РФ охраняются товарные знаки как российские (Аргументы и факты, Яндекс, Автоваз), так и иностранные (Кока-Кола, Нестле, Дисней).

Товарные знаки могут быть индивидуальными и коллективными. Правообладателями последних являются объединения лиц, участвующих в обороте в качестве ЮЛ (ассоциации, союзы, учредителями которых могут быть как коммерческие, так и некоммерческие организации, а также индивидуальные предприниматели). Основное назначение - облегчить выступление на рынке групп самостоятельных производителей, связанных договорными отношениями. Такой знак позволяет привлечь внимание потребителей к товарам и услугам каждого участника объединения. Коллективный товарный знак регистрируется на имя объединения, но исключительное право на использование такого знака принадлежит лицам, входящим в объединение, и указано в свидетельстве на коллективный товарный знак. Товары, выпускаемые членами объединения, должны обладать едиными общими характеристиками, включая требования к качеству. Распоряжение исключительным правом на коллективный товарный знак не допускается. Лица, входящие в объединение, могут пользоваться и индивидуальными знаками для маркировки выпускаемой продукции. Каждый член объединения может самостоятельно защитить свое исключительное право в случае его нарушения.

Регистрация товарного знака. Обозначение охраняется как товарный знак не автоматически, а в случае его соответствия критериям охраноспособности, что подтверждается при регистрации товарного знака. Заявка на регистрацию подается в структурное подразделение Роспатента – Федеральный институт промышленной собствненности. К заявке прилагается заявление с указанием сведений о заявителе, заявляемое обозначение, перечень товаров, в отношении которых испрашивается регистрация знаков, которые сгруппированы по классам международной классификации; описание заявляемого обозначения. Заявка должна относиться к одному товарному знаку (требование единства). К заявке на регистрацию коллективного товарного знака должен прилагаться устав, где указывается наименование объединения, управомоченного зарегистрировать знак, перечень лиц, имеющих право использования знака, цель регистрации знака, перечень и единая общая характеристика товаров, обозначаемых таким знаком, условия использования участником объединения, положения о порядке контроля за использованием.

ГК РФ в определении товарного знака на содержит указания на его признаки, но путем толкования правовых норм можно прийти к выводу, что основным признаком обозначения является его различительная способность или новизна. Представляемое на регистрацию обозначение не должно быть тождественным или схожим со знаками, ранее зарегистрированными или заявленными для маркировки однородных товаров. Как и в патентном праве, новизна устанавливается на дату приоритета. Способы установления приоритета:

  1.  по дате подачи заявки (принцип старшинства),
  2.  по дате подачи первой заявки на товарный знак в государстве, участвующем в Парижской конвенции (конвенционный приоритет), при этом в национальное патентное ведомство заявка должна быть подана в течение 6 месяцев с даты подачи первой заявки,
  3.  товарный знак может размещаться на экспонатах официальных или официально-признанных международных выставок на территории государств-участников Парижской конвенции (выставочный приоритет) - приоритет определяется на дату начала открытого показа экспоната на выставке при условии, что заявка на товарный знак подана в Роспатент в течение 6 месяцев с указанной даты
  4.  подача выделенной заявки, которая может быть подана до принятия решения по первоначальной заявке, при этом товары и услуги, содержащиеся в выделенной заявке, должны быть указаны первоначально на дату ее подачи и при этом они не являются однородными с товарами и услугами, оставшимися в первоначальной заявке. По выделенной заявке приоритет устанавливается по дате подачи выделенной заявки. Преимущество процедуры выделения заявки: позволяет заявителю своевременно получить регистрацию товарного знака в отношении части товаров и услуг и ввести этот знак в хозяйственный оборот, не дожидаясь принятия решения по выделенной заявке.  

Действующее законодательство знает 2 вида экспертиз: формальная экспертиза документов и экспертиза заявленного обозначения. Закон не устанавливает условия регистрации в позитивной форме, но определяет широкий перечень оснований для отказа в регистрации товарного знака. В ходе экспертизы заявленного обозначения Роспатент проверяет, нет ли оснований для отказа. Не допускается регистрация обозначений, не отвечающих требованиям новизны, обозначений, состоящих только из элементов, вошедших во всеобщее употребление для обозначения товаров, услуг определенного вида, обозначения, являющиеся общепринятыми терминами, символами. Не регистрируются описательные товарные знаки (вид, качества, свойства, назначение товара, место и время его производства и т.п.). Не допускается регистрация обозначений, состоящих только из элементов, представляющих официальную символику. Не подлежат регистрации обозначения, тождественные или схожие с уже охраняемыми товарными знаками, наименованиями места происхождения товаров, фирменными наименованиями, коммерческими обозначениями, наименованиями селекционных достижений, обозначения, воспроизводящие произведения науки, литературы, искусства, персонажей и цитаты, без согласия правообладателя; наименования, воспроизводящие имена, фамилии, портреты известных лиц без их согласия; обозначения, тождественные промышленному образцу; обозначения, являющиеся ложными, а также способные вводить в заблуждение относительно товара или его изготовителя. Обозначения, противоречащие общественным интересам, требованиям гуманности и морали, также не могут быть зарегистрированы. На основании экспертизы Роспатент принимает решение о регистрации знака или об отказе в регистрации. В течение месяца со дня представления документа об уплате пошлины производится государственная регистрация товарного знака в государственном реестре товарных знаков. Сведения о зарегистрированном товарном знаке подлежат опубликованию. В течение месяца со дня регистрации правообладателю выдается свидетельство на товарный знак. Оно удостоверяет приоритет товарного знака и исключительное право на товарный знак. Исключительное право действует в течение 10 лет со дня подачи заявки. Срок может продлеваться неограниченное количество раз при условии уплаты пошлины. Содержание исключительного права составляют 2 правомочия: правомочие пользования и распоряжения. Первое может реализовываться путем маркировки товаров, работ, услуг, введения маркированных объектов в гражданский оборот, размещения знака в деловой документации, в рекламе, в сети интернет. Правообладатель для оповещения третьих лиц о своих правах на товарный знак вправе использовать знак охраны - ®, R или указание «зарегистрированный товарный знак». Неиспользование товарного знака в течение любых 3 лет непрерывно после его регистрации служит основанием для досрочного прекращения правовой охраны товарного знака в отношении всех или части товаров. Такое досрочное прекращение возможно по иску заинтересованного лица (есть информационное письмо Роспатента). Ранее такие вопросы решались в административном порядке, сейчас их рассматривает суд по интеллектуальным правам.

В отношении товарных знаков также действует принцип исчерпания прав. Правообладатель, дав согласие на введение в оборот на территории РФ товаров с использованием товарного знака, не может в дальнейшем запретить использование данных товаров третьими лицами при последующей перепродаже или ином отчуждении.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

10562. Философия и жизненный мир человека 50.5 KB
  Философия и жизненный мир человека. Генезис философии социально-исторические и культурные предпосылки ее возникновения. Проблема определения философии. Образы философии в истории культуры. Философия как знание и понимание. 1. Генезис философии социа...
10563. Философия как социокультурный феномен 67.5 KB
  Философия как социокультурный феномен. Понятие мировоззрения его структура и основные функции. Предмет философии и его историческая динамика. Структура философского знания. Философия и основные формообразования культуры: наука искусство мораль религи...
10564. Философия древнего востока. Специфика и основные проблемы Китайской философии 69.5 KB
  Философия древнего востока. Общая характеристика древневосточной философии. Ортодоксальные и неортодоксальные школы древнеиндийской философии: принципы идеи и категории. Специфика и основные проблемы Китайской философии. Основные философские школы дре...
10565. Характер древнегреческой цивилизации и особенности античной философской традиции 66.5 KB
  Характер древнегреческой цивилизации и особенности античной философской традиции Периодизация античной философии. Космоцентризм античного философского мышления и проблема первоначал философия досократиков. Концепция атомизма и материалистические тен...
10566. Статус и функции философии в средневековой европейской культуре 40.5 KB
  Статус и функции философии в средневековой европейской культуре. Соотношение разума и веры в философской традиции средних веков. Исторические этапы развития средневековой философии. Принципы средневекового философского мышления. Соотношение разума и ве
10567. Философия эпохи Возрождения и Нового времени 54.5 KB
  Философия эпохи Возрождения и Нового времени. Гуманизм философской мысли Возрождения. Социальнополитические идеи Возрождения. Философия и наука: проблема самоопределения философии в новоевропейской культуре. Социально-политические идеи Возр
10568. Философия Просвещения и немецкая классическая философия 39 KB
  Философия Просвещения и немецкая классическая философия. Философия и идеология в эпоху Просвещения. Немецкая классическая философия и ее роль в развитии мировой философской традиции. Вопрос 1. Философия и идеология в эпоху Просвещения. Во второй по
10569. Зарождение становление постклассической философии 66 KB
  Зарождение становление постклассической философии. Основные принципы классической философии. Проблемное поле неклассической философии. Критика философской классики и иррационализация философии в творчестве С. Кьеркегора и Ф. Ницше. Основные черты мар...
10570. Религиозная, экзистенциально-феноменологическая и аналитическая философия XX в 35 KB
  Религиозная экзистенциально-феноменологическая и аналитическая философия XX в. Религиозная философия: неотомизм. Философские концепции экзистенциализма. Аналитическая философия. Основные идеи феноменологии. Религиозная философия: неотомизм...