90118

Опыт проведения практических работ на уроках «Окружающего мира»

Курсовая

Педагогика и дидактика

Целью данной курсовой работы является рассмотрение методики организации практических работ при изучении окружающего мира в начальной школе. Цель работы обусловила постановку и решение следующих задач: Изучить понятие практических работ как неотъемлемой части образовательного процесса при изучении курса...

Русский

2015-05-30

123.09 KB

110 чел.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………….3

Глава 1.Теоретические основы применения практических работ по изучению «Окружающего мира» в начальной школе 8

1.1. Понятие «практические работы». Виды практических работ на уроках «Окружающий мир» 8

1.2. Методика проведения практических работ при изучении окружающего мира .11

1.3. Характеристика практической деятельности младших школьников в ходе анализа учебников  по курсу «Окружающий мир» .18

Вывод по первой главе…………………………………………………………..23

Глава 2. Опыт  проведения практических работ на уроках «Окружающего мира» 25

2.1 Описание процесса использования практических работ 25

2.2. Результативность использования практических работ 33

Вывод по второй главе…………………………………………………………..38

Заключение 40

Список  литературы 44

Приложение

Исследование — универсальный способ

познания действительности,

который помогает развитию личности

в динамично изменяющемся мире.

ВВЕДЕНИЕ

«Интерес к обучению проявляется только тогда, когда есть вдохновение, рождающееся от успеха», - говорил В.А. Сухомлинский. А успех появится только в том случае, если уже с 1 класса ученики начнут заниматься исследовательской, практической деятельностью.

Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что в эпоху, когда личность стоит на первом месте, как в социальном, так и в учебном пространстве, необходимо создать благоприятные условия для её реализации. Предполагается, что образовательный процесс в школе должен быть направлен на достижение такого уровня образованности учащихся, который был бы достаточен для самостоятельного творческого решения мировоззренческих проблем теоретического или прикладного характера. Достижение этой цели связывается с организацией учебной деятельности, имеющей исследовательскую направленность.

Ученик, склонный к исследовательскому поведению, не будет полагаться только на те знания, которые даются ему в ходе традиционного обучения, он сам будет активно изучать окружающий мир, приобретая наряду с новой для себя информацией неоценимый опыт творца-первооткрывателя. Исследовательское поведение особенно ценно тем, что оно создаёт надёжный фундамент для постепенного преобразования процессов обучения и развития в процессы более высокого порядка – самообучение и саморазвитие.

Ни для кого не секрет, что детская потребность в исследовательском поиске обусловлена биологически. Всякий здоровый ребёнок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Постоянно проявляемая исследовательская активность – нормальное естественное состояние ребёнка. Именно это внутреннее стремление к познанию через исследование порождает исследовательское поведение и создаёт условия для исследовательского обучения.

Многие ученые и педагоги подчеркивали необходимость и значимость использования наблюдений, экспериментов и прочих практических работ на уроках окружающего мира для развития общественного сознания учащихся. Много ценного в решении вопроса об условиях успешного обучения и воспитания внес К.Д. Ушинский. Константин Дмитриевич был убежден в необходимости использования в учебном процессе таких методов обучения, которые дают учителю возможность поставить учащихся в активную позицию, сделать их непосредственными участниками добывания знаний: «следует предварительно приучить детей отыскивать, перечислять и излагать в порядке признаки предметов, находящихся у них пред глазами, потом сравнивать между собой несколько знакомых уже им предметов, находя между ними сходство и различие...»[3,c.45-49]. Итак, ценность исследовательских работ учащихся К.Д. Ушинский видел в том, что они обеспечивают самостоятельность, сознательность и прочность усвоения учебного материала.

Идея построения школьного курса естествознания на основе сознательного, прочного усвоения учащимися изучаемого материала посредством наблюдений, опытов, практических исследовательских работ являлась стержневой в педагогических трудах выдающегося отечественного методиста, основоположника русской методики начального естествознания,      А.Я. Герда. Выступая против описательного, излагающего метода преподавания, который «...оставляет детям роль, совершенно пассивную, не развивает в них ни наблюдательности, ни самостоятельности и не сближает с природой»  А.Я. Герд подчеркивал все преимущества методики, основанной на индукции, самостоятельных исследованиях учащихся. Когда «ребенок сам наблюдает, сравнивает, - считал Александр Яковлевич, - ... знание его отчетливо, определенно и составляет его собственность, приобретенную им самим и потому ценную». Разрабатывая основные положения методики естествознания, А.Я. Герд писал, что знания природы должны добываться учащимися активно, путем непосредственного общения их с изучаемым телом или явлением [2, c.15-18].  В соответствии с этим, самостоятельную практическую работу он рассматривал необходимым условием успешного обучения.

В.Ф. Зуев, автор первого русского учебника по естествознанию «Начертание естественной истории», высоко ценил непосредственно чувственное восприятие учащимися изучаемых натуральных минералов, растений, животных и отводил ему ведущее место в процессе обучения». В предисловии к своему учебнику он рекомендовал учителям предоставлять возможность самим ученикам определять предметы природы, находить по географическим картам местообитание изучаемых растений и животных, полнее использовать природное окружение школы, проводить с учащимися экскурсии, что свидетельствует о его стремлении воспитывать из школьников не созерцателей природы, а исследователей.

         А. Любен, реформировавший в 30-х годах 19 века постановку школьного естествознания, положил в основу преподавания индуктивный метод и считал, что изучение природы необходимо начинать с непосредственного рассмотрения, описания учащимися растений и животных, то есть с исследовательской деятельности .

В утверждении практических методов познания природысыграли большую роль многие советские педагоги: К.П. Ягодовский, М.Н. Скаткин, П.А. Завитаев, Е.А. Валерьянова и др.

В современной методике обучения естествознанию эти методы выделяют Н.Ф. Виноградова, О.Г. Поглазова, Е.В. Чудинова и др., говоря о том, что на практике для выявления взаимосвязей в окружающем мире и формированию у детей знаний основных понятий ведущее место занимают практические методы.

Таким образом, данная проблема достаточно глубоко и полно изучена в педагогической науке и представлена в специальной литературе.

Целью данной курсовой работы является рассмотрение  методики организации практических работ при изучении окружающего мира в начальной школе.

Цель работы обусловила постановку и решение следующих задач:

-  Изучить понятие практических работ как неотъемлемой части образовательного процесса при изучении курса «Окружающий мир» в начальной школе.

Проанализировать и обобщить методическую литературу по проблеме исследования.  

-  Изучить методику организации практических работ в ходе анализа учебников по предмету «Окружающий мир»

-  Раскрыть сущность и выявить особенности использования и проведения практических работ как средства обучения на уроках окружающего мира в начальной школе.

-  Проанализировать и диагностировать знания и умения, получаемые обучающимися в ходе практических работ и уровни их познавательной активности на уроках по окружающему миру.

Гипотезой являются следующие положения:

Использование практических работ на уроках «Окружающего мира» в начальной школе приведет к эффективности учебного процесса, если:

- учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей;

- активность воспроизведения знаний будет характеризоваться стремлением обучаемого понимать, запоминать, воспроизводить знания, овладевать способами применения практических знаний в измененных условиях в ходе определенных исследований;

- педагог будет понимать значимость использования практических методов обучения в целях развития и воспитания младших школьников, владеть технологией включения разнообразных исследовательских методов обучения в педагогический процесс и обеспечивать руководство ими.

Объект исследования: учебно-воспитательный  процесс в начальной школе.

Предмет исследования: методика организации практических работ при изучении окружающего мира в начальной школе.                              

Методы исследования – аналитический, экспериментальный, наблюдения, анализ, сравнения, выборка.

Практическая значимость заключается в возможности дальнейшего использования материалов курсовой работы в качестве вспомогательного материала для подготовки   проведения практических работ  на уроках  «Окружающего мира», основным тенденциям и проблемам, исследования состоит в том, что отдельные понятия и выводы работы могут быть использованы в качестве учебного материала для обучения.

Базой исследования является МБОУ «Старополтавская СОШ»,

с. Старая Полтавка, Волгоградской области.

Таким образом, обосновав актуальность выбранной темы, выделив цель и задачи, предмет, объект и методы  исследования, определив его практическую значимость, перейдем к описанию структуры курсовой работы. Тематически выделяются две главы (теоретическая и практическая), а также введение и заключение. Завершается курсовая работа заключением и списком используемой литературы.

Глава 1.Теоретические основы применения практических работ по изучению  «Окружающего мира» в начальной школе.

  1.  Понятие «практические работы».

Виды практических работ и их значение на уроках «Окружающий мир».

Термин практическая работа по предмету возник в условиях господства объяснительно-иллюстративного метода обучения как обобщенное название учебных работ, отражающих специфику содержания учебного предмета.

Практические работы составляют часть содержания предмета, в них находят отражение методы исследования, свойственные наукам, основы которых изучаются в начальной школе. Главное назначение практических работ состоит в том, чтобы вооружить школьников умениями и навыками, специфичными для данного учебного предмета [7, c.35].

Круг практических работ при изучении окружающего мира весьма обширен, и характер их разнообразен. К ним можно отнести:

а) ориентирование на местности;

б) различные виды измерений на местности (определение высоты форм

поверхности, измерение ширины и глубины реки и пр.);

в) проведение наблюдений за погодой и сезонными явлениями в

природе, обработка материалов наблюдений;

г) проведение наблюдений на определенных объектах;

д) съемка плана пути или участка;

е) работа с различными видами карт;

ж) разнообразные работы со статистико-экономическими показателями и др.

К практическим работам по окружающему миру относится различная учебная работа с картой, климатическими цифровыми показателями, наблюдения в природе и т.д. Все это направлено в основном на ознакомление учащихся с методами изучаемого предмета и на выработку у них приемов учебной работы, которые лежат в основе формирования умений и навыков, предусмотренных программой [8, c.17].

Многообразие практических работ порождает потребность в их классификации. Одним из наиболее популярных оснований классификации является уровень познавательной самостоятельности учащихся:

- репродуктивный, т.е. предполагающий воспроизведение знаний в знакомой учащимся ситуации или умение ученика действовать по образцу;

- частично-поисковый, т.е. предполагающий умение учащегося осуществить перенос знаний и умений, применить знания при решении задач с несколько измененными условиями;

- творческий.

При этом нередко выпускается из виду важная особенность проведения работы, которую можно назвать степенью познавательной самостоятельности. Например, ученик работает индивидуально, но при этом выполняет работу:

а) по предоставленному ему учителем готовому плану;

б) после предварительной инструкции: как, что и в какой последовательности делать;

в) обращаясь к учителю с вопросами по мере необходимости и всякий раз получая необходимую помощь.

В описанных случаях работа ученика является лишь частично самостоятельной. Если, получив задание, текст которого не содержит прямых инструкций по выполнению, ученик сам определяет способы выполнения работы и не получает помощи в процессе ее выполнения, то тогда он действительно работает самостоятельно [8, c.32-36].

По форме проведения выделяются: индивидуальные, групповые и коллективные работы. Групповые работы могут осуществляться в парах и в группах с разным количеством учащихся, например, в малых группах по 3 – 5 человек и в больших группах.

По месту выполнения работы могут быть «классными», т.е. выполняться непосредственно на уроке. Домашние работы могут выполняться дома, а также в библиотеке, в музее, в компьютерном клубе и т.д., наконец, бывают практические работы на местности.

Практические работы могут выполняться:

- без использования источника информации (В этом случае ученик использует лишь собственные знания и умения, например, формулирует определения понятий, составляет описания или характеристики объектов и явлений, опираясь на представления памяти, собственные наблюдения и опыт.);

- на основе одного источника, например, карты, плана или текста;

- на основе нескольких источников.

Источники информации, как потенциальные источники знаний, можно разделить натекстовые и нетекстовые.

         В разнообразной практической деятельности младшие школьники учатся работать в коллективе: распределять работу, договариваться, получать общий результат. В связи с этим ряд заданий предусматривает деятельность учащихся в парах постоянного и сменного состава. Выполняя эти задания, ребята усваивают новые формы общения, решают конфликтные ситуации.

Практические работы способствуют развитию практических умений и навыков, необходимых в жизни (умение измерять, наблюдать, анализировать результаты и т.д.) и вместе с тем коррекции интеллектуальной недостаточности, развитию умения выделять главное и второстепенное в предмете, уточнять и сравнивать предметы [7, c. 46-47].

Практические работы имеют значение и для развития речи учащихся. В процессе их выполнения обогащается словарь. Учащиеся отвечают на вопросы и формулируют их, им приходится планировать предстоящие действия и составлять словесный отчет.

Таким образом, практические работы представляют собой осуществление учащимися предметной деятельности с целью накопления опыта использования уже имеющихся знаний и получения новых, относящихся к использованию предмета знаний.

  1.  Методика проведения практических работ при изучении окружающего мира.

   Младший школьный возраст обладает большим исследовательским потенциалом. Каждый ребёнок по своей природе – исследователь, он ещё многого не знает об окружающем мире, поэтому для него важно узнать обо всём. У детей лучше усваиваются новые знания, если они получили их сами, увидев, услышав, потрогав и т.д. Но необходимо учитывать, что в таком возрасте у детей преобладает непроизвольное внимание, поэтому исследования должны быть яркими, запоминающимися. Исходя из вышесказанного, можно сказать, что задача учителя на уроках практический направленности – направить в нужное русло исследовательский потенциал младшего школьника.

Метод – слово греческого происхождения, в буквальном переводе означает путь исследования, способ достижения какой-либо цели, решения конкретной задачи. В методике обучения под методом обычно понимают совокупность приемов, теоретических (мысленных) и практических операций, обеспечивающих овладение учебным содержанием. Одними из ведущих методов изучения природы являются практические [11, c.28].

Практические методы обучения - характеризуются тем, что при их применении включаются в процесс усвоения знаний различные виды деятельности школьников. [12, c. 54]. Это разработка плана, ознакомление с объектами, осмысление задания, практическая работа по его выполнению, оформление результатов, подведение итогов выполненной работы и др. Практические методы при изучении окружающего мира применяются широко, потому что способствуют наилучшему изучению предметов, объектов и явлений природы.

К практическим методам относятся наблюдение, проведение лабораторных опытов, работы по определению и описанию объектов, работы с природоведческими приборами, практические работы в уголке живой природы и на учебно-опытном участке [13, c. 27].

В процессе ознакомления младших школьников с окружающим миром в роли главного метода выступает наблюдение. На первом этапе используются в основном общеклассные кратковременные эпизодические наблюдения. Постепенно они становятся более длительными и систематическими. На смену таким наблюдениям приходят групповые и индивидуальные. Однако в дальнейшем процессе обучения         различные виды наблюдений комбинируются друг с другом [17, c. 28-32].

         Свойства объектов изучаются через опыты. В ознакомлении с окружающим миром используются опыты, проводимые в течение одного урока, а также длительные опыты, проведение которых может занимать несколько дней. Главным при этом является не запоминание каких-то отдельных свойств того или иного объекта. А вооружение учащихся методами познания, подведение их к осознанию способности человека путем опытов изучать свойства различных объектов окружающего мира. Постепенно одним из важнейших способов приобретения знаний становится экспериментирование. Познавательная деятельность при этом усиливается постановкой гипотезы, ее проверкой, отбором относящейся к ней информации. Ученики учатся наблюдать происходящие в течение эксперимента явления, обосновывают свои выводы. Экспериментирование организуется  с самыми разнообразными объектами: жидкостями, газами, твердыми телами, растениями и животными [13, c. 35-44].

         Представления, полученные детьми чувственным путем, закрепляются в процессе выполнения различных практических работ. Учащимся предлагаются работы с планами и картами, приборами и моделями, объектами живой и неживой природы, рисунками, таблицами, схемами и диаграммами, а также графические и практические работы.

          Работа с различными моделями помогает ребенку рассматривать структуру природных и социальных объектов, устанавливать связи между их компонентами, выделять последовательность процессов и прогнозировать их. Дети используют готовые модели и конструируют свои.

         В разнообразной практической деятельности младшие школьники учатся работать в коллективе: распределять работу, договариваться, получать общий результат. В связи с этим ряд заданий предусматривает деятельность учащихся в парах постоянного и сменного состава. Выполняя эти задания, ребята усваивают новые формы общения, решают конфликтные ситуации.

         Практические работы проводятся обычно после изучения крупных разделов или тем и носят обобщающий характер. Работы могут проводиться не только в классе, но и за пределами школы (измерения на местности, работа на пришкольном участке).

         Основной формой организации учебно-воспитательного процесса курса «Окружающий мир» является урок. В процессе изучения курса используются уроки-экскурсии, уроки - практические занятия, уроки с демонстрацией объектов или их изображений.

        Уроки-экскурсии посвящены наблюдениям за природой и социальной средой. Основная цель экскурсии – формирование у младших школьников представлений о предметах и явлениях окружающего мира в реальной обстановке. Эти представления используются на последующих уроках как основа для формирования конкретных знаний и практических умений.

        Уроки – практические занятия  связаны с организацией работ учащихся с объектами природы. На этих уроках дети наблюдают, описывают, сравнивают различные предметы, проводят элементарные опыты по определению свойств некоторых из них. Ученики получают разные или одинаковые для всех задания и выполняют их под руководством учителя.

         В практической работе  в деятельности учеников преобладает применение полученных знаний; умений на практике, что способствует углублению знаний и умений; решению задач контроля и коррекции, стимулированию познавательной деятельности. Выделяют пять этапов, через которые обычно проходит познавательная деятельность учеников на уроке:

• объяснение учителя – теоретическое осмысление работы

• показ – инструктаж.

• проба – этап; на котором два-три ученика выполняют работу, остальные наблюдают и под руководством учителя делают замечания; если допущена ошибка.

• выполнение работы – этап; на котором каждый самостоятельно выполняет задание.учитель здесь особое внимание уделяет тем; кто плохо справляется с заданием.

• контроль – на этом этапе принимаются и оцениваются работы учеников: учитывается качество выполнения; бережное отношение ко времени и материалам, скорость и правильное выполнение задания.

Практический метод лучше других способствует приучению детей к добросовестному выполнению задания. У них формируется привычка тщательной организации трудового процесса; включающая осознание целей предстоящей работы, анализ задачи и условий ее решения; плана выполнения работы, подготовки материалов и инструментов; тщательный контроль качества работы, анализ выводов.Для обеспечения прочного усвоения знаний удельный вес практических работ следует увеличивать, пропорционально уменьшая долю игр, которыми так увлеклись в последнее время [ 16, c. 77] .

         Необходимо выделить три основополагающих этапа, в рамках которых  организовывается деятельность учащихся:

1 этап – подготовительный;

2 этап – непосредственное выполнение практической работы;

3 этап – этап итогового контроля.

         Предварительно готовившись к занятию, учащиеся знакомятся с теорией по данному материалу, работают с картой, представленной в атласе, изучают материал учебника и дополнительной литературы, применявшийся в практической работе, готовятся к беседе с преподавателем поосновным вопросам (представлены в методическом описании), пользуясь при желании дополнительной литературой.

         Непосредственно на практическом занятии преподавателем еще раз ставится цель и основные задачи.

         Проверка подготовки учащихся к занятиям (к выполнению практической работы) осуществляется с помощью различных методов: опрос, беседа, контроль решенных задач.

В ходе беседы со школьниками педагог обращает внимание на теоретическую и практическую значимость работы, отмечает посильный уровень сложности экспериментальных заданий, способствуя тем самым созданию положительной мотивации к работе.

         В ходе опроса ученикам задаются как вопросы репродуктивного типа, служащие основой для усвоения приобретаемых на практическом занятии знаний, умений и навыков, так и вопросы, направленные на то, чтобы помочь учащимся осмыслить методику проведения работы. Кроме того, назначение некоторых из них состоит в том, чтобы учащиеся проверили и оценили степень согласованности экспериментальной методики с теорией, выявили источник систематических, случайных и субъективных ошибок.

        Если ответы на вопросы, указанные в практической работе, вызывают наибольшие трудности у школьников, преподаватель выясняет, с чем связаны возникающие затруднения:

         В связи с этим одним ученикам достаточно будет помочь при работе с картой, другим – посоветовать дополнительную литературу, третьим - указать на ошибку, четвертым - внимательно прочитать тот или иной теоретический материал. Таким образом, в любом случае, преподаватель лишь подводит учащихся к тщательному осмыслению вопросов, направляет, оказывает дозированную помощь, а все необходимые действия они выполняют самостоятельно. При возникновении затруднений преподаватель сам поясняет непонятные моменты.

         В зависимости от полученной в результате общения со школьниками обратной информации, как об их знаниях, умениях и навыках, так и их индивидуальных особенностях (темп работы и т. д.), преподаватель принимает решение о том, один ученик или с товарищем будет выполнять работу, сколько заданий и какие именно предоставить учащимся. В соответствии с этим учащимся предъявляется задание с полным описанием выполняемых действий и подробным инструктажем; с указаниями к действиям или только с целью задания, но без его подробного описания.

         Коррективный контроль в процессе выполнения практической работы осуществляется следующим образом: одним учащимся указывается способ проверки полученного результата, вторым – предлагается просмотреть теорию, третьим - повторить работу (если результаты работы и теории сильно расходились), четвертым - объяснить причины отклонения полученного результата от истинного. Необходимо отметить, что педагог одобряет те или иные действия обучаемых, даёт советы, методические указания, уточняет задание, задаёт вопросы.

         Результаты работы учащиеся оформляют в виде таблиц.Таким образом достигалось упорядочение, осознанность выполняемых учащимися действий.

         По окончании выполнения заданий учащимися производится анализ полученных результатов, сравнение их с теоретическим материалом. Сделав соответствующие выводы, они выполняют контрольные задания, отвечают на вопросы.

         Защита практической работы проводится в форме беседы с преподавателем. Вопросы к учащимся теперь уже носят преимущественно эвристический характер. Кроме того, педагог осуществляет более глубокий контроль, определяя, на каком уровне усвоен учебный материал: знание, понимание, применение, анализ, оценка.

Поскольку мы уже говорили о том, что практические работы могут проходить и вне школьных стен, то можно представить некоторую структуру последовательной практической работы на местности. Она будет выглядеть так:

  1.  Постановка цели, определение задач.
  2.   Технический инструктаж: подготовка – места работы, обращение с объектами, работа с инструкциями.
  3.   Организационный инструктаж: фронтальное, групповое или индивидуальное проведение работы на одинаковом или различном материале.
  4.  Выполнение работы – по команде учителя, по плану, по самостоятельной программе;
  5.  Фиксация результатов работы – словесный, отчет, показ учителю, описание работы, зарисовка, запись в таблицу, монтировка коллекции.
  6.  Подведение итогов и анализ проделанной работы.

           Практические работы могут носить характер учебно-тренировочных (отработка умений работы с инструментами, конкретными материалами, приборами, станками, оборудованием, животными, растениями и т.п.). Быть опытно-конструкторского характера, например, изготовление действующих моделей учебных пособий, разработка радиосхем и изготовление радиоприборов, разработка проектов конструкций, компьютерных программ, совершенствование технологических процессов, стимулирующих познавательную деятельность учащегося. Опыт подобной работы присущ специализированным классам [15, c.54-57].

  1.  Характеристика практической деятельности младших школьников  в ходе анализа учебников  по курсу «Окружающий мир».

Проанализировав ряд учебников «Окружающий мир» по программе А.А. Плешакова с 1 по 4 класс можно отметить, что практическим работам автор уделяет довольно большое количество учебных часов, с каждым годом увеличивая частоту и сложность практических работ.

Учебник для 1 класса начальной школы состоит из пяти разделов включающих в себя 66 часов.

В разделе  «Что и кто?»определены следующие практические работы:

- Знакомство с комнатными растениями.

- Знакомство с лиственными деревьями ближайшего природного окружения.

- Распознавание листьев различных деревьев.

- Сравнительное исследование сосны и ели.

- Что общего у разных растений?

- Знакомство с глобусом.

В разделе «Как, откуда и куда?» в ходе практических работ первоклассники  изучают свойства снега и льда, занимаются отработкой простейших приемов ухода за комнатными растениями и изготовлением простейшей кормушки для птиц.

Раздел «Почему и зачем?»  в практической его части посвящен изучением простейших правил личной гигиены.

Заключительный урок  позволяет ученикам  закрепить полученные знания в ходе беседы с учителем, обсуждая  роль наблюдений, проделанных  опытно-экспериментальных работ, книг и других источников информации в познании окружающего мира.

Учебник второго класса открывает раздел «Где мы живем» и не включает практических работ, однако оканчивается познавательной экскурсией на тему «Что нас окружает?».

В ходе изучения раздела «Природа» обучающиеся выполняют целый ряд практических работ:

- Знакомство с устройством термометра, измерение температуры воздуха, воды, тела человека.

- Знакомство с горными породами и минералами.

Свойства воды.

- Распознавание деревьев, кустарников и трав.

- Знакомство с представителями дикорастущих и культурных растений.

- Приемы ухода за комнатными растениями.

Практическая работа «Отработка правил перехода улицы» заканчивает собой изучение темы «Здоровье и безопасность».

В разделе «Общение» второклассники учатся основным правилам этикета.

Следующая тема с увлекательным оглавлением «Путешествия» готовит для учеников определение сторон горизонта по компасу и основные приемы чтения карты.

Также при изучении окружающего мира во втором классе согласно рабочей программе А.А. Плешакова ученики отправятся на экскурсии по следующим темам:

- Что нас окружает?

- Живая и неживая природа.

- Осенние изменения в природе.

- Зимние изменения в природе.

- Знакомство с достопримечательностями родного города.

- Весенние изменения в природе.

- Формы земной поверхности родного края.

- Водоемы родного края.

В третьем классе обучающихся ждет большее количество практических работ. Так в разделе «Как устроен мир» практическая работа на тему «Моделирование влияния человека на природу» научит детей вести наблюдения в природе.

В разделе «Эта удивительная природа» представлены следующие практические работы:

- «Моделирование расположения частиц в твердом, жидком и газообразном веществе»

- «Обнаружение крахмала в продуктах питания»

- «Свойства воды. Очистка загрязненной воды с помощью фильтра»

- «Рассматривание живых и гербарных растений»

- «Определение органов растений, сравнение органов различных растений»

- «Рассматривание плодов и семян растений. Определение признаков их приспособленности к распространению ветром, животными»

Три практические работы по темам  «Первая помощь при небольших повреждениях кожи», «Изучение содержания питательных веществ в различных продуктах» и «Подсчет ударов пульса» ученики третьего класса встретят на страницах раздела «Мы и наше здоровье».

Раздел «Наша безопасность» включает в себя следующие практические работы:

- «Отработка правил перехода улицы»

- «Знакомство с устройством и работой бытового фильтра для воды».

В следующем разделе «Чему учит экономика» будут проведены  такие практические работы как «Рассматривание образцов полезных ископаемых», «Знакомство с культурными растениями», «Знакомство с современными российскими монетами».

Завершает изучение курса «Окружающий мир» в третьем классе раздел «Путешествие по городам и странам», который включает в себя одну практическую работуна тему «Страны – соседи России и их столицы».

В четвертом классе изучение окружающего мира учащиеся начнут с первых страниц раздела «Земля и человечество» где в ходе практических работ познакомятся с  глобусом, географической  картой, картой звёздного неба и различными историческими картами.

В разделе «Природа России» будут проведены такие практические работы как «Поиск и показ природных зон на физических картах России», «Работа с гербарными экземплярами растений природных зон».

Следующий раздел, который называется «Родной край – часть большой страны» предполагает следующие практические работы: «Знакомство с картой края»,  «Рассматривание образцов полезных ископаемых края»,«Рассматривание гербарных экземпляров растений».

Учащиеся четвертого класса будут много работать с историческими картами при изучении разделов «Страницы Всемирной истории», «Страницы истории Отечества» и «Современная Россия», последний из которых является завершающим при изучение курса «Окружающий мир» в начальной школе.

Следует отметить, что практические работы по курсупроводятся с целью использования приобретенных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни:

- для обогащения жизненного опыта, решения практических задач с помощью наблюдения, измерения, сравнения;

- ориентирования на местности с помощью компаса;

- определения температуры воздуха, воды, тела человека с помощью термометра;

- установления связи между сезонными изменениями в неживой и живой природе;

- ухода за растениями (животными);

- выполнения изученных правил охраны и укрепления здоровья, безопасного поведения;

- оценки воздействия человека на природу, выполнения правил поведения в природе и участия в ее охране;

-удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о родном крае, родной стране, нашей планете.

Курс «Окружающий мир» помогает ученику в формировании личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к миру природы и культуры в их единстве, воспитывает нравственно и духовно зрелых, активных, компетентных граждан, способных оценивать своё место в окружающем мире и участвовать в созидательной деятельности на благо родной страны и планеты Земля.

Таким образом, можно сделать следующие выводы по первой главе, которые могутиспользоваться учителяминачальных классов в ходе преподавания курса «Окружающий мир» в начальной школе.

Вывод по первой главе.

Главная цель образования – развитие ребенка во всех направлениях. На уроке окружающего мира основной целью является развитие ребенка через изучение природы, ее закономерностей. Изучение явлений природы невозможно представить без каких-либо практических работ, без опыта и наблюдения. Они составляют важный этап познания явлений и свойств предметов в процессе изучения наук о природе.

Дети в младшем школьном возрасте участвуют с большим интересом в самой разнообразной практической исследовательской работе. Ребенок, как многократно отмечали многие ученые, уже по природе своей исследователь. Неутомимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное желание экспериментировать, самостоятельно искать истину распространяются на все сферы деятельности.

Практические работы способствуют развитию внимания и наблюдательности у младших школьников, приучают их к дисциплинированности и аккуратности, рациональности действий, экономности, самоконтролю и самокоррекции, саморазвитию во всех видах учебной и практической деятельности.

Эффективность метода практических работ вытекает из возможностей учителя адекватно целям и задачам темы урока рационально “вписать” в его структуру практические задания, организовать учащихся для выполнения работ (распределение заданий при выполнении работы группами). Учитывая предварительную подготовленность учащихся, постановить цели и задачи выполняемых работ, объяснив текущую и перспективную значимость работ, помочь в творческом осмыслении учащимися всего объема предстоящей работы; правильности и последовательности выполняемых действий и технологических операций. Эффективность практических работ заложена и в квалифицированности учителя при проведении инструктажа, умения контролировать и корректировать выполняемую учащимися работу на всех ее этапах.

Система практических работ– необходимое условие обучения естественнонаучным дисциплинам. Назначение этих работ – закрепление теоретических знаний и формирование умений и навыков по курсу «Окружающий мир». Практические работы позволяют ориентированию, измерению расстояний, съемки простейшего плана местности, работа с готовым планом и т.д. Эти работы необходимы для показа школьникам практической значимости изучаемого предмета, раскрытия его роли в повседневной жизни человека.

Таким образом, можно сказать, что использование на уроках окружающего мира практических работ позволяет улучшить качество образовательного процесса.

Глава 2. Опыт проведения практических работ на уроках «Окружающий мир».

2.1. Описание процесса использования практических работ.

Опытно-экспериментальная работа проходила в 1 «Б» классе МБОУ «Старополтавская СОШ» с. Старая Полтавка Волгоградской области. В исследовании участвовали 19 учеников.

Задачи опытно-экспериментальной работы:

- выявить уровень практической исследовательской деятельности младших школьников на уроках по ознакомлению с окружающим миром

- разработать показатели уровня познавательной активности и заинтересованности младших школьников в ходе  практических работ на уроках «Окружающего мира».

- выявить технологию работы учителяпо развитию эффективной практической деятельности младших школьников на уроках по ознакомлению с окружающим миром.

- провести диагностику эффективности влияния и значимости практических работ при изучении курса «Окружающий мир» в начальной школе.

Методика исследования

В ходе опытно-экспериментальной работы был использован комплекс взаимодополняющих методов исследования: наблюдения, беседы, опрос, анкетирования, анализа суждений детей, а также практические работы по окружающему миру.

Для выявления влияния практических работ на образовательный процесс в ходе исследовательской деятельности младших школьников на уроках по ознакомлению с окружающим миром была разработана методика констатирующего эксперимента, состоящаяиз трех этапов.

Первый этап был направлен на выявление начальных знаний учащихся об изменениях в природе. За основу была взята тема «Изменения в природе». Ученикам первого класса предлагалось ответить на ряд простых вопросов из Анкеты №1. «Знаешь ли ты природу».

Целью анкеты было выявление уровня знаний об окружающем мире, изменениях в природе, а так же   отношения к исследовательской деятельности младших школьников на уроках по ознакомлению с окружающим миром. При этом метод анкетирования использовался в сочетании с методом интервью. А в ходе опроса обращалось внимание на познавательную активность учеников.

Анкета №1 «Знаешь ли ты природу?»

1.          Что такое природа?

2.          Что природа дает человеку?

3.          Назовите охраняемые растения нашей местности.

4.          Какие животные занесены в Красную книгу нашей страны?

5.          Какие изменения в природе происходят с течением времени?

6.          Что такое времена года?

7.          Какие времена года вы знаете?

8.          Назовите отличия всех времен года.

9.          Что такое погодные условия?

10.      Как меняются погодные условия в разные времена года?

11.       Какие изменения происходят в растительном мире?

12.       Какие изменения происходят в животном мире?

13.       Может ли человек влиять на изменения в природе?

14.       Расскажите о влиянии человека на растительный и животный мир в разные времена года.

Следующим этапом опытно-экспериментальной работы было проведение двух практических работ, первая из которых «В гости к зиме» объединяет работу учителяи учеников, а вторая «Деревья нашего села» выполняется совместно с родителями.

Цельюпрактической работы№ 1 на тему «В гости к зиме»было изучение зимних изменений в природе.

Задачи:

1. Провести наблюдения за зимними изменениями в природе.

2. Познакомить детей с зимними явлениями природы.

3. Познакомить учащихся с особенностями зимней жизни растений и животных.

4. Учить распознавать деревья, следы животных на снегу.  

5. Систематизировать и обогатить знания детей о тесных экологических связях в природе.

6. Воспитывать бережное отношение к природе

Объект: зимний лес.

Гипотеза: во все времена года в природе происходят изменения.

Оборудование: лопатки, линейки, лупа для рассматривания снежинок, рисунки, следы на снегу, корм для птиц, клей, нарисованные домики для, расселения животных, карточки с изображениями животных разных видов.

Ход работы:

Беседа: - О каком времени года пойдет речь?

         Все кругом бело-синее,

         Все в тонком кружеве теней.

         А лес укрыт пушистым инеем,

         Уснул до первых вешних дней (зима)

- Подумайте и скажите, как нужно вести себя в зимнем лесу? (нельзя шуметь, нельзя сходить с тропы, можно провалиться глубоко в снег)

- Мы отправляемся  в зимний лес. Вы разделитесь на группы и каждая по «путевой карте» проведет свои наблюдения. Затем вы расскажите друг другу, что увидели.

(Класс делится на группы (4 – 5 человек) с помощью дидактической игры.Каждый ученик получает карточку с изображением животного. Затем дети расходятся на группы: «Птицы», «Рыбы», «Звери», «Насекомые». Каждая группа называет признак, по которому они определили вид животного. Карточки с изображениями животных остаются у детей для дальнейшей работы. Каждой группе выдается «путевая карта».)

«ПУТЕВАЯ КАРТА» ДЛЯ НАБЛЮДЕНИЯ В ЗИМНЕМ ЛЕСУ

  1.  Посмотрите, как изменились по сравнению с осенью погода, цвет неба, внешний вид леса. Рассмотрите с помощью лупы строение снежинок.
  2.  С помощью линейки определите глубину снега в разных местах. Попробуйте объяснить, почему она разная.
  3.  Рассмотрите лиственные деревья и кустарники, найдите на их ветках почки, а на некоторых- плоды и сухие листья. Снимите чешуйки на почке. Что вы там увидели?
  4.  Рассмотрите хвойные деревья и их шишки.
  5.  Рассмотрите, высохшие стебли высоких трав и найдите на них плоды и семена.
  6.  Лопаткой раскопайте снег и узнаете, как зимуют под ним некоторые растения.
  7.  Понаблюдайте за птицами и дайте им корм.
  8.  Постарайтесь отыскать следы животных на снегу и научитесь их распознавать с помощью таблицы «Следы животных на снегу».
  9.  Постарайтесь отыскать следы «работы» животных: поврежденные веточки и шишки.
  10.  Если представиться возможность, понаблюдайте за зверьками (например, за белкой).

- А теперь в путь!

Наблюдения в группах:

Работа проходит в течение 15 – 20 минут.

Каждая группа рассказывает о своих наблюдениях по плану «путевой карты», дополняя друг друга.

Предполагаемые результаты наблюдений и выводы:

Зимой обычно стоит морозная погода.

Солнце низко поднимается на небе.

Небо серое.

Земле покрыта снегом, который состоит из снежинок.

Снежный покров имеет неодинаковую глубину. Это зависит от места его измерения (степень открытости).

Снежинки имеют восьмигранную форму с разным рисунком. Они состоят из замерзших кристаллов воды. На руках тают.

Во время сильных морозов на деревьях и проводах появляется пушистая снежная бахрома.

Снег укрывает траву и корни деревьев, как пуховое одеяло.

Чешуйки почки укрывают молодые листочки от морозов.

Птицы питаются сухими семенами травы, шишками, оставшимися ягодами, хвоей.

На деревьях можно увидеть следы «работы» зверей – ободранную кору.

Мелкие зверьки роют под снегом ходы, в которых отыскивают корм.

- По итогам наблюдений каждая группа дома заполнит таблицу:

Изменения в неживой природе

Изменения в живой природе

Физминутка

   Солнце землю греет слабо,

               (руки вверх и вниз)

По ночам трещит мороз,

                                         (руки на пояс, наклоны в сторону)

  Во дворе у снежной Бабы

(руки на пояс, поворот вокруг себя)

 Побелел морковный нос.

                    (дети показывают нос)

В речке стала вдруг вода

                                                 Неподвижна и тверда,

(прыжки на месте)

                                                 Вьюга злится,

                                                 Снег кружится,

       (дети кружатся)

                                                 Заметает все кругом

Белоснежным серебром.

                               (имитируют движения руками)

Обобщение.

Игротека.

1. «Новоселы»

- Ребята, у вас остались карточки с изображениями животных. Давайте расселим их по домикам:

Домик 1 - животные, которые к зиме делают припасы.

Домик 2 - животные, которые зимой впадают в спячку.

Домик 3 - животные, которые зимой ищут корм в природе.

«Наблюдай и примечай»

Необходимо восстановить народную примету. Работа в прежних группах.

Дым столбом                                                                      к оттепели.

Если ночью был иней                                                         к морозу.

Воробьи дружно зимой расчирикались                            к ветру.

Кошка клубком                                                                   к морозу.

Собака по снегу катается                                                  снега днем не будет.

«Снежный брейн-ринг»

Класс делится на две команды: мальчики – девочки. Каждый участники игры имеет право бросить снежок, перед этим назвав зимние природные явления.

Итог урока.

Сегодня в зимний лес мы брали корм для птиц, что бы помочь им. Мы сделали доброе дело! Птицам трудно приходится зимой. Нередко они голодают. Очень важно, чтобы в кормушке, которую ты устроил для птиц, всегда был корм. Он спасет жизнь многим нашим пернатым друзьям.

Домашнее  задание.

1. Группам заполнить таблицу по итогам наблюдений на экскурсии.

2. Творческое задание (по  желанию). Написать сочинение на тему «Кто зимой в лесу не спит».

Оценивание.

Оценивается работа группы.

Практическая работа № 2 «Деревья нашего села»

Целью данной практической работы является создание мини – проекта в ходе совместной деятельности учеников с родителями.

Детям совместно с их родителями было предложено самостоятельно изучить разнообразие деревьев, растущих в поселке, выбрать любое понравившееся дерево, наблюдать за ним на протяжении недели, вести записи по наблюдениям, используя вопросы из Анкеты № 2.

Анкета № 2. «Что ты знаешь о деревьях?»

  1.  Найди место, где ствол дерева шире (уже) всего.
  2.  Погладь кору дерева. Какая она: твердая, мокрая, сухая? Есть ли на ней трещины? В каком месте их больше всего? Может ли кто-нибудь жить в этих трещинах?
  3.  Понюхай кору. Что напоминает тебе это запах? Всегда ли одинаково пахнет кора дерева?
  4.  Есть ли дупла на деревьях? Может кто-нибудь в них жить?
  5.  Есть ли на коре дерева мхи, лишайники? Много их или мало? Рассмотри их внимательно и постарайся нарисовать в тетради.
  6.  Есть ли на стволе грибы?
  7.  Есть ли на коре дерева следы, оставленные человеком: ободранная кора, царапина от ножа и т.п. Как вы считаете, смогло дерево залечить эти раны?

Практическая работа № 2 завершается мини-сочинением, основанным на дневнике наблюдений «История моего дерева», которое защищается презентацией и прочими наглядными иллюстрациями и фотографиями.

Третий этап опытно-экспериментальной работы включает в себя повторное анкетирование младших школьников и диагностику уровня заинтересованности детей в проделанных практических работах, для выявления значимости последних при изучении окружающего мира в начальной школе.

2.2. Результативность использования практических работ.

На первом этапе исследования было проведено наблюдение за воспитанниками в процессе урока по окружающему миру. В ходе наблюдения обращалось внимание на активность детей отвечать на вопросы анкеты, заинтересованность в теме, познавательную активность, уровень первоначальных знаний.  Результаты оценивались по трех бальной системе:

1 балл – низкий уровень заинтересованности данной формы работы, отсутствие первоначальных знаний, пассивность в общении;

2 балл – средний уровень заинтересованности в ходе урока по данной теме, отвлеченность от темы;

3 балл – высокий уровень заинтересованности и познавательной активности, хороший уровень первоначальных знаний, активное желание отвечать на вопросы.

Результаты наблюдения представлены в таблице 1.

Таблица 1.

Уровни заинтересованности и познавательной активности у младших школьников на уроках окружающего мира.

заинтересованность и познавательная активность

Кол-во баллов

1

2

3

Кол-во учеников

4

9

6

Из данной таблицы видно, что низким уровнем заинтересованности и познавательной активности обладают 4 ученика, что составляет 21  % от общего количества испытуемых; 6 учеников, а значит 31,6 % обладают высокой активностью и заинтересованностью, в то время как  средним уровнем обладают 9 учеников, что составляет – 47,4 %.

Представим данные показатели графически (рис. 1.1.)

Рис. 1.1. Распределение показателей уровней заинтересованности и познавательной активности у младших школьников.

Последним этапом исследовательской работы было повторное анкетирование детей в виде беседы на первоначальную тему. На этот раз результаты анкетирования были более высокими, что можно наблюдать в ходе рассмотрения таблицы 2.

Таблица 2.

Уровни заинтересованности и познавательной активности у младших школьников на практических работах при изучении окружающего мира.

заинтересованность и познавательная активность

Кол-во баллов

1

2

3

Кол-во учеников

1

4

14

Теперь пассивным можно было назвать только одного ученика, он составляет всего 5, 3 % от общего количества испытуемых, 4 ученика –21% следует отнести к обладателям среднего уровня заинтересованности и активности в проделанных практических работах, остальные  14 человек активно принимали участие в исследовательских работах, они составляют

73, 7 % от общего числа испытуемых.

Данные показатели представлены графически на рис. 2.1.

Рис. 2.1. Распределение показателей повторной диагностики уровней заинтересованности и познавательной активности у младших школьников в ходе проведения практических работ при изучении окружающего мира.

Таким  образом, в результате  сравнения двух диагностических материалов до и после проведения  практических работ по окружающему миру было выявлено, что практические и исследовательские работы носят в себе более познавательный характер, нежели просто беседы или краткое сухое изложение материала. Детям нравится участвовать в процессе, делать опыты, наблюдать, сравнивать и получать неожиданные результаты.

В разнообразной практической деятельности младшие школьники учатся работать в коллективе: распределять работу, договариваться, получать общий результат. В связи с этим ряд заданий предусматривает деятельность учащихся в парах постоянного и сменного состава. Выполняя эти задания, ребята усваивают новые формы общения, решают конфликтные ситуации.

После проведения практическихработ были получены более высокие результаты опроса и анкетирования. Это говорит о том, что познавательная активность детей зависит не столько от темы урока, сколько от того, как и в какой форме предлагается изучать материал.

Следует отметить, что дети, участвующие в практической деятельности, характеризуются более высоким уровнем любознательности, оригинальности мышления.

Анализируя проведённую работу, отметим, что  практические занятия помогли достичь следующих результатов:

-  возрос познавательный интерес обучающихся;

- повысилась мотивация к учебной деятельности;

- совместная деятельность ребят ускорила процесс сплочения коллектива;

- повысилась активность на уроках, исчезла боязнь неправильного ответа, излишняя застенчивость;

- ребята стали более самостоятельными и коммуникабельными.

Практическая деятельность очень интересна для детей младшего школьного возраста.  Учащиеся на уроках окружающего мира проявляют большую активность, что помогает им быть успешными не только на уроках окружающего мира  и других уроках, но и в жизни в целом. Развитие исследовательской деятельности у учащихся процесс управляемый.Нужно одновременно приучать учащихся пользоваться новыми методами, давать возможность учащимся чаще высказываться. Только в этом случае развивающий эффект обучения будет максимальным. Кроме того, учитывая возраст младших школьников, следует привлекать к работе различные средства наглядности и рационально использовать их.

Таким образом, результаты опытно-экспериментальной работы  на уроках окружающего мира в начальной школе  показали следующее:

1. Предложенные методические рекомендации усиливают практическую направленность обучения младших школьников окружающему миру, обеспечивают правильное формирование природоведческих понятий.

2. Знания учащихся характеризуются большей осознанностью, умением применять их в новой учебной ситуации, устанавливать причинно-следственные связи и отношения, связывать обучение с жизнью.

3. В ходе практических работ заметно усиливается познавательная активность и самостоятельность учащихся.

Полученные результаты выступают доказательством качественного усвоения природоведческого материала учащимися,  эффективности их обучения и воспитания.

Вывод по второй главе.

«Расскажи мне, и я забуду, покажи мне, и я запомню, дай мне действовать самому и я научусь». Эта древне-китайская пословица выбрана мной не случайно. В ней ярко отражается смысл и значимость практических работ, в ходе которых дети действительно могут чему-то научиться.

Опытно-экспериментальная работа, проведенная в 1 «Б» классе, а также подробное рассмотрение методических материалов и учебников по программе УМК  А.А.  Плешакова показало, что использование практических методов на уроках по окружающему миру создает необходимые предпосылки и условия для гармоничного развития младших школьников.

Практические методы способствуют активизации совместной учебно-познавательной деятельности и учащихся и учителя. Это проявляется в том, что учителю для подготовки уроков и в поисках ответов на вопросы приходится прорабатывать много дополнительной литературы. В свою очередь на практических уроках учащиеся проявляют большую активность и самостоятельность. Это выражается во внешней активности и в стремлении школьников привнести в учебную деятельность знания и умения, приобретенные ими за пределами учебного процесса.

Проведенная мною работа показывает, что на уроках по окружающему миру практические работы просто необходимы.Однако, важна здесь не только хорошая предварительная подготовка учителя, или грамотно изученный учеником теоретический материал, важно здесь, что учитель и ученик совместно действительно совершают какое-то открытие, которое в ходе работы открывает для ученика новые горизонты еще не опознанного или подчеркивают важность уже пройденного материала. Еще интереснее протекает процесс практической работы, если в него привлекаются родители.

В ходе данной работы я пришла к выводу, что детей к исследовательскому  поиску надо готовить. Без накопления определённых знаний и умений, которые помогают детям  анализировать, подмечать изменения, проводить конкретный опыт, их практическая деятельность невозможна.

Представления, полученные детьми чувственным путем, закрепляются в процессе выполнения различных практических работ. Учащимся предлагаются работы с планами и картами, приборами и моделями, объектами живой и неживой природы, рисунками, таблицами, схемами и диаграммами, а также графические и практические работы.

          Работа с различными моделями помогает ребенку рассматривать структуру природных и социальных объектов, устанавливать связи между их компонентами, выделять последовательность процессов и прогнозировать их. Дети используют готовые модели и конструируют свои.

На практических уроках дети наблюдают, описывают, сравнивают различные предметы, проводят элементарные опыты по определению свойств некоторых из них. Ученики получают разные или одинаковые для всех задания и выполняют их под руководством учителя.

В практической работе  в деятельности учеников преобладает применение полученных знаний, умений на практике, что способствует углублению знаний и умений, решению задач контроля и коррекции, стимулированию познавательной деятельности.

Следует отметить, что для учителя очень важно создавать благоприятные условия для самостоятельной практической творческой деятельности школьников и  умело направлять эту деятельность.

Таким образом, можно сказать, что проведенная опытно - педагогическая работа подтвердила значение практических работ по окружающему миру в структуре учебной деятельности и их влияние на эффективность обучения.

Заключение

Долгое время нас пытались приучить к тому, что обучение ребёнка должно строиться на послушании, повторении и подражании. Методы самостоятельного поиска истины, базирующиеся на анализе и синтезе различных точек зрения, собственных наблюдениях и экспериментах, практически полностью исключались. Новое время диктует новые задачи, заставляет на деле переходить от призывов к развитию интеллектуально-творческого потенциала личности ребёнка к реальным действиям. Одним из самых действенных шагов в этом направлении является активное использование практических методов в образовательном процессе.

В соответствии с поставленными исследовательскими целью, задачами в  данной работе была проанализирована методическая, педагогическая литература, труды выдающихся педагогов и психологов, традиционная и развивающая программы и методика работы с детьми, разработка практических занятий, анкет и тестов, которые могут быть использованы педагогами начальных классов в ходе преподавания курса «Окружающий мир».

В работе был решён ряд задач.

Решая первую задачу, было изучено понятие практических работ как неотъемлемой части образовательного процесса при изучении курса «Окружающий мир» в начальной школе.

Решая вторую задачу,  был проведен анализ методическую литературу по проблеме исследования.  

Решая третью задачу, были рассмотрены иизучены методики организации практических работ в ходе анализа учебников по предмету «Окружающий мир»

Решая четвёртую задачу,   были раскрыты сущность и особенности использования и проведения практических работ как средства обучения на уроках окружающего мира в начальной школе.

Решая пятую задачу, была проведена опытно-экспериментальная работа, целью которой являлось проведение диагностики уровня познавательной активности, а также знаний и умений, получаемых обучающимися в ходе практических работ на уроках по окружающему миру.

Проанализировав в данной работе специальную литературу по заявленной теме, можно сделать вывод, что практические работы играют большую роль в обучении. На уроках окружающего мира наблюдения, опыты, эксперименты и прочие практические работы составляют важный этап познания явлений и свойств предметов в процессе изучения природы. У младших школьников преобладает наглядно - образное мышление, поэтому им легче запомнить конкретные предметы или явления, чем их описания или определения. Именно через наблюдение или постановку опыта учащиеся наиболее полно могут изучить определенные предметы или явления природы.

Проведя опытно - педагогическую работу, можно сделать вывод, что уровень мышления и познавательной активности учащихся возрастает, если на уроках окружающего мира использовать практические методы. Здесь школьники анализируют, сравнивают, обобщают и т.д. В свою очередь все эти операции являются различными сторонами деятельности мышления.

Если мы хотим, чтобы процессы развития и саморазвития личности школьника шли интенсивно, нам необходимо стимулировать его исследовательскую активность, поддерживать в ученике жажду новых впечатлений, любознательность, стремление экспериментировать, самостоятельно искать истину. Естественно, что одной поддержки недостаточно. Ученика необходимо вооружить специальными знаниями, умениями и навыками исследовательской деятельности, что возможно лишь в результате практических работ.

Задача общеобразовательной школы заключается, прежде всего, в подготовке учащихся быть адекватными окружающей биологической действительности.

Таким образом, в процессе практической деятельности у учащихся формируются следующие качества и навыки:

-  способность к самореализации,

-  умение работать в исследовательском режиме по отношению к собственной деятельности,

-  инициативность,  изобретательность,

-  смекалка,

-  готовность и способность к придумыванию,

-  нестандартность, самобытность мышления;

-  чувство новизны, необычного, чуткость к противоречиям,

-  склонность к творческому сомнению, способность к генерации идей, их продуцированию.

Организация практической деятельности на уроках по окружающему миру позволяет учителям начальных классов развивать у обучающихся качества следующих составляющих созидающей личности:

  1.  человека творческого: создает исследовательскую среду как на уроках, так и во внеурочной деятельности;
  2.   человека нравственного, родового: помогает  принципиально принять  многополярность окружающего мира, взаимность сосуществования различных точек зрения в рамках общечеловеческих ценностей;

В процессе изучения курса «Окружающий мир» учащиеся знакомятся с природой, учатся видеть и понимать ее красоту. Познание природы оказывает сильное эмоциональное воздействие на детей, раскрывает гармоничность и слаженность жизни. Развивается эстетическое чувство, пробуждаются интерес и любовь к природе. Особенно сильное впечатление оказывает на ребенка изучение живых организмов, природы родного края в процессе практических занятий и экскурсий. Выполняя практические работы учащиеся познают природу во всем ее многообразии. Любовь к родному краю воспитывается на основе познания его природы. Осознание ребенком меры ответственности человека перед природой, необходимости сохранения ее богатства и многообразия, является условием формирования экологически грамотной личности.

Использование на уроках окружающего мира практических работ позволяет добиться понимания важнейших закономерностей устройства природы и общества, так как каждый ученик не просто получает ту или иную информацию от учителя или из учебника и воспроизводит ее, но открывает ее сам, выполняя опыты самостоятельно.

Таким образом, можно с уверенностью сказать, что грамотная организация практических работ на уроках окружающего мира  является одним из важных  условий  гармоничного развития младших школьников.

Список литературы

  1.  М.А. Бантова, Г.В. Бельтюкова, С.И. Волкова и др. Школа России. Концепция и программы для нач.кл. в 2ч. Ч.1./- 2-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 2011.
  2.  Герд А.Я. Избранные педагогические труды М., 1953. - С.148.
  3.  Ушинский К.Д. Избранные педагогические произведения. - М., 1968. - с. 206-207.
  4.  Плешаков А.А. Программа «Мир вокруг нас»: 1-4 классы. – М., 2012.
  5.  Плешаков А. А.Преподавание природоведения в четырехлетней начальной школы. — М.: Новая школа, 2009. — С. 68.
  6.  Подласый И.П. Педагогика: Учебник для студ. пед. вузов: В 2 кн. - М.
  7.  Титова Н.Н. Опыты и практические работы при изучении курса природоведения и методики их проведения // Начальная школа. – 1990. - №2.
  8.  Лячек А.И. Практические работы на уроках окружающего мира // Начальная школа плюс до и после. 2005. № 4. С. 32 – 36.
  9.  Кривобок Е.В., Саранюк О.Ю.Исследовательская деятельность младших школьников: программа, занятия, работы учащихся.- Волгоград: Учитель, 2009.
  10.  Обухов А.С.Развитие исследовательской деятельности учащихся//Народное образование. – 2004. – №2
  11.  Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников.- Самара: Учебная литература, 2004..
  12.  Аквилева Г.Н. Натуральные средства обучения и методика работ с ними // Начальная школа, 2000. №2. С.91-93.
  13.  Аквилева Г.Н., Клепинина 3.А. Наблюдения и опыты на уроках природо- ведения: Пособие для учителя начальной школы М., 1988. - 96с.
  14.  Богданова Т.Г., Корнилова Т.В. Диагностика познавательной сферы ребенка М., 1994. - 240с.
  15.  Козина Е.Ф., Степанян Е.Н. Методика преподавания естествознания М., 2004. - 496 с.
  16.  Петросова Г.А. Методика обучения естествознанию и экологическое воспитание в начальной школе. Учебное пособие М., 2000. - 360 с.
  17.  Понаморева О.Н. Организация подведения итогов наблюдений за погодой и другими явлениями природы.1-3 классы. // Начальная школа, 1989. №4. С.43.
  18.  Золотухин А.И. Азбука зимнего леса. Начальная школа. М, 2003г., с. 58-63.
  19.  Леонтович А.В. В чём отличие исследовательской деятельности от других видов творческой деятельности // Завуч. ~ 2001. - №1.
  20.  Сайдакова Л.А. Мир вокруг нас. Внеклассное занятие на эколого-экономическую тему. Начальная школа. М, 2003г., с. 40-42 .
  21.  Клепинина З.А. Методика преподавания естествознания в начальной школе. М.: Академия, 2008. 288 с.  
  22.  Барышева Ю.А. и др. Я и мир вокруг. Методические рекомендации для учителя.- М., 1999.
  23.   Демина А.Е. Практическая направленность в обучении природоведению. //«Начальная школа» №12, 1987
  24.  Завитаев П.А. Наблюдения и опыты по естествознанию в начальной школе. Пособие для учителей.- М., 1965.
  25.  Миронов А.В. Методика изучения окружающего мира в начальных классах. М.: Педагогическое общество России, 2002.
  26.  Петросова Р.Л. Методика обучения естествознанию и экологическое воспитание в начальной школе. - М., 1999.
  27.  Сергеева В.А. Методика преподавания природоведения в начальных классах. – М., 1994.
  28.  Скаткин М.Н. Методика преподавания естествознания в начальной школе. -М. 1952.
  29.  Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. - М., 1979.
  30.  Яворская Т. Тематические тесты по курсу природоведения //                Начальная школа. – 2001. - №36. – с.15.
  31.  Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2010.
  32.  14. Фундаментальное ядро содержания общего образования / под ред. В.В. Козлова, А.М. Кондакова. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2010.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

13007. Основные типы моделей баз даних в геоінформаційних системах реального часу 148 KB
  Лекция №2.2. Основные типы моделей баз даних в геоінформаційних системах реального часу. План 2.2.1.Тематична модель картографічних даних. .Графічна модель картографічних даних. Просторова модель картографічних даних. 2.2.4. Інфологіч
13008. Методи організації баз картографічних даних в геоінформаційних системах реального часу 61.5 KB
  Лекция №2.3. Методи організації баз картографічних даних в геоінформаційних системах реального часу. План Логічна й фізична організація баз графічних даних. Структура баз картографічних даних на основі квадротомічних дерев. 1. Логическая и физиче...
13009. Структури баз картографічних даних в геоінформаційних системах реального часу 154.5 KB
  Лекция №2.4. Структури баз картографічних даних в геоінформаційних системах реального часу. План 1.Cтруктури файлів баз картографічних даних реального часу побудованих на основі: послідовної організації даних методу хешування ідентифікатора індекснопослідовно...
13010. Авиационные геоинформационные системы и технологии. Лабораторные работы 754.5 KB
  Лабораторные работы 16 по дисциплине Авиационные геоинформационные системы и технологии ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №11.1 Тема: Знакомство с методами функционирования АГСиТ с помощью действующих пакетов прикладных программ Цель работы: ознакомиться с действующ...
13011. Системы координат и их проекций. Перерасчет координат с помощью геоинформационной системы DIGITALS 763.5 KB
  Содержание работы. Данная курсовая работа КР состоит из 2 частей: теоретической и практической. Теоретическая часть заключается в выполнений литературнопатентного поиска материалов по указанной теме и изучения поданного материала. Практическая часть выпо
13012. Лабораторні роботи з дисципліни «Основи геоінформатики» 2.26 MB
  Лабораторні роботи з дисципліни Основи геоінформатики ЛАБОРАТОРНА РОБОТА №1 Тема: Просторові та атрибутивні дані Мета роботи: ознайомитися зі структурою даних геоінформаційних систем вивчити характеристики кількох різних структур. Підготовка до роб...
13013. Принципы и особенности построения средств отображения информации, построенные на различных физических принципах 989 KB
  План 1.5.1. Принципы и особенности построения средств отображения информации построенные на различных физических принципах. 1.5.2. Системы отображения информации на базе ЭЛТ. 1.5.1. Принципы и особенности построения средств отображения информации построенные на ра...
13014. Формат сохранения картографической информации и алгоритм работы программы-конвертора 134.5 KB
  В задачах цифровой картографии очень важное значение имеет выбор формата представления информации – основы БКД АГК. К географическим базам данных манипулирующим большими массивами информации и принадлежащим системам работающим в режиме реального времени предъявляют...
13015. Алгоритм визуализации картографической информации. Методы формирования картографических срезов 83 KB
  Для получения картографического изображения некоторой прямоугольной области земной поверхности задаваемой географическими координатами на экране устройства отображения предлагается метод суть которого состоит в следующем: Сначала задаются элементы содержания в ...