90119

Опытно-экспериментальная работа по профилактике подросткового алкоголизма в образовательной среде школы

Курсовая

Педагогика и дидактика

Теоретические основы социально-педагогической профилактики подросткового алкоголизма Понятие подросткового алкоголизма и причины его возникновения в образовательной среде школы Особенности социально-педагогической профилактики как предупреждение подростковой алкоголизации.

Русский

2015-05-30

77.13 KB

10 чел.

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение………………………………………………………………………….3

Глава 1. Теоретические основы социально-педагогической профилактики подросткового алкоголизма 6

1.1.Понятие подросткового алкоголизма и причины его возникновения в образовательной среде школы…………………………………………………...6

1.2. Особенности социально-педагогической профилактики как предупреждение подростковой алкоголизации………………………………..12

Вывод по первой главе…………………………………………………………..21

Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по профилактике подросткового алкоголизма в образовательной среде школы 23

2.1. Диагностическая работа по выявлению уровней алкогольной зависимости у подростков 23

2.2.   Программа социально-педагогической профилактики подросткового алкоголизма в общеобразовательной школе.………………...…………….…29

Заключение 33

Список литературы 36

Приложение………………………………………………………………………39

ВВЕДЕНИЕ

На сегодняшний день проблема употребления алкоголя среди населении в России становится все более актуальной. Особенно тревожным фактом является раннее приобщение и быстрое привыкание к спиртному подростков. Привыкание к алкогольным напиткам у подростков происходит намного быстрее, чем у взрослых, что в ближайшей перспективе может привести к социальной нестабильности российского общества.

Широкая реклама и продажа алкогольных напитков, социальная, экономическая и психологическая напряженность, неорганизованность досуга и отдыха способствовали росту алкоголизации населения. По оценкам экспертов в середине 90-х годов Россия заняла первое место по абсолютному уровню потребления алкоголя на душу населения: от 14 до 18 литров в год. Анализ данных о негативном влиянии высокого уровня потребления спиртных напитков на жизнь общества показывает, что Россия вступила в фазу, когда алкогольная ситуация стала создавать реальную угрозу ее национальной безопасности, что обострило многие российские проблемы. Одной из таких усугубленных проблем явилась алкоголизация подрастающего поколения.

Решить проблему их алкоголизации только с помощью запретительных, медицинских и юридических ограничений невозможно. Основные усилия должны быть сосредоточены на формировании "внутренних" ограничителей, воспитании личностной устойчивости к алкогольному соблазну. Это обуславливает необходимость применения социально-педагогических подходов в профилактике алкоголизма в условиях общеобразовательной школы, что подчеркивает актуальность данной темы исследования.

С социально-педагогической точки зрения актуальностью является то, что социальные педагоги при работе с  детьми  не должны забывать про проблему алкогольной зависимости, что раннее начало профилактического вмешательства наиболее перспективно, т.к. определенный стереотип поведения у детей еще не сложился, и прийти к здоровому образу жизни легче.

Работы Л.С.Алексеевой, И.В. Бестужева-Лады, Б.М.Левина, В.А.Попова посвещены социальным проблемам реабилитации детей. В трудах Е.В.Борисова, Н.Я.Копыт, Е.С.Скворцовой, Д.В.Колесова прослеживается медицинский аспект алкоголизации детей и подростков. В.А.Гурьева, Е.М.Мастюкова занимались рассмотрением психологических механизмов управления антиалкогольным воспитанием детей. Б.С.Братусь, В.А.Ласточкина, А.Н.Якушева  - воспитанием здорового образа жизни детей. Роль школы в профилактике алкоголизма среди учащихся рассмотрели А.С.Блинов, М.И.Буянов, И.Д.Муратова, П.И.Сидоров, С.Н.Шевардин, В.Н.Ягодинский и др. Л.Н.Анисимова, Д.Д.Еникеевой, Г.Г.Заиграева, Д.В.Колесова определили формы и методы антиалкогольного просвещения детей. Работы Б.Н.Алмазовой, С.А.Беличевой, Ю.В.Гербеевой посвещены влиянию употребления спиртных напитков на отклоняющееся поведение детей.

Объектом исследования  является проблема подросткового алкоголизма  в образовательной среде школы.

Предмет исследования -  процесс социально-педагогической профилактики алкогольной зависимости среди подростков.

Цель исследования -  выявить и обосновать методику проведения социально-педагогической профилактики подросткового алкоголизма в образовательной среде школы.

Задачи исследования:

  1.  Выявить особенности подростковой алкоголизации и причины её возникновения;
  2.  Рассмотреть содержание профилактической работы социального педагога как предупреждение подростковой алкоголизации;
  3.  Выявить уровни алкогольной зависимости у подростков;
  4.  Разработать программу социально-педагогической профилактики подросткового алкоголизма в общеобразовательной школе.

Гипотеза исследования.

Мы предполагаем, что если  в образовательных учреждениях будет организована регулярная эффективная социально-педагогическая деятельность по профилактике алкоголизма, то это приведёт к уменьшению уровня употребления подростками алкогольных напитков.

Методы исследования:

Метод теоретического обзора и анализа психологической и социально-педагогической литературы по проблеме исследования; эмпирические: наблюдение, беседа, анкетирование, опрос.

Практическая значимость исследования. Результаты исследования могут быть использованы социальными педагогами, педагогами и психологами в общеобразовательных учреждениях и учреждениях дополнительного образования в изучении и выработке условий повышения профилактики подросткового алкоголизма, что понизит негативное влияние распространения алкогольной зависимости в образовательной среде школы.

База исследования: МБОУ «Старополтавская СШ» Старополтавского района Волгоградской области.

Структура и содержание работы. Данная курсовая работа состоит из введения двух глав, выводов, заключения, списка литературы (37 источников), приложения.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРОФИЛАКТИКИ ПОДРОСТКОВОГО АЛКОГОЛИЗМА.

  1.  ПОНЯТИЕ ПОДРОСТКОВОГО АЛКОГОЛИЗМА И ПРИЧИНЫ ЕГО ВОЗНИКНОВЕНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ ШКОЛЫ.

Алкоголизм на сегодняшний день является серьезной социальной проблемой не только на территории нашей страны, но и за рубежом.

Слово "алкоголь" имеет арабское происхождение и в буквальном смысле означает "нечто эфирное". Напитки, содержащие спирт называются алкогольными. Чем выше показатель крепости алкогольного напитка, тем сильнее его опьяняющее действие [5, с.88].

Однако, следует различать понятия "алкоголизм", как болезнь, и "пьянство", как употребление спиртных напитков, приводящие к алкоголизму. Разграничение этих понятий, необходимо потому, что при профилактике и лечении алкоголизма применяются меры медицинского характера, а при борьбе с пьянством - педагогического и общественного воздействия [9, с.8].

Понятие "алкоголизм" включает себя два основных критерия: медицинский и социальный. С медицинской точки зрения, алкоголизм рассматривается как - заболевание, определяющееся патологическим влечением к спиртным напиткам (психическая и физическая зависимость), развитием дисфункционального состояния, абстинентного синдрома при прекращении употребления алкоголя, а в далеко зашедших случаях - стойкими соматоневрологическими расстройствами и психической деградацией [16, с.6].

С социальных позиций алкоголизм - форма девиантного поведения, характеризующаяся патологическим влечением к спиртному и последующей социальной деградацией личности [16, с.8].

   В последние десятилетия пьянство все шире распространяется среди подростков и юношества. Многие подростки рассматривают алкоголь как обязательный атрибут культа развлечений, а сам ритуал пьянства - как проявление мужественности и независимости [1, с. 20].

Подростковый возраст - это период в жизни человека между детством и взрослым состоянием от 12 до 18 лет. В этот период происходят серьезные изменения в молодом организме, ведущие от незрелости к зрелости и пронизывающие все стороны развития подростка: анатомо-физиологическое строение, интеллектуальное, нравственное развитие, а также разнообразные виды его деятельности. В подростковом возрасте серьезно изменяются условия жизни и деятельности подростка, что, в свою очередь, приводит к перестройке психики, появлению новых форм взаимодействия между сверстниками.

Средний возраст, в котором молодежь начинает потреблять алкоголь, составляет 14 лет. Данные официальной статистики зафиксировали, что за период с 1991 по 2000 годы число впервые диагностированных подростков, больных алкоголизмом выросло в 1,5 раза и составило 10,5 на 100 тыс. подростков.

Отдельно можно выделить проблему алкоголизма у девушек-подростков Этому вопросу посвятили свои труды Егоров Е.А.  и В.Т. Конрашенко, последний из которых отмечал, что девочки чаще пьют тайком, чтобы "никто не знал", или в компании старших подростков [9, с.11]. К сожалению, в последнее время число девушек и женщин, страдающих алкогольной зависимостью, существенно возросло.

Анализ социально-педагогической литературы по исследуемой проблеме показал, что к настоящему времени накопился достаточный фактический материал, свидетельствующий о том, что характер пьянства и клиническая картина алкогольного опьянения у детей и подростков по сравнению с таковыми у взрослых имеют свои особенности.

Так, например, алкогольная зависимость у взрослого человека формируется в течении 3-5 лет, у подростков - за 1,5-2 года.

В подростковом возрасте все стадии формирования алкоголизма проходят быстрее чем у взрослого человека. У последнего период внешнего благополучия продолжается несколько лет, у молодого организма - несколько месяцев.

Е.С. Скворцова и Н.Я. Копыт  в своих исследованиях указывают, что деятельность органов и систем организма в подростковый период отличается функциональной неустойчивостью, а в связи с этим и повышением реактивности тканей ко многим факторам внешней среды, особенно к вредным. Не случайно, поэтому организм подростка оказывается легко уязвимым к воздействию алкоголя [10, с.5].

Социальная дезадаптация наступает быстрее, чем у взрослых, а систематическое пьянство в подростковом возрасте, как правило, ведёт к формированию алкоголизма. С началом алкоголизации подростки быстро теряют интерес к учёбе или работе. Выпивки обычно сопровождаются уходами из дома, прогулами, бродяжничеством, правонарушениями.

У подростков в начальной стадии алкоголизма, вне состоянии опьянения характерны: повышенная раздражительность, несдержанность, гнев. Им трудно сосредоточить внимание, что влечёт за собой повышенную отвлекаемость, рассеянность и плохое запоминание, следовательно - неудачи в учёбе. Их выводят из себя обычные раздражители: ход часов, шорох бумаги и прочее. Сон обычно нарушен, и сопровождается кошмарными сновидениями [9, с.23]. У части молодых людей, страдающих алкогольным опьянением наблюдаются судорожные припадки. Происходит процесс ослабоумливания, только уже необратимый. Близкие люди замечают, что у подростка начинается апатия, безынициативность, выраженный эгоизм, психическая, физическая слабость[9, с.26].

Проанализировав литературу по проблеме исследования, можно сделать вывод, что исторические аспекты изучения ранней алкоголизации подробно раскрыты в работах Н.А.Шилова, А.М Коровина, И.О Сикорского и др. Из вышеперечисленных наиболее подробным изучением подростковой алкоголизации занимался Коровин А.М.  [2,18]    

В развитие научных основ формирования здорового образа жизни существенный вклад внесли И.И. Горбунов-Посадов, Д.А. Дриль, С.А. Рачинский, Л.Н. Толстой и др. В 20-30 годы вопросами предупреждения аддиктивного и девиантного поведения среди несовершеннолетних занимались такие педагоги, как П.А. Коновалов, В.И.Куфаев, А.С. Макаренко и другие; психологи - Л.С. Выготский, В.Н. Ни-Кольский; врачи - В.Р. Дубрович , P.M. Зиман, А.С. Шоломович; юристы - П.А. Андреев, М.Н. Гернет. Представители разных направлений пытались выявить причины, факторы и условия, вызывающие алкоголизацию и наркотизацию несовершеннолетних и, в зависимости от этого, построить систему профилактики.

В работах Э.Е. Бехтеля, М.А. Галагузовой, Е.А. Кошкиной, О.П. Стрелец, Н.Ю Максимовой, Н.Н. Иванца раскрыты педагогические и социальные аспекты подросткового алкоголизма. [3,15]

Согласно методическим разработкам данных авторов, главными факторами возникновения у несовершеннолетних потребности в употреблении алкоголя являются возрастные особенности, неблагоприятная макросоциальная ситуация развития, отклонение в функционировании высшей нервной деятельности.

Для изучения причин и последствий ранней алкоголизации подростков использованы работы Б.М. Левина, А.Г. Золотниковым, И.Е. Булыгиной, Л.Д.Мирошниченко, И.Н. Пятницкой и др., которые позволили сделать определенные выводы и наметить пути решения данной проблемы.

В работах авторов Б.М. Левина, В.Д. Рожнова, В.Е. Пелипаса, А.Е Личко В.Д.Москаленко, Э.Г. Эйдемиллера и др. подробно рассмотрены психологические и медицинские аспекты ранней алкоголизации подростков.

Отражены токсическое воздействие алкоголя на организм подростков и проблемы злокачественной алкоголизации детей и подростков.

Таким образом, можно проследить, что к проблеме детского алкоголизма обращались разные ученые: медики, педагоги, психологи, которые выделяли как причины алкоголизма у детей, так и его последствия.

Многие из вышеперечисленных научных деятелей в своих трудах уделяли множество страниц вопросу о первопричинах возникновения алкоголизма в подростковом возрасте.

Некоторые из них, а в частности можно выделить работы М.А. Галагузовой , отмечают, что причинами приобщения к спиртным напиткам в подростковом возрасте являются:

· неблагополучие семьи;

· позитивная реклама в средствах массовой информации;

· незанятость свободного времени;

· отсутствие знаний о последствиях алкоголизма;

· уход от проблем;

· психологические особенности личности;

· самоутверждение [18].

Другие в первую очередь считают, что в развитии алкоголизма у подростков решающую роль играет алкогольное окружение, которое составляют пьющие родственники, а также устойчивые алкогольные традиции. Роковую роль  здесь играет воспитание подростков в семьях в условиях систематического употребления спиртных напитков с угощением подростков. Биологическими исследованиями доказано, что сам алкоголизм генетически не передается, передается только склонность к нему, вытекающая из особенностей характера, полученного от родителей [16].

Так же, в процессе формирования алкоголизма у подростков большую роль играют механизмы подражания: очень часто они начинают пить не столько ради вызываемого алкоголем чувства опьянения, сколько ради любопытства, подражая взрослым. Немаловажное значение при этом имеют такие психологические особенности, как повышенное стремление к самостоятельности, самоутверждению.

Зачастую пьянство у подростков - это своеобразная реакция протеста против гиперопеки со стороны взрослых.

Важно отметить, что некоторые подростки, с определенным типом личности наиболее предрасположены к вовлечению в алкоголизацию. Среди них можно выделить подростков с повышенным чувством жесткости и агрессивности; подверженных депрессии и паранойе; неприспособленных к жизни в силу повышенной опеки со стороны родителей.

В ходе прогрессирующей алкоголизации следует отметить, что причины тесно взаимосвязаны с последствиями. Так, например, бытует такое мнение, что «где пьянка, там и преступность». В основе этой связи лежит самая опасность алкоголизма - он резко ослабляет самоконтроль. И как бы страшно это не звучало, но пьянство среди несовершеннолетних тесно связано с их отклоняющимся поведением и преступностью.

Большинство преступлений несовершеннолетних совершается в нетрезвом состоянии. Наиболее часто в состоянии опьянения совершаются насильственные преступления. Это обусловлено тем, что опьянение снимает действующие в обычных условиях навыки социально одобряемого поведения.

Другие преступления совершаются с целью добычи спиртного или средств для его приобретения. В состоянии алкогольного опьянения повышается риск возникновения криминальной ситуации, что влечет за собой необратимые последствия.

Среди исследований влияния алкоголя на детский организм, прежде всего, выделяется работа И.В. Сажина "Влияние алкоголя на нервную систему и особенности развивающегося организма" (1902). В ней содержатся многочисленные опыты влияния алкоголя на нервную систему ребенка; убедительными примерами доказывается, что даже небольшие дозы алкоголя губительно влияют на формирующийся мозг и общую физиологию ребенка.

С другой стороны, психиатры и психологи пытаются объяснить развитие алкоголизма в молодом возрасте преимущественно внутренними причинами (наследственность, особенности преморбидной личности). Важным звеном в развитии алкоголизации подростков является приобщение их к алкогольным обычаям семьи и употребление спиртных напитков в группе сверстников.

Таким образом, анализ литературы по исследуемой проблеме показал, что в настоящее время алкоголизм принято рассматривать как прогрессирующий болезненный процесс. Подростковый алкоголизм разрушает общество,  ведет к росту правонарушений, преступности, к суициду, увеличению смертности от дорожно-транспортных происшествий, снижению производительности труда, а главное страдает от него весь генетический фон нации, вся страна.

  1.  ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРОФИЛАКТИКИ КАК ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ПОДРОСТКОВОЙ АЛКОГОЛИЗАЦИИ

Важную роль в решение проблемы алкоголизации молодежи имеет профилактика.

В работах В.В. Макарова, В.В. Корченова, С.В. Березина, Ю.И Никитина, и др. обозначена деятельность социального работника в рамках профилактических программ и обрисованы проблемные ситуации, без разрешения которых не может быть реализована массовая антиалкогольная профилактика. 

Профилактика - это система комплексных государственных и общественных, социально-экономических и правовых, медико-санитарных, психолого-педагогических и психологических мероприятий [2, с.6].

Решить проблему алкоголизации молодежи только с помощью запретительных, медицинских и юридических ограничений невозможно. Основные усилия должны быть сосредоточены на формировании "внутренних" ограничителей, то есть на воспитании личностной устойчивости к алкогольному соблазну. Это обуславливает необходимость применения социально-педагогических подходов в профилактике алкоголизма.

Целью социально-педагогической деятельности с подростками, склонными к алкоголизму, является устранение негативных факторов, способствующих алкоголизации детей.

Занимаясь этим видом профилактики, социальный педагог может направить свою деятельность на воспитательный микросоциум ребенка (педагоги, родители, группа сверстников), изменяя характер их отношения, воздействия на ребенка. Он также может воздействовать на его представления об окружающих и взаимоотношениях с ними и сопровождающие их переживания и изменять их. Наконец он может способствовать изменению позиции ребенка по отношению к социуму (содействие, противодействие, бездействие).

Социально - педагогическая деятельность предусматривает выполнение социальным педагогом следующих основных функций и опирается на принципы:

· индивидуально-личностный подход к ребенку;

· опора на положительные стороны личности ребенка;

· объективность подхода к ребенку;

· конфиденциальность [19, 127]

-   Первая функция деятельности социального педагога - диагностическая, нацеленная на ликвидацию факторов риска приобщения детей к спиртному, - реализуется путем сбора информации о ребенке, склонном к употреблению спиртных напитков; изучения и оценивания реальных особенностей его личности; выявления информации о семье ребенка; изучения источников негативного влияния на ребенка и устойчивости его к этому давлению; определения алкогольных лидеров; изучения алкогольных факторов, провоцирующих алкоголизацию ребенка; изучения влияния ребенка на микросреды.

Сбор информации происходит посредством опроса (устного или письменного) самого подростка, его родителей, классного руководителя, при необходимости других значимых для ребенка людей. Также применяется стандартизированное интервьюирование, наблюдение, изучение документации на семью и ребенка [24, 98].

-    Вторая функция - прогностическая. Сущность её заключается в том, что на основе поставленного диагноза разрабатывается конкретная социально-педагогическая программа деятельности с ребенком, склонным к алкоголизму, которая предусматривает этапные изменения и конечный результат социальной адаптации, коррекции или реабилитации.

-   Третья функция - образовательно-воспитательная, предусматривающая отбор содержания социально-педагогической деятельности, а также методов её осуществления; определение тех социально значимых качеств, которые должны быть воспитаны у ребенка в процессе его социальной реабилитации; обеспечение целенаправленного педагогического влияния на поведение и деятельность детей и взрослых; восполнение пробелов воспитания и образования ребенка, употребляющего спиртные напитки, формирование социальных умений и навыков, необходимых для преодоления проблемы.

-    Четвертая функция деятельности социального педагога - правозащитная, обеспечивающая тем, что социально- педагогическая деятельность строится на правовой основе, предусматривающая как соблюдение, так и защиту прав ребенка.

-    Пятая функция - организаторская. Она обусловлена тем, что социально-педагогическая деятельность с ребенком, склонным к алкоголизму, требует участия и скоординированности действий разных специалистов в зависимости от глубины проблемы; создает условия для проведения свободного времени и досуга; организации социально значимой деятельности детей, взрослых, общественности в решении задач социально-педагогической помощи, поддержки, воспитания и развития ребенка, склонного к алкоголизму.

-     Шестая функция - коммуникативная. Её сущность заключается в том, что в ходе реализации социально-педагогической деятельности возникает необходимость установления множественных контактов между е участниками с целью обмена информацией.

-  Седьмая функция - предупредительно профилактическая, которая обеспечивает закрепление полученных положительных результатов и предотвращает возможность появления рецидивов пьянства и алкоголизма, что достигается социальным патронажем подопечных и оперативным реагированием в экстремальной ситуации.

Очень важно в социально-педагогической профилактики индивидуальное изучение подростков [17, c.219]:

1. Выявление наиболее благоприятных для обучения и воспитания его особенностей и возможностей.

2. Выявление недостатков его личности и организма.

3. Оценка эффективности используемых средств его обучения и воспитания.

На первом этапе работы социальный педагог должен составить самое общее представление об учащемся. Для этого они знакомятся с его личным делом, с условиями его жизни и воспитания в семье, беседуют с ним, его родителями, наблюдают за его поведением.

На втором этапе выявляются наиболее сильные стороны и достоинства учащегося, а также его недостатки и составляется программа педагогических действий, которая находит свое отражение в плане индивидуальной работы с подростком. Третий этап изучения - определение эффективности педагогического воздействия на данного учащегося. Как к воспитанию в целом необходим комплексный подход, также комплексно надо подходить и к определению эффективности педагогического воздействия [9, c.98].

Анализ накопленного опыта в области социально-педагогической профилактики, безусловно, может быть использован при разработке воспитательной программы. Однако простое копирование педагогом даже самых эффективных вариантов вряд ли целесообразно. Ведь каждый из нас сталкивается с конкретными проблемами, обусловленными возрастом воспитанников, наличием или отсутствием у них опыта наркотизации, особенностями отношения к аспектам проблемы. Для решения конкретных задач необходима разработка и своей модели педагогической профилактики. И тут особое значение приобретает вопрос выбора адекватных форм и методов организации работы. От того, насколько верным он будет, во многом зависит и успех всей деятельности педагога.

Один из самых распространенных методов изучения учащихся - беседа. Если ее цель - лишь получение каких - то сведений - это интервью. Один спрашивает, другой отвечает и только. Но такого рода беседам в педагогической практике надо относиться очень осторожно. Никто, и особенно подросток, не хочет чувствовать себя объектом изучения и воздействия. Подлинная беседа подразумевает обмен мыслями между собеседниками, их взаимное влияние друг на друга. Беседой как методом изучения учащихся и индивидуального воздействия на них, подразумевается специально подготовленный, а иногда и случайно возникший, но целесообразно построенный разговор между социальным педагогом и подростком [19, c.219].

Желательно, чтобы уже при первом знакомстве с учащимся беседа была активно воздействующей на него. Пять главных условий определяют успех беседы [17, c.31]:

1. Четкая постановка цели.

2. Правильный выбор места и времени беседы.

3. Искренне уважение и благожелательное отношение к учащемуся.

4. Умение не только говорить, но и слушать.

5. Знание, хотя бы ориентировочно, индивидуальных особенностей учащегося.

Многое можно узнать, систематически наблюдая за учащимся в различных условиях его деятельности и поведения. Основные условия эффективности наблюдения как метода изучения учащегося [29, c.65]:

1. Целенаправленность наблюдения. При этом важно определить, будет ли наблюдение сплошным, когда фиксируются все проявления учащегося, все его действия, поступки, или выборочным, с целью изучения каких - то отдельных сторон личности.

2. Обеспечение естественных условий наблюдения, когда учащийся находится в обычной для него обстановке. Никакое вмешательство в его поведение недопустимо.

3. Фиксирование материалов наблюдения, их систематическая обработка, размышление над фактами, сравнение и сопоставление их [1].

В этом отношении большое значение имеет ведение педагогического дневника. Знания об учащихся дополняет изучение продуктов их деятельности: официальных письменных и графических работ (диктантов, сочинений, чертежей и т.п.), изделий, изготовленных в учебных мастерских, продуктов технического творчества, разных поделок, результатов художественного творчества - рисунков, картин, стихов и др.

Анкетирование - широко используемый педагогикой, психологией, социологией и другими науками метод. Чаще всего он применяется, когда надо получить большое число нужных сведений. Однако для максимальной эффективности анкетирования необходимо соблюдение ряда условий, из которых укажем наиболее важные [12, c.187].

Должна быть четко определена цель анкетирования. Необходимо ясно представить, что должно быть получено в результате такого опроса, кого надо опросить, сколько должно быть анкетируемых. Вопросы должны формулироваться предельно понятно; недопустимо их разное толкование.

Текст анкеты должен содержать четкую инструкцию, раскрывающую цели данной анкеты, и то, как отвечать на ее вопросы.

При изучении коллектива учащихся, позиция каждого из них полезные сведения может дать так называемый метод социометрии. Существуют экспериментальные методики изучения учащихся. Социометрия - один из них. Это констатирующий или диагностический метод. Такие методы лишь выявляют какую - то особенность отдельного учащегося или коллектива, но не играют активной педагогической роли.

В профилактической работе с подростками у социального педагога множество других форм, кроме перечисленных выше, - это лекции, семинары, конференции, акции, тренинги и т.д.

Итак, основными задачами социально-педагогической профилактики алкоголизации подростков в данном возрасте являются:

  1.  Овладение достоверной информацией о влиянии вредных привычек (алкоголя) на организм человека;
  2.  Умение противостоять давлению сверстников;
  3.  Умение четко формулировать аргументы против вредных привычек [23, c.65].

Профилактика пьянства и алкоголизма должна быть этиологичной, комплексной, дифференцированной и поэтапной, а главное - носить систематический и наступательный характер.

Основной акцент работы социального педагога по профилактике алкоголизма среди подростков осуществляется по следующим направлениям [5]:

1. Профилактика причин и последствий алкоголизма с помощью групповых дискуссий на темы алкоголизма; проведение ролевых игр, которые помогают противостоять уговорам принять спиртное, навыкам общения в коллективе. Основные социальные умения, которые сможет сформировать педагог, это: умение четко формулировать аргументы против алкоголя и умение противостоять давлению сверстников. Формы работы: диспут, деловая игра, экскурсия, беседа.

2. Организация свободного времени подростков, так как бессодержательный досуг является фактором риска в употреблении алкоголя. Для этого социальный педагог должен знать интересы, увлечения склонности подростка. Важно организовывать групповые формы досуга, занятия спортом.

3. Антиалкогольное воспитание, проводимое социальным педагогом должно быть направлено на формирование у подростка твердых антиалкогольных убеждений. Важно обращать внимание не только на вред употребления алкоголя на здоровье, сколько на вред его в социальном плане - взаимоотношении ребенка с окружающим миром.

4. Антиалкогольное просвещение педагогического коллектива школы. На основе знакомства с образовательной программой учащихся социальный педагог может предложить включить элементы антиалкогольного воспитания во все предметы школьного цикла.

5. Посредническая деятельность социального педагога - подключение к профилактической работе не только родителей учащихся, но и сотрудников милиции, врачей, работников близлежащих предприятий, общественности.

6. Преодоление социально-педагогической запущенности подростка, проявляющейся в виде ограниченности словарного запаса, бедности знаний об окружающем мире, недостаточной освоенности многих учебных навыков.

В своей профилактической работе с подростками социальный педагог использует различные формы.

Все мероприятия, направленные на профилактику пьянства и алкоголизма, необходимо планировать и проводить с участием широкого круга заинтересованных государственных и общественных организаций. Только при таком комплексном подходе к проблеме профилактики пьянства и алкоголизма можно ожидать положительных результатов.

Таким образом, работа социального педагога по профилактике алкоголя среди подростков - это комплексный подход, включающий индивидуальное изучение подростков, их социальное окружение, изучение семей. Основными направлениями являются: профилактика причин и последствий алкоголизма, организация свободного времени подростков, антиалкогольное воспитание и просвещение не только подростков, но и родителей, и педагогов школы. Формы и методы, применяемые в профилактической работе - это анкеты, опросы, беседы, лекции, тренинги, игры и т.д. и, конечно, взаимодействие с психологами, медицинскими работниками, правоохранительными органами, что сделает эту работу намного эффективной.

ВЫВОД ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ

Наиболее актуальной проблемой в подростковой среде является ранняя алкоголизация молодежи, которая и приводит к формированию алкоголизма к возрасту 20-22 лет, а также последующей социальной деградацией личности.

С медицинской точки зрения алкоголизм - хроническое заболевание, характеризующееся неодолимым влечением к спиртным напиткам. С социальных позиций - форма девиантного поведения, характеризующаяся патологическим влечением к спиртному и последующей деградацией личности.

Основные причины алкоголизации молодёжи - это неумение правильно использовать свободное время, растущее психологическое напряжение, позитивная реклама в средствах массовой информации, уход от проблем, отчуждение, неустроенная жизнь и несостоятельность семьи в вопросах воспитания, алкоголизм родителей и неблагополучие в семье, мода, самоутверждение и конфликт с общественными нормами.

Последствия подросткового алкоголизма очень плачевны. Алкоголь разрушает организм подростка, губительно влияет на психику и здоровья, ведет к формированию алкоголизма. Что и приводит подростка к низкому самоконтролю и антиобщественному поведению и толкает его в дальнейшем к преступлениям.

Патологическое влечение к алкоголю приобретает неодолимый характер, утрачивается не только количественный, но и ситуационный самоконтроль, потребность в психическом и физическом комфорте, формируется синдром похмелье и всё более заметными становятся признаки изменения личности.

Последствия злоупотребления алкоголем для здоровья и социального статуса человека свидетельствуют, что оно представляет серьезную социальную опасность. Злоупотребление алкоголем разрушает общество, потому что ведет к росту правонарушений, преступности, к распаду семей, увеличению смертности от дорожно-транспортных происшествий, снижению производительности труда, ухудшению состояния экономики.

Экономические условия, питейные обычаи, неправильное воспитание, стремление подражать старшим, дурные примеры, анатомо-физиологические особенности детского и юношеского организма все это являлось условиями, определяющими развитие алкоголизма в молодом возрасте. Главная роль в этом, по убеждению большинства авторов, принадлежала глубоко внедрившемуся в обществе ложному мнению об «успокаивающем», «питательном» воздействии спиртсодержащих продуктов.

На протяжении не одного десятка веков лучшие и передовые умы вели отчаянную, но тщетную борьбу с этим всеобщим человеческим бедствием, не знающим, ни территориальных, ни национальных, ни половых, ни возрастных и никаких прочих границ.

Социально-педагогическая профилактика – процесс очень сложный и длительный. В частности он оказывается тесно связанным с очень многими направлениями формирования личности молодого человека и должен охватывать все факторы социализации ребенка.

Таким образом, следует придти к выводу, что необходимо уменьшить распространение алкоголизма с помощью разработки, внедрения и реализации комплексных программ социально-педагогической профилактики алкоголизма среди подростков.

ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ПОДРОСТКОВОГО АЛКОГОЛИЗМА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ ШКОЛЫ. 

2.1. ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ВЫЯВЛЕНИЮ УРОВНЕЙ АЛКОГОЛЬНОЙ ЗАВИСИМОСТИ У ПОДРОСТКОВ

Исследовательская работа проходила в период с сентября по ноябрь 2014 года на базе МБОУ «Старополтавская СШ». В исследовании приняли участие 38 учащихся, из 9-10 классов из них 20 юношей и 18 девушек. Исследовательская работа проходила в три этапа.

На первом этапе исследования ( январь 2015) проходила формулировка методологических характеристик исследования (проблема, цель, объект, гипотеза исследования, составление анкеты).

На втором этапе исследования (февраль 2015) провели анкетирование для выявления -  как много старшеклассников имеют отношение к алкогольным напиткам.

На третьем этапе исследования (март 2015) математически были обработаны исследовательские данные. По результатам исследования были сформулированы выводы и практические рекомендации.

Целью проведения данного исследования стало подтверждение гипотезы о том, что если  в образовательных учреждениях будет организована регулярная эффективная социально-педагогическая деятельность по профилактике алкоголизма, то это приведёт к уменьшению уровня употребления подростками алкогольных напитков.

Задачи опытно-экспериментальной работы:

- определение процентных показателей учащихся, имеющих вредную привычку алкоголизм;

- разработка и реализация комплекса занятий и мероприятий по профилактике алкоголизации у подростков;

- активизация познавательной, научно-исследовательской деятельности школьников. Повышение уровня их коммуникативности.

- формирование и поощрение креативного отношения учителей к организации и содержанию учебно-воспитательного процесса. Расширение информационной и методической базы их деятельности [12].

- проведение и анализ диагностики её эффективности внедрения воспитательных мероприятий в области здорового образа жизни в образовательный процесс современных школьников.

Методы исследования

В процессе написания курсовой работы для решения поставленных задач были использованы следующие методы: метод анализа литературных источников, анкетирование.

Метод анализа литературных источников. При написании курсовой работы нами было рассмотрены различные литературные источники, при анализе которых внимание уделялось вопросам влияния вредных привычек на организм подростков и организации их профилактики в школе. Особое внимание мы уделили значимости занятий физической культурой в профилактике курения подростков.

Для проведения констатирующего этапа эксперимента мы использовали метод анкетирования.

Анкетирование - метод эмпирического исследования, основанный на опросе значительного числа респондентов и используемый для получения информации о типичности тех или иных психолого-педагогических явлений.

Диагностика исследования потребления алкоголя  лицами подросткового возраста.

В исследовании участвовали подростки МБОУ «Старополтавская СШ» - 38 человек в возрасте 14-16 лет.

В констатирующем эксперименте были выполненные следующие направления эксперимента:

1. Выявить склонность и мотивацию подростков к употреблению алкоголя.

2. Изучить профилактическую работу социального педагога школы и оценить ее эффективность.

Первая серия эксперимента заключалась в выявлении склонности подростков к употреблению алкоголя. Для этого мы использовали анкету (Приложение 1), являющуюся социологическим исследованием.

Опрошено 38 школьников, в результате было выявлено, что из всех опрошенных подростков, спиртные напитки употребляют 28 человек (73, 7%), 10 человек не употребляет алкоголь на сегодняшний день (26,3%).

На вопрос: «Как часто употребляете алкоголь?» - 19 человек (67,8%) ответили: «Не часто»; 6 человека (21,4%) употребляют по праздникам; 3 человека (10,8%) - «Когда появляется желание».

Частота употребления алкоголя.

На вопрос: «С какой целью Вы употребляете алкоголь?» - 19 человек (67,8%) ответили: «Для веселья»; 3 человека (10,8%)- «Чтобы поддержать компанию»; 6 человека (21,4%) - «Чтобы расслабиться».

Мнение о вреде алкоголя среди подростков.

30 учащихся (79%) считает, что алкоголь вредит организму; 4 человека (10,5%) считает, что не вредит; 4 человека (10,5%) - не знает.

Подростки в основном предпочитают слабоалкогольные напитки (пиво, вино, джин) - 28 человек (73,7%).10 (26,3%) человек -не пробовали.

На вопрос: «Сколько Вам было лет, когда Вы впервые попробовали алкогольный напиток?» - 19 (67,8%) человек ответили, что 15-16 лет и 9 (32,2%) человек - 12-14 лет.

Таким образом, мы выявили, что подростков склонны к алкоголизации и, что проблема употребления спиртных напитков в подростковой среде весьма актуальна. В основном употребление спиртных напитков подростками происходит за компанию, предпочитая слабоалкогольные напитки, такие как пиво, джин, вино. Пьют подростки для того, чтобы расслабиться, чтобы поднять настроение, хотя и знают, что алкоголь вредит организму.

На выявление мотивации потребления алкоголя подростками, мы использовали опросник по выявлению особенностей мотивации потребления алкоголя подростками (модификация методики МПП В.Д. Завьялова) (см. Приложение 2).

Определенным преимуществом методики является направленность на мотивацию потребления - менее скрываемый фактор, чем количество и частота приема спиртных напитков.

Мы проводили это исследование на базе МБОУ «Старополтавской СШ» Старополтавского района Волгоградской области. В группе исследования принимали участие 28 школьника (группа подростков употребляющих алкоголь).

В обследованной группе у 33 % подростков в основном преобладают традиционные (культурно распространенные) мотивы. Проба алкоголя у таких подростков совпадала с каким либо торжественным событием: День рождения, общенациональный или религиозный праздник, свадьба.

У 25% подростков выражены мотивы, отражающие подчинение групповому давлению. Такие подростки пьют для того, чтобы «быть как все», «почувствовать себя взрослым». Мотивы гиперактивации поведения преобладают у 8% подростков. Такие подростки пьют ради стремления повысить свою активность, жизненный тонус, усилить эффективность своего поведения, чтобы выйти из состояния скуки.

4% подростков принимают алкоголь для того, чтобы получить физическое и психологическое удовлетворение - гедонистическая мотивация.

Атарактические мотивы выявлены у 16% подростков употребление алкоголя обуславливается «желанием расслабиться», «поднять настроение», «от скуки», «просто захотелось».

У остальных подростков (14%) выявлены псевдокультурные мотивы, выражающие стремление человека приспособиться к нормам алкогольной микросреды.

Среди обследуемой группы подростков количество набранных баллов не превышает 35, следовательно, злоупотребления алкоголем у данной группы нет. Они пьют слабые алкогольные напитки (пиво, джин), поддаваясь групповому воздействию и для того чтобы повысить свой жизненный тонус, активность.

После проведенной диагностики была разработана и реализована программа работы социального педагога, направленная на профилактику алкоголизации подростков (Приложение 3). После чего было проведено повторное анкетирование (Приложение 2), которое показало, что из 28 учащихся 12 человек (8 девочек и 4 мальчика) планирует не употреблять в дальнейшем спиртные напитки, 9 человек (4 мальчика и 5 девочек) будут стараться употреблять алкоголь в очень маленьких количествах и исключительно в такие праздничные дни как день рождения или новый год, оставшиеся 7 человек по поводу дальнейшего отношения к алкоголю оставили свое мнение при себе.

Вторая серия эксперимента направлена на изучение профилактической работы социального педагога школы и ее эффективности.

Подросткам был задан первый вопрос: какие мероприятия по профилактике алкоголизма с вами проводит социальный педагог?

На заданный вопрос подростки ответили, используя варианты:

а) отсутствие профилактических мероприятий;

б) беседы о здоровом образе жизни;

в) поездки в дом для детей-инвалидов, интернаты для детей;

г) беседы на темы, предложенные вами; беседы с проведением ролевых игр, «круглого стола», дискуссий, а также беседы с приглашением врачей-наркологов, юристов, работников милиции.

Мы сопоставили ответы, данные детьми, с таблицей и получили следующие результаты: большинство подростков на заданный вопрос дают вариант ответа под буквой «б»-19человек; 12 человека-вариант ответа под буквой «г»; 7 человек-вариант ответа под буквой «в»; нет варианта ответа под буквой «а».

Второй вопрос социологического опроса: Какие мероприятия вы бы хотели, чтобы с вами провел социальный педагог по профилактике алкоголизма?

На этот вопрос были даны подобные варианты ответов, что и в первом:

а) Меня не интересуют такие мероприятия;

б) Беседы о здоровом образе жизни;

в) Поездки в дом для детей-инвалидов, интернаты для детей;

г) беседы на темы, предложенные вами; беседы с проведением ролевых игр, «круглого стола», дискуссий, а также беседы с приглашением врачей-наркологов, юристов, работников милиции.

Ответы подростков на этот вопрос также составили с нижерасположенной таблицей 2.

Большинство подростков на заданный вопрос дают вариант ответа под буквой «г» -16 человек; 14 человека - вариант ответа под буквой «в»; 7 человека - вариант ответа под буквой «б»; нет варианта ответа под буквой «а».

Сравнив ответы первого и второго вопросов, видно, что мероприятия по профилактике алкоголизма социальным педагогом проводятся. Но это в основном однотипные беседы о здоровом образе жизни, как показывают ответы подростков по первому вопросу.

Проанализировав данные ответы на второй вопрос, можно сказать, что у большинства подростков очень высокий интерес к профилактическим мероприятиям, но не к скучным лекциям или беседам, а именно к беседам на темы, предложенные ими; к беседам с проведением ролевых игр, «круглого стола», дискуссий; к беседам с приглашением врачей-наркологов, юристов, работников милиции. Также значительное число подростков склоняются к варианту ответа «в» -это говорит о том, что детей интересует и живой пример того, какие последствия несет за собой употребление алкоголя.

Из вышесказанного можно сделать вывод, что социальные педагоги в силу своего незнания или уделения меньшего внимания профилактике алкоголизма, используют однообразные методы в работе. Именно для этого мы посчитали необходимым разработать более широкий перечень форм и методов, которые может использовать социальный педагог в профилактической работе.

2.2.  ПРОГРАММА СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРОФИЛАКТИКИ ПОДРОСТКОВОГО АЛКОГОЛИЗМА В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ.

В результате проведенной опытно-экспериментальной работы мы составили краткосрочную программу «Жизнь без алкоголя» по формированию навыков здорового образа жизни.

Обоснование актуальности программы:

Проблема употребления алкоголя очень актуальна в наши дни. Сейчас потребление спиртных напитков в мире характеризуется огромными цифрами. От этого страдает все общество, но в первую очередь под угрозу ставится подрастающее поколение: дети, подростки, молодежь. Ведь алкоголь особенно активно влияет на несформировавшийся организм, постепенно разрушая его. Большое значение имеет организация воспитательного процесса среди учащихся по профилактике алкоголизма. Критериями оценки воспитательной работы должны служить нравственная атмосфера в учреждении, эффективность работы преподавательского состава и способность учащихся проявлять положительные черты характера в реальной жизни [26, c.29].

Цель программы:

1. Обучающая - дать информацию о вреде алкоголя, сформировать отрицательное отношение к употреблению алкоголя, развить стремление у учащихся к здоровому образу жизни.

2. Воспитательная - через различные формы воспитательной работы расширить кругозор школьников, подвести к мысли о том, что жизнь без алкоголя содержательна.

Задачи программы:

1. Создание условий для гармоничного развития подростков в школьной среде.

2. Изменение ценностного отношения подростков и родителей к алкоголю и формирование антиалкогольных установок.

3. Пропаганда здорового образа жизни.

4. Развитие у подростков поведенческой саморегуляции, осознания личной ответственности за свое поведение.

Возраст: подростки 14-16 лет (9-10 классы).

Участники реализации: социальный педагог, педагог-психолог, педагог-организатор, классный руководитель, сами подростки.

Направления:

  1.  диагностика отношения учащихся к употреблению алкоголя;
  2.  информационное обеспечение учащихся по данной проблеме;
  3.  формирование негативного отношения к употреблению алкоголя;
  4.  совместная деятельность учащихся по осознанию и профилактике употребления алкоголя;
  5.  проведение мероприятий, направленных на формирование эмоционального неприятия употребления алкоголя;
  6.  индивидуальная работа с учащимися, склонными к употреблению алкоголя;

Ожидаемые результаты:

  1.  Формирование самосознания, умения подростка сделать правильный выбор за здоровый образ жизни;
  2.  Формирование отрицательного отношения к алкоголю у большинства подростков;
  3.  Снижение возможности пробы спиртосодержащих веществ, то есть удастся удержать некоторых подростков от пристрастия к алкоголю;
  4.  Повышение духовно-нравственного, интеллектуального, творческого потенциала учащихся.

Содержание программы представлено в Приложении 3.

На основе выделенных теоретических и экспериментальных положений нами разработаны рекомендации по работе социального педагога с подростками имеющими поведение, а в частности на профилактику алкогольной зависимости  можно отметить, что в  целом профилактику алкоголизма следует строить на антиалкогольном воспитании. Антиалкогольное воспитание включает два направления.

Первое из них совпадает с общими задачами воспитания, так как именно издержки воспитания, приводящие к нарушениям в развитии личности, предрасполагают к пьянству и алкоголизму. При осуществлении воспитания следует исходить из 3-х основных принципов:

1) Определенность требований взрослых, четкость и недвусмысленность их реакции на поведение ребенка, на какие-либо события является основой формирования у него нравственных принципов.

2) Требовательность, не ставящая непосильных задач, но предполагающая обязательное выполнение необходимого является основой воли ребенка.

3) Ласка и доброта - основа развития уверенности в себе, защищенности, психологической устойчивости.

Только сочетание всех трех принципов и реальное их осуществление в процессе воспитания может дать желаемый результат.

Второе направление антиалкогольного воспитания - это система воздействий на подростка, ведущая к выработке у него критического отношения к алкоголю, строится на 3-х принципах:

1) Направленность воспитания не просто на алкоголизм в целом, но и на каждое его проявление: алкоголизм - сложное заболевание, имеющее ряд фаз, отражающих как степень развития наркотической зависимости человека, так и степень нарастания его антисоциальности и увеличение сложности борьбы с ним.

2) Направленность воспитания на предотвращение отрицательных последствий употребления алкоголя, которые могут развиваться в ближайшее время. А не через 10-15 лет и позже.

3)вырабатывать отрицательное отношение к алкоголю следует не столько на основе разъяснения негативных последствий злоупотребления им, сколько на основании отрицательной оценки всех отдельных моментов поведения пьющего, на дискредитации всего того. Что пьяницами и алкоголиками используется в целях самоутверждения перед другими людьми, для бахвальства.

Предупреждение злоупотребления алкоголем следует начинать с раннего возраста. Необходимо рассказать ребенку, как плохо приходится детям и родителям пьяницы, подчеркнуть, как сильно отличается от большинства других людей, его бесполезность для общества, какие опасности и осложнения ждут его в жизни.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Употребление алкоголя - серьезнейшая молодежная проблема последнего десятилетия. Психолого - педагогические исследования, проведенные педагогами - психологами, показали следующие тенденции: снижение возраста подростков, употребляющих алкоголь, увеличение доступности алкогольных изделий, изменение социального статуса подростков, начинающих употреблять алкоголь. На этой основе формируется особая молодежная субкультура, ведущей ценностью которой является свободное времяпровождение, в сочетании с употреблением алкоголя как стиль жизни. Это послужило причиной активизации научно - методической и практической работы по созданию условий для психопрофилактики вредных зависимостей. Эта работа ведется социальным педагогом в тесном контакте с инспекторами по делам несовершеннолетних, родителями, учителями общеобразовательных учреждений.

У подрастающего поколения необходимо воспитывать такой уровень нравственной и гигиенической культуры, который сформирует устойчивый «иммунитет» против пьянства и определит надлежащие этические критерии к употреблению спиртного.

Подростковый алкоголизм является сегодня одной из серьезнейших социально-педагогических проблем. Проблема подростковой алкоголизации многоаспектная, ею занимаются представители различных областей знаний: психологи, наркологи, социологи, валеологи, педагоги. Однако недостаточно исследован педагогический и социально-педагогический аспекты профилактики алкоголизма среди подростков.

Изучение работ позволили выделить следующие причины алкоголизма подростков: неблагополучие семьи; позитивная реклама в средствах массовой информации; не занятость свободного времени; отсутствие знаний о последствиях алкоголизма; уход от проблем; психологические особенности личности; самоутверждение.

В соответствии с поставленной целью и  задачами в  данной работе табакокурение рассматривалось как вредная привычка и стиль жизни, от которого нужно оградить школьников.

В работе был решён ряд задач.

Решая первую задачу, мы изучили сущность понятия подросткового алкоголизма;

Решая вторую задачу, нами были выявлены особенности подростковой алкоголизации и причины её возникновения;

Решая третью задачу, мы рассмотрели содержание профилактической работы социального педагога как предупреждение подростковой алкоголизации;

Решая четвертую задачу нами была проведена диагностическая работа по выявлению уровней алкогольной зависимости у подростков;

Решая пятую задачу мы разработали и реализовали программу социально-педагогической профилактики подросткового алкоголизма в общеобразовательной школе.

В исследовании доказано, что социально-педагогическая профилактика алкоголизма несовершеннолетних представляет собой деятельность специалистов по предупреждению алкогольной зависимости детей; она включает формирование убеждений здорового образа жизни; предупреждение о пагубном влиянии алкоголя на организм; умение сопротивляться потреблению алкоголя; умение правильно оценивать поведение пьяного человека.

Социально-педагогическая профилактика алкоголизма подростков включает в себя следующие направления:

  1.  Деятельность по повышению уровня социальной адаптации ребенка, склонного к употреблению спиртных напитков.
  2.  Деятельность по профилактике алкоголизма, включающую противоалкогольное обучение и воспитание детей с целью формирования у них отрицательного отношения к употреблению алкоголя.
  3.  Деятельность по просвещению родителей с целью оздоровления семьи, ее быта и культуры взаимоотношений между членами.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Андреев С.Н. Антология социальной работы. - М.: Сварогъ-НВФ, 2004. – с. 111.

2. Анисимов, Л.Н. Профилактика пьянства, алкоголизма и наркомании среди молодежи. - Москва: Юрид. лит., 1988. - 176 с.

3. Белогуров С.Б. Популярно об алкоголе и алкоголиках. – С-Пб, 2005. – с. 56-58.

3. Березин С.В., Лисецкий К.С., Мотынга И.А. Психология раннего алкоголизма. - Самара, 2005. – с. 68.

4. Борисевич А.Р., Пунчик В.Н. - Исследовательская работа социального педагога. Минск: Красико-Принт, 2008. - 128 с. - (Деятельность классного руководителя).

5.  Бернс Р. Развитие Я - концепции и воспитание. – М, 2004. – с. 113.

6. Вишневский Ю.Р., Шанко В.Т. Социология молодежи. – С-Пб, 2005. – 311с.

7. Воронецкая Л.Н., Попок Е.А. Здоровый я - здоровая страна /Минск: Красико-Принт, 2008. - 128 с. - (Деятельность классного руководителя).

8. Гуров В.Н. Социальная работа школы с семьей. – М, 2004. – с. 86.

9. Галагузова, М.А. Социальная педагогика: курс лекций: Учеб. Пособие для студ. Высших учеб. Заведений / под общ. Ред. М.А. Галагузовой. - Москва: Гуманит. изд. центр Владос, 2001. - 416 с.

10. Деватко И. Ф. Диагностическая процедура в социологии: очерк истории и теории. - М, 2004. – с. 97.

11. Дерюгин В.И. Специальные методы социально-профилактического воздействия и влияния на людей. 3-е изд. - Челябинск, 2005. – с. 316.

12. Зайнышев И.Г. Технология социальной работы. – М, 2004. – с. 56.

13. Завьялов В.Ю. Психологические аспекты формирования алкогольной зависимости. - Новосибирск, 1988.

14. Карвасарский Б.Д. Психотерапевтическая энциклопедия.- С-Пб.: Питер Ком, 2005. – с. 97.

15. Кривцова С.В.- Подросток на перекрестке эпох. Под ред. М.: Генезис, 2004. – с. 46.

16. Корченов В.И. Пьянство, алкоголизм, наркомания: причины и следствие / Медико-биологические и социальные аспекты наркологии / Сб. науч. трудов. - М.: РГМУ, 2007. - С.191-200.

17. Кажарская С.Г. Аддиктивное поведение подростков /Минск: Красико-Принт, 2008. - 128 с. - (Деятельность классного руководителя).

18. Криволап Н.С. В помощь социальному педагогу / Минск: Красико - Принт, 2006. - 128 с. - (Деятельность классного руководителя).

19. Колесов Д.В. Беседы об антиалкогольном воспитании: Кн. для учителя. - Москва: Просвещение, 1987. - 80 с.

20. Кондрашенко, В.Т. Девиантное поведение у подростков: Диагностика. Профилактика. Коррекция: Учебное пособие /В.Т. Кондрашенко, С.А. Игумнов. - Минск: Аверсэв, 2004. - 365 с. - (Учебник высшей школы).

21. Кондрашенко, В.Т. Пьянство и алкоголизм у подростков. - Минск.: Выш. шк., 1986. - 64 с.

22. Люсько М., Ю.А. Лежнёва Школа здоровья /Минск.: Красико-Принт, 2006. - 176 с. - (Педагогическая мастерская).

23. Лисовский В.Т. Социология молодежи. Учебник/ С-Пб: Издательство С.-Пбургского университета, 2005. – с. 78.

24.  Муздыбаев К. И. Психология ответственности. - М, 2003. – с. 64.

25. Мустаева Ф.А. Социальная педагогика: курс лекций; учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / Под редакцией - М.: Академический проект, 2005. – с. 67.

26. Павленка П.Д.. Основы социальной работы. Под ред.– М.: Инфра-М, 2004 – с. 143.

27. Попов В.Т., Холостова Е.И. Социальная политика и социальная работа. - М.: Социально- технологический институт, 2005. – с. 17.

28. Преображенский И.Д Методика социально-психологической диагностики и группы// - М, 2005. – с. 122-125.

29. Перишова Д.А. Социальная профилактика правонарушений: советы, рекомендации// под ред. - М, 2005. – с. 145.

30. Петрова Т.Э Студенчество начала ХХ века как объект социально-биографического анализа/- М.: СОЦИС, 2005. - №3

31. Ручкин Б.А. Молодежь и становление новой России/ // - М.: СОЦИС, 2004. - №5.

32. Ручкин Б.А., В.Л.Родионов, А.В. Пыжиков Молодежь как стратегический ресурс развития российского общества // - М.: Социально-гуманитарные знания, 2005. - №1.

33. Суслова В. Социальная диагностика: методы и способы ее осуществления. - М, 2003. – с. 87.

34. Сирота Н.А. Профилактика наркомании и алкоголизма: учеб. Пособие для студ. высш. учеб. Заведений / Н.А. Сирота, В.М. Ялтонский. - 2-е изд., стер. - Москва: Издательский центр "Акадамия", 2007. - 176 с.

35. Шувалов В.С., Шиняева О.В. Проблема занятости выпускников учебных заведений/ М.: СОЦИС, 2005. - №1.

36. Ягодинский В.Н. Школьнику о вреде никотина и алкоголя: Кн. Для учащихся. - Минск.: Нар. асвета, 1986. - 104 с.

37. Ястребов А.В. Лекция о влиянии алкоголя на организм человека: Алкоголь и правонарушения: Москва: Высш. шк., 1987. - 96 с. - (Библ. серия).

Приложение 1

АНКЕТА

Дорогой друг!

Мы убедительно просим уделить немного внимания данной анкете и ответить на несколько несложных вопросов, чтобы помочь нашему исследованию. Просим отвечать искренне. Анонимность и конфиденциальность гарантируем. Большинство вопросов подразумевает однозначный ответ, только там, где есть указания, возможны несколько вариантов ответов; вопросы, которые не относятся к Вам, можете пропускать.

Заранее благодарим!

Результаты исследования:


. Как Вы думаете, в Вашем классе подростки:

Никто1-2 чел. 1/31/2большинствоупотребляют спиртные напитки

. Среди Ваших друзей (старше или младше Вас):

Никто1-2 чел. 1/31/2большинствопотребляют спиртные напитки

. Подростки, использующие психоактивные вещества (алкоголь) получают их:

от своих одноклассниковот своих друзей - ровесниковОт знакомых взрослыхот торговцев (молодых) от торговцев (взрослых)

4. Как Вы относитесь к потреблению подростками алкоголя в таких случаях:

ситуацииОдобряюбезразличноосуждаюа) в компании сверстников, где все потребляютб) для поднятия настроения и снятия напряжения-в) когда скучно, от чувства одиночества

. Употребляете ли Вы алкоголь:

даредкоИногдачастонет

6. Если в компании сверстников Вас уговаривают принять алкоголь, Вы:

с радостью соглашусьоткажусьсоглашусь, чтобы не обидеть

7. Согласны ли Вы с утверждением, что человек имеет право выпивать, сколько он хочет и где он хочет?

ДаНет

8. Если подросток в меру и без вредных последствий употребляет спиртные напитки - это вполне нормально:

ДаНет

9. Бывали случаи, когда мои родители, другие взрослые высказывали беспокойства по поводу того, что я немного выпил (-а):

бывали и часто редко, но бывалииногданикогда

10. Мне нравится бывать в компаниях, где в меру выпивают и веселятся:

ДаНет

11. Вредное воздействие на организм человека алкоголя сильно преувеличивают:

Данет

. С какой целью вы употребляете спиртные напитки:

0чтобы повысить свое настроениечтобы поддерживать компанию

Приложение 2

Повторная скрининг-анкета на определение уровня алкогольной зависимости

Когда последнийраз вы пробовали алкогольные напитки?

Первое в жизни употребление алкоголя вызвало у вас приятные воспоминания?

Алкоголь для вас - средство занять свободное время?

Ваши друзья выпивают чаще двух раз в месяц?

Разговоры о выпивке вызывают у вас желание выпить?

Приходила ли вам когда-нибудь мысль о необходимости сократить употребление алкоголя?

Появлялось ли у вас чувство вины или досады в связи с употреблением алкоголя?

Считают ли некоторые ваши знакомые, что вы много пьёте?

Считают ли ваши родные и близкие, что вы много пьёте?

Можно ли весело провести день рождения, совершенно не выпивая?

Бывает ли вам трудно воздержаться от приёма алкоголя?

Были ли у вас неприятности в учёбе из-за употребления спиртного?

Задерживались ли вы сотрудниками милиции в состоянии опьянения?

Забывали ли вы часть минувшего вечера после выпивки?

Случалось ли вам выпивать утром натощак, что бы улучшить своё настроение?

Какие профилактические мероприятия проводились в школе в ближайшие пол-года?

Какие из вышеперечисленных оказали на вас самое сильное влияние и желание не прикасаться больше к алкоголю?

Появилось ли у вас желание заняться спортом после проведенных профилактических мероприятий?


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

1955. Душі людської доброта 31.35 KB
  Виховувати любов до людей, ставлення до оточуючих з розумінням, співпереживанням. Виховувати доброту, чесність, порядність. Закріпити явлення учнів про моральні цінності людини, серед яких такі поняття, як сенс життя, щастя — головні на життєвому шляху молоді.
1956. Виховний захід: Знайди мене 27 KB
  Поглибити теоретичні і практичні знання з туризму, розвинути організаторські здібності, розвинути вміння працювати згуртовано.
1957. Виховний захід: Дружба 31.24 KB
  Розширити і поглибити поняття дружби і товаришування — цих важливих показників вихованості учнів, виховувати в учнів звичку уважно ставитися до товаришів, вміння бачити хиби у своїй поведінці й виправляти їх.
1958. Анализ воспитательной работы Лицея №33 города Иваново 31.11 KB
  Анализ воспитательной работы. Общественно-психологические особенности классного коллектива. Отношение к внутриполитическим проблемам и международным событиям. Отношение к молодежным общественным объединениям, партиям, религии. Отношение к изучаемым предметам, общественно-полезному труду, к физкультуре и спорту, к профессиональному самоопределению.
1959. Ми за чисту планету 32.79 KB
  Радіоактивне забруднення. Винищення лісів. Забруднення і евтрофікація води.
1960. Виховний захід: Крок до зірок 30.82 KB
  Зацікавити учнів математикою, поглиблювати і розширювати знання з предмета, розвивати пізнавальний інтерес, творчу активність, допитливість, логічне мислення, виховувати вміння вчитися, самостійно здобувати математичні знання.
1961. Байдужість не прощається 29.76 KB
  Формувати в учнів моральні святині та істини, такі як: доброта, милосердя, справедливість, прагнення допомогти ближньому у скрутну хвилину. пробуджувати інтерес до всього корисного, морального.
1962. Самые красивые места Земли 29.1 KB
  Рассказать ученикам о самых красивых местах Земли. Научить применять полученные знания в общении со сверстниками и в обществе. Воспитать толерантное отношение к культуре других стран.
1963. Анализ воспитательной работы классного руководителя 7 класса 33.7 KB
  Характеристика класса. Анализ учебной работы. Анализ эффективности целеполагания и планирования воспитательного процесса в классе в прошедшем году. Анализ динамики социальной ситуации развития учащихся. Работа с учителями, преподающими в классе.