90122

Работа с пожилыми людьми в ТЦСОН (на примере ТЦСОН Первомайского района г.Витебска)

Курсовая

Социология, социальная работа и статистика

Проблемы их социальной защищенности становятся особенно актуальными в современных условиях, когда старые формы и методы социальной поддержки оказались по существу, непригодными, а новая система социальной защиты, соответствующая требованиям рыночной экономики, еще только создается.

Русский

2015-05-30

155 KB

10 чел.

Содержание

Введение___________________________________________________________3

Глава I Пожилые люди как объект социальной работы

  1.   Социальная работа  с пожилыми людьми____________________5

           1.2 Старость как социальная проблема_________________________7

Глава II Работа с пожилыми людьми в ТЦСОН (на примере ТЦСОН Первомайского района г.Витебска)

   2.1 Социальное обслуживание пожилых людей__________________ 12

        2.2  Современные технологии социальной поддержки пожилых людей_18        

Заключение_______________________________________________________22

Приложение №1___________________________________________________24

Приложение№2____________________________________________________25

Приложение№3________________________________________________26

Приложение №4________________________________________________27

Литература________________________________________________________28                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                   

Введение

Социальная работа как важнейший раздел деятельности в области обслуживания пожилых людей в последние годы приобретает все большую актуальность. Хотя социальная забота государства и общества по отношению к старым больным людям проявлялась всегда, никогда ранее не обсуждался и не решался вопрос о специалистах, которые осуществляли бы эту деятельность.

В нашей стране, как и во всем мире, в последнее десятилетие наблюдается значительное увеличение численности пожилых людей. Тенденция к росту численности престарелых требует коренного изменения социальной политики в отношении этой, наиболее социально незащищенной категории общества.

Проблемы их социальной защищенности становятся особенно актуальными в современных условиях, когда старые формы и методы социальной поддержки оказались по существу,  непригодными, а новая система социальной защиты, соответствующая требованиям рыночной экономики, еще только создается. Важнейшая задача системы социальной защиты - поддерживание уровня жизни пожилых людей и инвалидов, содействие их адаптации к условиям рыночной экономики.

Государство в Республике Беларусь берет на себя полную заботу о содержании граждан, лишенных возможности жить в семье и нуждающихся в постоянной посторонней помощи. Такие граждане помещаются в стационарные учреждения социальной защиты – дома-интернаты для престарелых и инвалидов, где им предоставляются не только материальное обеспечение, но и медицинское, бытовое и культурное обслуживание.

Сегодня в Белоруссии выполняется ряд государственных социальных программ, обеспечивающих укреплению реальных социальных гарантий и повышения качества жизни пожилых людей, ветеранов.

Порядок предоставления гражданам пожилого возраста и инвалидам полустационарного и срочного социального обслуживания, а также социальной помощи на дому регулируется Примерным положением о Центре социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, утвержденным приказом Министерства социальной защиты от 24 августа 1999 г. № 73.

Структурными подразделениями Центра являются отделения социальной помощи на дому, дневного пребывания и срочного социального обслуживания. Они создаются и действуют на основании Положения об отделении социальной помощи на дому (утверждено Министерством социальной защиты 01.08.94 г.). В соответствии с названными положениями на территории района, города, городского поселка, села создается одно отделение социального обслуживания в надомных условиях пенсионеров и инвалидов, нуждающихся в посторонней помощи вследствие частичной утраты способности к самообслуживанию.

Проблемами социализации пожилых людей занимались ученые стареющих стран, социологи, демографы из Франции, Англии, США, в частности К.Джини, Р.П. Лотон, Дж. Майерс, Б. и Д. Ньюгартены и др.

Социально-медицинские аспекты старения населения рассматривали в своих исследованиях белорусские ученые - геронтологи Конопля Е.Ф, Микулич А.И, Тальчук А.А, Бердышев Г.Д., Манулик А.В., социально- экономические проблемы старения населения изучал Раков А.А.; географические аспекты рассматривала Монак Б.А; социологические особенности возраста изучаются учеными Института социологии НАН Беларуси.

       Объект -  пожилые люди.

        Предмет – процесс организации социальной работы с людьми пожилого возраста.

        Цель: изучить структуру, методы и специфику социальной работы с пожилыми людьми на примере ТЦСОН.

         Задачи: 1) рассмотреть социальную работу с пожилыми людьми;

                        2)определить актуальность проблемы людей пожилого возраста;

                      3) проанализировать основные формы социальной защиты и обслуживания пожилых людей;

                      4) выявить основные направления деятельности ТЦСОН в работе с пожилыми людьми.

       Гипотеза: эффективность социальной работы будет повышаться, если

- изучить основные проблемы и потребности пожилых людей;

- развивать систему социального обслуживания населения  как одного из направлений социальной работы;

-  совершенствовать деятельность территориальных центров социального обслуживания населения.

Методы:

- изучение и анализ научной литературы, нормативно-правовых документов по проблеме исследования;

- беседа, опрос

- обобщение полученной информации.

Глава I Пожилые люди как объект социальной работы

1.1. Социальная работа  с пожилыми людьми

        Одна из тенденций, наблюдаемых в последние десятилетия в развитых странах мира, — рост абсолютного числа и относительной доли населения пожилых людей.

         Главные причины старения населения — снижение рождаемости, увеличение продолжительности жизни лиц старших возрастных групп благодаря прогрессу медицины, повышению уровня жизни населения. В среднем в странах Организации экономического сотрудничества и развития продолжительность жизни мужчин за 30 лет увеличилась на 6 лет, у женщин — на 6,5 лет. Социально-демографическую категорию пожилых людей, анализ их проблем теоретики и практики социальной работы определяют с разных точек зрения — хронологической, социологической, биологической, психологической, функциональной и т. п. Совокупность пожилых людей характеризуется значительными различиями, что объясняется тем, что она включает в себя лиц от 60 до 100 лет. Геронтологи предлагают разделить эту часть населения на "молодых" и "пожилых" (или "глубоких") стариков, подобно тому, как во Франции существует понятие "третий" и "четвертый"' возраст. Границей перехода из "третьего" в "четвертый" возраст считается преодоление рубежа в 75—80 лет. "Молодые" старики могут испытывать иные проблемы, чем "пожилые" старики, например, трудовая занятость, главенство в семье, распределение домашних обязанностей и т. д. В соответствии с классификацией Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) к пожилым относятся люди в возрасте от 60 до 74 лет, к старым — в возрасте 75—89 лет, к долгожителям — люди в возрасте 90 лет и старше. В соответствии с документами ООН и Международной организации труда (МОТ) пожилыми считаются лица в возрасте 60 лет и старше. Именно этими данными, как правила, руководствуются на практике, хотя возраст выхода на пенсию в большинстве развитых стран — 65 лет.

         Демографическое старение — заметное явление мирового развития. Оно в будущем еще сильнее повлияет на индивидуальную, общенациональную и международную жизнь, преобразит все аспекты жизни человека и общества: социальные, экономические, политические, культурные, психологические и духовные. Демографическое старение населения в нашей стране вызвано в основном снижением рождаемости. В связи с устойчивым ростом числа долгожителей ответственность государства за благополучие пожилых людей особенно повышается. Опыт других стран, давно вступивших в период старения населении, свидетельствует о том, что общество в целом и отдельные люди трудно адаптируются к возросшей численности сограждан, находящихся на пенсии.

         В нашей стране соотношение численности лиц трудоспособного возраста и лиц, нетрудоспособных по возрасту, включая детей и пожилых людей, реально отражает ход демографических процессов.

        Большинство пожилых людей проживает в городах, но социально-экономические проблемы пожилого населения особенно остро выражены на селе[8,c.14]. Данная ситуация усиливает значимость государственной поддержки семей, имеющих в своем составе пожилых людей и переживающих одновременно социально-экономические трудности: бедность, безработица, многодетность, болезнь, переселение и другое. Уже не исключение, но, скорее всего, тенденция — увеличение числа одиноко проживающих пожилых людей.

        Таким образом государственная социальная политика в нашей стране по отношению к пожилым людям направлена на то, чтобы, во-первых, подготовить общество к происходящим демографическим изменениям; во-вторых, улучшить качество жизни лиц старшего возраста; в-третьих, развить социальные услуги в соответствии с потребностями и нуждами этой категории населения.

1.2 Старость как социальная проблема

Процесс старения населения начался непосредственно после так называемой демографической революции, одним из двух основных проявлений которой был быстро прогрессирующий спад показателя рождаемости (ему предшествовало уменьшение показателей смертности). В индустриально развитых странах процесс старения населения начался около 30 лет назад и развивался нарастающими темпами.

         Этот процесс пока не затронул слаборазвитые страны, однако, по мнению демографов Организации Объединенных Наций, предполагается резкий спад рождаемости, это означает начало активного старения населения, что проявится уже в будущем десятилетии. Можно выделить четыре группы проблем, которые влекут за собой старение современного общества.

        Во-первых, это демографические и макроэкономические последствия, которые затронут такие характеристики, как:

♦   показатель рождаемости:

♦  продолжительность жизни, и особенно верхние пределы долгожительства, а также количество пожилых людей, которые хотели бы достичь их;

♦ распределение материальных ресурсов между представителями различных поколений;

♦ отношение к коллективной ответственности: за обеспечение соответствующих стандартов и качество жизни пожилых людей-пенсионеров;

♦   уровень производительности труда.

         Во-вторых, будет затронута сфера социальных отношений. Произойдут существенные изменения:

♦ в структуре семейно-родственных отношений;

♦ в системе поддержки друг друга разных поколений;

♦ в характере выбора будущей профессии;

♦ в структуре потенциальной занятости.

        В-третьих, изменение демографической структуры отразится на рынке труда, и в частности:

♦ изменится соотношение между умственным и физическим трудом и отношение общества к трудовой деятельности;

♦ возникнет необходимость переквалификации трудящихся в пожилом возрасте;

♦ трансформируется отношение пожилых трудящихся и работодателей к трудовой деятельности как таковой и к проблеме выхода на пенсию;

♦ встанет вопрос о профессиональной ориентации для людей в пожилом возрасте;

♦   изменятся пропорции занятости среди женщин и мужчин, поскольку женщин в пожилом возрасте значительно больше, чем мужчин;

♦  увеличится продолжительность срока начального и среднего образования, то есть произойдут изменения в соотношении незанятого в производстве молодого населения и активного взрослого населения;

♦    повысятся возрастные границы выхода на пенсию.

        В-четвертых, изменения коснутся функциональных способностей и состояния здоровья пожилых людей, что повлечет за собой серьезные последствия для социальных служб. Так, например, можно предположить, что:

♦ расширятся возможности пожилых людей функционально удерживать приобретенные знания, навыки и умения, а также возможности овладевать новыми областями фундаментальных и прикладных наук, новыми профессиональными знаниями;

♦ пожилые люди станут необходимым ресурсом для рынка труда и жизнедеятельности общества, как на макро - так и на микроуровнях;

♦ изменятся потребности в уходе за пожилыми людьми и в потреблении социальных услуг;

♦ произойдут серьезные перемены, связанные с интенсивностью, эффективностью и результативностью медицинского и социального обслуживания пожилых людей.

        Очевидно, что вышеперечисленные факторы представляют лишь вершину айсберга объективных перемен жизни общества. К ним следует добавить и широкую гамму субъективных факторов, которые, безусловно, изменят и внутренний мир человека, представителя любого поколения, населяющего "общество пожилых".

                  Именно поэтому ученые различают понятия календарного возраста (хронологического, астрономического), определяемого на основании даты рождения, и биологического (функционального), который зависит от личных качеств и условий, в которых проходила жизнь данного человека [ 16,с.18]. Однако в связи с тем, что в определении биологического возраста мы продолжаем наталкиваться на серьезные трудности, в демографических трудах (как, впрочем, и в области социальной медицины) по-прежнему используется критерий хронологического возраста.

        Распространено мнение, что главным фактором процесса старения населения является снижение смертности и увеличение продолжительности жизни. Однако это убеждение, хотя и представляется весьма логичным, не соответствует действительности. Ибо речь идет о том, что смертность снижается главным образом в самых младших возрастных группах и увеличение средней продолжительности жизни было бы фактором более предопределяющим, чем в случае снижения смертности в средних и старших возрастных группах. Если бы одновременно не проявлялось действие другого фактора, в результате таких изменений смертности в структуре населения увеличилась бы доля детей, молодежи, людей производительного возраста, а доля людей старшего возраста уменьшилась бы и снизилось бы значение фактора демографической старости. Увеличение вероятности доживания до пожилого возраста способствовало бы, конечно, росту абсолютного числа людей в этом возрасте.

        Однако в случае стабилизации уровня рождаемости или в случае повышения ее уровня это не сопровождалось бы увеличением доли людей старшего возраста в структуре населения, а ведь именно эта доля является мерой демографической старости. Таким образом, в современной истории развития человечества снижение смертности и даже рост вероятности доживания до старости и увеличение абсолютного числа людей старшего возраста не могли сыграть роли главных факторов демографического старения. Такую роль играло снижение уровня рождаемости. Ибо чем меньше рождалось детей, тем впоследствии меньшей была их доля в общей структуре населения, где увеличивалась доля людей старшего возраста.

        Это, конечно, не означает, что движущие силы процесса демографического старения никогда не претерпят изменений. Скорее, наоборот. В дальнейшей, уже предвидимой перспективе, если стабилизируется рождаемость и в то же время не будут исчерпаны возможности снижения смертности людей средних и старших возрастных групп, основным показателем демографического старения станет уменьшение смертности и увеличение средней продолжительности жизни.

         Кроме того, следует обратить внимание на то, что описанный механизм старения действует в условиях, не отягченных чрезвычайными внешними обстоятельствами. Радикальные социально-хозяйственные перемены, которым сопутствуют интенсивные миграции людей, равно как и такие катаклизмы, как войны, эпидемии и голод, нарушают классический ход процессов и приводят в действие дополнительные механизмы процесса демографического старения.

        Таким образом  старение является неизбежным элементом развития, как отдельных людей, так и всего населения. В развитии человека, общества можно выделить периоды молодости, зрелости, старости, а также глубокой старости. Границы между двумя последними периодами условны, и нет каких-либо оснований утверждать, что старость начинается всегда и у всех людей в момент достижения определенного возраста. Социальные проблемы старения возникли вместе с развитием общества, и положение пожилых людей в нем во многом зависит от того какую позицию занимает общество по отношению к стареющим и какое место занимают старые люди среди других возрастных групп, какие функции они выполняют.

    

Вывод по главе I

        Происходит неуклонный, довольно быстрый процесс уменьшения в общей численности населения доли детей и молодежи и увеличения доли пожилых.

        Современная социальная работа с престарелыми должна строиться в соответствии с принципами ООН в отношении пожилых людей 2001 г.: "Сделать полноправной жизнь лиц преклонного возраста". Данный документ рекомендует правительствам всех стран предпринять следующие меры в области социальной поддержки пожилых людей: разработать национальную политику в отношении престарелых, тем самым, укрепляя связь между поколениями; поощрять благотворительные организации; защитить пожилых людей от экономических потрясений; обеспечить качество жизни в специализированных учреждениях для престарелых; полностью обеспечить пожилого человека социальными услугами независимо от места его проживания — на родине или в другой стране.

         Если обратить внимание на Приложение №1 то можно  сделать выводы, о том  насколько необходим углубленный анализ  проблемы, связанной с реформированием  социальной политики  в отношении пожилых людей. Необходимо признать, что в нашем государстве  пока далеко не в полной мере учитываются индивидуальные потребности пожилых людей при предоставлении им социальных услуг.

Глава II Работа с пожилыми людьми в ТЦСОН (на примере ТЦСОН Первомайского района г.Витебска)

2.1 Социальное обслуживание пожилых людей

         Мероприятия Комплексной программы по совершенствованию системы социальной работы с одинокими гражданами пожилого возраста в Республике Беларусь до 2010 г. позволяют более оперативно, комплексно и максимально эффективно предоставлять каждому одинокому пожилому человеку необходимую социальную поддержку. В соответствии с мероприятиями Республиканской комплексной программы социальной поддержки пожилых людей, ветеранов и лиц, пострадавших от последствий войн, на 2006-2010 гг. проводятся обследования условий жизни одиноких и одиноко проживающих     пожилых людей, ветеранов и лиц, пострадавших от последствий войн, и принимаются меры по решению их проблем.

         Координирует деятельность республиканских органов государственного управления, местных исполнительных и распорядительных органов, общественных объединений по реализации мероприятий данной Программы           Межведомственная комиссия, созданная при Министерстве труда и соцзащиты. В ходе реализации названных программ при определении нуждаемости одиноких граждан пожилого возраста и ветеранов в социальной поддержке применяется выявительный подход, что позволяет обеспечить адресность предоставляемой помощи.

         Неотъемлемой частью современной модели социальной защиты являются новшества, появившиеся в социальной работе с людьми пожилого возраста и инвалидами. Прежде всего, это оказание им социальных услуг в нестационарных, условиях, т.е. деятельность служб социальной помощи на дому, которые действуют в составе Территориальных центров социального обслуживания населения (ТЦСОН). Для сложных случаев, исключающих обслуживание в домашних условиях, при больницах создаются палаты сестринского ухода, которые особенно необходимы в районах, где отсутствуют стационарные социальные учреждения.

         В сельской местности работают дома социальных услуг, дома-интернаты малой вместимости (на 20—25 мест), хозрасчетные бригады для оказания населению бытовых услуг. Практика показывает, что создание такого рода учреждений способствует комплексному разрешению социальных проблем малоимущих престарелых граждан, позволяет объединить усилия государственных и общественных организаций, направленные на поддержку и оказание помощи жителям малочисленных и отдаленных сельских населенных пунктов.

Новым явлением в республике стало создание социальных столовых, салонов «Милосердия», центров медико-социальной помощи, которые работают с больными, одинокими стариками, оказывая им социальную, психологическую и медицинскую помощь. На базе действующих столовых организуется бесплатное питание, доставка обедов на дом.

         Имеется немало примеров улучшения торгового, бытового, медицинского, надомного и других видов обслуживания пожилых людей в деревнях, поселках и городах. В ряде областей существует опыт организации магазинов «Ветеран», «Забота», которые торгуют товарами по сниженным ценам для отдельных категорий граждан. В некоторых регионах существует практика предоставления малоимущим пенсионерам товаров длительного пользования напрокат (стиральные машины, пылесосы, холодильники). Одиноким и одинокопроживающим малоимущим престарелым гражданам оказывается адресная помощь со стороны предприятий и организаций.

        Во многих районах установлены доплаты к пенсиям за счет средств местных бюджетов. Проводятся благотворительные акции по сбору средств для поддержки малообеспеченных граждан, открываются благотворительные счета, оказывается гуманитарная помощь[12,c.45]. В последнее время появились примеры организации социальной помощи пожилым на смешанной основе, т.е. предоставление услуг государственными и негосударственными структурами, создания на общественных началах «отрядов милосердия», состоящих из студентов вузов, учащихся медицинских колледжей для обслуживания нуждающихся престарелых и инвалидов.

Совершенствуют оздоровительную работу санатории и пансионаты для пенсионеров, ветеранов войны и труда и другие медицинские, культурно-просветительские, физкультурно-оздоровительные учреждения.

        В республике повсеместно внедрена система социальных стандартов по обслуживанию населения, которая охватывает всю социальную сферу и включает 44 норматива в области жилищно-коммунального хозяйства, образования, культуры, связи, транспорта, здравоохранения, социального обслуживания, торговли и бытового обслуживания. Нормативом государственного социального стандарта в области социального обслуживания является обеспеченность населения центрами социального обслуживания населения - один центр на административный район. Стандарт обеспечивает оказание максимальной разносторонней и качественной помощи нуждающимся категориям граждан и семей, в том числе проживающим в отдаленных населенных пунктах, делает социальную поддержку адресной, своевременной и эффективной.

        Постоянно предпринимаются меры по обеспечению эффективного функционирования социального стандарта, его расширению и переводу на более высокий качественный уровень путем укрепления материально-технической базы 156 территориальных центров, развития их внутренней структуры, увеличения охвата социального обслуживанием сельских жителей, особенно в отдаленных малонаселенных пунктах. С начала года количество подразделений в центрах увеличилось с 782 до 801. В среднем на один центр приходится 5,1 подразделений. По состоянию на 1 июля численность граждан, состоящих на учете, составляет 1544,7 тыс. человек, в т.ч. 152 тыс. одиноких и 530 тыс. одиноко проживающих пожилых граждан.

        По мере старения роль семьи в жизни пожилого человека возрастает: прекращение работы при достижении пенсионного возраста, часто наступающее в этот период ухудшение здоровья и усиливающееся снижение мобильности ограничивают интересы и виды деятельности пожилых людей, все внимание переключается на семейные дела. Семейные контакты при этом заменяют другие утраченные контакты.

        Ослабление здоровья, возрастающее с годами физическое одряхление ставят пожилого человека все в большую зависимость от других членов семьи, он нуждается в их опеке и помощи. Особенно эта потребность проявляется в периоды обострения болезней. Находясь в семье, пожилые и старые люди могут надеяться на безопасность и независимость от трудностей, с которыми им приходится сталкиваться.

         В то же время, выполняет посильную работу по дому, помогая остальным членам семьи в ведении домашнего хозяйства и в уходе за детьми, пожилой человек обретает чувство уверенности в своей полезности, что помогает ему в определенной мере адаптироваться к периоду старости.

Место пожилого человека в семье, так же как и в обществе в целом, определяется общим социально-экономическим и культурным развитием, материальными и хозяйственными взаимоотношениями, местными и, в частности, национальными обычаями.

         Самая распространенная форма помощи, которую получают родители от своих детей, — финансовая поддержка. Родители тоже не остаются в долгу: они помогают в ведении домашнего хозяйства, присматривают за внуками, проживая вместе, вносят свой финансовый вклад, например, пенсию, в общие расходы на ведение хозяйства.

          Во многих семьях эта финансовая поддержка (пенсия) при постоянной задержке заработной платы в условиях экономического кризиса является единственным источником существования. А что делать пожилым людям, которые лишены семьи или которые по каким-то причинам не общаются с членами своей семьи?

        Роль семьи на себя в таких случаях берут социальные работники. Социальная работа является  деятельностью по оказанию помощи людям в решении  их  проблем, социальная работа принадлежит к числу гуманных профессий. Подобно  медицине, имеющий  своей  целью  избавлению  людей  от   болезней,   или   педагогике, направленной   на   формирование   человеческой   личности,   она   является практическим  выражением  принципа  гуманизма,  согласно   которому   высшей ценностью в обществе является человек.

         Среди современных технологий социальной работы с пожилыми людьми можно выделить "самопомощь и взаимопомощь". Практика свидетельствует, что группы самопомощи и взаимопомощи — небольшие. Свое внимание группы взаимопомощи сосредотачивают на различных областях жизни. Некоторые из них стремятся пробудить общественный интерес к проблемам их членов, пытаясь добиться изменения отношения к ним в обществе. Роль специалиста социальной работы в такой группе посредническая. Какие бы процессы ни происходили в группе, соционом призван уделять внимание и индивиду, и группе в одно и то же время: помогая индивиду выразить свои мысли и чувства в группе, а группе — выслушать индивида и принять его таким, каков он есть Приложение 2 . Помимо этого, специалист социальной работы призван обеспечивать связь группы с внешней средой. Разумеется, специалист социальной работы осуществляет в группе множество ролей, но посредничество — главная из них. При этом специалист должен знать, в каких случаях необходимо вмешательство, как взаимодействовать с "трудными" участниками, какие методы способствуют развитию группы.

        Гуманность представляет  собой  такое моральное качество, которое характеризует отношение социальных работников  к их клиентам.

Рассматривая как моральное качество, гуманность  вытекает  из  сущности

социальной роботы, т.е. является одной из ее характеристик. Применительно  к

отдельным  социальным  работникам  она  выступает  в   качестве   морального

требования, согласно которому  они  должны  проявить  гуманное  отношение  к своим клиентам. Гуманность социальной работы выражается в различных  формах, наиболее  общей  из  которых  является  альтруизм.  Альтруизм - это  моральное качество,   характеризующие   готовность   человека   пожертвовать    своими интересами ради блага других людей.

         Как и любая другая деятельность, социальная работа  представляет  собой взаимодействие  субъекта  и  объекта  (соц.  работника   и   его   клиента), протекающих при определенных общественных условиях. Помимо этих условий,  ее успешное осуществление определяется тем, в какой  степени  соц.  работник  и его клиент удовлетворяет предъявленные  к  нему  требования.  Соц.  работник должен быть  квалифицированным  специалистом  в  своей  области,  а  так  же обладать рядом моральных качеств, свидетельствующих о  его   гуманности.  Иными  славами,   между социальным  работником  и  его  клиентом  должно  возникнуть   доверительные отношения.

        Основанные на чувствии и доверии, отношения между социальным работником и  его  клиентам  больше  всего  похожи  на  дружбу,  они  являются   формой межличностных отношений, т.е. направленные  на  установление  личных  связей между людьми. Дружба,  однако,  предполагает  равенство  сторон,  тогда  как отношения  между  социальным   работником   и   его   клиентом   не   равны. Действительно, эти отношения предполагают помощь  клиенту  со  стороны  соц. работника, но не наоборот. Доверяя соц. работнику, клиент убежден,  что  ему помогут  в  решении  его   проблем.   Его    убежденность   в   этом   являет психологическим фактором, влияющим на эффективность социальной работы.

       Таким образом отделениями социальной помощи на дому обслуживается 77 тыс. нетрудоспособных граждан. Деятельность центров позволяет одиноким и одиноко проживающим нетрудоспособным, гражданам, нуждающимся в уходе, максимально долго оставаться в привычной обстановке, и только после того, как все возможности нестационарных форм социального обслуживания будут исчерпаны — поселяться в дома-интернаты.  

Роль социального работника в жизни  пожилого человека  заключается в привлечение различных государственных и негосударственных структур к решению вопросов оказания социальной поддержки гражданам и координации их деятельности в этом направлении, а также оказывает психологическую поддержку пожилым людям, выявляет граждан нуждающихся в социальном обслуживании совместно с органами здравоохранения.

■■'■■'        -    ..:■■'                                                     ■■■.■.■.■

2.2Современные технологии социальной поддержки пожилых людей

Рассмотрим проблему пожилых людей  на примере “Территориального Центра социального обслуживания населения” Первомайского района  г. Витебска

см. Приложение №3.

         Учреждение социальной защиты «Территориальный Центр социального обслуживания населения» Первомайского района г. Витебска создано и работает с 2002 года. На основании Постановления Совета Министров Республики Беларусь от 30 мая 2003 г. № 724 «О мерах по внедрению государственных социальных стандартов по обслуживанию населения республики» в области социального обслуживания является основным государственным учреждением социального обслуживания населения Первомайского района г. Витебска. Подчиняется отделу социальной защиты администрации Первомайского района г. Витебска.

        В соответствии с законодательством и Уставом учреждения «Территориальный Центр социального обслуживания населения», примерных его штатов (далее - Центр) созданы структурные подразделения:

•    отделение первичного приема, информации, анализа и прогнозирования;

•    отделение социальной помощи на дому;

•    отделение срочного социального обслуживания;

•   отделение дневного пребывания для детей-инвалидов.

        В Центре работают специалисты по социальной работе, психолог, учитель-дефектолог, юрист, социальные работники.

Отделение первичного приема, информации, анализа и прогнозирования

        Отделение     первичного     приема,     информации,     анализа     и прогнозирования   проводит   анализ   реальной   и   перспективной потребности в социальном обслуживании, информировании граждан об оказываемых Центром услугах.

        Задачи отделения:

- выявление и учет граждан, нуждающихся в социальной помощи;

- выявление семей, воспитывающих несовершеннолетних детей, нуждающихся в социальной поддержке;

- создание банка данных по следующим категориям:

- неблагополучные семьи;

- многодетные семьи;

               Отделение социальной помощи на дому - основными задачами отделения являются:

-выявление и учет пенсионеров и инвалидов, нуждающихся в обслуживании на дому;

- создание  банка   данных   одиноких   и   одиноко   проживающих граждан;        - оказание социально-бытовой помощи пенсионерам, инвалидам на дому;

- содействие в предоставлении обслуживаемым лицам льгот и преимуществ, установленных действующим законодательством;

- содействие в госпитализации;

- вызов врача на дом;

- оплата коммунальных услуг и др.

Социально-бытовые услуги осуществляются на бесплатной, частично оплачиваемой, полной платной основе в соответствии с законодательством.

         Отделение срочного социального обслуживания.

Цели и задачи отделения:

-организация     и  проведение  благотворительных  акций  с  целью материальной    поддержки    населения    района,    оказавшегося     в кризисной ситуации;

-оказание адресной социальной помощи отдельным категориям семей и одиноким лицам;

-оказание гуманитарной помощи социально уязвимым категориям (пенсионерам, инвалидам, малообеспеченным семьям, детям-сиротам, детям из неблагополучных семей и др.);

-налаживание связей с международными благотворительными организациями, общественными и религиозными фондами с целью привлечения внебюджетных средств для оказания помощи населению района;

- оказание социально-бытовой помощи и услуг разового характера на дому;

- обеспечение остро нуждающихся граждан бесплатным питанием.

        В Центре проводятся также такие мероприятия как ”Круглый стол”. На которых осуждаются разнообразные темы, например ”День защитника отечества”,на которых  пожилые люди, как правило, делятся своим жизненным опытом, высказывают свое мнение, вспоминают свои молодые годы. Такие мероприятия помогают людям, избавится от одиночества, передают и (получают) оптимистический настрой.

         Наиболее творческие, активные пенсионеры входят в состав разнообразных клубов, например, клуб ”Надежда”, “Вера”, клуб “Ветеранов”.

 Вывод: деятельность Центра направлена на: оказание содействия гражданам (семьям) в преодолении трудных жизненных ситуаций; активизация собственных усилий граждан и семей, создание условий для самостоятельного решения ими возникающих проблем.

Вывод по II главе

Пожилой возраст - это время подведения итогов - оценки сделанного или несделанного на протяжении жизни. Людям старшего возраста хочется мысленно, и эмоционально вернутся в прожитые годы. Они становятся более раздражительными, в их поведении присутствует эгоцентризм - нетерпимость к каждому, кто не проявляет должного внимания к ним, причем “должного” на высоком уровне.

          Деятельность центров социального обслуживания и социальных работников направлена на то, что бы осуществлялась реализация прав граждан старшего возраста на социальное обслуживание, улучшение социально- экономических условий жизни. В ТЦСОН оптимальные условия для предоставления старому человеку всесторонней возможности проявить себя, продолжать активный образ жизни.   

Заключение

Социальная работа (в широком смысле этого слова) с такими категориями лиц, проводилась систематически в органах и учреждениях социального обеспечения (социальной защиты). В число осуществляющих эту деятельность входили работники домов-интернатов, Центров социального обслуживания, муниципальных и территориальных органов управления.

Социальным работникам со времени введения этих должностей отводится специфическая роль, которая определяется и типом учреждения, и характером оказываемых услуг, и целями (задачами), и ожидаемыми результатами.

Место деятельности социального работника в связи с указанными обстоятельствами как бы перемещается, оно динамично. Вместе с тем, по мере внедрения в систему социальной защиты работников данной категории, расширяются их функции. При этом особенно вырисовывается специфика деятельности социальных работников. В одних случаях она носит характер организации помощи различных служб (медицинской помощи, юридических консультаций и т.д.), в других она приобретает морально-психологический аспект, в третьих — характер коррекционно-педагогической деятельности и т.д.

Необходимо подчеркнуть, что помимо непосредственных «потребителей» (инвалидов, пожилых людей) сфера деятельности социальных работников распространяется и на обслуживающий персонал, например, в домах-интернатах, с которым социальным работникам приходится взаимодействовать. В этой связи приобретает особую значимость уровень образования социальных работников, их профессионализм, знание психологических особенностей инвалидов и пожилых людей.

В связи с широкими и разнообразными функциями социальных работников в обслуживании пожилых людей, возникает потребность в этих специалистах с различным уровнем образования. Для той категории пожилых людей, которые – проживают в деревнях, диапазон деятельности социальных работников охватывает большой круг задач, начиная от оказания социально-бытовой помощи и кончая психолого-педагогической коррекцией и морально-психологической поддержкой.

Таким образом, в заключение хочется сказать, что в нашей стране востребовано социальное обслуживание. И правительство делает все, для того чтобы люди, достигшие пенсионного возраста не были ущемлены в своих  правах, имели нормальный достаток, а также что бы могли бесплатно получить не только медицинскую помощь, но и моральную, так как часто бывает  она намного нужнее, особенно пожилым людям, оставшимся без родных и близких людей. Эту моральную помощь могут оказать только хорошие специалисты с профессиональной подготовкой.

6000  

                   

5000  

         

4000  

              Тыс. человек

3000  

         

2000  

               

1000                              

     0

             Мужчины                                       Женщины

                                           

                                            Приложение №1. Численность пожилых граждан,

                                                               в том числе нуждающихся в особой заботе, на начало 2007 года

                                                                  

                                 

                                            Приложение №2

Пенсионное обеспечение граждан в первомайском районе г. Витебска.

На 1 июля 2004 года в Первомайском районе г.Витебска насчитывается 35171 получатель пенсии, что составляет 21% от общего числа жителей района.

ПЕНСИОНЕРЫ                                                                                                        

ПЕНСИОНЕРЫ ПЕРВОМАЙСКОГО РАЙОНА

                                                        Женщины 67%

                                   

                                

                                 

                                                                                Мужчины 33%

Приложение 3

Приложение №4

Литература

1.Закон Республики Беларусь от 17 апреля 1992 г. № 1597-XII.  О порядке введения в действие Закона Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении».

2.Указ президента Республики Беларусь о государственной поддержке пенсионеров от 21 апреля 2008 г. № 227.

3.Постановление министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 12 июля 2004 г. № 89.

4.Постановление министерства социальной защиты Республики Беларусь от 3 августа 2001 г. № 9 Об утверждении инструкции о порядке оказания нуждающимся пожилым и нетрудоспособным гражданам материальной помощи из средств фонда социальной защиты населения министерства социальной защиты Республики Беларусь.

5. Постановление министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 12 июля 2004 г. № 89. О проведении ежегодного республиканского смотра домов-интернатов для престарелых и инвалидов и для детей-инвалидов на лучшую постановку работы по обслуживанию, обеспечению здоровых и безопасных условий проживания пенсионеров и инвалидов и охраны труда работников.

6. Агаков Е.П. Введение в социологию Ростов на/ Д. 1998г

7. Дементьева Н.Ф., Болтенко В.В., Доценко Н.М. и др. "Социальное обслуживание и адаптация лиц пожилого возраста в домах-интернатах". / Методич. рекоменд. — М., 1985.

8.Дементьева Н.Ф., Шаталова Е.Ю., Соболь А.Я. Организационно-методические аспекты деятельности социального работника. В кн.; Социальная работа в учреждениях здравоохранения. — М. 1992.

9. Карцхия А.А. Пенсионное обеспечение по старости. М.,  Юрид. лит., 1978. С. 3-120.

10.Мелешко Х.Т. Конституционные основы социального обеспечения Республики Беларусь // Актуальные проблемы трудового права. 1996.

11.Социальная работа/ Под общей редакцией проф. В.И. Курбатова. Серия ”Учебники, учебные пособия”. Г. Ростов н./Д: ”Феникс”,2000

12.Социальная работа: Теория и организация: Учебное пособие/ П.П. Украинец, С. В Лапина, С.Н.Бурова и др.; под ред. П.П. Украинец.- Мн.: Тетра Системс, 2005

13. Справочник социального работника/ В.Д. Альпетрович (и др.) под. общ. ред. Е.П. Агапова, В.А. Шапинского – Ростов  н/Д.: Феникс,2006

14. Социальная работа: ответы на экзаменационные вопросы/ С.В. Лапина.- Минск: ТетраСистемс,2008.

15. Теория и методология социальной работы: Учеб. Пособие /C.И. Григорьева, Л.Г Гуслякова, В.А Ельчанинов и др.- М.,1994

16. Холстова Е.И. Егоров В.В., Рубцов А.В.Социальная геронтология:  Учебное пособие- М.: Издательско-торговая корпорация ”Дашков и К”,2004.

17.Холстова Е.И. Социальная работа с пожилыми людьми: Учебное пособие.- 4 –е изд.- М.: Издательско-торговая корпорация ”Дашков и К”,2007

18.Холстова Е.И. Социальная работа: Учебное пособие- М.: Издательско-торговая корпорация “Дашков и К”,2004


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

56038. Сложение и вычитание десятичных дробей 314.5 KB
  Правила: За каждый правильный ответ команда получает красную фишку если есть мелкие ошибки зеленую фишку неправильный ответ синяя фишка. Побеждает команда которая наберет больше всего красных фишек...
56040. В мире сказок 43.5 KB
  Ребята первый этап нашего конкурса звучит так: Определи название сказки по ее началу. Второй этап нашего конкурса называется Словесный портрет в сказочной галерее. А жюри пока подсчитает сколько баллов набрала каждая команда в первом этапе конкурса.
56042. Схема анализа урока физкультуры 32 KB
  Общие сведения: дата школа класс время место проведения число учащихся; материально технические условия; подготовка педагога и учащихся к уроку; разработка методов и методических приемов обучения организации и оценки успеваемости учащихся; подготовленность к уроку помощников; оценка целесообразности отступления от задач и содержания урока; использование методов организации учебной работы. Тип задачи и построение урока: место данного урока в системе уроков; целесообразность разновидности урока с точки зрения данного...