90126

Анализ организации инновационной деятельности в ОАО «ВМЗ»

Курсовая

Инновационные исследования

Определение понятия «инновация» и основные типы инноваций Инновационная деятельность предприятия Организация инновационной деятельности Анализ существующих подходов к организации инновационной деятельности на предприятиях Анализ инновационной деятельности ОАО «Выксунский металлургический завод»...

Русский

2015-05-30

214.5 KB

2 чел.

Содержание

Введение

 

Теоретические основы организации инновационной деятельности предприятия

1.1 Определение понятия «инновация» и основные типы инноваций

 

  1.  Инновационная деятельность предприятия

 

1.3 Организация инновационной деятельности

 

  1.  Анализ существующих подходов к организации инновационной деятельности на предприятиях

 

  1.  Анализ инновационной деятельности ОАО «Выксунский металлургический завод»

 

2.1 Инновации в металлургии 

2.2 Анализ инновационной деятельности ОАО «ВМЗ»

 

2.3.Анализ организации инновационной деятельности в ОАО «ВМЗ»

 

Заключение

 

Список литературы

 

Приложение

 

Введение

Инновационная деятельность предприятия есть система мероприятий по использованию научного, научно-технического и интеллектуального потенциала с целью получения нового или улучшенного продукта либо услуги, нового способа их производства для удовлетворения как индивидуального спроса, так и потребностей общества в новшествах в целом.

В современных условиях высокой конкуренции соответствие внутренней среды предприятия растущим требованиям рынка является важнейшим фактором успешной деятельности и вызывает необходимость её постоянной трансформации. Главной движущей силой экономического роста сегодня являются инновации, внедряемые как на производстве, так  и в эксплуатации, управлении и потреблении. Мировая практика показывает, что разработка и внедрение новшеств — это не только путь к повышению конкурентоспособности отдельно взятого  предприятия, но и серьёзный стимул экономического развития страны в целом.

Инновационный менеджмент - одно из направлений стратегического управления, осуществляемого на высшем уровне руководства компании. Его целью является определение основных направлений научно-технической и производственной деятельности предприятия в следующих областях: разработка и внедрение новой продукции (инновационная деятельность); модернизация и совершенствование выпускаемой продукции; дальнейшее развитие производства традиционных видов продукции; снятие с производства устаревшей продукции.

В соответствии с международными стандартами инновация определяется как конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности, либо в новом подходе к социальным услугам.

Данная курсовая работа посвященавопросам организации инновационной деятельности на предприятии. Актуальность данной темы объясняется, прежде всего, потребностью российской экономики в повышении интенсивности инновационной деятельности.

Цель исследования–изучение вопросов организации инновационной деятельности на предприятии.

Задачи исследовани:

  1.  Дать определение инновациям и рассореть их основные виды;
  2.   Рассмотреть основные вопросы, связанные с организацией инновационной детяельности на предприятии;
  3.  Определить основные подходы к организации инновационной деятельности на предприятии.

Предмет исследования – организация инновационной деятельности.

Объект исследования – ОАО «Выксунский металлургический завод».


  1.  Теоретические основы организации инновационной деятельности предприятия

1.1 Определение понятия «инновация» и основные типы инноваций

В начале XXI в. все сильнее стала ощущаться потребность в более глубоком понимании сущности, закономерностей и специфики инновационных процессов. Но уже в начале прошлого века Й.Шумпетер сформулировал закономерности технологической эволюции и роль инноваций на различных этапах цикла развития науки и технологий, подробно проанализировал подходы к классификации нововведений.

Й.Шумпетер стремился к тому, чтобы термин «новшество» употреблялся в совершенно определенном смысле: им должно было обозначаться решение предпринимателя о проведении в жизнь новой идеи, касающейся технологии или какого-либо другого вопроса, относящегося к управлению предприятием (заготовка материалов, сбыт и т. д.).1

Официальными российскими терминами в области инновационной деятельности являются термины, используемые в «Концепции инновационной политики Российской Федерации на 1998-2000 годы», одобренной постановлением Правительства РФ от 24 июля 1998г. №832. В частности, в этом документе дается следующее определение инновации: «Инновация (нововведение) — конечный результат инновационной деятельности, получивший реализацию в виде нового или усовершенствованного продукта, реализуемого на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности».2

Известный специалист в области управления инновациями, Элейн Дандон, и ее коллеги разработали общее определение инновации, которое включает в себя четыре ключевых компонента.3

Креативность — умение генерировать новые идеи.

Стратегия - выяснение того, является ли эта идея новой и полезной с точки зрения развития организации.

Реализация — переход от новой и полезной идеи до ее реализации в виде конкретных продуктов и услуг.

Именно на этапе реализации происходит девальвация многих превосходных творческих и потенциально инновационных идей, и соответственно теряются шансы создать для организации новую успешную бизнес-модель. Менеджеры нередко не решаются идти на связанный с новыми идеями риск и стараются всеми силами уклониться от изменений.

Прибыльность — повышение до максимума ценности конечного продукта и услуг, полученной от реализации новой и полезной идеи. Концепция прибыльности может проявляться на практике по-разному, а именно: как финансовый выигрыш, как повышение морального состояния сотрудников и корпоративной солидарности или как вклад в жизнь общества.

Само определение инновации представляет собой «прибыльную реализацию творческой стратегии».

Основные типы инноваций

I. В зависимости от конечного результата

Тип 1: инновация продукта

Инновация продукта или услуги является результатом реализации на практике нового способа решения проблемы покупателя, что приносит выгоду, как покупателю, так и компании, внедряющей инновацию.

Тип 2: инновация процесса

Инновация процесса обеспечивает рост прибыльности, сокращает затраты, повышает производительность труда и заработную плату персонала.

Для компаний-производителей инновация процесса предполагает внедрение новых методов производства и технологий, которые обеспечивают преимущества в виде уменьшения затрат, повышения качества, сокращения временного цикла, сроков разработки и поставки продукта либо в возможности широкой унификации продуктов и услуг, к ним прилагаемых.

Инновация процесса останется жизненно важной для роста компании по той простой причине, что без совершенствования процесса невозможно внедрить инновацию продукта или стратегии.

Тип 3: инновация стратегии

Инновация стратегии подразумевает пересмотр существующих в отрасли методов создания ценности для потребителей, с тем, чтобы удовлетворять вновь возникшие нужды клиентов, повышать ценность продуктов, формировать новые рынки и новые группы потребителей для компании. Результатом ее является то, как фирма меняет целевые группы потребителей и как она выходит на рынок, то есть доводит свои продукты или услуги до конечного потребителя.

II. По степени действенности

  •  Приростная инновация

Хотя приростные инновации оказывают небольшое или совсем незначительное воздействие на чистую прибыль фирмы, они, тем не менее, позитивны, поскольку повышают удовлетворенность потребителей и, следовательно, эффективность продукта или услуги. Точно так же приростная инновация процесса повышает производительность и снижает затраты фирмы.

Вот несколько примеров приростных инноваций в секторе услуг: гостиница вводит упрощенную процедуру регистрации постояльцев; сеть супермаркетов облегчает безналичный расчет; банк по-новому оформляет интерьер приемной; в доме престарелых появляется разметка для слепых; международная авиакомпания размещает в салоне первого класса полностью откидывающиеся сиденья для сна.4

  •  Существенная инновация

Следующий уровень — существенные инновации: как для потребителя по степени выгоды, так и для финансирующей их компании, которая считает, что они значительно помогут ее росту и развитию. Существенные инновации дают возможность компании выполнять свои задачи по росту бизнеса, увеличению доли рынка и снижению операционных затрат (существенная инновация процесса).

  •  Инновация-прорыв

Новый продукт, услуга или изменение стратегии, которые ведут к значительному увеличению доходов и чистой прибыли, являются инновациями-прорывами, или революционными инновациями. В общем случае определить, какую прибыль в долларах и центах должна принести та или иная идея, чтобы ее можно было назвать прорывом, невозможно, поскольку прибыль зависит от размера компании и оттого, что требуется предпринять для ее существенного роста. Таким образом, компания сама определяет, какие инновации являются для нее прорывами.

  •  Радикальные инновации

Радикальными считаются такие инновации, которые требуют от компании создания новых направлений работы или новых линий на основе новых идей и технологий или для снижения расходов. Радикальные инновации видоизменяют экономику и подрывают целые отрасли промышленности.

Источники инноваций

  •  Анализ текущего состояния бизнеса
  •  Анализ текущих нужд потребителей с использованием метода фокусных групп
  •  Анализ текущих и потенциальных нужд потребителя с использованием метода прямого наблюдения
  •  Предсказание будущих нужд потребителя с использованием исследовательского метода лидирующего пользователя
  •  Исследование решений, уже существующих в вашей категории
  •  Исследование решений, уже существующих вне вашей категории
  •  Исследование эталонных преимуществ
  •  Отслеживание технологии
  •  Чтение литературы широкой тематики и ведение учета прочитанной литературы.

На основе различных источников инноваций каждый инновационный менеджер может создать в организации собственную систему «сканирования будущих возможностей».5

1.2 Инновационная деятельность предприятия

Одной из приоритетных целей большинства стран мира является обеспечение долговременного экономического роста. Имеется в виду производство большего количества и лучшего качества товаров и услуг и, как следствие, более высокий уровень жизни населения.

Экономический рост является результатом успешной деятельности предприятий всех отраслей национальной экономики и зависит в значительной мере от инновационной деятельности предприятий.

Инновационная деятельность — это процесс, направленный на реализацию результатов законченных научных исследований и разработок либо иных научно-технических достижений в новом или усовершенствованном продукте, продаваемом на рынке, в новом или усовершенствованном технологическом процессе, используемый в практической деятельности, а также связанные с этим дополнительные исследования и разработки.

Развитие инновационной деятельности предприятий в России чрезвычайно осложнено неприспособленностью прежней системы управления инновациями к новым условиям хозяйствования. Инновационная политика предприятий должна быть направлена на увеличение производства принципиально новых видов продукции и технологий, расширение сбыта отечественных товаров.

В связи с инновациями различают две модели предпринимательства: классическую и инновационную.6

Классическая модель — это предпринимательство традиционное, репродуктивное, рутинное. Предприниматель в рамках такой модели приводит в действие внутренние резервы предприятия для увеличения прибыли, повышения рентабельности. Успех предпринимательства по этой модели часто увязывают с субсидированием, протекционизмом со стороны федерального правительства и региональных органов власти. Вторая модель представляется инновационным (продуктивным) предпринимательством. При этом предполагается поиск таких путей развития предприятия, в основу которых положены инновации или новшества, доведенные до стадии конечного использования.

По степени новизны выделяют инновации базисные, улучшающие и псевдоинновации.

Базисные инновации реализуют крупные изобретения и являются основой для формирования новых поколений и направлений развития техники. Улучшающие инновации связаны с внедрением мелких и средних изобретений и преобладают на стадиях распространения и стабильного развития научно-технического цикла. Псевдоинновации направлены на частичное улучшение устаревших видов техники и технологии.

По причинам возникновения инновации делят на два вида: реактивные и стратегические.

Реактивные инновации направлены на выживание фирмы, они появляются как реакция на радикальные инновационные преобразования, осуществляемые конкурентами.

Стратегические инновации носят упреждающий характер и направлены на получение значительных конкурентных преимуществ в перспективе.

Побудительным мотивом развития инноваций на предприятии является стремление снизить издержки предпринимательской деятельности и увеличить массу прибыли в условиях жесткой рыночной конкуренции. В процессе использования устаревших технологии и техники издержки формируются на уровне выше средних и предпринимательство может стать убыточным, если конкуренты сумели найти пути завоевания рынка сбыта на основе снижения издержек производства и низких цен предлагаемых продукции и услуг.

Отсюда у каждого предприятия возникает необходимость создавать конкурентные преимущества, а это возможно осуществить за счет использования такого инструмента, каким являются инновации. При этом, чем быстрее осуществляется инновационный процесс, тем больше вероятность успешной деятельности. Обновление продукции, своевременное появление ее на рынке увеличивает вероятность получения добавочной прибыли, которую называют научно-технической рентой.

Таким образом, используя инновации, предприятие снижает издержки, наращивает объемы производства, завоевывает рынки сбыта, увеличивает массу прибыли, способствует повышению эффективности предпринимательства и развитию национальной экономики.7

На развитие инновационных процессов влияют различные группы факторов: экономические, технологические, политические, правовые, организационно-управленческие, социально-психологические, культурные.

Одни факторы способствуют инновационной деятельности, другие — препятствуют. В группе экономических и технологических факторов положительное влияние на инновационную деятельность предприятия оказывает наличие необходимых финансовых ресурсов, материально-технических средств, прогрессивных технологий, хозяйственной и научно-технической инфра-стуктуры; препятствуют инновационной деятельности — отсутствие или недостаток средств для инвестиций, слабость материальной и научно-технической базы, преобладание интересов текущего производства и т. д. Аналогичные примеры можно приводить и по другим группам факторов.

Предприятие-инноватор разрабатывает инновационный проект в своих структурных подразделениях или же на основе контракта привлекает организацию, специализирующуюся на инновационном предпринимательстве. В случае осуществления крупных инновационных проектов предпочтителен второй вариант.

Финансирование инноваций осуществляется из тех же источников, что и финансирование любых инвестиций, т. е. самофинансирование, заемные средства, привлеченные средства, прочие смешанные или нетрадиционные источники, внебюджетные фонды, бюджеты различных уровней.8

1.3. Организация инновационной деятельности

Инновационная направленность экономического развития, растущая необходимость технологического обновления особо подчеркивают важность четкого соответствия принципов организации и структурно-организационных взаимосвязей в инновационной деятельности. Речь идет о поиске оптимальных путей привнесения инновационных импульсов в экономическую реальность. Понятно, что по мере расширения инновационных преобразований требуется научно обоснованное формирование функционально-элементной базы инновационного развития.

Организация инноваций включает три принципиальных аспекта: субъект инновационной деятельности, являющийся объединением людей, совместно реализующих разработку, внедрение и производство новшеств;
совокупность процессов и действий организации, направленных на выполнение необходимых функций в инновационной деятельности;
структуры, обеспечивающие внутреннюю упорядоченность системы и совершенствование взаимосвязей между ее элементами и подсистемами.
9

С этой точки зрения организацию инноваций следует понимать как процесс упорядочения инновационной деятельности, как субъект, фирму, институт, инновационное предприятие, как организационные структуры, определяющие состав и место подразделений, а также регламентирующие процедуры форм, методов, процессов, которые осуществляются в инновационной деятельности.

Организация с позиций фирмы может рассматриваться как объединение людей или их договоренность о выполнении работ по реализации инноваций. Субъектами инновационной деятельности являются разнородные, разно элементные и разно размерные фирмы, компании, ассоциации, вузы, научные институты, технополисы, технопарки и т.д. Все эти организации являются главными носителями и хозяйствующими субъектами, которые осуществляют реальное обновление производства. Веянием времени является появление специального инновационного бизнеса, тесно связанного со "своей" стадией жизненного цикла.

Так, инновационные предприятия и организации могут специализироваться на фундаментальных исследованиях (академический и вузовский сектор), на НИР (прикладных научных исследованиях и разработках), это могут быть научные инновационные предприятия, высшие учебные заведения, субъекты малого предпринимательства, научно-технические комплексы и объединения. Со стадией внедрения и создания опытных образцов связаны как предпринимательские структуры, так и фирмы, институты и корпорации, имеющие развитую базу НИОКР. На базе прикладных НИОКР и ОКРинноваторы-последователи создают базовые технологические, научно-технические и продуктовые новшества.10

Внедрением и производством научно-технических и продуктовых новшеств занимаются, как правило, крупные фирмы, имеющие хорошую ресурсную базу, квалифицированные кадры и определенные позиции на рынках. В Западной Европе накоплен большой опыт инновационного развития, хотя исследователи непосредственно не связывают размер фирмы с числом изобретений. Но во Франции и Великобритании распространено мнение, что на стадии научных разработок главную роль играют академический и вузовский секторы и малые фирмы.

На этапе опытного производства, маркетинга и сбыта выступает разномасштабный бизнес, в то время как производство и диффузия новшеств осуществляются на крупных и средних предприятиях и в промышленных компаниях.

Согласно типу экономического разделения труда, возникшего в инновационной деятельности, множество предприятий малого и среднего размера являются субподрядчиками крупных фирм, специализирующихся на производстве полуфабрикатов, комплектующих, а также выполняющих функции обеспечения и обслуживания основного бизнеса.

Свою стадию жизненного цикла новшеств обслуживают и так называемые отпочковавшиеся  от головной фирмы подразделения, самостоятельно разрабатывающие научно-технические новшества. Инновационные предприятия различаются также в зависимости от преобладающего типа инноваций, являющихся объектом их деятельности. Так, они подразделяются на следующие классы11:

- инноваторы-лидеры, ориентирующиеся на новые научные открытия, новые способы применения и пионерные изобретения;

- инноваторы-лидеры, создающие принципиально новые процессы и продукты на основе применения ранее сделанных открытий в изобретений;

- инноваторы, создающие базовые инновации на основе старого способа;

- инноваторы, производящие, модернизирующие и рационализирующие новшества;

- инноваторы, создающие новшества, замещающие более ранние продукты и технологии;

- инноваторы, специализирующиеся на продажах и маркетинге новшеств;

- инноваторы, создающие инновации, удовлетворяющие спрос на новых рынках;

- инноваторы, занимающиеся диффузией, распространением и тиражированием новшеств в различные сферы народного хозяйства.

Инновационные предприятия также специализируются в зависимости от уровня новизны производимых инноваций (принципиально новых, с относительной, частичной, локальной новизной либо имитацией).

Организационные формы тесно связаны с новыми принципами хозяйствования на основе синергизма централизованных и децентрализованных структур. Своеобразие инновационного развития заключается в том, что оно основывается на необходимости учета двух противоречивых тенденций.

С одной стороны, инновационный процесс — это единый поток от возникновения идеи до внедрения, развития и развертывания производства.

Все стадии инновационной системы, от фундаментальной идеи до рыночного успеха, тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены. Поэтому для обеспечения эффективности инновационного развития первостепенное значение имеют системные структурные взаимодействия, обеспечивающие преемственность стадий и непрерывность процессов во времени. Эта особенность ярко проявляется в условиях неразвитой рыночной инфраструктуры и несовершенства рыночных механизмов.

С другой стороны, научное знание, открытие, промышленное изобретение по своей сути дискретно и стохастично. Многочисленными исследованиями установлено отсутствие корреляции между возникновением научного знания, его материализацией и коммерциализацией. Поэтому с такой точки зрения предприятие не обязательно должно осуществлять полный набор инновационной предпринимательской деятельности: от стадии НИОКР до маркетинга и продаж.

В условиях совершенствования рыночных механизмов особую роль, согласно второй тенденции, начинают играть межфирменные взаимодействия, т.е. процессы диверсификации, межфирменной кооперации и т.д. Повышение инновационной активности тесно связано с этими двумя важнейшими тенденциями: становлением инновационных организаций, способных к саморазвитию, и повышением инкорпорированности (т.е. включенности) инновационных структур в систему различных институтов и межфирменных взаимодействий.12

Современная инновационная фирма характеризуется многообразием организационных структур, возникающих вследствие как многовариантности и малой детерминированности инновационных процессов, так и несовершенства форм коммерциализации и финансирования инноваций. Организационное проектирование инновационной фирмы основано на взаимосвязи между организационно-управленческими структурами и восприимчивостью производственного аппарата к внедрению, освоению и диффузии новшеств. В современной управленческой теории фактически нет строгих предпочтений в выборе оптимальных организационных структур и форм инновационного бизнеса, Правда, наметившаяся узкая специализация инновационного малого и среднего бизнеса связана с простыми двух и трехуровневыми организационными структурами.

1.4 Анализ существующих подходов к организации инновационной деятельности на предприятиях

Формирование инновационного потенциала для обеспечения эффективной инновационной деятельности предприятия, как правило, сопряжено с необходимостью решения сложных методических, а в отдельных случаях и методологических проблем. С одной стороны, инновационная деятельность требует дополнительных усилий со стороны менеджмента, трудовых коллективов и отдельных работников предприятия, которые не свойственны им в, так называемой, штатной ситуации. При этом такие дополнительные затраты времени, сил и ресурсов никак не компенсируются, по крайней мере, на этапе инициирования инновации. Это означает, что высшее руководство предприятия должно создать особые организационные формы (например, «кружки качества» и т.п.), которые обеспечивают какие-то другие, нетрадиционные стимулы для инновационной деятельности. С другой стороны, инновационная деятельность по своей природе приводит к расширению и углублению диверсификации хозяйственного портфеля предприятия, а это, как известно из основных постулатов общей теории менеджмента, неизбежно усложняет его производственную и организационную структуру.

Эти проблемы практика пытается решить различными методами и/или путем создания специфических организационных форм. В работе предлагается следующая классификация форм и методов организации инновационной деятельности.13

Двойная система управления. Особенность данного метода состоит в том, что в подготовке стратегического плана участвуют все подразделения предприятия. Спецификой такого единого плана является то, что в нем распределяются приоритеты и бюджеты по стратегическим (инновационным) и оперативным видам деятельности. Оперативная часть плана представляет собой набор целей, задач, программ и бюджетов для получения текущей прибыли. Реализацией этих программ занимаются все подразделения предприятия. Стратегическая часть представляет собой набор самостоятельных инновационных проектов нацеленных на развитие предприятия. Для координации деятельности в рамках стратегической части плана предприятия создаются специальные управленческие группы в виде:

  •  советов, комитетов и рабочих групп по разработке технической политики, которые готовят предложения для руководства предприятия по стратегическим направлениям инновационного процесса;
  •  отделений и центральных служб развития новых продуктов, которые координируют инновационную деятельность, согласуют цели и направления технического развития, контролируют процесс разработки новой продукции и её внедрение;
  •  комитетов по инновационным проектам, представляющих собой аналог научно-технического совета, основной задачей которых является полное информирование об инновациях всех заинтересованных лиц и создание условий для эффективного взаимодействия подразделений занятых оперативной деятельность и участников инновационного процесса.

Двойная система имеет один существенный недостаток - власть и ответственность за стратегическое развитие предприятия отделены от оперативного руководства. Отсюда, руководители проектов не всегда могут понять и воспринять проблемы текущей хозяйственной деятельности и наоборот.

Формирование двойного бюджета. Суть данного метода состоит в формировании двух одновременно действующих бюджетов. Один оперативный (текущий), а второй стратегический, нацеленный на инновационное развитие. Цель исполнения первого состоит в сохранении текущей прибыли предприятия за счет имеющихся в настоящее время производственных возможностей. Если в нем и предусмотрены инвестиции, то они в основном направлены на корректировку производственной мощности с целью локализации временного рыночного дисбаланса или на проведение мероприятий, оптимизирующих издержки производства. Цель исполнения второго бюджета, то есть стратегического - это улучшение стратегических конкурентных позиций хозяйствующего субъекта. Как правило, это инвестирование перспективных направлений диверсификации деятельности.14

Формирование двойного бюджета может проявляться в виде специальных инновационных фондов, создаваемых из прибыли для стимулирования внедрения инноваций. Часто такие фонды выступают в качестве венчурных фондов, средства из которых инвестируют в венчурные компании (свои или независимые), в которых заинтересовано предприятие.

Основное преимущество двойного бюджета состоит в том, что можно рационально распределить финансовые ресурсы, в том числе для достижения долговременных целей. Кроме того имеется возможность сопоставить результаты и затраты по оперативной и стратегической деятельности раздельно.15

Однако проблемы структуризации системы управления и производства остаются не решенными.

Создание выделенных временных организационных структур. Суть состоит в том, что создаются целевые группы специалистов или целые подразделения, которые в той или иной степени разрабатывают инновационные программы.

После того как эти планы получили одобрение от высшего руководства, они передаются для исполнения в другие подразделения, осуществляющие оперативную деятельность.

На практике встречается большое разнообразие подобных структурных образований, различающихся целями, составом, полномочиями и другими характерными чертами.

Отделы научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ- это традиционные подразделения (конструкторские, технологические и т.п.), целью которых является создание новой продукции. В последнее время их роль на крупных предприятиях возрастает в связи с необходимостью разработки и доведения до стадии освоения новых перспективных идей.

Аналитические группы, включающие в свой состав менеджеров, исследователей и специалистов функциональных отделов предприятия. Основная цель деятельности таких групп состоит в прогнозировании развития научно-технического прогресса в выбранной области знаний, в анализе и обосновании тематики научных исследований, в оценке и ранжировании перспективных идей и т.д.

Временные целевые (творческие) группы объединяют специалистов различных подразделений для проработки отдельных этапов планирования и реализации какого-либо инновационного проекта. Как правило, подобные группы создаются в ситуациях, когда возможные инновации не требуют немедленных действий, а могут реализовываться в ходе модификации действий в сфере снабжения, или производства, или сбыта продукции предприятия.

Временные инновационные проекты - это наиболее распространенная форма организации инновационной деятельности на российских предприятиях. Структура и состав членов конкретного инновационного проекта устанавливается руководителем предприятия и юридически оформляется соответствующим внутренним нормативным документом (например, приказом по предприятию). Такая структурная единица существует в течение времени разработки инновационного проекта, после чего ликвидируется.16

Основными проблемами деятельности временных инновационных проектов являются:

  •  необходимость рационально распределять время каждого участника проекта (кроме руководителя) между его текущей и инновационной деятельностью;
  •  работа в составе творческого коллектива демотивирует работника возвращаться после завершения проекта к рутинной текущей деятельности;
  •  участники проекта мотивируются дополнительно, отсюда желание продлить как можно дольше работу в проекте.

Внутренние венчурные проекты основаны на выделении особой группы специалистов, линейных и функциональных руководителей необходимых и достаточных для реализации комплексной инновации. В отличие от внутреннего инновационного проекта, в котором члены обособленного коллектива работают, совмещая свою инновационную деятельность с текущими должностными обязанностями, в венчурном проекте эти специалисты командируются на срок выполнения инновационного проекта в распоряжение назначенного руководителя и подчиняются только его указаниям.

Основной недостаток внутреннего венчурного проекта - это противопоставление инновационной и операционной функции предприятия.

Вместе с тем имеется и ряд преимуществ:

  •  возможность полного сосредоточения участников проекта на инновационной проблеме;
  •  большая заинтересованность в результатах реализации инноваций;
  •  закрепление определенного бюджета за венчурным проектом.

 Общим положительным моментом для временные инновационных и внутренних венчурных проектов является то, что в случае успешного внедрения инновации такие группы, зачастую, становятся ядром новых дочерних предприятий. Как показывает зарубежный опыт, именно проектно-целевые группы являются основной формой организации инновационного процесса.

В целом данный метод организации инновационной деятельности на предприятии существенно повышает ее результативность.17

Стратегические бизнес-единицы. Суть данного подхода заключается в том, что к существующей организационной структуре предприятия добавляются самостоятельные подразделения, которые ориентированы на стратегические перспективы с целевой направленностью на получение в будущем текущей прибыли. Руководители таких подразделений подчиняются двум вышестоящим руководителям, один из которых занимается стратегическим развитием, а другой - текущими результатами. По сути стратегические бизнес-единицы являются субструктурой, которая существует «поверх» обычной организационной структуры.

Такая структура может принять форму центра развития, задачей которого является завоевание позиций на рынке путем расширения объема продаж. Такие подразделения обычно являются хозяйственно самостоятельными. Причем материальное поощрение их персонала зависит от успехов на рынке.

Внутренние венчурные подразделения создаются либо на базе отделов осуществляющих разработки (конструкторские, технологические), либо на базе опытного производства (отдельных производственных цехов). Деятельность таких подразделений целиком и полностью сосредоточена на создании инновационного продукта. Поэтому здесь отсутствуют те недостатки, которые характерны для временных и венчурных проектов. В то же время проблемой является учет взаимных услуг, то есть услуг, предоставляемых венчурному подразделению другими подразделениями, относящимися к общей структуре предприятия (отделом материально-технического снабжения, бухгалтерией и др.).

Основным недостатком данного метода является усложнение управления, по сути, встроенной инновационно-ориентированной структурой. Кроме того, идея совмещения предпринимательских (долгосрочных) и текущих (краткосрочных) целей не имеет органического решения. В итоге это может привести к разделению организационной структуры, а в пределе и предприятия как такового, на две части. Одна будет работать на перспективу, а другая - на достижение текущих целей.18

Важным моментом является то, каким образом организация реализует все свои функции, включая и инновационную. В этой связи целесообразно проанализировать функциональную составляющую промышленного предприятия.

Одним из условий результативной деятельности любого предприятия, как в краткосрочной, так и в долгосрочной перспективе является соответствие внутренних его возможностей поставленным целям. В связи с этим высшее руководство организации должно периодически анализировать и оценивать состояние внутренних возможностей по широкому кругу направлений и объектов. Особую актуальность, данная управленческая задача приобретает в том случае, если хозяйствующий субъект занимает активную инновационную позицию.

Одной из отличительных особенностей инновационной деятельности является то, что она объективно ориентирована на расширение границ хозяйственного портфеля предприятия. Это означает, что при выходе на другие рынки (ранее не освоенные) с инновационным продуктом руководство хозяйствующего субъекта может столкнуться с новыми управленческими проблемами, которые до этого не были актуальны, а значит и структура управления и персонал не имеют знаний и опыта в их решении.

Отсюда следует, что для активизации инновационной деятельности, необходима адаптация системы управления под изменяющиеся условия ведения бизнеса. Только такой подход позволит обеспечить реалистичность достижения поставленных целей и, прежде всего, желаемую результативность инновационных процессов.

Первым шагом на этом пути является анализ и оценка соответствия управленческого потенциала экономической системы поставленным целям. Проведение регулярной самодиагностики системы управления, с одной стороны, позволяет создавать определенные временные, финансовые и другие резервы, необходимые для различных преобразований в связи с разворачиванием (активизацией) в определенных направлениях инновационной деятельности, а, с другой стороны, это дает возможность для самосовершенствования в традиционных для данного предприятия областях хозяйственной деятельности.

Вторым шагом - является анализ и оценка способности системы управления адекватно реагировать на те или иные потребности внешней среды в русле поставленных общекорпоративных целей. Современные условия ведения бизнеса, накал национальной и международной конкуренции, темпы развития научно-технического прогресса и многое другое требуют от лиц принимающих решения точной и своевременной реакции на любые изменения внешнего окружения и рынка.19 

2.Анализ инновационной деятельности ОАО «Выксунский металлургический завод»

  1.  Инновации в металлургии

Несмотря на недавний кризис в мировой экономике и экономике России, металлургическая промышленность на сегодняшний день сохраняет определенный инвестиционный потенциал, благодаря предыдущим крупным вложениям в развитие отрасли и активной поддержке правительства России. В Стратегии развития металлургической промышленности России на период до 2020 года предусмотрено развитие металлургии на принципиально новом качественном уровне.

Планируется на 24% увеличить объемы производства стали (90 млн. тонн) применяя энергосберегающие технологии и сокращая производственные энергозатраты на 15,5%, что возможно при тесном сотрудничестве с СРО в энергосбережении. Значительно сократится малоэффективное и вредное для окружающей среды мартеновское производство стали, доля электростали возрастет до 34 %. В металлургической промышленности уже реализованы и будут реализовываться инновационные проекты при поддержке Минпромторга России, которое выделяет субсидии на техническое перевооружение и модернизацию предприятий.20

После реализации таких проектов средства, вложенные государством должны непременно окупиться. Для примера, в создание инновационной продукции из бюджета было вложено около 650 млн. рублей, а сумма продаж этой новой продукции в 2011 году должна составить около 3,5 млрд. рублей. Закономерно, что в этих условиях будет расти спрос на новейшие технологии и материалы. Исходя из этого, Минпромторгом разработана «Технология производства новых видов металлопродукции, стали и сплавов...». В ней определены важнейшие направления развития металлургической отрасли на пять лет.

Запланировано, что в результате реализации этого проекта в нашей стране будет разработано около 170 технологий, соответствующих мировому уровню и 350 патентов, свидетельствующих о новизне технологических решений. Дополнительный доход металлургических предприятий при этом достигнет от 10 до 12 млрд. рублей, в бюджет государства дополнительно поступит около 3 млрд. руб. Естественно, что применение инновационных технологий в металлургической промышленности подтолкнет и смежные с ней отрасли, например машиностроение, к техническому перевооружению. По поручению правительства России Минторгпром разработал проект программы развития таких машиностроительных отраслей, как станкостроение, дизелестроение и других.

Российские металлургические предприятия ведут целенаправленную и эффективную работу по инновационному развитию отрасли. Созданная при Президенте России рабочая группа Комиссии по модернизации уже рассмотрела пять проектов компаний металлургической промышленности, которые оценены независимой экспертизой как перспективные и эффективные.21

2.2 Анализ инновационной деятельности ОАО «ВМЗ»

Крупнейший производитель металлических труб и железнодорожной продукции – «Выксунский металлургический завод» располагается в Нижегородской области, в городе Выкса.

История завода начинается еще в 1765 году. Тогда берега реки Выкса начали осваивать с целью добычи железа. В середине XVIII века на одном из притоков Оки братья Иван и Андрей Баташевы начали развивать железнорудную промышленность. Началось строительство чугуноплавильных и железноделательных заводов. Всего к 1884 году было построено 16 заводов. В начале ХХ века металлургический завод постепенно наращивал объемы производства. И в годы Великой Отечественной Войны сумел перейти на нужды оборонной промышленности. С его конвейеров сходила броневая сталь, необходимая для построения поездов и танков.

В настоящее время «ВМЗ» - лидер в сфере производства и продажи труб и железнодорожных колес. Ассортимент выпускаемой продукции составляют трубы общего назначения, магистральные и профильные, для нефтегазопроводов и водогазопроводов, а также колеса, колесные пары и токосъемные пластины для составов поездов и вагонов метрополитена.
Производственный комплекс завода включает в себя трубоэлектросварочные цеха № 2, 3, 4, 5 и цех по производству колес из вакуумированной стали, производимой на собственном предприятии.

К числу дочерних компаний относятся:

•  служба ремонта (ООО «ВМЗ-Сервис»);

•  служба грузоперевозок (ООО «ВМЗ-Авто»);

• производство по переработке отходов, также занимающееся порошковой металлургией и изготовлением различных инструментов (ООО «ВМЗ-Техно»);

•  организации, работающие в сфере санаторно-медицинских, бухгалтерских, правовых услуг (ООО «ОМК-Аудит»).

Потенциал предприятия позволяет выпускать практически все виды прямошовных труб, необходимых для народного хозяйства. Основная продукция предприятия – стальные трубы диаметром от 57 до 1020 мм с толщиной стенки до 32 мм для транспортировки нефти и газа, обсадные трубы для добычи нефти и газа. Трубы выпускаются с двух- и трехслойным антикоррозионным полиэтиленовым покрытием.

Технология и оборудование ВМЗ соответствуют высшим международным стандартам. Потенциальная мощность предприятия – более 2 млн. т. труб в год.22

Завод поставляет производимые им железнодорожные колеса в 15 стран мира. Среди потребителей колес с маркой ВМЗ такие фирмы, как «Дженерал Электрик» и «Самсунг». Доля предприятия на российском рынке железнодорожных колес составляет более 60%. ВМЗ выпускает около 40 типоразмеров железнодорожных колес диаметром от 710 мм до 1098 мм. Продукция ВМЗ во многом уникальна как по техническим характеристикам, так и по уровню качества, соответствующего самым высоким международным стандартам. В России более 60% поездов оснащены выксунскими колесами.

Кроме того, завод имеет сталеплавильное производство, которое представлено тремя мартеновскими печами емкостью 250 тонн каждая. Мартеновский цех специализируется на выпуске колесной стали по ГОСТ 10791-81 и кипящих марок стали: Ст1кп, Ст2кп, Ст3кп по ГОСТ 380-88. Колесная сталь разливается в изложницы круглого сечения с волнистой поверхностью типа "ромашка" с массой слитка 3,5т. для производства железнодорожных колес.

В отличие от других заводов, ВМЗ является металлургическим предприятием широкого профиля – он не специализируется на выпуске какого-то одного вида труб. Возможности завода позволяют удовлетворять спрос самых разных категорий потребителей, ВМЗ способен выпускать качественные трубы практически любого диаметра и с нужной потребителю толщиной стенки.

Являясь лидером в производстве труб для нефтяной и газовой промышленности, ВМЗ является основным градообразующим предприятием в Выксунском районе Нижегородской области. На заводе трудится около 16 тыс. чел.

Трубы ОАО «ВМЗ» применяются для строительства магистральных трубопроводов различного назначения, для обустройства нефтяных и газовых месторождений, внутрипромысловых трубопроводов,  нефтепроводов и газопроводов до точки врезки в магистральные нефтепроводы и газопроводы, а так же в строительстве, жилищно-коммунальном хозяйстве, промышленности и так далее.

Российский рынок труб для магистральных трубопроводов характеризуется практически монополистическим положением ОАО «Газпром» и ОАО «Транснефть», контролирующих, соответственно, транспортировку газа и нефти на территории России и за ее пределы.

В 2011 году ОАО "ВМЗ" произвело более 1,7 млн. труб различного сортамента, что на 13% меньше показателей аналогичного периода прошлого года  (2 млн. тонн). Производство труб большого диаметра сократилось по сравнению с 2010 годом на 22% до 1 млн. тонн. В декабре 2011 года ОАО "ВМЗ" выпустило 95 тыс. тонн труб различного сортамента, в том числе 36 тыс. тонн труб большого диаметра.

Снижение объемов трубного производства характерно не только для ОАО "ВМЗ", но и для отрасли в целом. Это связано с завершением ряда крупных нефтегазовых проектов, обеспечивших высокие производственные показатели трубной промышленности в 2010 году.

В частности, ОАО "ВМЗ" в 2010-2011 гг. выполнил контракт по поставке труб для проекта NordStream и произвел более 460 тыс. тонн труб большого диаметра для международного газопровода. Завершились такие крупные проекты как ВСТО-2, "Сахалин-Хабаровск-Владивосток", а сроки реализации ряда трубных контрактов, намеченных на 2011 год, были перенесены на более поздний период.  

Ограниченность внутреннего рынка и определенная цикличность, вынуждает российских производителей труб диверсифицировать продажи и выходить на рынки других стран. В соответствии с общей тенденцией ОАО «ВМЗ» также активно и успешно наращивает экспорт своей продукции на внешние рынки, в том числе,  за счет инвестиционных программ.23

Внедряя самое современное оборудование, развивая рационализаторскую и изобретательскую деятельность, Выксунский металлургический завод производит высококачественную продукцию, опираясь на новые технологии.

Направляя инвестиции на реализацию программ технического перевооружения, ОМК и ВМЗ не только модернизируют существующее производство, но и вводят в строй новые металлургические комплексы, в основе которых – самые современные технологические и технические решения. Компания регулярно разрабатывает новые виды железнодорожной продукции на ВМЗ, внедряет самые современные технологии в трубном производстве.

В последние годы большое внимание ВМЗ уделяет возрождению рационализаторского и изобретательского движения, которое особенно активно развивалось на заводе в 70-х - 80-х гг. прошлого века. В разное время на предприятии было принято и реализовано более 2000 рационализаторских предложений, запатентовано более 50 изобретений.

В период с 2005 по 2010 год было подано около 800 рационализаторских предложений. Фактический экономический эффект от внедрения инновационных технологий составил почти 176 млн руб. С начала 2011 года на предприятии зарегистрировано 90 рационализаторских предложений, предварительный экономический эффект от внедрения которых по оценке превысит 90 млн руб. Кроме того, в 2011 году ВМЗ подготовил для подачи в патентное ведомство РФ шесть заявок на охранно-способные результаты интеллектуальной деятельности.

Помимо экономического эффекта для предприятия и материального стимулирования работников, изобретательская и рационализаторская деятельность дает возможность каждому сотруднику проявить свою творческую индивидуальность, обратить интеллектуальный потенциал на благо предприятия и всех работающих на нем людей.24

2.3Анализ организации инновационной деятельности

в ОАО «ВМЗ»

Одним из интереснейших управленческих феноменов нового столетия становится особая форма научно-технического сотрудничества крупных промышленных предприятий (корпораций), научных и учебных учреждений, мелких инновационных фирм, обслуживающих сферу НИОКР организаций – научно-промышленные конгломераты, то есть технопарки.

Ярким примером такой формы научно-производственного сотрудничества является успешно функционирующий консорциум, созданный по инициативе ЗАО «Объединенная металлургическая компания», в который входит и ОАО «ВМЗ».

В результате создания консорциума стало возможным проектирование, изготовление и апробирование новой наукоемкой продукции - дуговой сталеплавильной печи, установки внепечной обработки стали «печь-ковш», воздухоразделительной установки и др. оборудования, освоение технологии плавки в установке «печь-ковш» и технологии выработки продуктов разделения воздуха.

ОАО «ВМЗ» в плане реализации новых идей и наукоемких технологий проводит активную политику научно-технического сотрудничества со многими ведущими отечественными и зарубежными научно-исследовательскими, проектными институтами и промышленными фирмами.

В практике ОАО «ВМЗ» активно используются комплексные формы сотрудничества с иностранными партнерами. Это в первую очередь развитие непосредственной научно-производственной кооперации между отечественными предприятиями, а также с иностранными фирмами на договорной основе без объединения собственности, в т.ч. в форме консорциума.

Такое сотрудничество обеспечивает субъектам прибыль, повышает эффективность их деятельности и конкурентоспособность производимой продукции. В научно-производственной кооперации соединяются и материализуются передовые идеи, достижения в областях фундаментальной науки, НИОКР, производственных, управленческих и информационных технологий.

Необходимо отметить успешное сотрудничество с такими развитыми фирмами, как «ABB» (Австрия), «Тиссен Крупп» (Франция), «Siemens» (Германия), «SYTCO» (Великобритания), «Тяжпромэкспорт» (Россия) и др.

Новаторскими среди заводов отрасли были решения относительно коренной ломки на ОАО «ВМЗ» старых схем управления и активного внедрения в хозяйственную практику принципов и методов современного стратегического менеджмента.

Проведенные фундаментальные структурные и системные изменения в организационно-управленческом обеспечении производства позволили в сжатые сроки:

  1.  осуществить радикальную реорганизацию традиционной функциональной системы управления и создать децентрализованную основанную на корпоративных принципах дивизионально-продуктовую систему управления
  2.  провести широкомасштабную диверсификацию основного производства и на этой основе почти на 80% обновить номенклатуру выпускаемой продукции
  3.  разработать системный подход и реализовать новую стратегию управления конкурентоспособностью предприятия
  4.  реформировать с учетом требований стратегического менеджмента мотивационный механизм управления персоналом.

Большой производственный и интеллектуальный потенциал, накопленный опыт, высокая квалификация специалистов, использование современных технологий производства металла позволяют предприятию производить прокат, соответствующий мировому уровню и отличающееся высокой надежностью. Несмотря на нелегкие условия, сложившиеся в экономике, предприятие и ныне во многом определяет технический прогресс в машиностроении, металлургии, автомобиле- и судостроении, энергетике, горнодобывающей и в других отраслях тяжелой индустрии.

Расширяя свое сотрудничество с потенциальными заказчиками ОАО «ВМЗ» исходит из следующих деловых принципов:

  •  реализация отношений взаимовыгодного партнерства;
  •  обеспечение качества продукции и условий поставки в соответствии с требованиями рынка;
  •  достижения оптимального для потребителя соотношения «качество-цена».

Решение задачи минимизации затрат предприятия в долгосрочном периоде связано с вовлечением в производство новой техники, технологии, проведение технического перевооружения, модернизации и реконструкции.

В течение 10 лет с момента вхождения предприятия в структуру ЗАО «ОМК»  были проведены следующие мероприятия в области инноваций.

В сварочном производстве внедрены технологии, благодаря которым можно получать заготовки массой до 250 тонн, при этом сечение свариваемых поверхностей может достигать 4 и более квадратных метров.

В литейном производстве разработаны и внедрены в производство новые противопригарные покрытия с добавками отходов абразивного производства, содержащих корунд. Применение такого покрытия позволяет улучшить качество поверхности литья, снизить пригар.

Проведены работы по дооснащению смесеприготовительного отделения огнеупорного цеха с созданием там участка сушки песка, подготовки хромомагнезитового порошка, приготовления глинистой суспензии, модифицированного жидкого стекла, что способствует улучшению качества стального литья и снижению затрат.

Расширено применение холодно твердеющих смесей для изготовления форм и стержней в связи с увеличением номенклатуры тонкостенных отливок сложной конфигурации. Это позволило резко снизить потребление газа и электроэнергии, повысить размерную точность отливок и поднять производительность труда.

В области сварочного производства разработана и используется технология и оборудование электрошлаковой сварки крупных заготовок из различных конструкционных сталей.

Станочный парк механического цеха предприятия, в особенности оборудование для финишных работ, систематически обновляется, внедряются новые технологии.

Благодаря новому электросталеплавильному комплексу сталь, выплавленная по новой технологии, имеет содержание серы до 0.005%, то есть в 3…4 раза меньше, чем после мартеновской печи. Одновременно с качеством решается проблема минимизации затрат, получая экономию топливно-энергетических ресурсов.

Разработана новая технология утепления прибыльной части слитка, включающая в себя использование для футеровки прибыльных надставок муллитокремнеземистых вкладышей и применение утепляющей смеси. Новая технология позволяет производить головную обрезь на уровне 9% и тем самым снизить расход металла на стане-850 на 2%.

На стане-850 освоена прокатка осевой заготовки для подвижного состава железных дорог квадратного сечения кв. 215х215 мм, по ГОСТ 4728 сталь марки ОС и квадратный профиль сечением кв. 220х220 мм по ТУ 14-I-5237-93, ТУ 14-1-4492-88.

Профильный сортамент стана-320 расширен профилем круглого сечения диаметром Ø10 мм по ГОСТ 2590 и арматурным периодическим прокатом №10 по ГОСТ 5781. Продолжаются работы по расширению сортамента проката сортового ряда на станах с параллельным освоением конкурентоспособных видов фасонного проката для среднесортного и мелкосортного стана.

Для обеспечения качества поверхности идет отработка технологии по применению новой смазки для волочения.

В 2009 году внедрен новый ингибитор кислотной коррозии, улучшающий качество травления проката и экологическую обстановку на участке травления.

В настоящее время продолжаются работы по повышению эффективности применения огнеупорных материалов в сталеплавильном производстве, которое является одним из основных направлений технического развития на заводе.

Проведен комплекс мероприятий, обеспечивающих высокую стойкость футеровки ДСП-80: испытание периклазоуглеродистых огнеупоров различных производителей в конструкции стен и эркерного узла, освоено производство огнеупорного малого свода из низкоцементных бетонов.

С целью увеличения стойкости футеровки горелочных тоннелей на методических печах внедрено собственное изготовление горелочных камней из огнеупорного бетона. Продолжается освоение технологии и испытание низкоцементных бетонов собственного производства в футеровке сталеразливочных ковшей.

На сегодняшнем этапе развития предприятие придерживается стратегии развития рынка. При выборе данной стратегии предприятие стремится осуществить:

  •  удержание и расширение рынка сбыта продукции по сравнению с прошлыми периодами;
  •  обеспечение соответствия продукции мировым стандартам и ее сертификации на соответствие международным нормам и требованиям эксплуатации;
  •  производство и реализация продукции на экспорт в дальнее и ближнее зарубежье;
  •  расширение номенклатурного перечня выпускаемой продукции;
  •  повышение потребительских свойств выпускаемой продукции с целью повышения ее конкурентоспособности.

В 2013 г. предполагается выполнение следующих опытно-конструкторских работ, которые представлены в таблице 1. В приложении 1 представим весь перечень инвестиционных проектов ОАО «ВМЗ», в тои числе и направленных на развитие инновационной деятельности завода.

Таблица 1 – План инновационной деятельности ОАО  «ВМЗ» в 2013 году25

Наименование ОКР

Источники финансирования

Ориентировочная стоимость, млн. руб.

Ожидаемые сроки выполнения

1

2

3

4

Разработка оборудования для передачи данных по протоколу GigabitEthernet

Инновационный фонд

75

31.03.2013 г

Внедрение VoIP-телефона, VoIP-шлюза, VoIP-конвертора

Инновационный фонд

125

30.06.2013 г

Разработка технологии для подачи окатышей на аглоленту

Инновационный фонд

120

30.09.2013 г

Разработка манипулятора-кантователя в цех готовой продукции

Собственные средства

5

31.03.2013 г

Разработка механизма для сцепки тележек

Собственные средства

25

31.03.2013 г

Разработка конструкторской документации на очистную станцию

Собственные средства

5

31.05.2013 г

Разработка конструкторской документации для коробки грозозащиты на участок УФК

Собственные средства

5

28.02.2013 г

Разработка новой модификации загрузочного аппарата

Собственные средства

30

30.06.2013 г

Разработка конструкторской документации на оборудование для комплекса единой цифровой системы управления, контроля и мониторинга производства агломерата

Собственные средства

30

31.10.2013 г

На выполнение вышеперечисленных работ потребуется 420 млн. руб., в т. ч.:

а) средства инновационного фонда ЗАО «ОМК» - 320 млн. руб.

б) собственные средства - 100 млн. руб.

Перечень оборудования для технического перевооружения ОАО «ВМЗ» в 2013 году с учетом инвестирования собственных средств приведен в таблице 2.

Таблица 2 - Перечень оборудования для технического перевооружения

№п/п

Модернизируемое производство (инвестиционный проект)

Наименование оборудования

Ориентировочная стоимость, млн. руб.

1

Механосборочное

Листогибочный пресс с ЧПУ

450

2

Аппарат для приваривания шпилек

11

3

Инструментальное

Ленточно-отрезной станок

40

4

Сборочно-монтажное

Станция ремонтно-паяльная с комплектом инструмента.

19

5

Паяльная станция 160 Вт с комплектом инструмента (15 шт.)

30

6

Паяльная станция 50 Вт с комплектом инструмента (5 шт.)

10

7

Управление

Пожарная сигнализация

82

ИТОГО: собственные средства ОАО «Металлургический завод им. А.К. Серова»

642

Необходимость технического перевооружения в 2013 году обусловлена значительным износом имеющегося оборудования и развитием производственно-технических возможностей предприятия.

Выбор оборудования для технического перевооружения обоснован. Все планируемое к приобретению оборудование окупается в нормативные сроки.26

Заключение

В результате инновационной деятельности рождаются новые идеи, новые и усовершенствованные продукты, новые или усовершенствованные технологические процессы, появляются новые формы организации и управления различными сферами экономики и ее структурами.

Инновационная деятельность является мощным рычагом, который помогает преодолеть спад, обеспечить структурную перестройку и насытить рынок разнообразной конкурентоспособной продукцией.

Предприятие может оказаться в кризисе, если не сумеет предвидеть изменяющиеся обстоятельства и вовремя отреагировать на них. В условиях рыночной экономики руководителю недостаточно иметь хорошую продукцию, он должен внимательно следить за появлением новых технологий и планировать их внедрение на своем предприятии, чтобы не отстать от конкурентов.

Современный менеджмент должен быть менеджментом инновационного типа, то есть обладать определенным инновационным потенциалом. В условиях рыночной экономики характерны тенденции ускорения развития, уплотнения времени, увеличения количества и разнообразия изменений, характеризующих условия функционирования предприятия. Управление должно поспевать за изменениями, реально происходящими в действительности. И фактором такого соответствия управления тем изменениям, которые происходят в экономической жизни, науке и технике, является инновационный потенциал управления, который формируется в работе с персоналом, подготовке менеджеров, организации управления, ориентированной на динамику.

Процесс организации инновационной деятельности на предприятии состоит из следующих взаимосвязанных этапов:

- определение цели управления инновацией;

- выбор стратегии менеджмента инновации;

- определение приемов управления инновацией;

- разработка программы управления инновацией;

- организация работ по выполнению программы;

- контроль за выполнением намеченной программы;

- анализ и оценка эффективности приемов управления инновацией.

Металлургический комплекс является одной из базовых отраслей российской экономики. Консолидация металлургической отрасли в России, рост слияний и поглощений ведут к ужесточению конкурентной борьбы на рынке торговли металлами и требуют постоянного наращивания конкурентных преимуществ и возможностей безотлагательного контроля над бизнес-процессами предприятия. Сейчас главной целью развития металлургических компаний является их становление в качестве высокотехнологичных, эффективных и конкурентоспособных предприятий, интегрированных в мировую металлургию.

В этих условиях важной задачей является создание для руководителя и собственника современной российской компании системы автоматизированного управления бизнесом, которая позволит соответствовать динамично развивающейся экономике предприятия и обеспечит его дополнительные конкурентные возможности. Укрепление курса на интеграцию отрасли и инвестиции в инновации также обусловлено необходимостью усиления контроля над издержками и стремлением предприятий застраховаться от возможных изменений рыночной конъюнктуры.

Список литературы

  1.  Аньшин В.М. Инновационный менеджмент: Концепции, многоуровневые стратегии и механизмы инновационного развития: Учебное пособие / Под ред. В.М. Аньшина. – М.: Дело, 2009. – 462 с.
  2.  Аньшина А.А. Инновационный менеджмент: Учебное пособие / Под ред. В.М. Аньшина, А.А. Дагаева. – М.: Дело, 2010. – 528 с.
  3.  Афонин И.В. Инновационный менеджмент: Учебное пособие / Под ред. И.В. Афонина. - М.: Гардарики, 2011. - 224 с.
  4.  Бляхман Л.С. Экономика, организация управления и планирование научно-технического прогресса: Учебное пособие / Под ред. Л.С. Бляхмана. – М.: Высшая школа, 2009 – 176 с.
  5.  Бочаров В.В. Методы финансирования инвестиционной деятельности предприятий: Учебник для вузов / Под ред. В.В.Бочарова. – М.: Финансы и статистика, 2010. – 160 с.
  6.  Григорьев Д.В. Инновационный менеджмент: ресурсы и эффективность: Учебник для вузов / Под ред. Д.В.Григорьева. – М.: ЮНИТИ, 2009 – 380 с.
  7.  Ильенкова С.Д. Инновационный менеджмент: Учебное пособие для вузов / Под ред. С.Д. Ильенковой. – М., 2009 – 327 с.
  8.   Инновации: теория, механизм, государственное регулирование. Учебное пособие / Под ред. Ю.В. Яковца. - М.: Изд-во РАГС, 2006 – 364 с.
  9.  Колтынюк Б.А. Инвестиции. Учебник. - СПб.: Изд-во Михайлова В.А. 2011. - 848 с.
  10.  Коробейников О.П. Экономика предприятия: Учебный курс. Нижний Новгород, 2010.
  11.  Кругликов А.Г. Системный анализ научно-технических нововведений: Учебное пособие для вузов / Под ред. А.Г. Кругликова. – М.: Наука, 2011 – 516 с.
  12.  Крылов Э.И. Анализ эффективности инновационной и инвестиционной деятельности предприятия: Учебное пособие. М.: Финансы и статистика, 2008. – 608с.
  13.  Ланин А.Б. Управление научно-техническим прогрессом на предприятии: Учебное пособие для вузов / Под ред. А.Б. Ланина. – М: ИНФРА-М, 2007 – 182 с.
  14.  Лахметкина Н.И.Инвестиционная стратегия предприятия. М.: КноРус, 2010.
  15.  Малахов Е.С. Теоретические основы инновационного анализа хозяйствующего субъекта//Справочник экономиста, 2008. - №9
  16.  Миляев К.Ю. Сбалансированное развитие интегрированных структур// ИнВестРегион № 3 / 2008.
  17.  Рудзицкий Б.М. Управление НТП: эффективность, структура, информация: Учебное пособие для вузов / Под ред. Б.М. Рудзицкого. – М.: Наука, 2011 – 206 с.
  18.  Сафронов. Экономика предприятия: Учебник. М.: ИФРА-М, 2007. -251 с.
  19.  Твисс Б. Управление научно-техническими нововведениями: Учебное пособие для вузов / Под ред. Б. Твисса. – М.: Экономика, 2009 – 316 с.
  20.  Тихонова А.Н. Менеджмент инновационной организации: Учебное пособие / Под ред. Тихонова А.Н. – М.: «Европейский центр по качеству», 2008 – 408 с.
  21.  Уткин Э.А. Инновационный менеджмент: Учебное пособие для вузов / Под ред. Э.А. Уткина. – М.: АКАЛИС, 2009 – 254 с.
  22.  Янковский К., Мухарь И. Организация инвестиционной и инновационной деятельности. СПб: Питер, 2010.
  23.  Инновации в металлургии//http://www.urm.ru/ru/379
  24.  http://оао-вмз.рф/о заводе

1Инновации: теория, механизм, государственное регулирование. Учебное пособие / Под ред. Ю.В. Яковца. - М.: Изд-во РАГС, 2006 – 364 с.

2Бляхман Л.С. Экономика, организация управления и планирование научно-технического прогресса: Учебное пособие / Под ред. Л.С. Бляхмана. – М.: Высшая школа, 2009 – 176 с.

3Твисс Б. Управление научно-техническими нововведениями: Учебное пособие для вузов / Под ред. Б. Твисса. – М.: Экономика, 2009 – 316 с.

4Ланин А.Б. Управление научно-техническим прогрессом на предприятии: Учебное пособие для вузов / Под ред. А.Б. Ланина. – М: ИНФРА-М, 2007 – 182 с.

5Крылов Э.И. Анализ эффективности инновационной и инвестиционной деятельности предприятия: Учебное пособие. М.: Финансы и статистика, 2008. – 608с.

6Тихонова А.Н. Менеджмент инновационной организации: Учебное пособие / Под ред. Тихонова А.Н. – М.: «Европейский центр по качеству», 2008 – 408 с.

7Ильенкова С.Д. Инновационный менеджмент: Учебное пособие для вузов / Под ред. С.Д. Ильенковой. – М., 2009 – 327 с.

8Аньшина А.А. Инновационный менеджмент: Учебное пособие / Под ред. В.М. Аньшина, А.А. Дагаева. – М.: Дело, 2010. – 528 с.

9Григорьев Д.В. Инновационный менеджмент: ресурсы и эффективность: Учебник для вузов / Под ред. Д.В.Григорьева. – М.: ЮНИТИ, 2009 – 380 с.

10Ильенкова С.Д. Инновационный менеджмент: Учебное пособие для вузов / Под ред. С.Д. Ильенковой. – М., 2009 – 327 с.

11Инновации: теория, механизм, государственное регулирование. Учебное пособие / Под ред. Ю.В. Яковца. - М.: Изд-во РАГС, 2006 – 364 с.

12Кругликов А.Г. Системный анализ научно-технических нововведений: Учебное пособие для вузов / Под ред. А.Г. Кругликова. – М.: Наука, 2011 – 516 с.

13Афонин И.В. Инновационный менеджмент: Учебное пособие / Под ред. И.В. Афонина. - М.: Гардарики, 2011. - 224 с.

14Лахметкина Н.И.Инвестиционная стратегия предприятия. М.: КноРус, 2010.

15Тихонова А.Н. Менеджмент инновационной организации: Учебное пособие / Под ред. Тихонова А.Н. – М.: «Европейский центр по качеству», 2008 – 408 с.

16Уткин Э.А. Инновационный менеджмент: Учебное пособие для вузов / Под ред. Э.А. Уткина. – М.: АКАЛИС, 2009 – 254 с.

17Аньшина А.А. Инновационный менеджмент: Учебное пособие / Под ред. В.М. Аньшина, А.А. Дагаева. – М.: Дело, 2010. – 528 с.

18Инновации: теория, механизм, государственное регулирование. Учебное пособие / Под ред. Ю.В. Яковца. - М.: Изд-во РАГС, 2006 – 364 с.

19 Инновации: теория, механизм, государственное регулирование. Учебное пособие / Под ред. Ю.В. Яковца. - М.: Изд-во РАГС, 2006, - 366 с.

20http://www.urm.ru/ru/379

21http://www.urm.ru/ru/379

22http://оао-вмз.рф/о заводе

23http://оао-вмз.рф/о заводе

24http://оао-вмз.рф/производство/инновации

25 Инновации в металлургии//http://www.urm.ru/ru/379

26 http://оао-вмз.рф/о заводе


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

42479. Определение цены деления и внутреннего сопротивления гальванометра 116.5 KB
  1 где − коэффициент пропорциональности называемый ценой деления; − число делений соответствующее отклонению стрелки. Под ценой деления прибора понимают физическую величину равную измеряемой величине при отклонении стрелки на одно деление.3 Цена деления по напряжению 4.
42481. ОПРЕДЕЛЕНИЕ МОДУЛЯ СДВИГА И МОМЕНТОВ ИНЕРЦИИ ТВЁРДЫХ ТЕЛ НА УСТАНОВКЕ «КРУТИЛЬНЫЙ МАЯТНИК» 1.2 MB
  Крутильный маятник по своему конструктивному устройству аналогичен крутильным весам. Различие, однако, в том, что весы используются в статическом режиме равновесия, а маятник применяется в динамическом режиме. При этом детали его конструкции вращаются, периодически изменяя направление поворота. Определение моментов инерции тел относительно главных и парал лельных осей 7 2. Измерение момента инерции рамки крутильного маятника...
42482. Расширение пределов измерений приборов магнитоэлектрической системы 94 KB
  Для того чтобы на основе гальванометра сделать амперметр параллельно гальванометру подключают сопротивление называемое шунтом рис. Так как требовалось расширить предел измерения гальванометра по току в n раз то ; тогда и 5.4 Если цена деления гальванометра по току равна k1 цена деления амперметра стала равной k1n а чувствительность прибора при этом уменьшилась в n раз.
42483. Сигнали цифрового лінійного тракту ВОСПІ 281.5 KB
  Специфіка оптичного волокна як середовища для передачі сигналу також оптоелектронні компоненти передаючого і приймельного пристроїв накладають обмеження на параметри цифрового сигналу що поступає в лінійний тракт Волоконнооптичної системи передачі тому виникає необхідність перекодування вихідного двійкового цифрового потоку в погоджений з волоконнооптичним трактом лінійний сигнал. Код вибирається в залежності від конкретних умов передачі: виду вихідних повідомлень параметрів волоконнооптичної лінії звязку що...
42484. Моделювання та дослідження нерекурсивного фільтра на основі швидкого перетворення Фур’є 433 KB
  Львів 2011 Хід роботи 1. УВАГА Зберігання виконаної роботи проводити виключно командою Sve ll 3. Для виконання лабораторної роботи скопіювати фрагмент коду позначений коментарем 5лабораторна робота: Нерекурсивні фільтри на основі ШПФ в кінець програми після директиви endif. Вибрати пункт 5 та проаналізувати варіант виконання лабораторної роботи.
42486. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВИЗУАЛЬНЫХ МАНИПУЛЯЦИОННЫХ МЕТАФОР ПРИ РАЗРАБОТКЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ 333.5 KB
  В процессе работы была подробно проанализирована метафора «Человек в стеклянном кубе», позволявшая отображать результаты запросов пользователей на реалистичной трехмерной модели человека. При этом, был найден удобный «манипулятор», который обеспечивает не только отображение статичных запросов пользователей, но и взаимодействие в реальном времени пользователя и интерфейса.