90135

Управление проектами в условиях становления инновационной экономики

Курсовая

Экономическая теория и математическое моделирование

Исследовать теоретические аспекты развития управления проектами в условиях становления инновационной экономики. Представить анализ управления проектами в условиях становления инновационной экономики на примере Хабаровского края. Разработать рекомендации по развитию управления проектами в условиях становления инновационной экономики.

Русский

2015-05-30

305.5 KB

1 чел.

СОДЕРЖАНИЕ


ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. В условиях перестройки структуры мировой экономики в Российской Федерации принята стратегия долгосрочного развития, основывающаяся на инновационной модели. Данная стратегия определяет приоритетные направления развития реального сектора российской экономики, т.е. смещает акцент с сырьевых отраслей на рынки высокотехнологичных и интеллектуальных услуг в доли ВВП. Основа специализации России все еще состоит в экспорте традиционных энергоресурсов, что требует увеличения роли технического регулирования в России, т.к. экономики развитых стран переходят на шестой технологический уклад. Развивается альтернативная энергетика, появляются экономически эффективные технологии добычи углеводородов из нетрадиционных источников, что приведет к снижению спроса и цен на ключевые товары российского сырьевого экспорта, сокращение доходной части бюджета, снижение значимости России в мировом экономическом разделении труда. В этих условиях и возникает необходимость формирования эффективной инновационной системы, а также анализа инновационной активности и определения места среди экономик других стран.

Анализ изученных источников и литературы. Проблемы управления проектами в условиях становления инновационной экономики рассматриваются в работах таких авторов, как А. Н. Асаул, Г. С. Гамидов, Т. А. Исмаилов, И. Л. Туккель, К. Х. Зоидов, В. В. Иванов и др.

Цель работы. Целью данной работы является исследование развития управления проектами в условиях становления инновационной экономики.

Исходя из поставленной цели, были определены следующие задачи:

1. Исследовать теоретические аспекты развития управления проектами в условиях становления инновационной экономики.

2. Представить анализ управления проектами в условиях становления инновационной экономики на примере Хабаровского края.

3. Разработать рекомендации по развитию управления проектами в условиях становления инновационной экономики.

Объектом исследования является инновационная экономика Хабаровского края

 Предметом исследования управление проектами в инновационной экономике.

Теоретико-методологической основой и эмпирической базой работы послужили: труды отечественных и зарубежных авторов по теме исследования.

Хронологические рамки исследования: период 2006- 2013 гг.

Практическая значимость работы. По мнению автора, в рамках данной работы проведено обобщение развития управления проектами в условиях становления инновационной экономики.


1.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ УПРАВЛЕНИЯ ПРОЕКТАМИ В УСЛОВИЯХ СТАНОВЛЕНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ЭКОНОМИКИ

1.1. Сущность инновационной экономики

Человечество вступило на этап развития постиндустриального общества. В его основе лежат информационные технологии и компьютеризированные системы, высокие наукоемкие технологии, основанные на них инновационные технологии, инновационные системы и инновационная организация различных сфер человеческой деятельности.

Конечным итогом этого этапа должно стать создание новой формы организации экономики инновационной экономики.

Еще в 2008 году, В.В. Путин охарактеризовал дальнейшее направление развития экономики [2]: «Для нас жизненно важной задачей является значительное повышение эффективности и устойчивости национальной экономики. С производительностью труда, как вы знаете, у нас большие проблемы. За счет повсеместного внедрения инноваций мы должны развиваться путем улучшения инфраструктуры, модернизации социальной сферы и формирования максимально благоприятной среды для предпринимательской деятельности».

Однако для того чтобы сформировать эффективную инновационную экономику, необходимо определить ее сущность и основные связанные с ней понятия.

«Рекомендации по сбору и анализу данных по инновациям» («Руководство Осло») определяет инновации как введение в употребление какого-либо нового или значительно улучшенного продукта (товара или услуги) или процесса, нового метода маркетинга или нового организационного метода в деловой практике, организации рабочих мест или внешних связях [14].

Основоположник теории развития, инноваций и идеи инновационной экономики Й. Шумпетер писал об инновационных процессах как о новых комбинациях, которые формируются в результате реорганизации производства благодаря использованию новой техники, появлению нового сырья, внедрению новой продукции, возникновению новых рынков сбыта.

Инновационная деятельность деятельность, имеющая конечным результатом получение нового или усовершенствование имеющегося продукта, услуги, формы организации производства, управления или технологии [17].

По мнению Гамидова Г.С. [3, с.64] инновационная экономика это экономика общества, основанная на знаниях, инновациях, доброжелательном восприятии новых идей, машин, систем и технологий, готовности их практической реализации в различных сферах человеческой деятельности. Она выделяет особую роль знаний и инноваций, прежде всего знаний научных.

Зоидов К.Х. [7, с.86] определяет инновационную экономику не как просто экономику, использующую для своего развития разнообразные инновации, т.е. научно-технические, предпринимательские и социально-экономические новшества. Он говорит, что инновационная экономика это экономика, всецело базирующаяся на инновациях, ставящая осознанной целью своего развития опередить всех возможных конкурентов в свете инноваций, экономическая система, эволюция которой направляется государством в сторону опережающего порождения и использования инноваций, причем последние становятся наивысшим приоритетом государственной экономической политики.

Таким образом, инновационная экономика это такой тип экономики постиндустриального общества, характерной чертой которого является то, что основным источником создания нового богатства являются инновации.

А переход к инновационному развитию в таком случае рассматривается как переход к инновационной экономике, то есть переход к тому моменту, при котором инновации становятся источником создания нового богатства.


1.2.
Содержание управления проектами в условиях становления инновационной экономики, их перспективы

В мировой практике управление инновационными проектами является особой сферой профессиональной деятельности, право на ведение которой закрепляется сертификатом. Существует международная ассоциация управления инновационными проектами, которая выдает подобные сертификаты, имеющие международный статус. К менеджеру по инновациям предъявляются особые требования. Он должен хорошо ориентироваться в различных видах профессиональной деятельности, соответствующей различным фазам инновационного процесса маркетинг, проектирование, производство, инвестирование и т.д. Он должен хорошо понимать специфический «язык» каждой профессии чертежи, технологические процессы, алгоритмы, бюджеты и т.д. Он должен быть высококвалифицированным и опытным руководителем, в совершенстве владеющим функциями менеджмента [5, с.71]:

  •  планирование;
  •  организация;
  •  координация;
  •  мотивация;
  •  контроль;
  •  представительство;
  •  отбор и прием кадров;
  •  информационное обеспечение;
  •  обеспечение ресурсами.

При управлении инновационным проектом важнейшей задачей менеджера по инновациям является координация и контроль фазных проектов:

1. По содержанию. С тем, чтобы не было отсутствия необходимых проектных решений или, наоборот, их дублирования (критерий полноты и согласованности).

2. По потокам данных (информации). Каждый проект имеет определенный набор данных на входе в него, которые необходимы для разработки проектных решений. На выходе из проекта формируются данные, которые являются входными для последующих проектов. Задачами менеджера являются:

  •  согласование потоков данных;
  •  обеспечение релевантной информации;
  •  установка единой нормативной и документационной базы.

3. По времени. Согласуя проектные работы по времени, насколько возможно менеджер должен предусмотреть параллельное выполнение разных проектных работ с целью сокращения сроков и исключения «временных провалов» в работе.

4. По ресурсам и приоритетам. В условиях ограниченности ресурсов, менеджер определяет приоритетность тех или иных проектных работ. Например, приоритетом может быть обеспечение высокого качества изделия или низкой цены при стандартном качестве, или продвижение товара, организация сбыта.

5. По участникам инновационного процесса. Основными участниками являются:

  •  заказчик юридическое или физическое лицо, выступающее как потребитель результатов проекта;
  •  инвестор юридическое или физическое лицо, вкладывающее средства в проект. Инвестор может быть одновременно и заказчиком;
  •  проектировщик (разработчик) специализированные организации, выполняющие работы по научным исследованиям и разработке, необходимые для достижения поставленных в проекте целей. Проектировщик также проводит технико-экономическое обоснование проекта и оформляет проектно-сметную документацию;
  •  исполнитель (изготовитель) организации (обычно это производственные фирмы), осуществляющие изготовление (материализацию) инновационного изделия, согласно проектной документации. Проектировщик и исполнитель могут быть одним лицом.

Важнейшей задачей менеджера по инновациям является стимулирование инновационного процесса, с тем чтобы он не превратился в «вялотекущий процесс» и не прекратился окончательно. В связи с этим менеджер должен иметь альтернативные решения, предусматривать всевозможные резервы по финансам, персоналу, материалам и прогнозировать возможные трудности и риски. При этом менеджер должен предусматривать оптимистичный, пессимистичный и реалистичный варианты развития инновационной деятельности. К настоящему времени наибольшее распространение получили две модели управления инновационными проектами [8, с.19]: каскадная модель (1970 1980 гг.), спиральная модель (1986-1990 гг.). Основной и наиболее часто применяемой является каскадная модель, для которой характерно выполнение последующей фазы работы после полного выполнения предыдущей. Положительные стороны применения каскадного подхода заключаются в следующем: на каждой фазе формируется законченный набор проектной документации, отвечающий критериям полноты и согласованности; выполняемые в логической последовательности фазы работ позволяют планировать сроки завершения всех работ и соответствующие затраты. Существенным недостатком такой модели управления проектными работами является необходимость остановки работ и возврата к предыдущим фазам из-за ранее совершенных проектных ошибок или необходимости тех или иных уточнений. В результате этого реальный процесс, выполняемый по каскадной схеме, имеет вид последовательных приближений к желаемому результату (итерации). Отсюда следуют срыв сроков, увеличение издержек, ухудшение качества. Для преодоления вышеперечисленных недостатков была предложена «спиральная» модель. При этом на этапах «Прикладная наука» «Разработка», предшествующих этапу «Производство», создаются прототипы образцы будущей инновации в компьютерном или реальном виде. На этих прототипах уточняются параметры нового изделия, его внешний вид, характеристики качества, потребительские свойства и т.д.

2. АНАЛИЗ УПРАВЛЕНИЯ ПРОЕКТАМИ В УСЛОВИЯХ СТАНОВЛЕНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ЭКОНОМИКИ НА ПРИМЕРЕ ХАБАРОВСКОГО КРАЯ

2.1. Анализ развития инноваций в экономике Хабаровского края

Для Хабаровского края переход на инновационный путь развития особо актуален и безальтернативен, поскольку инновационные изменения позволят повысить эффективность обрабатывающих отраслей, улучшить структуру экономики и нарастить валовой региональный продукт.

Хабаровский край исторически является центром обрабатывающей промышленности Дальнего Востока и поддерживает этот статус, развивая производства пятого технологического уклада, ключевыми факторами которого являются микроэлектронные компоненты.

Главным преимуществом края является сосредоточение на его территории предприятий оборонно-промышленного комплекса, осуществляющих производство высокотехнологичной продукции с высокой долей добавленной стоимости.

Среди субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа (далее - ДФО), Хабаровский край обладает значительным инновационным потенциалом. Об этом свидетельствует сосредоточение на территории края промышленных предприятий, таких отраслей как машиностроение (судостроение, авиастроение и другие), фармацевтика, энергетика и другие.

Хабаровский край занимает лидирующее положение по уровню инновационной активности среди субъектов Российской Федерации, входящих в состав ДФО. Доля инновационно активных организаций на начало 2011 года составила 11,1 процента, что превышает среднестатистическое значение показателя по Российской Федерации в целом (которое составляет 9,5 процента). Положительная динамика показателя сохраняется в период финансового кризиса, в 2008 году уровень инновационной активности в Хабаровском крае составил 11,0 процента; в 2009 - 11,1 процента; в 2010 - 11,1 процента. Как результат, объемы отгруженной инновационной продукции существенно превышают показатели сопряженных регионов и составляют до 50 процентов в отдельные годы от общего по ДФО выпуска продукции периоды реализации самолета SSJ-100 это преимущество может увеличиться на порядок). Это свидетельствует о влиянии научно-технического и образовательного потенциала на формирование новой (инновационной) экономики в Хабаровском крае.

Таким образом, Хабаровский край имеет предпосылки для развития пятого и шестого технологических укладов, характеризующихся высокой добавленной стоимостью промышленного производства.

Характеристика потенциала инновационного развития Хабаровского края:

1. Материальной основой инновационного развития экономики края являются отрасли, выпускающие конечную продукцию высокого передела. Хабаровский край является единственным регионом, где основу составляют обрабатывающие производства, транспорт и связь, являющиеся реципиентами высоких технологий. В Хабаровском крае сконцентрированы предприятия оборонно-промышленного комплекса, являющиеся ядром инновационной экономики, в которых сосредоточен мощнейший интеллектуальный и научно-технический потенциал. Предприятия оборонно-промышленного комплекса призваны стать локомотивом, который потянет за собой развитие различных отраслей промышленности: металлургии, машиностроения, химической и др. В Хабаровском крае производится 80 процентов продукции машиностроения Дальневосточного Федерального округа, почти 100 процентов нефтепереработки и черной металлургии, 56 процентов лесной и лесоперерабатывающей промышленности. Реализуются инновационные проекты, имеющие выход на международные рынки товаров и услуг.

2. В Хабаровском крае сформирована база для развития академической, вузовской и отраслевой науки. В научно-техническом секторе Хабаровского края действуют 26 научных организаций, в их числе 13 институтов (филиалов) академического профиля, 7 отраслевых НИИ, 6 центров научного и научно-технического обслуживания. Научные исследования и подготовка научных кадров выполняются также в 14 высших учебных заведениях. Особая роль в становлении инновационного характера экономики отводится университетам, так как они выступают центром фундаментальной науки и кадровой основой инновационного развития. На сегодняшний день перспективными центрами инновационной деятельности в крае можно считать два университета - Комсомольский-на-Амуре государственный технический университет и Тихоокеанский государственный университет. Данные вузы являются победителями федеральных конкурсов (2010, 2011 гг.) - «Развитие инновационной инфраструктуры в российских высших учебных заведениях» и «Конкурс поддержки программ стратегического развития государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования», и развитие этих вузов является на сегодняшний день национальным приоритетом в сфере модернизации высшего профессионального образования, науки и инноватики.

3. Осуществляется создание малых инновационных предприятий, на основе внедрения в хозяйственный оборот результатов интеллектуальной деятельности. Повысилась активность участия малых инновационных предприятий в программах Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере (программы «Старт», «Умник»). В 2011 году из Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере было привлечено 8,2 млн. рублей. По сравнению с 2008 годом объемы финансирования увеличились в 2 раза (объем финансирования в 2008 году составил 4,2 млн. рублей). Инновационные разработки предприятий и организаций, осуществляющих свою деятельность на территории края, находят широкое признание на российских и международных выставках в сфере высоких технологий. Количество участников международных выставок в 2011 году возросло в 2 раза, количество представленных разработок - в 3 раза, количество разработок, завоевавших медали выставок, возросло в 4 раза (по сравнению с 2008 годом).

4. Обеспечено формирование кадрового потенциала, способного управлять инновационными процессами. В рамках Президентской программы подготовки управленческих кадров для народного хозяйства по специальности «Инновационный менеджмент» подготовлено 150 молодых руководителей, десятидневные обучающие стажировки на действующих объектах инновационной экономики в г. Томске прошли 49 специалистов, в Школе инновационных менеджеров автономной некоммерческой организации «Дальневосточное агентство содействия инновациям» обучено около 250 человек. В Тихоокеанском государственном университете с 2008 года ведется подготовка специалистов по специальности «Управление инновациями». В профессиональной структуре научных кадров края доминируют специалисты технических наук - 36,4 процента; естественными науками занято 29,4 процента специалистов; на долю сельскохозяйственных, медицинских и общественных наук приходится 32,5 процента исследователей, гуманитарных наук - около 2 процентов специалистов высшей квалификации.

5. Создана инновационная инфраструктура, деятельность которой направлена на коммерциализацию научных разработок. Всего в инновационной сфере края на начало 2012 года работают 16 элементов инновационной инфраструктуры, в том числе два технопарка, два бизнес-инкубатора, четыре центра трансфера технологий, восемь центров коллективного пользования, один региональный центр инновационной поддержки. Ключевую роль в инновационной инфраструктуре занимает учрежденная Правительством Хабаровского края автономная некоммерческая организация «Дальневосточное агентство содействия инновациям» (далее также - АНО «ДАСИ»). Создание центра комплексной поддержки инновационной деятельности предприятий, организаций в крае позволило реализовать один из наиболее эффективных вариантов преодоления сложившихся проблем, базирующийся на концентрации в одном месте компетенций по трансферу технологий, защите интеллектуальной собственности, сети рискового финансирования, венчурного партнера, тренингу и инкубированию (консалтинговой, маркетинговой, инвестиционной, менеджмент и информационной поддержки) малых инновационных компаний. Услуги АНО «ДАСИ» востребованы рынком - за три года клиентская база АНО «ДАСИ» выросла в три раза и составляет более 130 предприятий крупного, среднего и малого бизнеса, научно-исследовательских и образовательных учреждений и организаций Хабаровского края.

6. В Хабаровском крае присутствуют возможности для создания наноиндустрии, которая является ядром шестого технологического уклада. Из всего перечня научно-исследовательских работ в области нанотехнологий в ДФО, 33 процента осуществляется в Хабаровском крае. Из проводимых научно-исследовательских работ в ближайшей перспективе около пяти проектов могут перейти из стадии исследований в стадию практического внедрения. В Хабаровском крае четыре промышленных компании приступили к реализации проектов с применением нанотехнологий.

Наличие потенциала подтвердила проведенная 1 - 2 декабря 2010 г. выставка «Дальневосточные проекты в формате нано», на которой было представлено семь проектов Хабаровского края, имеющих нанотехнологическую направленность. Осуществляется взаимодействие с ОАО «РОСНАНО». В 2011 году было подписано Соглашение о сотрудничестве между Правительством Хабаровского края и ОАО «РОСНАНО». В результате этого взаимодействия по трем проектам (ОАО «Дальэнергомаш», ОАО «КнААПО» и ЗАО «ОСК») проводятся мероприятия для принятия решения о софинансировании проектов ОАО «РОСНАНО». Ведется работа еще по тридцати двум нанотехнологическим проектам, имеющим потенциальную возможность получения финансирования ОАО «РОСНАНО».

В основе стратегического анализа лежит необходимость концентрации на укреплении сильных сторон (преимуществ) края для осуществления инновационного развития, а именно на развитии предприятий оборонно-промышленного комплекса (включая судостроение и авиастроение).

Наличие оборонного заказа на долгосрочную перспективу способствует освоению современных технологических производств, формированию спроса на инновации субъектов малых и средних предприятий гражданского производства, а также формированию предложения инноваций предприятиями оборонно-промышленного комплекса за счет производства конкурентоспособной высококачественной продукции.

Промышленные предприятия края восприимчивы к новым технологиям, около 50 процентов выдаваемых патентов на изобретения, полезные модели и промышленные образцы приходится на долю субъектов реального сектора экономики.

Усиление конкурентных преимуществ должно сопровождаться укреплением так называемого «технологического ядра», сформированного на основе перспективных отраслей промышленности края, в котором должен быть сосредоточен полный цикл обслуживания технологий, а также осуществление опытных разработок. Необходимо формирование инновационных промышленных комплексов (кластеров) полного цикла на базе таких отраслей промышленности, как авиастроение и судостроение. Функционирование таких комплексов должно основываться на принципах интеграции и технологической кооперации, так как взаимная зависимость субъектов, входящих в кластер, призвана укреплять экономическую и политическую стабильность.

Таким образом, в Хабаровском крае осуществляется активное формирование новой институциональной среды, соответствующей базовым ориентирам, обозначенным в Стратегии инновационного развития Российской Федерации до 2020 года. В процессе формирования новой институциональной среды, способствующей реализации сценария инновационного развития, в крае имеется ряд нерешенных проблем, связанных с совершенствованием нормативно-правовой среды и институционального обеспечения инновационной деятельности; развитием высокотехнологичных отраслей производства; формированием и развитием спроса на инновации; формированием инновационной инфраструктуры в крае; продвижением продукции на российский и международные рынки; обеспечением развития кадрового потенциала в сфере науки, образования, технологий и популяризации инновационной деятельности; формированием рынка интеллектуальной собственности.

Ежегодно Законом Хабаровского края от 10 ноября 2005 г. N 308 «О региональных налогах и налоговых льготах в Хабаровском крае» предусматривается льгота по налогу на прибыль в части сумм, зачисляемых в краевой бюджет, для субъектов инновационной деятельности. Ставка налога на прибыль организаций устанавливается в размере 13,5 процента в части сумм, зачисляемых в краевой бюджет.

Главным преимуществом Хабаровского края по сравнению с субъектами Российской Федерации, входящими в состав ДФО, является наличие высокотехнологичных отраслей, выпускающих конечную продукцию высокого передела - авиастроение, судостроение, черная металлургия, нефтепереработка, электротехническое производство и другое, а также транспорт, включая трубопроводный.

Машиностроительный комплекс края представлен такими передовыми производственными предприятиями, как ОАО «КнААПО», ОАО «Хабаровский судостроительный завод», ОАО «Амурский судостроительный завод» и другие. За три года объемы производства и реализации продукции в авиастроительной отрасли возросли в 2,2 раза, в судостроении - в 3,1 раза. Важнейшей задачей в данной ситуации выступает сохранение высоких темпов роста лидирующих отраслей промышленности в крае. Для того чтобы выйти на инновационный уровень развития, необходима территориальная организация промышленности.

Для решения этой задачи Правительство края приступило к работе по созданию инновационного территориального кластера авиастроения и судостроения. Решение о создании кластера соответствует положениям Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1662-р, в части обеспечения конкурентоспособности авиастроения, судостроения и судоремонта как приоритетных специализаций г. Комсомольск-на-Амуре, Хабаровской и Владивостокской городских агломераций.

Создание инновационного территориального кластера на территории Хабаровского края будет способствовать решению главной проблемы инновационной экономики - низкого спроса на инновации.

Спрос на инновации в крае со стороны крупных промышленных предприятий невысок, как и по Российской Федерации в целом, поэтому необходима кооперация и интеграция производственного сектора. Необходимо формирование новой системы предприятий, претендующих на инновационно-технологическое развитие и на инновационно-технологическое лидерство, соединяющей в себе все элементы технологического цикла. Кластер при этом будет выступать инструментом инновационно-технологического развития для экономики Хабаровского края, посредством которого планируется формирование инфраструктуры, реализующей стратегию агрессивного инвестиционного маркетинга, которая предполагает приток инвестиций в инновационные проекты и привлечение технологических партнеров на территорию края.

Реализация сценария инновационного развития требует также совершенствования инновационной инфраструктуры в крае. Изучение рыночного спроса на услуги инновационной инфраструктуры показало, что 65,9 процента руководителей предприятий, организаций края считают необходимым и целесообразным создание организации, которая осуществляла бы комплексную научно-методическую, организационную, финансовую и материально-техническую поддержку инновационных проектов и разработок.

Имеющаяся в Хабаровском крае инновационная инфраструктура на сегодняшний день не в полной мере способна удовлетворять потребности бизнеса. Решение данной проблемы возможно при помощи создания таких объектов инновационной инфраструктуры, как краевой технопарк, включающий в себя бизнес-инкубаторы, центры прототипирования и промышленного дизайна, центр коллективного доступа к высокотехнологическому оборудованию, центры инжиниринга и трансфера технологий и другое.

Продвижение инновационной продукции на внутренний рынок Российской Федерации и внешние рынки осуществляется в процессе их участия на выставках инновационных проектов в научно-технической сфере, которые организуются с целью обеспечения эффективного взаимодействия научных организаций и предприятий с промышленностью и потенциальными инвесторами.

Следует отметить, что инновационная активность научных организаций и промышленных предприятий заметно возросла. Количество участников международных выставок в сфере высоких технологий возросло в 2 раза, количество представленных разработок - в 3 раза. Количество разработок, завоевавших медали выставок, возросло в 4 раза (по сравнению с 2008 годом). Инновационные разработки края в 2011 году имели высокие оценки: 9 золотых медалей и дипломов первой степени, (в том числе АНО «ДАСИ» признана победителем в номинации «Лучшая инновационная площадка»), 15 серебряных медалей и дипломов второй степени, а также 9 дипломов за участие в выставке. Кроме того, большой интерес к инновационным разработкам края был проявлен со стороны потенциальных партнеров и инвесторов.

Развитие инновационной экономики в Хабаровском крае во многом зависит и от внедрения инновационных программ в университетах, которые, с одной стороны, выступают как центры фундаментальной науки, а с другой стороны, как кадровая основа инновационного развития. Образование занимает важное место в формировании культуры наукоемкого производства. Несмотря на наличие научно-образовательного потенциала и достаточно высокий уровень образования населения, в крае есть проблемы с нехваткой квалифицированных специалистов в области управления инновационной деятельностью, также наблюдается потребность в инженерных кадрах. Обеспечение интеграции образования, науки и производства посредством создания кластера приведет к росту инновационного потенциала Хабаровского края. Потенциал изобретательской активности в Хабаровском крае сосредоточен в значительной мере в реальном секторе экономики. На его долю приходится более трети выдаваемых патентов на изобретения, полезные модели и промышленные образцы.

Изобретательская активность бизнеса возрастает - количество полученных промышленными компаниями Хабаровского края патентов на изобретения и полезные модели в 2011 году в 4 раза превысило уровень 2007 года. Хабаровский край является лидером в Дальневосточном экономическом районе по использованию в хозяйственной деятельности объектов интеллектуальной собственности - изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, баз данных и программ для ЭВМ. Ежегодно предприятиями Хабаровского края используется порядка 2 тыс. передовых технологий.

В связи с ростом патентной активности, ростом количества заключенных лицензионных соглашений (особенности среди субъектов малого бизнеса) в крае необходимо формирование рынка интеллектуальной собственности.

Проанализировав развитие инноваций в экономике Хабаровского края, можно сделать вывод, что данный субъект федерации обладает средними инновационными возможностями. Темп роста затрат на технологические инновации в 2013 году к 2005 году вырос на 3,08 процентных пункта. В свою очередь темп роста внутренних затрат на научные исследования так же увеличился на 2,72 пункта. Характеризуется это, нормальной финансовой поддержкой текущих производственных запасов и затрат. Чтобы развивать инновационное производство и управление инновационными проектами в дальнейшем, необходимо активное освоение и увеличение новых технологий.

Таблица 1 – Развитие инноваций в экономике Хабаровского края

Выпуск студентов с высшим образованием (тыс. чел.)

2010

2011

2012

2013

16,9

17,6

17,8

16,9

Внутренние затраты на научные исследования и разработки (млн. руб.)

2010

2011

2012

2013

867,6

816,6

1011,4

1090,1

Затраты на технологические инновации (млн. руб.)

2010

2011

2012

2013

720,1

2140,4

3871,7

4902,0

Развитие инноваций в экономике полностью зависит от восприимчивости общества и организаций, что в свою очередь подразумевает инновационный климат. В таблице 2 представлены данные по увеличению темпа роста количества организаций 2013 года к 2010 году на 1,32 процентных пункта.

Таблица 2 – Число организаций, выполнявших научные исследования и разработки в Хабаровском крае

2008 г.

2009 г.

2010 г.

2011 г.

2012 г.

2013 г.

31

45

43

41

40

41

Таблица 3 – Удельный вес организаций, осуществлявших инновации, обеспечивающие повышение экологической безопасности в процессе производства товаров, работ, услуг, в общем объеме организаций, осуществлявших экологические инновации (%) в Хабаровском крае

Сокращение материальных затрат на производство единицы товаров, работ, услуг

Сокращение энергозатрат на производство единицы товаров, работ, услуг

Сокращение выброса в атмосферу диоксида углерода (СО2)

Замена сырья и материалов или менее опасные

Снижение загрязнения окружающей среды

Осуществление вторичной переработки отходов производства, воды или материалов

2012 г.

2013 г.

2012 г.

2013 г.

2012 г.

2013 г.

2012 г.

2013 г.

2012 г.

2013 г.

2012 г.

2013 г.

68,8

60,0

68,8

66,7

62,5

46,7

37,5

33,3

75,0

60,0

31,3

33,3

При том, что темп роста уровня затрат на технологические инновации в 2013 году к 2008 году увеличился на 3,08 процентных пункта (таблица 4). Что характеризует инновационный потенциал Хабаровского края как «оптимальный». Это означает, что регион является наукоемким и привлекательным для создания и внедрения новых инноваций.


Таблица 4 – Затраты на технологические инновации (млн. руб.)

2008 г.

2009 г.

2010 г.

2011 г.

2012 г.

2013 г.

1086,0

1153,0

720,1

2140,4

3871,7

4902,0

На рисунках 1 и 2 и в таблице 5 представлены данные по результативности инновационной деятельности в Хабаровском крае.

В целом можно подытожить, что для развития инновационной инфраструктуры как главного фактора интеграции производства и как условия социально-экономического развития региона необходимо продолжать работу по поддержке и созданию новых технопарков, бизнес-инкубаторов инновационнионно-технологических центров, так же необходимо предоставление налоговых льгот для некоторых компаний.

Рисунок 1– Численность персонала, занятого научными исследованиями разработками (чел.)

 

Рисунок 2 – Число созданных передовых производственных технологий

Таблица 5 – Внутренние текущие затраты на научные исследования и разработки по видам работ (млн руб.)

Прикладные исследования

Разработки

2011 г.

2012 г.

2013 г.

2011 г.

2012 г.

2013 г.

193,4

341,9

325,3

97,9

118,5

105,4

Одним из главных условий для осуществления инновационного прогресса на Дальнем Востоке должно служить четкая постановка целей, стратегии и задач инновационного развития региона.

Процесс формирования инновационной структуры будет проходить наиболее эффективно только в таких условиях региона, если будет сосредоточено достаточно комплексов различных предприятий, и не менее важно присутствие развития экономической деятельности.

2.2. Примеры управления инновационными проектами в Хабаровском крае

Управление инновационными проектами в Хабаровском крае раскрыто через некоторые внедренные инновационные проекты в регионе.

Инновационный проект «Сухой дом»

Заключение об экономическом эффекте применения технологии восстановления мягких кровель и системы профилактических ремонтов (СПР) с использованием мобильных комплексов. «Альфа-Союз» Кровля, как никакая другая часть здания, постоянно подвергается значительному воздействию внешних агрессивных факторов: перепады температур, солнечная радиация, частое и длительное воздействие осадков, твердых частиц и пыли, агрессивность и постоянная высокая влажность воздуха. Все они имеют место в климатической зоне Дальнего Востока. Текущие кровли в данной среде являются предельно актуальными и острыми, когда говорится о необходимости формирования на Дальнем Востоке комфортных условий проживания. На территории Хабаровского края мягкие кровли занимают значительные площади – 5397 тыс. м. При общем низком качестве их устройства и нарушениях эксплуатации, большая часть кровли требует проведения капитального ремонта. Потребность в надежной кровле обусловлена еще и тем фактом, что основная доля жилфонда введена в эксплуатацию 30-40 лет назад. Сохранение эксплуатационных свойств зданий является важной задачей, которую невозможно решить при протекающей крыше и систематическом попадании в конструкцию влаги. В г. Хабаровске и в Хабаровском крае в целом, ежегодно за счет средств, выделяемых бюджетами муниципальных образований, возможно производить ремонт только 30-40% всех требующих ремонта кровель. При этом низкое качество работ и применяемых технологий не устраняет источника возникновения протечек из-за конденсации влаги в межслойном пространстве. Дополнительное наклеивание рулонного материала приводит лишь к повышению слойности кровельного покрытия и критичности массы давления на конструкцию здания. По данным ВНИИНТПИ через 1-2 года протекает до 30% кровель, через 5 лет – до 70%, а через 7 лет – практически 100% кровель с покрытием из углеродосодержащих материалов. Постоянного ремонта требуют 50% находящихся в эксплуатации кровель. Расчетная потребность в ремонте мягких кровель по ЖКХ Хабаровского края на начало 2009 г. составляла 1133,8 тыс. м2, в т.ч. капитального – 567,3 тыс. м2. Ежегодные затраты на ремонт мягких кровель в России составляют около 4 млрд. руб., что свыше 15% затрат, предусмотренных на содержание зданий. Ремонт превращается в бездонную «черную дыру» любого бюджета, потребляя все больше как денежных, так и материальных ресурсов. В компании «Альфа-Союз» разработан и внедрен инновационный подход к решению проблемы эксплуатации мягких кровель – система профилактических ремонтов (СПР). С внедрением ресурсосберегающей технологии изменена сама формула организации работ.

Управление проектами на примере завода «Дальэнергомаш»

Для освоения новых видов продукции и выхода на новые рынки на базе завода «Дальэнергомаш» реализуется ряд инвестиционных проектов. Основные и значимые для предприятия профильные проекты - «Создание производства турбинных лопаток с гибридным наноструктурированным покрытием, работающих в среде высокотемпературных хвостовых газов» и «Создание производства газовых турбин малой мощности и электростанций на их основе». Проект организации лопаточного производства планируется к реализации при финансовом и организационном участии ОАО «Роснано».

В декабре 2010 года Правительством Хабаровского края и Министерством промышленности транспорта и связи была организована выставка инновационных проектов предприятий края, куда были приглашены руководители тогда ещё госкорпорации «Роснанотех». Первая презентация проекта потенциальному инвестору прошла в рамках проводимой выставки, а более детальное рассмотрение состоялось во время визита на наше предприятие руководителя корпорации Анатолия Чубайса.

На сегодняшний день уже оформлена заявка на получение патента. Изготовлены опытные партии лопаток с наноструктурированным покрытием: для ротора турбины низкого давления, а также для ротора турбины высокого давления. Разработано научно–техническое обоснование проекта и передано на экспертизу и утверждение в научно–технический совет ОАО «Роснано», готовится к разработке бизнес план проекта.

Второй инвестиционный проект, но не второй по значимости – это проект освоения выпуска газовых энергетических турбин малой мощности. Предпосылкой для этой разработки стала федеральная программа повышения энергоэффективности и энергосбережения. В рамках реализации программы при полномочном представителе Президента в ДФО была создана рабочая группа, куда вошли представители ОАО «Дальэнергомаш», также между Правительством края и Объединённой двигателестроительной корпорацией было заключено соглашение о сотрудничестве в области повышения энергетической эффективности. Одна из задач рабочей группы – это повышение энергоэффективности систем коммунальной энергетики Хабаровского края путём модернизации и перевода объектов тепловой генерации на совместную выработку двух видов энергии – тепловой и электрической. Производственной площадкой при реализации мероприятий по модернизации определена компания «Дальэнергомаш».

Турбин без лопаток не бывает, и эти два проекта выгодно дополняют друг друга. Успех каждого проекта основывается на успешной реализации другого, а вместе реализация двух взаимодополняющих проектов - это один из «камней» в фундаменте стабильного будущего предприятия.

Основные проблемы любого машиностроительного предприятия региона – это высокие издержки при производстве продукции и основная составляющая – энергетическая, и рассматриваемое предприятие не исключение. Сегодня в край пришёл природный газ, а предприятие вынуждено отапливаться электричеством –на сегодняшний день это дешевле, чем мазутом. Помощь правительства в вопросе газификации предприятия, в том числе и финансовая, была бы неоценима. Сегодня в Хабаровском крае одним из инструментов стимулирования промышленного производства принят так называемый «тариф экономического развития». Суть его – в компенсации затрат на электроэнергию в объёме финансирования предприятием мероприятий, нацеленных на энергоэффективность. Предприятие направляет значительные средства на эти цели, но при распределении квот на применение этого тарифа завод обошли, а для нас это было бы хорошее подспорье.

Управление проектами на примере ОАО «Амурский судостроительный завод»

В Хабаровском крае хорошо развито судостроение – отрасль с высоким интеллектом, с высокой переработкой, а значит, и с высокой добавленной стоимостью. Это комплексные инновации, которые внедряются не ради инноваций, а ради гражданина, проживающего на территории Хабаровского края. Такие инновации дают новые квалифицированные рабочие места, позволяют решать социальные вопросы. И плюс ко всему они притягивают зарубежные инвестиции.

Крупнейшее судостроительное предприятие на Дальнем Востоке, введено в строй в 1936 году. Всего за историю завода было построено 270 судов и кораблей, в том числе атомные и дизельные подводные лодки, надводные боевые корабли, гражданские суда различного назначения и класса.

Это полнопрофильное судостроительное предприятие, хорошо оснащённое, с развитым производством большого перечня продукции судового и общего машиностроения. Наличие закрытых отапливаемых сухих эллингов позволяет весь цикл строительства осуществлять круглогодично при нормальных температурных режимах и доводить состояние кораблей и судов до высокой технической готовности. Для достройки судов имеется собственная сдаточная база в городе Большой Камень.

Но существует ряд вопросов, которые должны найти своё решение на государственном уровне. И зависеть это будет от принятия закона о судостроении, который станет базой для реализации нужд и чаяний предприятий судостроительной промышленности. Без законодательной базы большинство профильных предприятий не развиваются, а по существу борются за выживание. В таких условиях необходима твёрдая политическая воля и крайне пристальное и долговременное внимание государства к этому сектору экономики. Перспективы у АСЗ есть, но реализация их без федеральной поддержки, законодательной, прежде всего, будет осуществляться непросто.

Существенно выросли объёмы финансирования строительства корабля «Корвет» на ОАО «Амурский судостроительный завод» и боевых самолётов на ОАО «КнААПО». В целом по округу гособоронзаказ увеличился. По предприятиям ОПК Хабаровского края - на 36,1 %. Однако высокие темпы роста гособоронзаказа говорят скорее не о благополучном состоянии дел, а о крайне низкой базе прошлых лет. И задача состоит в исправлении ситуации, дав предприятиям возможность развиваться. Ведь потенциал очень высокий. В своё время проведен ряд совещаний на базе инновационного объединения имени Гагарина, где на практике показали участникам промышленного рынка достижения во внедрении прогрессивных технологий, инновационного оборудования, новых бизнес–процессов.

Благодаря инвестиционным проектам, реализуемым на базе ОАО «Комсомольское–на–Амуре авиационное производственное объединение имени Ю. А. Гагарина», в Хабаровском крае портфель европейских инвестиций гораздо объёмнее азиатского. В производстве самолёта Суперджет–100 задействована практически вся Европа и США. Это мировая практика: странам, участвующим в закупке проекта, выгодно участвовать в его реализации. А определяющим фактором остаётся конечный продавец, в нашем случае это Комсомольск–на–Амуре, Хабаровский край. Таких объединений больше нет ни в одном регионе страны. Здесь работает более 16 тыс. человек, в это инновационное, высокоинтеллектуальное производство вовлечено много других производственных предприятий, базирующихся, в том числе, и в Хабаровском крае. Государство это понимает. В период кризиса Премьер–министр России Владимир Путин лично прилетал на завод, где было принято решение по финансированию новой программы «Суперджет–100», которая тоже пострадала. Недавно в Москве был подписан контракт на поставку истребителей для Военно–воздушных сил РФ, которые будут производиться на базе ОАО «КНААПО».

Управление проектами на примере ОАО «Хабаровский аэропорт»

В июле этого года акционером ОАО «Хабаровский аэропорт» стала корейская государственная корпорация «Международный аэропорт Инчхон», сто процентов акций которой принадлежит правительству республики Корея. Один из крупнейших аэропортов – «Международный аэропорт Инчхон» – шесть лет прочно удерживает звание лучшего аэропорта в мире.

Сотрудничество двух аэропортов началось в 2009 году, когда ОАО «Хабаровский аэропорт» объявило тендер на разработку генерального плана развития аэропорта на долгосрочную основу и корпорация «Международный аэропорт Инчхон» его выиграла. За два года была проделана большая совместная работа, результатом которой стал подробный план развития международного аэропорта Хабаровск до 2030 года. Мастер–план будет презентован компаниями на V Дальневосточном международном экономическом форуме. Он включает в себя прогноз воздушных перевозок, стратегию аэропорта, план зонирования и использования земель в зоне развития аэропорта, поэтапный план строительства и реконструкции объектов аэродромной и аэропортовой инфраструктуры, а также оценку инвестиционной привлекательности проекта для потенциальных инвесторов.

Корейская сторона высоко оценила инвестиционную привлекательность проекта по развитию аэропорта Хабаровск и приобрела 10 % акций ОАО «Хабаровский аэропорт». Однако участие иностранного инвестора в проекте не ограничивается только приобретением доли в акционерном капитале – «Инчхон» прежде всего заинтересован в передаче своих знаний и технологий аэропорту Хабаровск, совместной реализации проекта по строительству нового пассажирского терминала и обучению российских специалистов.

Для реализации всех планов по дальнейшему развитию инфраструктуры аэропорта в качестве узлового аэропорта федерального значения необходимо серьёзное участие государства в проекте. Проектирование и строительство аэропорта Хабаровск осуществлялось в 70–90х годах прошлого века, и поэтому всей наземной инфраструктуре необходима модернизация в соответствии с современными, в том числе международными, требованиями по обслуживанию пассажиров, грузов и воздушных судов.

Особую роль здесь играет техническое состояние аэродрома Хабаровск (Новый). В рамках федеральной целевой программы «Развитие транспортной системы России» предусмотрена реконструкция взлётно–посадочных полос, рулёжных дорожек и перрона. В этом году должны были начаться проектные работы, в 2012 году – работы по реконструкции аэродрома. Однако сроки программы постоянно переносятся, финансирование сокращается. На сегодняшний день проектные работы запланированы на 2012–2014 гг., а начало реконструкции – на 2015 год.

Для достижения необходимого синергетического эффекта необходимо синхронизировать вложения государства в федеральное имущество – аэродром – с вложениями частных инвесторов в аэропортовую инфраструктуру. А также ускорить реализацию федеральной целевой программы и перенести начало реальных работ по реконструкции взлётно–посадочных полос аэропорта на 2013–2014 гг.

Также одной из проблем является отсутствие в аэропорту Хабаровск базовой авиакомпании. На сегодняшний день роль базового перевозчика для аэропорта фактически выполняет компания «Владивосток–Авиа». В соответствии с решением Правительства РФ, «Владивосток–Авиа» будет передана авиакомпании «Аэрофлот», которая заинтересована в развитии дальнемагистральных направлений, таких как Москва – Хабаровск – Москва. Тем самым это может лишить жителей Хабаровского края полётов по среднемагистральным и региональным маршрутам, так как для крупных авиакомпаний, имеющих базу в европейской части России, полёты по Дальнему Востоку не представляют большого интереса.

Создание регионального перевозчика с базой в аэропорту Хабаровск является одним из путей решения проблемы. Это позволит объединить маршруты из городов ДФО в одном узловом аэропорте, что имеет важное социальное значение – позволит дальневосточникам увеличить авиационную подвижность, улучшить качество жизни населения и будет способствовать экономическому развитию края и Дальневосточного Федерального округа.

Управление проектами на примере предприятия «Римбунан Хиджау Групп»

Один из ярких примеров правильности выработанной политики – реализация инвестиционных проектов по переработке древесины. Если ещё несколько лет назад колоссальные объёмы ценных лесных пород вывозились для переработки за границу, сегодня крупные предприятия самостоятельно занимаются её переработкой.

По итогам полугодия на Дальнем Востоке выросло производство обработанных лесоматериалов. Самый высокий показатель – в Хабаровском крае: обработка увеличилась на 45,8 %, а объёмы заготовки древесины – на 7,6 % по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Ежегодно мы наблюдаем углубление этого процесса, который приносит новые квалифицированные рабочие места, дополнительные доходы в бюджеты всех уровней: района, края, страны.

Строительство завода по производству древесноволокнистых плит MDF/THDF в посёлке Хор Хабаровского края входит в число приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов. Строительство нового завода находится в завершающей стадии, его открытие произошло в конце сентября 2011 года. Это перспективное направление в области освоения природных ресурсов Дальнего Востока, которое развивает малазийская компания «Римбунан Хиджау Групп».

Сегодня природные ресурсы Дальнего Востока используются не эффективно. Примерно в пять раз меньше, чем в Малайзии. Если Малайзия с одного кубического метра древесины получает 500–600 долларов, то в ДФО – от 90 до 110 долларов. Такое соотношение сохраняется и в сфере использования морских биоресурсов и углеводородов.

Сегодня сдерживающим фактором в развитии лесоперерабатывающей отрасли остаётся почти полное отсутствие внутреннего рынка. Тарифы на грузоперевозки по стране настолько высоки, что после транспортировки конкурентная способность продукции теряется. Для того чтобы отрасль стала рентабельной, необходимо уменьшить стоимость грузоперевозок на длительные расстояния.

Таким образом, во второй главе определен характер инновационной экономики Хабаровского края как находящуюся на среднем уровне, а также представлены примеры управления проектами в условиях инновационной экономики региона.


3. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАЗВИТИЮ УПРАВЛЕНИЯ ПРОЕКТАМИ В УСЛОВИЯХ СТАНОВЛЕНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ЭКОНОМИКИ

Для достижения дальнейшего развития управления проектами в условиях становления инновационной экономики Хабаровского края поставленных целей для обеспечения устойчивого роста экономики края возможно рекомендовать решение следующих задач:

  •  диверсификация экономики края и переход на инновационный путь развития;
  •  привлечение инвестиций и формирование нового качества инвестиционной политики края;
  •  реализация инфраструктурных проектов (транспорт, энергетика, жилищно-коммунальное хозяйство);
  •  продвижение комплексных и кластерных проектов развития;
  •  программная поддержка регионального экономического развития.

Особая роль в решении задачи по диверсификации экономики края и переходу на инновационный путь развития отводится интеллектуальным территориям: технопаркам, технико-внедренческим зонам, бизнес-паркам, которые будут способствовать созданию в крае наукоемких технологий и производств.

В целях инновационного развития и дальнейшей модернизации экономики края будут проведены комплексные мероприятия по созданию условий и стимулов для разработки и внедрения инновационных технологий и продукции хозяйствующими субъектами края.

Выполнение нижеследующих мероприятий позволит привлечь в научно-инновационную сферу дополнительные средства, в том числе средства государственных внебюджетных фондов и частных инвесторов. Все это даст серьезный импульс к повышению конкурентоспособности экономики региона за счет ее инновационной составляющей, а также будет способствовать устойчивому социально-экономическому развитию края в целом.

Стимулирование организаций к разработке и использованию инноваций направлено на увеличение количества инновационно-активных организаций, осуществляющих технологические инновации и увеличение объемов инновационной продукции, что должно привести к расширению сегмента инновационной экономики края. В рамках данного направления создаются благоприятные условия для развития инновационного процесса по всей цепочке, начиная от генерации знаний и заканчивая освоением рынков сбыта инновационной продукции.

Формирование инновационной инфраструктуры предусматривает создание и развитие институтов инновационной инфраструктуры, обеспечивающих передачу научных знаний из сектора НИОКР организациям бизнес-сферы и комплексную организационно-консалтинговую, материальную и иную поддержку процессов трансфера технологий, коммерциализации научных знаний, инкубирования инновационных компаний.

Инновационная инфраструктура обеспечит включение региональной инновационной экономики в национальную инновационную систему и международную сеть трансфера технологий, а также взаимодействие на региональном уровне инновационных компаний с наукой и инвесторами.

Продвижение инновационной продукции на российский и международный рынок предусматривает оказание содействия инновационным организациям края в решении вопросов по продвижению и сбыту инновационной продукции (работ, услуг), а также формирование основ международного экономического сотрудничества в сфере инноваций с другими странами.

Создание рынка труда в сфере инновационной деятельности, развитие многоуровневой системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов для инновационной деятельности в производственно-технологической и научной области включает подготовку управленческих кадров в инновационной сфере, повышение их квалификации, а также проведение семинаров для широкого круга участников по вопросам научно-технической и инновационной деятельности.

Исходя из основных положений и мероприятий, отраженных в указанных документах, приоритетами краевой государственной политики в сфере инновационного развития и модернизации экономики являются создание и развитие потенциально конкурентоспособных наукоемких производств и стимулирование инновационной активности высокотехнологичных секторов экономики за счет:

- формирования инновационной системы в крае и развития ее элементов;

- формирования технологической платформы на базе промышленных предприятий, представляющих высокотехнологичный сектор экономики края, и развития спроса на инновационную продукцию;

- развития кадрового потенциала;

- содействия осуществлению на промышленных предприятиях Хабаровского края научных исследований и разработок, соответствующих приоритетным направлениям развития науки и техники;

- развития устойчивых внутренних, межрегиональных и международных кооперационных связей организаций науки, промышленности, высших профессиональных образовательных организаций путем формирования территорий инновационного развития и развития инновационных территориальных кластеров;

- эффективного взаимодействия с федеральными органами власти, крупными финансово-промышленными группами по привлечению инвестиций из федерального бюджета и внебюджетных источников на реализацию инновационных проектов и проектов по модернизации промышленного производства.

Таким образом, в третьей главе определено, что для обеспечения инновационного пути развития экономики Хабаровского края необходимо инвестирование ключевых секторов экономики края, а, следовательно, совершенствование управления проектами в отраслях инновационной экономики, к которым относят: машиностроение, транспортный, топливно-энергетический комплексы, лесопромышленный комплекс; а так же развитие малого и среднего предпринимательства, путем формирование комфортных условий для ведения бизнеса.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, по проделанной работе можно сделать следующие выводы.

Управление инновационными проектами является особой сферой профессиональной деятельности, право на ведение которой закрепляется сертификатом. Существует международная ассоциация управления инновационными проектами, которая выдает подобные сертификаты, имеющие международный статус. К менеджеру по инновациям предъявляются особые требования. Он должен хорошо ориентироваться в различных видах профессиональной деятельности, соответствующей различным фазам инновационного процесса. В Хабаровском крае сформированы основные элементы инновационной системы: сектор научных разработок; инновационно-ориентированный бизнес; кадры, владеющие основами технологического менеджмента; инновационная инфраструктура, предоставляет развернутый набор услуг. При условии проведения скоординированной политики в области инновационного развития и модернизации, с использованием инструментов государственной поддержки научно-исследовательского потенциала, а также с участием институтов развития Хабаровский край может занять лидирующее положение по освоению и производству высокотехнологичной продукции, стать технологической платформой инновационной экономики на Дальнем Востоке России. Формирование инновационной инфраструктуры предусматривает создание и развитие институтов инновационной инфраструктуры, обеспечивающих передачу научных знаний из сектора НИОКР организациям бизнес-сферы и комплексную организационно-консалтинговую, материальную и иную поддержку процессов трансфера технологий, коммерциализации научных знаний, инкубирования инновационных компаний. Инновационная инфраструктура обеспечит включение региональной инновационной экономики в национальную инновационную систему и международную сеть трансфера технологий, а также взаимодействие на региональном уровне инновационных компаний с наукой и инвесторами.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1.  Асаул, А. Н. Введение в инноватику: учебное пособие / А. Н. Асаул, В. В. Асаул, Н.А. Асаул, Р. А. Фалтинский; под ред. засл. Деятеля науки РФ А. Н. Асаула. – СПб.: АНО «ИПЭВ», 2010. – 280 с.
  2.  Выступление В. В. Путина на заседании Государственной Думы. 8 мая 2008 года. Москва.
  3.  Гамидов, Г. С. Инновационная экономика: стратегия, политика, решения/ Г. С. Гамидов, Т. А. Исмаилов, И. Л. Туккель. - СПб.: Политехника, 2007. - 356 с.
  4.  Голиченко, О. Г. Возможности и альтернативы инновационного развития России / О. Г. Голиченко // Инновации. – 2013. - № 5. С. 20-24.
  5.  Голиченко, О. Г. Риски реализации стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020г «Инновационная Россия – 2020» / О. Г. Голиченко, С. А. Самоволева // Инновации. – 2012. - №4. С. 71-80.
  6.  Дорофеев В.Д., Дресвянников В.А. Инновационный менеджмент: Учеб. пособие – Пенза: Изд-во Пенз. гос. ун-та, 2013. 189 с.
  7.  Зоидов, К. Х. Инновационная экономика: опыт, проблемы, пути формирования / К. Х. Зоидов. - М.: ИПР РАН, ИМ АН РТ, 2006. – 168 с.
  8.  Иванов, В. В. Модернизация и политика инновационного развития / В.В. Иванов // Инновации. – 2012. - № 9. С. 13-20.
  9.  Иванов, И. А. Инновационный менеджмент: учебник для ВУЗов / И. А. Иванов. – Ростов-на-Дону: ООО Издательство «Баро-Пресс», 2011. – 395 с.
  10.  Индикаторы инновационной деятельности: 2013. Статистический сборник. – М.: ГУ–ВШЭ, 2009. – 473 с.; Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики России: 2013 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.gks.ru
  11.  Индикаторы науки: 2013. Статистический сборник. – М.: ГУ-ВШЭ, 2013 – 401 с.; Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики России: 2013 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: www.gks.ru
  12.  Инновационный менеджмент: учебное пособие / под ред. д.э.н., проф. Л.Н. Оголевой – М.: ИНФРА – М, 2012. – 238 с.
  13.  Медынский, В. Г. Инновационный менеджмент: учебник для ВУЗов / В. Г. Медынский. – М.: Изд-во «ИНФРА-М», 2012. – 526 с.
  14.  Руководство Осло. Рекомендации по сбору и анализу данных по инновациям. Третье издание. Перевод с английского – издание второе исправленное. - М., 2010. - 107 с.
  15.  Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020г. « Инновационная Россия – 2020». [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: http:// www.economy.gov.ru. (дата обращения 25.10.2013)
  16.  Стратегия развития науки и инноваций в Российской Федерации на период до 2015 года (утв. Межведомственной комиссией по научно-инновационной политике) (протокол от 15 февраля 2006 г. N 1) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_101907/ (дата обращения 25.10.2013)
  17.  Трошин, А. В. Человеческий капитал как фактор развития инновационной экономики России / А. В. Трошин // Электронный научный журнал «Вестник Волгоградского государственного технического университета». 2010 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: http://econ.vsu.ru/downloads/pub/seconomic/9/Troshin.pdf (дата обращения: 31.10.2013)
  18.  Фатхутдинов, Р. А. Инновационный менеджмент: учебник для вузов / Р. А. Фатхутдинов. – М.: ЗАО «Бизнес-школа «Интел-Ситез», 2013. – 600 с.
  19.  Шапиро, В. Д. Управление проектами: учебник для ВУЗов / В. Д. Шапиро. - М.: Изд-во «ИНФРА-М», 2013. – 285 с.
  20.  Юданов, А. Ю. Что такое инновационная фирма? / А. Ю. Юданов // Вопросы экономики. – 2012. - № 7. С. 30-46.

PAGE   \* MERGEFORMAT 2


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

14918. АЛАШ ТҰЛҒАЛАРЫНЫҢ КӨЗҚАРАСЫНДАҒЫ ҮНДЕСТІК 46.5 KB
  АЛАШ ТҰЛҒАЛАРЫНЫҢ КӨЗҚАРАСЫНДАҒЫ ҮНДЕСТІК XIX ғасырдың екінші жартысынан басталған қазақ ішіндегі күрестартыстардың басында болған қайраткерлер халқын орыс езгісінен азат етуді көздеді. Олар елін отарлаудан құтқарып ашық түрде күреске бастады. Олардың алға қойға
14919. АЛАШОРДА ҮКІМЕТІ ЖӘНЕ МЕМЛЕКЕТТІК ТІЛ САЯСАТЫ 59.5 KB
  АЛАШОРДА ҮКІМЕТІ ЖӘНЕ МЕМЛЕКЕТТІК ТІЛ САЯСАТЫ Елбасы Н.Назарбаев Қазақстанның болашағы – бүгінгі жастар. Сіздер оларға қалай білім берсеңіздер Қазақстан сол деңгейде болады деп атап көрсеткен [1]. Тәуелсіз ел тірегі – білімді ұрпақ десек дәуірдің күн тәртібінде т...
14920. АЛАШТЫҢ АСТАНАСЫ ЖӘНЕ ҰЛТТЫҚ ИДЕЯ 64 KB
  АЛАШТЫҢ АстанаСЫ және ұлттық идея ХV ғасыр ортасында шаңырақ көтерген Қазақ мемлекетінің күні бүгінге дейін сабақтастығы мен жалғастығы үзілмеген төл тарихы әлденеше Астананы аспандатқаны ұлттық санамызда бабаларымыздан жеткен рухани мұрада өшпес із қалдырды. Бас
14921. «АЛАШТЫҢ» ЖОЛЫ 104 KB
  АЛАШТЫҢ ЖОЛЫ Қазақтың сан ғасырлық тарихының ең жарқын беттерін жазған Алаш қозғалысы – тарихисаяси айрықша құбылыс ретінде ұлтымыздың мәденирухани даму жолын жаңа арнаға бұрғаны сөзсіз. Өйткені ол қазақ баласының саясат мәдениет сатысына көтерілгендігін айға...
14922. БАТЫСТАҒЫ ҚАЗАҚТЫҢ ҰЛТШЫЛ КӨСЕМДЕРІ ЖӘНЕ БАТЫСТЫҚ ЕЛДЕРДЕ АТҚАРҒАН ҚЫЗМЕТТЕРІ 53.5 KB
  БАТЫСТАҒЫ ҚАЗАҚТЫҢ ҰЛТШЫЛ КӨСЕМДЕРІ ЖӘНЕ БАТЫСТЫҚ ЕЛДЕРДЕ АТҚАРҒАН ҚЫЗМЕТТЕРІ Түркияның Салихлы қалашығына келіп орналасқан бір топ қазақ негізінен Шығыс Түркістанның Тәңір Таулары етегіндегі Ерентау бөктерлері мен Алтай және Баркөл аймақтарынан келген қ
14923. БІРТҰТАС АЛАШ ИДЕЯСЫ ЖӘНЕ ШЫҒЫС ТҮРКІСТАН ҰЛТ-АЗАТТЫҚ ҚОЗҒАЛЫСЫ 48.5 KB
  БІРТҰТАС АЛАШ ИДЕЯСЫ ЖӘНЕ ШЫҒЫС ТҮРКІСТАН ҰЛТАЗАТТЫҚ ҚОЗҒАЛЫСЫ Дүние тарихы төңкеріліп түскен ХХ ғасырда империялық және ұлттық мүдделердің қақтығысы – әлем жағырафиясынан бастап ұлттар мен ұлыстардың жеке адамдардың тағдырына түбегейлі өзгерістер әкелді. Тү
14924. Ғылыми-техникалық прогрестің даму бағыттары 75 KB
  1 Адамзат баласы өз басынан әр түлі қоғамдық өндіріс әдістерін өткізгені тарихтан белгілі. Олардың даму дәрежесін сиппайтын ортақ көрсеткіш бар. Олеңбек құралдары. Экономикалық дәуірдің айырмашылығы не нәрсе өндірілетіндігінде емес оны қалай және қандай еңбек құр...
14925. Еуропадағы қазақтар және ана тілі мәселесі 40 KB
  Абдулқайым Кесежи Еуропа Қазақ қауымдастығының төрағасы саясаттану ғылымдарының докторы саясаттанушы Германия ЕУРОПАДАҒЫ ҚАЗАҚ ДИАСПОРАСЫ ЖӘНЕ АНА ТІЛІ МӘСЕЛЕСІ: КЕЙБІР ПРОБЛЕМАЛАР МЕН ҰСЫНЫСТАР Қазақ халқының елеулі бір бөлігі қазіргі Қазақстан Рес...
14926. Қазақ гуманитаристикасы және ұлт тарихын зерттеу 76 KB
  Отан тарихы Қазақ гуманитаристикасы және ұлт тарихын зерттеу Г.Жугенбаева Тәуелсіз Қазақстанның тарих ғылымы ұлт тарихын терең жанжақты зерттеп жаңаша пайымдаулар жасауға батыл кірісуде1. Бұл әрекеттердің отандық тарих ғылымының осы уақытқа дейінгі жеті...