90137

РОЛЬ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ РАЦИОНАЛЬНОСТИ В ПОВЕДЕНИИ ПОТРЕБИТЕЛЯ И ПРОИЗВОДИТЕЛЯ

Курсовая

Экономическая теория и математическое моделирование

Для достижения поставленной цели необходимо решить несколько задач: раскрыть сущность рациональности; обозначить исторические этапы развития понятия рациональность; изучить модель экономического человека обращая особое внимание на характеристику рациональности...

Русский

2015-05-30

349.71 KB

14 чел.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ИНСТИТУТ ПРАВА, ЭКОНОМИКИ И  УПРАВЛЕНИЯ

                                                  

КУРСОВАЯ  РАБОТА

РОЛЬ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ РАЦИОНАЛЬНОСТИ В ПОВЕДЕНИИ ПОТРЕБИТЕЛЯ И ПРОИЗВОДИТЕЛЯ

Выполнил

студентка 1 курса

очной формы обучения                                                               Киселёва Е. А.

 

Научный руководитель

к.э.н., доцент                                                                                 Обухович Н. В.

Тюмень 2013

Регистрационный номер (кафедра)                                                              Дата______________2013

________________                                                                                                  

Работа выполнена на кафедре экономической теории и прикладной экономики Института права, экономики и управления ТюмГУ

по направлению (специальности) «Экономика»

по дисциплине  «Микроэкономика».

Допущено к защите:

_____________2013

_________________

(подпись)

Защищена

Оценка______________

_____________2013

_________________

(подпись)


СОДЕРЖАНИЕ

Введение………………………………………………………………………....3

ГЛАВА 1. РАЦИОНАЛЬНОСТЬ КАК ХАРАКТЕРИСТИКА ЭКОНОМИЧЕСКОГО ЧЕЛОВЕКА.................................................................................5

1. 1. Сущность и теории рациональности..............................................................5

1. 2 Модель экономического человека...................................................................9

ГЛАВА 2. РАЦОНАЛЬНОСТЬ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СУБЪЕКТОВ..............14

2. 1. Рациональность в поведении потребителей................................................14

2. 2. Рациональность в поведении производителей...........................................16

Заключение .....…..……..…………..…..…..……..………..….….................20

Список литературы ...………………………………………………......… 22

ПРИЛОЖЕНИЕ.......................................................................................................23

ВВЕДЕНИЕ

Экономическая наука, как и другие дисциплины, относящиеся к общественным наукам: социология, политология, психология, — имеет своим предметом человеческое поведение. В самом широком смысле можно сказать, что все содержание экономической науки состоит из описания человеческого поведения. Рациональное экономическое поведение уже давно изучается учеными-экономистами. Такое важное место в науке оно занимает, потому общество непрерывно развивается. Экономика, соответственно, тоже не стоит на месте. Она также трансформируется, претерпевает изменения, в ней постоянно происходит движение - отмирают старые принципы и зарождаются новые. Происходит смена ценностей и норм, представлений о степени важности тех или иных благ. Противоречие приводит к деформации экономического поведения людей. Процесс выбора становится непредсказуемым. Субъекты под силой изменяющихся условий формируют другие, отличные,  особенности поведения, осваивают новую складывающуюся хозяйственную систему. Чтобы экономическая трансформация происходила успешно необходимо грамотно оценивать и учитывать особенности психологического склада людей.

В условиях редкости и ограниченности ресурсов, а также неограниченного роста потребностей людей необходима такая составляющая поведения, как рациональность. Изучение рационального экономического поведения, безусловно, актуально и важно как для практического применения в прогнозировании экономических и социальных процессов, так и для экономической теории в целом, а также в практической деятельности экономистов и связанных с этой сферой людей. Рациональность является основой для всей экономики, она своеобразна и очень непроста в понимании.

Целью работы является: Определить роль рациональности в поведении экономических субъектов. Для достижения поставленной цели необходимо решить несколько задач:

- раскрыть сущность рациональности;

- обозначить исторические этапы  развития понятия рациональность;

- изучить модель экономического человека, обращая особое внимание на характеристику рациональности;

- выявить особенности проявления рациональности в поведении потребителей и производителей.

Предметом моего исследования является проявление рациональности в поведении производителей и потребителей, а объектом - рациональность, как характеристика хозяйствующих субъектов.

«Если бы люди в обществе не ценили рациональность, а отдавали предпочтение причудам, случайностям и бесполезным действиям, экономическая теория почти потеряла бы свою предсказательную силу, ее предсказательная сила выше в тех областях общественной жизни, где решения принимаются более обдуманно».2

ГЛАВА 1. РАЦИОНАЛЬНОСТЬ КАК ХАРАКТЕРИСТИКА ЭКОНОМИЧЕСКОГО ЧЕЛОВЕКА

1. 1. Сущность и теории рациональности

Понятия рационального выбора и рационального поведения играют важнейшую роль в методологии экономической теории. Прежде всего необходимо подчеркнуть, что обращаться с этими понятиями следует с максимальной аккуратностью.  Для того чтобы прояснить, в каком смысле мы употребляем понятие «рациональность», нужно установить, чему оно противопоставляется в данном контексте. Понятие рациональности в экономической науке употребляется в ином смысле, чем в других общественных науках, где рациональное поведение трактуется ближе к его обыденному толкованию и означает: разумное, адекватное ситуации.

Соответственно антитезой рациональному в данном значении будет неразумное, неадекватное. Критерий рациональности является здесь интуитивным и относится не только к средствам, но и к целям поведения, т. е. является содержательным. Рациональное в данном значении — синоним функционального: так можно назвать поведение индивида или группы, если оно объективно способствует их сохранению и выживанию, даже если такая цель сознательно не ставится. Рациональность поведения, из которой исходят такие науки, как социология, психология, антропология, вовсе не обязательно подразумевает его осознанность.

Подобную функциональную рациональность следует отличать от более узкой концепции рациональности как оптимизирующего поведения, которая принята в основном течении экономической науки. Здесь критерий рациональности является формальным: рациональность в большинстве случаев означает максимизацию данной (любой) целевой функции при данных ограничениях, т. е; выбор оптимальных средств без каких-либо требований к содержанию (рациональности) самой цели.

В зависимости от наличия или отсутствия полной информации понятие экономической рациональности раздваивается. При полной информации рациональным (логически эквивалентным максимизации некоторой целевой функции) является выбор, сделанный на основе всеохватывающего (полного) и непротиворечивого (транзитивного) набора предпочтений. Идея “полной рациональности” заложена в построение экономических моделей; при отсутствии полной информации рациональным является выбор варианта с максимальной ожидаемой полезностью. В 50-е гг. XX в. при попытке приблизить экономическую теорию к практике появилась концепция “ограниченной рациональности”. Мотивация человека экономического связывалась со стремлением к достижению наилучшего результата, но его получение практически ограничено неполнотой информации. Автором концепции “ограниченной рациональности” выступил американский экономист Г. Саймон. 

Иррациональным, т. е. антитезой экономически рациональному, будет в данном случае поведение немаксимизирующее, непоследовательное, то, которое не соответствует интересам индивида, причем это ему известно. Это означает, что экономически иррациональное поведение нарушает транзитивность предпочтений либо противоречит постулатам теории ожидаемой полезности. Таким образом, причиной экономически иррационального поведения должна быть когнитивная несостоятельность субъекта.

Стремление достичь глобального максимума целевой функции действительно является специфической чертой осознанного человеческого поведения. Всякое живое существо, включая растения, тянущиеся к солнечному свету, стремится достичь максимума целевой функции, выбирая наилучшую точку или наилучший вариант поведения из доступных ему в настоящий момент. Но ни животное, ни растение не может, оценивая будущее, ждать появления оптимального варианта, отказываясь от доступных в настоящий момент, или выбирать оптимальный, но не прямой путь к цели.

Хотя требование осознанности поведения в экономической теории открыто не содержится, экономическая рациональность, в основе которой лежит всеохватывающая и упорядоченная система предпочтений, предполагает в когнитивном аспекте нечто большее, чем рациональность функциональная. Строгую максимизацию целевой функции гораздо труднее представить себе неумышленной и неосознанной, чем просто адекватное поведение.

Рациональность экономического человека тесно связана с принципом методологического индивидуализма экономической теории, согласно которому все анализируемые явления объясняются только как результат целенаправленной деятельности индивидов. Этот принцип, фактически обозначенный еще К. Менгером, впервые в явном виде был сформулирован Й. Шумпетером. Приложение 1. (Таблица 1.1.)

Специфика экономической науки как науки о рациональном поведении индивидов была осознана не сразу. С Адама Смита и вплоть до начала нашего столетия господствовало «материальное» определение экономической науки как науки о «природе и причинах» материального богатства или благосостояния или (марксистский вариант) об отношениях людей в процессе производства, распределения, обмена и потребления материальных благ. С точки зрения выдающегося антрополога Карла Поланьи, материальное, или содержательное, значение слова «экономический» состоит в том, что оно «относится к взаимообмену человека с природной и социальной средой постольку, поскольку этот обмен снабжает его средствами для удовлетворения материальных потребностей»3. Одним словом, можно сказать, что экономическая теория исходила из широкой трактовки рационального поведения. В настоящее же время ее придерживаются сторонники альтернативных по отношению к основному течению исследовательских программ. Материалистическое определение не накладывает никаких специальных ограничений на рациональность экономического субъекта, и даже ситуация выбора не является здесь обязательной.

Первым определил предмет политической экономии через используемую модель человека Дж. С. Милль. Однако подобная концепция рациональности утвердилась в основном течении экономической теории только с 1930-1940-х гг., хотя логически она представляла собой развитие модели человека, лежавшей в основе маржиналистской революции 1870-х гг.

Автором современного определения экономической теории стал английский экономист Лайонел Роббинс. Осмыслив опыт маржиналистской революции в экономической теории, Роббинс пришел к выводу, что современная ему экономическая наука не ограничивается рамками «материалистического определения», а является «наукой, изучающей человеческое поведение с точки зрения соотношения между целями и ограниченными средствами, которые могут иметь различное употребление». Очевидно, что главным признаком экономических явлений, определение которого до сих пор считается классическим в экономической науке, Роббинс называет рациональный выбор, соизмерение целей и ограниченных ресурсов для их достижения, в какой бы сфере деятельности этот выбор ни осуществлялся.

Переход от материалистического к формальному определению одновременно расширил и сузил предмет исследования экономической теории. Расширил — потому, что наряду с хозяйственной деятельностью в привычном понимании в поле зрения экономистов попали все виды рационального выбора, которые человеку приходится делать в жизни. Здесь была заложена предпосылка распространения экономического анализа на все области человеческой деятельности, о которой будет сказано ниже. Сузил — потому, что из поля зрения экономистов выпали многие виды хозяйственной деятельности, подчиненные не рациональному выбору, а традиции, нормам и обычаям, т.е. значительная часть хозяйственной жизни, как при докапиталистических порядках, так и в самой рыночной экономике. Большинство современных экономистов, в том числе все принадлежащие к основному течению, придерживаются формального определения предмета экономической науки, но существует и оппозиция — сторонники содержательного определения, к которым помимо представителей других парадигм экономической теории относятся и специалисты в области других наук, подвергшихся в наши дни вторжению экономических (в смысле формального определения) методов анализа.

Различие содержательного и формального определений экономического полезно представить как различие между объектом и предметом исследования. Понятие объекта, или «реального объекта» науки, т. е. экономики или хозяйственной жизни, относится при этом к объективной действительности, ему дается содержательное определение (иначе при формальном определении экономической науки как подхода, основанного на рациональной модели человека, всякая специфика экономического исчезнет и вместе с ней — плоды разделения труда между общественными дисциплинами). Понятие же предмета, или «идеального объекта», экономической науки отражает специфический подход или аспект, в котором рассматривается данной наукой объект исследования, ему дается формальное определение. Так что можно сказать, что после маржиналистской революции объект исследования экономической науки лишь несколько сузился, тогда, как ее предмет претерпел огромные изменения.

Тем не менее, понятие экономической рациональности все же остается главной отличительной чертой экономического человека, которая используется в большинстве гипотез, создающихся в рамках основного течения современной экономической теории.

1. 2. Модель экономического человека

Многообразие человеческой личности, разнообразные мотивы ее деятельности делают необходимым при научном анализе экономической жизни использовать модель человека, т.е. унифицированное представление о человеке, действующем в определенной системе социально-экономических отношений.

Первая модель была предложена А. Смитом в XVIII веке - модель "экономического человека". Эта модель - абстракция, рассматривающая человека вне его социальных, личностных, этических и других составляющих. Но она позволяет понять суть рыночных отношений. Такой человек стремится к максимизации собственной выгоды (полезности, прибыли), обладает полной информацией о рыночных ценах и аллокации (распределении, назначении) благ и мгновенно приспосабливается к изменяющимся рыночным условиям. Это рационально действующий индивид, разумный эгоист и индивидуалист. Такой индивид конкурирует с другими, что является важнейшей предпосылкой экономического прогресса. Рациональное, с точки зрения отдельного индивида, поведение является одновременно и этическим. Это условие устойчивости рыночной системы. Сложившиеся нормы и правила поведения закрепляются правовой системой. Некоторые её составляющие: Конституция РФ, Закон РФ "О защите прав потребителей", Кодекс об административных правонарушениях и другое.4 Неотвратимость наказания делает невыгодным неэтичное поведение. Данную модель человека можно назвать классической.

Представители институционального направления в экономической науке, считавшие, что предметом науки является поведение человека, социальных групп, полагают, что человек движим инстинктами материнства, любопытства, родительским инстинктом и др. Такой подход не противоречит индивидуализму и эгоизму "экономического человека", его рыночному поведению.

Дж. Кейнс обращал внимание на мотивацию поведения человека, его склонности: к потреблению (щедрость, недальновидность, тщеславие, мотовство и др.) и к сбережению (осторожность, расчетливость, предприимчивость, гордость, скупость, предусмотрительность).

Современные экономисты (С. Беккер, К. Бруннер и др.) предложили модель "человека изобретательного, оценивающего, максимизирующего", то есть человека, стремящегося к эксперименту, поиску, оценивающего окружающий мир и умеющего предпринимать рациональные решения; максимизирующего свою выгоду в условиях неполноты информации и ограниченности времени для принятия решения. Эту модель можно рассматривать как развитие модели "экономического человека".

Экономический человек - абсолютно рационально мыслящий человек, строящий свои планы, совершающий действия, преследующие, исключительно, собственные цели, исходя из принципа получения максимальной выгоды.5 Подобного индивидуума в чистом виде можно встретить только как экономическую модель. Тем не менее его свойства в той или иной мере присущи  многим людям, поэтому экономические модели такого рода достаточно реалистичны и используются для описания и изучения хозяйствующих субъектов. Единого, определения модели человека в современной экономической науке не существует. В этом разделе я приведу общую схему модели экономического человека, отражающую точку зрения, принятую большинством современных исследователей. В общем виде модель экономического человека обязана содержать три группы факторов, представляющих цели человека, средства для их достижения и информацию о процессах, благодаря которым средства ведут к достижению целей (наиболее важными из таких процессов являются производство и потребление). В числе основных характеристик экономического человека следует выделить шесть компонентов: выбор, существование предпочтений и ограничений, процесс оценивания, принятие решения на основе собственных предпочтений, ограниченность информации и, наконец, рациональность. Рассмотрим каждый из перечисленных компонентов более подробно.6

Выбор

Основаниями для возникновения ситуации выбора являются, с одной стороны, ограниченность ресурсов, а с другой — возможность их использования для удовлетворения различных потребностей. Таким образом, выбор — это совокупность действий, которые выполняет человек для достижения целей (удовлетворения потребностей) в условиях ограниченности ресурсов, допускающих альтернативные варианты использования.

Предпочтения и ограничения

Предпочтения характеризуют субъективные потребности и желания индивида. это форма выражения потребностей, в которых различные комбинации благ упорядочены с точки зрения степени удовлетворения данных потребностей., ограничения — его объективные возможности. Предпочтения экономического человека являются всеохватывающими и непротиворечивыми. Главными ограничениями экономического человека являются величина его дохода и цены отдельных благ и услуг. В ситуациях, далеких от модели совершенной конкуренции, ограничениями являются также действия других участников рынка.

Предпочтения экономического человека более устойчивы, чем его ограничения. Поэтому экономическая наука рассматривает их как постоянные, абстрагируется от процесса их формирования и изучает реакцию индивида на изменение ограничений

Оценивание

Экономический человек наделен способностью оценивать возможные для него варианты выбора с точки зрения того, насколько их результаты соответствуют его предпочтениям. Варианты выбора не упорядочиваются сами по себе. Их необходимо оценить. Условием оценивания различных альтернатив является сопоставимость альтернатив друг с другом.

Принятие решений на основе собственных предпочтений

Делая выбор, экономический человек руководствуется собственными интересами, которые могут при этом включать и благосостояние других людей (например, членов семьи). Важно то, что действия индивида определяются его собственными предпочтениями, а не предпочтениями его контрагентов по сделке и не принятыми в обществе нормами, традициями и т. д.

Ограниченность информации

Информация, необходимая человеку для принятия решения, изначально не является данной ему. Более того, для ее получения необходимо затратить определенное время, а также ресурсы. Иными словами, получение ценной информации сопряжено с издержками. Информация — это набор знаков, которые обладают для данного лица определенной (осознаваемой им) полезностью. После того как информация становится известной и, соответственно, можно установить ее субъективную ценность, у человека исчезают стимулы платить за нее.

Рациональность

Выбор экономического человека является рациональным в том смысле, что из известных вариантов выбирается тот,  который, согласно его мнению или ожиданиям, в наибольшей степени будет отвечать его предпочтениям, или, что то же самое, максимизировать его целевую функцию. В современной экономической теории предпосылка максимизации целевой функции означает: люди выбирают то, что они предпочитают, — она просто устанавливает связь между упорядоченными предпочтениями и актом выбора или действием. Необходимо подчеркнуть, что мнения и ожидания, о которых идет речь, могут быть ошибочными, и субъективно рациональный выбор, с которым имеет дело экономическая теория, может казаться иррациональным более информированному внешнему наблюдателю

Сформулированная выше модель экономического человека сложилась в ходе более чем двухвековой эволюции экономической науки. Главная характеристика современного экономического человека заключается в максимизации целевой функции. Это очень важное свойство, которое также называют экономической рациональностью. Знание экономической модели позволяет не только оценивать роль человека в экономике на различных стадиях развития общества, но и формировать наиболее оптимальные направления в экономической политике, прогнозировать с достаточно высокой степенью вероятности последствия тех или иных экономических решений. 

ГЛАВА 2. РАЦОНАЛЬНОСТЬ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СУБЪЕКТОВ

2. 1. Рациональность в поведении потребителей

Рациональность базируется на принципе максимизации: потребитель всегда стремится максимизировать полезность (максимальное удовлетворение потребностей), а производитель (предприниматель) – получить максимальную прибыль. Все экономические агенты осознают цели и способны выбирать лучшие (оптимальные) решения для их достижения. Рациональность заключается в поведении, направленном на субъективную оптимизацию результата в условиях ограниченных ресурсов.

Задача потребителя – распределить свой доход так, чтобы наилучшим образом отвечать его потребностям. Для выполнения этой задачи необходимо:

1. Составить различные комбинации товаров, которые потребитель способен купить.

2. Выбрать конкретную комбинацию, предпочитаемую всем остальным.

Для упрощения исследования принято брать два товара. Соответственно конкретная комбинация из двух товаров будет называться ассортиментом или набором. Задача заключается в том, чтобы выбрать наилучший с точки зрения рациональности.

Первый критерий, которым руководствуется рациональный потребитель, - это ограничения в бюджете. Человек располагает ограниченным количеством средств, которые нужно грамотно распределить между двумя товарами. Чтобы наглядно отобразить эту ситуацию, строится линия бюджетного ограничения– ряд всех возможных наборов, доступных при данных ценах и доходах (Рис.2.1).

                                                Рис.2.1. Бюджетная линия потребителя.7

Линия бюджета строится так, что каждая отмеченная на ней комбинация товаров одинаково выгодна покупателю, то есть он истратит одно и то же количество денег, израсходовав весь свой бюджет. В зависимости от уровня цен меняется наклон линии бюджетного ограничения относительно соответствующих координатных осей. Если же изменяется доход потребителя, то это явление эквивалентно равнопропорциональному изменению цен.

Итак, из всех возможных наборов в рамках бюджета необходимо выбрать наиболее предпочтительный. Для этого строится порядок предпочтения – схему ранжирования товаров в порядке их предпочтения. При этом выбор базируется на:

1. Укомплектованности. Потребитель может ранжировать все возможные комбинации товаров.

2. Транзитивности. Логическая последовательность: если товар А предпочтительнее товара Б и товар Б предпочтительнее товара В, то товар А предпочтительнее товара В.

3. «Чем больше, тем лучше». При прочих равных условиях потребитель предпочитает иметь товара больше, а не меньше.

4. Уменьшении предельной нормы замещения. Чем большее количество товара имеется у потребителя, тем большим его количеством он согласен пожертвовать на единицу другого товара.

Наглядно предпочтения потребителя относительно двух товаров отображает кривая безразличия (Рис.2.2.).

                                              Рис.2.2. Кривая безразличия потребителя. 8

Кривая имеет форму гиперболы. Каждый набор, расположенный на ней, одинаково предпочтителен для потребителя.

Максимальное удовлетворение от покупки определяется наложением графиков: бюджетной линии и кривой безразличия (Рис.2.3.).

                                           Рис.2.3. График потребительского выбора.9

Из наборов продуктов X, Y, Z - наилучшим для потребителя является X, так как эта точка бюджетной линии является касательной к кривой безразличия. Наборы Y и Z лежат на кривой безразличия А, находящейся ниже кривой безразличия В, а потому приносят меньше удовлетворения. С кривой С бюджетная линия вообще не имеет общих точек. Можно сделать вывод: лучшее, что потребитель может сделать, - это выбрать набор, расположенный одновременно на линии бюджетного ограничения и высшей достижимой кривой безразличия.

Примером рационального поведения потребителя является следующая ситуация: Больной купил в аптеке лекарство, которое поможет ему восстановить здоровье. Полезность средства превышает его затраты. Нерациональным поведением можно назвать поведение больного тогда, когда при недостатке информации он покупает дорогой препарат, который имеет аналог с наиболее низкой ценой.  

2. 2. Рациональность в поведении производителей

Важнейшими категориями микроэкономического анализа являются спрос и предложение, которые подчинены действию определенных закономерностей. Согласно закону спроса потребители готовы приобрести по низкой цене большее количество продукции, чем по высокой; между ценой и субъектом спроса существует обратно пропорциональная зависимость. Закон предложения в условиях рынка предполагает прямую зависимость между ценой и объемом предлагаемых к продаже товаров: по более высокой цене производитель готов выпускать большее количество продукции, чем по низкой. Рынок сводит продавцов и покупателей, равновесная цена устанавливается в точке, где их намерения совпадают. Изменения в спросе или предложении, вызванные действием неценовых факторов (изменение вкусов потребителей, рост издержек и т. п.) приводят в действие рыночные силы, благодаря которым равновесие на рынке восстанавливается в новой точке.

Изучение спроса на производимую продукцию является важной задачей производителя в рыночных условиях. Одним из важнейших показателей является его эластичность. Измерение эластичности спроса и предложения создают для производителя возможность определить положение кривых спроса и предложения и прогнозировать изменение объема продаж в зависимости от изменения цены какого-либо фактора. Успех предпринимателя на рынке определяется и тем, насколько точно и своевременно учитываются интересы потребителей, их предпочтения, мотивы, заставляющие совершать покупки. Анализ потребительского поведения на основе кривых безразличия и бюджетных линий позволяет правильно выбрать направления улучшения характеристик уже выпускаемых изделий, а также лучше ориентироваться при разработке новых товаров.

Рациональная организация экономической деятельности требует от производителя решения целого ряда вопросов: как, имея ограниченные ресурсы, добиться целей своего производства? Каким образом комбинировать производственные ресурсы, чтобы издержки были минимальны? Как увеличить объём выпускаемой продукции при имеющихся ресурсах?

Цель производителя в рыночной экономике -это максимизация:

- прибыли, т. е. величины превышения выручки от продаж товаров

над затратами на их производство и сбыт (Рис.2.а.);

- объема продаж в течение определенного периода времени (например,

года) (Рис.2.б.);

- темпов роста производства как таковой (например, величины ее

производственных мощностей, числа занятых, количества филиалов

и т. д.) (Рис.2.б.).

Рис.2.а.;2.б. Различия в кривых предложения производителей в зависимости

от целей их деятельности (при прочих равных условиях).10

 Эффективность использования ресурсов.

Показателем или мерой того, насколько эффективно используются доступные ресурсы, является производительность.

Производительность – это объём товаров и услуг, создаваемых на единицу затрат; объём благ, которые удаётся получить от использования единицы определённого вида ресурсов в течение фиксированного периода. Затратами могут быть любые ресурсы, задействованные в процессе производства - земля, топливо, расходы на оборудование и т.д.

Пути увеличения производительности, объёма производства:

- расширение объёмов использования экономических ресурсов (экстенсивный путь);

- увеличение эффективности их использования (интенсивный путь).

Экстенсивный путь заключается в количественном изменении ресурсов (увеличение производственных мощностей, количества используемых природных ресурсов, числа занятых работников).

Интенсивный путь заключается в улучшении качественных характеристик ресурсов, улучшении их продуктивности или производительности. Большинство стран сегодня делают акцент на втором способе расширения производственных возможностей.  

Производительность труда – результативность, продуктивность труда, которая измеряется количеством продукции, произведённой в единицу времени. Факторы (способы) роста производительности труда (увеличение объёма выпускаемой продукции):

- разделение труда, или специализация;

- использование новой техники или технологии;

- уровень образования и профессиональной подготовки работников;

- эффективность управленческих решений.

Наиболее общие и важные характеристики экономических субъектов:

- способность к рациональному расчету доходов и издержек;

- постоянное желание улучшить свое благосостояние;

- стремление свести к минимуму риск, неизбежный в экономической деятельности.

Из вышеизложенного теоретического материала  можно сделать следующий вывод. Рыночная система хозяйства предполагает, что в ней действуют люди, характеризующиеся рациональным экономическим поведением. Homoeconomicus – насквозь рациональный тип. Это и потребитель, тщательно рассчитывающий перед каждой покупкой выгоду и перед принятием решения сравнивающий между собой множество цен, и производитель, информированный во всех деталях о ситуации на рынке и выбирающий из всех решений наиболее эффективное для себя. Если бы население не было воспитано в системе рационального экономического поведения, никакие реформы, направленные на создание рыночного хозяйства, не подтверждались бы на практике.

Примером рационального поведения производителя является следующая ситуация: Производитель обеспечивает нормальное функционирование своего предприятия, когда решает расширить производство товара при повышающейся цене на него или переключается на выпуск другого товара при её снижении. Нерационально поступает в том случае, когда увеличивает объем производства не учитывая ситуацию на рынке, снижающийся спрос на его продукцию.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Рациональное экономическое поведение человека - это поведение субъекта экономики, который преследует непротиворечащие друг другу цели, используя для достижения средства, подходящие к определенному случаю. Оно подразумевает выбор в условиях ограниченности ресурсов решения, которое бы минимизировало убытки и максимизировало его прибыль. На рынке, где количество товаров ограничено, а потребитель располагает лимитированным объемом средств, важно выбрать наиболее выгодную комбинацию из многих товаров, присутствующих на рынке. Для этого сопоставляются кривая безразличия и бюджетная линия. Цель потребителей- извлечение максимальной полезности от потребления товаров и услуг. Рациональное поведение потребителя - это продуманное поведение, предполагающее сопоставление результатов действия с затратами. Производители же заинтересованы, так же как и потребители, в получении максимальной выгоды Рациональная организация экономической деятельности требует от производителя решения целого ряда задач: каким образом комбинировать ограниченные производственные ресурсы, имея при этом минимальные издержки; как увеличивать объем продукции при имеющихся ресурсах и другие.

При рассмотрении спроса отдельного индивида или суммарного спроса на определенный вид продукции экономисты предполагают, что потребители действуют рационально. Это и позволяет делать прогнозы на реакцию покупателей по изменению цен на товар и проводить грамотную политику в установке цены и объема выпуска продукции.

Проблема рационального поведения имеет особую важность для объяснения экономических и социологических подходов к мотивации хозяйственной деятельности. Идея о рациональном экономическом поведении людей в системе рыночного хозяйства необходима, ведь строить определенные прогнозы в отношении тех или иных последствий, например, государственной экономической политики возможно только тогда, когда предполагается, что человек будет вести себя экономически рационально.

Анализ экономического поведения людей в рамках модели "homo economicus" предполагает использование постулата о рациональном экономическом поведении человека. В его основе лежит стремление индивидуума получить максимальный результат при минимальных затратах в условиях ограниченности используемых возможностей и ресурсов. При удовлетворении своих субъективных интересов люди везде находятся перед необходимостью выбирать альтернативные способы использования ограниченных экономических благ. Утверждение о том, что одни способы использования ограниченных ресурсов лучше других, и что именно эти лучшие способы люди, как правило, и имеют тенденцию выбирать, точно отражает сущность рациональности.

Несмотря на то, что основные модели человеческого поведения и типы рациональности уже разработаны, необходимо их постоянно корректировать, совершенствовать и, возможно, создавать новые,  так как, во-первых, они по-прежнему в большей или меньшей степени абстрагированы от действительности; во-вторых, экономика отдельных стран и мира в целом претерпевает изменения, что не может не повлиять на изменения в поведении жителей.

Безусловно, на практике сплошь наблюдаются ситуации, когда человек поступает нерационально. Ситуации подобного рода разъяснены Т. Скитовски в монографии «Безрадостная экономика». Это обусловлено особенностями психики каждого отдельно взятого субъекта. Каждый сам для себя решает, что принесет ему большую выгоду и/или удовлетворение. В сознании возникают конфликты между различными мотивами поведения. Экономисты должны учитывать, что на рынке ситуация выбора ограничивается не только бюджетом и предпочтениями в отношении товаров, но и психологическими характеристиками. Концепция рациональности человека опирается на предпосылку о том, что в свободном конкурентном обществе, в конце концов, выигрывает тот, кто ведет себя рационально, и проигрывает тот, кто не придерживается рационального поведения.

Исходя из всего вышесказанного ясно, что роль рациональности в поведении потребителей и производителей очень велика.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Справочно-правовая система "КонсультантПлюс" онлайн. [Электронный ресурс].-URL:http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.req=doc;base=LAW;n=132651

2. Лебедева. Н.М., Татарко А.Н.. Ценности культуры и модели экономического поведения: Научная монография / Под ред Лебедевой. Н.М., Татарко А.Н.. – М.: Издательство «Спутник+», 2011.

3. Калинин Э., Чиркова Е.. Рациональность и экономическая теория. Научная статья. 2012.- 10 с.

4. Кошеварова Э. Р.. Экономическое поведение хозяйствующих субъектов: антология подходов. Статья научная. Проблемы современной экономики, N 3 (27). 2008.

5. Покровская Н. Н.. Научная статья. Рациональность экономического поведения // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. 2007.  №46.

6. Алле М.. Экономика как наука. М.: Изд-во РГГУ, 2005. – 169 с.

7. Бедрина Е. Б.. Введение в экономическую теорию. Принцип рациональности деятельности «человека экономического» Екатеринбург: УГТУ-УПИ, 2009. — 210 с.   

8.  Липсиц И.В.. Экономика: учебник для вузов. — М.: Омега-Л, Высшее экономическое образование. 2006. — 656 с.

9. Нуреев Р. М. Курс микроэкономики: Учебник для вузов. — Н90 2-е изд., изм. — М.: Издательство НОРМА, 2002. — 572 с.

10. Шастико А. Е. Модели человека в экономической теории: Учеб. пособие. - М.: ИНФРА-М, Учебники экономического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова. 2006. - 142 с.

11. Большая Энциклопедия Нефти Газа Рациональное экономическое поведение . [Электронный ресурс].-URL:http://www.ngpedia.ru/id265214p1.html.

12. Современный экономический словарь / Б. А. Райзберг, Л.Ш. Лозовский, Е.Б. Стародубцева. — М.: Инфра-М, 2005. — 480 с.. — (Б-ка словарей "ИНФРА-М"). — Библиогр.: с. 6.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Таблица 1.1.

Эволюция подходов к исследованию экономического поведения хозяйствующих субъектов

2 П. Хейне. Экономический образ мышления. М., 1991. С. 444

3 Цит. по: Автономов В.С. Модель человека в экономической науке. СПб., 1998. С. 16.

4 Справочно-правовая система "КонсультантПлюс" онлайн.

5 Экономическая энциклопедия. Экономика. Институт Экономики РАН; 2003.-1055 с.

6 Липсиц И. В. Экономика. Учебник для вузов.- М.: Омега-Л, Высшее экономическое образование. 2006.-328 с.

7 Алле М. Экономика как наука. М.: Издательство РГГУ, 2005.-83 с.

8 Алле М. Указ. соч. с. 84.

9 Там же

10 Алле М. Указ. соч. с. 88.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

57329. Понятие социальной общности, общества и социума. Стратификация 31 KB
  С этой целью создаются соответствующие институты социального контроля общественные административные и правовые. Как элемент социального управления социальный контроль функционирует по принципу обратной связи реагируя наиболее остро на возрастание...
57332. РЕФОРМАЦИЯ В ГЕРМАНИИ 165.5 KB
  Причины реформации Причины реформации существовали везде но в Германии они действовали особенно сильно так как с одной стороны редко где религиозность отличалась таким интимным моральным характером как в тогдашнем немецком народе а с другой немногие нации...
57334. Социальная мобильность 27.5 KB
  Социальная мобильность может быть организована сверху когда перемещениями управляет государство.
57336. Правила дорожнього руху для пішоходів на багатосмуговій дорозі. Урок ОБЖ з використанням інтерактивних технологій 56 KB
  Мета: на основі набутих знань закріпити знання правил дорожнього руху; ознайомити учнів із елементами багатосмугової дороги; розвивати творчі здібності дітей уміння аналізувати мислити доводити думку; виховувати увагу спостереження.