90139

Инновационная политика Республики Беларусь

Курсовая

Инновационные исследования

Сущность инноваций Определение инноваций Классификация инноваций Функции инноваций Инновационная деятельность Роль инноваций в экономике на современном этапе Инновация как уровень экономического развития Роль инноваций в зарубежных странах Открытые и закрытые инновации Инновационная политика Республики Беларусь...

Русский

2015-05-30

75.5 KB

60 чел.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………..…………………5

1  Инновации. Сущность инноваций………………..…………………………...7

  1.1 Определение инноваций……………………………..…..............................7

  1.2 Классификация инноваций……………………………………...………….9

  1.3 Функции инноваций………………………………………………..……...10

  1.4 Инновационная деятельность…………………………………………..…11

2  Роль инноваций в экономике на современном этапе…………..…………...14

  2.1 Инновация как уровень экономического развития…..………………….14

  2.2 Роль инноваций в зарубежных странах………………………………..…19

  2.3 Открытые и закрытые инновации……………………………..………….20

3  Инновационная политика Республики Беларусь…………………………....22

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………….………………28

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ  ИСТОЧНИКОВ…………………………...29

РЕФЕРАТ

Курсовая работа: 29с., 2  табл., 14  источников

ИННОВАЦИИ, ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ, ИННОВАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА, НИОКР, ИННОВАЦИОННАЯ ЭКОНОМИКА, КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ, ЭКОНОМИКА, ПРОИЗВОДСТВО

Объект исследования - инновации как фактор экономического роста.

Предмет исследования - особенности инновационной политики в Республике Беларусь.

Цель работы: на основе изучения теоретических положений, изложенных в научной и учебной литературе по инновациям, исследовать роль инноваций в условиях новой экономики.

Методы исследования: сравнительного анализа, исторического и логического.

Исследования и разработки: выявление сущности инноваций; изучение динамики инноваций в мировой экономике; исследование основных направлений и инновационной политики в Республике Беларусь.  

Автор работы подтверждает, что приведенный в ней расчетно-аналитический материал правильно и объективно отражает состояние исследуемого процесса, а все заимствованные из литературных и других источников теоретические, методологические и методические положения и концепции сопровождаются ссылками на их авторов.

 

REVIEW

Coursework, 29 p., 2 tables, 14  sources.

Innovation, economic growth, Innovation Policy, R&D, Innovative Economy, competitiveness, production, economy.

Object of study – innovation as factor of economic growth.

Subject of  the study – features of innovation policy in Belarus.

Goal of a job: investigate the role of innovation in the new economy which is based on the study of theoretical materials.

Methods: comparative analysis, historical and logical.

Researchers and working out: revealing of essence of innovations; studying of dynamics of innovations in world economy; research of the basic directions of an innovative policy.

The author confirms, that Settlement and Analysis material reflects the state of the process correctly and objectively and all of the materials from literary and another sources are accompanied by references to theirs authors.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1.  Шумпетер Й.А. Теория экономического развития. – Москва:

     2007. - C.132

  1.  Теория открытых инноваций: сущность и принципы / Е.А. Дадеркина, М.Ю. Усик.  – C.34-35
  2.  Александров С.А. Инновационная экономика-основа социально-экономического развития РБ / В.Н. Кривцов, Н.Н. Горбачёв//Современные инновационные технологии и проблемы устойчивого развития общества. – Минск, 2010. – С.37-40.
  3.  Герасимчик, Н.В.  Инновационное развитие Республики Беларусь в   условиях экономического роста. -  Гомель, Центр исследования институтов рынка, 2009. – С.127
  4.  Кацер, А.А. Инновации и экономическое развитие в современных условиях / А.А. Кацер// Вестник Брестского государственного технического университета. – 2010. - №3. – С. 13-14.
  5.  Кузнецов, Е.Ю. Инновации и их роль в экономическом развитии / Е.Ю. Кузнецов. – 2000.
  6.  Устойчивый рост национальной экономики: инновации и конкурентоспособность / Г.А. Королёнок – Минск: БГЭУ, 2010
  7.  Гаев А.В. Инновационные технологии – путь к формированию новой экономики// Белорусский экономический журнал.
  8.   Инновация. – Режим доступа: http://ru.wikipedia.org  . – Дата доступа: 26.03.2011
  9.  Инновационные предложения и потребности. – Режим  доступа:

         http://inno.gomel.by . Дата доступа: 23.03.2011

  1.   Роль инноваций в эпоху глобализации экономики. – Режим доступа:            

      http://polbu.ru. – Дата доступа: 16.03.2011

  1.  Инновационная политика Беларуси. – Режим доступа: http://institutions.com. – Дата доступа: 27.03.2011
  2.   НИОКР и инновации в США. – Режим доступа: http://www.chelt.ru. – Дата доступа: 26.03.2011
  3.   Рейтинг инновационных стран. – Режим доступа: http://www.in-nov.ru. – Дата доступа: 26.03.2011


 

ВВЕДЕНИЕ

Экономическая, а вместе с ней и политическая свобода государства определяются во многом его конкурентоспособностью в рамках мирового сообщества. Конкурентоспособность на уровне государств предполагает многие компоненты, однако к важнейшим на сегодняшний день необходимо отнести инновационный потенциал государства, складывающийся из людей, способных. нестандартно мыслить и творить; эффективных предприятий, на которых новые идеи могли бы превращаться в товары и прибыль, и, наконец, из государственных институтов, обеспечивающих почву для новых, общественно полезных проектов и создающих благоприятный климат для их роста и развития. Отсутствие или игнорирование этих факторов обрекает государственную систему на вымирание.

Экономический рост государств в XXI веке будет обеспечиваться ведущей ролью научно-технического прогресса и интеллектуализацией основных составляющих производства во всех сферах экономики и, главным образом, в промышленности. Как справедливо заметил Президент Беларуси А.Г. Лукашенко, подводя итоги Республиканского семинара руководящих работников государственных органов в Витебске, «если организационно-административные методы позволяют прибавлять по 3-5 процентов внутреннего валового продукта в год, то инновационный путь при рациональном подходе может дать прирост на порядок выше…». [1] 

На современном этапе необходимость перехода экономики на инновационный путь является одним из значимых факторов ускорения экономического роста страны, технологического и социально-экономического развития, обеспечения экономической безопасности и конкурентоспособности на мировом рынке. В основе инновационного пути развития экономики лежит процесс поиска, подготовки, создания, реализации и коммерциализации нововведений, то есть обеспечение превращения идеи непосредственно в инновацию. Современное конкурентоспособное производство невозможно без полной реализации научно-технического потенциала, при этом большое значение приобретает не только количество, но и качество научно-технических ресурсов, совершенствование управления инновациями, системы поддержки изобретений.

Инновационные процессы присущи каждому этапу исторического развития общества. По мере накопления знания и опыта совершенствовались как общественно-политические, так и научно-производственные формы взаимодействия между хозяйствующими субъектами, регионами, государствами. Вследствие чего роль инноваций, причины их возникновения, динамика, механизм распространения, характер воздействия на экономический рост и развитие активно исследуются учеными-экономистами.

Роль инноваций, причины возникновения, динамика, механизм распространения, характер воздействия на экономические процессы в научной литературе трактуются представителями различных школ. Значительный вклад в формирование научного представления об инновациях и их роли внесли труды таких зарубежных ученых, как: П. Друкер, К. Эрроу, Б. Санто, Б. Твисс, Й. Шумпетер, Г. Менш и других.

Неоднозначная трактовка экономического содержания «инноваций», «инновационной деятельности», «инновационного процесса», а также отсутствие четко определенных приоритетов инновационной политики, источников финансирования инновационного процесса в целях стимулирования экономического роста обусловили выбор темы исследования и определили цель и задачи курсовой работы.

Целью работы является теоретико-методологическое обоснование роли инноваций в экономической системе, а также определение степени влияния инновационной составляющей на экономический рост в Республике Беларусь.

Задачи: определить степень влияния инноваций на экономический рост страны, а также рассмотреть направления инновационной политики Республики Беларусь.

Объектом исследования являются инновации как фактор активизации экономического роста.

Предметом исследования выступают формы и результаты влияния инноваций на темпы и качество экономического роста, определяющие институционально-экономический механизм стимулирования развития инновационного рынка в Республике Беларусь.

Основными методами исследования являются метод сравнительного анализа, исторического и логического.

Актуальность работы обусловлена научно-техническим прогрессом, признанным во всем мире в качестве важнейшего фактора экономического развития, все чаще и в западной, и в отечественной литературе связывается с понятием инновационного процесса. Он состоит в получении новшества и простирается от зарождения идеи до ее коммерческой реализации, охватывая, таким образом, весь комплекс отношений: производства, обмена, потребления.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Исследование инноваций как фактора экономического роста позволило сделать следующие теоретические и практические выводы:

1. В настоящее время существует множество вариантов классификаций инноваций по различным признакам, причем, следует отметить, что некоторые признаки частично перекрываются между собой, а отдельные виды инноваций, выделенных по тем или иным признакам, дублируют друг друга. В связи с этим, в зависимости от объекта и предмета исследования в курсовой работе инновации рассматриваются как: процесс, результат, система, изменение, социальное явление. Однако до сих пор не выработано единого определения понятий инновации, инновационная деятельность. На мой взгляд, инновации - это принципиально новый продукт или технология, являющаяся конечным результатом целенаправленной инновационной деятельности, носящей рисковый характер.

2. В современной экономике роль инноваций значительно возросла. Без применения инноваций практически невозможно создать конкурентоспособную продукцию. В рыночной экономике инновации представляют собой эффективное средство конкурентной борьбы, так как ведут к созданию новых потребностей, к снижению себестоимости продукции, к притоку инвестиций, к повышению имиджа (рейтинга) производителя новых продуктов, к открытию новых рынков.

 

3. Переориентация экономки Республики Беларуси на инновационный путь развития – одна из главных задач государственной экономической политики. Её решение в значительной степени будет зависеть от того, насколько удастся вовлечь в этот процесс учёных, специалистов и широкую общественность. Одним из необходимых условий внедрения инновационной экономической модели является наличие специалистов, способных разработке, адекватному восприятию, поддержанию, технологическому сопровождению и внедрению в практику инновационных идей и разработок. Их формирование, наряду с воспитанием качеств гражданина и патриота страны – одна из важнейших целей национальной системы образования. Именно эта система образования, в целом создавая и поддерживая в обществе ориентацию на ценность инновационной деятельности и инновационного мышления, должна обеспечить производство и воспроизводство кадров, способных к осуществлению определённых функций в общегосударственном процессе создания инновационного климата в стране.


                МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

УО «БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

    Кафедра экономической теории и истории экономических учений

                               КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине: Экономика (микро, макро)

на тему: Инновации как фактор экономического роста. Особенности инновационной политики в Республике Беларусь

Студентка

ФЭУТ,1-й курс, ДГХ-2                                                       А. С. Мандрик

Руководитель

канд.экон.наук,                                                                   А. К. Ходас

доцент                                                                                               

 

                                                МИНСК  2011


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

72753. Лингвистические особенности творчества Гуфа 80.5 KB
  Объект: специфическая форма поэтического творчества Гуфа. Материал для исследования: тексты песен собранные в сети интернет Предмет исследования: языковые особенности текстов Гуфа. Цель: описание лингвистических особенностей текстов Гуфа как представителя рэп-культуры.
72754. История моей семьи в истории России 48.5 KB
  Что каждый из нас знает об истории своей семьи? Мы знаем своих родителей, своих бабушек и дедушек. А вот уже старшие поколения в лучшем случае известны нам по семейным альбомам с фотографиями и письмам. Знать историю семьи – значит знать свою предысторию, свои истоки и корни.
72755. ЛЕКЦИЯ КАК ОДИН ИЗ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ 110 KB
  В настоящее время все большее распространение получают модернизированные нетрадиционные лекции. Но в информационном XXI веке когда изменились некоторые принципы и методы обучения возникла необходимость создать определённые алгоритмы образовательного процесса в том числе и лекции.
72756. О чем рассказывают имена и фамилии? 120 KB
  Надо обладать очень большими знаниями, чтобы познать и понять многое из того, что исследовано учеными. Существует большое количество словарей имен и фамилий, написано много книг об истории их происхождения, а тема всегда актуальна.
72757. ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ СВЕЧИ 72.5 KB
  Так заведено что на новогодние праздники люди часто дарят друг другу декоративные свечи с образом символа года. Во многих семьях эти свечи стоят без надобности пылятся на полочке это в лучшем случае а иной раз и валяются где-то в ящиках комода.
72758. История моей школы в истории Отечества 470 KB
  На старых планах города эта школа именовалась как Александровское шоссе и вела она к Александровскому вокзалу железнодорожной станции. Маленькая деревянная школа не могла принять всех желающих учиться да и обучение оставалось платным.
72760. Почему нельзя пить сырую воду из-под крана? 53 KB
  Говорят, что гномики давно перевелись. Может это и так. Но однажды со мной произошел такой случай. Я играл, бегал, а потом захотел пить. Чайник был горячий , поэтому я взял стакан и налил воды из-под крана. Я уже хотел попить и поднес стакан ко рту. Вдруг кто-то сел ко мне на плечо. От неожиданности я выронил стакан.
72761. Перечень и анализ современных субкультур 198 KB
  Почему я выбрала именно эту тему? Я взяла эту тему потому, что эта тема довольно близка мне. Ведь неформалы это в основном молодёжь, а я сама отношусь к этой категории. Я попытаюсь изложить суть неформальных движений, их понятия, цели, которые они преследуют, их стремления, идеологию и т. д.