90144

Статистические методы в изучении деятельности малых предприятий

Курсовая

Менеджмент, консалтинг и предпринимательство

Теоретические основы статистических методов в изучении малых предприятий Основные показатели производственной деятельности малых предприятий Задачи статистических методов изучения малых предприятий. Метод группировки в изучении деятельности малых предприятий...

Русский

2015-05-30

94.97 KB

16 чел.

1

Статистические методы в изучении                      деятельности малых предприятий

Содержание

Введение…………………………………………………………………….……. 3

1. Теоретические основы статистических методов в изучении малых              предприятий …………………………………………………………………...… 5

1.1. Основные показатели производственной деятельности малых              предприятий …………………………………………………………...………… 5

1.2. Задачи статистических методов изучения малых предприятий. Метод группировки в изучении деятельности малых предприятий ………………...10

2. Методы выборочного обследования малых предприятий в Белгородской области …………………………………………………………………...…..…. 19

2.1. Методы обследования, их роль в малых предприятиях, цели и задачи....19

2.2. Статистический анализ малых предприятий Белгородской области ….. 25

Заключение ………………………………………………………………….….. 28

Список использованных источников …………………………………………. 29

Введение

Актуальность данной курсовой работы обуславливается тем, что малое предпринимательство является неотъемлемым элементом современной рыночной системы хозяйствования, без которого экономика и общество в целом не могут нормально существовать и развиваться. В социально-экономическом развитии муниципального образования особую роль играет малое предпринимательство. Именно эта форма бизнеса позволяет наиболее эффективно удовлетворять зачастую очень быстро изменяющийся спрос населения на разнообразные товары и услуги [2].

Малые предприятия дополняют деятельность крупных и средних предприятий, ориентирующихся на наиболее масштабные и емкие рынки сбыта. Малый бизнес создает рабочие места, разрабатывает и внедряет новые технологии, максимально учитывает местные условия. В современных экономических условиях, связанных с кризисными явлениями, особая роль отводится именно малому бизнесу, а поддержка предпринимательства занимает важное место в комплексе антикризисных мер Правительства РФ.

Характерной особенностью России является социально-экономическая неоднородность ее регионов, приводящая к сильной территориальной дифференциации в уровне развития малого предпринимательства. На современном этапе Белгородская область представляет собой территорию с выгодным географическим положением, развитыми промышленным, научно-образовательным и историко-культурным комплексами. В связи с этим успешное функционирование малого предпринимательства является одним из приоритетных направлений социально-экономического развития региона.

Создание эффективной системы поддержки малого бизнеса должно опираться на статистический анализ и прогнозирование динамики важнейших индикаторов развития этого сектора экономики в отдельных регионах и федеральных округах, на статистическое оценивание происходящих структурных сдвигов и изменений в малом предпринимательстве [5].

Поэтому является актуальной задача статистического анализа развития малого предпринимательства с целью получения прогноза на будущее [6].

Цель курсовой работы – рассмотреть статистические методы изучения малых предприятий.

В работе решены следующие основные задачи:

- рассмотреть сущность малых предприятий;

- рассмотреть основные показатели производственной деятельности малых предприятий;

- рассмотреть задачи статистических методов изучения деятельности малых предприятий;

- провести статистический анализ малых предприятий Белгородской области.

Предметом работы станут статистические методы исследования малых предприятий.

Объектом исследования – малые предприятия.

Методы исследования. Статистическое исследование малых предприятий  базировалось на использовании следующих общенаучных и специальных методов: системного подхода, сравнительного анализа, логического обобщения, статистических группировок, моделирования, эмпирического наблюдения.

Структура курсовой работы. Курсовая работа состоит из введения, четырех параграфов, объединенных в две главы, заключения и списка литературы. Первая глава носит теоретический характер. В ней дается общая характеристика понятия и задачи  статистических методов в изучении деятельности малых предприятий. Во второй главе представлены основные статистические методы изучения малых предприятий на примере Белгородской области. В заключении приведены основные итоги проведенного исследования. В нем представлены выводы и предложения из всех двух глав курсовой работы с их кратким обоснованием.

  1.  Теоретические основы статистических методов в изучении                 малых предприятий

  1. Основные показатели производственной деятельности                   малых предприятий

Малым предпринимательством признается самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг юридическими и физическими лицами, зарегистрированными в качестве субъектов малого предпринимательства в соответствии с положениями Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ             «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (далее -  Федеральный закон) [1].

Малому предпринимательству присущи все свойства, которые характеризуют предпринимательскую деятельность вообще, однако основной особенностью малого предпринимательства является относительно высокий уровень риска.

Малому предпринимательству свойственны общеэкономическая, инновационная (особенно для малых предприятий, функционирующих в научно-технической сфере), социальная, ресурсная и организаторская функции [3].

Важнейшей особенностью малого предпринимательства является положение, установленное Федеральным законом, что его субъектами могут быть юридические и физические лица, соответствующие установленным Федеральным законом критериям. Объем производства и объем реализации продукции являются взаимозависимыми показателями. В условиях ограниченных производственных возможностей и неограниченного спроса на первое место выдвигается объем производства продукции. Но по мере насыщения рынка и усиления конкуренции не производство определяет объем продаж, а, наоборот, возможный объем продаж является основой разработки производственной программы. Предприятие должно производить только те товары и в таком объеме, которые оно может реально реализовать.

Темпы роста объема производства и реализации продукции, повышение ее качества непосредственно влияют на величину издержек, прибыль и рентабельность предприятия. Поэтому анализ данных показателей имеет важное значение. Источниками информации для анализа производства и реализации продукции служат бизнес-план предприятия, оперативные планы-графики, отчетность ф.№1-П (годовая) «Отчет по продукции», ф.№1-П (квартальная) «Квартальная отчетность по продукции», ф.№1-П (месячная) «Срочная отчетность по продукции», ф.№2 «Отчет о прибылях и убытках».

Объем производства и реализации промышленной продукции может выражаться в натуральных, условно-натуральных, трудовых и стоимостных измерителях. Обобщающие показатели объема производства продукции получают с помощью стоимостной оценки. Основными показателями объема производства служат товарная и валовая продукция [12].

Валовая продукция – это стоимость всей произведенной продукции и выполненных работ, включая незавершенное производство. Выражается в сопоставимых и действующих ценах.

Товарная продукция отличается от валовой тем, что в нее включают остатки незавершенного производства и внутрихозяйственный оборот. По своему составу на многих предприятиях валовая продукция совпадает с товарной, если нет незавершенного производства и внутрихозяйственного оборота. Объем реализации продукции определяется или по отгрузке продукции покупателям, или по оплате (выручке). Может выражаться в сопоставимых, плановых и действующих ценах [6].

В условиях рыночной экономики этот показатель приобретает первостепенное значение. Реализация продукции является связующим звеном между производством и потребителем. От того, как продается продукция, какой спрос на нее на рынке, зависит и объем ее производства.

Наряду со средней численностью персонала критериями отнесения к малому предпринимательству выступают объем оборота (прибыли, дохода), величина активов, размер уставного капитала и др. По данным Всемирного банка, общее число показателей, по которым предприятия признаются субъектами малого предпринимательства, превышает 50. Однако наиболее часто применяются вышеназванные.

Анализ начинается с изучения динамики выпуска и реализации продукции, расчёта базисных и цепных темпов роста и прироста. Среднегодовой темп роста (прироста) выпуска и реализации продукции можно рассчитать по среднегеометрической или среднеарифметической взвешенной. Оперативный анализ производства и отгрузки продукции осуществляется на основе расчета, в котором отражаются плановые и фактические сведения о выпуске и отгрузке продукции по объему и ассортименту, качестве за день, нарастающим итогом с начала месяца, а также отклонение от плана [2].

Анализ реализации продукции тесно связан с выполнением договорных обязательств по поставкам продукции. Недовыполнение плана по договорам для предприятия оборачивается уменьшением выручки, прибыли, выплатой штрафных санкций. Кроме того, в условиях конкуренции предприятие может потерять рынки сбыта продукции, что повлечет за собой спад производства. Особо важное значение для предприятия имеет выполнение контрактов на поставку товаров для государственных нужд. Это гарантирует предприятию сбыт продукции, ее своевременную оплату, льготы по налогам, кредитам и т.д. [5]

В процессе анализа определяется выполнение плана поставок за месяц и с нарастающим итогом в целом по предприятию, в разрезе отдельных потребителей и видов продукции, выясняются причины недовыполнения плана и вырабатываются корректирующие меры по выполнению договорных обязательств. Процесс выполнения договорных обязательств рассчитывается делением разности между плановым объемом отгрузки по договорным обязательствам (ОПпл) и его недовыполнением (ОПн) на плановый объём (ОПпл):

                                                                                     (1.1)

Изучив динамику и выполнение плана по реализации продукции и выполнения договоров поставки, необходимо установить факторы изменения его объёма. Возможны два варианта методики факторного анализа реализации продукции. Если выручка на предприятии определяется по отгрузке товарной продукции, то баланс товарной продукции будет иметь вид [15]:

                                    ГПн + ТП = РП + ГПк                                        (1.2)

Если выручка определяется после оплаты отгруженной продукции, то товарный баланс можно записать так:

                             ГПн + ТП + ОТн = РП + ОТк + ГПк.                       (1.3)

Отсюда:

                           РП = ГПн + ТП + ОТн – ОТк – ГПк,                          (1.4)

где: ГПн, ГПк – соответственно остатки готовой продукции на складах на начало и конец периода;

ТП – стоимость выпуска продукции;

РП – объём реализации продукции за отчётный период;

Отн, Отк – остатки отгружённой продукции на начало и конец периода.

Расчет влияния данных факторов на объём реализации продукции производится сравнением фактических уровней показателей с базовыми и вычислением абсолютных и относительных приростов каждого из них. Отрицательное влияние на объем продаж могут оказать следующие факторы: увеличение остатков готовой продукции на складах предприятия, рост остатков отгруженных товаров на конец года, оплата за которые еще не поступила на расчетный счет предприятия. Уровень оплаты отгруженной продукции характеризует состояние расчетов с покупателями [12].

                      (1.5)

Если Копл1, то это свидетельствует о росте дебиторской задолженности. Поэтому в процессе анализа необходимо выяснить причины образования сверхплановых остатков на складах, несвоевременной оплаты продукции покупателями и разработать конкретные мероприятия по ускорению реализации продукции и получению выручки. Особое внимание при анализе следует уделить изучению влияния факторов, определяющих объем производства продукции. Их можно объединить в три группы [6]:

1. Обеспеченность предприятия трудовыми ресурсами и интенсивность их использования:

                                           РП=ДрпЧРГВ                                         (1.6)

где: ЧР – среднесписочная численность работников предприятия;

ГВ - среднегодовая выработка продукции 1 работником;

Дрп - доля реализованной продукции в объеме выпущенной продукции отчетного периода.

2. Обеспеченность предприятия основными средствами производства и интенсивность их использования:

                                        РП=ДрпОСПФО                                       (1.7)

 где: ОСП – среднегодовая сумма основных средств предприятия;

ФО – фондоотдача основных средств.

3. Обеспеченность производства сырьем и материалами и эффективность их использования:

                                            РП=ДрпМЗМО                                       (1.8)

где: МЗ – сумма потребленных материальных ресурсов на производство продукции;

ФО – материалоотдача (производство продукции на рубль материальных затрат).

Резервы увеличения выпуска продукции должны быть сбалансированы по всем трем группам ресурсов. Максимальный резерв, установленный по одной из групп, не может быть освоен до тех пор, пока не будут выявлены резервы в таком же размере и по другим группам ресурсов. При определении возможностей объёмов продаж необходимо, кроме данных резервов, учесть сверхнормативные остатки готовой продукции на складах предприятия. При этом следует учитывать спрос на тот или другой вид продукции и реальную возможность ее реализации, а также риск невостребованной продукции [8].

1.2 Задачи  статистических методов изучения малых предприятий.

Метод группировки в изучении деятельности малых предприятий.

Задачи статистического изучения малого предпринимательства

Статистика призвана выявить [21]:

- в каких формах и масштабах осуществляется соединение живого труда и экономических активов в процессе предпринимательской деятельности;

- каково инновационное содержание и экономическая эффективность этого процесса;

- каковы тенденции развития предпринимательства.

В общем числе коммерческих организаций большую часть составляют организации, являющиеся субъектами малого предпринимательства, проще говоря -  малые предприятия. Например, в 1998 г. малые предприятия составляли 85% общего количества действующих промышленных предприятий, однако ими было произведено лишь 4% всего объема промышленной продукции.

В ходе статистического исследования предпринимательства необходимо выяснить количество зарегистрированных и фактически действующих индивидуальных предпринимателей и коммерческих организаций (в том числе субъектов малого предпринимательства); их распределение по формам собственности, организационно-правовым формам и видам деятельности. Для каждой из полученных групп определить важнейшие сводные экономические показатели.

Целесообразно также провести группировку общего числа предприятий в зависимости от их размера, при этом в качестве группировочного признака обычно используются показатели численности работников или объема выпущенной продукции. Результаты такого анализа дают ответ на вопрос - в каких формах и масштабах осуществляется предпринимательская деятельность [6].

Эффективность предпринимательской деятельности оценивается отдельно по текущей (операционной) и инвестиционной деятельности.

Текущая предпринимательская деятельность представляет собой работу предпринимателя по обеспечению наиболее эффективного соединения уже имеющихся в его распоряжении факторов производства с целью увеличения выпуска и продажи товаров и услуг при одновременном уменьшении затрат на их производство. Основным показателем эффективности текущей деятельности является рентабельность реализованных товаров и услуг, которая исчисляется как отношение прибыли, полученной от реализации произведенных данным предпринимателем или юридическим лицом товаров и услуг, к величине затрат на производство этих товаров и услуг. Ресурсы, вложенные в дело в процессе текущей деятельности, дают отдачу сравнительно быстро - по мере продажи произведенных товаров и услуг [13].

Инвестиционная деятельность не дает быстрой отдачи, она ориентирована на создание основы для будущих доходов. Ее исследование представляет собой комплекс довольно сложных проблем.

Инвестиционная деятельность часто направлена на освоение новых для данного предприятия научно-технических достижений, т.е. имеет ярко выраженное инновационное содержание.

Предмет статистических исследований - массовые явления и процессы общественной жизни - обладает многочисленными признаками и свойствами. Обобщить статистические данные, раскрыть наиболее существенные особенности, формы развития массового явления в целом и отдельных его составляющих невозможно без определенных научных принципов обработки данных. Без преодоления индивидуального многообразия объектов статистического наблюдения общие закономерности развития явления или процесса в целом теряются в деталях и мелочах, отличающих каждый объект один от другого, а предельное обобщение влечет за собой извращенное представление о действительности. Для разделения совокупности единиц на однотипные группы статистика использует метод группировок [9].

Статистические группировки - первый этап статистической сводки, позволяющий выделить из массы исходного статистического материала, однородные группы единиц, обладающих общим сходством в качественном и количественном отношениях. Важно понимать, что группировка - это не субъективный технический прием расчленения совокупности на части, а научно обоснованный процесс расчленения множества единиц совокупности по определенному признаку. Основополагающим принципом применения метода группировок является всесторонний, глубокий анализ сущности и природы изучаемого явления, позволяющий определить его типичные свойства и внутренние различия. Любая общая совокупность является комплексом частных совокупностей, каждая из которых объединяет явления особого типа, однокачественные в определенном отношении [22].

Каждый тип (группа) имеет специфическую систему признаков с соответствующим уровнем их количественных значений. Установить, к какому типу, в какую частную совокупность нужно отнести группируемые единицы общей совокупности, возможно на основе правильного, четкого определения существенных признаков, по которым должна проводиться группировка. Это второе важное требование научно обоснованной группировки. Третье требование группировки основано на объективном, обоснованном установлении границ групп при условии, что образованные группы должны объединять однородные элементы совокупности, а сами группы (одна по отношению к другой) должны существенно различаться. В противном случае группировка теряет смысл. На основе применения метода группировок определяются группы но принципу подобия и различия единиц совокупности. Подобие - это однородность единиц в определенных пределах (группах); различие - это их существенное расхождение по группам [10].

Итак, группировка - расчленение общей совокупности единиц по одному или нескольким существенным признакам на однородные группы, различающиеся между собой в качественном и количественном отношении и позволяющие выделить социально-экономические типы, изучить структуру совокупности или проанализировать связи между отдельными признаками. Основными задачами, решаемыми с помощью группировок, в статистике являются следующие [4]:

- выделение в совокупности изучаемых явлений их социально-экономических типов;

-  изучение структуры общественных явлений;

-  выявление связей и зависимостей между общественными явлениями.

Непосредственная группировка данных статистического наблюдения - это первичная группировка. Вторичная группировка - это перегруппировка ранее сгруппированных данных. Необходимость вторичной группировки возникает в двух случаях:

- ранее произведенная группировка не удовлетворяет целям исследования в отношении числа групп;

- для сравнения данных, относящихся к различным периодам времени или к различным территориям, если первичная группировка была произведена по разным группировочным признакам или по разным интервалам.

Существуют два способа вторичной группировки:

-  объединение мелких групп в более крупные;

-  выделение определенной доли единиц совокупности.

В научно обоснованной группировке общественных явлений необходимо учитывать взаимозависимость явлений и возможность перехода постепенных количественных изменений в явлениях к коренным качественным изменениям. Группировка может быть изученной лишь в том случае, если не только определены познавательные цели группировки, но и правильно выбрано основание группировки - группировочный признак. Если группировка - это распределение на однородные группы по какому-либо признаку, объединение отдельных единиц совокупности в группы, однородные по какому-либо признаку, то группировочный признак - это признак, по которому происходит объединение отдельных единиц совокупности в отдельные группы.

При выборе группировочного признака важным является не способ выражения признака, а его значение для изучаемого явления. С этой точки зрения для группировки следует брать существенные признаки, выражающие наиболее характерные черты изучаемого явления. Следовательно, во всех случаях группировки должны быть построены так, чтобы образованные в них группы как можно полнее отвечали действительности, были бы видны различия между группами и не объединялись бы в одну группу существенно различающиеся между собой явления [9].

Исключительно важное значение придается изучению структуры общественных явлений, которое предполагает изучение различий в составе какого-либо определенного типа явлений (соотношения между составными частями явления, изменения в этих соотношениях за определенный период времени). Структурной группировкой называется группировка, в которой происходит разделение однородной совокупности на группы, характеризующие ее структуру по какому-либо варьирующему признаку. К ним относятся группировка населения по полу, возрасту, уровню образования, группировка предприятий по численности работников, уровню зарплаты, объему работ и т.д. Применение структурных группировок позволяет не только раскрыть структуру совокупности, но и анализировать изучаемые процессы, их интенсивность, изменение в пространстве, а взятые за ряд периодов времени структурные группировки вскрывают закономерности изменений состава совокупности во времени. В основу структурных группировок может быть положен один или более атрибутивный или количественный признак. Их выбор определяется задачами конкретного исследования и сущностью изучаемой совокупности [11].

При структурной группировке по количественному признаку возникает необходимость определения числа групп и их границ. Этот вопрос решается в соответствии с задачами исследования. Один и тот же статистический материал может быть разбит на группы различным образом в зависимости от целей и задач исследования. Главное, надо стремиться к тому, чтобы в процессе группировки были ярко отражены особенности изучаемого явления и созданы предпосылки для конкретных выводов и рекомендаций. Если применяются равные интервалы, то расчет их величины производится по формуле:

                                            h =                                         (1.9)

где: h – величина интервала;

Xmax и Xmin – максимальные и минимальные знаечения признаков совокупности;

k – число групп.

Следует отметить, что технически удобнее иметь дело с равными интервалами, но это далеко не всегда представляется возможным из-за свойств изучаемых явлений и признаков. В экономике чаще приходится применять неравные, прогрессивно увеличивающиеся интервалы, что обусловлено самой природой экономических явлений. Интервалы групп могут быть замкнутыми, когда указаны нижняя и верхняя границы, и открытыми, когда указана лишь одна из границ групп. Открытые интервалы применяются только для крайних групп. При группировке с неравными интервалами желательно образование групп с замкнутыми интервалами. Это способствует точности статистических вычислений.

Одна из целей статистического наблюдения - выявление связей и зависимостей между общественными явлениями. Важной задачей статистического анализа, проводимого на основе типологической группировки, т.е. в пределах однокачественных совокупностей, является задача изучения и измерения связи между отдельными признаками [23].

Важная проблема аналитических группировок - правильный выбор числа групп и определение их границ, что в последующем обеспечивает объективность характеристик связи. Поскольку анализ ведется в однокачественных совокупностях, теоретических оснований для дробления определенного типа нет. Поэтому допустима разбивка совокупности на любое число групп, удовлетворяющее определенным требованиям и условиям конкретного анализа. В процессе аналитических группировок следует соблюдать общие правила группировки, т.е. единицы в образованных группах должны быть существенно различны, количество единиц в группах должно быть достаточным для расчета надежных статистических характеристик, групповые средние должны подчиняться определенной закономерности: последовательно увеличиваться или уменьшаться [26].

Самая простая группировка - ряд распределения. Рядами распределения называются ряды чисел (цифр), характеризующие состав или структуру какого-либо явления после группировки статистических данных об этом явлении. Ряд распределения - это группировка, в которой для характеристики групп применяется один показатель - численность группы, т.е. это ряд чисел, показывающий, как распределяются единицы совокупности по изучаемому признаку. Ряды, построенные по атрибутивному признаку, называют атрибутивными рядами. Атрибутивный ряд распределения содержит три элемента: разновидности атрибутивного признака; численности единиц в каждой группе, называемые частотами ряда распределения; численности групп, выраженные в долях (%) от общей численности единиц, называемые частостями. Сумма частостей равна 1, если они выражены в долях единицы, и 100%, если они выражены в процентах.

Ряды распределения, построенные по количественному признаку, называются вариационными рядами. Числовые значения количественного признака в вариационном ряду распределения называются вариантами и располагаются в определенной последовательности. Варианты могут выражаться числами положительными и отрицательными, абсолютными и относительными. Вариационные ряды делятся на дискретные и интервальные. Дискретные вариационные ряды характеризуют распределение единиц совокупности по дискретному (прерывному) признаку, т.е. принимающему целые значения. При построении ряда распределения с дискретной вариацией признака все варианты выписываются в порядке возрастания их величины, подсчитывается, сколько раз повторяется одна и та же величина варианта, т.е. частота, и записывается в одной строке с соответствующим значением варианта [24].

Ряды распределения могут строиться по накопленным частотам, которые показывают, какое число единиц имеет величину варианта, не большую данной. Если вместо абсолютных частот взять частости, то аналогично получим накопленные частости. Величина накопленной частоты первого интервала равна его частоте, второго интервала - сумме частот первые двух интервалов и т.д. Накопленная частота последнего интервала равна сумме всех частот, т.е. объему совокупности. При построении интервального вариационного ряда необходимо выбрать оптимальное число групп (интервалов признака) и установить длину интервала. Оптимальное число групп выбирается так, чтобы отразить многообразие значений признака в совокупности. Чаще всего число групп устанавливается по формуле [20]:

                              k = 1+3,321*lgN = 1,44*lnN+1                               (1.10)

где: А - число групп;

N - численность совокупности.

Если полученная группировка не удовлетворяет требованиям анализа, то можно произвести перегруппировку. Не следует стремиться к очень большому количеству групп, т.к. в такой группировке нередко исчезают различия между группами. Также надо избегать образования и слишком малочисленных групп, включающих несколько единиц совокупности, потому что в таких группах перестает действовать закон больших чисел и возможно проявление случайности [14].

В статистической практике исследователь часто сталкивается с тем, что качественный признак имеет большое число разновидностей, и перечислить их все не представляется целесообразным, например виды основных фондов, номенклатура товаров и продукции, профессии рабочих и служащих и т.п. В этих случаях разрабатывают классификацию разновидностей, т.е. осуществляют систематизированное распределение наблюдаемых статистикой объектов на классы (группы).

Под классификацией обычно понимается устойчивое разграничение единиц наблюдения, которое используется в течение длительного времени. Классификации могут подвергаться более или менее существенным изменениям, когда возникает необходимость отразить произошедшие изменения в объекте наблюдения. Утверждают классификации, как правило, в качестве национального или международного стандарта [20].

Следовательно, системы классификаций, принятые в государственной статистике, являются официальными стандартами Российской Федерации и используются для решения аналитических задач, на них основана методология сбора и обработки статистической информации как для внутренних нужд, так и для сопоставления на международном уровне.

2. Методы выборочного обследования малого предпринимательства в Белгородской области

2.1 Методы обследования, их роль в малом предпринимательстве,           цели и задачи

Целью проведения статистического наблюдения за деятельностью малых предприятий является формирование показателей деятельности малых предприятий в разрезе регионов, отраслей экономики и промышленности, форм собственности [26].

Анализ результатов обследования позволяет выявить особенности развития малого предпринимательства в экономике России, определить его долю в основных макроэкономических показателях.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 09.10.95 № 1389-р Государственному комитету Российской Федерации по статистике было поручено организовать текущее статистическое наблюдение за деятельностью малых предприятий в режиме выборочных квартальных обследований.

Выборочное обследование малых предприятий проводится ежеквартально по форме федерального государственного статистического наблюдения № ПМ «Сведения об основных показателях деятельности малого предприятия».

Бланк обследования состоит из четырех разделов, содержащих показатели, данные по которым заполняются по результатам деятельности предприятия за квартал нарастающим итогом [27].

В первый раздел включены показатели, характеризующие среднюю численность, фонд начисленной заработной платы и выплаты социального характера по работникам списочного состава (без внешних совместителей), внешним совместителям, работникам, выполнявшим работы по договорам гражданско-правового характера.

Второй раздел содержит основные экономические показатели производственной деятельности предприятия (выпуск товаров и услуг, отгрузка товаров, остатки готовой продукции собственного производства, объем платных услуг населению, оборот розничной торговли и общественного питания, инвестиции в основной капитал) и его финансовые результаты (выручка, прибыль или убыток).

В третьем разделе предусмотрено заполнение данных по видам произведенной малым предприятием продукции, оказанных населению платных услуг, проданных в розничной или оптовой торговле товаров.

В четвертом разделе предприятие отражает перечень оказанных услуг в стоимостном выражении [21].

Сбор сведений от малых предприятий осуществляется на выборочной основе с последующим распространением данных по всем показателям 1 и 2 разделов формы № ПМ на генеральную совокупность в разрезе территорий, по наблюдаемым отраслям экономики, промышленности и формам собственности.

По показателям разделов 3 и 4 формы № ПМ формируются групповые итоги, а также итоги по выборочной совокупности в целом, при этом распространение выборочных данных на основу выборки не производится.

Информация по 3 и 4 разделам используется при проведении ежемесячного и годового досчетов выпуска продукции (услуг) в натуральном выражении, объема продаж по видам товаров [22].

Малые предприятия, осуществляющие несколько видов деятельности (многопрофильные), относятся к определенной отрасли по критериям численности того вида деятельности, доля которого является наибольшей в годовом объеме оборота или годовом объеме прибыли.

Средняя численность работников малого предприятия определяется с учетом всех его работников, в том числе работающих по договорам гражданско-правового характера и по совместительству с учетом реально отработанного времени, а также работников представительств, филиалов и других обособленных подразделений этого предприятия [29].

Этапы работ по организации и проведению выборочного наблюдения.

1. Формирование генеральной совокупности малых предприятий (основы выборки).

2. Формирование выборочной совокупности малых предприятий.

3. Сбор первичной информации от малых предприятий, ее ввод, контроль, корректировка, хранение.

4. Распространение данных, полученных при выборочном наблюдении, на генеральную совокупность и расчет характеристик точности получаемых результатов.

5. Формирование итогов обследования в целом по России, в разрезе субъектов Российской Федерации, отраслей экономики и промышленности, форм собственности.

Выборочное наблюдение осуществляется с использованием программно-технологических средств, разработанных Межотраслевым институтом повышения квалификации руководящих работников и специалистов в области учета и статистики Госкомстата России на основе пакета прикладных программ «Методы несплошного статистического наблюдения» (ППП МНСН).

Для формирования генеральной совокупности (основы выборки) малых предприятий из Генеральной совокупности объектов статистического наблюдения, зафиксированной по состоянию на начало года, выбираются объекты наблюдения по заданным параметрам с обязательной призначной частью, включающей следующие реквизиты и показатели [29]:

- Коды Общероссийского классификатора предприятий и организаций (ОКПО), Общероссийского классификатора объектов административно-территориального деления (ОКАТО), Общесоюзного классификатора отраслей народного хозяйства (ОКОНХ), Общероссийского классификатора видов экономической деятельности, продукции и услуг (ОКДП), Общероссийского классификатора форм собственности (ОКФС), краткое наименование предприятия (организации); показатель выручки из бухгалтерской отчетности за год t-2 (в 1999 г. - за 1997 г. и т. д.).

Основа выборки формируется в табличном виде по следующим реквизитам и показателям [30]:

Таблица 2.1

Реквизиты и показатели для выборки

№ п/п

Код
ОКПО

Код
ОКАТО

Код
ОКОНХ

Код
ОКФС

Код
ОКДП

Выручка

1

2

3

4

5

6

7

 

 

 

 

 

 

 

Выборочная совокупность создается на основе планово-обоснованного подхода - многомерного расслоенного случайного отбора с простой оценкой показателей по среднему в слое на единицу.

Выборочная совокупность формируется один раз и используется в течение всего года.

Первым этапом формирования выборочной совокупности является расслоение (стратификация, группировка).

Расслоение единиц наблюдения (ЕН) генеральной совокупности осуществляется по четырем признакам [23]:

Таблица 2.2

Признаки расслоения единиц наблюдения генеральной совокупности

ОКАТО

по территориям

79 слоев;

ОКОНХ

по отраслям в соответствии с приложением

63 слоя;

ОКФС

по формам собственности

4 слоя;

ВЫРУЧКА

 

5 слоев.

Число единиц наблюдения - малых предприятий, подлежащих обследованию (объем выборки), - по субъектам Российской Федерации определяется исходя из того, что значение коэффициента вариации оценки по признаку размещения «выручка» не должно превышать 5%. В целом по России число единиц наблюдения не превышает 20% генеральной совокупности всех малых предприятий.

Число единиц наблюдения, выбираемых из слоя, определяется в соответствии с оптимальным размещением по Нейману по признаку «выручка», т.е. пропорционально произведению числа ЕН в слое на квадратный корень из дисперсии признака в слое [18].

При расслоенном случайном отборе с неизменным общим объемом выборки n дисперсия оценки суммарного значения признака минимальна, если:

                                               ,                                                  (2.1)

где: nh – число ЕН, выбираемых из h-го слоя;

 h – номер слоя;

 Nh – объем h-го слоя;

Sh – дисперсия h-го слоя

                                        Sh2 =                                     (2.2)

где: H – число слоев;

 yhi – базовое значение признака i-й единицы наблюдения h-го слоя (выручка);

yh – среднее значение признака по h-му слою.

Для обработки полных неответов респондентов совокупность неответивших организаций разделяется на три следующие группы, при этом к каждой группе полных неответов применяется свой метод коррекции и восстановления данных [17].

Первая группа - малые предприятия, данные по которым не восстанавливаются. К ним относятся организации, прекратившие или приостановившие свою деятельность в силу различных причин.

Вторая группа - предприятия, о которых достоверно известно, что они, несмотря на отсутствие отчета, активны, ведут финансово-хозяйственную деятельность [25].

Для восстановления данных по предприятиям второй группы применяется метод перевзвешивания (или заполнения по среднему в слое). Неответившему малому предприятию присваивается среднее значение ответивших в данном слое. Если не удается восстановить значения показателей по среднему в слое (например, когда в слое не окажется ни одного ответившего предприятия), тогда значениям показателей приписываются средние значения, рассчитанные по действующим организациям в отрасли.

Третья группа - малые предприятия, по которым не получена объективная информация о том, действующие они или нет.

Для восстановления данных по третьей группе применяется метод заполнения случайным подбором в классах замещения (random hot deck within classes). Для этого выборочная совокупность малых предприятий (как функционирующих и представивших отчет, так и ликвидированных) делится на классы по отраслям экономики. Неответившей организации приписываются значения признака выбранного случайным образом предприятия-донора из соответствующего класса замещения [20].

Досчет на вновь зарегистрированные в течение отчетного периода малые предприятия осуществляется методом вмененного объема. При этом по титульно-адресной части зарегистрированного малого предприятия определяется его принадлежность структурному слою основы выборки. Объемным признакам каждого вновь зарегистрированного предприятия вменяются половинные средние (в расчете на одно предприятие) значения показателей соответствующей отрасли основы выборки за отчетный период.

В связи с тем, что фактический вид деятельности по ОКОНХ по отчету малого предприятия, попавшего в выборку, может серьезно отличаться от учтенных при расслоении (стратификации), то при получении оценок показателей для областей изучения (разрезов) необходима постстратификация, т.е. распределение организаций по фактическому виду деятельности, полученному по результатам выборочного обследования [24].

2.2. Статистический анализ малого предпринимательства

Развитие малого бизнеса – одно из приоритетных направлений государственной политики, направленной на рост российской экономики, создание благоприятных условий для развития инициативы граждан в этой области. 

Необходимым условием разработки эффективных мер государственной поддержки малого предпринимательства является наличие достоверной и своевременной информации о состоянии и развитии сектора малого предпринимательства.

Задачей статистики малого предпринимательства является обеспечение информационных потребностей органов власти, научных, широких общественных кругов и граждан достоверной и своевременной информацией о состоянии и развитии данного сектора экономики в условиях снижения статистической нагрузки на респондентов [26].

Закон Российской Федерации от 24.07.2007 № 209 – ФЗ типизирует субъекты малого и среднего предпринимательства независимо от их организационно-правового статуса. Это означает, что индивидуальный предприниматель в зависимости от параметров своей деятельности может быть как микро, малым или средним предприятием, так и не являться таковым [28].

Исходя из особенностей совокупностей субъектов малого предпринимательства, статистическое наблюдение за каждой из них организовано с использованием различных форм статистической отчетности, отражающих специфику субъектов малого предпринимательства, а также с применением различных методов статистического наблюдения.

За основу региональных прогнозов в данном исследовании были взяты показатели количества малых предприятий Белгородской области в 2007 - 2014 гг. и численности их сотрудников (таблица 2.3).

Таблица 2.3

Динамика развития малого бизнеса в Белгородской области

Показатель

Год

2007

2008

2009

2010

2011

2012

2013

2014

Среднесписочная численность работников (без внешних совместителей), чел.

45600

47960

70460

82040

62500

96759

107115

87555

Число малых предприятий (на конец года), ед.

3800

4360

5420

5860

6250

7443

7141

6735

В течение 2007-2014 гг. число малых предприятий увеличивалось в среднем на 842 ед. в год, а численность работников малых предприятий - на 10,9 тыс. чел. ежегодно. По имеющимся данным был составлен прогноз исследуемых показателей на 2015—2017 гг. на основе анализа основных тенденций в рядах динамики.

Основной предпосылкой прогноза является сохранение в будущем существующей тенденции развития малого предпринимательства, т. е. неизменность внешних факторов.

Прогнозирование на 2015-2017 гг. числа малых предприятий проводилось по уравнению [11]:

                                                   ,                       (2.3)

где - количество предприятий, ед.;

t – период.

Индекс детерминации R2 равен 0,9742, что свидетельствует о высокой точности трендовой модели.

Таблица 2.4

Доверительные интервалы прогноза численности работников малых предприятий в Белгородской области

Год

Точечный прогноз

Доверительный интервал прогноза 95%

верхняя граница

нижняя граница

2009

8615

8900

7960

2010

9456

9540

8360

2011

10320

10900

10210

В полученном прогнозе наблюдается положительная динамика роста как числа малых предприятий, так и численности работников, зарегистрированных на них. В перспективе предполагается ежегодный рост числа малых предприятий в среднем на 1000 предприятий, а среднесписочной численности работников - на 8 тыс. чел. в год. Увеличение этих показателей может оказать благоприятное действие на развитие малого бизнеса в Белгородской области,  а также повысить уровень социально-экономического развития региона.

Полученные выборочные данные по показателям разделов 1 и 2 формы № ПМ распространяются на регламентные подсовокупности (области изучения) генеральной совокупности, а также на генеральную совокупность в целом по формуле простого оценивания (среднего на единицу).

Результаты обследования, проведенного органами государственной статистики, публикуются в официальных изданиях Государственного комитета Российской Федерации по статистике и предоставляются потребителям.

Стоит отметить, что роль малого предприятия в рыночной экономической системе трудно переоценить, так как, по сути, именно предпринимательство является конструктивной единицей и гарантией существования развитой рыночной экономики. Поэтому для дальнейшего стимулирования развития малого бизнеса и предпринимательства необходимо создание благоприятного инвестиционного и предпринимательского климата [30].

                                                        

Заключение

В ходе работы цель была достигнута, а поставленные задачи решены. Подводя итог проделанной работе можно сделать общие выводы.

1. Малые предприятие -  это небольшое предприятие любой формы собственности, характеризуемое прежде всего ограниченным числом работников (от 15 человек в торговле до 100 - 200 -  в промышленности) и занимающее крайне небольшую долю в общем по стране, региону объеме деятельности, являющейся профильной для предприятия.

2. Роль малого предприятия в рыночной экономической системе трудно переоценить, так как, по сути, именно предпринимательство является конструктивной единицей и гарантией существования развитой рыночной экономики. Поэтому для дальнейшего стимулирования развития малого бизнеса и предпринимательства необходимо создание благоприятного инвестиционного и предпринимательского климата [10].

3. Целью проведения статистического наблюдения за деятельностью малых предприятий является формирование показателей деятельности малых предприятий в разрезе регионов, отраслей экономики и промышленности, форм собственности. Анализ результатов обследования позволяет выявить особенности развития малого предпринимательства в экономике России, определить его долю в основных макроэкономических показателях.

4. В полученном прогнозе наблюдается положительная динамика роста, в перспективе предполагается ежегодный рост числа малых предприятий в среднем на 1000 предприятий, а среднесписочной численности работников - на 8 тыс. чел. в год. Увеличение этих показателей может оказать благоприятное действие на развитие малого бизнеса в Белгородской области,  а также повысить уровень социально-экономического развития региона.

Список использованных источников

1. Багат, А.В. Статистика [Текст]: учеб. пособие  /  А.В. Багат. – М.: Финансы и статистика, 2012. – 368 с.

2. Бородина, В.В. Малые предприятия. Бухгалтерский учет, отчетность, анализ финансового состояния [Текст]: учеб. пособие  /  В.В. Бородина. - М.: Книжный мир, 2009. -  231 с.

3. Волков, В.В.  Силовое предпринимательство: экономико-социологический анализ [Текст]: учеб. пособие / В.В. Волков. - М.: Изд. дом ГУ ВШЭ, 2011. - 350 с.

4. Волкова, О.И. Экономика предприятия [Текст]: учебник  /  О.И. Волкова. М.: ИНФРА-М, 2010. -  416 с.

5.  Горбачева. Т.Л., Теоретические и практические аспекты измерения занятости в неформальной экономике [Текст]: учеб. пособие /  Т.Л. Горбачева, З.А. Рыжикова. – М.: ЮНИТИ, 2009. – 156 с.

6. Гусаров, В.М. Статистика [Текст]: учеб. пособие / В.М. Гусаров. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2011. - 463 с.

7. Голуб, Л.А. Социально-экономическая статистика [Текст]: учеб. пособие  / Л.А. Голуб. – М.: ВЛАДОС, 2011. – 272 с.

8. Ефимова, М.Р. Общая теория статистки [Текст]: учеб. пособие  / М.Р. Ефимова, Е.В. Петрова. - М.: ИНФРА-М, 2010. – 416 с.

9. Елисеева, И.И. Общая теория статистики [Текст]: учеб. пособие  /  И.И. Елисеева, М.М. Юзбашев. – М.: Финансы и статистика, 2010. – 656 с.

10. Ефимова, М.Р. Практикум по общей теории статистики [Текст]: учеб. пособие  /   М.Р. Ефимова. – М.: Финансы и статистика, 2010. – 368 с.

11. Елисеева И.И. Статистика [Текст]: учеб. пособие  /  И.И. Елисеева. – М.: Высшее образование, 2011. - 566 с.

12. Елисеева, И.И. Статистика [Текст]: учеб. пособие / И.И. Елисеева. – М.: ТК Велби, 2011. - 448 с.

13. Иванова, Ю.Н. Экономическая статистика [Текст]: учеб. пособие  /  Ю.Н.Иванова. – М.: ИНФРА-М, 2011. – 480 с.

14. Колюшкин,И.И. Современная экономика [Текст]: учеб. пособие / И.И. Колюшкин. -  Ростов н/Д: «Феникс», 2013. - 398 с.

15. Минашкин, В.Г. Статистика [Текст]: учеб. пособие  /  В.Г.Минашкин. – М.: ТК Велби, 2010. – 272 с.

16. Мелкумов, Я.С. Социально-экономическая статистика [Текст]: учеб. пособие  / Я.С. Млкумов. -  М.: ИМПЭ-ПАБЛИШ, 2011. – 200 с. 

17. Неганова, Л.М. Статистика [Текст]: учеб. пособие  / Л.М. Неганова. – М.: изд-во «Экзамен», 2011. – 224 с.

18. Ореховский,  П.А. Статистические показатели и малые предприятия [Текст]: учеб. пособие  /  П.А. Ореховский. – М.: Эксмо, 2009. – 59 с.

19. Панин, А.У. Малый бизнес: организация, учет, развитие [Текст]: учебник  / А.У. Панин, Н.В. Матвеев, В.А. Сиюкова. – М.: Эксмо, 2009. -  352 с.

20. Павлова, Л.Н. Финансы предприятий [Текст]: учебник / Л.Н. Павлова. -  М.: ЮНИТИ, 2011. -  639 с.

21. Плошко, Б.Г. История статистики [Текст]: учеб. пособие  / Б.Г. Плошко, И.И. Елисеева. – М.: Финансы и статистика, 2011. – 295 с.

22. Рывкина, Р.В. Социология российских реформ: социальные последствия экономических перемен [Текст]: учеб. пособие / Р.В. Рывкина. – М.: Издательский дом ГУ ВШЭ, 2011. -  440 с.

23. Савицкая, Г.В. Экономический анализ [Текст]: учебник / Г.В. Савицкая. -  М.: Новое знание, 2009. – 640 с.

24. Савицкая, Г.В. Теория анализа хозяйственной деятельности [Текст]: учебник / Г.В. Савицкая. – М.: ИНФРА-М, 2010. – 281 с.

25. Савицкая, Г.В. Экономический анализ [Текст]: учебник / Г.В. Савицкая. -  М.: Новое знание, 2009. – 352 с.

26. Сажина, М.А. Экономическая теория [Текст]: учеб. пособие  / М.А. Сажина. – М.: Норма, 2010. – 672 с. 

27. Салин, В.Н. Курс теории статистики для подготовки специалистов финансово-экономического профиля [Текст]: учеб. пособие  /  В.Н. Салин, Э.Ю. Чурилова. – М.: Финансы и статистика, 2011. – 480 с.

28. Семенов, С.А. Возможности статистического учета малых предприятий [Текст]: учебник  / С.А. Семенов. – М.: Эксмо, 2012. – 193 с.

29. Сиденко, А.В. Международная статистика [Текст]: учеб. пособие  /  А.В. Сиденко, В.М. Матвеева. - М.: Изд-во «Дело и сервис», 2010. – 256 с.

30. Шмойлова, Р.А. Теория статистики [Текст]: учебник  /  Р.А. Шмойлова. - М.: Финансы и статистика, 2012. – 656 с.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

63555. Классика Эллады: значение идей Платона и Аристотеля 46.5 KB
  Классика Эллады: значение идей Платона и Аристотеля. Платон Аристокл жил в 427-347 до н. Попытке Демокрита свести все объяснения к движению атомов в пустоте и фатальному следованию людьми судьбе Платон противопоставил онтологическое открытие объективности мира идей мира культуры что позволило сознательно...
63556. Периодизация, центры развития и общая характеристика философии Средневековья 45.5 KB
  Философия европейского Средневековья. Если античная философия делится в познавательных целях на досократиков классику и эллинизм то средневековая философия делится условно на периоды патристики16 века н. В Средиземноморье закончился переход от собирательства к производству...
63557. Роль в развитии научно-философской мысли позитивизма и постпозитивизма 46.5 KB
  Формирование герменевтики как философской методологии понимания и интерпретации истолкования начато немецким протестантом Ф. Для этого используется герменевтический круг в котором мы движемся от изучения частей к пониманию целого и от понимания целого к пониманию частей.
63558. Роль философских идей психоанализа в понимании человека и общества 47.5 KB
  Если какой то предок бросился с моста то далекого потомка может на мосту тянуть кинуться с высоты но если помочь сознательно отделить жизнь этого человека от жизни неизвестного ему предка то он перестанет бояться высоты...
63559. Россия между Западом и Востоком. Философские западники и почвенники 40 KB
  Философией в России доныне занимается в основном гуманитарная политизированная интеллигенция а действительно полезные для исканий истины естествоиспытатели в философии России редки. Современность показывает ту же закономерность: по мере ослабления России растут притязания на ее богатства соседних а теперь и заокеанских государств.
63560. Перспективы учения о ноосфере, философии космизма и «общего дела» 31 KB
  Ноосфера как особая оболочка земного шара становящаяся новым этапом развития биосферы атмосферы и гидросферы могущество вооруженного наукой и техникой человечества должно быть направлено на помощь силам природы в планетарном масштабе. Все природные процессы стали уже протекать не так как протекали бы в отсутствии человечества на планете.
63561. Знешняя палiтыка Беларусi на сучасным этапе 83 KB
  Сёння ў свеце існуе больш 220 вялікіх і малых дзяржаў, 187 з якіх з’яўляюцца членамі ААН. Пачэснае месца сярод гэтых краін займае Рэспубліка Беларусь. Яе, як незалежную краіну прызналі і устанавілі з ёй дыпламатычныя адносіны 153 краіны свету.
63562. Организация и проведение специальной обработки 94.5 KB
  Сущность приёмы и способы специальной обработки техники материальных средств. Заражение РВ ОВ БС может привести к потерям среди личного состава и вызовет необходимость проведения аварийноспасательных и других неотложных работ с применением...
63563. Специальные налоговые режимы. Патентная система налогообложения 252.5 KB
  Патентная система налогообложения При переходе на УСН ЕСхН ЕНВД предусматривается особый порядок определения прибыли или убытка оценки Д и Р учитываемых для цели н о особый порядок определения налоговых обязательств.