90146

АНАЛИЗ ШКОЛЬНЫХ УЧЕБНИКОВ ПО ТЕМЕ «АЛГОРИТМЫ»

Курсовая

Педагогика и дидактика

В средних классах школы в рамках данной темы происходит уточнение понятия алгоритма основы алгебры логики излагаются на более формальном уровне. При решении учебных задач учащиеся знакомятся с разными способами записи алгоритмов изучают свойства алгоритма рассматривают некоторые алгоритмы алгоритм...

Русский

2015-05-30

511 KB

14 чел.

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Борисоглебский филиал

федерального государственного бюджетного образовательного учреждения

высшего профессионального образования

«Воронежский государственный университет»

Факультет физико-математического и естественно - научного образования

Кафедра прикладной математики, информатики,

физики и методики их преподавания

АНАЛИЗ ШКОЛЬНЫХ УЧЕБНИКОВ ПО ТЕМЕ «АЛГОРИТМЫ»

Курсовая работа по Методике обучения и воспитания

050100.62 Педагогическое образование

Профиль Информатика и ИТО

 

Студент   ____________ Дудникова Светлана Сергеевна

Руководитель ____________ Тараканов Андрей Фёдорович,

     доктор физико-математических наук,

профессор

Борисоглебск 2015

СОДЕРЖАНИЕ

[1] СОДЕРЖАНИЕ

[2] Введение

[2.1] 3. Основные виды используемых ЦОР при изучении темы «Алгоритмы»

[3] Домашние задания

Введение

Современный этап развития общества характеризуется внедрением информационных технологий во все сферы человеческой деятельности. Новые информационные технологии оказывают существенное влияние и на сферу образования. Происходящие фундаментальные изменения в системе образования вызваны новым пониманием целей, образовательных ценностей, а также необходимостью перехода к непрерывному образованию, разработкой и использованием новых технологий обучения, связанных с оптимальным построением и реализацией учебного процесса с учетом гарантированного достижения дидактических целей.

Выбранная тема является актуальной на сегодняшний день. Одной из дидактических задач образовательного учреждения является формирование мышления учащегося, развитие его интеллекта. Важной составляющей интеллектуального развития человека является алгоритмическое мышление. Изучение алгоритмизации помогает развить у учащихся алгоритмическое мышление, поэтому её изучение является важной частью курса информатики и при преподавании этой части курса учитель должен быть особенно внимателен и осторожен.

Цель курсовой работы – раскрыть методические особенности изучения темы «алгоритмы» в  школьном курсе информатики, представив разнообразные подходы, применяемые различными авторами.

В соответствии с целью были определены следующие задачи исследования:

  •  рассмотреть содержание темы в школьных учебниках информатики и составить таблицу сравнения;
  •  рассмотреть основные виды ЦОР для изучения темы «Алгоритмы»;
  •  рассмотреть систему заданий, упражнений для учащихся по освоению темы "Алгоритмы".


1. Содержание школьных учебников по теме «Алгоритмы»

Тема «Алгоритмы»  занимает одно из центральных мест в школьном курсе информатики. В средних классах школы в рамках данной темы происходит уточнение понятия алгоритма, основы алгебры логики излагаются на более формальном уровне. При решении учебных задач учащиеся знакомятся с разными способами записи алгоритмов, изучают свойства алгоритма, рассматривают некоторые алгоритмы (алгоритм Евклида, сортировка данных и т.д.).

В образовательном стандарте базового курса по информатики и ИКТ основное содержание по линии алгоритмизации определяется через следующие понятия:

-алгоритм, свойства алгоритма, способы записи алгоритмов;

-исполнители алгоритмов (назначение, среда, режим работы, система команд);

-компьютер как формальный исполнитель алгоритмов;

-основные алгоритмические конструкции (следование, ветвление, повторение);

-разбиение задачи на подзадачи, вспомогательный алгоритм;

-алгоритмы работы с величинами (тип данных, ввод и вывод данных).

Различные авторы школьных программ по курсу «Информатика и ИКТ» по разному подходят к построению алгоритмической учебной линии.

Проанализируем учебники авторов  Босова Л.Л., Угринович Н.Д. и Семакин И.Г.

Первый учебник, который я рассмотрю – это Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика и ИКТ: Учебник для 9 класса. -  М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.

Данный учебник включён в Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и Науки Российской Федерации.

Материал в учебнике изложен так, чтобы не только дать учащимся необходимые теоретические сведения, но и подвести их к систематизации, теоретическому осмыслению и обобщению уже имеющегося опыта.

В начале каждого параграфа размещены ключевые слова. Как правило, это основные понятия стандарта и примерной программы, раскрываемые в тексте параграфа. После основного текста параграфа размещена рубрика «Самое главное», которая вместе с ключевыми словами предназначена для обобщения и систематизации изучаемого материала. На решение этой задачи направлены и задания, в которых ученикам предлагается построить графические схемы, иллюстрирующие отношения между основными понятиями изученных тем.

В этом учебнике теме «Алгоритмы» посвящена глава «Основы алгоритмизации». На изучение темы отводится 12 часов.

Таблица 1. Рекомендуемое поурочное планирование по курсу «Информатика и ИКТ» для 9 класса автора Босова Л.Л.

Номер урока

Тема урока

Параграф учебника

1

Алгоритмы и исполнители

§3.1

2

Способы записи алгоритмов

§3.2

3

Объекты алгоритмов

§3.3

4

Алгоритмическая конструкция «следование».

§3.4

5

Алгоритмическая конструкция «ветвление». Полная форма ветвления.

§3.4

6

Сокращённая форма ветвления.

§3.4

7

Алгоритмическая конструкция «повторение». Цикл с заданным условием продолжения работы.

§3.4

8

Цикл с заданным условием окончания работы.

§3.4

9

Цикл с заданным числом повторений.

§3.4

10

Конструирование алгоритмов

§3.5

11

Алгоритмы управления

§3.6

12

Обобщение и систематизация основных понятий темы «Основы алгоритмизации». Проверочная работа

В § 3.1 «Алгоритмы и исполнители» систематизируются и обобщаются сведения, касающиеся понятий «алгоритм», «исполнитель». Рассматриваются свойства алгоритма, на основе  которых, вводится понятие  «алгоритм».

Алгоритм – это предназначенное для конкретного исполнителя описание последовательности действий, приводящих от исходных данных к требуемому результату, которое обладает свойствами дискретности, понятности, определённости, результативности и массовости.

Раскрывается суть подхода к автоматизации деятельности человека.

В § 3.2 «Способы записи алгоритмов» рассматриваются основные способы записи: словесные, графические, на алгоритмических языках. При их рассмотрении особое внимание уделяется блок-схемам: приводится описание основных блоков, правила их использования;  даются многочисленные примеры.

В § 3.3 «Объекты алгоритмов» рассматриваются основные объекты алгоритмов (величины, выражения), поясняется суть команды присваивания.

В § 3.4 «Основные алгоритмические конструкции» подробно рассматриваются основные алгоритмические конструкции (следование; ветвление; повторение), для каждой из которых приводятся примеры из повседневной жизни, а также примеры задач, алгоритмы решения которых, записываются с помощью блок-схем или на школьном алгоритмическом языке. Особенно подробно рассматриваются циклические алгоритмы, среди которых выделяются циклы с заданным условием продолжения работы; циклы с заданным условием окончания работы; цикл с заданным числом повторений. Внимание учеников акцентируется на общих чертах и отличительных особенностях этих циклов, на том, в каких ситуациях следует применять ту или иную алгоритмическую конструкцию.

В § 3.5 «Конструирование алгоритмов» в качестве основного метода рассматривается метод последовательного построения алгоритма; детально рассматривается пример разработки алгоритма методом последовательного уточнения для исполнителя Робот; вводится понятие вспомогательного алгоритма.

В § 3.6 «Алгоритмы управления»   вводятся понятия управления, алгоритма управления, обратной связи.

В целом, материал главы «Основы алгоритмизации» выстроен так, чтобы способствовать развитию алгоритмического мышления учащихся, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе.

Следующий учебник, который я рассмотрю  – это Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ: Учебник для 9 класса. -  М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.

В учебнике Угриновича Н.Д. теме «Алгоритмы» посвящена глава 4. В ней линия алгоритмизации осваивается параллейно с линией программирования. На линию алгоритмизации отводится 14 часов.

В § 4.1 «Алгоритм и его формальное исполнение» в пункте «Свойства алгоритма и его исполнители» рассматриваются различные свойства алгоритма, такие как, дискретность, результативность, массовость, детерминированность, выполнимость и понятность. Приводится пример исполнителя алгоритма, а также даётся понятие алгоритма. «Алгоритм – это описание детерминированной последовательности действий, направленных на получение из исходных данных результата за конечное число шагов с помощью понятных исполнителю команд». На основе рассмотренных свойств, вводится понятие формальное исполнение алгоритма. Это значит, что алгоритм можно выполнять, не вникая в содержание поставленной задачи, а только строго выполняя последовательность действий, описанных в алгоритме. В пункте «Блок-схемы алгоритмов» рассматривается такой способ записи алгоритма как блок-схема, а также рассматриваются   основные элементы блок-схемы и их назначения.

В § 4.2  Кодирование основных типов алгоритмических структур на языках объектно-ориентированного и процедурного программирования» рассматриваются различные алгоритмические структуры такие как, алгоритмическая структура «ветвление», алгоритмическая структура «выбор», алгоритмическая структура «цикл». Даётся понятие линейного алгоритма.

Семакин И.Г., Залогова Л.А., Русаков С.В., Шестакова Л.В. Информатика и ИКТ: Учебник для 9 класса — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.

Чаще всего алгоритмизация связывается с программированием для ЭВМ на каком-либо языке. В учебнике Семакина И.Г. и др. применен иной подход к теме алгоритмизации. Его можно назвать кибернетическим подходом. Алгоритм рассматривается как информационный компонент системы управления. Такой подход дает возможность ввести в содержание базового курса новую содержательную линию – линию управления. Это многоплановая линия, которая позволяет затронуть следующие вопросы:

  •  элементы теоретической кибернетики: кибернетическая модель управления с обратной связью;
  •  элементы прикладной кибернетики: структура компьютерных систем автоматического управления (систем с программным управлением);  назначение автоматизированных систем управления;
  •  основы теории алгоритмов.

Семакин И.Г., Залогова Л.А., Русаков С.В., Шестакова Л.В. Информатика и ИКТ: Учебник для 9 класса — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.

Согласно авторской программе Семакина И.Г. и др. на изучение темы «Алгоритмы» отводится 10 часов.

В учебнике Семакина И.Г. и др. на изучение темы отводится глава 5 «Управление и алгоритмы». В § 25 «Управление и кибернетика» рассказывается о том, что такое наука «кибернетика» и как она  появилась.

Рассматриваются понятия управление и алгоритм управления. Приводятся примеры управляющего и управляемого объекта.

В § 26 «Управление с обратной связью» рассматриваются такие виды алгоритмов как линейный, циклический, ветвящийся; приводятся примеры этих алгоритмов. Даётся понятие обратной связи, а так же рассматривается модель управления с обратной связью.

В § 27 «Определение и свойства алгоритма» рассказывается о происхождении понятия «Алгоритм». Даётся понятие исполнитель алгоритма. В роли исполнителя рассматривается человек, для него приводятся различные примеры алгоритмов, одним из которых,  является алгоритм игры Баше. Рассматриваются свойства алгоритма: дискретность, понятность, точность, конечность. Далее даётся понятие алгоритм. «Алгоритм – понятное и точное предписание исполнителю выполнить конечную последовательность команд, приводящую от исходных данных к искомому результату». Рассматриваются понятия формальное исполнение алгоритма, программа.

В § 28 «Графический учебный исполнитель» описывается гипотетический учебный исполнитель, которому дано имя ГРИС – графический исполнитель. На примере ГРИС вводятся основные понятия алгоритмизации.

В § 29 «Вспомогательные алгоритмы и подпрограммы» на примере решения задачи рисование числа 1919 раскрывается понятие вспомогательный алгоритм. Далее даётся понятие подпрограмма (процедура). Рассматривается метод последовательной (пошаговой) детализации. Это метод программирования, при котором сначала пишется основная программа, в ней записываются обращения к пока ещё не составленным подпрограммам, а потом описываются эти подпрограммы. Также рассматривается сборочный метод, в котором, первоначально, составляется множество подпрограмм, которые могут понадобиться при решении задачи, а затем пишется основная программа, содержащая обращения к ним.

В § 30 «Циклические алгоритмы» на примере решения задачи рассматриваются основные команды цикла. Далее рассматриваются цикл в процедуре, цикл с предусловием, приводятся примеры.

В § 31 «Ветвление и последовательная детализация алгоритма» рассматриваются команды ветвления, приводятся примеры  полной формы команды ветвления, а также неполной формы команды ветвления. Даётся пример задачи с двухшаговой детализацией.

В учебнике Семакина И.Г. и др. содержатся материалы к главе пятой для дополнительного чтения. Здесь рассматриваются понятия автоматизированные системы управления (АСУ), Системы автоматического управления (САУ). Даются пояснения этих понятий.

После изучения этой темы учащиеся должны:

Знать:

  •   что такое кибернетика; предмет и задачи этой науки;
  •   сущность кибернетической схемы управления с обратной связью; назначение прямой и обратной связи в этой схеме;
  •   что такое алгоритм управления; какова роль алгоритма в системах управления;
  •   в чем состоят основные свойства алгоритма;
  •   способы записи алгоритмов: блок-схемы, учебный алгоритмический язык;
  •   основные алгоритмические конструкции: следование, ветвление, цикл; структуры алгоритмов;
  •   назначение вспомогательных алгоритмов; технологии построения сложных алгоритмов: метод последовательной детализации и сборочный (библиотечный) метод.

Уметь:

  •   при анализе простых ситуаций управления определять механизм прямой и обратной связи;
  •   пользоваться языком блок-схем, понимать описания алгоритмов на учебном алгоритмическом языке;
  •   выполнить трассировку алгоритма для известного исполнителя;
  •   составлять линейные, ветвящиеся и циклические алгоритмы управления одним из учебных исполнителей;
  •   выделять подзадачи; определять и использовать вспомогательные алгоритмы.

В приложении представлена  структура основных понятий главы 5 «Управление и алгоритмы» учебника Семакина И.Г. и др.

На основе анализа составим таблицу.

Таблица 2. Таблица сравнения учебников

Критерии сравнения

Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ: Учебник для 9 класса

Семакин И.Г., Залогова Л.А., Русаков С.В., Шестакова Л.В. Информатика и ИКТ: Учебник для 9 класса

Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика и ИКТ: Учебник для 9 класса

Состав УМК

Информатика и ИКТ: учебник для 8 класса;

Информатика и ИКТ: учебник для 9 класса;

Информатика и ИКТ: практикум;

Информатика и ИКТ. 8–11 классы: методическое пособие + 2 CD;

Информатика и ИКТ. Основная школа: комплект плакатов и методическое пособие;

Информатика в схемах.

Информатика и ИКТ: учебник для 8 класса;

Информатика и ИКТ: учебник для 9 класса;

Информатика и ИКТ. Задачник-практикум. ч. 1;

Информатика и ИКТ. Задачник-практикум. ч. 2;

Преподавание базового курса информатики в средней школе: методическое пособие;

Информатика и ИКТ. Основная школа: комплект плакатов и методическое пособие.

Информатика и ИКТ: учебник для 8 класса;

Информатика и ИКТ: рабочая тетрадь для 8 класса;

Информатика и ИКТ: учебник для 9 класса: в 2 ч., Ч. 1;

Информатика и ИКТ: учебник для 9 класса: в 2 ч., Ч. 2;

Информатика и ИКТ: рабочая тетрадь для 9 класса;

Информатика и ИКТ. Методическое пособие для учителя;

Набор цифровых образовательных ресурсов для 8 класса;

Набор цифровых образовательных ресурсов для 9 класса;

Информатика и ИКТ. Учебная программа и поурочное планирование для 8–9 классов.

Количество часов

14 ч

10 ч

12 ч

Количество параграфов, страниц

Глава 4. Основы алгоритмизации и объектно-ориентированного программирования

Параграфов – 2

Страниц - 11

Глава 5. Управление и алгоритмы + Дополнительные материалы к главе 5

Параграфов – 7

Страниц - 34

Глава.3 Основы алгоритмизации.

Параграфов – 6

Страниц - 70

Количество ключевых слов (базовых понятий)

6

37

40

Количество вопросов, заданий по теме

14

47

123

2. Задания, упражнения в школьных учебниках по теме «Алгоритмы»

В учебнике Семакина И.Г. и др. в конце каждого параграфа имеются вопросы и задания, которые  помогают закрепить пройденную тему. После § «Определение и свойства алгоритма», в котором рассматриваются понятия алгоритм, исполнитель алгоритма, система команд исполнителя, а также происхождение понятия алгоритм и свойства алгоритма автор предлагает школьникам ответить на вопросы, направленные на воспроизведение и понимание изученного материала.

Например,

  1.  Что такое алгоритм? Откуда произошло это слово?
  2.  Что такое исполнитель алгоритма?
  3.  Каковы основные свойства алгоритма?

Также автором предлагаются задания, где школьнику необходимо поразмышлять и использовать уже имеющиеся знания и опыт.

Например, «Назовите исполнителей следующих видов работы: уборки мусора во дворе; перевозки пассажиров; выдачи заработной платы; приёма экзаменов; сдачи экзаменов; обучения детей в школе. Попробуйте сформулировать СКИ для каждого из этих исполнителей.»

В учебнике Семакина И.Г. и др. задачного материала не так уж много, поэтому к данному учебнику имеется задачник.

В учебнике Босовой Л.Л. также как и в учебнике Семакина имеются вопросы и задания для закрепления пройденной темы, но их значительно больше.

После изучения главы, даются тестовые материалы для самоконтроля.

В учебнике присутствуют задания для подготовки к итоговой аттестации. Например,

  1.  Исполнителю Черепашке был дан для исполнения следующий алгоритм:

Повтори 10 [Вперёд 10  Направо 72]

Какая фигура появится на экране?

а) незамкнутая ломаная линия;

б) правильный десятиугольник;

в) фигура, внутренние углы которой равны 72°;

г) правильный пятиугольник.

2.  Исполнитель Робот передвигается по клетчатому полю, выполняя команды, которым присвоены номера: 1 - на клетку вверх, 2 – на клетку вниз, 3 – на клетку вправо, 4 – на клетку влево.

Между соседними клетками поля могут стоять стены. Если при выполнении очередного шага Робот сталкивается со стеной, то он разрушается. В результате выполнения программы 3242332411 Робот успешно прошёл из точки А в точку Б. Какую программу необходимо выполнить, чтобы вернуться из точки Б в точку А по кратчайшему пути и не подвергнуться риску разрушения?

а)  41;

б) 4131441322;

в) 2231441314;

г) 14.

3.  Дан фрагмент линейного алгоритма.

a := 8

b := 6 + 3 * a

a := b / 3 * a

Чему равно значение переменной?

Ответ: ________________.

4.  Исполните алгоритм при x = 10 и y = 15.

Какие значения будут получены в результате его работы?

а) – 5, 10;

б)  5, 20;

в) 10, 15;

г)  5, 5;

д) – 5, 5.

В учебнике Угриновича Н.Д. для закрепления изученного материала используются контрольные вопросы. В параграфе 1 после пункта «Свойства алгоритма и его исполнители», в котором рассматриваются понятия алгоритм, исполнитель алгоритма, формальное исполнение алгоритма, а также свойства алгоритма автором ставятся следующие вопросы:

1. Приведите примеры известных вам алгоритмов.

2. Перечислите основные свойства алгоритмов и проиллюстрируйте их примерами.

3. Как вы понимаете формальное исполнение алгоритма?

Также, автором предлагаются задания для самостоятельной работы.         Например, 

1. Задание с развёрнутым ответом. Записать алгоритм вычитания столбиком целых чисел в десятичной системе счисления.

2. Задание с развёрнутым ответом. Начертить блок-схему алгоритмической структуры «ветвление».

Так как,  контрольных вопросов и заданий для закрепления очень мало, автором предлагаются практические работы компьютерного практикума, рекомендуемые для выполнения в процессе изучения главы. 

3. Основные виды используемых ЦОР при изучении темы «Алгоритмы»

Слайды и интерактивные слайд-шоу

Демонстрационный материал к разделам учебного курса, предназначенный для иллюстрации учителем  новых понятий при объяснении во время урока (лекции). Слайды могут быть использованы учащимися при самостоятельной работе над  изучаемой темой в компьютерном классе или  дома при наличии компьютера.

Домашние задания

Представляют собой бланки, содержащие тексты заданий и поля для записи выполнения задания учеником. Работа с бланками домашних заданий может происходить как в «бумажном» виде (на распечатках), так и в электронном, если дома ученик имеет возможность работать с компьютером. В таком случае результаты выполнения домашнего задания передаются учителю в виде файлов (возможно использование электронной почты)

Кроссворды

Реализованные в электронных таблицах диалоговые средства проверки освоения учащимися основных терминов и понятий учебного курса.

Обучающая программа «Исполнитель алгоритмов «СТРЕЛОЧКА».

Данная обучающая программа предназначена для освоения основ структурной алгоритмизации при работе с графическим исполнителем алгоритмов. Система команд ИА «Стрелочка» предельно проста, но дает возможность познакомить учащихся с основными управляющими структурами (линейной, ветвление и циклом) и методом пошаговой детализации (с помощью вспомогательных алгоритмов). В комплекте ЦОР предусмотрены три варианта использования Стрелочки.

Упражнения на конструирование алгоритмов в среде исполнителя «Стрелочка». Задания тренажерного характера, направленные на формирование понимания учениками алгоритмов, приведенных в учебнике.

Работа над задачей состоит из трех этапов. Начальный этап открывается по щелчку на пункте меню <Начать>, единственно доступном при запуске ЦОРа. На этапе <Начать> открывается постановка задачи и, если в задаче предусмотрено, образец рисунка для воспроизведения. Становится доступным пункт меню <Разработка>.

<Разработка> - второй этап работы над задачей. Ученик пытается составить алгоритм из команд СКИ, процедур и управляющих структур. Управляющие структуры добавляются в алгоритм целиком. Редактировать алгоритм можно с помощью контекстного меню окна алгоритма. В частности, удалять можно управляющую структуру или процедуру только целиком. Таким образом, обучение будет сосредоточено не на поиске синтаксических ошибок, а на сути алгоритма.

Для того чтобы проверить алгоритм к работе, щелчком по пункту меню <Отладка> выполняется переход к третьему этапу решения задачи. Запуск алгоритма на исполнение осуществляется щелчком  по одинарной, двойной либо тройной зеленой стрелке, определяющим скорость исполнения.

Второй этап (<Разработка>) и третий этап (<Отладка>) могут циклически повторяться вплоть до полной отладки алгоритма.

Щелчок по пиктограмме в виде золотого ключика позволяет увидеть правильное решение задачи (авторский алгоритм). Скопировать его целиком невозможно, надо набрать текст алгоритма самостоятельно. Статистические окна «Всего в алгоритме» для ученического и авторского алгоритмов помогают сравнить решения. Контроль правильности ученического решения в данной группе ЦОРов не производится.

Контрольная задача (экзамен), предназначенная для самостоятельного составления учениками новых алгоритмов. Отличие от предыдущей группы ЦОРов заключается в проверке ученического решения на правильность. Проверка выполняется по щелчку по пиктограмме «Контрольный пуск» (в виде оранжевой молнии). Правильным считается решение, совпадающее с авторским (или близкое к авторскому). Дополнительные требования к алгоритму обычно точно сформулированы в постановке задачи, например, «найти самый короткий алгоритм по числу команд» либо «обязательно использовать одну процедуру» и т. п. Решения, не удовлетворяющие этим требованиям, не будут засчитаны как верные, и на экране в строке состояния появится полоса красного цвета, которую преподаватель может видеть издалека. Правильное решение приведет к появлению полосы зеленого цвета. После пяти попыток неправильного решения становится доступна пиктограмма «Открыть верное решение» в виде золотого ключика. Ученик может сравнить решения и разобраться в своих ошибках.

Использование ЦОР «Исполнитель СТРЕЛОЧКА» в режиме «свободная задача». В данном ЦОРе не заложена конкретная задача. Преподаватель выдает свою постановку задачи и образец для воспроизведения отдельно на бумаге. Решение ученика преподаватель также проверяет самостоятельно.

Обучающая программа «Конструктор вычислительных алгоритмов»

В этой программе реализована возможность разрабатывать с помощью компьютера блок-схемы алгоритмов, транслировать их на Алгоритмический язык (АЯ) и исполнять. Здесь, так же как и в «Стрелочке» реализован структурный подход, причем «неструктурную» блок-схему в принципе невозможно создать. В данном «Исполнителе» отрабатываются алгоритмы по работе с величинами, включая простейшие задачи для одномерных массивов. Выдача заданий и контроль правильности их исполнения реализован, так же как и в ИА «Стрелочка».

Учебник  «Информатика» для 9 класса. Семакин И.Г., Залогова Л.А., Русаков С.В., Шестакова Л.В.  в конце каждого параграфа темы содержит ссылки на единую коллекцию цифровых образовательных ресурсов.

В частности, по данной теме школьникам можно предложить домашние задания, которые находятся на сайте Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru.

Домашнее задание №19

Тема: Определение и свойства алгоритма

1. Запишите исполнителей для приведённых ниже видов работ:

Уборка мусора во дворе –

Перевозка пассажиров  в поезде –

Выдача заработной платы –

Приём экзаменов в школе –

Сдача экзамена в университете –

Набор текста на компьютере –

Приготовление еды в ресторане -

2. Определите полный набор данных для решения следующих задач обработки информации:

а) вычисление стоимости покупок в магазине

б) вычисление суммы сдачи от данных Вами продавцу денег

в) определение времени показа по телевизору интересующего Вас фильма

г) вычисление площади треугольника

д) определение времени падения кирпича с крыши дома

е) определение месячной платы за расход электроэнергии

ж) перевод русского текста на итальянский язык

з) перевод итальянского текста на русский язык

3. Есть исполнитель «Перевозчик», который перевозит через реку волка, козу и капусту. Напишите алгоритм перевоза через реку волка, козы и капусты, если СКИ «Перевозчика» содержит 5 команд: ВЗЯТЬ КОЗУ, ВЗЯТЬ ВОЛКА, ВЗЯТЬ КАПУСТУ, ВЫСАДИТЬ, ПЕРЕПЛЫТЬ. В лодку может поместиться только один предмет или животное. Нельзя оставлять на берегу одних волка с козой и козу с капустой.

 

4. Напишите алгоритм приготовления какого-либо блюда (алгоритм должен иметь линейную структуру).

5. Есть исполнитель «Арифмометр», который понимает следующие команды:

- взять число N (занести в память число N),

- умножить (перемножаются занесённые в память последние два числа),

- сложить (складываются занесённые в память последние два числа),

- вычесть (вычисляется разность занесенных в память последних двух чисел),

- результат (вывести результат)

Например, в результате выполнения алгоритма:

- взять число 5,

- взять число 10,

- взять число 2,

- вычесть,

- умножить,

- результат

получим ответ 40, так как 5*(10-2)=40.

Какой результат будет получен при выполнении приведённого ниже алгоритма?

- взять число 4,

- взять число 8,

- взять число 2,

- вычесть,

- взять число 10,

- умножить,

- взять число 56,

- вычесть,

- вычесть,

- результат.

Дайте объяснение своему ответу (приведите формулу для вычисления).

6. Почему приведённые ниже алгоритмы для исполнителя «Арифмометр» не могут быть выполнены (какие свойства алгоритма нарушены)?

А) – взять число 4,

   - взять число 5,

   - умножить,

   - вычесть,

     - результат.

Б) – взять число 6,

   - взять число 3,

   - разделить,

   - результат

В) – взять число,

   - взять число,

   - сложить,

   - результат

А)                                          Б)                                          В)          

В Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов имеется кроссворд  к уроку по теме «Определение и свойства алгоритма», направленный на самопроверку учениками освоения системы понятий изученной темы. На рис. 1 представлен скриншот титульного листа кроссворда

Рис.1 . Кроссворд по теме «Определение и свойства алгоритма »


Заключение

В старшей школе продолжается формирование логического мышления, но к нему добавляется алгоритмическое мышление, которое начинает формироваться с начала изучения темы алгоритм и продолжается на всем протяжении линии «Алгоритмизация и программирование». В первом пункте курсовой работы  рассмотрено содержание темы в школьных учебниках Босовой Л.Л., Угриновича Н.Д.  и Семакина И.Г. По содержанию составлена таблица сравнения трёх учебников.

В пункте 2 были  приведены примеры заданий, упражнений, которые рассматриваются в школьных учебниках по теме «Алгоритмы».

В пункте 3 рассмотрены основные виды ЦОР.

В курсовой работе приводятся примеры домашних заданий из единой коллекции ЦОР.

Список литературы

  1.  Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика и ИКТ: Учебник для 9 класса. -  М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.
  2.  Методические рекомендации по обучению базовому курсу информатики в 9 классе (УМК к учебнику Семакина И.Г., Залоговой Л.А., Русакова С.В., Шестаковой Л.В.).
  3.  Семакин И.Г., Залогова Л.А., Русаков С.В., Шестакова Л.В. Информатика и ИКТ: Учебник для 9 класса — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.
  4.  Теория и методика преподавания информатики [М.П. Лапчик, И.Г.Семакин, Е.К. Хеннер, М.И. Рагулина и др.] / М.П. Лапчик – М.: Издательский центр «Академия» , 2008. – 592с.
  5.  Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ: Учебник для 9 класса. -  М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.
  6.  http://school-collection.edu.ru – Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов


 


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

55030. Роль государства в рыночной экономике. Экономические функции государства 20.99 KB
  Государство всегда участвовало и участвует в настоящее время в экономике, поскольку осуществляет важнейшие свои функции путем регулирования деятельности и финансирования ключевых для жизнедеятельности страны институтов, субъектов и объектов
55031. Заповідна краса Полтавщини 105 KB
  А чи є необхідністю для людини зривати букети польових та лісових квітів ламати та палити дерева забруднювати береги річок та галявини лісів і нарешті стріляти в беззахисних птахів на світанні Слід пам’ятати що благословенна земля ця не діталася нам у спадщину від батьків ми взяли її в борг у нащадків.
55032. Портфель вчителя 70 KB
  Професійний розвиток вчителя це зростання становлення інтеграція і реалізація в педагогічному працю професійних значущих якостей та здібностей професійних знань і умінь але головне формування у нього здатності до самооцінки рефлексії. Цьому сприяє технологія обєднана під назвою Портфель вчителя...
55033. Портфоліо вчителя або тека досягнень 82 KB
  Робота в методичному обєднанні, співпраця з міським методичним центром, вузами і іншими установами. Участь в професійних і творчих педагогічних конкурсах. Участь в методичних і тижнях. Організація і проведення семінарів, «круглих столів», майстер-класів і т.п. Проведення наукових досліджень.
55034. Портфоліо учня початкових класів 38 KB
  Безумовна цінність портфоліо полягає у тому, що саме портфоліо сприяє підвищенню самооцінки учня, максимальному розкриттю індивідуальних можливостей кожного учня та розвитку мотивації подальшого творчого зростання. Тому вкрай важливо усвідомити для себе і пояснити дитині, що складання портфоліо – це не гонка за дипломами і усілякими грамотами!
55035. Макроэкономическое равновесие и его нарушение 17.93 KB
  Под макроэкономическим равновесием понимается состояние в экономике, при котором пропорции обмена сложились таким образом, что на всех рынках одновременно достигнуто равенство между спросом и предложением.
55036. Портфоліо учня - незамінний порадник учителя, який є носієм інформації про учня як особистість 283 KB
  Контроль та оцінювання навчальних досягнень школярів - тема актуальна, і тому постійно обговорюється. Зазвичай увага зосереджується навколо форм та методів зовнішнього контролю, тобто того, що здійснює вчитель. А як, у якій формі подається учню зростання рівня його знань?
55037. Адаптация молодых специалистов на предприятии ШЧ-5 745 KB
  Повышение роли предприятий-работодателей в системе профессиональной подготовки управленческих кадров. Обучение по охране труда и проверка знаний требований охраны труда работников рабочих профессий при профессиональной подготовке, переподготовке и обучении их вторым профессиям...
55038. Портфоліо як одна з форм оцінювання індивідуальних досягнень учнів початкових класів 214.5 KB
  Відсутність оцінок протягом першого і другого років навчання в початковій школі в жодному разі не повинно розумітися як повна відмова від системи контролю і оцінки з боку вчителя. Навпаки, оцінка замінюється розгорнутою системою взаємин, співпрацею дитини і дорослого у контрольно-оціночної діяльності, яка будується на змістовно-оціночної основі.