90150

Теория органической демократии И. А. Ильина: методология, понятия, положения

Курсовая

Политология и государственное регулирование

Актуальность теоретических положений политической концепции И. Ильина для социально-политической трансформации современной России Историко-политический контекст формирования взглядов И.А.Ильина на государство Основополагающие идеи и понятия концепции И.А.Ильина о политическом устройстве государства

Русский

2015-05-30

91.01 KB

3 чел.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ............................................................................................

Глава 1.   Характеристика политических взглядов И.А. Ильина............

1.1 Актуальность теоретических положений политической концепции И. Ильина для социально-политической трансформации современной России............................................

1.2 Историко-политический контекст формирования взглядов И.А.Ильина на государство..........................................................

1.3 Основополагающие идеи и понятия концепции И.А.Ильина о политическом устройстве государства..........................................

Глава 2   Теория органической демократии И. А. Ильина: методология, понятия, положения...........................................................

2.1 Методологическая основа теории демократии И. А. Ильина...

2.1 Система понятий и положений теории творческой демократии.....................................................................................

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.......................................................................................

Список  литературы.................................................................................

ВВЕДЕНИЕ

 На современном этапе общественного развития в мире продолжают осуществляться кардинальные перемены во всех сферах жизни общества, которые значительно корректируют научные представления о нем. Также продолжается процесс переосмысления сущности, роли, назначения, а также места государства. Большинство политологов и политических деятелей отмечают, что сегодня, когда мировые экономические кризисы становятся все более частыми и продолжительными, «государство возвращается», чтобы инвестировать в стратегические отрасли, защищать жертв кризиса, снимать социальную напряженность и содействовать социальному диалогу при этом регулируя, но, не подавляя силы рынка2. Политологи, занимаясь поиском оптимальной модели российского государства, активно осваивают интеллектуальный потенциал «западной» и «восточной» цивилизаций и отмечают, что безоговорочное заимствование этого опыта для решения российских проблем, недостаточно. И поэтому следует  активнее обращаться к наследию отечественной философской, политико-правовой мысли. Наибольший интерес в этом плане, на наш взгляд представляет концепция государства Ивана Александровича Ильина. Его теоретическое  наследие актуально как с теоретической, так и с  научно-практической точки зрения. Обращение к политическому наследию И.А.Ильина может способствовать в поиске оптимального сочетания традиционных национальных основ и инноваций в реформировании современной российской государственности. Именно этим и определяется актуальность темы курсового исследования.

Актуальность темы подтверждается и тем, что сегодня, как никогда значительно возрастает роль политологии и истории политической науки, основанной на изучении наследия  отечественных философов и политиков. Необходимость подвергнуть тщательному научному исследованию концепции, теории, разработанные представителями отечественной политической мысли становиться всё более очевидной, так как представляется возможным и необходимым интерполировать их идеи на современные процессы, которые происходят сегодня в российском обществе. Теоретические разработки И.А. Ильина, в частности о возможных способах выхода общества из кризисных состояний, на наш взгляд,  недостаточно изучены и поняты. Положения его политической концепции в которой рассматриваются вопросы посткоммунистического устройства России, природа политической власти, сегодня являются достаточно востребованы, так как к ним всё чаще в той или иной степени обращаются представители российской политической элиты, общественные деятели. Из этого следует, что наследие И.А. Ильина востребовано, в связи с тем, что сегодня возникла необходимость сверять  предлагаемые программы поступательного движения с отечественными политико-философскими традициями, исторически сложившейся системой ценностей. Именно это диктует необходимость более активно и осмысленно изучать творчество Ильина, которое дает стимул для размышления не только о прошлом, но и о будущем нашей страны.

Следует отметить, что к творчеству И.А.Ильина неоднократно обращались отечественные и зарубежные исследователи. В досоветский период творчество Ильина было охарактеризованное известным русским мыслителем Н.О. Лосским. В годы советского строя, оценка наследия И. А. Ильина чаще всего носила негативный характер, его считали идеологом «белого движения». В перестречный период оценка наследия Ильина значительно видоизменяется. В девяностые годы ХХ века было издано 10-томное собрание сочинений И.А.Ильина. После чего количество исследований, касательно его наследия значительно увеличивается.  Перечислим авторов, которые в разное время занимались исследованием теоретического наследия И.А. Ильина.  Это: Е.А.Бороздина3, В.А.Гусев4, И.Н.Зернов, М.Б. Золина, А.И.Ильин, Ю.Т. Лисица, В.В.Макеев, А.В.Мальцева, М.Н.Марченко, Н.П. Полторацкий, К.Р.Постников, М.А. Реньш, М.В.Рутковская, А.Г.Сытин, Т.Б. Чердакова Д.И.Шаронов, В.Ю.Шпак   и др.  Однако следует отметить, что, несмотря на то, что в целом можно отметить рост внимания к творчеству И.А.Ильина, однако, как  справедливо отмечает М.А. Дубинина, серьезного анализа его политических идей относительно будущего устройства российского государства явно недостаточно, хотя необходимость в этом, безусловно, имеется5.  Поэтому, представляется вполне оправданным, обращение к политической концепции Ивана Александровича Ильина в данной курсовой работе.

Целью работы является изучение и  теоретический анализ политической концепции И.А. Ильина. Поставленная цель предопределила необходимость  разрешения следующих исследовательских задач:

- охарактеризовать политические взгляды И.А. Ильина;

- обосновать актуальность  теоретических положений  политической концепции И. Ильина для социально-политической трансформации современной России

- проследить историко-политический контекст формирования взглядов И.А.Ильина на государство;

- изучить и проанализировать основополагающие идеи и понятия концепции И.А.Ильина о политическом устройстве государства;

- рассмотреть методологическую основу теории демократии И. А. Ильина;

- дать характеристику системы понятий и положений теории творческой демократии;

- оценить вклад И.А Ильина в российскую политическую теорию, уровень осмысления его идей о государстве современными российскими политологами.

 Объектом исследования являются политические идеи в  теоретических трудах И.А.Ильина.

Предмет исследования – политическая концепция  И.А.Ильина.

Теоретико-методологическая база исследования сформировалась на основе анализа трудов  по основным проблемам философии политики, философии права, истории политических и правовых учений. В частности, это работы  таких авторов, как С.С.Алексеев, Н. В. Деева, В. Д. Зотов Д. А. Машенцев, В.С. Нерсесянц, И.Д.Осипов, И.Н. Смирнов А.Г. Сытин, И.Л.Честнов и др.

Методологической основой работы стали общенаучные методы исследования.

Поставленная цель и задачи определили целесообразность структуры работы, которая состоит из введения,  двух глав, включающих в себя пять разделов,  заключения и списка использованной литературы.

Глава 1.   Характеристика политических взглядов И.А. Ильина

1.1 Актуальность теоретических положений политической концепции И. Ильина для социально-политической трансформации современной России

В начале главы отметим, что в основе политических взглядов И.А. Ильина  находилась его собственная религиозная философия. Ряд исследователей считает  его в первую очередь государственником и почвенником6. Действительно И. А. Ильин отрицательно относился к анархизму, не  был максималистом, утопистом, ему не была свойственна беспочвенность, отсутствие цельности и последовательности. По мнению Н. П. Полторацкого  его следует отнести к либеральным консерваторам7.Также считает и Ю. Т. Лисица, отмечая, что консервативная мысль Ильина это «правильная, нравственная, красивая, созерцательно-ясная, сердечная мысль, - это качественная мысль»8.

Выдающийся русский мыслитель, ученый и публицист  И.А. оставил после себя значительное теоретическое наследие, в состав которого входит более тридцати книг и брошюр, несколько сотен статей, изданных на немецком, русском и других европейских языках.

Н. П. Полторацкий, который внес значительный вклад в исследование трудов Ильина, считал его младшим современником  русских религиозных философов. Указанный автор считает, что Ильин стал соучастником философского - и вместе с тем религиозного - возрождения, которое имело место в среде русской интеллигенции периода двух русских революций и эмиграции. Однако, Ильин шел своим особенным путем, который привел его к позициям, которые значительно отличались от позиций большинства русских религиозных философов.

И.А. Ильин считал, что русская религиозная философия должна быть ясной, честной и жизненной, и поэтому она не должна подражать и следовать иностранным образцам, а должна на основе  русского национального духовного опыта, стать «убедительным и драгоценным исследованием духа и духовности»9. Она должна перестать «праздно умствовать и предаваться соблазнительным конструкциям». Только тогда она сможет «сказать что-нибудь значительное, верное и глубокое» и русскому народу, и человечеству вообще10.

Патриотизм Ильина несомненен, до самой смерти он был верен России, русскому народу и русской культуре.  Его вера в светлое будущее России пронизывает  всё его творчество: «Мы должны быть уверены, что наше дело есть дело самой России, а дело России - правое; правое же дело всегда найдет защиту у Бога»11.

В соответствии с положениями Ильина, освобождение России является общим делом всех русских людей «всех племен, всех народностей и всех исповеданий»12. Далее философ отмечает, что в деле освобождения следует надеяться в первую очередь на Бога, на духовные силы национальной России и на самих себя, верных Богу и родине. Под родиной мыслитель понимает в первую очередь то место (духовное) где человек был рожден духом, и откуда он начал свое жизненное творчество. Философ постоянно изучал историю русского народа, гордился творениями его культуры, религии, науки, искусства, права, хозяйства, берег его «земное жилище» (территорию, природу, богатства, здания), принимал его армию «сердцем и честью, волею и делом». Ильин был уверен, что Родина священна, и поэтому ею надо жить, за нее следует бороться и умереть. «И если все народы будут так чувствовать и поступать, то они научатся чтить друг друга, как братья перед лицом Единого Отца».

По мнению И.А. Ильина не существует единой политической формы, которая была бы целесообразна для всех времен, государств  и народов. Это же относится и к России. Все зависит от того, в каких конкретных исторических условиях окажется наша страна, после того как будет ликвидирован коммунистический режим. Ильин считал, что предсказать политическую форму, которая может возникнуть в России в переходный период невозможно. Это может быть монархия, республика, диктатура или же какая-то иная форма, которая была неизвестна истории ранее. Одно, по его мнению, является несомненным, об этом он пишет в «Наших задачах», что вывести страну из хаоса, который возможен после крушения коммунистического режима, будет способна только  «единая и сильная государственная власть, диктаториальная по объему полномочий и государственно-национально-настроенная по существу»13.Именно поэтому, перспективу  развития будущей России И.А. Ильин не связывал ни с демократией, ни с диктатурой. Он отдавал предпочтение, но только в принципе той политической форме, которая воспринимает в себя дух христианства.

Исторический путь русского народа Ильин рассматривает как путь его восхождения к Богу, так как именно в Боге народ черпает силу своего духа. А сам этот путь священен.

Возрождение и обновление России, по мнению Ильина, следует разделить на два этапа.

Первый этап «демократической диктатуры» или «национально-государственно-воспитывающей диктатуры». На этом этапе Россия должна «восстать из порабощения и возобновить свою хозяйственную и духовную жизнь»14. Именно в этот момент должны быть созданы предпосылки для неформальной демократии, и в первую очередь это  воспитание людей в духе  подлинной свободы.

Второй этап, философ определяет как этап неформальной, или органической, демократии. Эта демократия  делает ставку «на воспитываемого ею, самоуправляющегося, внутренне свободного гражданина». Для России наилучшей может стать «демократия качественности, ответственности и служения»15. Повторимся, что кроме этих двух форм демократии, он допускал  «множество новых политических форм в разнообразнейших сочетаниях», например, «народную монархию».

В теоретическом наследии Ильина можно найти ответы на самые трудные и сложные вопросы, которые встали перед нашей страной  в конце XX - начале XXI века.  Однако, его наследие до настоящего времени не изучено системно, не введено в научный оборот.

Современные исследователи в своем большинстве отмечают сходство в политическом и экономическом развитии в начале и в конце прошлого столетия. Именно это делает актуальным обращение к сочинениям мыслителя. Общество, которое меняет вектор движения, испытывает потребность сверять намечаемые программы поступательного движения с традициями, исторически сложившейся системой ценностей. Именно поэтому, сегодня творческое наследие И.А. Ильина как никогда на наш взгляд является востребованным, так как оно Это обусловливает востребованность творчества Ивана Ильина, так как оно дает представление о прошлом России, об основах ее государственного устройства, ее культуре, духовности.

Актуально и положение философа о том, что  русская власть сорвалась на том, что не смогла синтезировать духовные законы свободы и предметности. Россия пыталась стать  свободной демократической страной, но эта свобода стала «свободой разнузданности и безбожия». Заслуживают внимания и идеи этого выдающегося мыслителя о возможных вариантах государственного строительства постсоветской России, о необходимости духовного возрождения и укрепления Российского государства.

Политическая жизнь современной России характеризуется попытками проводить политику, устремленную в будущее. Сегодня предлагаются различные стратегии развития. Каждая из которых претендует на то, что именно она будет определять судьбу народа на годы и десятилетия вперед. Сегодня как никогда необходим тщательный и комплексный анализ развития Российского государства с точки зрения мирового опыта. Необходимо и сравнение  реализации наших реформ и формирование новых институтов с лучшим мировым опытом. Следует учитывать и негативный мировой опыт. Надо учиться и на негативном мировом опыте. Важно трезво проанализировать свои сильные и слабые стороны и только после этого разработать свою собственную стратегию. Именно такие подходы  характеризуют взгляды И. А. Ильина  на перспективы развития России.

Блестящий философ И.А. Ильин, еще в прошлом столетии высказал удивительный по точности прогноз о будущем России. Мыслитель четко показал возможные направления ее развития: формально-демократическое и органически-демократическое. Он в своих работах убедительнейшим образом доказывает преимущество органической демократии, которая отвечающей специфике России.

1.2 Историко-политический контекст формирования взглядов И.А.Ильина на государство

Для того, чтобы установить идейно-теоретические истоки формирования мировоззрения И.А. Ильина следует обратиться к основным этапам его жизни и творчества.

Мыслитель Ильин родился  28 марта 1833 года в семье московских дворян. Его отец Александр Иванович Ильин был присяжным поверенным Московской судебной палаты и губернским секретарем. Мать Екатерина Юльевна Ильина была немкой, в девичестве Каролина Луиза Швейкерт. И.И.Евлампиев отмечает, что сочетание русских и немецких корней способствовало тому, что И.А. Ильин достаточно бегло говорил по-немецки, и активно изучал немецкую философию16. Отметим, что в судьбе философа, как бы в миниатюре отразилась достаточно распространенная тенденция российской культуры того времени – синтез европейской и самобытной русской культуры.

 Образование Ильин получал в известных московских  гимназиях, сначала в пятой, позже в первой. Гимназию закончил с отличием и был награжден золотой медалью. В аттестате, полученном  31 мая 1901 года, отмечалось  его отличное поведение и прилежание, любознательность ко всем предметам и особые успехи в математике. После окончания гимназии, в этом же году, он подает заявление в императорский Московский университет с просьбой  зачислить его на юридический факультет, так как наличие медали и блестящий аттестат предоставляли выпускникам гимназий право на зачисление в университеты без экзаменов. Таким образом, Ильин становится студентом юридического факультета МГУ. Уже на первом курсе он становится слушателем научной школы профессора П.И. Новгородцева. На занятиях профессор анализировал труды Платона, Руссо, Канта, Гегеля, именно это в дальнейшем способствовало завершению формирования взглядов молодого Ильина и, в конце концов, определило направления и методы его научного поиска.

Исследователи биографии Ильина, также как и сам философ, отмечали, что лекции по истории философии, которые читал в МГУ П.И. Новгородцев, оставили заметный след в сознании И.А. Ильина. Вспоминая своего учителя Ильин пишет: "Двадцать два года я знал Павла Ивановича. Я помню его еще в звании доцента, до защиты им докторской диссертации. Мы, начинающие студенты, слушали его по-особенному, многого не понимая, напряженно ловя каждое слово, напряженно внимая: он говорил о главном; не о фактах и не о средствах, отвлеченно, но о живом; он говорил о целях жизни и, прежде всего, о праве ученого исследовать и обосновать эти цели. Вокруг него, его трудов, докладов и лекций шла полемика, идейная борьба, проникавшая даже в газеты; с ним соглашались, ему возражали; раздраженно выступали "материалисты", энергично смыкали свои ряды "философы". Слагалось идейное бродило, закладывались основы духовного понимания жизни, общественности и политики"17. Таким образом можно утверждать, что уроки выдающегося историка П.И. Новгородцева способствовали тому, что "Духовное понимание жизни, общественности и политики" стало определяющей нитью произведений Ильина18.  Именно Новгородцев  заинтересовал молодого Ильина  немецкой классической философией. Именно от своего наставника, Ильин воспринимает особенность рассматривать вопросы права в контексте этических и метафизических проблем. В студенческие годы молодого Ильина интересовали различные аспекты международных отношений  и государственного права. Круг его интересов значителен и широк. Подтверждением этого являются его первые творческие работы, в которых он анализировал философские системы Аристотеля, Фихте, Шеллинга, Канта, Гегеля, Руссо. Анализ трудов перечисленных философов заложил основу его философского мировоззрения, которое получило дальнейшее развитие в его магистерской диссертации.

В 1906 году И.А. Ильин сдает выпускные экзамены и получает диплом первой степени, который давал право продолжить работу в университете и готовиться к экзамену на профессорское звание. Таким образом, И.А. Ильин остается при университете. Сразу же после окончания университета Иван Александрович женится на Наталье Николаевне Вокач, которая ему духовно близка, и которая также занимается философией, искусством, историей. В годы работы в университете, Ильин совершает научные командировки в Германию и Францию. В период командировки он читает лекции университетах Гейдельберга, Фрейбурга, Берлина, Геттингена и участвует в  семинарах, которые проводят Г. Риккерт, Г. Зиммель, Э. Гуссерль. Эти ученые были представителями "философии жизни" и феноменологии – новейших направлений того времени.

И. И. Евлампиев отмечает, что "этот факт очень важен в связи с тем, что многие работы Ильина, которые были созданы в 1910 - 1920-х годах, отмечены несомненным влиянием указанных философских течений"19.

С 1910 года  печатается ряд оригинальных работ Ильина, анализ которых позволяет утверждать, что у философа начинает складываться определенная, свойственная только ему философская, политико-правовая концепция. Это в первую очередь относится к статье  "Понятие права и силы. Опыт методологического анализа", в которой Ильин критикует отожествление права и силы, которое отстаивали многочисленные естественно-правовые теории того времени. В противовес указанным теориям, философ предлагает понимать феномен права как выражение духовного единства людей.

Будучи сторонником либерализма, в ходе событий 1917 года он выступает на стороне Временного правительства, его избирают председателем волостной избирательной комиссии и членом исполнительного крестьянского комитета в Тульской губернии.

Революция для Ильина была воплощением тяги народа к «новому порядку» в противовес или наперекор «правительственному беспорядку». Однако уже на начальном этапе революционных событий он предупреждает о том, что  «воля к порядку» в народе может переродиться в анархию, которая может подавить волю к созиданию.

Высшей формой  народной демократии этого периода должно быть Учредительное Собрание, считал Ильин, как и многие представители интеллигенции того времени. Являясь сторонником Учредительного собрания, мыслитель считал, что только Учредительное собрание способно решить судьбоносные для страны вопросы о мире, власти, земле, широких социально-экономических преобразованиях. Подтверждением убеждением Ильина этого периода является серия брошюр, под общим заглавием «Задачи текущего момента». Эти брошюры были изданы с февраля по сентябрь 1917 г. В этих сочинениях, философ выступает в качестве последовательного приверженца  идеи правового государства, которое основано на принципе свободного волеизъявления народа в процессе всеобщих выборов.

Приход  к власти большевиков был воспринят Ильиным как поворотный путь в судьбе России. Октябрьскую революции он охарактеризовал словами: «Последний взрыв урагана покончил со всеми иллюзиями... Свершилось... К власти пробрались темные проходимцы, вожди соблазненной черни...»20 И.А. Ильин признает несостоятельность своих надежд на «плавный» переход к демократии. Октябрь 1917 года способствовал возникновению убеждения, что виновницей всех бед Российского государства стала сама власть, которая была безвольной и неспособной вести за собой народ. Революционные события поставили Ильина перед выбором: закрыться в своей теоретической сфере, или встать на путь активного сопротивления режиму, противопоставив себя  жестокой действительности. Ильин выбирает второй путь, начинает активную политическую и публицистическую деятельность, которая в более поздний период прославила его как одного из главных идеологов белого движения. Итогом этой деятельности стали несколько арестов за активную публицистику в 1933 году, а позже высылка вместе с женой за границу. Эмигрантский период можно считать завершающим в формировании позиции И.А.Ильина как гражданина и мыслителя. С 1922 по 1938 года, Ильин проживает в Берлине с 1938 по 1954 в Швейцарии. В эти периоды Ильин занимается активной деятельностью по созданию Русского научного института,  активно работает  в редакциях  сразу нескольких европейских газет, преподает в университете и продолжает заниматься публицистикой. Последние годы жизни философа были посвящены осмыслению и изложению основных проблем российской цивилизации в их исторической перспективе для будущих русских поколений. Написанные в этот период им статьи были изданы в виде сборника «Наши задачи». Заканчивая раздел, считаем необходимым отметить, что анализ жизнедеятельности ученого, позволяет сделать вывод о необходимости отнести мировоззрение И.А. Ильина  к либерально-консервативному течению русской общественно-политической мысли.

1.3 Основополагающие идеи и понятия концепции И.А.Ильина о политическом устройстве государства

Значительное место в творчестве Ильина занимали идеи «сильного государства», «сильной власти», «творческой демократии» и  «федерализма». Философ уделял особое внимание двойственной природе государства. Он утверждал, что  «...государство в своем здоровом осуществлении всегда совмещает в себе черты учреждения и черты корпорации: оно строится и сверху, и снизу, и по принципу властной опеки, и по принципу выборного самоуправления»21. Поэтому, утверждал И.А.Ильин, необходимо найти  оптимальное сочетание этих принципов. Это сочетание по его мнению содержится в комбинации «солидарного управления и властвующей опеки». Это означает, что с одной стороны государство является учреждением (по форме), а с другой стороны это же государство является корпорацией (по содержанию).  И.А. Ильин считал государство публично-правовой  корпорацией. Он считал, что в правой природе государства должно доминировать духовно-нравственное начало. Это должно проявляться прежде всего, в духовной солидарности, то есть  «принятии государственной цели».

Термин «правосознание» И.А.Ильин понимает как  волю к праву, волю к цели права и способности само-законно мотивировать свои поступки сознанием других людей. Также он считает, что правосознание это и  «волевое состояние души, активное и творческое». Анализируя  категорию правосознания, Ильин разрабатывает учение  учения о правосознании, особенностью которого является то, что оно построено в виде своеобразной аксиоматики. Аксиомы, сформулированные мыслителем,  являются своеобразными нравственными ориентирами, которые позволяют   оценивать с точки зрения моральной допустимости этих действий, как со стороны граждан, так и со стороны государства в целом.

Власть по Ильину, прежде всего волевая сила, которая предназначена для того, «чтобы создавать в душах людей настроение определенности, завершенности и исполнительности». Эта власть носит правовой характер и имеет духовную природу22.

Сформулировав феномен присущий государственной власти как многомерность, философ попытался  сформулировать отдельные правила, которые по его мнению могли обеспечивать законность и справедливость самой власти, а также её. Эти правила были сформулированы им в виде шести аксиом власти, составляющие философию власти.

Проблема демократии была для И.А.Ильина одной из «сквозных» тем его политико-философского творчества, этот феномен творчества философа, мы попытаемся более подробно проанализировать в следующей главе нашей работы. Сейчас же отметим только тот момент, что свое понимание  «творческой демократии», мыслитель формулирует через противопоставление западной модели, определяя её как формальную.

Вопрос о будущем посткоммунистической России который был поставлен Ильиным в 60-70-х годах XX века,   стал основным в европейских теориях консервативной модернизации. У.Берка, С.Хантингтон, Ш.Эйзенштадт, А.Турен и другие известные исследователи, отказавшись от односторонней трактовки модернизации как движения в сторону исключительно западных институтов и ценностей, которые признавали конструктивную, положительную роль социокультурных традиций в ходе модернизации, придали им статус дополнительного фактора развития. Таки же идеи излагал и П. Штомпка в своей теории изменений. Указанный автор отмечал, что  «местные традиции могут таить в себе важные модерннзационные начала», поэтому чрезвычайно важно «выявлять «традиции модернизации» и брать их на вооружение»23.

Таким образом, можно утверждать, что будучи, безусловно, русским философом, патриотом И.А.Ильин своей главной научной задачей видел в  выявлении путей возрождения России, ее будущности. Он  занял достойное место как  в истории мировой политической мысли в целом, так и европейской - в частности. Идеи Ильина об органическом государстве и демократии, о том, что необходимо учитывать национальные особенности, истории, культуры, права и менталитета нации в процессе осуществления модернизационного процесса реформирования государства, которые он высказал в начале 50-х годов XX века, стали предшественниками западноевропейских теорий консервативной, либерально-консервативной модернизации, которые возникли уже позднее в 60-80-х годах XX века.

Заслуживают внимания, разработанные Ильиным предпосылки демократии. К этим предпосылкам ученный относит не только духовные факторы, но и  факторы исторического, социального, даже географического порядка. Ученый, отмечая важность духовных предпосылок "творческой демократии", указывает на то,  что "народ должен разуметь свободу, нуждаться в ней, ценить ее, уметь пользоваться ею и бороться за нее".  Творческие и идейные изыскания И.А. Ильина способствовали достаточно оригинальной трактовке политической свободы. По мнению Ильина,  свобода политическая является одной из разновидностей внешней свободы. Если человек свободен, то он может  свободно и самостоятельно говорить, писать, выбирать, решать и подавать свой голос в общественных делах,  то есть он обладает правом принимать решения в отношении жизни и поведения других людей.

Исследователи также отмечают значительный вклад И.А. Ильина в разработку  теории федерализма и его сущности. Философ раскрывает сущность теории федерализма. Он делает далеко идущий вывод о том, что федерация идет от множества к единению. По мнению Ильина, этот процесс  не центробежный, а центростремительный. Он характеризует этот  процесс, не как процесс дифференциации, а как процесс интеграции.

Анализ теоретических положений о государстве Ильина позволяет сделать вывод, что ученый был сторонником унитарного государства. Однако, философ не отрицал  и отдельные позитивные элементы федерализма. Он отмечал, что единая и сильная власть вполне может выделить сферы областной и национальной самостоятельности, «насытить всенародное единение духом братской солидарности». Признавая  необходимость разграничить все государственные дела на «центрально-всероссийские», общегосударственные верховные и «местно-автономные, низовые»  при сохранении единства и доминирования властного центра24.  Таким образом, в сущности, предпочтение И.А. Ильина отдается унитарной форме государственного устройства, при которой учитываются регионам, областям многонациональной России предлагается та форма взаимоотношений и зависимости от центра, при которой учитываются исторические, национальные, конфессиональные, региональные и другие условия регионов, но одновременно учитываются и интересы государства в целом.

Основные положения идей  И.А.Ильина о государстве в полной мере нашли отражение в его  теоретических рассуждениях о будущем государственном устройстве России. Ильин убежден, что будущее России должно основываться  на фундаменте ее истории и культуры. Государственный строй Российского государства, также как и государственный строй любого другого государства, должен отличаться индивидуальностью и быть присущим только этому, отдельно взятому государству25.

И.А. Ильин воспринимал и понимал Россию как единый живой организм, который существует в соответствии со своими законами. Это означает наличие определенной логики в их проявлениях в конкретно-исторический период времени.  Не стоит принимать поспешных решений в вопросах политического будущего страны. Он отстаивал позицию «непредрешенца», так как был уверен, что будущая форма государственного устройства может не только не совпадать с уже известными и бывшими в прошлом или действующими в настоящем политическими формами, но она может принять форму, которая была неизвестна ранее и  не имеет аналогов в настоящее время, так как вполне возможно, что она будет создаваться самим русским народом.

Ильин определял основную цель и пути возрождения России и политическое устройство как реализацию внутренних задач общества. Он стремился воссоздать в России процесс, который был свойственен европейской модели становления государственности. Отмечая при этом, что в ходе модернизации Европейской государственной модернизации, формирование основополагающих ценностей общества и проведение оперативной текущей политики были разделены во времени на несколько веков. У России этого времени нет, также как нет ни сил, ни возможностей, для такого процесса. Поэтому после падения коммунистического режима Россия все-таки должна будет пройти несколько этапов реформирования.

Первым этапом реформирования, по мнению философа должен стать обязательный этап установления режима сильной диктаторпальной власти в виде «авторитарной - воспитывающей и возрождающей - диктатуры». Это диктатура является авторитарной, воспитывающей и возрождающей.  Она призвана поднять кверху свои подлинно лучшие силы. Она подталкивает к трезвлению, к свободной лояльности, к самоуправлению и к органическому участию в государственном строительстве». На втором этапе возрождения России после падения советской власти по мнению Ильина должно происходить формирование предпосылок демократии. Этот этап обязательный и необходимый, так как пока еще в стране нет внутренних духовных сил для того чтобы восторжествовали демократические формы управления. ,то вполне объяснимо, так как при тоталитарном управлении общественное сознание также является тоталитарным. А при тоталитарном общественном сознании никакой процесс демократизации невозможен.

Рассуждая о третьем этапе, философ отмечал его как этап достаточно отдаленного будущего. Для начала третьего этапа необходимо достижения множества условий и также возможны факторы, спрогнозировать которые вряд ли возможно.

И. А. Ильин считал, что будущее российское государство должно  совместить преимущества авторитарного строя и преимущества демократического. Необходимым условием называл устранение опасности первого и недостатков второго. Поэтому, посткоммунистическое устройство Российского государства, по Ильину, должно создаваться на основе древней традиции русской государственности, такой как «братское служение, как единение веры, чести и жертвенности». На первом месте должна стоять идея  социальной справедливости.

Глава 2   Теория органической демократии И. А. Ильина: методология, понятия, положения

2.1 Методологическая основа теории демократии И. А. Ильина

Изучение теоретического наследия И.А. Ильина касательно  демократии, позволяет выделить пять важнейших аспектов о политике и государстве

1. Политика необходима для того, чтобы внушать народу солидарность, воспитывать автономное правосознание и созидать национальное будущее через эксплуатацию национального прошлого, собранного в национальном настоящем. Как политическая, так и государственная деятельность нуждаются в человеке обладающим  религиозным и нравственно сильным характером, а также моральной,  волевой, образовательной и профессиональной квалификацией26.

2. Демократия, являясь формальным механизмом при помощи которого народные массы вовлекаются во власть может иметь и отрицательные последствия. Это возможно в том случае, если не будет решена задача отбора качественного слоя  политической элиты. Это может стать началом «беспочвенного карьеризма и беспредметного честолюбия, распада и гибели государства»

3. Воспитания волевого правосознания является важным условием государственного строительства. Необходим порядок, строгое соблюдение своего и чужого правового статуса, равноправие, социальный мир и справедливость. Народ нуждается в сильной власти. Биологическая индивидуализация должна быть постепенно дополнена «волевой культурой христианского правосознания».

4. Государство, являясь учреждением, останется им навсегда. Оно не может и не должно не превратится в корпорацию. Однако, при этом, оно должно насытить формы учреждения духом корпорации.  Прочность государства зависит от гармоничного сочетания опеки и самоуправления. Участие граждан в государственном управлении и строительстве не должно отрицательно сказываться на единстве, силе и авторитете государства.

5.  Постсоветское Российское государство  должно основываться на древней традиции русской государственности, такой  как обеспечение «братского служения, как единение веры, чести и жертвенности», а также на идее социальной справедливости. Философ считал, что чем больше в общественной жизни социальной справедливости,   чем уверенность людей в том, что власть и властвующие тоже стремятся к социальной справедливости, тем прочнее и крепче будет государство. Заметим, что во многом теоретические выводы Ильина по поводу социальной справедливости находят подтверждение и сегодня. Так по результатам современных социологических исследований, исследователи делают вывод, что сегодня демократия в глазах россиян ассоциируется с политическим устройством, которое обеспечивает социальную справедливость в обществе и достойную жизнь граждан.

Представляют интерес и методологические посылки философа о том, что постсоветское государство есть форма порядка и жизни не просто авторитетно предписанная, но принятая «живым правосознанием» большинства граждан.  Большинство же русского народа по мнению Ильина , верны заветам христианства. Именно поэтому в основу разработки теории органической демократии И. А. Ильин закладывает христианскую религиозно-философскую методологию27.  Смысл этой методологии заключается в следующих положениях:

- основные побудительные мотивы истории и политики лежат в области духа, а не экономики. Политику следует понимать как часть  человеческой культуры. Культура в свою очередь является воплощением духа, которым занимается философия;

- мир многообразен, в нем постоянно идет борьба добра и зла.  Зло отвращает человечество от Бога и направляет  его к одномерному безрелигиозному миру;

- основным критерием прогресса является  нравственное совершенствования человека и духовного преображения мира;

- материальное благополучие не может иметь позитивного смысла без нравственного контекста;

- культурно-цивилизационные различия следует понимать как разное понимание человеком Бога, человека, общества, природы и космоса;

- оценка успешности или неуспешности русской истории должно осуществляться в критериях ее собственного философского целепологания, те в христианско-православной системе ценностей и политических категорий28;

- историко-материалистический подход в изучении человеческой истории и общества является ограниченным;

- на условия демократизации и формирование ценностей, традиций, менталитета значительное влияние оказывает роль ключевых социокультурных параметров;

- существует прямая связь духовно-религиозной природы свободной личности с потребностью в гражданской и общественной свободе.

Все теоретическое политическое наследие Ильина пронизывает религиозно-философская парадигма, через нее он рассматривает историю России. Это позволяет ему  обосновать своеобразие пути Российского государства и необходимость преемственного христианского исторического существования России. Будущее  органического демократического устройства нашего государства по Ильину должно строиться на базе политической этики, духовно-нравственных факторов.  Демократическое строительство будущей России должно осуществляться как процесс создания ее духовных и социальных основ, укрепления религиозного чувства и сознания личности. Так как именно эти основы  являются незаменимым источником развития ее духовных сил.  

Научно обосновывая теорию органической демократии, И.А. Ильин использует  исторический метод и принцип реализма Философ пытается учитывать общих чертах русскую историческую, национальную, державную и психологическую данности при определении основ государственного устройства посткоммунистической России. Также он использует эмпирические данные, отказывается  от формального и утилитарного способа постановки политических вопросов, учитывает  конкретную задачу воссоздания России. В его положениях мы видим  отказ, от каких бы то ни было новых видов западничества. Философ указывает, что всякое влияние и давление Западной цивилизации преследует чуждые России цели. Только  верное понимание христианских аксиом правосознания и государственности и воплощение их в русскую народную жизнь в меру исторической возможности вот истинный путь для России.

Рассмотрение демократии в русле конкретно-исторического и религиозно-философского контекста позволило Ильину сформулировать методологический вывод о том, что подлинно свободную, то есть  органическую демократию может создать лишь духовная личность, источником развития духовных сил которой служит религия. Только при этом условии, демократия сможет обрести свою ценность, системность и целостность. Содержание демократии в этом случае включает в  себя институционально-правовые формы, их духовное содержание и целеполагание. Все это направлено на создание условий для  нравственно должного, возвышающего общественную, государственную и личную жизнь человека. Именно такая жизнь делает человека не  только потребителем материальных благ, но и творцом культуры29.

Как истинный исследователь И.А. Ильин активно использует системный метод и при разработке теории органической демократии. Этот метод позволяет с одной стороны противостоять представлениям о демократии как конгломерате институциональных и формальных правовых элементов. Также он позволяет противостоять представлениям о безыскусном органическом единстве, которое не нуждается в умышленной деятельности со стороны власти по созданию определенных предпосылок, обеспечивающих ее содержательное начало.

Используя системный подход, философ анализирует и раскрывает сущность конкретных механизмов, которые обеспечивают целостность демократической системы. Системный анализ также позволяет выявить многообразные связи, существующие в изучаемой системе.

Одним из важнейших механизмов создания предпосылок демократии, автор считает создание новой национальной системы воспитания. Эта система должна быть  ориентирована на укрепление русского национального духовного характера. Необходимо разработать новую национальную идею. Однако первоначально следует ознакомиться со всеми политическими формами и средствами человечества. Но опираться следует не на западничество, необходимо искать новый способ выделения к власти лучшего меньшинства, новый способ выборов, новый способ организации местного самоуправления. Процесс становления органической демократии сложен потому, что он  требует исследования фактов в их совокупности, во взаимообусловленности.

Выявив многообразные связи, существующие  в демократической системе, философ указывает, на то, что их качество определяет личность с волевой культурой христианского правосознания. Именно такая личность  является основой создания и поддержания демократического порядка. Этот порядок заключается в строгом соблюдении  субъективного правового статуса, равноправия, социального мира и справедливости30.

Напомним сущностный аспект теории демократии, которому И.А. Ильин уделял значительное  внимание. Сущность демократии осмысливается органически, это означает, что не следует сводить всё государственное устройство к форме всеобщего и равного голосования.  Органический подход к демократии, по мнению мыслителя, заключается в том,  что он сравнивает развитие различных политических систем, форм государственного устройства с развитием живых организмов. Как живые организмы развиваются по своим собственным  внутренним законам, так и политические системы  развиваются по законам связывающим  в единое и неразрывное целое все составляющие элементы и не допускают произвольных, внешнеполитических изменений. В основе закономерностей лежит  специфическая культура народа. Политические реформы должны протекать эволюционно, резкие скачки и перевороты вредны, так как они  разрушают преемственность культуры, снижают ее уровень. Ильин отмечает, что не может быть одинаково эффективной для различных социально-культурных общностей одна и та же политическая модель или схема. Демократия сложна и имеет определенные опасности, которые  способны возникнуть в условиях некритического к ней отношения и излишней поспешности введения ее в государственную жизнь.  Только в том случае, если будут созданы предпосылки умения людей понимать, ценить свободу и правильно пользоваться ею, высокий уровень правосознания людей, их экономическая самостоятельность, возможно, достигнуть оптимального характера демократизации, втягивания масс в политику.

Органический принцип, использованный Ильиным в построении демократии обусловил соответствие ее положений основным выводам синергетики и гомеостатики, претендующих на создание современной парадигмы управления системными процессами.  Теория органической демократии может стать методологическим инструментарием, который позволит оптимизировать трансформационные процессы в России в противовес многочисленным прозападным программам ее модернизации. Это позволит  отказаться от «догоняющей» роли в глобализационных процессах.  Таким образом, можно утверждать, что методологическая традиция, которая была избрана Ильиным при разработке теории органической демократии, вполне соответствует русской культуре.

2.1 Система понятий и положений теории творческой демократии

Разрабатывая теорию органической демократии, И.А. Ильин использовал ряд основополагающих понятий. Остановимся на них в этом разделе работы подробнее. Каждое использованное понятие, Ильин рассматривает как феномен, взаимодействия двух противоположных начал добра и зла, жизни и смерти, любви и ненависти, красоты и уродства, свободы и рабства. Использование такого подхода позволяет ему достигнуть высокого уровня политологического анализа, взамен поверхностного, формального понимания реальности, Вместо формального поверхностного понимания реальности, он использует не формальное, многомерное. Как уже было отмечено ранее, почти все категории теории Ильина, в том числе и категории органической демократии рассматриваются им  в христианском ключе. Он включает в содержание каждого понятия идею творчества.

Проанализируем, как философ рассматривает понятие  «демократия».  Демократия рассматривается им с двух различных точек зрения механической и органической.

В соответствии с перовой точки зрения сущность демократии заключается в  формальном равенстве. Её критериями является количество людей, которые имеют право голоса31. Если Россия изберет путь формальной демократии, предупреждал  Ильин, это будет гибельно для России, так как необходимо не количественное, а качественное «народоправство»32.

Что касательно органической демократии, то она опирается на гражданина внутренне свободного. Демократия предполагает самостоятельность граждан, высокий уровень правосознания, патриотизм и гражданское мужество. Поэтому главное это личные качества человека, то есть вера, совесть, верность.

И.А. Ильин проводит различия между внутренней и внешней свободой, указывая на необходимость свободы для России,  и свободы для всех русских людей. Проблема свободы в её мере. Так как она различна у разных народов.  Свобода, по Ильину это  неотъемлемое право человека на законно урегулированную самодеятельность. Чем прочнее государственная власть, тем больше оно обеспечивает свободу своих граждан. Однако, свободы абсолютной быть не может. Для того, чтобы правильно использовать внешнюю свободу, надо быть свободным внутренне. Философ считает, что если в человеке мало любви и веры, значит он не будет внутренне свободен и поэтому не сможет пользоваться внешней свободой. Для того, чтобы стал действительным участником демократического строительства он должен поверить в то, что  демократия  в России строится на основе любви, права, справедливости и свободы.

Что касательно права, то мыслитель, также делит его на внешнее и внутреннее. Внешнее право – это формальное право, то есть порядок, организованность. Внутреннее право – это духовное право.

Государство по Ильину является совокупным субъектом права, а государственная форма это  «строй жизни и живая организация народа». Народ должен уважать законы. По Ильину государство является организмом, а не механизмом.

Возрождение  России невозможно без справедливости. В данном случае он использует христианскую трактовку справедливости – поиск справедливости для других и готовности жертвовать «своим» сверх всякой справедливости. Источник политической силы заключается в жертвенности народа.  Справедливость необходима для того, чтобы человек мог стать свободным творцом.  Идеи национализма в творчестве философа несомненно занимают важное место, он считал, что  Россия должна быть национальным государством, которое оберегает и обслуживает национальную культуру. Чувство принадлежности к русской нации  - источник достоинства.

Будущая Россия это частная собственность и частная инициатива, утверждал мыслитель. Нельзя отрицать частную собственность, мир нуждается в ней. Только собственник может быть социально справедлив, христиански щедр, и именно собственник может стать инструментом для обеспечения всеобщего процветания государства. Большое значение И.А. Ильин придавал наличию «среднего» слоя как носителю здорового духа отечественной государственности.

Рассуждая о культуре, Ильин отмечал, что история христианства это и есть  единый и великий поиск христианской культуры. Культура явление внутреннее, она в душе человека. Современную светскую культуру следует обновить в   христианском духе.

Понятие религии И. А. Ильин рассматривал с одной стороны как особую сферу человеческой культуры и как   основное, постоянное состояние души.  Верить в Бога, по мнению ученого разумно, так как общение с ним является главным источником творческого вдохновения, закладывающее  фундамент государственного и политического правосознания, социальности, дисциплины. Однако самым главным и глубоким источником как духовной, так и религиозной веры является любовь.

Совесть по Ильину нравственно-совершенное понятие, источник ответственности, справедливости. Она является основой культурной жизни33.

Таким образом, к основным положениям теории органической демократии в первую очередь относится само понятие «демократия». По Ивану Ильину, демократия это не проста государственная форма, она предполагает способность народа и граждан строить свое государство. Для демократии необходимы – свобода и социальность. Основой демократии является средний слой, так как обладает здоровым духом государственности.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Целью данной курсовой  работы являлось изучение и  теоретический анализ политической концепции И.А. Ильина. В ходе работы была сделана попытка  обосновать актуальность  теоретических положений  политической концепции И. Ильина для социально-политической трансформации современной России; проследить историко-политический контекст формирования взглядов И.А.Ильина на государство; изучить и проанализировать основополагающие идеи и понятия концепции И.А.Ильина о политическом устройстве государства; рассмотреть методологическую основу теории демократии И. А. Ильина; дать характеристику системы понятий и положений теории творческой демократии; оценить вклад И.А Ильина в российскую политическую теорию, уровень осмысления его идей о государстве современными российскими политологами.

В заключение считаем необходимым отметить, что вся практика Российской социально-политической трансформации, в определенной мере, доказывает положение выдвинутое философом И.А. Ильиным о том, что строительство демократии в постсоветской России по западному образцу необоснованно. Необходимо в первую очередь соотносить демократические преобразования  с культурно-исторической спецификой страны, логикой ее собственного развития, следует избегать крайностей «почвеннического» и «западнического» решения. Созданная И.А. Ильиным теория органической демократии, увязывает демократическое будущее России с её историческим прошлым. Философ указывает на необходимость учета  исторической, национальной, психологической данности.  

Важное методологическое значение имеют положения теории органической демократии, такие как:

-  Демократия в качестве формального и количественного механизма не может решить проблему обновления общества. Решение этой задачи возможно только в том случае, если демократическая форма будет  наполнена соответствующим содержанием, а именно, будут созданы условия отбора и  качественного обновления слоя политиков и самодеятельности народа.

- Главной формой культурной жизни должна стать самодеятельность народа при одновременном политическом и религиозном обновлении общественной жизни.

- Религиозная культура является  важнейшим источником формирования необходимых качеств человека как участника демократического порядка, политического правосознания, характера, совести, дисциплины и социальности.

Обновление России должно заключаться в первую очередь в духовном возрождении.  Именно дух, по мнению И.А. Ильина дает внутреннюю свободу, без него не может быть частной собственности как источника общественного процветания. Без духа не может существовать  жертвенная справедливость. Поэтому необходимо создавать новую культуру как фундамент качественной государственности. Таким образом, вопрос  об органичности демократии в России,  И. А. Ильин решает по принципу взаимодополняемости теорий.

Власть  и  общество  в  учении  Ильина прочно связаны общей приверженностью национальным идеалам.  Необходимым условием формирования как государства, так и нравственной личности является свобода. В свою очередь степень справедливости  общественного устройства определяется возможностью  реализации свободы. Если общество не может гарантировать реализацию свободного  развития личности, то оно не может считаться справедливым.

Государство должно быть сильным. Это необходимо для того, чтобы гражданам условия для свободного развития. Власть не должна  тотально  контролировать  людей, но она должна быть способна обеспечить правопорядок, который является необходимым условием общественного развития.  Только в этом случае граждане будут видеть  гарантию своей свободы в силе государственной власть. Чем сильнее государственная власть, тем больше уровень свободы, оно может предоставить своим гражданам. Справедливое соотношение гражданской свободы  отношение гражданской свободы и государственного принуждения призвано,  обеспечить такое положение, при котором «свобода граждан будет верным и  могучим источником государственной власти».

Политическая концепция И.А. Ильина имеет важное значение для  теории и практики современной государственности. Это объясняется тем, что ряд идей И.А. Ильина:  идея о единстве, целостности и консолидации общества; идеи «нравственного начала» как первичной границы и конечной цели, как истинного глубинного смысла государственности; идея служения как основное средство осуществления нравственного начала; идея сильной власти как способ консолидации общества и реализации нравственных задач настолько значимы и актуальны, что они могут стать одним из действенных факторов развития современной практики и теории государственного строительства и политического развития.

Список  литературы

  1.  Бороздина Е. А. Социально-политическое учение И. А. Ильина: диссертация ... кандидата политических наук: Москва, 2003.
  2.  Гусев В. А. Консервативная политология Ивана Ильина / В. А. Гусев // Социологические исследования. — 1992.  № 4.  С. 64—70.
  3.  Дубинина М.А. Политические идеи И.А. Ильина в контексте реформирования современного российского государства. Автореф. дис. ... канд. полит. наук. Рос. акад. гос. службы при Президенте РФ. М., 2010.
  4.  Евлампиев И. И. От религиозного экзистенциализма к философии православия // Ильин И. А.: Pro et contra. СПб., 2004.
  5.  Изергина H. И. Теория органической демократии И А Ильина и политическая трансформация постсоветской России. Саранск. Изд-во Мордов ун-та, 2008.
  6.  Изергина H И Социально-политическое наследие И А Ильина и современность //Известия высших учебных заведений Поволжский регион Общественные науки  2008. №2. С 75-84.
  7.  Ильин, И. А. Путь духовного обновления // Собр. сочинений: в 10 т.  М.: Русская книга, 1996.  Т. 1. С. 38-28 Ильин И.А. Памяти П.И. Новгородцева // Русская мысль. Прага, 1923/1924. Кн. IXXII.
  8.  Ильин И. А. О воспитании национальной элиты. М.: Жизнь и мысль, 2001.
  9.  Ильин И.А. Общее учение о праве и государстве. / Собрание сочинений в 10 томах.  Т. IV.
  10.  Ильин И.А. О России: Избранные статьи / составитель М.Г. Жуковой. — М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2013.
  11.  Ильин И. А. О грядущей России: избранные статьи /под ред. Н. П. Полторацкого. - М.: Воениздат, 1993.  
  12.  История политических и правовых учений: учебник для магистров /В. И. Власов, Г. Б. Власова, С. В. Денисенко, В. К. Цечоев.  2-е изд., перераб. и доп. М.: Издательство Юрайт, 2013.
  13.  История политических учений /под ред. А.К. Голикова. СП.: Питер, 2013.
  14.  Лазарев В.В., Липень С.В. Теория государства и права Издание 4-е, перераб. и доп. М.: Юрайт, 2013. С. 267.
  15.  Лисица Ю. Т. Консервативная мысль Ивана Ильина // Ильин И.-А. О воспитании национальной элиты. М., 2001.
  16.  Махмутьянов И.А. И.А. Ильина о праве и государстве через призму здорового правосознания. //Юридическая наука . 2012. №2. [Электронный ресурс] URL: http://cyberleninka.ru/article/n/uchenie-i-a-ilina-o-prave-i-gosudarstve-cherez-prizmu-zdorovogo-pravosoznaniya (дата обращения: 13.10.2014). 
  17.  Мачин И.Ф. История политических и правовых учений: учебное пособие. М.; Юрайт, 2012.
  18.  Мышинский А.Л. Иван Ильин о правовых аспектах политического устройства России: [правовед, 1883 – 1954] // Политэкс: Политическая экспертиза. 2006. Т. 2, № 2. С. 172 – 181.
  19.  Нарочницкая Н А Россия и русские в мировой истории. М. : Международные  отношения, 2004.  
  20.  Начапкин М.Н. И.А. Ильин о формах государственной власти // Известия Уральского государственного университета. Серия 3, Общественные науки. 2006.  Вып. 1.  С. 83–105.
  21.  Полторацкий Н. И.А. Ильин. Жизнь, труды, мировоззрение.  Монархия и республика в восприятии И.А. Ильина // Собрание сочинений: Кто мы? О революции. О религиозном кризисе наших дней / Иван Ильин; [сост. и коммент. Ю.Т. Лисицы]. М.: Русская книга, 2001.  С. 243–525.
  22.  Сазонова Т. Б. Право и правосознание в учении И. А. Ильина: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Благовещенск.
  23.  Сомин Н. Достоинства и недостатки миросозерцания И. А. Ильина [Электронный ресурс]. Информ.-аналит. служба «Русская народная линия». URL:  http://www.ruskline.ru/analitika/2011/11/23.
  24.  Тарасов К.Н. Проблема соотношения государственной власти и социума в работах И.А. Ильина в контексте общественно-политической доктрины Российского консерватизма // Вестник Пермского университета. История. 2011.  Вып. 3 (17).  С. 20-27.
  25.  Фийон Ф. Кризис не отменяет реформы //Российская газета.  № 5000. 18.09.2009.

2 Фийон Ф. Кризис не отменяет реформы //Российская газета. - № 5000. – 18.09.2009.

3 Бороздина Е. А. Социально-политическое учение И. А. Ильина: диссертация ... кандидата политических наук: Москва, 2003.

4 Гусев В. А. Консервативная политология Ивана Ильина / В. А. Гусев // Социологические исследования. — 1992.  № 4.  С. 64—70.

5 Дубинина М.А. Политические идеи И.А. Ильина в контексте реформирования современного российского государства. Автореф. дис. ... канд. полит. наук. Рос. акад. гос. службы при Президенте РФ. М., 2010.

6 Начапкин М.Н. И.А. Ильин о формах государственной власти // Известия Уральского государственного университета. Серия 3, Общественные науки. 2006.  Вып. 1.  С. 83–105.

7 Полторацкий Н. И.А. Ильин. Жизнь, труды, мировоззрение.  Монархия и республика в восприятии И.А. Ильина // Собрание сочинений: Кто мы? О революции. О религиозном кризисе наших дней / Иван Ильин; [сост. и коммент. Ю.Т. Лисицы]. М.: Русская книга, 2001.  С. 243–525.

8 Лисица Ю. Т. Консервативная мысль Ивана Ильина // Ильин И.-А. О воспитании национальной элиты. М., 2001. С. 5-14.

9 Ильин, И. А. Путь духовного обновления // Собр. сочинений: в 10 т.  М.: Русская книга, 1996.  Т. 1. С. 38-282.

10 Там же. С. 243, 251-252.

11 Ильин И. А. О воспитании национальной элиты. М.: Жизнь и мысль, 2001. С. 477.

12 Там же. С. 439.

13 Ильин И. А. Кто мы? О революции. О религиозном кризисе наших дней : собрание сочинений / И. А. Ильин.  М.: Русская книга, 2001. - С. 441.

14 Ильин И. А. О главном / И. А. Ильин // Наши задачи. Историческая судьба и будущее России. Статьи 1948-1954 годов: в 2 т. - М. : МП «Papor», 1992.  Т. 1. С. 133, 134.

15 Там же.

16 Евлампиев И. И. От религиозного экзистенциализма к философии православия // Ильин И. А.: Pro et contra. СПб., 2004. С. 52.

17 Ильин И.А. Общее учение о праве и государстве. / Собрание сочинений в 10 томах.  Т. IV. С. 234.

18 См. об этом: Сазонова Т. Б. Право и правосознание в учении И. А. Ильина: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Благовещенск. С. 11.

19 Евлампиев И. И. Указ. соч. С. 57.

20 См. об этом: Дубинина М. А. Указ. соч. С. 14.

21  См. об этом: Лазарев В.В., Липень С.В. Теория государства и права Издание 4-е, перераб. и доп. М.: Юрайт, 2013. С. 267.

22 Сомин Н. Достоинства и недостатки миросозерцания И. А. Ильина [Электронный ресурс]. Информ.-аналит. служба «Русская народная линия». URL:  http://www.ruskline.ru/analitika/2011/11/23.

23 См. об этом Махмутьянов И.А. И.А. Ильина о праве и государстве через призму здорового правосознания. //Юридическая наука . 2012. №2. [Электронный ресурс] URL: http://cyberleninka.ru/article/n/uchenie-i-a-ilina-o-prave-i-gosudarstve-cherez-prizmu-zdorovogo-pravosoznaniya (дата обращения: 13.10.2014).

24 Махмутьянов И.А. Указ. соч.

25 Изергина H. И. Теория органической демократии И А Ильина и политическая трансформация постсоветской России. Саранск. Изд-во Мордов ун-та, 2008. С. 92.

26 Ильин И. А. О грядущей России: избранные статьи /под ред. Н. П. Полторацкого. - М. : Воениздат, 1993.  С 16.

27 Мышинский А.Л. Иван Ильин о правовых аспектах политического устройства России: [правовед, 1883 – 1954] // Политэкс: Политическая экспертиза. 2006. Т. 2, № 2. С. 172 – 181. 

28 Нарочницкая Н А Россия и русские в мировой истории. М. : Международные  отношения, 2004.  С 90.

29 Тарасов К.Н. Проблема соотношения государственной власти и социума в работах И.А. Ильина в контексте общественно-политической доктрины Российского консерватизма // Вестник Пермского университета. История. 2011.  Вып. 3 (17).  С. 20-27.

30 Ильин И.А. О России: Избранные статьи / составитель М.Г. Жуковой. — М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2013. С. 67.

31 Ильин И. А. Ставка на количество//Собрание сочинений в 10-томах. Т. 2. С 16, 17.

32 Ильин И. А. Что есть право голоса'' // Там же. Т 2. С 23.

33 См.  Ильин И А О моральном обновлении человечества // Наши задачи Т 2. С. 228.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

74457. Современный этап развития российской правовой науки 14.63 KB
  Современный этап развития российской правовой науки. Современный период российской правовой науки берет начало с 1991 г. В современный период занятие научными исследованиями проблем правовой науки является практически частным делом ученогоправоведа. Интенсивно развивается наука конституционного права предметом исследований проводимых представителями этой науки выступают проблемы и закономерности формирования и функционирования системы федеральных органов государственной власти роль конституционного правосудия в деле защиты Конституции РФ...
74458. Стадии правового исследования 43 KB
  На стадии целеполагания решаются главные вопросы научного исследования: что подлежит исследованию; какие позитивные результаты можно ожидать по его завершении; с помощью каких методов могут быть получены ожидаемые результаты. С учетом результатов целепологания исследователь должен трезво оценить свой творческий потенциал и быть уверенным в том что его способностей знаний и навыков владения научными методами исследования вполне достаточно для успешного завершения планируемого исследования. Подготовительная стадия научного...
74459. Уровни и формы знаний юридической науки 53.5 KB
  Знания об объекте правовой науки образует ее эмпирический уровень а знания о предмете теоретический уровень. При этом эмпирический уровень знания об объекте правовой науки формируется на начальных этапах познания тогда как теоретические знания составляют конечную цель и наиболее высокий результат научного познания. Вся объективная реальность представленная в объекте правовой науки исследуется ученымиправоведами а результаты исследований составляют содержание эмпирического уровня науки.
74460. Философский как основа методологии правовой науки. Общие философские методы научного познания 14.65 KB
  Общие философские методы научного познания. Гносеология или теория познания это учение об условиях о сущности и границах познания. Основу теории составляют проблемы соотношения субъекта объекта и содержания познания. Логика учение о последовательном и упорядоченном мышлении его элементах и общих методах познания.
74461. Функции юридической науки 50 KB
  Основные направления воздействия правовой науки на другие сферы гражданского общества понимаются как функции. Теоретико-методологическая функция правовой науки характеризуется тем что теоретические знания о государстве и праве и методы их познания выступают основой последующих исследований проблем данной науки обеспечивают получение новых достоверных знаний о политикоправовых явлениях и процессах. Практическая функция выражается в глубоком научном обосновании правовой наукой политикоправовой практики формулировании...
74463. Понятия и их дефиниция. Правила определения понятий 15.29 KB
  Понятия и их дефиниция. Объективной основой понятия могут выступать конкретные явления процессы их отдельные свойства компоненты связи которые в логике обозначаются общим понятием предмет. Содержание понятия составляет совокупность признаков благодаря которой осуществляются обобщение и выделение предмета. Это понятия правонарушение правоотношение норма права.
74464. Правовая наука как деятельность и социокультурный институт 18 KB
  Поскольку знания о государстве и праве об истории правовой науки представляют собой результат активной специальной деятельности людей то правовая наука правомерно рассматривается как деятельность благодаря которой были получены знания. В итоге правовая наука призвана раскрывать закономерности функционирования и развития права и государства и на этой основе формулировать конкретные предложения по совершенствованию действующего законодательства и и деятельности государства по управлению делами общества. Содержит рекомендации о формах и...
74465. Загальна організація та методика здійснення НДР с у вищих навчальних закладах 98 KB
  Основні етапи організації педагогічного дослідження. Особливості організації праці під час наукового дослідження. Будьяке педагогічне дослідження починається з вивчення проблеми яка виділяється для спеціального вивчення. Сутність наукової проблеми завжди криється у відображенні наявних суперечностей пізнання які можуть бути розв’язані тільки засобами наукового дослідження.