90160

Бухгалтерская (финансовая) отчетность на примере ОАО «Подгоренское ХПП» Подгоренского района Воронежской области

Курсовая

Бухгалтерский учет и финансовый аудит

Годовой отчет представляет собой совокупность данных характеризующих результаты финансово-хозяйственной деятельности предприятия за отчетный период полученный из данных бухгалтерского и других видов учета. Для проведения общего детализированного анализа финансово-хозяйственной деятельности...

Русский

2015-05-30

254.5 KB

6 чел.

МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФГБОУ ВПО ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ

УНИВЕРСИТЕТ ИМ. ИМПЕРАТОРА ПЕТРА I

КАФЕДРА БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА И АУДИТА

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине: «Бухгалтерская (финансовая) отчетность»

на тему: «Бухгалтерская (финансовая) отчетность на примере ОАО «Подгоренское ХПП» Подгоренского района Воронежской области»

Выполнил: студент-заочник

Шифр 11418

Проверил: доцент

Климентов А.Д.

ВОРОНЕЖ 2014

СОДЕРЖАНИЕ

[1] Введение

[2]  

[3] экономическая характеристика ОАО «Подгоренское ХПП»

[4] подготовительная работа к составлению годовой отчетности

[4.1] Инвентаризация статей баланса

[4.2] Закрытие операционных счетов как этап подготовительной работы составления годовой отчетности

[4.3] Состав и содержание годовой бухгалтерской отчетности

[5] Методика составления бухгалтерской (финансовой) отчетности предприятия

[5.1] Бухгалтерский баланс (форма № 1)

[5.2] Отчет о прибылях и убытках (форма №2)

[5.3] Отчет об изменениях капитала (форма №3)

[5.4] Отчет о движении денежных средств (форма №4)

[5.5] Раскрытие информации к пояснительной записке

[6] Заключение

[7] Список использованной литературы


Введение

Завершающим этапом учетного процесса любой организации является составление годовой бухгалтерской отчетности, которая содержит полную информацию о результатах деятельности организации, что дает возможность проводить экономический анализ работы организации, выявлять внутренние резервы, принимать управленческие решения по дальнейшему улучшению и совершенствованию управления производственной деятельностью любого субъекта хозяйствования.

При составлении бухгалтерской отчетности организации должно обеспечить:

- полноту отражения всех хозяйственных операции за отчетный период;

- тождество данных аналитического учет данным синтетического учет за отчетный период;

- правильное и полное отражение в учете и отчетности результатов инвентаризации имущества и обязательств.

Для обеспечения достоверности данных годовой бухгалтерской отчетности в каждой организации перед ее составлением проводится подготовительная работа, включающая:

- инвентаризацию и отражение ее результатов в учете;

- закрытие счетов бухгалтерского учета;

- переоценка основных средств, неустановленного оборудования и незавершенных строительством объектов.

Годовой отчет представляет собой совокупность данных характеризующих результаты финансово-хозяйственной деятельности предприятия за отчетный период, полученный из данных бухгалтерского и других видов учета. Она представляет собой средство управления предприятием и одновременно метод обобщения и представления информации о хозяйственной деятельности. Отчётность выполняет важную функциональную роль в системе экономической информации. Она интегрирует информацию всех видов учета и представляется в виде таблиц, удобных для восприятия информации объектами хозяйствования.

Исходя из вышеуказанного, тема курсовой работы является актуальной.

Целью курсовой работы является изучение подготовительных работ к составлению годового отчета и последовательность их проведения, дано понятие бухгалтерской отчетности, рассмотрены основные нормативные документы по данному вопросу, выделены содержание, техника составления годовой бухгалтерской отчетности и требования, предъявляемые к ней.

Для достижения поставленной цели в работе ставятся следующие задачи:

- изучить нормативно-правовую базу и методические аспекты составления отчетности;

- изучить значение бухгалтерской отчетности и ее аналитические возможности;

- изучит состав, содержание, порядок составления и представления бухгалтерской отчетности.

Предметом исследования в данной работе являются теоретические и практические вопросы подготовительных работ к составлению годового отчета.

Методологической основой написания курсовой работы явились Законы РБ, Постановления и Решения Правительства РБ, инструктивный и методический материал по теме исследования, специальная экономическая литература


  1.  



  1.  экономическая характеристика ОАО «Подгоренское ХПП»

ОАО «Подгоренское хлебоприемное предприятие» является юридическим лицом, действует на основании законодательства Российской Федерации и Устава. ОАО «Подгоренское ХПП» расположено в Воронежской области Подгоренского района.

Акционерное общество имеет в собственности обособленное имущество, учитываемое на его самостоятельном балансе, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, исполнять обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

Для проведения детализированного анализа финансово-хозяйственной деятельности зачастую не требуется информации составляющую коммерческую тайну. Для проведения общего детализированного анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия требуются сведения по установленным формам бухгалтерской отчетности.

ОАО «Подгоренское ХПП» сельскохозяйственное предприятие и основным видом экономической деятельности является хранение и складирование зерна.

В состав предприятия входят следующие объекты: зерносклады, мельничный комплекс, хлебопекарный цех, вспомогательные и подсобно-бытовые помещения (мастерская, столярный цех, пилорама, весовые, автогаражи, водонасосная и канализационная станция, КПП, бытовые помещения, административный корпус, газовая котельная и другие здания и сооружения).

Зерновые склады оборудованы верхними и нижними транспортными галереями. Склады оборудованы установками активного вентилирования.

ОАО «Подгоренское ХПП» оказывает платные услуги по приемке зерна, семян масличных культур, хранению, сушке, отгрузке потребителям, переработке зерна пшеницы и ржи на муку высшего сорта, первого сорта и ржаную обдирную. Хлебопекарный цех работает по выпечке хлеба пшеничного из муки высшего сорта, хлеба ржано-пшеничного Дарницкого, батонов и булочек в ассортименте. Имеются свои торговые точки для сбыта продукции.

Качество зерна при выгрузке, погрузке, а также контроль при его хранении определяется в ПТЛ, оснащенной необходимым оборудованием. Для отбора проб из автомашин установлен пробоотборник.

Подработка зерна производится на сепараторе. Для сушки зерна на элеваторе привязаны зерносушилки.

Для наиболее подробной характеристики рассмотрим оснащенность хлебоприемного предприятия.

Для более полной характеристики рассмотрим экономические показатели.

Таблица 1. Экономические показатели ОАО "Подгоренское ХПП"

Показатели

2012г.

(тыс. руб.)

2013г.

(тыс. руб.)

2013г. к 2012г.

  1.  Выручка от реализации продукции:

в том числе

- по основной заготовительной деятельности

40321

25913

44462

30588

118,04

- по мельнице

973

534

54,88

- по пекарне

13185

12736

96,59

2. Себестоимость

в том числе

- по основной заготовительной деятельности

24241

10715

28850

15161

141,49

- по мельнице

736

465

63,18

- по пекарне

12618

12762

101,14

3. Прибыль от реализации,

в том числе

-по заготовительной деятельности

16080

15198

15612

15427

101,51

- по мельнице

237

- по пекарне

567

4. Прочие внереализационные доходы

в том числе

- проценты, полученные за использование заемных средств

3640

30

6298

54

173,02

-

- проценты,  полученные по депозитным вкладам

3610

6170

-

5. Прочие внереализационные расходы,

в том числе

- материальная помощь работникам

635

215

2426

149

69,3

- ЗАО «Иркол» по ведению реестра акционеров

62

89

143,55

- дополнительные отпуска работникам

45

-

- списание зерна

227

-

- плата за загрязнение окружающей среды

48

48

100

- материальная помощь пенсионерам

7

19

171,43

- проверка пенсионного фонда и ФСС

6

-

- недостача сырья

53

-

-

- страховые взносы

6

17

183,33

- новогодние подарки детям

16

15

93,75

6. Налог при УСН

1229

1269

-

Рассмотрев экономические показатели ОАО «Подгоренское ХПП» можно сделать вывод о том, что почти все показатели выросли по отношению к 2012г. Выручка от реализации продукции выросла на 18%, что в денежном выражении составило 44462 тыс.руб. (в 2012г. – 40321 тыс.руб.).

Таблица 3. Списочная численность и фонд оплаты труда

Показатели

2012г.

(тыс. руб.)

2013г.

(тыс. руб.)

Среднесписочная численность

69

72

Фонд оплаты труда

7928

8132

Социальные выплаты

62

65

Представленная таблица говорит об изменении всех показателей по годам. Все показатели увеличились, так среднесписочная численность работников с 69 возросла до 72 человек, что повлекло за собой увеличение фонда оплаты труда до 8132 тыс.руб.

Таблица 4. Производство продукции

Показатели

Единицы измерения

2012г.

2013г.

Хлебобулочные изделия

т

506

509

Мука

т

374

378

Рассмотрев данную таблицу можно сделать вывод о росте производства продукции, если в 2012г. хлебобулочных изделий было произведено 506т, то в 2013г. наблюдается повышение до 509т; что касается муки, то здесь также виден рост производства – в 2012г. 374т, а в 2013г. – 378т.

Таблица 6. Структура себестоимости

Показатели

2012г.

2013г.

Заработная плата

5053

5633

Амортизация

709

802

Сырье и материалы

5533

6102

Газ

988

874

Электроэнергия

1341

1361

Содержание основных средств

1121

1277

Общехозяйственные расходы

6989

7631

Прочие

199

561

Итого

21933

24241

Рассмотрев структуру себестоимости ОАО «Подгоренское ХПП» можно сделать вывод об изменении (росте) всех показателей. Себестоимость изменялась с каждым годом, т.к. было увеличение заработной платы в 2012г. – 5053 тыс. руб., а в 2013г. – этот показатель вырос до 5633 тыс. руб. Значительно изменился показатель «Газ» с 988 тыс. руб. в 2013г. до 874 тыс. руб. в 2013г. В 2013г. было выделено больше средств на содержание основных средств – на 156 тыс.руб.


  1.  подготовительная работа к составлению годовой отчетности
    1.  Инвентаризация статей баланса

Объекты, сроки и порядок проведения инвентаризации определяются руководителем организации, собственником имущества данной организации или уполномоченным им органом (исключение составляют случаи, когда ее проведение является обязательным в соответствии с законодательством.

Порядок проведения инвентаризации на предстоящий финансовый год должен утверждаться руководителем организации как самостоятельный документ одновременно с принятием учетной политики или отражаться в приказе по учетной политике. В нем необходимо указать, сколько раз в отчетном году и в какие периоды будут проводиться инвентаризации, а также что будет объектом каждой из них.

Порядок проведения инвентаризаций в организации предполагает создание постоянно действующей инвентаризационной комиссии (приложение 1) в составе руководителя предприятия или его заместителя (председателя комиссии), главного бухгалтера, начальников структурных подразделений (служб), представителей общественности. В состав комиссий также могут быть включены специалисты внутреннего аудита организации или независимых аудиторских организаций.

При большом объеме работ для одновременного проведения инвентаризации имущества создаются рабочие инвентаризационные комиссии в составе представителя руководителя организации, назначившего инвентаризацию (председатель комиссии), специалистов (экономистов, бухгалтеров, инженеров, технологов, товароведов, специалистов ОТК, независимых аудиторов и т.п.). В состав комиссии должны включаться опытные работники, хорошо знающие инвентаризируемое имущество, порядок формирования цен, первичный учет. При малом объеме работ и наличии в организации ревизионной комиссии проведение инвентаризации допускается возлагать на нее.

Инвентаризационная комиссия обеспечивает полноту и точность отражения данных о фактических остатках основных средств, запасов, товаров, денежных средств, другого имущества и финансовых обязательств, внесенных в инвентаризационные описи и акты, и своевременность оформления результатов инвентаризации.

Отсутствие хотя бы одного члена комиссии при проведении инвентаризации служит основанием для признания результатов инвентаризации недействительными.

Члены инвентаризационных комиссий за внесение в описи заведомо неправильных данных о фактических остатках ценностей с целью сокрытия недостач и растрат или излишков товаров, материалов и других ценностей подлежат привлечению к ответственности в установленном законом порядке.

Перед началом работ руководитель и главный бухгалтер проводят вводный инструктаж о правилах проведения инвентаризации. Руководитель предприятия до начала инвентаризации, во-первых, должен создать условия, которые позволят комиссии провести полную и точную проверку фактического наличия имущества в установленные сроки. Для этого ему необходимо выделить работников для перевешивания и перемещения грузов, технически исправные измерительные и контрольные приборы, мерную тару и т.п. Кроме того, все члены комиссии должны быть ознакомлены с правилами проведения инвентаризации.

Проверка фактического наличия имущества производится при обязательном участии материально ответственных лиц и полным составом комиссии. Отсутствие хотя бы одного ее члена при проведении инвентаризации может в дальнейшем послужить основанием для признания ее результатов недействительными.

До начала инвентаризации (до начала проверки фактического наличия имущества) инвентаризационная комиссия должна получить самые «свежие» приходные и расходные документы или отчеты о движении материальных ценностей и денежных средств. Кроме того, необходимо опломбировать все подсобные помещения, подвалы и другие места хранения ценностей, имеющие отдельные входы и выходы, проверить исправность и наличие пломб на всех измерительных и контрольных приборах.

Все материально ответственные лица должны расписаться на инвентарных описях о том, что на начало инвентаризации все расходные и приходные документы на имущество сданы в бухгалтерию или переданы комиссии, все ценности, находящиеся под их ответственностью, оприходованы, а выбывшие - списаны в расход. Аналогичные расписки дают и лица, имеющие подотчетные суммы на приобретение или доверенности на получение имущества.

В ходе инвентаризации сведения о фактическом наличии имущества и реальности учтенных финансовых обязательств записываются в инвентаризационные описи и акты, оформленные на бланках унифицированных форм первичной учетной документации. Члены комиссии описывают ценности, пересчитывают (взвешивают или обмеривают) их в зависимости от того, в каких единицах измерений они учитываются. Проверка производится сплошным пересчетом всего имущества.

При инвентаризации большого количества весовых товаров ведомости отвесов ведут раздельно один из членов инвентаризационной комиссии и материально ответственное лицо. В конце рабочего дня (или по окончании перевески) данные этих ведомостей сличаются, и выверенный итог вносится в опись.

Акты обмеров, технические расчеты и ведомости отвесов прилагаются к описи.

Проверка фактического наличия имущества производится при обязательном участии материально ответственных лиц.

Наименование инвентаризируемых объектов, а также их количество указываются в описях по номенклатуре и в единицах измерения, принятых в учете.

На каждой странице описи указываются прописью число порядковых номеров материальных ценностей и общий итог количества в натуральных показателях, записанных на данной странице, вне зависимости от того, в каких единицах измерения (штуках, килограммах, метрах и т. д.) эти ценности показаны.

Описи могут заполняться вручную или с использованием средств вычислительной или другой организационной техники.

Описи заполняются чернилами или шариковой ручкой четко и ясно.

Описи подписывают все члены инвентаризационной комиссии и материально ответственные лица.

На последней странице описи должна быть сделана отметка о проверке цен, таксировки и подсчета итогов за подписями лиц, производивших эту проверку.

В конце описи материально ответственные лица дают расписку, подтверждающую проверку комиссией имущества в их присутствии, об отсутствии к членам комиссии каких-либо претензий и принятии перечисленного в описи имущества на ответственное хранение. При проверке фактического наличия имущества в случае смены материально - ответственных лиц принявший имущество расписывается в получении, а сдавший - в сдаче этого имущества.

Имущество, которое в момент инвентаризации находится вне места расположения организации, инвентаризируется до момента временного выбытия.

На имущество, находящееся на ответственном хранении, арендованное или полученное для переработки, составляются отдельные описи.

Однотипные предметы хозяйственного инвентаря, инструменты, станки одинаковой стоимости, поступившие одновременно в одно структурное подразделение организации, по которым осуществляется групповой учет, в описях приводятся по наименованиям с указанием количества этих предметов.

Для проведения инвентаризации создают постоянно действующую комиссию в составе:

Технический директор                     Мурый И.А.

Инженер-механик                             Коваленко Ю.В.

Инженер-электрик                            Донцов А.С.

Старший мастер                                Николенко А.В.

Главный бухгалтер                           Колосарева З.М.

Бухгалтер материального учета      Моругина В.А.

Основные этапы инвентаризации во взаимосвязи с функциями бухгалтерской службы:

Этап

Документы, оформляемые в ходе инвентаризации

Функции бухгалтерской службы

Подготовительный

Приказ руководителя о проведении ежегодной обязательной инвентаризации, внутренние инструкции, расписки материально - ответственных лиц

Участие в разработке внутренних, первичных и нормативных документов, определение остатков и обязательств по учетным данным

Натуральная и документальная проверки

Инвентаризационные описи, акты инвентаризации

Участие в проверках, проводимых инвентаризационными комиссиями

Таксировочный

Инвентаризационные описи, акты инвентаризации

Представление комиссиям данных о существующих оценках имущества и обязательств

Сравнительно-аналитический

Сличительные ведомости, акты инвентаризации

Проверка данных, содержащихся в актах и описях; выяснение причин отклонений учетных оценок от текущих, подготовка предложений по отражению в учете результатов инвентаризации

Заключительный

Ведомость учета результатов, выявленных инвентаризацией. Приказ руководителя об утверждении результатов инвентаризации

Внесение бухгалтерских записей в учетные регистры, хранение документов по учету результатов инвентаризации

Инвентаризация товарно-материальных ценностей проводится, как правило, в порядке расположения ценностей в данном помещении. При хранении товарно-материальных ценностей в разных изолированных помещениях у одного материально-ответственного лица инвентаризация проводится последовательно по местам хранения.

Сведения о фактическом наличии имущества и реально учтенных финансовых обязательств записываются в инвентаризационные описи или акты инвентаризации не менее чем в двух экземплярах.

В случае обнаружения материально ответственными лицами ошибки в описях они должны немедленно (до открытия склада, кладовой, и т.п.) заявить об этом председателю инвентаризационной комиссии. Комиссия осуществляет проверку указанных фактов и в случае их подтверждения вносит соответствующие исправления во все экземпляры описей в установленном порядке.

Ценности, фактически поступившие после начала работы инвентаризационной комиссии, складируются отдельно, приходуются после инвентаризации и в инвентаризационные описи не включаются.

Заполненные и подписанные инвентаризационные описи сдаются в бухгалтерию организации для составления сличительных ведомостей, в которых показываются расхождения между данными бухгалтерского учета и данными инвентаризационных описей (один из экземпляров остается у проверяемого материально ответственного лица).

В случае обнаружения несоответствия данных бухгалтерского учета и результатов инвентаризации руководитель может сразу же назначить контрольную проверку правильности ее проведения. В ней опять должны участвовать все члены инвентаризационной комиссии и материально-ответственные лица. До начала проведения контрольной проверки нельзя открывать помещения, в которых проводилась инвентаризация. Результаты контрольных проверок оформляются актом и регистрируются в специальной книге учета контрольных проверок правильности проведения инвентаризации.

Всю довольно сложную и ответственную работу по проведению инвентаризации можно определить по этапам ее выполнения во взаимосвязи с функциями бухгалтерского учета

В бухгалтерии организации производится проверка инвентаризационной описи. Для выведения результатов инвентаризации бухгалтер по тем позициям, где есть расхождения, заполняет сличительную ведомость, в которой указывается фактическое наличие материальных ценностей (информацию берут из инвентаризационной описи) и количество материальных ценностей, закрепленных за материально ответственным лицом согласно бухгалтерским книгам (записям), первичным документам. Затем по каждой позиции (строчке) бухгалтер рассчитывает отклонения. Если фактическое наличие материальных ценностей больше того, что числится в бухгалтерском учете, то речь идет об их излишках. Если фактическое наличие материальных ценностей меньше того, что числится в бухгалтерском учете, то речь идет об их недостаче.

Результаты инвентаризации рассматриваются на заседании центральной инвентаризационной комиссии. Выявляются причины недостач и излишков.

Заседание комиссии оформляется протоколом, в котором фиксируются выводы, решения и предложения по результатам инвентаризации, который утверждается руководителем организации. Далее определяют порядок регулирования выявленных разниц между данными инвентаризации и бухгалтерского учета. Установленные расхождения должны быть отрегулированы в течение десяти дней после окончания инвентаризации.

Порядок отражения результатов инвентаризации в учете зависит от целого ряда факторов:

- формы собственности (государственная, частная);

- результатов инвентаризации (излишки, недостача);

- вида задолженности (дебиторская, кредиторская) и др.

Результаты инвентаризации отражаются в учете в следующем порядке.

Стоимость выявленных при инвентаризации излишков основных средств, товарно-материальных ценностей, денежных средств и другого имущества подлежит оприходованию и зачислению на увеличение дохода организации отчетного года с последующим установлением причин возникновения излишков и виновных лиц.

Если сумма причиненного ущерба превышает среднемесячный заработок работника, то взыскать ее можно только через суд.

Недостача товарно-материальных ценностей, во взыскании которых отказано судом вследствие необъективности исков, подтверждается корреспонденцией счетов:

дебет счета 92 “Внереализационные доходы и расходы”, субсчет 2 ”Внереализационные расходы”;

кредит счета 94 ”Недостачи и потери от порчи ценностей”.

При отнесении на виновных лиц разницы между взыскиваемой суммой недостающих, испорченных материальных ценностей и их учетной (балансовой) стоимостью дается корреспонденция счетов:

дебет счета 73 “Расчеты с персоналом по прочим операциям", субсчет 2”Расчеты по возмещению материального ущерба”;

кредит счета 98” Доходы будущих периодов”, субсчет 4“Разница между суммой, подлежащей взысканию с виновных лиц, и балансовой стоимостью недостающих ценностей”.

По мере погашения задолженности дается бухгалтерская запись:

дебет счета 50 «Касса»;

кредит счета 73 ”Расчеты с персоналом по прочим операциям”, субсчет 2 ”Расчеты по возмещению материального ущерба” - при внесении в кассу организации сумм в счет погашения долга по недостаче.

и корреспонденция счетов:

дебет счета 70”Расчеты с персоналом по оплате труда”;

кредит счета 73”Расчеты с персоналом по прочим операциям”, субсчет 2“Расчеты по возмещению материального ущерба”- удержание из заработной платы конкретных виновников сумм в счет погашения долга по недостаче.

Сумма разницы между взыскиваемой стоимостью недостающих материальных ценностей и их учетной (балансовой) стоимостью отражается бухгалтерской записью:

дебет счета 98 “Доходы будущих периодов”, субсчет 4 “Разница между суммой, подлежащей взысканию с виновных лиц, и балансовой стоимостью недостающих ценностей”;

кредит счета 92 “Внереализационные доходы и расходы”, субсчет 1 ”Внереализационные доходы”.

Списание недостач ценностей, выявленных в текущем году, но относящихся к прошлым периодам, признанных материально ответственным лицом или присужденных к взысканию с них судебными органами, отражается в учете следующей бухгалтерской записью:

дебет счета 94 ”Недостачи и потери от порчи ценностей”;

кредит счета 98 ”Доходы будущих периодов”, субсчет 3 “Предстоящие поступления задолженности по недостачам, выявленным за прошлые годы

  1.  Закрытие операционных счетов как этап подготовительной работы составления годовой отчетности

Необходимость закрытия счетов следует из существующей системы бухгалтерского учета. Не все затраты в течение отчетного периода могут быть отнесены на основное производство. Значительная доля затрат формируется на собирательно-распределительных счетах и подлежит списанию на объекты основного производства в конце отчетного периода.

Закрытие счета означает, что обороты по этому счету перенесены на другие счета и счет конечного сальдо не имеет. Закрытию подлежат только операционные и результатные счета. Закрытие производится в системном порядке с отражение результатов закрытия конкретного счета на других счетах бухгалтерского учета. Контроль процедуры закрытия и точности исчисления производственного и финансового результата осуществляется путем сверки оборотов, сопоставлением сальдо.

В перерабатывающих предприятиях АПК процесс закрытия счетов осуществляется как при составлении промежуточной, так и годовой отчетности.

В течение отчетного месяца на счетах 20 «Основное производство», 23 «Вспомогательное производство» формируют сведения о прямых затратах которые непосредственно связаны с изготовлением конкретных видов продукции и выполнением заказов. К таким расходам относят заработную плату производственных рабочих, расход основных и вспомогательных материалов и другие. Расходы, связанные с обслуживанием и управлением (косвенные расходы) учитывают на счетах 25 «Общепроизводственные расходы», 26 «Общехозяйственные расходы». На счете 25 отражают сведения о затратах по содержанию машин и оборудования, заработную плату цехового персонала, расходы по оплате труда, амортизацию и т.п. Собранные на этом счете затраты в конце месяца относят на счета 20 и 23 (пропорционально установленной базе). Остатка на конец месяца счет 25 не имеет. На счете 26 формируют данные о затратах на заработную плату администрации предприятия, расходы на командировки и т.п. Общехозяйственные расходы ежемесячно распределяются пропорционально затратам по видам деятельности (заготовительной, мукомольной и хлебопекарной).

Законченные строительные объекты и приобретенные основные средства, принятые в эксплуатацию списываются с кредита счета 08 « Вложения во внеоборотные активы» на дебет счета 01 «Основные средства», а по нематериальным активам - в дебет счета 04 «Нематериальные активы» с кредита 08.

На счете 08 на конец отчетного периода может быть сальдо в сумме затрат по незаконченным вложениям (по строительству).

В течение года финансовый результат на счетах: 90 « Реализация», 91 «Внереализационные доходы и расходы» определяется сопоставлением дебетовых оборотов по этим счетам с кредитовым и финансовый результат отражается бухгалтерской записью дебет (кредит) счетов 90-9,91-5,92-5 и кредит (дебет) счета 99. В результате в конце года на указанных счетах накапливаются обороты в разрезе отдельных субсчетов. В конце года производят закрытие субсчетов 90-1, 90-2, 90-3, 90 - 4, 91-1, 91-2, 91-3, 91-4, 92-1, 92-2, 92-3, 92-4 и др. используя субсчета: 90-9, 91-5,92-5, на которых определяется конечный финансовый результат.

В конце года на закрытие субсчетов по счетам финансовых результатов составляются бухгалтерские записи:

№ п.п

Корреспонденция счетов

дебет

Содержание хозяйственных операций

кредит

1

90-1

99-1

на выручку, полученную в течение года от реализации продукции, товаров

2

91-1

91-5

на полученные операционные доходы

3

90-9

90-2

на себестоимость реализации (полную себестоимость реализованной продукции (работ, услуг), покупная стоимость товаров, включая расходы на реализацию)

4

90-9

99

на прибыль, полученную от основной деятельности и от операционных и внереализационных доходов и расходов

5

99

90-9, 91-5

на убыток, полученный от основной деятельности и от операционных и внереализационных доходов и расходов

Таким образом, на счете 99 «Прибыли и убытки» определяется конечный финансовый результат деятельности организации.

  1.  Состав и содержание годовой бухгалтерской отчетности

Отчетность представляет собой систему показателей, отражающих результаты хозяйственной деятельности организации за отчетный период. Она включает таблицы, которые составляют по данным бухгалтерского, статистического и оперативного учета.

Система отчетности дает возможность определить итоги работы не только отдельных предприятий, но и объединений, министерств и ведомств. Показатели отчетности способствуют обобщению данных в целом по народному хозяйству. Вместе с тем их используют сами предприятия для контроля за выполнением производственных и финансовых планов, для выявления недостатков и их устранения [9, с.107].

Показатели отчетности также используются для анализа хозяйственной деятельности на отдельных участках производства, определения его положительных и отрицательных сторон, причин отклонений от плана, выявления внутренних резервов для повышения эффективности работы предприятий. Правильно и своевременно составленная отчетность способствует поискам путей снижения себестоимости продукции, увеличению накопления и укреплению финансового состояния предприятия, своевременному взысканию дебиторской и погашению кредиторской задолженности.

К отчетности предъявляются следующие требования:

Достоверность отчетных данных, вытекающая из достоверной учетной информации, основанной на строгой документации, инвентаризации, специальной методической обработки первичных документов, сверки аналитического и синтетического учета и обобщения.

Полнота информации о хозяйственной деятельности за отчетный период.

Правильность отнесения доходов и расходов к отчетным периодам, правильность оценки объектов учета и соблюдения других положений принятой учетной политики.

Сопоставимость фактических и отчетных показателей с аналогичными показателями прошлого отчетного период, плана, сметы. Эта сопоставимость особенна, необходима в условиях инфляции, изменениях рыночных цен н средства производства и на производственную продукцию (работы, услуги).

Своевременность отчетности, от которой непосредственно зависит и своевременность принятия правильных управленческих решений. Законодательством устанавливаются сроки представления бухгалтерской отчетности:

- годовой -до 1-го апреля следующего за отчетным годом

- квартальной - к 1-му числу следующего месяц за отчетным кварталом;

- месячной - до 15-20 числа месяца следующего за отчетным месяцем.

Время представления отчетности определяется по дате почтового отправления или фактической передачи адресату.

Экономичностью отчетности, которая должна быть краткой и оптимальной для удовлетворения в учетной информации внутренних и внешних пользователей с минимальными затратами труда.

Доступностью отчетности, показатели которой должны быть просты и понятны ее пользователям. Министерством финансов РБ ежегодно разрабатывается Инструкция по составлению годовой отчетности.

Обязательностью и единством форм отчетности и методики ее составления для всех субъектов хозяйствования.

Значение отчетности:

- отчетность необходима для оперативного руководства хозяйственной деятельностью предприятия;

- она является важнейшим источником информации для контроля и руководства предприятием;

- данные отчетности используются для экономического анализа деятельности предприятия;

- отчетность служит исходной базой для последующего планирования;

- отчетность должна способствовать укреплению режима экономии при использовании трудовых, денежных и материальных ресурсов [9, с.76].

Отчетность предприятий классифицируется по различным признакам.

По видам она делится на оперативную, статистическую и бухгалтерскую.

Оперативная отчетность предназначена для текущего контроля и управления внутри предприятия. Она составляется по данным оперативного учета и содержит сведения по основным показателям за короткие промежутки времени - сутки, пятидневку, неделю, декаду и т.д. В ней содержатся сведения о выполнении плана поставок материалов, о производстве важнейших видов продукции, соблюдении договоров, финансовом положении предприятия и т. д.

Статистическая отчетность составляется по данным статистического, бухгалтерского и оперативного учета и отражает сведения по отдельным показателям хозяйственной деятельности предприятия как в натуральном, так и в стоимостном выражении. Так, с помощью статистической отчетности контролируется реализация плана по объему и качеству продукции, использование оборудования и рабочего времени, выполнение норм выработки, динамика производительности труда и т. д.

Бухгалтерская отчетность представляет собой единую систему данных об имущественном и финансовом положении организации и о результатах ее хозяйственной деятельности за отчетный период. Ее составляют по данным бухгалтерского учета.

Формирование отчетности организации является завершающим этапом учетных работ. В ходе его выполнения подготавливается информация, необходимая как внутренним, так и внешним пользователям.

Следовательно, отчетность организации исходя из адресности ее пользователей подразделяется на внутрихозяйственную и внешнюю.

Внутрихозяйственная отчетность выполняет управленческие и информационные функции внутри предприятия. Она используется для разработки и оценки текущих и перспективных планов развития предприятия и принятия на этой основе оперативных и стратегических управленческих решений.

Внешняя отчетность предназначена для удовлетворения потребностей внешних пользователей, исходя из разнообразия их интересов: инвесторов - сведениями о доходности и риске инвестиций, ценности и перспективности акций предприятия и его способности выплачивать дивиденды; кредиторов - о способности возвратить займы и выплачивать проценты; поставщиков - о платежеспособности предприятия; клиентов - о жизнеспособности предприятия; правительственные учреждения - об эффективности деятельности предприятия, налоговых поступлениях и др.; общественные организации - о тенденциях развития экономики предприятия и т.д.

По периодичности составления отчетность предприятия подразделяется на промежуточную и годовую.

Промежуточная (текущая) отчетность может быть посменной, ежедневной, недельной, декадной, месячной, квартальной и полугодовой. Она более краткая, содержит ограниченное количество форм и показателей, а сроки ее представления более сжатые. Анализ текущей отчетности позволяет определять и быстро исправлять недостатки в работе, предотвращать их появление в дальнейшем.

Годовая отчетность характеризует хозяйственную деятельность и финансовые результаты предприятия за отчетный год.

По объему представляемой информации отчетность может быть общей, характеризующей итог хозяйственной деятельности предприятия в целом, и специализированной, раскрывающей отдельные стороны этой деятельности (отчетность о материально-техническом снабжении, о выпуске и реализации продукции и др.).

В заключение данного пункта курсовой работы можно сделать выводы, что отчетность это система показателей, отражающих результаты хозяйственной деятельности организации за отчетный период, которая подразделяется на оперативную, бухгалтерскую и статистическую.

Бухгалтерская отчетность - единая система данных об имущественном и финансовом положении организации и о результатах ее хозяйственной деятельности, составляемая на основе данных бухгалтерского учета по установленным формам. Бухгалтерская отчетность состоит из:

- бухгалтерского баланса (ф. 1);

- отчета о прибылях и убытках (ф. 2);

- отчета об изменениях капитала (ф. З);

- отчета о движении денежных средств (ф.4);

- пояснительной записки.

Средства предприятия отражаются в балансе в следующей оценке:

Основные средства - по остаточной стоимости (01 - 02).

Нематериальные активы - по остаточной стоимости (04 - 05).

Капитальные вложения - по фактическим затратам для застройщика (заказчика).

Оборудование - по фактической себестоимости приобретения.

Финансовые вложения - по фактическим затратам для инвестора.

Материальные ценности - по фактической себестоимости.

Незавершенное производство - по фактической производственной себестоимости.

Издержки обращения - в сумме издержек, приходящихся на остаток нереализованных товаров.

Расходы будущих периодов - в сумме фактически произведенных расходов в отчетном периоде, но относящихся к следующим отчетным периодам.

Готовая продукция - по фактической или нормативной производственной себестоимости.

Товары - по покупной стоимости.

Дебиторская задолженность - в сумме, признанной дебиторами.

Остатки средств по валютным счетам, другие денежные средства, ценные бумаги, дебиторская и кредиторская задолженности в иностранных валютах - в рублях, определяемых путем пересчета иностранных валют по курсу ЦРБ, действующему на последнее число отчетного периода.

Источники средств предприятия отражаются в балансе:

Уставный капитал - в размере, определенном учредительными документами.

Резервный капитал - в сумме неиспользованных средств этого капитала.

Прибыль - в сумме фактически полученной в отчетном периоде прибыли (чистая прибыль).

Кредиторская задолженность - в суммах фактических долгов кредиторам.

Бухгалтерская отчетность составляется на основании данных синтетического и аналитического учета. Перед составлением годового отчета предприятия обязательно проводят инвентаризацию имущества и обязательств.

Содержание и формы бухгалтерского баланса, отчета о прибылях и убытках, других отчетов и приложений применяются последовательно от одного отчетного периода к другому. В бухгалтерской отчетности данные по числовым показателям приводятся минимум за два года - отчетный и предшествующий отчетному. При несопоставимости с данными за отчетный период они подлежат корректировке, исходя из правил, установленных нормативными актами. Данные, подвергшиеся корректировке, обязательно отражаются в пояснительной записке вместе с указанием причин, вызвавших эту корректировку.

В бухгалтерской отчетности после ее утверждения возможно изменение данных, в которых были обнаружены искажения, но зачет между статьями активов и пассивов, статьями прибылей и убытков, кроме случаев, когда такой зачет предусмотрен правилами, установленными нормативными актами, недопустим.

Организации по результатам своей хозяйственной деятельности составляют месячную, квартальную и годовую бухгалтерскую отчетность; месячная и квартальная бухгалтерская отчетность являются промежуточными.

Составленная и утвержденная финансовая отчетность подлежит обязательному представлению:

- собственникам (органам, уполномоченным управлять государственным имуществом; участникам, учредителям - в соответствии с учредительными документами);

- инспекции Министерства по налогам и сборам;

- территориальным органам государственной статистики по месту регистрации по требованию;

- учреждениям банка согласно кредитным договорам.

Годовая финансовая отчетность должна быть представлена в течение 90 дней по окончании года, а квартальная - не позднее 30 дней по окончании отчетного периода.

В соответствии с действующим законодательством акционерные общества открытого типа обязаны публиковать годовую финансовую отчетность не позднее 1 июня следующего за отчетным года.

В обязательном порядке публикуются бухгалтерский баланс и отчет о прибылях и убытках. Публикуемая финансовая отчетность подлежит обязательной аудиторской проверке подтверждению ее достоверности независимым аудитором.

В заключение данного пункта курсовой работы можно сделать выводы, что в состав бухгалтерской отчетности включается годовой баланс, со всеми формами приложений к балансу. Порядок ее составления и представления регулируется действующим законодательством РФ.


  1.  Методика составления бухгалтерской (финансовой) отчетности предприятия
    1.  Бухгалтерский баланс (форма № 1)

Содержание баланса характеризует имущественное и финансовое положение предприятия с двух сторон: активов, в которые вложен капитал предприятия (активный капитал); источник формирования этих активов (пассивный капитал).

Конвергенция идей статического и динамического учета является причиной существования двух понятий актива баланса. Согласно статической теории актив баланса характеризует предметно-вещественную сторону ресурсов предприятия и представляет собой опись (инвентарь) собственных ресурсов. Динамическая теория характеризует актив как движение капитала на разных стадиях его воспроизводства. В этом случае актив представляет собой совокупность денежных средств и затрат предприятия, осуществляемых ради генерирования будущих доходов. Трансформация ресурсов осуществляется по следующей цепочке: на денежные средства покупаются материальные ресурсы (основные средства и материально-производственные запасы), которые в дальнейшем используются для производства (незавершенное производство); далее осуществляется выпуск готовой продукции (готовая продукция); после этого она продается, как правило, с отсрочкой платежа (дебиторская задолженность); последняя после погашения превращается в денежную массу. В нормальном случае полученная сумма денежной массы в результате такой трансформации должна превышать первоначально авансированную сумму.

Пассив баланса отражает отношения, возникающие в процессе привлечения средств. Существует две трактовки пассива: юридическая и экономическая.

Юридическая трактовка характеризует пассив как сумму обязательств предприятия. Уставный капитал и другие элементы собственного капитала в этом случае рассматриваются как обязательства перед собственниками; кредиты банков – обязательства перед банками по ссудам; кредиторскую задолженность – как обязательство перед поставщиками и подрядчиками; особую группу представляют обязательства по налогам и сборам, а также работникам предприятия, различные фонды и резервы предприятия по производственному и социальному развитию.

Исходя из экономической интерпретации пассив баланса представляется в виде систематизированного множества источников ресурсов. При этом отдельные элементы (статьи) характеризуют условный источник за которым стоят юридические и физические лица вложившие капитал или предоставившие предприятию денежные ресурсы для ведения бизнеса. Участие этих лиц в предпринимательской деятельности осуществляется опосредованно и имеет пассивный характер. В конечном итоге предполагается возврат ресурсов и возможное исчезновение соответствующих источников.

Для повышения аналитичности баланса данные отраженные в нем систематизируются по соответствующим элементам и статьям. К основным элементам пассива относятся капитал и обязательства предприятия. Активы и обязательства размещают в балансе с их подразделением в зависимости от срока обращения на краткосрочные и долгосрочные. К краткосрочным относятся элементы и статьи, срок обращения которых не превышает 12 месяцев после отчетной даты или продолжительности более короткого операционного цикла. Все остальные активы и обязательства отражаются как долгосрочные. В бухгалтерском балансе активы располагаются в порядке возрастания ликвидности, мобильности; а пассивы – в порядке сокращения срочности погашения обязательств.

В настоящее время активы баланса принято представлять как ресурсы организации, контролируемые ею в результате событий прошлых периодов от которых ожидаются экономические выгоды в будущем.

Состав актива включает имущества и права. К имуществу относят различные средства и предметы труда, а также средства обращения (здания, сооружения, машины, материалы, готовая продукция, товары). Права бывают овеществленные (ценные бумаги, векселя, чеки и т.п.) и неовеществленные (дебиторская задолженность, исключительные права – право на патент, лицензию и т.п.). В актив баланса включают статьи, характеризующие отдельные элементы хозяйственного оборота. В зависимости от стадии кругооборота статьи объединяют в отдельные группы. По характеру участия в кругообороте все ресурсы отражают по разделам. Активы представляются в двух разделах: I. Внеоборотные активы; II. Оборотные активы.

Раздел I. «Внеоборотные активы». В этом разделе отражают статьи, характеризующие наличие у организации активов, срок службы которых превышает 12 месяцев. К таким активам относятся: нематериальные активы, основные средства, незавершенное строительство, доходные вложения в материальные ценности и др. Эти активы возникают в результате предшествующих сделок, обслуживают несколько оборотов и по мере истощения переносят свою стоимость в расходы предприятия.

Статья «Доходные вложения в материальные ценности» (строка 1160) предназначена для отражения информации об инвестициях в имущество, здания, помещения, оборудование и другие ценности, имеющие материально-вещественную форму, предоставляемые за плату во временное владение и пользование с целью получения дохода.

По данной статье отражают объекты основных средств, предназначенных для сдачи в аренду. Доходные вложения оцениваются по остаточной стоимости. Сведения отражаются на основании данных аналитического учета по счету 03 «Доходные вложения в материальные ценности», содержащиеся в ведомости № 46-АПК аналитического учета. Кроме того, используются данные со счета 02 «Амортизация основных средств». Остаточная стоимость определяется как разница между суммой затрат на приобретение такого имущества, учтенного на счете 03 и суммы амортизации, накопленной на счете 02.

Раздел II. «Оборотные активы». Раздел предназначен для отражения активов, непосредственно участвующих в операционном цикле. Выделяют группы активов: запасы (сырье и материалы, затраты, готовая продукция), дебиторская задолженность, краткосрочные финансовые вложения, денежные средства.

В разделе «Оборотные активы» по статье «Запасы» (строка 1210) показываются остатки материально-производственных запасов, предназначенных для использования при производстве продукции, выполнения работ, для продажи и перепродажи (готовая продукция).

Данные по счетам расчетов предприятия с другими предприятиями и гражданами в бухгалтерском балансе приводятся в развернутом виде по данным аналитического учета. Дебиторская задолженность независимо от характеристики счета (активный или пассивный) отражается в активе бухгалтерского баланса, а кредиторская задолженность по расчетам – в пассиве.

Сальдо по счетам 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками», 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» должно показываться развернуто: дебиторы – в активе бухгалтерского баланса, кредиторы – в пассиве.

По статье «Финансовые вложения (за исключение денежных эквивалентов)» (строка 1240) отражаются вложения предприятия в акции, облигации и другие ценные бумаги, а также в займы, предоставленные другим предприятиям на срок не более одного года.

Показатель, который отражается по строке «Денежные средства и денежные эквиваленты» (строка 1250), представляет собой сумму наличных и безналичных средств, числящихся в кассе, на расчетных, специальных и валютных счетах, а также денежных документов и переводов в пути.

Из всего вышесказанного, можно сделать вывод, что в балансе довольно подробно представлена информация о составе активов предприятия.

Информация, предоставляемая в пассиве, отражает отношения, возникающие в процессе привлечения источников экономических ресурсов предприятия. Здесь отражаются обязательства предприятия. Часть обязательств возникает у предприятия перед собственниками, другая часть перед - банками, поставщиками, работниками и бюджетами. Элементы пассива отражают не собственно финансовые ресурсы, а некоторый условный источник, за которым стоят юридические и физические лица, предоставившие хозяйствующему субъекту экономические ресурсы. Поскольку эти лица сами не участвуют в извлечении экономических выгод, то статьи это стороны баланса называются пассивом. В конечном итоге предполагается, что возникшие в связи с предоставлением ресурсов обязательства, в конечном счете, должны погашаться. Соответственно в пассиве баланса разделы и статьи располагаются в порядке сокращения срочности погашения обязательств.

Раздел III. «Капитал и резервы». В этом разделе приводятся сведения о величине собственных источников и резервов.

По статье «Уставный капитал» (строка 1310) отражается сумма ресурсов, выделенных собственниками для осуществления экономической деятельности. Уставный капитал предприятия характеризует минимальный размер ресурсов, гарантирующих интересы ее кредиторов. Законодательством оговаривается его минимальное значение. Абсолютная величина уставного капитала имеет значение лишь на начальных стадиях жизненного цикла предприятия. В дальнейшем его размер может оставаться неизменным. При этом будут увеличиваться другие составные элементы собственного капитала. Этот показатель должен соответствовать размеру уставного капитала, зафиксированному в учредительных документах предприятия и отраженному по кредиту счета 80 «Уставный капитал». Уменьшение или увеличение уставного капитала фиксируется в балансе только после того, как в учредительные документы будут внесены соответствующие изменения. В ОАО «Подгоренское ХПП» уставный капитал представляет собой сумму номинальной стоимости акций этого общества, распределенных между его акционерами.

По статье «Добавочный капитал» (строка 1350) приводят информацию о приросте стоимости внеоборотных активов при переоценке, эмиссионном доходе акционерного общества и курсовых разницах, возникших при формировании уставного капитала. При формировании этой статьи переносится кредитовый остаток по счету 83. Источники, отраженные по этой статье, служат дополнением к уставному капиталу. Они направляются на увеличение уставного капитала, погашение снижения стоимости внеоборотных активов в результате их переоценки, распределения части активов между участниками предприятия в случае его ликвидации.

По строке «Резервный капитал» (строка 1360) показываются суммы собственного капитала, зарезервированные за счет прибыли, которые при необходимости могут быть направлены на покрытие убытков в неблагоприятные отчетные периоды. Источники, отражаемые по этой статье, могут создаваться в соответствии с законодательством или в соответствии с положениями учредительных документов.

Размер резервного капитала должен составлять не менее 5% от уставного капитала. Предприятие ежегодно резервирует не менее 5% от чистой прибыли. Отчисления прекращаются, когда размер этого резерва достигает установленной величины.

Для отражения сведений о величине резервного капитала используют данные о величине кредитового сальдо по счету 82 «Резервный капитал».

По строке «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)» (строка 1370) показывается приростной капитал предприятия за весь период его деятельности. Он представляет собой сумму прибыли прошлых лет, которая не распределялась среди собственников и использовалась для развития предприятия, а также чистую прибыль отчетного периода. В годовом балансе величина нераспределенной прибыли соответствует кредитовому сальдо по счету 84 «Нераспределенная прибыль». При составлении промежуточных балансов эта статья формируется путем суммирования сальдо по этому счету с соответствующим сальдо по счету 99 «Прибыли и убытков». При этом кредитовое сальдо по этому счету увеличивает величину нераспределенной прибыли, полученной в предыдущие периоды, а дебетовой – уменьшает эту величину.

Если в предыдущие периоды получены убытка (дебетовое сальдо по счету 84) или убыток текущего года превышает величину нераспределенной прибыли прошлых лет, то результат сальдирования по данной статье приводится в круглых скобках. Его величина уменьшает итог раздела «Капитал и резервы».

Раздел IV «Долгосрочные обязательства». В этом разделе отражают величину долгосрочных обязательств, срок погашения которых свыше одного года.

Данный раздел рассматриваться не будет, т.к. в балансе обязательства не отражаются.

Раздел V «Краткосрочные обязательства». В этом разделе отражаются обязательства пред банками, поставщиками, бюджетом, работниками и другими контрагентами, подлежащие погашению в течению 12 месяцев, начиная с даты, на которую составлен баланс.

Подраздел «Кредиторская задолженность» (строка 1520) предназначен для группировки статей, характеризующих величину обязательств, обусловленных текущей экономической деятельностью предприятия. В этот подраздел входят следующие статьи: расчеты с поставщиками и подрядчиками; задолженность перед персоналом предприятия; задолженность перед государственными внебюджетными фондами; задолженность по налогам и сборам; прочие кредиторы и другие.

  1.  Отчет о прибылях и убытках (форма №2)

Второй важнейшей составляющей бухгалтерской отчетности является отчет о прибылях и убытках, который должен дать полную и достоверную информацию о деятельности предприятия. Эта форма предназначена для раскрытия информации о величине полученных доходов и расходах и факторах формирования финансового результата за отчетный период. Исходя из теории динамического бухгалтерского баланса, категории доходы и расходы выступают в качестве системообразующих элементов бухгалтерии. При этом прибыль характеризует конечную цель и определяется как разница между доходами и расходами за отчетный период. Такой подход к отчету о прибылях и убытках в полной мере соответствует принципам подготовки и составления финансовой отчетности, предусмотренным МСФО.

Формирование сведений в отчете о прибылях и убытках осуществляется исходя из следующих принципов: детализация доходов и расходов по видам; недопущение взаимозачета доходов и расходов; разграничение доходов и расходов между отчетными периодами и отражение только сведений о доходах и расходах, относящихся к отчетному периоду; представление сведений о расходах по функциям; производство, управление ,продажа; развернутые характеристики расходов по налогу на прибыль.

В соответствии с существующими требованиями предусмотрено раздельно раскрыть в отчете выручку от продажи товаров; проценты к получению; доходы от участия в других предприятиях; прочие доходы, а также соответствующие расходы, обусловившие получение этих доходов.

В отчете не отражается: стоимость законченных объектов капитального строительства, произведенных хозяйственным способом; результаты распределения прибыли; расходы осуществленные за счет резервного капитала и другие операции, не связанные с получение дохода.

По статье «Выручка» (строка 2110) отражаются доходы , полученные предприятием от обычных видов деятельности, за вычетом НДС, акцизов и других обязательных платежей. Помимо выручки от реализации к доходам от обычных видов деятельности предприятия могут быть отнесены поступления от сдачи имущества в аренду, от участия в уставных капиталах других предприятий. Условием отнесения таких доходов к суммам выручки является признание этих операций предметом деятельности предприятия. В противном случае эти доходы считаются прочими. В состав доходов не включаются: суммы, поступившие комиссионерам подлежащие перечислению комитентам; авансы, полученные в счет предварительной оплаты продукции; суммы, поступившие в залог; суммы, поступившие в погашение ранее выданного займа или кредита.

Исходя из принципа начисления выручка – это сумма денежных средств и стоимость иных активов, поступивших в оплату за продукцию, а также сумма дебиторской задолженности по операциям продаж. Поэтому, если не вся отгруженная продукция оплачена, выручка в этом отчете отражается исходя из ее величины, определенной по договорным ценам. Показатель выручки формируется по данным кредитовых оборотов по счету 90 «Продажи», субсчет 1 «Выручка» или по соответствующим субсчетам, предусмотренным учетной политикой.

По показателю «Себестоимость продаж» (строка 2120) отражаются учтенные расхода на производство продукции в доле, относящейся к проданным в конкретном отчетном периоде. Сведения о сумме таких расходов формируются на основании и нарастающих дебетовых записей по счету 90, субсчет «Себестоимость» в корреспонденции со счетами 43 «Готовая продукция».

Показатель, который формируется по строке «Валовая прибыль» (строка 2100) представляет собой разницу между выручкой от продаж и производственной себестоимостью. Если получен отрицательный результат – убыток, его показывают в круглых скобках.

Показатель «Прибыль (убыток) от продаж» (строка 2200) определяется как разница между валовой прибылью (убытком) и суммой коммерческих и управленческих расходов.

По строке «Проценты к получению» (строка 2320) отражаются суммы причитающихся к получению процентов. Данный вид доходов не связан с участием в уставных капиталах других предприятий. По этой строке указываются только проценты, начисленные по облигациям, депозитам, договорам банковского счета, предоставленным займам.

По строке «Прочие расходы» (строка 2350) показываются расходы, связанные с получением прочих доходов, а также расходы на оплату банковских услуг и отчислений в оценочные резервы. Кроме того, по данной строке отражаются расходы предприятия по содержанию производственных мощностей, расходы связанные прекращением производства, расходы, связанные с обслуживанием ценных бумаг. В состав прочих расходов отражаются суммы причитающихся к уплате отдельных видов налогов и сборов (например, налог на имущество). К прочим расходам относят: пени, штрафы, неустойки, перечисленные контрагентам; убытки прошлых лет, признанные в отчетном году; суммы дебиторской задолженности, по которой истек срок исковой давности; суммы уценки активов; судебные расходы.

По строке «Прибыль (убыток до налогообложения» (строка 2300) показывается финансовый результат от деятельности предприятия в отчетном периоде. Он определяется расчетным путем: результат от продаж (прибыль или убыток) увеличенный на сумму прочих доходов и уменьшенный на сумму прочих расходов.

По статье «Текущий налог на прибыль» (строка 2410) отражается сумма налога на прибыль, исчисленный предприятием за отчетный период. Этот показатель определяют как условный расход (условный доход) по налогу на прибыль. Его рассчитывают исходя из бухгалтерской прибыли (убытка) и действующей ставки по налогу на прибыль и корректируют на величину постоянных налоговых обязательств (активов) и отложенных налоговых активов и обязательств.

Показатель, обобщающий финансовый результат от различных видов деятельности, отражается по строке «Чистая прибыль (убыток)» (строка 2400) отчетного периода. Он определяется как результат корректировки прибыли (убытка) до налогообложения на сумму налоговых обязательств.

Важное значение для пользователей учетной информации (особенно собственников и потенциальных инвесторов) имеет представление данных о доходности капитала. Поэтому акционерные общества в разделе «Справочно» рассчитывают базовую и разводненную прибыль на акцию. Эти строки заполняются предприятием в соответствии с Методическими рекомендациями по раскрытию информации о прибыли, приходящейся на одну акцию, утвержденным приказом Минфина России от 23.03.2000 №29н и характеризуют уровень доходности обыкновенных акций.

Строка «Базовая прибыль (убыток) на акцию» (строка 2500) отражает часть прибыли (убытка) отчетного периода, причитающегося владельцам обыкновенных акций. При расчете этого показателя сначала определяется средневзвешенное количество обыкновенных акций. Для этого количество обыкновенных акций, отраженных в Реестре акционеров, не первое число каждого месяца отчетного периода суммируют и делят на количество месяцев. После этого из чистой прибыли вычитают сумму дивидендов по привилегированным акциям и остаток делят на полученное средневзвешенное число обыкновенных акций.

Показатель «Разводненная прибыль (убыток) на акцию» (строка 2900) отражает возможное изменение – снижение уровня базовой прибыли или увеличение убытка, приходящегося на одну простую акцию в последующих периодах. Такое изменение может произойти под влиянием различных факторов: конвертацией части привилегированных акций или облигаций или размещением эмитированных акций по цене ниже их рыночной стоимости. Одной из причин изменения может быть размещение акционерным обществом обыкновенных акций без оплаты путем распределения среди акционеров общества пропорционально числу принадлежащих им акций целого числа дополнительно выпущенных акций. К этому виду размещения относят дробление и консолидацию обыкновенных акций, в том числе выпуск дополнительных акций в пределах сумм дооценки основных средств, направленных на увеличение уставного капитала.

  1.  Отчет об изменениях капитала (форма №3)

Отчет содержит показатели о состоянии и движении отдельных элементов собственного капитала и различных ресурсов. Сведения об изменениях капитала и движения ресурсов размещаются в двух разделах, которые представлены в виде отдельных таблиц. В отчете содержатся показатели, характеризующие данные об элементах и резервов на начало и конец года а также данные, характеризующие причины их изменения. Кроме того, имеются справки, о величине чистых активов и суммах финансирования, полученных на покрытие расходов по обычным видам деятельности и капитальные вложения во внеоборотные активы.

Раздел 1. Движение капитала. В табличной форме с целью сравнения результатов приводятся сведения о наличии каждого вида капитала за три года, а данные о движении за два года – отчетный и предыдущий.

Движение каждого вида капитала представлено по балансовому принципу. Остаток на начало периода плюс увеличение различных видов капитала минус уменьшение равно остаток на конец периода. Структура таблицы позволяет увидеть, за счет каких факторов или источников меняется величина уставного, добавочного и резервного капитала, а также нераспределенной прибыли (непокрытого убытка).

Сведения о наличии и движении уставного капитала заполняют на основании данных по счету 80. На изменение размера уставного капитала могут повлиять: дополнительный выпуск акций или уменьшение их количества; увеличение или уменьшение номинальной стоимости акций; реорганизация предприятия.

Сведения о наличии и движении добавочного капитала заполняют на основании данных по счету 83. размер добавочного капитала может изменяться в результате: пересчета иностранных валют, вносимых в качестве вклада в уставный капитал; получения эмиссионного дохода; погашения убытка, выявленного по результатам работы предприятия и т.д.

Сведения о наличии и движении резервного капитала заполняют на основании данных по счету 82. Резервный капитал может возрасти за счет отчислений от прибыли. Возможно его использование на покрытие убытков.

Сведения о наличии и движении нераспределенной прибыли (непокрытого убытка) приводят на основании данных по счету 84. Величина нераспределенной прибыли (непокрытого убытка) зависит от: финансовых результатов отчетного года; размера выплаченных дивидендов; отчислений в резервный фонд.

Раздел 2. «Резервы». Представление информации о резервах способствует удовлетворению запросов инвесторов, кредиторов и других заинтересованных пользователей, анализирующих риски уменьшения собственного капитала в будущем.

Раздел 3. «Чистые активы». Отдельным разделом в форме №3 приводятся справочные данные о чистых активах и полученных суммах финансирования.

Сведения о чистых активах необходимы пользователям для анализа сохранности капитала и степени ликвидности предприятия. При исчислении чистых активов все предприятия руководствуются Порядком оценки стоимости чистых активов акционерных обществ, утвержденных приказом Минфина России и ФК ЦБ России от 29.01.03 №10н/03-6/пз.

Под стоимостью чистых активов предприятия понимается величина, определенная путем вычитания из суммы активов суммы его пассивов.

В состав активов, принимаемых к расчету, включаются: внеоборотные активы, отражаемые в первом разделе бухгалтерского баланса; оборотные активы, отражаемые во втором разделе бухгалтерского баланса.

  1.  Отчет о движении денежных средств (форма №4)

Отчет о движении денежных средств должен раскрывать информацию о денежных потоках предприятия, характеризующую источники поступления денежных средств и направления их расходования. Отчет содержит информацию, в которой заинтересованы как собственники, так и кредиторы. собственники, располагая информацией о денежных потоках, имеют возможность более обоснованной подойти к разработке политики распределения и использования прибыли. Кредиторы могут составит заключение о достаточности средств у потенциального заемщика и его способности генерировать денежные средства, необходимые для погашения обязательств.

Отчет о движении денежных средств должен раскрыть информацию об остатках денежных средств и их эквивалентах на начало и конец отчетного периода, а также их потоках за период в разрезе текущей, инвестиционной и финансовой деятельности.

Сведения об остатке денежных средств на начало отчетного периода определяют путем сложения начального сальдо по счетам 50, 51, 52, 55, которые содержатся в Главной книге и других регистрах.

Движение денежных средств по текущей деятельности

В этом разделе отчета раскрывается информация об основных поступлениях и платежах предприятия, которые связаны с предметом его деятельности. В этом разделе отражают сведения, связанные с извлечением прибыли от переработки продукции, продажи.

Результативным показателем, формируемом в этом разделе, является чистый денежный поток от текущей деятельности. Потоки денежных средств от текущей деятельности возникают в результате фактов хозяйственной жизни, влияющих на определение чистой прибыли или убытка от продаж. К положительным потокам относятся: денежные поступления от продажи продукции; авансы от покупателей и заказчиков; поступления от сдачи имущества в аренду и т.п.

Отрицательные потоки включают: денежные платежи поставщикам и другим контрагентам; оплата труда и иные выплаты работникам в денежной форме; выплаченные дивиденды и проценты; выдача средств на командировочные расходы и т.п.

Входящие денежные потоки отражают на основании записей по дебету счетов по учету денежных средств в корреспонденции со счетами 62, 76, 86 и др.

Статьи, характеризующие исходящий денежный поток по текущей деятельности, отражают на основании записей по кредиту счетов учета денежных средств в корреспонденции со счетами 60, 76, 68, 69, 70, 75 и др.

Чистые денежные средства от текущей деятельности рассчитывают путем сопоставления входящего и сходящего денежного потока. В случае превышения последнего результат приводят в круглых скобках. В отчетности за первые два квартала, как правило, наблюдается превышение исходящего денежного потока над входящим. Во втором полугодии входящие денежные потоки должны превышать исходящие денежные потоки.

Денежные потоки от инвестиционных операций

Осуществление инвестиционной деятельности связано с движением внеоборотных активов. Здесь отражаются денежные выплаты, обусловленные капитальными вложениями с целью приобретения участков, покупки зданий, техники и т.п. Притоки денежных средств от инвестиционной деятельности обусловлены продажей внеоборотных активов. В этом разделе отражены потоки, связанные с финансовыми вложениями предприятия.

К положительным потокам от инвестиционной деятельности относятся: денежные средства, поступающие в виде дивидендов и процентов от участия в капитале других организаций и хранения средств на счетах в банках; поступления от погашения займов, предоставленных другим предприятиям на срок более 12 месяцев (в корреспонденции со счетом 58).

Отрицательные потоки от инвестиционной деятельности представлены следующими выплатами: денежные средства, направленные на приобретение внеоборотных активов включая капитальные вложения, увеличивающие стоимость основных средств (в корреспонденции со счетом 60).

Денежные потоки от финансовых операций

В этом разделе отражают приток и отток денежных средств, связанных с использованием внешнего финансирования в виде краткосрочных кредитов и займов, а также средств от эмиссии акций, выпуска облигаций и дополнительных взносов собственников.

Данный пункт рассматриваться не будет, т.к. в балансе денежные потоки от финансовой деятельности не отражены.

  1.  Раскрытие информации к пояснительной записке

Вторая составная часть дополнительной информации – пояснительная записка. Это важнейшая часть бухгалтерской отчетности, содержащая сведения о деятельности предприятия за отчетный период, которые не получили раскрытия в формах отчетности.

Предприятие самостоятельно определяет объем и структуру информации, приводимые в пояснительной записке, а также порядок ее оформления. Все данные приводятся в пояснениях в виде отдельных разделов, характеризующих состояние и результаты деятельности предприятия. Особое внимание уделяется краткой характеристике предприятия. Приводятся основные показатели, характеризующие размеры бизнеса, решения по итогам рассмотрения годовой бухгалтерской отчетности и распределения прибыли, остающейся в распоряжении предприятия.

При оценке финансового состояния на краткосрочную перспективу могут приводится показатели оценки удовлетворительности структуры баланса. При характеристики платежеспособности необходимо обратить внимание на наличие денежных средств на расчетном счете, в кассе предприятия, убытки, просроченная дебиторская  и кредиторская задолженность, не погашенные в срок кредиты и займы, своевременность и полнота перечисления налогов в бюджет.

Оценивая финансовое состояние на долгосрочную перспективу, приводят характеристику структуры источников средств, степень зависимости предприятия от внешних инвесторов, кредиторов.

В пояснения включают данные о динамике важнейших экономических и финансовых показателях работы предприятия за ряд лет, приводят сведения о будущих капиталовложениях; осуществляемых хозяйственных, финансовых, социальных и природоохранных мероприятиях, а также другие сведения, интересующие возможных пользователей бухгалтерской отчетности.

Пояснения к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках должны раскрывать сведения, относящиеся к учетной политике предприятия, и обеспечивать пользователей дополнительными данными, которые не включены в бухгалтерский баланс и отчет о прибылях и убытках, но необходимы пользователям бухгалтерской отчетности для реальной оценки финансового положения предприятия, финансовых результатов его деятельности и изменений в его финансовом положении.


Заключение

Делая вывод о проделанной работе, хочется еще раз отметить важность наиболее полного и достоверного изложения в бухгалтерской отчетности необходимой информации. Несоблюдение этих требований может привести к весьма существенным негативным последствиям как для самого предприятия, так и для заинтересованных лиц и организаций – кредиторов, акционеров и др.

Финансовый учет и формирование бухгалтерской (финансовой) отчетности в России претерпевают в настоящее время все большие изменения, связанные с адаптацией к требованиям международных стандартов бухгалтерского учета.

Необходимо подчеркнуть, что происходящие изменения носят как количественный, так и качественный характер.

Сама идея раскрытия всей существенной информации говорит о необходимости отражения совершенно новых для нашей учетной практики аспектов: риски, особые обстоятельства, наличие условных активов и пассивов и др.

Изменения качественного характера объясняются тем, что переход на международные стандарты учета предполагает изменения концептуального характера, которые связаны с переосмыслением целей составления бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Использование в анализе неполных или искаженных данных может нанести вред больший, чем их отсутствие. Известно, что существует значительное количество приемов и способов искажения (приукрашивания) отчетности. Так, простой прием взаимозачета статей актива и пассива по таким статьям, как "Расчеты с покупателями и заказчиками", "Расчеты с поставщиками и подрядчиками", "Расчеты с прочими дебиторами и кредиторами", позволяет исказить значение коэффициентов ликвидности. Суть таких искажений связана с искусственным уменьшением объема обязательств, с одной стороны, и необоснованным занижением риска неплатежей дебиторов, с другой. Наличие или отсутствие таких искажений не может быть установлено пользователем бухгалтерской отчетности, не имеющим доступа к внутренним данным учета. Очевидно, что они могут быть выявлены только аудитором.


Список использованной литературы

  1.  Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 21.11.96 г. №129-ФЗ.
  2.  Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации. Утверждено приказом Минфина РФ от 29.07.98 г. № 34н.
  3.  План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций. Утверждены приказом Министерства финансов Российской Федерации от 31 октября 2000 г. № 94н.
  4.  Положение по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации». ПБУ 4/99. Утверждено Приказом Минфина РФ от 06.07.99 г. № 43 н.
  5.   «О формах бухгалтерской отчетности организации». Приказ Минфина РФ от 13.01.2000 г. № 4н.
  6.  «О методических рекомендациях по составлению и представлению сводной бухгалтерской отчетности». Приказ Минфина РФ от 30.12.96 г. № 112.
  7.  «Порядок составления и представления сводной годовой бухгалтерской отчетности». Приказ Минфина РФ от 15,01,97 г. № 3.
  8.  «О внесении изменений и дополнений в методические рекомендации по составлению и представлению сводной бухгалтерской отчетности, утвержденные приказом Министерства финансов Российской Федерации от 30 декабря 1996 г. № 112». Приказ Минфина РФ от 12.05.99 г. № З6и.
  9.  Вакуленко Т.Г., Фомина Л.Ф. Анализ бухгалтерской (финансовой) отчетности для принятия управленческих решений. – СПб.: «Издательский дом Герда», 2001.
  10.   Ковалев В.В., Патров В.В. Как читать баланс. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика, 2002.
  11.  Пучкова С.И. Бухгалтерская (финансовая) отчетность: Учебное пособие. – М.:ИД ФБК-ПРЕСС,2001.
  12.  Пизенгольц М.З.Бухгалтерский учет в сельском хозяйстве. Т.2.Ч.2. Бухгалтерский управленческий учет. Ч.3. Бухгалтерская (финансовая) отчетность.- М.: Финансы и статистика, 2003.
  13.  Широбоков В.Г. Закрытие бухгалтерских счетов и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности / В.Г. Широбоков, З.М. Грибанова, А.А. Грибанов.- Воронеж: ВГАУ, 2004.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

72798. ПОЖАРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ 961.5 KB
  Зачастую используется документация не подвергшаяся экспертизе в органах надзорной деятельности что затрудняет и осложняет обеспечение противопожарной защиты на возводимых зданиях и сооружениях.
72802. Теорія держави та права: Методичні рекомендації 145 KB
  Перед виконанням письмової роботи студент має уважно ознайомитися з темою і планом, запропонованим кафедрою для її розкриття, та практичними завданнями (задачами), які необхідно виконати (розв’язати). Після цього необхідно вивчити методичні рекомендації щодо виконання курсової...
72804. Кривые выживания. Экологическая стратегия выживания. Регуляция численности популяции 77.5 KB
  Выделяют три типа основных кривых выживания рис. Кривая I типа когда на протяжении всей жизни смертность ничтожно мала резко возрастая в конце ее характерна для насекомых которые обычно гибнут после кладки яиц ее и называют кривой дрозофилы к ней приближаются кривые выживания...
72805. Экологические абиотические факторы среды: климатические, географические, гидрологические, эдафические (почвенные) 62 KB
  Статические и динамические показатели популяции Популяция это элементарная группировка организмов определенного вида обладающая всеми необходимыми условиями для поддержания своей численности необозримо длительное время в постоянно изменяющихся условиях среды.
72806. Предмет изучения, задачи и методы экологи 72.5 KB
  Любой организм в природе испытывает на себе воздействие самых разнообразных компонентов внешней среды. Факторы среды экологические факторы разнообразны имеют разную природу и специфику действия. Абиотические факторы неживой природы: а климатические условия освещенности температурный режим и т.