9018

Экзистенциализм. Свобода и ответственность. Смысл человеческого бытия

Доклад

Логика и философия

Экзистенциализм. Свобода и ответственность. Смысл человеческого бытия Экзистенциализм - философия существования, иррационалистическая философия. Ее наиболее крупные представители - М. Хайдеггер, К. Ясперс, Г. Марсель, Ж. П. Сартр, А. Камю,...

Русский

2013-02-21

45 KB

103 чел.

Экзистенциализм. Свобода и ответственность. Смысл человеческого бытия

Экзистенциализм — философия существования, иррационалистическая философия. Ее наиболее крупные представители — М. Хайдеггер, К. Ясперс, Г. Марсель, Ж. П. Сартр, А. Камю, Н. Аббаньяно. В Германии экзистенциализм стал складываться после первой мировой войны (обстановка озлобления и уныния). Новая волна — Франция времен оккупации и после второй мировой войны. Экзистенциалисты поставили вопрос о смысле жизни, о судьбе человека, о выборе и личной ответственности. Исходный пункт философии экзистенциализма — изолированный, одинокий индивид, все интересы которого сосредоточены на нем же самом, на его собственном ненадежном и бренном существовании. Экзистенциальные проблемы — это такие проблемы, которые возникают из самого факта существования человека. Для экзистенциализма имеет значение только его собственное существование и его движение к небытию. Экзистенциалисты объявляют предметом философии бытие. «Современная философия, как и в прошлые времена, занята бытием» (Сартр). Они утверждают, что понятие бытия является неопределимым и что никакой логический анализ его невозможен. Поэтому философия не может быть наукой о бытии и должна искать иные, ненаучные, иррациональные пути для проникновения в него. Хотя бытие вещей совершенно непонятно, но есть один вид бытия, отлично нам знакомый, — это наше собственное. Здесь-то и открывается доступ к бытию как таковому, он идет через наше существование. Но это существование — нечто внутреннее и невыразимое в понятиях: «существование есть то, что никогда не становится объектом», ибо мы никогда не можем взглянуть на себя со стороны. Экзистенциализм — это философия, единственный предмет которой — человеческое существование, точнее переживание существования. Среди всех способов бытия существования экзистенциалисты ищут такой, в котором существование раскрылось бы наиболее полно, — это страх. Страх — это исходное переживание, лежащее в основе всего существования. В конечном счете, это страх перед смертью.

Для Сартра все вещи, кроме человека, есть «бытие в себе», а человеческое существование есть «бытие для себя» или ничто. Поскольку всякое бытие возникает из бытия и не может превратиться в ничто, то для человеческого существования, понимаемого как переживание, не может найтись такого бытия, из которого оно могло бы возникнуть и куда уйти. Значит, бытие человека есть ничто. Осознавая свое ничтожество, человек испытывает страх. «Человек есть его страх».

Ясперс полагает, что человеческое существование раскрывается лишь в «пограничных ситуациях» — страдание, борьба, смерть.

Экзистенциалисты полагают, что человек сам свободно выбирает свою сущность, он становится тем, кем он себя сделает. Человек — это постоянная возможность, замысел, проект. Он свободно выбирает себя и несет полную ответственность за свой выбор. Свобода составляет само человеческое существование, человек и есть свобода. Однако свобода понимается ими как нечто неизъяснимое, не поддающееся выражению в понятиях, иррациональное. Свободу они мыслят как свободу вне общества. Это внутреннее состояние, настроенность, переживание индивида. Свобода противопоставляется необходимости. Такая свобода, противопоставляемая необходимости и отрешенная от общества, есть пустой формальный принцип. Свобода — это свобода выбора отношения к окружающей действительности. Раб может быть свободным, соответственно самоопределяя отношение к своему бытию. Свобода становится неотвратимым роком. «Человек осужден быть свободным», свобода есть мучительная необходимость.

Характерной чертой человеческого существования является то, что он не сам выбирает условия своего существования, он заброшен в мир и подвластен судьбе. От человека не зависит время его рождения и смерти. Это приводит их к мысли, что помимо человеческого существования существует потусторонняя реальность, которая понимается как способ существования человека, состоящий в озабоченности человека, направленной куда-то вне его. Внешний мир представляет среду, мир заботы человека, окружающий человеческое существование и находящийся в неразрывной связи с ним. Пространство и время есть способы человеческого существования. Время — это переживание существованием своей ограниченности, временности. Представление о времени до моего рождения и после смерти — произвольная экстраполяция. Говорить о том, что будет после моей смерти бессмысленно.

Общество — всеобщая безличная сила, подавляющая и разрушающая индивидуальность, отнимающая у человека его бытие, навязывая личности трафаретные вкусы, нравы, взгляды. Человек, преследуемый страхом смерти, ищет прибежища в обществе. Растворяясь в нем, он утешает себя тем, что люди смертны. Но жизнь в обществе не истинна. В глубине человека скрыто истинное, одинокое существование. Каждый умирает в одиночку. Все, что нас окружает, — сущность, предшествующая существованию (сначала проект, потом вещь). Человек существует в тех же рамках (по образу и подобию бытия). Человек — свобода, проект, замысел, неопределенность, возможность выбора. Сначала он приходит в этом мир, а потом становится. Человек отвечает за свой выбор. Неподлинное бытие — когда человек ведет стандартный образ жизни. В большинстве случаев он живет в неподлинном бытии. Можно из него вырваться в пограничных ситуациях. Главенствующая установка экзистенциализма — противопоставления социального и индивидуального бытия, утверждение их разорванности. Это противопоставление выливается в способ решения проблем человека в форме антитез и парадоксов.

Экзистенциализм отталкивается от наиболее типичных форм разочарования в истории, которые приводят к истолкованию современного общества как периода кризиса цивилизации, кризиса гуманности и разума. Он протестует против капитуляции личности перед этим кризисом. Катастрофические события новейшей истории обнаружили неустойчивость и хрупкость человеческого бытия. Индивиду, чтобы устоять в этом мире, необходимо разобраться со своим собственным внутренним миром, оценить свои возможности и способности. На передний план встает проблема человека.

Основная установка экзистенциализма — существование предшествует сущности. Это означает, что человек сначала существует, появляется в мире, а потом появляется как личность.

Вводя термин «существование», Хайдеггер подчеркивает, что человека можно рассматривать как историческое существо, пребывающее «здесь и теперь» в этом остановленном моменте времени. Следовательно, задача философии — анализ наличного бытия человека.

Человек — временное, конечное существо, предназначенное к смерти. Представление о смерти занимает такое же место, как и в религии, но человеку не отводится никакой потусторонней перспективы. Экзистенциалисты считали, что человек не должен убегать от сознания своей смертности и должен ценить все, что напоминает о суетности его практических начинаний.

Человек — свобода, он способен творить себя и других людей. Человек свободен совершенно, независимо от его целей и возможностей. Т. о. свобода — это свобода выбора духовно-нравственной позиции, свобода сознания, т. е. деятельность людей направляется не внешними обстоятельствами, а внутренними побуждениями. Люди свободны и в выборе средств для достижения своих целей.

Со свободой связана и ответственность человека, без свободы нет ответственности. Если человек не свободен, он не отвечает за свои действия.

Хайдеггеровское представление о человеке трагично. Истинное существование противопоставляется неистинному, безличности, банальной повседневности, закрывающей глаза на смерть. Существо истинное отказывается от неправды: оно — «истинное существо для конца», «существо для смерти и без обмана и бегства». «Начальный порыв, — пишет Хайдеггер, — открывает перед человеческим существом возможность быть самим собой, перспективы Свободы без иллюзий безликости, Свободы деятельной, уверенной в себе и полной страха перед собою — свободы для смерти».

«Человеческое существо все более пронизано ощущением приближающегося небытия, и лишь страх может обнаружить его подлинный характер. Этот «первородный» страх в человеческом существе обычно подавляется. Страх не исчезает, он лишь дремлет. Его дыхание пронизывает человеческое существо; слабее всего он проявляется в человеке боязливом, совершенно неощутимо — в деловитом, знающем лишь «да — это да», «нет — это нет»; сильнее же всего — в человеке, сутью которого является мужество.

Однако главное, к чему нас должен привести экзистенциальный психоанализ — это отказ от духа серьезности. Результатом духа серьезности, который, как известно, царит над миром, является то, что символические ценности предметов впитываются их эмпирической индивидуальностью, как промокательной бумагой; он, этот дух, воздвигает на первом плане непроницаемость желаемого предмета и представляет его в самом себе как ни с чем не сравнимую желаемость.

Но онтология и экзистенциальный анализ должен открыть носителю морали, что он — то существо, благодаря которому ценности существуют. Только тогда свобода осознает самое себя и откроет себя в страхе как единственный источник ценностей, и Небытие, благодаря которому существует мир». Человек, такой, каков он есть —  предоставленный самому себе в этом мире без Бога — свободен. Но если идеи Бога нет, то и ценности традиционного гуманизма не могут существовать в своей трансцендентной и безусловной форме, теперь они становятся порождением нашей свободы: «Человек, лишенный помощи и поддержки, приговоренный ежеминутно создавать человека». Создание морали может быть приравнено к художественному творчеству. Т. о., ценности непредсказуемы. Но в них есть то общее, что все они — ценности свободы. Но стремление к свободе — это и стремление к свободе других. Человеческая свобода восстанавливает закон, на основе которого может быть достигнуто соглашение между людьми.

На уровне фундаментальных философских концепций очевидно, что такой фундаментальный мыслитель, как Карл Ясперс, — экзистенциалист: у него можно найти убедительные формулировки этого направления мысли. «Философия, — пишет Ясперс, — не обладает объективной ценностью познания, она — сознание бытия в мире». Понятие «ситуации», т. е. чувства того, что всякий вопрос ставится исходя их определенной экзистенциальной ситуации, так что познание перестает быть созерцанием и становится завербованностью, ведущим понятием экзистенциализма, — этого никто не осветил лучше его. У Ясперса теория «предельной ситуации», т. е. неоспоримых данностей существования, уводит философию от равномерного освещения классических схем и придает ей небывалую до сих пор патетичность. Смерть, Страдание, Борьба, Ошибка — таковы новые принципы философии.

Человеку как объекту познания и опыта, подчиненного естественным и социальным силам, Ясперс противопоставляет человека как сознание, экзистенцию, свободу. «Человек — больше того, что он может познать, изучая себя». Истинный человек не может допустить обращения с собой как с предметом: он должен осуществить свою свободу, свое бытие. Спасение — в стремлении к самобытности, в самоутверждении личности.

К независимости человеческой личности Ясперс подходит неабстрактно: он вводит понятие «ситуации». «Жизнь — постоянное напряжение между условиями существования и свободой. Отказываясь от одиночества и от мятежа, личность должна принять свою взаимосвязь с миром: с обществом, с историей, с политикой, с техникой. Отстраненность от мира дает человеку свободу, взаимосвязь с ним — существование». Эта свобода «в ситуации» открывает перед человеком будущее, которое невозможно представить себе заранее. Для Ясперса, как и для Хайдеггера, человек всегда осуществляется в будущем. В этой незавершенности всегда звучит голос надежды.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

42515. Проверка закона ома для последовательной цепи переменного тока 143.5 KB
  Цель работы: изучить закон Ома для последовательной цепи переменного тока с омическим, ёмкостным и индуктивным сопротивлениями для уяснения сдвига фаз между током напряжением; экспериментально проверить закон Ома; научиться строить векторные диаграммы и применять их для характеристики переменного тока. Оборудование: регулятор напряжения, реостат, катушка индуктивности, батарея конденсаторов, миллиамперметр, четыре вольтметра.
42516. Определение частоты переменного тока методом резонанса 60.5 KB
  Оборудование: сонометр регулятор напряжения ЛАТР источник постоянного тока В412 реостат на 30 Ом набор грузов соединительные провода. Сущность резонансного метода определения частоты переменного тока состоит в следующем. Если по струне пропустить постоянный ток то он будет взаимодействовать с магнитным полем электромагнита и на струну будет действовать сила Ампера направление которой зависит от направления магнитного поля им тока и определяется по правилу левой руки.
42517. Определение мощности переменного тока 130 KB
  Оборудование: ваттметр электродинамической системы амперметр переменного тока вольтметр на 150 В ламповый реостат с набором ламп лабораторный автотрансформатор ЛАТР соединительные провода. Краткие теоретические сведения Мощность тока определяется как произведение силы тока на напряжение. Поскольку в случае переменного тока сила тока и напряжение изменяются по гармоническому закону то целесообразно ввести понятие мгновенной мощности равной произведению мгновенных значений силы тока и напряжения Мгновенное значение мощности...
42518. Определение индуктивности катушки 79 KB
  Оборудование: разборной школьный трансформатор реостат вольтметры постоянного и переменного тока миллиамперметр источники постоянного и переменного тока. Краткие теоретические сведения Если в проводнике меняется сила тока то в нём возникает ЭДС самоиндукции препятствующая этому изменению пропорциональная скорости изменения силы тока: 20. Таким образом самоиндукцией в 1 Гн обладает такой проводник в котором изменение силы тока на 1 А за 1 с вызывает...
42519. Изучение переходных процессов при замыкании и размыкании цепи с индуктивностью 136 KB
  Цель работы: изучить явление электромагнитной индукции и самоиндукции; приобрести навыки наблюдения на экране осциллографа зависимости токов замыкания и размыкания от времени при различных индуктивностях; определить индуктивность катушки графическим методом. Оборудование: осциллограф ИО-4, реле РСМ, катушка индуктивности с сердечником; два резистора, трансформатор 220/8 В, источник постоянного тока.
42520. Определение коэффициента взаимоиндукции двух катушек 67.5 KB
  Оборудование: мост переменного тока магазин индуктивности источник переменного тока. Краткие теоретические сведения Если в проводнике изменяется сила тока то в нём возникает ЭДС самоиндукции 22. Если подключить такую катушку в цепь переменного тока то вследствие периодического изменения силы тока возникает ЭДС самоиндукции препятствующая приложенному напряжению.
42521. Снятие кривой намагничения и петли гистерезиса с помощью осциллографа 142.5 KB
  Краткие теоретические сведения Ферромагнетикам свойственно явление гистерезиса. Замкнутая кривая bcdef называется петлёй гистерезиса рис. Можно получить семейство петель гистерезиса по способу описанному ранее не доводя намагничение образца до насыщения.
42522. Определение ёмкости конденсаторов 104 KB
  Оборудование: регулятор напряжения ЛАТР миллиамперметр переменного тока на 250 мА вольтметр на 150 В конденсаторы. Если конденсатор включить в цепь постоянного тока то спустя некоторое время он зарядится т. Если конденсатор включить в цепь переменного тока то он будет перезаряжаться с частотой переменного ток и в подводящих проводах всё время будут перемещаться электрические заряды т.
42523. Изучение процессов зарядки и разрядки конденсаторов 240.5 KB
  Цель работы: изучить процессы, происходящие в цепи при зарядке (разрядке) конденсаторов, освоить метод расчёта ёмкости конденсаторов по данным о временной зависимости тока зарядки (разрядки). Оборудование: конденсатор, набор резисторов, микроамперметр на 100 мкА, источник питания постоянного тока, выключатель, секундомер, соединительные провода.