9019

Герменевтика Ф. Шлейермахера, Х.- Г. Гадамера, В. Дильтея

Доклад

Логика и философия

Герменевтика Ф. Шлейермахера, Х.- Г. Гадамера, В. Дильтея Герменевтика - наука о понимании, изучает процессы передачи информации в познании, межсубъектные, междисциплинарные, межвременные. Герменевтика сложилась в ХХ в., ее основатель - Га...

Русский

2013-02-21

35.5 KB

98 чел.

Герменевтика Ф. Шлейермахера, Х.- Г. Гадамера, В. Дильтея

Герменевтика — наука о понимании, изучает процессы передачи информации в познании, межсубъектные, междисциплинарные, межвременные. Герменевтика сложилась в ХХ в., ее основатель — Ганс Гадамер. Его предшественники — Шлейермахер и Дильтей. Герменевтика изучает процедуры, из которых складывается понимание и его этапы. При этом герменевтика выявляет основное противоречие процесса понимания. Понимание всегда выступает одновременно как основа и как результат познания.

Именно в XIX в. начинается развитие так называемой свободной герменевтики, не ограниченной предметом, границами смысла текста. У Дильтея герменевтика превращается в специфический метод общественных наук, призванный обеспечить понимание общественных событий, исходя из субъективных намерений исторических деятелей. При этом понимание противопоставляется объяснению в естествознании, связываемому с абстрагированием и установлением общего закона. В XX в. герменевтика постепенно оформляется в одну из основных методологических процедур философии. Так, у Гадамера герменевтика приобретает функции онтологии, поскольку «бытие, которое может быть понято, есть язык» социальной философии, поскольку понимание есть форма существования общественной жизни и «критики идеологии». Результатом оказывается замыкание философии в кругу языка, что роднит герменевтику с неопозитивистским анализом языка. В рамках франкфуртской школы (Ю. Хабермас) герменевтика как критика идеологии должна раскрыть на анализе языка «средство господства и социальной власти», служащее оправданию отношений организованного насилия. У Хабермаса она выступает одним из консолидации различных течений современной буржуазной философии. Герменевтика процедуры может быть использована в исторических, юридических и др. науках, имеющих дело с анализом, объективированным  результатом сознательной человеческой деятельности.

По определению Ганса-Георга Гадамера, задача философской герменевтики — «раскрыть герменевтическое» измерение в его полном объеме и основополагающем значении для всего нашего миропонимания. Никакая экзистенция, никакое субъективное самосознание никогда не может существовать иначе, чем в языке и через язык. Никакое сознание не может что-то знать, не используя сформулированные в языке знания других людей, знания, накопленные предшествующими поколениями.

В своей главной работе «Истина и метод. Основные черты философской герменевтики» (1960 г.) Гадамер показывает, как в мышлении и миропонимании каждого человека проявляется «авторитет традиций». В каждом феномене сознания в акте мышления участвуют бесчисленные «предрассудки», убеждения или предположения прошлых поколений, переплетение разных идеологий. Историзм Гадамера претендует на обоснование исторического подхода к унаследованному знанию и взглядам на раскрытие связи современного мышления с направлениями и результатами мышления прошлых поколений.

Распространение герменевтики Гадамера связано с началом научно-технической революции и ее социальными последствиями: появлением мощных средств массовой коммуникации и т. д.

Гадамер пытается показать исторический характер всякого сознания, неизбежность имморализма мировоззрений, точек зрения, истин, неразрывную связь сознания каждого человека не просто с накопленным и «живущем в языке» знанием прошлых поколений, но и с множеством форм и видов «ложного» сознания, идеологией, предрассудками и результатами новых манипуляций и воздействий массовой коммуникации.

Меняется значение слов, их смысл, появляются новые слова, которые иной раз входят в сознание с искаженным пониманием того, что в них выражено. Этот аспект связи языка и мышления также попытался уловить Гадамер.

Главный итог новейшей философской герменевтики — абсолютизация идеологического характера общественного сознания и распространение и обоснование скептицизма по отношению ко всем видам идеологий (в т. ч. науки и техники).

Философы-герменевтики связывают язык не столько с мыслью, сколько с манипуляцией над мышлением, и ищут пути уже не столько для раскрытия «ценных тайн» языка, сколько для спасения сознания от идеологии, а значит, от языка. Истолкование текста и всех явлений языка в новейшей герменевтике переплеталось и слилось с «критикой идеологии».

Герменевтика требует признать предпосылочность научного знания. Объективность науки включает в себя метод аппликации, также свойственный искусству и поэзии. Аппликация выполняет роль соотношения фактов с определенной исторической эпохой, нельзя понять какое-либо событие в жизни человека, исходя из абстрактного представления о нем. Герменевтики говорят о языке как важнейшем условии упорядочивания связей событий в нашем понимании.

Современная герменевтика рассматривает возможность видеть смысл не только в словах, но и во всех человеческих творениях. Герменевтика интегрирует научные знания в практическое сознание. Основная проблема герменевтики — проблема понимания. Герменевтика — «техника истолкования», она связана также и с развитием методологии науки.

Понимание может трактоваться как:

  •  некое интеллектуальное удовлетворение от процесса познания;
  •  как некая научная роскошь, без которой можно обойтись;
  •  как сугубо личностный и психологический феномен.

Однако герменевтика претендует на поиск новых форм рациональности, альтернативных существующей науке. Эти формы рациональности, вырастающие из обыденного, распространяются на все, приобретают всеобщий характер.

Проблемы и последствия герменевтики:

  •  герменевтика приводит к одушевлению всех предметов. Природа полна смысла, надо его только вычленить;
  •  герменевтика — увлечение языком, а познание — дешифровка;
  •  остался неопределенным момент разделения рационального объективизма и личностного субъективизма.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

2446. Основы получения пластмасс, эластомеров и полимерных композитов с заданными свойствами 326 KB
  Композиционные составляющие: связующая смола, наполнители, пластификаторы смазывающие вещества, отверждающие вещества. Схема установки для получения полиэтилена непрерывным методом при высоком давлении. Схема установки для непрерывной полимеризации стирола в массе. Схема установки для производства поливинилхлорида непрерывным эмульсионным способом. Поликонденсационные пластмассы. Схема реактора для получения поликонденционных смол.
2447. Особові займенники. Зворотний займенник. Відмінювання 122 KB
  Мета організації уроку: сформувати в учнів поняття про особові та зворотний займенники на основі відтворення і поглиблення знань про займенник отриманих ними на попередніх уроках; навчити їх об’єктивно використовувати особові та зворотний займенники в усному і писемному мовленні.
2448. Займенник: загальне значення, морфологічні ознаки, синтаксична роль 505.5 KB
  Мета: поглибити, удосконалити, систематизувати й узагальнити знання учнів про займенник, набуті в початкових класах. формувати відповідні уміння і навички. Займенник – це самостійна частина мови, яка вказує на особу, предмет або кількість, але не називає їх.
2449. Принципы линейного моделирования 435.24 KB
  Вывод нелинейной математической модели. Формулировка системы допущений. Модель статики. Исследование нелинейной модели в динамическом режиме. Линеаризация полученной нелинейной модели в динамке и сравнение линейной и нелинейной моделей. Вывод линеаризованной модели в динамике.
2450. Оборудование машиностроительных производств 290.7 KB
  Главный привод или привод главного движения – передаёт движение осуществления процесса резания с заданной скоростью. Несущие системы состоят из последовательного набора базовых деталей (основание, станина, стойка, колонна и т.д.), соединённых между собой неподвижными соединениями (стыками) или подвижными (направляющими).
2451. Електропостачання сільськогосподарського підприємства та населеного пункту с. Голубівка 77.91 KB
  Територіальна адреса, географічне положення та кліматичні умови. Розрахунок радіуса електропередачі схеми електропостачання підприємства. Аналіз роботи системи електропостачання в нормальному та післяаварійному режимах з урахуванням вимог надійності та використання поновлювальних джерел електричної енергії. Розрахунок струмів короткого замикання. Розрахунок капітальних вкладень, витрат на амортизацію,обслуговування та інше. Розрахунок показників ефективності та прибутковості проекту.
2452. Бандероли с объявленной ценностью с уведомлением о вручении 388.5 KB
  Цель данной работы изучить технологический процесс обработки и вручения бандероли с объявленной ценностью с уведомлением о вручении, от физических лиц бандероли с объявленной ценностью принимаются только в открытом виде с описью вложения всех отправляемых предметов.
2453. Докладний переказ тексту з елементами опису тварини. 102.5 KB
  Мета організації уроку. Засвоєння учнями методів аналізу тексту, розвиток умінь і навичок у написанні докладного переказу з елементами опису тварини.
2454. Групи слів за значенням: синоніми, антоніми, омоніми. Ознайомлення зі словниками антонімів, синонімів 92 KB
  Мета організації уроку: сформувати в учнів поняття про синоніми, антоніми, омоніми, на основі повторення матеріалу засвоєного в початковій школі, ознайомити учнів зі словниками синонімів, антонімів.