9019

Герменевтика Ф. Шлейермахера, Х.- Г. Гадамера, В. Дильтея

Доклад

Логика и философия

Герменевтика Ф. Шлейермахера, Х.- Г. Гадамера, В. Дильтея Герменевтика - наука о понимании, изучает процессы передачи информации в познании, межсубъектные, междисциплинарные, межвременные. Герменевтика сложилась в ХХ в., ее основатель - Га...

Русский

2013-02-21

35.5 KB

101 чел.

Герменевтика Ф. Шлейермахера, Х.- Г. Гадамера, В. Дильтея

Герменевтика — наука о понимании, изучает процессы передачи информации в познании, межсубъектные, междисциплинарные, межвременные. Герменевтика сложилась в ХХ в., ее основатель — Ганс Гадамер. Его предшественники — Шлейермахер и Дильтей. Герменевтика изучает процедуры, из которых складывается понимание и его этапы. При этом герменевтика выявляет основное противоречие процесса понимания. Понимание всегда выступает одновременно как основа и как результат познания.

Именно в XIX в. начинается развитие так называемой свободной герменевтики, не ограниченной предметом, границами смысла текста. У Дильтея герменевтика превращается в специфический метод общественных наук, призванный обеспечить понимание общественных событий, исходя из субъективных намерений исторических деятелей. При этом понимание противопоставляется объяснению в естествознании, связываемому с абстрагированием и установлением общего закона. В XX в. герменевтика постепенно оформляется в одну из основных методологических процедур философии. Так, у Гадамера герменевтика приобретает функции онтологии, поскольку «бытие, которое может быть понято, есть язык» социальной философии, поскольку понимание есть форма существования общественной жизни и «критики идеологии». Результатом оказывается замыкание философии в кругу языка, что роднит герменевтику с неопозитивистским анализом языка. В рамках франкфуртской школы (Ю. Хабермас) герменевтика как критика идеологии должна раскрыть на анализе языка «средство господства и социальной власти», служащее оправданию отношений организованного насилия. У Хабермаса она выступает одним из консолидации различных течений современной буржуазной философии. Герменевтика процедуры может быть использована в исторических, юридических и др. науках, имеющих дело с анализом, объективированным  результатом сознательной человеческой деятельности.

По определению Ганса-Георга Гадамера, задача философской герменевтики — «раскрыть герменевтическое» измерение в его полном объеме и основополагающем значении для всего нашего миропонимания. Никакая экзистенция, никакое субъективное самосознание никогда не может существовать иначе, чем в языке и через язык. Никакое сознание не может что-то знать, не используя сформулированные в языке знания других людей, знания, накопленные предшествующими поколениями.

В своей главной работе «Истина и метод. Основные черты философской герменевтики» (1960 г.) Гадамер показывает, как в мышлении и миропонимании каждого человека проявляется «авторитет традиций». В каждом феномене сознания в акте мышления участвуют бесчисленные «предрассудки», убеждения или предположения прошлых поколений, переплетение разных идеологий. Историзм Гадамера претендует на обоснование исторического подхода к унаследованному знанию и взглядам на раскрытие связи современного мышления с направлениями и результатами мышления прошлых поколений.

Распространение герменевтики Гадамера связано с началом научно-технической революции и ее социальными последствиями: появлением мощных средств массовой коммуникации и т. д.

Гадамер пытается показать исторический характер всякого сознания, неизбежность имморализма мировоззрений, точек зрения, истин, неразрывную связь сознания каждого человека не просто с накопленным и «живущем в языке» знанием прошлых поколений, но и с множеством форм и видов «ложного» сознания, идеологией, предрассудками и результатами новых манипуляций и воздействий массовой коммуникации.

Меняется значение слов, их смысл, появляются новые слова, которые иной раз входят в сознание с искаженным пониманием того, что в них выражено. Этот аспект связи языка и мышления также попытался уловить Гадамер.

Главный итог новейшей философской герменевтики — абсолютизация идеологического характера общественного сознания и распространение и обоснование скептицизма по отношению ко всем видам идеологий (в т. ч. науки и техники).

Философы-герменевтики связывают язык не столько с мыслью, сколько с манипуляцией над мышлением, и ищут пути уже не столько для раскрытия «ценных тайн» языка, сколько для спасения сознания от идеологии, а значит, от языка. Истолкование текста и всех явлений языка в новейшей герменевтике переплеталось и слилось с «критикой идеологии».

Герменевтика требует признать предпосылочность научного знания. Объективность науки включает в себя метод аппликации, также свойственный искусству и поэзии. Аппликация выполняет роль соотношения фактов с определенной исторической эпохой, нельзя понять какое-либо событие в жизни человека, исходя из абстрактного представления о нем. Герменевтики говорят о языке как важнейшем условии упорядочивания связей событий в нашем понимании.

Современная герменевтика рассматривает возможность видеть смысл не только в словах, но и во всех человеческих творениях. Герменевтика интегрирует научные знания в практическое сознание. Основная проблема герменевтики — проблема понимания. Герменевтика — «техника истолкования», она связана также и с развитием методологии науки.

Понимание может трактоваться как:

  •  некое интеллектуальное удовлетворение от процесса познания;
  •  как некая научная роскошь, без которой можно обойтись;
  •  как сугубо личностный и психологический феномен.

Однако герменевтика претендует на поиск новых форм рациональности, альтернативных существующей науке. Эти формы рациональности, вырастающие из обыденного, распространяются на все, приобретают всеобщий характер.

Проблемы и последствия герменевтики:

  •  герменевтика приводит к одушевлению всех предметов. Природа полна смысла, надо его только вычленить;
  •  герменевтика — увлечение языком, а познание — дешифровка;
  •  остался неопределенным момент разделения рационального объективизма и личностного субъективизма.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

54261. Творчий підхід до вивчення математики 155.5 KB
  Школа покликана якомога раніше виявити якості творчої особистості в учнів і розвивати їх у всіх школярів зважаючи звичайно на те що діти народжуються з різними задатками творчості. Водночас більшою мірою потрібно дбати про розвиток творчої особистості у здібних та обдарованих учнів. Можна розглянути інтелектуальноеврестичні здібності особистості які включають: Здібності генерувати ідеї висувати гіпотези що характеризує інтелектуальноеврестичні властивості особистості в...
54262. Активізація пізнавальної діяльності на уроках математики 168 KB
  Знайти середню лінію. Знайти основи трапеції. Знайти основи. Знайти меншу основу трапеції якщо її периметр 54см.
54263. Множення звичайних дробів. Знаходження дробу від числа 361.5 KB
  На сьогоднішньому уроці ми продовжимо вдосконалювати ваші вміння у множенні дробів знаходженні дробу від числа. Що є добутком двох дробів Як записати мішане число у вигляді неправильного дробу Як помножити два мішаних числа Як знайти дріб від числа Як знайти відсоток від числа Вчитель: Ви добре вивчили правила вправно зібрали рюкзак знань а отже готові до...
54264. Основные особенности китайской культуры 16.64 KB
  Как и другие культуры, китайская культура самобытна и неповторима. В отличие от индийской она более рациональна, прагматична, обращена к ценностям реальной земной жизни. Вторая характерная ее черта — это исключительная...
54266. Моральний світ сучасної дівчини 106 KB
  Зовнішність і поведінка дівчини Так якою ж повинна бути сучасна дівчина Першу сторінку нашого усного журналу присвятимо зовнішності. Кожна дівчина прагне бути привабливою і бути в центрі уваги це бажання є цілком природнім. Іноді в своєму бажанні бути привабливою дівчина часто може переборщити з макіяжем вибором одягу прикрасами.
54267. Культура Древней Греции: основные особенности, этапы исторического развития и значение в истории культуры 16.06 KB
  Культура Древней Греции существовала с XXVIII в. до н.э. и до середины II в. до н.э. Ее также называют античной — чтобы отличить от других древних культур, а саму Древнюю Грецию — Элладой
54268. Тверді та м’які приголосні 151.5 KB
  Подивіться знак мякий Дуже дуже мовчазний Та його всі добре знають За роботу поважають Зміни слова за зразком. Слова: рис рись син синь Склади слова і знайди серед них зайве. Встав слова замість крапок.
54269. Формування самостійності молодших школярів 46 KB
  Чи варто переконувати що початкова ланка загальноосвітньої школи маючи специфічні та обєктивні можливості може і повинна реалізовувати таку змістову лінію яка спрямована на розвиток самостійності дитини. Зміст самостійності як провідної особистісної якості У практичній роботі вчителі початкової школи нерідко вкладають різний зміст у поняття самостійність. У той же час недоцільно штучно розширювати це поняття внаслідок чого може відбутися підміна змісту самостійності іншим неспецифічним поняттям.