90214

Контрольно-оценочный материал как средство контроля профессиональных знаний и умений

Книга

Педагогика и дидактика

Чтобы получить качественный методический продукт в деятельности педагога и мастера производственного обучения необходимо владеть методикой диагностики знаний и умений учащихся в системе начального профессионального образования в котором особое внимание уделяется выбору контрольно-оценочных материалов...

Русский

2015-06-01

136.07 KB

15 чел.

Волкова Алла Сергеевна

Должность: мастер производственного обучения, преподаватель

Стаж работы: 17 лет

Квалификационная категория: высшая

Название ОУ: ГБОУ СПО ВО «Владимирский индустриальный техникум»   г. Владимир

Название статьи: Методическое пособие «Контрольно-оценочный материал как средство контроля профессиональных знаний и умений»

Аннотация:  Чтобы получить качественный методический продукт в деятельности

педагога и мастера производственного обучения, необходимо владеть методикой диагностики знаний и умений учащихся в системе начального профессионального образования, в котором особое внимание уделяется выбору контрольно-оценочных материалов как средства контроля профессиональных знаний и умений учащихся.

Поскольку в современном мире будущее – за высшим рабочим образованием, методическая подготовка педагога, мастера производственного обучения должна выйти на новый уровень развития профессионального образования.

Методическое конструирование, применение современных педагогических технологий, технических средств обучения, практики обучения даст возможность достигнуть единства в учебном процессе.

Цель: выявить сущность и основные задачи контрольно-оценочный

материала в учебном процессе, характер требований и правил конструирования контрольно-оценочных материалов относительно содержания учебного материала.

Основные понятия

Контрольно-оценочные материалы – средства, позволяющие отслеживать ход учения и выполнения профессионального действия путем сопоставления полученных результатов с заданными образцами для определения соответствия или несоответствия знаний, умений, навыков учащегося целям и задачам обучения.

Вопрос – контрольно-оценочный материал, условия которого и ответ на который носят лаконичный характер.

Задание – контрольно-оценочный материал, условия которого носят

развернутый характер.

Тестовое задание – это задание, логическая единица теста, включающая в себя текст задания определенной конструкции, эталон ответа и имеющая оценочный показатель.

Задача – задание, представленное в виде набора условий (требующее

нахождения решения по известным данным с соблюдением известных условий).

Упражнение – задание, повторяющееся многократно с целью приобретения навыков.

Репродуктивный контрольно-оценочный материал – контрольно-оценочный материал, связанный с воспроизведением информации в том виде, в котором она излагалась в учебном издании или преподавателем.

Стереотипный контрольно-оценочный материал – контрольно-оценочный материал, представляющий собой выполнение работы по образцу.

Творческий контрольно-оценочный материал – контрольно-оценочный материал, предполагающий самостоятельное отыскание способа выполнения условия.

  1.  Сущность понятия «контрольно-оценочный материал»

Для раскрытия содержания понятия «контрольно-оценочный материал» необходимо рассмотреть составляющие понятия «контроль» и «оценка».

Так, в Большой советской энциклопедии понятие «контроль» ( от ф р.

contrôle, contrerôle – список, ведущийся в двух экземплярах) рассматривается

как проверка чего-либо, например выполнения законов, планов, решений.

В широком смысле контроль означает проверку чего-либо. В кибернетическом представлении контроль рассматривается как принцип обратной связи, характерной для управления саморегулирующейся системой. Управление любым процессом предполагает осуществление контроля, т.е. определенной системы проверки эффективности его функционирования.

С психологической точки зрения необходимость контроля для успешного протекания образовательного процесса обусловлена тем, что каждый из участников педагогического взаимодействия неизбежно теряет рычаги управления своей деятельностью, если не получает информации о ее промежуточных результатах.

Одна из трактовок понятия «контроль» в образовательном процессе

предполагает наблюдение за процессом усвоения знаний, умений и навыков

студентов. Контроль обеспечивает установление обратной связи, т.е. получение сведений о результате учебной деятельности студентов. Обратная связь служит основанием для внесения необходимых коррективов в образовательный процесс, для совершенствования его содержания, методов и форм организации, руководства и управления учебно-познавательной деятельностью студентов.

В Советском энциклопедическом словаре существует определение понятия «оценка» как способа и результата, подтверждающего соответствие или несоответствие знаний, умений и навыков студента целям и задачам обучения.

Разные авторы рассматривают понятие «оценивание» и как процесс

(Ш.А. Амонашвили), и как действие (А.А. Вегнер), и как деятельность

(С.П. Безносов), и как совокупность специальных умений (Л.И. Мнацаканян),

и как функцию (К.К. Платонов). Так, например, по мнению Л.А. Григоровича, самое необходимое условие и основание контроля – наличие норм, так как именно с ними сравниваются фактические результаты.

Операцию соотнесения фактических результатов с заданными нормами

и эталонами в обучении называют проверкой, а интерпретацию и отношение

к фактическому результату считают процессом оценивания. В.М. Полонский

определяет оценку знаний студентов как систематический процесс, который

состоит в установлении степени соответствия имеющихся знаний, умений и

навыков предварительно планируемым.

Раскрывая сущность процесса оценки, В.М. Полонский выделяет в нем

следующие компоненты:

  1.  формирование целей контроля, позволяющих определить, что должно

быть оценено;

  1.  выбор контрольных заданий, проверяющих достижение этих целей;
  2.  выставление отметки или иного способа выражения результатов проверки.

Все компоненты оценки как процесса взаимосвязаны и каждый влияет на все последующие. Цели контроля позволяют уточнить результаты обучения, показать изменения в знаниях, умениях студентов. В зависимости от поставленных целей контроля подбираются различные типы вопросов и заданий, выполнение которых обнаружит определенные качества знаний.

Кроме оценивания (как процесса) контроль содержит в себе и оценку (как результат) проверки. В широком смысле слова оценкой называют характеристику ценности, уровня или значения каких-либо объектов или процессов. Оценить – значит установить уровень, степень или качество чего-

нибудь. Также в педагогической литературе рассматривается понятие «педагогическая оценка» как последовательность действий преподавателя, включающая в себя постановку цели, разработку контрольного задания (вопроса), организацию, проведение и анализ результатов деятельности, реализация которых в образовательном процессе приводит к заключению, обуславливающему цели проверки.

В последнее время в педагогике появилось и широко используется понятие «контрольно-измерительный материал». Понятие «контрольно-измерительный материал» в педагогике рассматривается как система заданий специфической формы, позволяющая измерить уровень обученности студентов, совокупность их представлений, знаний, умений и навыков в той или иной области содержания дисциплины или профессионального модуля. Одним из преимуществ контрольно-измерительных материалов является большая объективность и, как следствие, большее позитивное стимулирующее воздействие на познавательную деятельность студента.

Исходя из определения понятия «контрольно-измерительные материалы», можно сделать вывод, что под данными материалами подразумеваются только тестовые задания.

Понятие «контрольно-оценочный материал» рассматривается шире, чем понятие «контрольно-измерительный материал» и определяется как средства, позволяющие отслеживать ход учения и выполнения профессионального действия путем сопоставления полученных результатов с заданными образцами для определения соответствия или несоответствия знаний, умений, навыков студента целям и задачам обучения.

Целью использования контрольно-оценочных материалов является управление образовательным процессом на основе анализа эффективности усвоения учебного материала и качества знаний и умений студентов. Так как

контроль выполняет диагностическую, обучающую и воспитательную функции, а оценка – диагностическую, воспитательную, мотивационную и информационную функции, то, следовательно, контрольно-оценочный материал служит основным средством для реализации этих функций.

В общем виде контрольно-оценочные материалы имеют единый структурный элемент, являющийся элементом неизвестности. Для нахождения элемента неизвестности содержательной составляющей в контрольно-оценочных материалах служит некое условие, представленное в виде теоретических вопросов, банка тестовых заданий, задач (текстовых, экспериментальных, на проверку умений), упражнений (письменных, графический, учебно-трудовых), заданий по моделированию конкретных ситуаций.

Таким образом, на основе определения структуры контрольно-оценочного материала можно представить классификацию этих материалов.

  1.  Классификация контрольно-оценочного материала

В настоящее время тестирование является одним из современных методов контроля знаний и умений в профессиональных учебных заведениях.

В самом общем виде тестовые задания должны:

  1.  соответствовать содержанию учебного материала;
  2.  быть составлены по определенным правилам;
  3.  быть апробированы (проверены на практике);
  4.  быть понятными испытуемому.

Состав разрабатываемого задания включает три части:

  1.  инструкцию,
  2.  текст задания,
  3.  правильный ответ (эталон).

Инструкция должна содержать указания на то, что тестируемый должен сделать, каким образом и как предъявить правильный ответ (сделать пометку, вписать слово, присвоить номера и т. д.).

Текст задания или вопроса представляет собой содержательное наполнение задания и может включать введение (информация, предшествующая вопросу), само задание (вопрос) и стимулирующий материал (рисунки, схемы, таблицы, графики и т. д.).

Правильный ответ – обязательный атрибут тестового задания. Для заданий объективного плана должен быть дан эталон ответа, с которым будет

сравниваться ответ тестируемого.

Для заданий субъективного плана необходимо привести правила оценивания (набор критериев), которые позволят однозначно оценить качество выполнения задания.

Преподаватели (мастера п/о) при проведении тестирования, направленного на проверку усвоения учебного материала, чаще всего используют следующие виды тестовых заданий:

1. Тестовые задания первого уровня, требующие выполнения деятельности по узнаванию изучаемого объекта:

  1.  «выбор одного правильного ответа из двух и более предложенных альтернатив»;
  2.  «выбор нескольких правильных ответов из предложенных альтернатив»;
  3.  на соответствие;
  4.  на установление правильной последовательности.

2. Тестовые задания второго уровня, требующие выполнения деятельности по воспроизведению изучаемого объекта, – тестовые задания на

дополнение.


Тестовое задание

Тестовые задания на установление правильной последовательности последовательности

Тестовые задания на соответствие

Комбинированные тестовые задания

Тестовые задания открытой формы

Тестовые задания закрытой формы

Тестовые задания по применению знаний

(на практике)

Тестовые задания по решению проблемы

Эссе

Тестовые задания на уровне творчества

По форме ответов

По типу оценивания

Тестовые задания субъективного типа

Тестовые задания объективного типа

Тестовые задания – нетиповые задачи

Тестовые задания эвристического уровня

Тестовые задания – типовые задачи

Конструктивные тестовые задания

Тестовые задания на дополнение суждения или понятия

Тестовые задания на уровне воспроизведения

Тестовые задания на уровне узнавания

Тестовые задания «Выбор одного (или нескольких) правильного ответа из предложенных альтернатив

Тестовое задание, строящееся по принципу «верно/неверно»

Тестовые задания «Выбор одного правильного ответа из двух и более предложенных альтернатив»

Тестовые задания «Выбор нескольких правильных ответов из предложенных альтернатив»

             Структурно-логическая схема «Тестовое задание»


  1.  Тестовое задание «Выбор одного правильного ответа из двух и более

предложенных альтернатив» – тестовое задание, в котором нужно выбирать один правильный ответ из числа предложенных.

Пример:

Компьютер - это ...

  1.  электронный прибор с клавиатурой и экраном.
  2.  устройство для выполнения вычислений.
  3.  универсальное устройство для хранения, обработки и передачи информации.

(Эталон: 3)

  1.  Тестовое задание «Выбор нескольких правильных ответов из предложенных альтернатив» – тестовое задание, в котором нужно выбрать несколько правильных ответов из числа предложенных.

Пример:

Укажите правильно записанное имя файла:

  1.  a:\prog\pst.exe
  2.  docum.txt
  3.  doc?.lst

(Эталон: 1, 2)

  1.  Тестовое задание на соответствие – тестовое задание, в котором надо установить соответствие элементов одного столбца элементам другого.

Пример:

Установить соответствие между столбцами таблицы:

Тег

Назначение

1

<H1></H1>

А

Выделение текста жирным шрифтом

2

<p align=left>

Б

Переход на новую строку

3

<br>

В

Выделение текста заголовочным шрифтом

4

<b></b>

Г

Абзац текста, выровненный по левому краю

(Эталон: 1 – В, 2 – Г, 3 – Б, 4 – А).

  1.  Тестовое задание на установление правильной последовательности – тестовое задание на составление алгоритмов и на установление правильной последовательности событий, процессов, операций и т.д.

Пример:

Указать правильный порядок действий при копировании файла из одной папки в другую:

  1.  открыть папку, в которой находится файл
  2.  выделить файл
  3.  нажать Правка – Вставить
  4.  открыть папку, в которую нужно скопировать файл
  5.  нажать Правка - Копировать

(Эталон: 1, 2, 5, 4, 3).

  1.  Тестовое задание на дополнение суждения или понятия – тестовое задание, формулирующееся в виде утверждения, которое превращается в истинное высказывание при подстановке ответа.

Пример:

Оперативная память (ОЗУ) – это _______________________ не очень большого объёма, непосредственно связанное с процессором и предназначенное для записи, считывания и хранения выполняемых программ и данных, обрабатываемых этими программами.

(Эталон: быстрое запоминающее устройство).

3.Требования, предъявляемые к контрольно-оценочным материалам

Для разработки контрольно-оценочных материалов к учебному материалу вначале педагогу (мастеру п/о) необходимо ознакомиться с требованиями, предъявляемыми к этим материалам, чтобы определить, насколько они соответствуют запроектированным целям обучения студентов.

Исходя из анализа психолого-педагогической литературы, были выделены требования, предъявляемые к контрольно-оценочным материалам:

Валидность содержательная – характеристика контрольно-оценочных

материалов, выражающая показатель охвата материалов той области знания,

подготовленность в которой этот материал оценивает. Это четкая и ясная постановка вопроса (условия) в объеме освоенных знаний и умений в пределах данной дисциплины или профессионального модуля.

Надежность – показатель точности и устойчивости результатов измерения с помощью контрольно-оценочных материалов при его многократном применении. Характеризует степень адекватности отражения материалами соответствующей генеральной совокупности условий. Это вероятность получения одними и теми же испытуемыми по одному и тому же контрольно-оценочному материалу тех же самых результатов в различных ситуациях контролирования.

Структурированность означает, что контрольно-оценочный материал

должен составляться в соответствии с логической структурой построения учебного материала.

Ясность формулировки – формулировка условий контрольно-оценочного материала должна быть понятна и ясна каждому испытуемому.

Однозначность формулировки условия заданий – формулирование контрольно-оценочного материала должно носить один логический смысл и пониматься каждым испытуемым одинаково.

Мотивационность – содержание контрольно-оценочного материала

должно способствовать стимулированию (мотивации) учащегося логически

мыслить, сравнивать, анализировать сущность проверяемого содержания

учебного материала.

Междисциплинарность – содержание контрольно-оценочного материала должны определять системно знания и умения испытуемых не только по одной дисциплине или профессиональному модулю, но и по изученным ранее дисциплинам или профессиональным модулям.

Актуальность для дальнейших этапов обучения означает, что контрольно-оценочный материал должен показывать студентам значимость проверяемых знаний и умений не только в рамках одной дисциплины, но и взаимосвязь с жизненными ситуациями.

Стандартизованность – это единообразие процедуры представления и

оценки результатов использования контрольно-оценочного материала. Стандартизованность включает в себя разработку и применение точных инструкций по составлению контрольно-оценочных материалов и установление нормы или эталона для проверки (в случаях, подразумевающих сравнение ответа с эталоном или нормой).

Эффективность – степень соизмерения результатов с затратами, способность проверить количество и глубину знаний за минимальный промежуток времени.

Познавательность – способность контрольно-оценочного материала

не только выявлять знания, но и вызывать интерес к изучению объекта и поиску более глубокого ответа.

  1.  Методика составления контрольно-оценочных материалов

При составлении контрольно-оценочных материалов преподавателю (мастеру п/о)  необходимо вначале выбрать вид контроля и сформулировать его цель. Соответственно виду контроля педагог (мастер п/о) и подбирает тот контрольно-оценочный материал, который наиболее полно может определить уровень сформированности знаний и умений.

Алгоритм составления контрольно-оценочных материалов:

1. Выбрать вид контроля.

2. Определить цель контроля.

3. Выбрать контрольно-оценочный материал.

4. Определить структуру контрольно-оценочного материала.

5. Сформулировать контрольно-оценочный материал.

6. Определить оценочную систему.

Так как контрольно-оценочный материал по уровню усвоения материала разделяется на репродуктивный, стереотипный и творческий, а по формулировке условий – на вопросы и задания, то необходимо выделить правила для каждого вида контрольно-оценочного материала.

Опираясь на психолого-педагогическую литературу, рассмотрим следующие правила составления контрольно-оценочных материалов:

  1.  правила составления репродуктивных, стереотипных и творческих контрольно-оценочных материалов;
  2.  правила составления уточняющих и восполняющих вопросов;
  3.  правила составления тестовых заданий;
  4.  правила составления формальных и ситуативных задач;
  5.  правила составления упражнений.

  1.  Правила составления репродуктивных, стереотипных и творческих контрольно-оценочных материалов:

1. Вопросительная часть контрольно-оценочного материала формулируется в виде суждения. Глаголы в суждении выносятся на первое место и характеризуют действие, которое необходимо выполнить проверяемому для нахождения неизвестной.

2. Глаголы при составлении репродуктивных контрольно-оценочных

материалов употребляются в следующем виде: дайте определение …, опишите метод (назначение, состояние) …, дайте характеристику

Примеры:

а) Дайте определение базы данных.

б) Опишите принцип программного управления.

в) Дайте характеристику архитектуры компьютера.

3. Глаголы при составлении стереотипных контрольно-оценочных материалов употребляются в следующем виде: уточните …, составьте перечень…,  сравните …, выделите …, определите …, приведите пример

Примеры:

  1.  Составьте перечень носителей информации по увеличению их возможной емкости
  2.  Сравните технические характеристики струйного и лазерного принтеров.
  3.  Выделите основные разновидности протоколов Интернета.
  4.  Определите формат расширения файла
  5.  Приведите пример браузера.

4. Глаголы при составлении творческих контрольно-оценочных материалов употребляются в следующем виде: объясните …, обоснуйте …, проанализируйте

Примеры:

1. Объясните принцип открытой архитектуры компьютера

2. Обоснуйте необходимость внешней памяти компьютера.

3. Проанализируйте достижения в области компьютерной техники, в результате которых происходила смена поколей компьютеров.

  1.  Правила составления вопросов

 

К комплексу вопросов предъявляются определенные требования. Вопросы должны быть:

  1.  четко сформулированы;
  2.  взаимосвязаны;
  3.  в совокупности освещать тему дисциплины или профессионального модуля;
  4.  не противоречить друг другу;
  5.  разрешимы, т.е. иметь ответ;
  6.  последовательны, не содержать «скачков»: сначала освещаются более крупные, объемные стороны темы, затем – детали.

Пример:

Рассматривая тему «Информационные системы», прежде составляют общие вопросы:

  1.  Что такое информационная система?
  2.  Какую роль играет информационная система в современном обществе?
  3.  Как можно классифицировать информационные системы?

Затем переходят к составлению частных вопросов:

  1.  Как вы представляете себе информационную систему?
  2.  Какова роль обеспечивающих подсистем?
  3.  В чем состоит организационное обеспечение информационной системы?

Правила формулировки вопросов:

1. Предметность вопроса. В логической структуре правильно сформулированного вопроса его предмет должен быть достаточно определен для понимания отвечающего.

2. Определенность вопроса. В логической структуре правильно сформулированного вопроса его содержание должно быть строго и ясно определенным.

3. Краткость и ясность формулировки вопроса. Длинные, запутанные,

нечеткие вопросы затрудняют их понимание и ответ на них.

4. Корректность постановки вопроса. Вопросы должны быть правильно поставленными, корректными.

5. Простота вопроса. Если вопрос сложный, состоящий из двух–трех

подвопросов, то его желательно разбить на несколько простых.

Пример:

Какая всемирная сеть,  какие услуги и возможности она предоставляет, и с целью ее назначения предлагает неограниченные информационные ресурсы?

Это сложный вопрос, который следует разбить на три простых:

а) Какая всемирная сеть предлагает неограниченные информационные ресурсы?

б) Какие услуги и возможности она предоставляет?

в) С какой целью ее назначения предлагает неограниченные информационные ресурсы?

  1.  Правила формулировки уточняющих и восполняющих вопросов

1. При формулировании уточняющих вопросов («ли»-вопросов) на первое место ставятся вопросительные слова: верно ли утверждение…, действительно ли…, точно ли… и др.

Примеры:

1. Является ли сканер устройством ввода информации?

2. Действительно ли внешняя память необходима для долговременного    хранения информации после выключения  компьютера?

2. Предусмотренные альтернативы ответа на уточняющие вопросы –«да»/«нет».

3. При формулировании восполняющих вопросов («к»-вопросов) на

первое место ставятся вопросительные слова: кто…, что…, когда…, где…,

какие…, почему…, каким образом… и др.

Примеры:

а) Кто является создателем первого компьютера МЭСМ в континентальной Европе?

б) Что такое видеоадаптер?

в) Какие устройства образуют внутреннюю память компьютера?

Правила составления заданий

Правила составления заданий разделяются на:

  1.  правила составления тестовых заданий,
  2.  правила составления задач
  3.  правила составления упражнений.

  1.  Правила составления тестовых заданий.

К составлению тестовых заданий предъявляются следующие требования:

  1.  содержание тестового задания должно быть ориентировано на получение от тестируемого однозначного ответа;
  2.  в тестовом задании определяющий признак должен быть необходимым и достаточным;
  3.  тестовое задание должно быть сформулировано кратко, точно и однозначно, из него должно быть ясно, что дано и что надо найти;
  4.  в тестовом задании не должно быть подсказок и сленга;
  5.  тестовое задание должно быть сформулировано в виде суждения. Вопросы и глаголы повелительного наклонения не допускаются;
  6.  текст тестового задания не должен содержать сложно подчиненные конструкции;
  7.  рекомендуемое количество слов в тестовом задании не более 12;
  8.  тестовое задание предпочтительно составлять с графическими элементами, которые могут быть как содержанием задания, так и его альтернативными ответами. Графические элементы в тестовом задании не должны быть перегружены лишней информацией.

Правила составления тестового задания «Выбор одного верного ответа из предложенных альтернатив». Данное тестовое задание состоит из неполного суждения с одним ключевым элементом и множеством альтернативных ответов, из которых один является верным. При подстановке правильного ответа суждение становится полным и верным.

1. Ключевой элемент необходимо ставить в начале суждения, пропускаемый элемент – в конце суждения или как можно ближе к концу суждения.

Пример:

   Программное обеспечение это...

  1.  совокупность устройств установленных на компьютере
  2.  совокупность программ установленных на компьютере
  3.  все программы которые у вас есть на диске
  4.  все устройства которые существуют в мире

2. Все альтернативные ответы должны быть соподчиненными одному понятию, но не должны быть соподчиненными друг другу.

3. Варианты ответов не должны начинаться или заканчиваться повторяющимися словами или выражениями.

Пример:

Верно: Какие устройства не относятся к манипуляторам:

1) джойстик

2) принтер

3) трекболл

4) дигитайзер

Неверно: Какие устройства не относятся к манипуляторам:

1) стержень-ручка, отклонение которой от вертикального положения     приводит к передвижению курсора в соответствующем направлении по экрану монитора

2) печатающее устройство, которое осуществляет вывод из компьютера      закодированной информации в виде печатных копий текста или графики

3) небольшая коробка с шариком, встроенным в верхнюю часть корпуса, с помощью которой пользователь вращает шарик и перемещает соответственно курсор

4) плоская панель, располагаемая на столе – планшете,  со специальным инструментом – пером, с помощью которого указывается позиция на планшете.

4. Тестовое задание необходимо строить по принципу «лучше длинное задание и короткие ответы, чем наоборот».

Пример:

Верно:

Устройство для вывода текстовой и графической информации на различные твердые носители называется ______________

  1.  Монитор
  2.  Принтер
  3.  Сканер
  4.  Модем

Неверно:

   Каталог (папка) – это…

  1.  команда операционной системы, обеспечивающая доступ к данным
  2.  устройство для хранения группы файлов и организации доступа к ним
  3.  путь, по которому операционная система определяет место файла
  4.  группа файлов на одном носителе, объединяемых по какому-либо критерию

5. Не должно быть заведомо ложных, а также явно выделяющихся, обособленных ответов. Правильный ответ и дистракторы должны быть однозначны по содержанию и близки по общему количеству слов.

6. Рекомендуемое количество ответов – 4–6 (оптимально – пять). В исключительных случаях допускается три ответа (не существует других дистракторов или используется трехзначная логика).

7. Следует избегать отрицательных суждений («не является», «не содержит» и др.).

Правила составления тестового задания «Выбор двух и более верных

ответов из предложенных альтернатив».

Данное тестовое задание состоит из неполного суждения и множества ответов, из которых два или более являются верными.

1. Для данного вида тестового задания справедливы правила составления тестового задания «Выбор одного верного ответа из предложенных альтернатив».

2. Количество верных ответов должно составлять от двух до п – 1, где

п – общее количество альтернативных ответов.

Пример:

Принципы построения компьютеров:

1) программного управления

2) результативности

3) однородности памяти

4) разнообразности

5) адресности

3. Недопустимы формулировки «все ответы верны» и «нет верных ответов».

Правила составления тестового задания «Установление правильной последовательности».

Данное тестовое задание состоит из однородных элементов (от трех до шести) некоторой группы и четкой формулировки критерия упорядочения этих элементов.

1. Тестовое задание на установление правильной последовательности должно начинаться со слова: «Последовательность...».

Пример:

Последовательность расположения носителей информации по увеличению их возможной емкости:

  1.  жесткий диск
  2.  флоппи диск
  3.  CD-RW
  4.  магнитно-оптический диск
  5.  флэш-память

Правила составления тестового задания «Установление соответствия».

Данное тестовое задание состоит из двух групп элементов и четкой формулировки критерия выбора соответствия между ними.

1. Соответствие устанавливается по принципу 1:1 (одному элементу

первой группы соответствует только один элемент второй группы). Внутри

каждой группы элементы должны быть однородными.

2.Количество элементов второй группы должно превышать количество

элементов первой группы (обязательно наличие деструктора или деструкторов во второй группе). Рекомендуемое количество элементов первой группы – три–четыре.

3. Тестовое задание на установление соответствия должно начинаться

со слова: «Соответствие...».

Правила составления тестового задания «Дополнение суждения». Данное тестовое задание является неполным суждением, в котором отсутствует ключевой элемент. В качестве ключевого элемента может быть число, слово или (как исключение) словосочетание.

1. Пропускаемый ключевой элемент необходимо ставить как можно ближе к концу суждения.

2. В эталоне ответа необходимо предусмотреть все возможные верные

ответы.

Пример:

Устройство для ввода информации в компьютер и подачи управляющих сигналов, называется ___________.

Эталон: клавиатура; клавиатурой.

  1.  Правила составления задач. Правила составления задач подразделяются на правила составления формальных и ситуационных задач.

Правила составления формальных задач:

1. Содержание формальных задач должно быть направлено на выявление у проверяемого знаний, необходимых для решения задач, и умений решать эти задачи.

2. Вопросительная часть задачи формируется в виде суждения, а условие задачи – в виде текста с перечислением данных.

3. В начале суждения ставится глагол, побуждающий проверяемого к действию.

Примеры:

а) Выделите объект и предмет исследования в теме «Информационная безопасность».

б) Сформулируйте тему исследования, если предмет – особенности восприятия учебной информации студентами, цель – разработать методику проведения занятия по дисциплине «Основы информационных технологий» с учетом особенностей восприятия учебной информации студентами.

Правила составления ситуативных задач:

1. Содержание ситуативных задач должно быть направлено на выявление знаний и умений проверяемого выделять и решать проблему.

2. Ситуативные задачи могут формулироваться двумя способами:

2.1. Описание конкретной ситуации и вопросительная часть в виде суждения – «Ваши действия», «Ваша реакция» и др.

Примеры:

а) Во время выполнения практической работы  произошел сбой в системе. Ваши действия?

б) Вы закачали документ с Интернета, а он не открывается на вашем компьютере.  Ваша реакция?

2.2. Формулировка противоречия, которое необходимо разрешить проверяемому. Вначале формулируется условие в виде противоречия, а затем ставится вопрос «Как быть?».

Пример:

Для успешного выполнения практической работы Вам необходим Office 2010, а у Вас Office 2007. Как быть?

  1.  Правила составления упражнений:

1. Содержание упражнений (письменных, графических, учебно-трудовых) должно быть направлено на выявление умений и навыков проверяемого находить элемент неизвестности.

2. Вопросительная часть упражнения составляется аналогично формальной задаче – в виде суждения.

а) Письменное упражнение

Пример:

Вставьте пропущенные буквы; объясните написание одного или двух наименований:

Телеком_уникация, информ_ция, ад_птер, м_нитор.

б) Графическое упражнение.

Примеры:

Выполните эскиз таблицы.

Изобразите классификацию понятия «архитектура компьютера» в виде структурно-логической схемы.

в) Учебно-трудовые упражнения.

Пример:

Создайте текстовый документ по образцу.

Создайте базу данных на примере.

Список источников

  1.  Гохберг Г.С., А. В. Зафиевский, А. А. Короткин. «Информационные технологии». Учебник для среднего профессионального образования. – «Академия ИЦ», 2010, 207 с.
  2.  Макарова М.В. Информатика и ИКТ. Учебник.10 класс. Базовый уровень /Под ред.проф. Н.В. Макаровой. – СПб.: Питер, 2008 г.  – 224с.: ил.
  3.  Макарова М.В. Информатика и ИКТ. Учебник.11 класс базовый уровень /Под ред.проф. Н.В. Макаровой. – СПб.: Питер, 2008. –      256с.: ил.
  4.  Михеева Е.В. Информационные технологии в профессиональной деятельности: Учебное пособие для студ. сред. проф. образования / Е.В. Михеева – 7-е изд., стер. – М. Издательский центр «Академия», 2008.- 384с.
  5.  Михеева Е.А. Практикум по информатике (4-е изд., стер). М – «Академия», 2009, 192 с.
  6.  Филимонова Е.В  «Информационные технологии в профессиональной деятельности». Учебник - 2-е изд. доп. и перераб. - ('Среднее профессиональное образование')- «Феникс», 2009, 384 с.
  7.  Эрганова, Н. Е. Методика профессионального обучения : учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / Н. Е. Эрганова. – М. : Издат. центр «Академия», 2007. – 160 с.

 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

66168. ПОДБОР ПАРАМЕТРА. ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАТНОГО РАСЧЕТА 783.5 KB
  Изучение технологии подбора параметра при обратных расчетах. Используя режим подбора параметра определите при каком значении процента премии общая сумма заработной платы за октябрь будет равна 250 000 р. Использование операции Подбор параметра в MS Excel позволяет производить...
66169. СВЯЗИ МЕЖДУ ФАЙЛАМИ И КОНСОЛИДАЦИЯ ДАННЫХ В MS EXCEL 825 KB
  Создайте таблицу «Отчет о продажах за полугодие» по образцу (рис. 5.1) в виде нового файла. Для этого создайте новый документ (Файл/Создать) и скопируйте таблицу отчета о продаже за первый квартал, после чего подправьте заголовок таблицы...
66170. ДИСКОНТНЫЕ РАСЧЕТЫ В MS EXCEL 564.5 KB
  Выделите для рыночной процентной ставки являющейся константой отдельную ячейку С3 и дайте этой ячейке имя Ставка. Для присваивания имени ячейке или группе ячеек выполните следующие действия: выделите ячейку группу ячеек или несмежный диапазон которой необходимо присвоить имя...
66171. НАКОПЛЕНИЕ СРЕДСТВ И ИНВЕСТИРОВАНИЕ ПРОЕКТОВ В MS EXCEL 182.5 KB
  Сравнить доходность размещения средств предприятия положенных в банк на один год если проценты начисляются m раз в год исходя из процентной ставки j = 95 годовых рис.2 Выясните при каком значении j доходность при капитализации m = 12 составит 15.
66172. РАСЧЕТ АКТИВОВ И ПАССИВОВ БАЛАНСА В ЭЛЕКТРОННЫХ ТАБЛИЦАХ 154 KB
  Изучение технологии расчета активов и пассивов баланса в электронных таблицах. Создать таблицу активов аналитического баланса. В структуре активов баланса выделяются две группы: оборотные активы запасы сосредоточенные в сырье незавершенном...
66174. Правила работы в микробиологической лаборатории. Иммерсионный микроскоп. Шаровидные бактерии. Простые методы окраски 108 KB
  Знание морфологии бактерий имеет большое значение для микроскопического метода лабораторной диагностики инфекционных заболеваний. Изучение морфологии бактерий осуществляется при микроскопии окрашенных микроскопических препаратов.
66175. Основные свойства вирусов и современные методы диагностики вирусных заболеваний 255.5 KB
  Вирусы - мельчайшие микробы («фильтрующиеся агенты»), не имеющие клеточного строения, белоксинтезирующей системы, содержащие один тип нуклеиновой кислоты (только ДНК или РНК). Вирусы, являясь облигатными внутриклеточными паразитами, репродуцируются в цитоплазме или ядре клетки.
66176. З’єднання однопроволочних проводів 2.4 MB
  Мета: Виконати з’єднання однопроволочних проводів різними способами та визначити переваги та недоліки запропонованих способів. Виконати з’єднання однопроволочних проводів за наступними схемами.