90215

Производственный менеджмент

Книга

Менеджмент, консалтинг и предпринимательство

Вопрос об объемах выпускаемой продукции, т.е. вопрос определения мощности, является основным для менеджеров любых организаций. Величина производственных мощностей предприятия позволяет определить количество продукции, которое оно способно изготовить с учетом имеющихся в данный момент оборудования и рабочей силы.

Русский

2015-06-01

729 KB

3 чел.

Составители: Л.Р. Амирханова, О.В. Терешин

УДК

ББК

Оптимизация использования ресурсов предприятия: лабораторный практикум по дисциплине «Производственный менеджмент» / Уфимск. гос. авиац. техн. ун-т.; Сост.: Л.Р. Амирханова, О.В. Терешин. – Уфа, УГАТУ, 2013. –  39 с.

Лабораторный практикум содержит материалы для приобретения практических навыков по применению экономико-математических моделей и программных инструментов, ориентированных на принятие оптимальных решений по использованию ресурсов предприятия.

Предназначен для студентов, обучающихся по направлению подготовки бакалавра 080500  ─ «Менеджмент организации».

Табл. 13. Ил.  2. Библиогр.:  6 назв.

Рецензенты: д-р экон. наук, проф. Зайнашев Н.К.,

                     канд. экон. наук, доц. Шестернина М.В.

Уфимский государственный

авиационный технический университет, 2013

Содержание

[1]
Введение

[2] Лабораторная работа № 1

[2.0.0.1] Методические указания к проведению занятия

[3] Лабораторная работа №2

[4] Список литературы

[5]
Приложение 1

[6]
Продолжение приложения 1

[7]
Продолжение приложения 1

[8]
Продолжение приложения 1

[9]
Окончание приложения 1

[10]
Приложение 2


Введение

Важной особенностью экономики современных предприятий является то, что спрос на их продукцию или услуги подвержен влиянию сезонности. Это должно учитываться менеджерами при формировании основных фондов и управлении запасами товарно-материальных ценностей, необходимых для осуществления производственной деятельности или оказания услуг, т.к. пренебрежение фактором сезонности становится  причиной неэффективного использования ресурсного потенциала предприятия.

Неэффективное использование ресурсного потенциала ведет к различного рода убыткам: от простоев оборудования, когда эксплуатируется избыточное его количество; в результате возникновения неудовлетворенного спроса на продукцию или услуги предприятия, когда возникает нехватка производственных мощностей из-за резкого подъема спроса потребителей.  Такие же причинно-следственные связи можно проследить при возникновении избыточных запасов в случае падения спроса потребителей или при дефиците товарно-материальных ценностей в случае роста спроса на продукцию или услуги предприятия. В этих случаях проблема повышения экономической эффективности деятельности предприятий должна решаться за счет оптимизации использования имеющегося ресурсного потенциала и актуальным является эффективное решение следующих задач: выбор оптимального количества оборудования, участвующего в создании продукции или оказании услуг; определение оптимального плана закупок комплектующих для осуществления производственной деятельности; формирование оптимальной производственной программы предприятия.

Выполнение лабораторного практикума способствует подготовке менеджера, владеющего приемами и способами анализа, планирования и организации производственной деятельности, а  также навыками разработки и выбора экономически обоснованных стратегий развития производственных мощностей и управления запасами товарно-материальных ценностей в условиях сезонных колебаний спроса потребителей на продукцию или услуги предприятия.


Лабораторная работа № 1

Развитие производственной мощности предприятия

Цель работы

Изучение методов и стратегий достижения баланса между загрузкой производственных мощностей и спросом на них.

Задачи работы

Приобретение навыков разработки стратегий развития производственных мощностей организации с использованием  экономико-математических методов.

Приобретение умения обосновывать свои рекомендации по развитию производственных мощностей предприятия.

Краткие теоретические сведения и формулы для расчета

Вопрос об объемах выпускаемой продукции, т.е. вопрос определения мощности, является основным для менеджеров любых организаций. Величина производственных мощностей предприятия позволяет определить количество продукции, которое оно способно изготовить с учетом имеющихся в данный момент оборудования и рабочей силы.

Основными факторами развития производственной мощности организации являются спрос на продукцию и производственные возможности предприятия. Отсюда следует, что основной задачей менеджеров является достижение баланса между загрузкой производственных мощностей и спросом населения на продукцию или оказываемые услуги.

Баланс между спросом потребителей и возможностями обеспечивает большую загрузку оборудования и производственного персонала и более высокую конкурентоспособность организации. Чтобы достичь этого баланса, необходимо составить достоверный  прогноз спроса, точно и правильно оценить производственные мощности. Достичь наилучшего соответствия между спросом и производственными мощностями нереально, поэтому задачей производственного менеджера является поддержание на протяжении как можно более длительного периода рационального баланса.

Наибольшие сложности возникают при изменении общего объема спроса на продукцию/услуги организации. Для того чтобы удовлетворить изменчивый спрос, возможны две стратегии:  выравнивание мощностей, которое заключается в установлении общей производственной мощности на уровне среднего спроса за определенный период, при этом сохраняется постоянная численность персонала при постоянном уровне производства, избыток и дефицит продукции сглаживаются созданием запасов готовой продукции в качестве «сезонного буфера»; возможна потеря продаж;  приспособление к спросу через варьирование производственных возможностей в соответствии с колебаниями спроса на продукцию/услуги.

Методы варьирования затратами:

- варьирование численностью рабочих (временные рабочие - прием или увольнение) при неизменном рабочем дне или производственных мощностях, соответствующим производственным потребностям;

- варьирование рабочим временем при неизменной численности рабочих при помощи рабочего графика, предусматривающего как простои, так и сверхурочные работы;

- передача части производственных заданий субподрядчикам на договорной основе при производственной мощности, соответствующей минимальному ожидаемому спросу за рассматриваемый период, постоянной численности рабочих и восьмичасовому рабочему дню.

Рассмотренные методы варьирования затратами не избавляют предприятие от экономических потерь. Решение задачи достижения наилучшего соответствия между спросом и производственными мощностями должно сопровождаться уменьшением затрат за счет минимизации убытков. Для  решения этой задачи предлагается новый критерий в виде суммы убытков, обусловленных недогрузкой оборудования, а также вызванные отсутствием  необходимого количества оборудования в нужный момент, что ведет к увеличению неудовлетворенного спроса. Неудовлетворенный спрос в производственных мощностях вызывает снижение темпов производства, в результате предприятие не получает часть прибыли.

Нехватка производственных мощностей, например, в сфере автосервисных услуг приводит к возникновению очередей, к падению скорости обслуживания и в конечном итоге к сокращению качества обслуживания населения, что снижает размер получаемой прибыли и вызывает потерю потенциальной клиентуры. При этом избыток производственных мощностей предполагает вложение дополнительных средств на их приобретение, что приводит соответственно к недостатку свободных финансовых ресурсов - снижению платежеспособности предприятия, невозможности своевременно приобрести необходимые для производства материальные ресурсы, рассчитаться с бюджетом и внебюджетными фондами по налогам и по зарплате с персоналом и т.д.  Кроме того, избыток оборудования приводит к увеличению издержек предприятия по их содержанию: повышение расходов на  амортизационные отчисления;  затраты на зарплату увеличенного персонала. Дополнительные издержки увеличивают себестоимость оказываемых услуг и снижают конкурентоспособность предприятий на рынке авторемонтных работ.

Таким образом, зависимость длительности простоев от увеличения количества ремонтного оборудования имеет тенденцию к росту , а зависимость величины потерь  при недовыполнении запланированного объема работ из-за нехватки производственных мощностей имеет тенденцию к снижению. В этом случае в качестве критерия эффективности использования оборудования уместно выбрать суммарные потери (1), обусловленные недоиспользованием производственных мощностей , а также вызванные отсутствием  необходимого количества оборудования в нужный момент  

.                                    (1)

При использовании критерия (1) достигается увеличение получаемой за рассматриваемый период прибыли, а также  снижение затрат на оказание услуг по техническому обслуживанию и текущему ремонту автомобилей.

Математическая модель критерия (1) позволила разработать  методику выбора оптимального количества оборудования для производства продукции или оказания услуг.

Для ее разработки рассмотрим график спроса и предложения (возможностей) в сервисной службе на рис. 1 и введем обозначения: - спрос на производственные мощности;  - имеющиеся ресурсные возможности; - эффективный фонд времени работы оборудования за время ; - мера неудовлетворенного спроса на производственные мощности; - мера недозагрузки оборудования; - количество оборудования;  - убытки от недозагрузки за период ;  - убытки за тот же период от снижения темпов производства из-за неудовлетворенного спроса в производственных мощностях;  - суммарные убытки; А - сумма амортизационных отчислений;  - величина валовой продукции, создаваемой в единицу времени на оборудовании.

В сервисе находится определенное количество единиц оборудования и это число в течение периода   остается постоянным. Это означает, что за этот период возможности    производства работ в сервисе  ограничены и неизменны. Эти возможности определяются эффективным временем работы оборудования  в течение рассматриваемого периода  и имеющимся в сервисной службе количеством единиц оборудования , т.е.

.                                                                            (2)

Возможности производства работ в сервисе зависят от сезона: на интервалах  [0; ] и  [] возникает недозагрузка оборудования. В эти интервалы времени весь парк оборудования будет работать на неполную мощность, т.е. в этот период предприятие будет нести потери от его недозагрузки.

Известно, что за период    в амортизационный фонд отчисляются определенные проценты от балансовой стоимости оборудования, независимо от того, полностью производственные мощности загружены или простаивают. Поэтому потери от недозагрузки оборудования напрямую зависят от нормы амортизационных отчислений  А и от времени простоя. Чем большее количество единиц оборудования находится в сервисе, тем больше величина потерь от недозагрузки. Эти убытки определяются спросом на оборудование и описываются следующей формулой:

,                                                          (3)

где   − число участков превышения возможностей  над спросом   в службе сервиса;  – номер участка превышения возможностей оборудования над спросом ();  –  площадь превышения   над  ; А – величина амортизационных отчислений.

Таким образом, потери от недозагрузки за период   представляют собой произведение меры недозагрузки оборудования на величину амортизационных отчислений в единицу времени.

Рис. 1 Функции потребностей клиентов

в сервисных услугах и возможностей оборудования

авторемонтного центра

На интервале [; ] кривая спроса выше уровня возможностей производственных мощностей. Это означает, что в этот период имеется неудовлетворенный спрос на оборудование, т.е. предприятие  понесет убытки из-за снижения темпов производства. Рассмотрим, от чего зависят эти убытки. В единицу времени на одном оборудовании создается определенная величина  валовой продукции  . Поэтому при неудовлетворенном спросе  предприятие несет потери, величина которых зависит от  .  Чем  меньшее количество единиц оборудования  находится в сервисе, тем больше убытков  от снижения  темпов производства понесет предприятие. Убытки от снижения темпов производства из-за неудовлетворенного спроса на производственные мощности рассчитываются по формуле:

,                                                                   (4)

где  − площадь превышения спроса над возможностями парка оборудования;   – номер участка превышения потребностей клиентов над возможностями оборудования ();  – число участков превышения спроса над предложением (возможностями).

Таким образом, убытки из-за снижения темпов производства представляют собой произведение меры неудовлетворенного спроса в производственных мощностях на величину валовой продукции, создаваемой оборудованием  в единицу времени (час).

Тогда убытки сервисной службы, вызванные недозагрузкой оборудования и снижением темпов производства из-за неудовлетворенного спроса в оборудовании можно представить суммой

                             (5)

Суммарные убытки (5) принимают минимальное значение, если в  сервисном центре предприятия будет использовано оптимальное количество оборудования. Приведенные рассуждения в процессе разработки модели (1) представлены в виде методики в разделе «Порядок выполнения работы».

Постановка задачи

Сервис-центр исследуемого предприятия располагает 9 подъемниками для выполнения различных видов ремонта и техосмотров легковых автомашин. Определить, следуя методике раздела «Порядок выполнения работы», возможность приобретения дополнительных подъемников для производства ремонтных работ. Значение валовой продукции, создаваемой в час одним  подъемником  D = 1000 руб/час. Амортизационные отчисления A за час работы подъемника составляют 13,55 руб/час.  – среднее время обслуживания одного автомобиля, равное 2÷4 час.; коэффициент эффективной загрузки оборудования Кэфф = 0,7. Динамика обращения за услугами сервисного центра представлена в табл. 1.  График работы сервисной службы: 22 дня по 9 часов; 8 дней по 6 часов.

Таблица 1

Динамика обращения владельцев легковых автомобилей  в сервисный центр предприятия по месяцам года

Месяцы

01

02

03

04

05

06

07

08

09

10

11

12

Количество, шт.

600

425

656

800

920

815

700

695

935

923

800

611

Порядок выполнения работы

1) С учетом значения коэффициента эффективной загрузки оборудования рассчитать эффективный фонд времени работы оборудования за i-ый месяц;

2) Оценить общее время, потраченное на обслуживание всех автомобилей с использованием имеющегося парка оборудования в i-ом месяце, с учетом среднего времени обслуживания одного автомобиля;  

3) Расчеты с п. 1-2 произвести по всем месяцам года (табл. 2);

Таблица 2

Общее время обслуживания автомобилей  по месяцам года

Месяцы

01

02

03

04

05

06

07

08

09

10

11

12

Время обслуживания Тобс, час.

4)    Найти суммарное время недогрузки и     неудовлетворенного спроса  в часах для разного количества оборудования. Для этого необходимо построить график динамики обслуживания автомашин по результатам табл. 2 в базовом периоде. С помощью графического процессора Exel находим уравнение линии тренда y(x), наиболее точно описывающей эту динамику (рис. 2);

Рис. 2  Динамика обслуживания автомашин

по месяцам года, сглаженная линией тренда

5) По формулам (6), (7) найти и    

                              (6)

                               (7)

где - количество оборудования, ;  - номер месяца, в котором завершается недогрузка парка оборудования;   - номер месяца, в котором завершается перегрузка парка оборудования;

6) По формуле (3) определить размер убытков из-за недогрузки оборудования за период . Для этого нужно  определить величину амортизационных отчислений А за час работы единицы оборудования;

7) По формуле (4) определить убытки от снижения темпов производства из-за неудовлетворенного спроса в производственных мощностях за период . Для этого нужно  определить значение валовой продукции, создаваемой в час единицей оборудования  ;

8) Определить убытки (5), результат занести в табл. 3;

9)  Повторить  пункты с 1 по 8 для разного количества единиц оборудования;

10) Выбрать в табл. 3 вариант с наименьшим значением убытков .

Таблица 3

Убытки от использования подъемников

Убытки,

руб.

Количество подъемников, m

8

9

10

Методические указания к проведению занятия

Подгруппа из 3-х студентов оформляет отчет, в котором должно быть представлено описание алгоритма нахождения  оптимального решения в соответствии с этапами раздела «Порядок выполнения работы». Затем начинается дискуссия, в процессе которой оцениваются полученные результаты, рассматриваются неэффективные решения.

Контрольные вопросы по работе

Раскройте практическую ценность критерия, представленного в теоретической части лабораторного практикума.

Можно ли решить задачу обновления производственных мощностей предприятия в перспективе (на 5 лет вперед), используя методику, разработанную на основе этого критерия?

Назовите другие критерии, которые можно было бы применить для выбора оптимального количества оборудования для осуществления ремонтных работ. Позволит ли их использование решить задачу повышения качества обслуживания потребителей?

Назовите производственные стратегии удовлетворения изменчивого спроса потребителей услуг предприятия.

Каким образом выбор той или иной стратегии удовлетворения спроса потребителей отразится на тактике управления ресурсами предприятия?

В какой ситуации лучше использовать аутсорсинг?

Требования к содержанию и оформлению отчета

В отчете должно быть представлено описание задания и процесса исследования, связанного с задачей выбора оптимального количества оборудования для  оказания  автосервисных услуг в условиях сезонных колебаний спроса на производственные мощности предприятия, а также изложено обоснование  принятого решения.  

Критерии результативности лабораторного практикума

Результаты выполненной студентом работы засчитываются преподавателем при выполнении следующих условий:

- приобретении навыков по разработке стратегий развития производственных мощностей организации с использованием  экономико-математических методов;

- сформированности умения обосновывать свои рекомендации по развитию производственных мощностей предприятия;

- при исчерпывающих ответах на контрольные вопросы.


Лабораторная работа №2

Планирование потребности в комплектующих для оказания  ремонтных услуг предприятием

Цель работы

Изучить аналитический метод планирования потребности предприятия в запасных частях для выполнения ремонтных услуг.

 

Задачи работы

Приобретение навыков по использованию методов прогнозирования спроса потребителей в условиях влияния сезонных факторов.

Привить умение по разработке и использованию экономико-математической модели для осуществления научно обоснованного планирования потребности предприятия в запасных частях для выполнения ремонтных услуг.

Краткие теоретические сведения и формулы для расчета

Предприятия должны управлять запасами комплектующих. Одной из главных задач управления является обеспечение ускорения оборачиваемости средств, вложенных в запасы. Прибыль, получаемая от продажи запасных частей и своевременного оказания услуг по ремонту, направляется на приобретение новых комплектующих. Вкладывая большие денежные средства в комплектующие, предприятия подвергаются определенному риску. Оправдать этот риск может только прибыльный оборот капитала. Размер прибыли должен также покрывать затраты труда и времени на осуществление авторемонтных работ. Поэтому для получения прибыли необходимо постоянное и гибкое приспособление предприятий к требованиям рынка: выявление необходимого количества комплектующих; своевременное оказание сервисных услуг. Таким образом, эффективность нахождения средств предприятий в обороте определяется эффективностью управления их финансовыми ресурсами.

Рассматривая задачу эффективного управления финансовыми ресурсами, нужно иметь в виду, что увеличение объема запасов комплектующих ведет к возрастанию расходов, а уменьшение сопровождается появлением неудовлетворенного спроса. Следовательно, существует некоторый оптимальный уровень запасов комплектующих. Из изложенного следует, что критерий эффективности управления запасами товаров должен иметь экономическое содержание, оно должно оценивать оборачиваемость средств.

Предприятия заинтересованы в том, чтобы каждый потраченный на приобретение запасных частей рубль приносил как можно больше дохода, и они заинтересованы также в быстрой оборачиваемости своих средств. Предприятия должны распределять имеющиеся средства по закупаемым запасным частям как с учетом возможного дохода V (т.е. от продажи всего приобретенного объема запасных частей), так и исходя из уровня затрат на приобретение С и L на хранение. В связи с этим оборачиваемость средств в задаче управления запасами комплектующих следует оценивать критерием - максимально возможной прибылью P предприятия, получаемой от средств В, потраченных на приобретение запасных частей. Прибыль P определяется разностью между выручкой V и затратами  C  и   L.

Таким образом, в качестве критерия оптимального использования оборотных средств предприятий можно принять прибыль P, получаемую  от оказания услуг с использованием комплектующих, приобретенных на заданную сумму В.

Рассмотрим модель оптимального распределения оборотных средств предприятия по приобретаемым видам комплектующих по критерию максимума прибыли от продажи запасных частей. Объем продаж комплектующих изменяется от  до . В связи с этим актуальной является разработка модели оптимизации распределения средств на закупку комплектующих с учетом нахождения объема продаж в пределах интервала  от  до . Для разработки модели оптимального использования оборотных средств авторемонтного предприятия введем обозначения: В - объем средств, направляемых на приобретение комплектующих;  - себестоимость приобретения единицы комплектующего j-го вида,  ;  - цена продажи единицы комплектующего j-го вида;  - затраты на хранение единицы j-го комплектующего в единицу времени t. Под единичным отрезком времени будем понимать месяц; [; ] - пределы нахождения величины ожидаемого объема продаж  j-го комплектующего в (i+1)-ый момент времени;  - средства на приобретение j-го комплектующего;  - количество единиц j -го комплектующего, приобретаемое на средства ; n -  число моделей комплектующих. По смыслу

                                                 (8)

                                                    (9)

Доход V  можно представить как сумму доходов по всей номенклатуре используемых для ремонта запасных частей:

                                                  (10)

Затраты L - сумма затрат на хранение комплектующих:

                                                     (11)

Затраты С  - сумма затрат на приобретение комплектующих:

                                                     (12)

Для эффективного управления деятельностью автосервисного предприятия необходимо осуществлять такое использование средств В, которое обеспечит наибольшее значение прибыли P. Планируемый для приобретения объем комплектующих  не должен быть больше  и не меньше     интервала изменения спроса на j-ое комплектующее. Тогда используя соотношения  (8)-(12), задача может быть записана так: найти , , такие,  чтобы целевая функция

при ограничениях

;                                      (13)

                                     

;

                                          , .

Постановка задачи

Определить значения ожидаемых значений границ изменения объема продаж комплектующих для осуществления кузовного ремонта автомобиля модели Renault Logan на январь месяц 2010 г., используя известную динамику продаж комплектующих приложения 1 и средства табличного процессора MS Exel.

Основываясь на данных об ожидаемых значениях продаж запасных частей для кузовного ремонта (табл. 5), определить оптимальное количество каждого из 14-ти типов комплектующих, которыми необходимо запастись авторемонтному предприятию в январе 2010 г. При этом предприятие может потратить на приобретение четырнадцати разновидностей комплектующих В = 355 000 руб. Исходные данные для решения задачи представлены в табл. 4.

Порядок выполнения работы

Методика планирования потребности в запасных частях для кузовного ремонта автомобилей состоит из двух этапов.

Таблица 4

Исходные данные для решения

задачи оптимального распределения ресурсов предприятия

п/п

Цена

при-

обретения

,

руб.

Затра-ты на

хранение за период

Цена

про-

дажи,

, руб.

Расчетное количество

запчастей

, шт.

Сумма

на приобретение комплектующих,

, руб.

1

2

3

4

5

6

1.

1192,1

170,3

1703

2.

1192,1

170,3

1703

3.

7244,3

103,49

10349

4.

7244,3

103,49

10349

5.

7244,3

103,49

10349

6.

7244,3

103,49

10349

7.

7807,1

111,53

11153

8.

2385,6

340,8

3408

9.

2385,6

340,8

3408

10.

4753

679

6790

11.

6816

852

8520

12.

6454

922

9220

13.

1848

264

2640

14.

1848

264

2640

Итого

На первом этапе необходимо определить значения ожидаемых значений границ изменения объема продаж 14-ти типов комплектующих для осуществления кузовного ремонта автомобиля модели Renault Logan на январь месяц 2010 г., используя известную динамику продаж комплектующих (Приложение 1) и средства табличного процессора MS Exel.

Прогнозирование необходимо для определения ожидаемого количества комплектующих на месяц вперед для оказания своевременного ремонта кузовной части легковых автомашин. Динамика спроса на комплектующие не отличается четкой стабильностью, хотя и существуют определенные тенденции, благодаря которым имеется возможность  прогнозирования (Приложение 1).

Из-за наличия колебаний в динамике продаж запасных частей вокруг линии тренда важно знать о границах изменения ожидаемого объема продаж комплектующих,  и затем запланировать такие объемы их закупок, которые были бы выгодны и для предприятия.  Методы прогнозирования позволяют получить лишь точечный прогноз показателей. Точечные значения могут существенно отличаться от истинного значения, т.к. параметры уравнений линии тренда определяются на основе ограниченной выборки наблюдений исследуемого показателя. В связи с этим прогнозные значения  должны быть представлены с определенной надежностью. Надежность оценивается вероятностью   ( - невероятность попадания)  попадания фактических значений показателей в будущем в доверительный интервал прогноза. При этом невероятность попадания выбирается из значений . В будущем фактические значения показателя  окажутся в доверительном интервале  с вероятностью . Тогда интервальная оценка прогнозируемого значения  определяется

,  

(14)

 

где  - размер доверительного интервала;  - коэффициент доверия по распределению Стьюдента, которое выбирается из специальной таблицы (Приложение 2) в зависимости от  и числа степеней свободы ;  - остаточное среднее квадратическое отклонение от тренда, скорректированное по числу степеней свободы ;  - число уровней ряда динамики; r - число параметров адекватной модели тренда; - фактическое значение показателя в i-ый момент времени;  -  теоретическое значение показателя, полученного с использованием модели тренда в i-ый момент времени, .

Тогда вероятностные границы интервала прогнозируемого показателя  будут

,          (15)

или

                (16)

Доверительный интервал  рассчитывается с помощью табличного процессора Exel. Результаты оценки точечного значения прогноза , а также нижней и верхней границ интервала , прогнозируемого показателя записываются в табл. 5 соответственно в столбцы 2, 3 и 4.

На втором этапе, используя данные об ожидаемых значениях продаж запасных частей для кузовного ремонта (табл. 5), определить оптимальное количество каждого из 14-ти типов комплектующих, используя экономико-математичекую модель (13). Для разработки модели необходимо использовать имеющиеся исходные данные.

Полученные после решения модели оптимальные значения  по 14-ти типам комплектующих занести в табл. 4 в 5-ый столбец. В 6-ом столбце рассчитать суммы, которые должны быть потрачены на покупку каждого типа комплектующих. Затем сравнить имеющиеся оборотные средства, направленные на покупку запасных частей, с суммой средств, которая была получена при решении модели (13).

Таблица 5

Ожидаемые границы изменения объема продаж комплектующих  для ремонта автомашины модели Renault Logan в январе 2010 г.

Наиме-

нование

комплектую-

щего

Нижн. граница

ожид. значения объема продаж комплектую-щего,

Точечное

значение прогноза объема продаж комплектующего,

Верхн. граница

ожид. значения объема продаж комплектую-щего,

1

2

3

4

Фонарь левый

Фонарь правый

Дверь передн. левая

Дверь передн. правая

Дверь задняя левая

Дверь задняя правая

Дверь багажника

Фара передн. левая

Фара передн. правая

Стекло лобовое

Бампер  передний

Бампер  задний

Крыло передн. левое

Крыло передн. правое

Методика выполнения заданий

Лабораторная работа выполняется группой студентов из 3-х  человек. Расчеты проводятся в табличном процессоре MS Excel.

Контрольные вопросы по работе

В чем состоит ценность прогнозирования для планирования производственной деятельности предприятия?

Как определяется точность прогнозных значений?

Перечислите методы прогнозирования, которые можно было бы использовать для решения поставленной задачи.

Перечислите все известные методы планирования. Какой из методов был использован в лабораторной работе?

Перечислите известные системы управления запасами товарно-материальных ценностей. По каким параметрам они отличаются от системы управления запасами, предложенной в лабораторной работе?

В чем суть АВС-анализа? Возможно ли его применение для управления запасами в условиях сезонных колебаний спроса автовладельцев на комплектующие для осуществления автосервисных услуг?

Требования к содержанию и оформлению отчета

В отчете необходимо представить описание задания и результатов расчетов в соответствии с этапами использования методики планирования потребности в запасных частях для оказания ремонтных услуг на предприятии автосервиса, также изложить полученные результаты.

 

Критерии результативности лабораторного практикума

Результаты выполненной студентом работы засчитываются преподавателем при выполнении следующих условий:

- приобретении навыков по использованию методов прогнозирования спроса потребителей в условиях влияния сезонных факторов;

- сформированности умения по разработке и использованию экономико-математических моделей для осуществления научно обоснованного планирования потребности предприятия в товарно-материальных ценностях;

- при исчерпывающих ответах на контрольные вопросы.


Список литературы

  1.  Биннер Х.  Управление организациями и производством. От функционального менеджмента к процессному: учебное пособие / Х. Биннер. – М.: Альпина Паблишерз, 2010. – 282 с.
  2.  Гайнутдинов Э.М. Производственный менеджмент: учебник для вузов / Э.М. Гайнутдинов, Л.И. Поддерегина. – М: Альпина Бизнес Букс (Юнайтед Пресс), 2010. – 320 с.
  3.  Глухов В.В. Производственный менеджмент.  Анатомия резервов Lean production: учебник для вузов / В.В. Глухов, Е.С. Балашова. – М: Альпина Бизнес Букс (Юнайтед Пресс), 2008. – 354 с.
  4.  Горелик О.М. Производственный менеджмент: принятие и реализация  управленческих решений:  учебное пособие. – М.:КНОРУС, 2007. – 272 с.
  5.  Организация, планирование и управление производством: учебное  пособие  /  Н.И. Новицкий,  Л.Ч. Горностай;  под  ред. Н.И. Новицкого. – М.: КНОРУС, 2011. – 320 с.
  6.  Фатхутдинов  Р.А.  Производственный менеджмент:  учебник для вузов / Р.А. Фатхутдинов. – СПб.: Питер, 2008. – 496 с.


Приложение 1

Динамика продаж комплектующих за 2009-2010 гг.

Диаграмма продаж комплектующего “Фонарь левый”

Диаграмма продаж комплектующего “Фонарь правый”

Диаграмма продаж комплектующего “Дверь передняя левая”


Продолжение приложения 1

Диаграмма продаж комплектующего “Дверь передняя правая”

Диаграмма продаж комплектующего “Дверь задняя левая”

 

Диаграмма продаж комплектующего “Дверь задняя правая”


Продолжение приложения 1

Диаграмма продаж комплектующего “Фара передняя левая”

Диаграмма продаж комплектующего “Фара передняя правая”

Диаграмма продаж комплектующего “Бампер задний”


Продолжение приложения 1

Диаграмма продаж комплектующего “Бампер передний”

Диаграмма продаж комплектующего “Стекло лобовое”

Диаграмма продаж комплектующего “Дверь багажника”


Окончание приложения 1

 

Диаграмма продаж комплектующего “Крыло переднее левое”

Диаграмма продаж комплектующего “Крыло переднее правое”


Приложение 2

Таблица критических значений t;,

удовлетворяющих условию

    

0,40

0,30

0,20

0,10

0,05

0,025

0,010

0,005

0,001

0,0005

1

0,325

0,727

1,376

3,078

6,314

12,71

31,82

63,66

318,30

636,60

2

0,289

0,617

1,031

1,886

2,920

4,303

6,965

9,925

22,33

31,60

3

0,277

0,584

0,978

1,638

2,353

3,182

4,541

5,841

10,22

12,94

4

0,271

0,569

0,941

1,533

2,132

2,776

3,747

4,604

7,173

8,610

5

0,267

0,559

0,920

1,476

2,015

2,571

3,365

4,032

5,893

6,859

6

0,265

0,553

0,903

1,440

1,943

2,447

3,143

3,707

5,208

5,959

7

0,263

0,549

0,896

1,415

1,895

2,365

2,998

3,499

4,785

5,405

8

0,262

0,546

0,889

1,397

1,860

2,306

2,896

3,355

4,501

5,041

9

0,261

0,543

0,883

1,383

1,833

2,262

2,821

3,250

4,297

4,781

10

0,260

0,542

0,879

1,372

1,812

2,228

2,764

2,3169

4,144

4,587

11

0,260

0,540

0,876

1,363

1,796

2,201

2,718

3,106

4,025

4,437

12

0,259

0,539

0,873

1,356

1,782

2,179

2,681

3,055

3,930

4,318

13

0,259

0,538

0,870

1,350

1,771

2,160

2,650

3,012

3,852

4,221

14

0,258

0,537

0,868

1,345

1,761

2,145

2,624

3,977

3,787

4,140

15

0,258

0,536

0,866

1,341

1,753

2,131

2,602

2,947

3,733

4,073

16

0,258

0,535

0,865

1,337

1,746

2,120

2,583

2,921

3,686

4,015

17

0,257

0,534

0,863

1,333

1,740

2,110

2,567

2,898

3,646

3,965

18

0,257

0,534

0,862

1,330

1,734

2,101

2,552

2,878

3,611

3,922

19

0,257

0,533

0,861

1,328

1,729

2,093

2,539

2,861

3,579

3,883

20

0,257

0,533

0,860

1,325

1,725

2,086

2,528

2,845

3,562

3,850

21

0,257

0,532

0,859

1,323

1,721

2,080

2,518

2,831

3,527

3,819

22

0,256

0,532

0,858

1,321

1,717

2,074

2,508

2,819

3,505

3,792

23

0,256

0,532

0,858

1,319

1,714

2,069

2,50

2,807

3,485

3,767

24

0,256

0,531

0,857

1,318

1,711

2,064

2,492

2,797

3,467

3,745

25

0,256

0,531

0,856

1,316

1,708

2,060

2,485

2,787

3,450

3,725

26

0,256

0,531

0,856

1,315

1,706

2,056

2,479

2,779

3,435

3,707

27

0,256

0,531

0,855

1,314

1,703

2,052

2,473

2,771

3,421

3,690

28

0,256

0,530

0,855

1,313

1,701

2,048

2,467

2,763

3,408

3,674

29

0,256

0,530

0,854

1,311

1,699

2,045

2,462

2,756

3,396

3,659

30

0,256

0,530

0,854

1,310

1,697

2,042

2,457

2,750

3,385

3,646

40

0,255

0,529

0,851

1,303

1,684

2,021

2,423

2,704

3,307

3,551

50

0,255

0,528

0,849

1,298

1,676

2,009

2,401

2,678

3,262

3,495

60

0,254

0,527

0,848

1,296

1,671

2,000

2,390

2,660

3,232

3,460

80

0,254

0,527

0,846

1,292

1,664

1,990

2,374

2,639

3,195

3,415

100

0,254

0,526

0,842

1,290

1,660

1,984

2,365

2,626

3,174

3,389

200

0,254

0,522

0,843

1,286

1,653

1,972

2,345

2,601

3,131

3,339

500

0,253

0,525

0,842

1,283

1,648

1,965

2,334

2,586

3,106

3,310

0,253

0,524

0,842

1,828

1,645

1,960

2,326

2,576

3,090

3,291


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

52100. Общая характеристика климата Африки 5.32 MB
  Общая характеристика климата Африки Цель: формировать у учащихся систему знаний об общих особенностях климата Африки и основных климатообразующих факторах; совершенствовать практические умения объяснять особенности климата Африки характеризовать влияние климатообразующих факторов на его формирование развивать коммуникативные навыки воспитывать интерес к предмету. Оборудование: физическая карта Африки климатическая карта Африки учебники атласы шаблоны в рабочей тетради приготовлена картосхема Африки. В рабочей тетради вы должны были...
52101. Природні зони Африки 7.36 MB
  Мета: повторити вивчений матеріал; з’ясувати рівень оволодіння учнями навчальним матеріалом з попередніх тем; формувати знання про особливості розміщення природних зон Африки; поглибити систему знань учнів про взаємозв’язки природних компонентів у складі природних зон; сформувати в учнів вміння складати характеристику природних зон в певній послідовності за типовим планом...
52102. Особливості географічного положення Африки. Елементи берегової лінії. Дослідження та освоєння 1.58 MB
  Мета: формувати загальні уявлення про зміст та структуру розділу Материки; ознайомити з планом вивчення материків; розкрити поняття географічне положення;познайомити учнів з історією відкриття Африки. Обладнання: фізична карта світу фізична карта Африки плани характеристики географічного положення материка контурні карти портрети дослідників підручники атласи. До Африки взимку відлітають птахи України: лелеки ластівки журавлі тощо.
52103. Води суходолу Африки 890.5 KB
  Мета: сформувати в учнів уявлення про особливості вод суходолу Африки; охарактеризувати головні річкові системи та басейни основні типи озер; систематизувати знання учнів про гідрологічні особливості території; продовжити формування практичних умінь характеристики водних ресурсів; сформувати поняття учнів про гідроекологічні проблеми Африки; удосконалити навички роботи з картами атласу контурною картою; виховувати бережливе ставлення до природи водних...
52104. Африка. Особливості географічного положення та історія дослідження материка 101 KB
  Мета: ознайомити учнів з історією дослідження Африки, своєрідністю природи материка, яка пов`язана з особливостями географічного положення, сформувати уявлення про періоди дослідження материка; закріпити вміння визначити координати крайніх точок материка; розвивати творчу уяву...
52105. Внутрішні води Африки 53 KB
  Кагера що впадає в озеро Вікторія. Що таке озеро Які за походженням вони бувають Виступи дітей ОЗЕРА Більшість озер Африки розташовані уздовж Східноафриканських розломів. Найбільше з них озеро Танганьїка глибиною 1470 метрів друге за глибиною після Байкалу і найдовше світі озеро 670 км. Найбільше озеро Африки і друге за площею пріноводне озеров світі після о.
52106. Agatha Christie 72 KB
  Аgatha Mary Clarissa Christie is possibly the worlds most famous detective story writer. She wrote 79 novels and several plays. Her sales outnumber those of William Shakespeare. However, behind her 4,680,000 words was a painfully shy woman whose life was often lonely and unhappy.
52107. Я і мої друзі - лідери здоровя 269.5 KB
  Так працюючи за програмою Сприяння просвітницькій роботі Рівний –Рівному серед молоді України щодо здорового способу життя я маю можливість формувати здоров’язберігаючу компетентність учнів орієнтувати дітей та молодь на здоровий спосіб життя виховувати у них відповідальне ставлення до здоров’я. Однією із дієвих форм пропаганди учасниками програми здорового способу життя серед широких учнівських мас є створення і виступи агітбригади яка є близькою і зрозумілою для всіх томущо в ній є творче вираження та активна подача великого...