9022

Основные направления, школы и представители русской философии XIX - начала XX вв

Доклад

Логика и философия

Основные направления, школы и представители русской философии XIX - начала XX вв. П. Чаадаев первым поставил со всей остротой вопросы о роли России и русского народа в мировой истории. И его оценки были весьма неприглядны. Мы так странно движемся в...

Русский

2013-02-21

40.5 KB

11 чел.

Основные направления, школы и представители русской философии

XIX - начала XX вв.

П. Чаадаев первым поставил со всей остротой вопросы о роли России и русского народа в мировой истории. И его оценки были весьма неприглядны. «Мы так странно движемся во времени, что с каждым нашим шагом вперёд прошедший миг исчезает для нас безвозвратно. Это естественный результат культуры, всецело основанной на заимствовании и подражании. У нас совершенно нет внутреннего развития, естественного прогресса; каждая наша идея бесследно вытесняет старые. Мы принадлежим к числу наций, которые как бы не входят в состав человечества, а существуют лишь для того, чтобы дать миру какой-нибудь важный урок... Глядя на нас, можно было бы сказать, что общий закон человечества отменён по отношению к нам. Одинокие в мире, мы ничего не дали миру, не научили его; мы не внесли ни одной идеи в массу идей человеческих». Это отрывки из его первого «философического письма». Герцен назвал его «выстрелом, раздавшимся в тёмную ночь». Этот выстрел возбудил споры, которые привели к размежеванию западников и славянофилов. С тех пор каждый мыслитель, пишущий о судьбе России, должен определиться по поводу данных оценок Чаадаева. Со временем Чаадаев сильно смягчил свои позиции. Он вспомнил Петра Первого, Ломоносова, Пушкина. И самое главное, он сделал вывод, что неактуализированность сил русского народа в прошлом даёт ему шанс проявить их в будущем. «У меня есть глубокое убеждение, что мы призваны решить большую часть проблем социального порядка, завершить большую часть идей, возникших в старых обществах, ответить на важнейшие вопросы, которые занимают человечество». Словом, Чаадаев формулирует русскую мессианскую идею. Т. о., Чаадаев стал первым западником в своей критике социального и политического положения России, и, одновременно, первым славянофилом в своём провозглашении великой миссии России. Но какие проблемы Россия должна решать, на какие вопросы отвечать — это, похоже, Чаадаев мало себе представлял. На этот вопрос пытались отвечать славянофилы. Хомяков верит в великую миссию русского народа. «История, — говорит он, — призывает Россию стать впереди всемирного просвещения: она дает ей на это право за всесторонность и полноту ее начал, а право, данное историей народу, есть обязанность, налагаемая на каждого из его членов». Ее идеальное назначение состоит не в том, чтобы стать самым могучим или самым богатым государством, а в том, чтобы стать «самым христианским из всех человеческих обществ».

Славянофил Кириевский полагал, что русский народ усвоил от Восточных Отцов Церкви, «безмятежную внутреннюю целость духа» как основу своего поведения и мышления. Для Запада же характерны раздвоение и рассудочность. Во множестве проявлений жизни ярко выражено это различие:

  1.  На Западе — обоснование истины путем логического сцепления понятий; на Руси — стремление к истине посредством внутреннего возвышения самосознания к сердечной целостности и средоточию разума.
  2.  На Западе — государственность из насилий завоевания, на Руси — из естественного развития народного быта.
  3.  На Западе поземельная собственность — первое выражение гражданских отношений, на Руси — собственность — только случайное выражение отношений личных.
  4.  На Западе — законность формально-логическая, на Руси — выходящая из быта. Вообще на Западе раздвоение духа, наук, государства, сословий, семейных прав и обязанностей; в России — стремление к цельности «бытия внутреннего и внешнего»; «постоянная память об отношении всего временного к вечному и человеческого к Божественному». Большинство из этих характеристик относится к древней Руси, а современную им Россию ни Кириевский, ни Хомяков, не идеализировали.

Построение целостной философской системы — это одна из основных задач В. С. Соловьева, одна из его первичных интуиций, которая определяла всё его творчество. Реализовывать эту задачу Соловьёв начал еще в «Философских началах цельного знания». Здесь Соловьёв говорит о человечестве как о едином организме, как о живом существе, которое имеет начало и цель развития. Цель человеческого существования определяется Соловьёвым как «образование всецелой общечеловеческой организации в форме цельного творчества, или свободной теургии, цельного знания, или свободной теософии и цельного общества, или свободной теократии», или как «цельная жизнь». Каждая из этих форм цельной жизни проявляется на трёх степенях: материальной, формальной и абсолютной. Сфера творчества включает в себя техническое художество, изящное художество и мистику. Сфера знания — положительную науку, отвлечённую философию и теологию. Общественная сфера — экономическое общество (земство), политическое общество (государство) и духовное общество (церковь). Общечеловеческий организм проходит три состояния или три фазы относительно указанных степеней. В первом состоянии они слиты и не имеют отдельного существования, во втором — разделены и противостоят друг другу, в третьем — соединяются снова в новом свободном единстве.

Существует вечная, истинная красота, она находится в идеальном, сверхприродном мире. Отношение человеческого чувства к этому миру Соловьёв называет мистикой. На последнем этапе развития человечества, когда человеческое творчество становится цельным творчеством, все его формы свободно соединяются с мистикой, человек может свободно приобщаться к источнику истинной красоты — сверхприродному миру. Подобная установка на связь художественного творчества с мистическим опытом оставалась у Соловьёва всегда. Опираясь на ранее изложенное, можно увидеть, как соловьёвское понимание творчества укоренено в его историософской концепции. Но историософия своим источником имеет космологию и метафизику. Необходимо понять, как эволюция человечества вписывается в эволюцию мира, как категория красоты соотносится с другими философскими категориями.

Метафизика и космология Соловьёва довольно полно выражены в «Чтениях о Богочеловечестве», и их реконструкция будет опираться на это произведение. Над всеми метафизическими построениями у Соловьёва доминирует, во-первых, учение об Абсолюте как всеединстве и, во-вторых, учение о порождении Абсолютом своего «другого». Здесь Соловьёв вдохновляется покорившими его с юности учениями Спинозы и Шеллинга. Абсолютное или абсолютно-сущее не находится вне мира (что было бы естественным для христианского философа), а включает в себя его, является источником и основой существования мира. Для Соловьёва невозможно существование мира без его Абсолютной основы и также невозможно мыслить Абсолютное вне мира. Соловьёв в определённых случаях обозначает его как «идея». Не останавливаясь на многих неясностях в учении о втором центре в Абсолютном, необходимо указать на его внутреннее строение. Соловьёв пишет, что идея есть «то, чего хочет сущий, что он представляет, что чувствует или ощущает, это есть его собственный предмет или содержание. Как содержание воли сущего идея есть благо, как содержание его представления она есть истина, как содержание его чувства она есть красота». Соловьёв вводит различение и внутри первого полюса, который является источником второго.

Первый полюс включает в себя дух, ум и душу. Теперь можно уточнить категории блага, истины и красоты. Все эти различения чисто логического порядка, они не имеют отношения к космологическому процессу. Но по ним можно видеть, как красота накрепко привязана к благу и истине. Что же касается космологии, то она строится на полагании «вечной души мира», которая, объединяя мир и сохраняя его в единстве, может противостоять абсолюту и противопоставлять ему мир. Мировая душа, по природе своей причастная Богу, ищущая через космогонический процесс преодоления дуализма (в котором она сама виновата), воссоединяется с божеством, точнее говоря, с Логосом. Вначале своей творческой деятельности Соловьёв отождествляет мировую душу с Софией, в более поздних работах София борется с хаосом за мировую душу.

Последний великий русский философ рубежа веков — Николай Бердяев. Понятие «объективация» Бердяев заимствовал у Шопенгауэра, у которого Мировая Воля проявляет себя во множестве объективаций, первая из которых — человек. Для Бердяева человек не является вторичным по отношению к Богу из-за своей причастности свободе, которая до Бога и вне Бога. «Человек есть дитя Божие, но и свободы», «над которой бессилен Бог». Своё учение Бердяев называет «антииерархическим персонализмом». Для личности есть два выхода из самой себя: первый есть объективация, когда человек выходит в общество, в царство «обыденщины», и путь «трансцендирования», когда сохраняется «жизнь в свободе».


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

81755. Мотив дороги и его философское звучание в произведениях отечественной классики 19 века 31.76 KB
  Выражением концепции исторического пути народа или государства Н. Бричка Чичикова символ однообразного кружения сбившейся с прямого пути души русского человека. А проселочные дороги по которым эта бричка колесит не только реалистическая картина российского бездорожья но и символ кривого пути национального развития. Птицатройка символ национальной стихии русской жизни символ великого пути России в мировом масштабе.
81756. Проблема ума в комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума». Особенности языка и стиха пьесы 36.33 KB
  В комедии Горе от ума кто умное действующее лицо ответ: Грибоедов А знаешь ли что такое Чацкий Пылкий благородный и добрый малый проведший несколько времени с очень умным человеком именно с Грибоедовым и напитавшийся его мыслями остротами и сатирическими замечаниями. Но Чацкий не только умнее всех прочих лиц но и положительно умен. Между тем Чацкий как личность несравненно выше и умнее Онегина и лермонтовского Печорина. Ими заканчивается их время а Чацкий начинает новый век и в этом все его значение и весь ум.
81757. Герои и проблематика одного из произведений А. И. Куприна 38.21 KB
  Куприна. Куприн пишет на эту тему повесть Олеся. Куприн наделяет ее ярким характером. Поэтизируя жизнь не ограниченную современными социальными культурными рамками Куприн стремился показать явные преимущества естественного человека в котором он видел духовные качества утраченные в цивилизованном обществе.
81758. Тема города и деревни в произведениях отечественной литературы 35.02 KB
  В рассказе от образов Матрены и ее односельчан автор переходит к изображению картины русской деревни которая предстает перед нами серой бесприютной опустошенной. Пьянство сплетни и постоянное стремление урвать кусок побольше и получше делают жителей деревни равнодушными ко всему что не касается материальной стороны их жалкой жизни и грозят привести к тому что обнищавшее село вотвот рухнет развалится. является Матрена одинокая хозяйка дома где снимает комнату герой рассказа женщина с интересной но невероятно сложной и несчастливой...
81759. Развитие лицейской темы в лирике А.С.Пушкина. (на примере 3 – 4 стихотворений). Разбор одного стихотворения 32.7 KB
  Творческая жизнь Пушкина начинается в годы национальнопатриотического подъема вызванного войной 1812г. Другим явлением определившим духовное и нравственное развитие Пушкина было начавшееся еще в годы его пребывания в Лицее освободительное движение в среде дворянской молодежи в дальнейшем движение декабристов. Уже в Лицее Пушкин приобщается к вольнолюбивым идеям которые находили благодатную почву среди лицеистов. На развитие Пушкина большое влияние оказали произведения Радищева сочинения французских просветителей ХУШ века.
81760. Проблема добра и зла в прозе Л. Андреева ( на примере одного произведения 30.42 KB
  Образы и мотивы Нового завета проблему отношений идеала и действительности героя и толпы истинной и неистинной любви Андреев разработал и в рассказе Иуда Искариот 1907. Иуда верит Христу но сознает что он как идеал не будет понят человечеством. Предатель предстает у Андреева фигурой глубоко трагической: Иуда хочет чтобы люди уверовали в Христа но для этого толпе нужно чудо воскресение после мученической смерти. В трактовке Андреева предавая и принимая на себя навеки имя предателя Иуда спасает дело Христа.
81761. Мотив дуэли в произведениях отечественной классики 19 века 32.05 KB
  Пушкин Евгений Онегин В деревне куда едет О. Пушкин дал О. которого Пушкин таким родством снижает. Пушкин не раз подчеркивает этот мотив в истории дуэли.
81762. Вечные вопросы и их осмысление в лирике А.С.Пушкина (на примере 3 – 4 стихотворений). Разбор одного стихотворения 45.14 KB
  В петербургский период лирика Пушкина особенно вбирает в себя свободолюбивые политические идеи и настроения. Первым значительным произведением после выхода из лицея была написанная Пушкиным в самом конце 1817 г. Лирике лицейских лет Пушкин лротивопоставляет поэзию вольности и обличения порока у свободы он ищет вдохновения. Недаром Пушкин в одном из вариантов своего Памятника в конце жизни прямо указывает что вслед Радищеву восславил он свободу.
81763. Тема отцов и детей в произведениях отечественной классики 19 века 32.44 KB
  Отцов или детей обличает Т. дети не должны убивать отцов а отцы заставлять детей думать так же как они думают. потому что смешно и бессмысленно полагать что можно силой заставить молодое поколение думать так же как и поколение отцов.