90227

Применение метода case study на уроках литературы как ориентация на формирование специалиста XXI века

Научная статья

Педагогика и дидактика

В последние годы в связи с курсом на модернизацию российского образования в системе профессиональной школы России происходит поиск новых эффективных путей обучения. Одним из методических открытий является кейс-метод в практике общего и профессионального образования, разработка...

Русский

2015-06-01

58 KB

2 чел.

Применение   метода   case study  на уроках литературы  как ориентация на формирование специалиста  XXI века

           Зюба Татьяна Сергеевна, преподаватель ГАПОУ СО «Вольский педагогический колледж им. Ф.И.Панферова», заслуженный учитель РФ,

Ситникова Ольга Владимировна, преподаватель  ГОУ СПО  Филиал  «Саратовского  областного  колледжа  искусств» в г. Вольске  

В последние годы в связи с курсом на модернизацию российского образования  в системе профессиональной  школы России происходит поиск новых эффективных путей обучения. Одним из методических открытий является кейс-метод в практике общего и профессионального образования,  разработка и реализация  которого  обусловлена двумя тенденциями:

 -ориентированностью  образования на формирование профессиональной компетентности специалиста;

-задачей формирования оптимального поведения человека в различных ситуациях, способного к   эффективным действиям в складывающихся условиях.

Согласно требованиям ФГОС СПО, совокупность профессиональных и общих компетенций в каком-либо виде профессиональной деятельности трактуется как интегральный показатель качества ее освоения. Это кардинально меняет отношение к результатам обучения, формам и методам преподавания  и  аттестации достигнутых обучающимися  компетенций. В соответствии с  образовательными стандартами СПО   оценка  освоения учебной дисциплины носит комплексный характер: оценивается сформированность общеучебных способностей, а также  качеств делового человека XXI века, которому присущи

-ответственность и адаптивность – проявление персональной исполнительности и   гибкости в личных, служебных и общественных делах; планирование  и достижение высоких стандартов;

-коммуникативные умения – понимание другого, толерантность, создание эффективных форм и контекстов устного, письменного, мультимедийного и сетевого общения;

-креативность и любознательность – генерирование  и реализация новых идей и обмен идеями с другими;

-критическое и системное мышление – способность воспринимать и перерабатывать информацию,  совершать верный выбор; понимать события и явления в уровневой и компонентной взаимосвязи;

-информационная и медиаграмотность – умение обрабатывать и создавать   информацию в разных формах и на различных типах медиаоборудования;

-межличностное взаимодействие и сотрудничество – умение работать в команде,  выполнять разные роли и обязанности; продуктивно взаимодействовать с другими;

-готовность к постановке и решению проблем – способность формулировать, анализировать и решать важные вопросы и ситуации;

-направленность на саморазвитие – планирование, достижение и расчеты собственных приращений;

-социальная ответственность – умение действовать в интересах всего общества[4]

Уроки литературы являются тем благодатным полем, где произрастают умения обучающихся активно вести диалог,  получать и передавать информацию различными способами. В уроке проявляются  три уровня активности участников образовательного процесса:

-активность воспроизведения,

-активность интерпретации,

-творческая активность [1]. 

Case study –  метод конкретных ситуаций, специально разрабатываемых педагогом  в виде задач  на основе фактического материала  урока  и максимально приближенных к жизни, цель которых -    разбор, решение и приобретение практического  опыта [2].  В ходе разбора ситуаций обучающиеся учатся действовать в «команде», проводить анализ и принимать ответственные, адаптивные, максимально объективные решения. Данный метод, на наш взгляд, позволяет преподавателю  формировать  на уроке все три уровня активности и успешно решать с его помощью задачу формирования личности. Соотнесём характеристики  case study, согласно определению, с формируемыми на уроке общими компетенциями [3]:

Характеристики  case study

Общие компетенции

  •   Метод обучения, предназначенный для совершенствования навыков и получения опыта в следующих областях: выявление, отбор и решение проблем

ОК 2: организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество;

ОК 3: оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях

  •  Работа с информацией — осмысление значения деталей, описанных в ситуации;
  •   анализ и синтез информации и аргументов; работа с предположениями и заключениями; оценка альтернатив;

ОК 4:  осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

  •  Принятие решений; слушание и понимание других людей — навыки групповой работы.

ОК 6: работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами.

Реализация метода case-study предполагает фронтальную -  парную, групповую дискуссию  в ходе анализа ситуации – case, возникающую при конкретном положении дел, и выработку жизненно ориентированного решения.  Например, при изучении темы «Обломов и  «обломовщина» предлагается следующий набор ситуаций:

1)Илья Ильич Обломов в Петербурге на Гороховой в съемной квартире: интерьер, портрет героя, детали внешнего вида, род занятий и поступки: что должно  произойти или наступить в дальнейшем: резкие перемены? помощь друга? любовь? нищета?..

2) Илья Ильич влюблен в Ольгу Ильинскую: история отношений, финал… Закономерен или случаен исход событий? Что должно последовать?

3)Штольц и Ольга Ильинская  - семейная пара, Илья Ильич тоже находит «тихую гавань» на окраине Петербурга: пейзаж, дом Агафьи Пшеницыной, их взаимоотношения, его род занятий… Что должно произойти?

4)Закономерен ли финал Обломова? Что хотел показать читателю автор? Он показал правду обстоятельств или   выбрал неожиданное разрешение коллизии?

5)Как же вы определите  назначение образа Обломова? А явление «обломовщина»?

        Итак, использование case-study на уроке литературы позволяет преподавателю решать задачи формирования надпредметных знаний -  компетенций  обучающихся -  и способствовать  формированию  жизненной позиции путем установления причинно-следственных связей отдельных явлений и их закономерных разрешений как в содержании литературного произведения, так  и путем установления параллелей «литература-жизнь». Осмысление, анализ литературных   фрагментов  (кейс-метод),  решение ситуаций    при  работе с текстом литературного произведения приводит молодых людей к пониманию закономерностей  жизни, что, безусловно, вызовет  поиск креативного решения, возможно правильный выбор.

Список литературы:

1.Анцибор М.М. Активные формы и методы обучения.–Тула, 2007.

2.Долгоруков А.Метод case-study как современная технология профессионально-ориентированного обучения.

http:// www.vshu. ru/lections.php

3.Лазарев В.А., Штанов С.Н. Кейс-технологии в проектной деятельности и профессионализме: уч.-метод. пособие для преподавателей образовательных учреждений СПО.- Н. Новгород: Дятловы горы, 2009.

4.Intel «Обучение для будущего». Проектная деятельность в информационной образовательной среде 21 века. – М:НП «Современные технологии в образовании и культуре», 2009.

4.Штанов С..Н., Салимова А.Ф. Возможности “case-study” в подготовке студентов к  проектной деятельности  //Среднее профессиональное образование, 2011,№1. – с.44-46.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

18011. Биржевая деятельность 714 KB
  1. ВВОДНАЯ ЛЕКЦИЯ 1.1. Понятие биржи. История возникновения. Мировые биржевые центры 1.2. Виды бирж. Биржевые товары 1.3. Характеристика биржевых сделок 1.1. Понятие биржи. История возникновения. Мировые биржевые центры Понятие биржи Товарные биржи представляющие
18012. Биржевая деятельность. Учебник 1.95 MB
  Биржевая деятельность ПОД РЕДАКЦИЕЙ ПРОФЕССОРА А.Г. ГРЯЗНОВОЙ ПРОФЕССОРА Р.В.КОРНЕЕВОЙ ПРОФЕССОРА В.А.ГАЛАНОВА Изложены основы биржевой деятельности. Обобщена практика yпpaвлeния биpжaми. Пoкaзaнa cпeцификa paбoты тoвapныx фoндoвыx и вaлютныx биpж. Paccмoтpeны виды биpжeвыx cдeлo
18013. Психология бизнеса. БИЗНЕС. Пособие для Гениев 1.65 MB
  Психология бизнеса БИЗНЕС. Пособие для Гениев. Юрий Мороз. Не было еще гения без некоторой доли безумия. Сенека. От автора Как это видимо обычно и бывает я пишу введение после того как книга закончена. Что же важного я хочу сообщить читателю Первое...
18014. Бизнес-статистика и прогнозирование 2.23 MB
  В.Г. Минашкин Н.А. Садовникова Р.А. Шмойлова Бизнесстатистика и прогнозирование СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛ I. БИЗНЕССТАТИСТИКА..6 Глава 1. Предмет и метод статистики.6 Статистика как наука и отрасль практической д...
18015. Бренд. Боевая машина бизнеса 930 KB
  Глядя на засилье логотипов в окружающем нас пространстве — на стойке бара, на форменной одежде официантки, на посуде, столах и зонтиках, обозревая весь этот марочный мир, один из нас сделал зачин
18016. ЦЕНЫ И ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ. Учебник 1.75 MB
  ЦЕНЫ И ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ Учебник И.К. Салимжанова СОДЕРЖАНИЕ: [1] РАЗДЕЛ 1 [1.1] ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ ПРИ ПЕРЕХОДЕ К РЫНКУ [2] ГЛАВА 1 [2.1] ЦЕНА КАК ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ В ПЕРЕХОДНЫЙ ПЕРИОД [2.1.1] Стоимо...
18017. Чистильщики московских улиц: скинхеды, СМИ и общественное мнение 556 KB
  В. А. Шнирельман Чистильщики московских улиц: скинхеды СМИ и общественное мнение Работа выполнена по проекту Анализ распространенных стереотипов в молодежной среде выработка и реализация мер по преодолению влияния их негативного аспекта в рамках среднеср
18018. Что такое политическая философия: размышления и соображения 595 KB
  Александр Моисеевич Пятигорский Что такое политическая философия: размышления и соображения Аннотация К чему приводит общее снижение уровня политической рефлексии Например к появлению новых бессмысленных слов: урегулирование политического кризиса ведь к...
18019. Деньги и Кредит 2.59 MB
  Деньги и Кредит СОДЕРЖАНИЕ: РАЗДЕЛ. ДЕНЬГИ Глава. НЕОБХОДИМОСТЬ ДЕНЕГ ИХ ВОЗНИКНОВЕНИЕ И СУЩНОСТЬ. Предпосылки и значение появления денег. Сущность денег. ФУНКЦИИ ВИДЫ ДЕН