90227

Применение метода case study на уроках литературы как ориентация на формирование специалиста XXI века

Научная статья

Педагогика и дидактика

В последние годы в связи с курсом на модернизацию российского образования в системе профессиональной школы России происходит поиск новых эффективных путей обучения. Одним из методических открытий является кейс-метод в практике общего и профессионального образования, разработка...

Русский

2015-06-01

58 KB

2 чел.

Применение   метода   case study  на уроках литературы  как ориентация на формирование специалиста  XXI века

           Зюба Татьяна Сергеевна, преподаватель ГАПОУ СО «Вольский педагогический колледж им. Ф.И.Панферова», заслуженный учитель РФ,

Ситникова Ольга Владимировна, преподаватель  ГОУ СПО  Филиал  «Саратовского  областного  колледжа  искусств» в г. Вольске  

В последние годы в связи с курсом на модернизацию российского образования  в системе профессиональной  школы России происходит поиск новых эффективных путей обучения. Одним из методических открытий является кейс-метод в практике общего и профессионального образования,  разработка и реализация  которого  обусловлена двумя тенденциями:

 -ориентированностью  образования на формирование профессиональной компетентности специалиста;

-задачей формирования оптимального поведения человека в различных ситуациях, способного к   эффективным действиям в складывающихся условиях.

Согласно требованиям ФГОС СПО, совокупность профессиональных и общих компетенций в каком-либо виде профессиональной деятельности трактуется как интегральный показатель качества ее освоения. Это кардинально меняет отношение к результатам обучения, формам и методам преподавания  и  аттестации достигнутых обучающимися  компетенций. В соответствии с  образовательными стандартами СПО   оценка  освоения учебной дисциплины носит комплексный характер: оценивается сформированность общеучебных способностей, а также  качеств делового человека XXI века, которому присущи

-ответственность и адаптивность – проявление персональной исполнительности и   гибкости в личных, служебных и общественных делах; планирование  и достижение высоких стандартов;

-коммуникативные умения – понимание другого, толерантность, создание эффективных форм и контекстов устного, письменного, мультимедийного и сетевого общения;

-креативность и любознательность – генерирование  и реализация новых идей и обмен идеями с другими;

-критическое и системное мышление – способность воспринимать и перерабатывать информацию,  совершать верный выбор; понимать события и явления в уровневой и компонентной взаимосвязи;

-информационная и медиаграмотность – умение обрабатывать и создавать   информацию в разных формах и на различных типах медиаоборудования;

-межличностное взаимодействие и сотрудничество – умение работать в команде,  выполнять разные роли и обязанности; продуктивно взаимодействовать с другими;

-готовность к постановке и решению проблем – способность формулировать, анализировать и решать важные вопросы и ситуации;

-направленность на саморазвитие – планирование, достижение и расчеты собственных приращений;

-социальная ответственность – умение действовать в интересах всего общества[4]

Уроки литературы являются тем благодатным полем, где произрастают умения обучающихся активно вести диалог,  получать и передавать информацию различными способами. В уроке проявляются  три уровня активности участников образовательного процесса:

-активность воспроизведения,

-активность интерпретации,

-творческая активность [1]. 

Case study –  метод конкретных ситуаций, специально разрабатываемых педагогом  в виде задач  на основе фактического материала  урока  и максимально приближенных к жизни, цель которых -    разбор, решение и приобретение практического  опыта [2].  В ходе разбора ситуаций обучающиеся учатся действовать в «команде», проводить анализ и принимать ответственные, адаптивные, максимально объективные решения. Данный метод, на наш взгляд, позволяет преподавателю  формировать  на уроке все три уровня активности и успешно решать с его помощью задачу формирования личности. Соотнесём характеристики  case study, согласно определению, с формируемыми на уроке общими компетенциями [3]:

Характеристики  case study

Общие компетенции

  •   Метод обучения, предназначенный для совершенствования навыков и получения опыта в следующих областях: выявление, отбор и решение проблем

ОК 2: организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество;

ОК 3: оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях

  •  Работа с информацией — осмысление значения деталей, описанных в ситуации;
  •   анализ и синтез информации и аргументов; работа с предположениями и заключениями; оценка альтернатив;

ОК 4:  осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

  •  Принятие решений; слушание и понимание других людей — навыки групповой работы.

ОК 6: работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами.

Реализация метода case-study предполагает фронтальную -  парную, групповую дискуссию  в ходе анализа ситуации – case, возникающую при конкретном положении дел, и выработку жизненно ориентированного решения.  Например, при изучении темы «Обломов и  «обломовщина» предлагается следующий набор ситуаций:

1)Илья Ильич Обломов в Петербурге на Гороховой в съемной квартире: интерьер, портрет героя, детали внешнего вида, род занятий и поступки: что должно  произойти или наступить в дальнейшем: резкие перемены? помощь друга? любовь? нищета?..

2) Илья Ильич влюблен в Ольгу Ильинскую: история отношений, финал… Закономерен или случаен исход событий? Что должно последовать?

3)Штольц и Ольга Ильинская  - семейная пара, Илья Ильич тоже находит «тихую гавань» на окраине Петербурга: пейзаж, дом Агафьи Пшеницыной, их взаимоотношения, его род занятий… Что должно произойти?

4)Закономерен ли финал Обломова? Что хотел показать читателю автор? Он показал правду обстоятельств или   выбрал неожиданное разрешение коллизии?

5)Как же вы определите  назначение образа Обломова? А явление «обломовщина»?

        Итак, использование case-study на уроке литературы позволяет преподавателю решать задачи формирования надпредметных знаний -  компетенций  обучающихся -  и способствовать  формированию  жизненной позиции путем установления причинно-следственных связей отдельных явлений и их закономерных разрешений как в содержании литературного произведения, так  и путем установления параллелей «литература-жизнь». Осмысление, анализ литературных   фрагментов  (кейс-метод),  решение ситуаций    при  работе с текстом литературного произведения приводит молодых людей к пониманию закономерностей  жизни, что, безусловно, вызовет  поиск креативного решения, возможно правильный выбор.

Список литературы:

1.Анцибор М.М. Активные формы и методы обучения.–Тула, 2007.

2.Долгоруков А.Метод case-study как современная технология профессионально-ориентированного обучения.

http:// www.vshu. ru/lections.php

3.Лазарев В.А., Штанов С.Н. Кейс-технологии в проектной деятельности и профессионализме: уч.-метод. пособие для преподавателей образовательных учреждений СПО.- Н. Новгород: Дятловы горы, 2009.

4.Intel «Обучение для будущего». Проектная деятельность в информационной образовательной среде 21 века. – М:НП «Современные технологии в образовании и культуре», 2009.

4.Штанов С..Н., Салимова А.Ф. Возможности “case-study” в подготовке студентов к  проектной деятельности  //Среднее профессиональное образование, 2011,№1. – с.44-46.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

19477. Архітектура шин 28 KB
  Архітектура шин Компю́терна ши́на англ. computer bus служить для передачі даних між окремими функціональними блоками компютера і є сукупністю сигнальних ліній які мають певні електричні характеристики і протоколи передачі інформації. Шини можуть розрізнятися розрядніст...
19478. Загальна характеристика зп 25.5 KB
  Загальна характеристика зп ЗП поділяється на дві основні групи: зовнішню і внутрішню.Зовнішні ЗП призначені для тривалого зберігання великих масивів інформації з ємністю до гігабайта і більше та малою швидкодією. Зовнішня пам’ять містить в собі накопичувачі на магнітн...
19479. Що таке мультипроцесори 22.92 KB
  Що таке мультипроцесори Системи в яких комп'ютери використовують пам'ять спільно зазвичай називаються мультипроцесорами Мультипроцесори з використанням єдиної спільної пам'яті shared memory забезпечується однорідний доступ до пам'яті uniform memory access or UMA є основою дл...
19480. НГМД, НЖМД 27 KB
  НГМД НЖМД НГМД Цей пристрій використовує як носія інформації гнучкі магнітні диски дискети які можуть бути 5ти або 3х дюймовими. Дискета це магнітний диск начебто пластинки поміщений в конверт. В залежності від розміру дискети змінюється її ємність в байтах. Якщ...
19481. Основні характеристики ЗП 23.5 KB
  Основні характеристики ЗП 1Інформаційна ємність. Виміряється в кілобайтах мегабайтах гігабайтах і терабайтах. 2 Час доступу. Визначається як усереднений інтервал від видачі запиту на передачу блока даних до фактичного початку передачі. Дискові накопичувачі мають
19482. Паралельні компютерні архітектури 42.8 KB
  Паралельні комп'ютерні архітектури Швидкість роботи комп'ютерів стає все вище а й вимоги до них постійно зростають. Астрономи намагаються відтворити всю історію Всесвіту з моменту великого вибуху і до сьогоднішнього дня. Фармацевти хотіли б розробляти нові лікарськ
19483. Принцип організації системи BIOS 30.5 KB
  Принцип організації системи BIOS BIOS англ. Basic Input/Output System базова система введення/виведення є набором спеціальних підпрограм які використовуються комп'ютерами архітектури x86 для ініціалізації компонентів персональної платформи необхідних для її первинного завантаж...
19484. Принципи дії системи переривань 27 KB
  Принципи дії системи переривань Система переривань будьякого комп'ютера є його найважливішою частиною що дозволяє швидко реагувати на події обробка яких повинна виконаються негайно: сигнали від машинних таймерів натиснення клавіш клавіатури або миші збої пам'яті і ...
19485. Способи адресації 28.5 KB
  Способи адресації Спо́соби адреса́ції па́м'яті комплекс стандартизованих для певної архітектури системи команд центрального процесора способів для визначення обчислення місця розташування операндів в пам'яті ЕОМ або адреси наступної команди при виконанні команд