90227

Применение метода case study на уроках литературы как ориентация на формирование специалиста XXI века

Научная статья

Педагогика и дидактика

В последние годы в связи с курсом на модернизацию российского образования в системе профессиональной школы России происходит поиск новых эффективных путей обучения. Одним из методических открытий является кейс-метод в практике общего и профессионального образования, разработка...

Русский

2015-06-01

58 KB

2 чел.

Применение   метода   case study  на уроках литературы  как ориентация на формирование специалиста  XXI века

           Зюба Татьяна Сергеевна, преподаватель ГАПОУ СО «Вольский педагогический колледж им. Ф.И.Панферова», заслуженный учитель РФ,

Ситникова Ольга Владимировна, преподаватель  ГОУ СПО  Филиал  «Саратовского  областного  колледжа  искусств» в г. Вольске  

В последние годы в связи с курсом на модернизацию российского образования  в системе профессиональной  школы России происходит поиск новых эффективных путей обучения. Одним из методических открытий является кейс-метод в практике общего и профессионального образования,  разработка и реализация  которого  обусловлена двумя тенденциями:

 -ориентированностью  образования на формирование профессиональной компетентности специалиста;

-задачей формирования оптимального поведения человека в различных ситуациях, способного к   эффективным действиям в складывающихся условиях.

Согласно требованиям ФГОС СПО, совокупность профессиональных и общих компетенций в каком-либо виде профессиональной деятельности трактуется как интегральный показатель качества ее освоения. Это кардинально меняет отношение к результатам обучения, формам и методам преподавания  и  аттестации достигнутых обучающимися  компетенций. В соответствии с  образовательными стандартами СПО   оценка  освоения учебной дисциплины носит комплексный характер: оценивается сформированность общеучебных способностей, а также  качеств делового человека XXI века, которому присущи

-ответственность и адаптивность – проявление персональной исполнительности и   гибкости в личных, служебных и общественных делах; планирование  и достижение высоких стандартов;

-коммуникативные умения – понимание другого, толерантность, создание эффективных форм и контекстов устного, письменного, мультимедийного и сетевого общения;

-креативность и любознательность – генерирование  и реализация новых идей и обмен идеями с другими;

-критическое и системное мышление – способность воспринимать и перерабатывать информацию,  совершать верный выбор; понимать события и явления в уровневой и компонентной взаимосвязи;

-информационная и медиаграмотность – умение обрабатывать и создавать   информацию в разных формах и на различных типах медиаоборудования;

-межличностное взаимодействие и сотрудничество – умение работать в команде,  выполнять разные роли и обязанности; продуктивно взаимодействовать с другими;

-готовность к постановке и решению проблем – способность формулировать, анализировать и решать важные вопросы и ситуации;

-направленность на саморазвитие – планирование, достижение и расчеты собственных приращений;

-социальная ответственность – умение действовать в интересах всего общества[4]

Уроки литературы являются тем благодатным полем, где произрастают умения обучающихся активно вести диалог,  получать и передавать информацию различными способами. В уроке проявляются  три уровня активности участников образовательного процесса:

-активность воспроизведения,

-активность интерпретации,

-творческая активность [1]. 

Case study –  метод конкретных ситуаций, специально разрабатываемых педагогом  в виде задач  на основе фактического материала  урока  и максимально приближенных к жизни, цель которых -    разбор, решение и приобретение практического  опыта [2].  В ходе разбора ситуаций обучающиеся учатся действовать в «команде», проводить анализ и принимать ответственные, адаптивные, максимально объективные решения. Данный метод, на наш взгляд, позволяет преподавателю  формировать  на уроке все три уровня активности и успешно решать с его помощью задачу формирования личности. Соотнесём характеристики  case study, согласно определению, с формируемыми на уроке общими компетенциями [3]:

Характеристики  case study

Общие компетенции

  •   Метод обучения, предназначенный для совершенствования навыков и получения опыта в следующих областях: выявление, отбор и решение проблем

ОК 2: организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество;

ОК 3: оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях

  •  Работа с информацией — осмысление значения деталей, описанных в ситуации;
  •   анализ и синтез информации и аргументов; работа с предположениями и заключениями; оценка альтернатив;

ОК 4:  осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

  •  Принятие решений; слушание и понимание других людей — навыки групповой работы.

ОК 6: работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами.

Реализация метода case-study предполагает фронтальную -  парную, групповую дискуссию  в ходе анализа ситуации – case, возникающую при конкретном положении дел, и выработку жизненно ориентированного решения.  Например, при изучении темы «Обломов и  «обломовщина» предлагается следующий набор ситуаций:

1)Илья Ильич Обломов в Петербурге на Гороховой в съемной квартире: интерьер, портрет героя, детали внешнего вида, род занятий и поступки: что должно  произойти или наступить в дальнейшем: резкие перемены? помощь друга? любовь? нищета?..

2) Илья Ильич влюблен в Ольгу Ильинскую: история отношений, финал… Закономерен или случаен исход событий? Что должно последовать?

3)Штольц и Ольга Ильинская  - семейная пара, Илья Ильич тоже находит «тихую гавань» на окраине Петербурга: пейзаж, дом Агафьи Пшеницыной, их взаимоотношения, его род занятий… Что должно произойти?

4)Закономерен ли финал Обломова? Что хотел показать читателю автор? Он показал правду обстоятельств или   выбрал неожиданное разрешение коллизии?

5)Как же вы определите  назначение образа Обломова? А явление «обломовщина»?

        Итак, использование case-study на уроке литературы позволяет преподавателю решать задачи формирования надпредметных знаний -  компетенций  обучающихся -  и способствовать  формированию  жизненной позиции путем установления причинно-следственных связей отдельных явлений и их закономерных разрешений как в содержании литературного произведения, так  и путем установления параллелей «литература-жизнь». Осмысление, анализ литературных   фрагментов  (кейс-метод),  решение ситуаций    при  работе с текстом литературного произведения приводит молодых людей к пониманию закономерностей  жизни, что, безусловно, вызовет  поиск креативного решения, возможно правильный выбор.

Список литературы:

1.Анцибор М.М. Активные формы и методы обучения.–Тула, 2007.

2.Долгоруков А.Метод case-study как современная технология профессионально-ориентированного обучения.

http:// www.vshu. ru/lections.php

3.Лазарев В.А., Штанов С.Н. Кейс-технологии в проектной деятельности и профессионализме: уч.-метод. пособие для преподавателей образовательных учреждений СПО.- Н. Новгород: Дятловы горы, 2009.

4.Intel «Обучение для будущего». Проектная деятельность в информационной образовательной среде 21 века. – М:НП «Современные технологии в образовании и культуре», 2009.

4.Штанов С..Н., Салимова А.Ф. Возможности “case-study” в подготовке студентов к  проектной деятельности  //Среднее профессиональное образование, 2011,№1. – с.44-46.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

41237. Свойства реальных газов и паров. Опыт Эндрюса. Диаграммы термодинамических свойств жидкостей и паров 5.88 MB
  Известно что при нагревании жидкости испаряются. при кипении во всем объеме жидкости образуются свободные замкнутые поверхности паровые пузыри внутрь которых и происходит испарение жидкости. Изменение агрегатного состояния при кипении жидкость пар может происходить при подводе теплоты извне к жидкости. При охлаждении паров жидкости происходит конденсация: пар переходит в жидкое состояние.
41238. Цикл паросиловой установки 340 KB
  Скорость движения пара через турбину достаточно высокая так что пар не успевает передать много теплоты через корпус турбины в окружающую среду: поэтому с достаточным для общей оценки работы пара в турбине процесс расширения пара при его движении в турбине можно считать адиабатнымпроцесс 12. Из предыдущего материала известно что процессы подвода внешней теплоты характеризуются возрастанием энтропии рабочего тела. И наоборот при отводе теплоты энтропия уменьшается. Таким образом понятно что процесс 34561 это...
41239. ЕМПІРИЧНА ІНЖЕНЕРІЯ ПРОГРАМНОГО ЗАБЕЗПЕЧЕННЯ 48 KB
  Місце емпіричної інженерії програмного забезпечення в інженерії програмного забезпечення. Предмет та метод емпіричної інженерії програмного забезпечення. Емпіричні дослідження програмного забезпечення.
41240. Соціологія освіти як наука і предмет 217.5 KB
  Науковий статус соціології освіти Міждисциплінарні звязки соціології освіти Суспільне призначення соціології освіти Науковий статус соціології освіти Соціологія освіти є результатом застосування методології і методів соціологічного аналізу особливої сфери суспільного життя соціально організованого і контрольованого навчання і виховання.
41241. Елементи форм фінансової звітності, їх структура та зміст 157.5 KB
  Основными элементами баланса являются активы обязательства и капитал собственников собственный капитал. Составление и интерпретация баланса требуют четкого определения и надлежащего отражения этих элементов. Если предприятие сомневается в отношении возможности получения будущих экономических выгод актив нужно немедленно списывать с баланса и отражать в составе расходов текущего периода в Отчете о прибылях и убытках. Текущая восстановительная себестоимость Current or Replcement Сost сумма денежных средств их эквивалентов или других...
41242. Розвиток культури України у другій половині 14-18 ст. 89 KB
  Релігійне життя в Україні. Релігійне життя в Україні. Яку роль відігравав католицизм в Україні в 1516 ст. Центрами боротьби проти католицизму в Україні стають братства.
41243. Українська та європейська культура в 19 - на початку 20 ст. Література, наука, освіта 49.5 KB
  Розвиток освіти в Україні. Розвиток освіти в Україні. Царський уряд поставив завдання перед обома університетами Харківським та Київським проведення русифікаторської політики в Україні. Однак царський уряд в умовах наростання революційного і національновизвольного руху в Україні злякався поширення освіти серед нижчих шарів населення і поступово ці школи були закриті.
41244. ФОРМИ ЕКОЛОГІЧНОЇ ЕКСПЕРТИЗИ 46 KB
  Форми екологічної експертизи В Україні здійснюється державна громадська та інші екологічніекспертизи. Висновки державної екологічної експертизи є обов'язковими для виконання. Приймаючи рішення щодо подальшої реалізації об'єктів екологічної експертизи висновки державної екологічної експертизи враховуються нарівні з іншими видами державних експертиз. Висновки громадської та іншої екологічної експертизи мають рекомендаційний характер і можуть бути враховані при проведенні державної екологічної експертизи а також...