90228

Современные подходы к организации отдыха и оздоровления детей

Научная статья

Педагогика и дидактика

Сохранение и укрепление здоровья детей это стратегическая задача государства. Мероприятия по организации отдыха и оздоровления детей и молодёжи в каникулярный период реализуются в соответствии с приоритетными направлениями государственной молодёжной и социальной политики Российской Федерации.

Русский

2015-06-01

91 KB

12 чел.

PAGE  2

«Современные подходы к организации отдыха и оздоровления детей»

Организация отдыха и оздоровления детей и подростков является одной из составляющих государственной социальной политики в отношении семьи и детей. Сохранение и укрепление здоровья детей - это стратегическая задача государства. Мероприятия по организации отдыха и оздоровления детей и молодёжи в каникулярный период реализуются в соответствии с приоритетными направлениями государственной молодёжной и социальной политики Российской Федерации.

Основной целью организации отдыха и оздоровления детей является реализация комплекса мероприятий, способствующих получению детьми, подростками и молодежью качественных и социально-значимых услуг по оздоровлению и активному отдыху.

Основными задачами в реализации данного направления являются:

увеличение числа детей, охваченных различными формами организованного досуга и отдыха;

расширение услуг по организации отдыха и оздоровления детей и молодёжи в каникулярный период;

формирование у детей и молодёжи здорового образа жизни;

социальная поддержка семей, находящихся в трудной жизненной ситуации, а также детей, достигших индивидуальных успехов в творчестве, учебе, спорте, социальных инициативах.

Проведение детской оздоровительной кампании должно быть нацелено на укрепление здоровья несовершеннолетних, организацию их досуга, обеспечение временной занятости подростков, улучшение эффективности оздоровления при условии сохранения достигнутого ранее уровня охвата детей организованными формами отдыха, оздоровления и временной занятости с учетом опыта работы в условиях нового механизма организации и финансирования оздоровительной кампании (1).

Организация отдыха и оздоровления детей имеет множество преимуществ, например:

  1.  это организованный активный отдых, направленный на восстановление, развитие и гармонизацию личности и обеспечивающий сохранение и укрепление физиологической нормы здоровья, развитие духовных и физических сил, гармонии души и тела;
  2.  совместное проживание в группе сверстников, выполнение определенных задач помогает детям восстановить свои силы, приобщиться к здоровому и безопасному образу жизни, развивать коммуникативные качества, ознакомиться с новыми видами деятельности. Все эти аспекты помогают раскрыть ребенку потенциал своей личности (5).

На сферу организации отдыха и оздоровления детей распространяется действие многих Федеральных законов и нормативно-правовых актов, таких как: Конвенция ООН о правах ребенка, Конституция РФ, Закон «Об образовании» РФ, Положение о детском оздоровительном лагере (Приложение к постановлению ВЦСПС от 11 мая 1990 г. № 7-21), Национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 52887-2007 «Услуги детям в учреждениях отдыха и оздоровления», СанПиН 2.4.4. 3048-13 «Санитарно- эпидемиологические требования к устройству и организации работы детских лагерей палаточного типа», Постановления Правительства конкретного региона об организации и деятельности учреждений отдыха и оздоровления и др. В соответствии с нормативно-правовой базой обозначим современные тенденции в организации и развитии отдыха и оздоровления детей.

В соответствии с Федеральным законом № 170 от 21.12.04 «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» отдых детей и их оздоровление - это «совокупность мероприятий, обеспечивающих развитие творческого потенциала детей, охрану и укрепление их здоровья, профилактику заболеваний у детей, занятие их физической культурой, спортом и туризмом, формирование у детей навыков здорового образа жизни, соблюдение ими режима питания и жизнедеятельности в благоприятной окружающей среде при выполнении санитарно-гигиенических и санитарно-эпидемиологических требований».

Современное определение понятия летнего детского учреждения как «детского оздоровительно - образовательного учреждения» в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» (ст. 15, п. 2) объединило возникшее в последнее время многообразие различных форм дополнительного образования в сфере летнего детского отдыха (детский центр отдыха и оздоровления детей и подростков, база детского отдыха, летний дом детского отдыха, экологическая площадка, дача, детский лагерь санаторного типа, летняя школа здоровья, туризма, лидеров и т.д.) (14).

Оздоровительно-образовательная деятельность признается основой функционирования этих учреждений, а ее специфика определяется направленностью на формирование личностных компетенций.

Под оздоровительной деятельностью понимается создание комплекса условий и реализация мероприятий, обеспечивающих охрану и укрепление здоровья детей и подростков, профилактику заболеваний, текущее санитарно-гигиеническое обслуживание, режим питания и отдыха в экологически благоприятной среде, закалку организма, занятия физической культурой и спортом.

Под образовательной деятельностью подразумевается реализация дополнительных образовательных программ, обеспечивающих актуализацию и адаптацию потенциальных ресурсов ребенка через самоопределение и самореализацию в образовательной деятельности, как в формальной, так и в неформальной сфере деятельности оздоровительно-образовательного учреждения в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании».

Таким образом, современная задача оптимального сочетания образования и оздоровления обозначена как актуальная и перспективная стратегия развития сферы детского отдыха и оздоровления.

В настоящее время отсутствует современный, отвечающий актуальным реалиям и потребностям документ, обуславливающий деятельности учреждений летнего отдыха детей. Но еще в 1995 г. был разработан проект Положения о детском оздоровительно-образовательном учреждении, согласно которому деятельность оздоровительно-образовательных учреждений должна быть направлена на организацию рекреативной деятельности и индивидуально ориентированного досуга, способствующих физическому и духовному развитию детей и подростков, удовлетворению их возрастных и индивидуальных потребностей, развитию разносторонних способностей. Таким образом, основными задачами учреждения являются создание условий для укрепления здоровья детей, усвоения и применения ими навыков гигиенической и физической культуры; реализация медико-профилактических, спортивных, образовательных, культурно-досуговых программ и услуг, обеспечивающих восстановление сил, профессиональное самоопределение, творческую самореализацию, нравственное, гражданское, патриотическое, экологическое воспитание и развитие детей (3).

Справедливо будет отметить наличие и других нормативных актов и документов, которые косвенно или непосредственно затрагивают сферу организации отдыха и оздоровления детей.

Так, деятельность организации, осуществляющей отдых и оздоровление детей, должна быть направлена на реализацию Национального стандарта Российской Федерации «Услуги детям в учреждениях отдыха и оздоровления» (введен в действие с 01.01.2009 г. от 27 декабря 2007 г. № 565-ст), включающий следующие модули:

а) услуги, обеспечивающие благоприятные и безопасные условия жизнедеятельности детей;

б) медицинские услуги, обеспечивающие охрану здоровья, своевременное оказание медицинской помощи, профилактику заболеваний и формирование навыков здорового    образа   жизни   у   детей,    контроль   за    соблюдением    санитарно-гигиенических и противоэпидемических требований;

в) образовательные услуги, направленные на повышение интеллектуального уровня детей, расширение их кругозора, углубление знаний, формирование умений и навыков, развитие творческого потенциала;

г) психологические услуги, направленные на улучшение состояния детей и их адаптацию к условиям жизнедеятельности;

д) правовые услуги, направленные на оказание детям и их родителям (законным представителям) юридической помощи, защиту их законных прав и интересов, связанных с пользованием услугами учреждения отдыха и оздоровления;

е) услуги по организации культурно-досуговой деятельности, туристские, краеведческие и экскурсионные, обеспечивающие разумное и полезное проведение детьми свободного времени, их духовно-нравственное развитие, приобщение к ценностям культуры и искусства;

ж) услуги в сфере физической культуры и спорта, направленные на физическое развитие, укрепление здоровья и закаливание организма детей;

з) информационные услуги, направленные на предоставление своевременной и достоверной информации о различных сторонах деятельности учреждения;

и) транспортные услуги (3).

В соответствии со статьей 1 главы 1 федерального закона № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», отдых детей и их оздоровление - совокупность мероприятий, направленных на развитие творческого потенциала детей, охрану и укрепление их здоровья, профилактику заболеваний у детей, занятие их физической культурой, спортом и туризмом, формирование у детей навыков здорового образа жизни, соблюдение ими режима питания и жизнедеятельности   в   благоприятной   окружающей   среде   при   выполнении   санитарно-гигиенических и санитарно-эпидемиологических требований и требований обеспечения безопасности жизни и здоровья детей.

В соответствии с пунктом 1 статьи 31 главы 1 федерального закона № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» организации, осуществляющие отдых и оздоровление, относятся к «организациям, осуществляющих обучение», в то же время предоставление такими организациями услуг по временному пребыванию с использованием средств размещения, регулируется федеральным законом № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» (6)

Тем не менее совершенно очевидно, что актуальной задачей сегодняшнего дня является разработка новой современной нормативно-правовой базы для организации отдыха и оздоровления детей.

3. Программно-вариативный подход к организации деятельности, который нам представляется наиболее эффективным в условиях оздоровительно-образовательной среды в силу ряда причин:

  1.  вариативно-программный подход позволяет обеспечить ресурсность содержания деятельности.
  2.  вариативно-программный подход позволяет обеспечить ресурсность оздоровительно-образовательной среды.
  3.  вариативно-программный подход позволяет обеспечить ресурсность личности ребенка, что обозначает возможность многократности выбора, когда ребенок попадает в ситуацию выбора.

Образовательные программы, по виду можно отнести к дополнительным общеобразовательным программам дополнительным общеразвивающим программам (пункт 2 главы №2, статьи 12 федерального закона № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации») (14).

Организации, осуществляющие отдых и оздоровление детей (детские лагеря всех типов), при реализации образовательных программ в первую очередь должны руководствоваться общими требованиями к реализации образовательных программ (пункты 1, 2, 3, 9 главы №2, статьи 13 федерального закона № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации») (14).

Дополнительное образование в детском лагере решает целый комплекс задач: выравнивание начальных возможностей развития личности ребенка; развитие мотивации личности ребенка к познанию и творчеству; обеспечение эмоционального благополучия ребенка; приобщение детей к общечеловеческим ценностям; укрепление психического и физического здоровья ребенка; выбор индивидуального образовательного пути; самореализация личности ребенка и педагога.

Образовательные программы, реализуемые в организациях, осуществляющих отдых и оздоровление детей, в соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013 г. № 1008 должны быть направлены на следующее: формирование и развитие творческих способностей учащихся; удовлетворение индивидуальных потребностей учащихся в интеллектуальном, художественно-эстетическом, нравственном и интеллектуальном развитии, а также в занятиях физической культурой и спортом; формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья учащихся; обеспечение духовно-нравственного, гражданско-патриотического, военно-патриотического, трудового воспитания учащихся; выявление, развитие и поддержку талантливых учащихся, а также лиц, проявивших выдающиеся способности; профессиональную ориентацию учащихся; создание и обеспечение необходимых условий для личностного развития, укрепление здоровья, профессионального самоопределения и творческого труда учащихся и др.

К положительным тенденциям современного развития отдыха и оздоровления детей можно отнести следующее: отказ от единообразия и утверждение принципа вариативности в организации летнего отдыха детей и подростков; разработка разнообразных форм летнего отдыха детей при различных источниках финансирования; создание условий для педагогического творчества коллективов детских лагерей и оздоровительных учреждений; развитие, сети профильных детских центров; установление связей между образовательной деятельностью школы учреждений дополнительного образования и летних детских центров; гуманизация и демократизация жизнедеятельности детей и подростков в оздоровительных учреждениях, лагерях для удовлетворения их интересов и потребностей. Вместе с тем, анализ подготовки и проведения летних оздоровительных компаний детей и подростков свидетельствует о наличии хронических проблем функционирования системы детского отдых; оздоровления, связанных с недостаточностью средств на содержание детских оздоровительных учреждений, устаревшей материально-технической базой, значительным ростом эксплуатационных расходов, отсутствием налоговых льгот на имущество и землепользование, что приводит к тенденции сокращения сети детских здравниц. В целом, эффективная организация детского отдыха сдерживается в настоящее время рядом противоречий между: несоответствием традиционных форм организации детского отдыха и новыми потребностями и ожиданиями детей, а также их родителей (законных представителей); объективной потребностью развития неформального общения, организаций досуга с использованием зрелищных мероприятий на основе новых технологий, в том числе информационных и недостаточной разработанностью педагогического обеспечения такой работы, необходимостью внедрения инновационных процессов в организацию работы детского лагеря и недостаточной подготовленностью педагогических кадров.

Эти, а также другие противоречия, связанные с особенностями развития временного общества, могут быть сглажены, а некоторые полностью устранены в решении проблемы, направленной на определение роли, места, содержания, фор: методов организации детского отдыха в современных условиях:

Проблема: Обособленность по решению вопросов детского отдыха

Пути решения:

включение в программы развития отдыха и оздоровления детей мероприятий, показавших свою эффективность

внедрение единой для региона информационной базы

Проблема: Различие терминов и понятий в нормативно правовой базе по детскому отдыху

Пути решения:

- приведение законодательства по регулированию детского отдыха к единообразию

- выделение в нормативном регулировании правовых основ детского отдыха.
Проблема: Нехватка квалифицированных кадров

Пути решения:

создание системы профессиональной мотивации специалистов

отбор лучших работников сферы и выделение им грантовой поддержки

- создание единого центра подготовки организаторов и педагогических кадров в сфере отдыха и оздоровления детей

Проблема: Приоритеты детского отдыха с точки зрения родителей

Пути решения: Поскольку спрос на детский оздоровительный отдых будет возрастать, нужно учитывать пожелания родителей развивать духовно-нравственную компоненту образовательно-воспитательных программ. На наш взгляд, необходимо разработать и внедрить систему оценки качества детского отдыха, которая позволит формировать и публиковать рейтинги детских оздоровительных учреждений по результатам их работы в период летней оздоровительной кампании. Для этого необходимо разработать комплекс критериев оценки работы лагерей с учетом данных контролирующие органов, а также результатов анкетирования воспитанников и их родителей по вопросам оценки качества оказанных услуг. Это позволит не только по-иному формировать маркетинговую стратегию организации деятельности учреждения, но и создать конкурентный рынок услуг.

Для решения вышеперечисленных проблем в октябре 2014 года на базе МБУДО «Дворец творчества детей и молодежи» по инициативе Управления образования администрации г. Оренбурга был создан отдел по организации отдыха и оздоровления детей. Целью деятельности отдела является создание условий для комплексного решения вопросов обеспечения полноценного отдыха и оздоровления детей, подростков и молодежи г. Оренбурга; обеспечения кадрового потенциала организаторов отдыха и оздоровления детей; сохранения и укрепления материально-технической базы загородных стационарных учреждений детского отдыха и оздоровления, находящихся в муниципальной собственности; увеличения количества детей, охваченных организованным отдыхом.

Основные задачи:

- сохранение и развитие системы отдыха, оздоровления и занятости детей и подростков;

-формирование комплексного подхода к организации и оценке деятельности детских оздоровительных лагерей и площадок по месту жительства;

- сохранение и расширение единого оздоровительного пространства;

- совершенствование организации и методики профилактики безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних;

- обеспечение прав детей на отдых, защиту жизни и здоровья, получение качественных услуг в сфере отдыха, оздоровления и занятости в каникулярный период;

- изучение и обобщение опыта организации отдыха и оздоровления детей в период каникул

Основные направления:

- Нормативно-правовое обеспечение организации отдыха и оздоровления детей

- Программное и научно-методическое обеспечение организации отдыха и оздоровления детей

- Подготовка, переподготовка и повышение квалификации управленческих и педагогических работников по обеспечению эффективного отдыха и оздоровления детей

- Организация отдыха и оздоровления детей в загородных стационарных лагерях, в лагерях с дневным пребыванием

В данный момент осуществляется разработка комплексной программы развития системы летнего отдыха, оздоровления и занятости детей в г. Оренбурге.

Цель программы: обеспечение необходимых материально-технических, организационных, кадровых, научно-методических, информационных, педагогических условий для моделирования воспитательного пространства в период летних каникул  с целью содействия социализации личности ребенка, его самоопределению в социуме, формированию потребности в совершенствовании, самореализации, саморазвитии и готовности к выполнению различных функций в обществе.

Задачи программы:

  •    Создать условия для оздоровления и восстановления физических и душевных сил детей и подростков;
  •   Создать благоприятные условия для стабилизации и развития системы отдыха, досуга, оздоровления и занятости разных категорий детей в летний период;
  •   Обеспечить участие подростков в дополнительных образовательных программах, ориентированных на экологию, спорт, туризм, краеведение, танец  и т. д.
  •   Обеспечить в обязательном порядке отдых детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями, из многодетных и неполных семей, находящихся в социально-опасном положении.
  •   Развитие и укрепление связей школы, семьи, общественности, учреждений дополнительного образования, культуры, здравоохранения в организации каникулярного отдыха, занятости детей и подростков.

Этапы выполнения программы.

Диагностико-информационный, в течение  которого идет координация работы всех субъектов, включенных в систему летнего отдыха, разработка и апробация целевых программ, изучение потребностей, выявление основных проблем.

Основной  - распространение положительного опыта, внедрение инноваций.

Аналитический – отслеживание результатов деятельности в рамках программы с целью выявления ближайшего развития и дальнейших перспектив; выработка рекомендаций и постановка новых задач.

Основное содержание программы и механизмы ее реализации.

Реализация Программы будет осуществляться через систему конкретных мер нормативно-правового, кадрового, организационного, научного, программно-методического, практического обеспечения.

Предусмотрен механизм управления реализацией программы, а также координация деятельности субъектов ее выполнения.

Ожидаемые результаты.

  •  Обновление системы  организации  летнего отдыха, оздоровления, занятости детей и подростков.
  •  Сохранение и развитие городской системы летнего отдыха детей.
  •  Выполнение в значительной степени социального заказа общества.
  •  Создание единого воспитательного пространства в масштабе района и, как следствие, выход на новый качественный уровень воспитательной работы.
  •  Сужение девиантного пространства, сокращение количества правонарушений в подростковой среде.
  •  Создание условий для социализации личности ребенка, его самореализации в дни летних каникул.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

43452. Характеристика уровня проявления тревожности в дошкольном возрасте 1.23 MB
  Определенный уровень тревожности естественная и обязательная особенность активной деятельной личности. У каждого человека существует свой оптимальный или желательный уровень тревожности это так называемая полезная тревожность. Однако повышенный уровень тревожности является субъективным проявление неблагополучия личности.
43453. Основные направления повышения эффективности использования персонала предприятия ОАО «Рыбокомплекс» 560.76 KB
  Анализ производительности труда Достаточная обеспеченность предприятия нужными трудовыми ресурсами их рациональное использование высокий уровень производительности труда имеют большое значение для роста объема производства и повышения эффективности финансово-хозяйственной деятельности предприятия.
43454. Расчет регулирующего органа для регулирования расхода воды на баке циркуляции ц.№ 38 «АВИСМА» ФИЛИАЛ ОАО «КОРПОРАЦИЯ ВСМПО – АВИСМА» 152.5 KB
  Исполнительное устройство – это одно из звеньев автоматических систем регулирования предназначенных для непосредственного воздействия на объект регулирования. В общем случае исполнительное устройство состоит из исполнительного механизма и регулирующего органа....
43455. Исследование и программная реализация методов и алгоритмов теории графов 102.5 KB
  Расчетно-графическая работа представляет собой решение задачи по нахождению минимального пути в графе из заданной вершины x в заданную вершину y, содержащего не более чем k дуг. Расчет выполнен с помощью языка программирования Pascal 7.1 на ПК Pentium3.
43456. ПОДХОДЫ И МЕТОДЫ ФОРМИРОВАНИЯ ТАРИФОВ НА ЭЛЕКТРОЭНЕРГИЮ ДЛЯ ПРОМЫШЛЕННЫХ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ 4 MB
  Современное состояние топливно-энергетического комплекса (ТЭК) во многом является следствием результатов осуществления экономических реформ. Наметившийся экономический рост в РФ требует увеличения инвестиций в субъекты экономики, важнейшим источником которых являются собственные средства предприятий, формируемые в основном за счет прибыли, на размер которой значительно влияет уровень тарифов на электроэнергию.
43457. Сущность основных фондов предприятия и разработка основных направлений улучшения их использования 4.09 MB
  Основные фонды участвуют в процессе производства длительное время, обслуживают большое число производственных циклов и, постепенно изнашиваясь в производственном процессе, частями переносят свою стоимость на изготовляемую продукцию, сохраняя при этом натуральную форму.
43458. Расчет параметров и выбор силового трансформатора 363.5 KB
  скорость нарастания напряжения в закр. Построение регулировочной характеристики Регулировочная харктеристика управляемого выпрямителя это зависимость средневыпрямленного значения напряжения U0 от угла регулирования . При возрастании входного напряжения U1 или уменьшении тока нагрузки увеличивают угол регулирования для поддержания постоянства напряжения в нагрузке U0 в заданных пределах. При этом реактивную составляющую напряжения короткого замыкания трансформатора и питающей сети примем равным 10.
43459. Трудовые ресурсы и их использование в СПК «Трудовик» Судиславского района Костромской области 150 KB
  Достаточная обеспеченность сельскохозяйственных предприятий необходимыми трудовыми ресурсами их рациональное использование высокий уровень производительности труда имеют большое значение для увеличения объема производства продукции и повышения эффективности производства. Значение и состояние трудовых ресурсов в России К трудовым ресурсам относится та часть населения которая обладает необходимыми физическими данными знаниями и навыками труда в соответствующей отрасли. Достаточная обеспеченность предприятий нужными трудовыми...
43460. Програмний продукт «Магазин з продажу музичних дисків» 4.58 MB
  Перед тим, як розробляти програмний продукт, необхідно ознайомитись з програмними продуктами аналогічного типу. Кожна служба технічної підтримки, яка займається обслуговуванням клієнтів, має свій сайт, який розміщений в мережі інтернет. Аналогій програмного продукту на даний час вистачає. Були розглянуті такі сайти-аналоги на тему предметної області «Магазин продажи музыкальных дисков».