90229

Использование критерия сэвиджа для определения оптимальной стратегии управления ВХР второго контура АЭС

Научная статья

Энергетика

Задачей оптимального управления водно-химического режима ВХР второго контура АЭС является поиск такой стратегии управления которая минимизирует скорость коррозии оснащения второго контура и количество отложений на поверхностях технологического оборудования.

Русский

2015-06-01

25.22 KB

1 чел.

Использование критерия сэвиджа для определения оптимальной стратегии управления ВХР второго контура АЭС

Медведев Р.Б., Сангинова О.В., Мердух С.Л.

Национальный технический университет Украины, olga.sanginova@gmail.com

В задачах, решаемых на основе использования теории игр, довольно часто в качестве противника выступает так называемая природа (в данном случае водно-химический режим второго контура АЭС). ВХР может находиться в одном из множества возможных состояний, которое, в принципе, может быть как конечным, так и бесконечным.

Будем считать, что множество состояний ВХР  конечно. Все возможные состояния известны, не известно только, какое состояние будет иметь место в условиях, когда планируется реализация принимаемого управленческого решения.

Множество управленческих решений  также конечно и равно . Исход игры определяется платёжной матрицей . Если элементы  для игрока представляют собой выигрыш, то  – это игрок (оператор, который принимает решение),  – водно-химический режим [1].

Задачей оптимального управления водно-химического режима (ВХР) второго контура АЭС является поиск такой стратегии управления, которая минимизирует скорость коррозии оснащения второго контура и количество отложений на поверхностях технологического оборудования.

Одним из критериев, применяемых при решении подобных задач, является критерий Сэвиджа.

Этот критерий использует матрицу рисков  и рекомендует в условиях неопределенности выбирать ту стратегию, при которой величина риска принимает наименьшее значение в самой неблагоприятной ситуации, т.е.:

     (1)

Эта матрица имеет размерность . Её элементы  определяются по следующей формуле:

     (2)

где  – максимальный элемент в -ом столбце платёжной матрицы;  - элемент платежной матрицы.

Типичным принципом нарушения ВХР являются присосы охлаждающей воды через конденсаторы турбин, вследствие чего возрастает концентрация примесей во втором контуре. Следовательно, возможными стратегиями игрока  есть возрастание концентрации ионов  та  . Стратегии игрока  приводят к нарушениям ВХР. Поддержка ВХР второго контура предусматривает коррекционную обработку рабочей среды гидразингидратом, морфолином и, при необходимости, аммиаком. Поэтому стратегиями игрока  в самом простом случае могут быть такие варианты: – увеличение концентрации морфолина; – увеличение концентрации гидразингидрата; – изменение (увеличение или уменьшение) концентрации аммиака.

Взаимосвязь между стратегиями каждого из игроков определяется платежной матрицей , где  - выигрыш оператора. Применение оптимальной стратегии позволяет получить выигрыш, равный цене игры : , где  - нижняя цена игры,  - верхняя цена игры. Составим платежную матрицу для игры с ВХР второго контура АЭС (табл. 1).

Таблица 1. Платежная матрица

0,058

0,061

0,075

0,063

0,059

0,072

0,191

0,071

0,092

0,099

0,153

0,085

0,085

0,283

0,152

0,153

0,073

0,215

В таблице использованы следующие обозначения:  - стратегии игрока ;  – стратегии игрока  ;  – количество коэффициентов.

Сформируем матрицу рисков  (табл. 2). Для этого воспользуемся соотношением (2), т.е. будем вычитать каждый элемент платежной матрицы из максимального элемента соответствующего столбца.

Таблица 2. Матрица рисков

max

0,133

0,222

0,077

0,09

0,094

0,143

0,222

0

0,212

0,06

0,054

0

0,13

0,212

0,106

0

0

0

0,08

0

0,106

Выбираем минимум среди максимумов строк. Таким образом, оптимальной стратегией в данном случае оказалась стратегия . Если игрок  примет эту стратегию, то получит максимальный выигрыш – минимальное значение электропроводимости. Полученный результат не превышает установленных норм. В качестве цены игры может быть также выбрано водный показатель, скорость коррозии, количество отложений на внутренних поверхностях теплообменного оборудования второго контура, объемы выбросов в окружающую среду.

  1.  Медведев Р.Б., Брановицкая С.В., Сангинова О.В., Мердух С.Л. Энергетика и электрификация. № 9. 2010.

 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

52323. Розвиткове навчання засобами пропонованої технології 161 KB
  Та чи всяка діяльність учня є проявом його розумових зусиль Альтернатива тут така: якщо після виконання якогось завдання учень не прагне вдосконалення чи пізнання нового то він досяг рівня дії; якщо ж стає на шлях пошуку нових способів діяльності в біології – хоча б до самостійного порівняння аналізу тощо тоді це є ознакою пізнавальної діяльності яка є інструментом розвиткового навчання. Засобами розвиткового навчання на уроці за пропонованою технологією є завданнякарточки друковані на папері чи в комп’ютерному вираженні. Вони є...
52324. Сучасний урок. Яким він повинен бути 163 KB
  Стимулюючу роль в організації навчального процесу відіграють заняття учнів у малих групах парна групова колективна форми. Це найпрогресивніша група тварин. Що їх таких різних об’єднує в один тип Від яких тварин вони походять Вивчення нового матеріалу План: Класифікація типу Членистоногі Тип Членистоногі Клас Ракоподібні Клас Павукоподібні Клас Комахи Особливості зовнішньої будови і покривів членистоногих порівняно з кільчаками робота в...
52325. ПРОЦЕСИ ЖИТТЄДІЯЛЬНОСТІ РОСЛИННОГО ОРГАНІЗМУ. УСТАНОВЧО-МОТИВАЦІЙНИЙ ЕТАП НАВЧАЛЬНОГО МОДУЛЯ З БІОЛОГІЇ 440.5 KB
  ПРОЦЕСИ ЖИТТЄДІЯЛЬНОСТІ РОСЛИННОГО ОРГАНІЗМУ. Гельмонт здійснив такий дослід з рослинами. Рослину поливали дощовою водою упродовж п'яти років. Ломоносов припустив що рослина живиться з повітря.
52326. ВИКОРИСТАННЯ НАРОДОЗНАВЧОГО МАТЕРІАЛУ НА УРОКАХ БІОЛОГІЇ 343 KB
  Вивчаючи рослини з класу однодольні можна використати досить таки різноманітний народознавчий матеріал: легенди звичаї і обряди загадки прислівя та приказки про агротехніку вирощування злакових: казав ячмінь: Кидай мене в болото то я буду як золото посієш кукурудзу впору матимеш зерна гору; жито говорить: Сій мене в золу аби в пору овес каже: Топчи мене в грязь я буду як князь ; сій овес у кожусі а жито в брилі; сій просо густо у дітей не буде пусто. За таку вдачу барвінок став символом мужності символом справжнього козака:...
52327. Тесты по биологии, 8 класс 103.5 KB
  Какие простейшие относятся к классу корненожек а амеба обыкновенная; б амеба дизентерийная; в эвглена зеленая. На какие внешние раздражители реагируют одноклеточные а физические; б химические; в земное притяжение. Какие функции митохондрий у простейших организмов а синтез АТФ; б синтез белков; в дыхания; г расщепления АТФ. Какие из перечисленных клеток имеются в теле гидры а кожномускульные; бпромежуточные; в мускульные; г эпителиальные.
52328. Групові форми і методи навчання на уроках біології 155.5 KB
  Тому в сучасній системі України головною метою навчання біології є інтелектуальний розвиток учнів засобами навчального предмету формування особистостей виховання громадян демократичного суспільства закладання підвалин екологічного стилю мислення підготовка до життя у високотехнологічному суспільстві. В умовах оновлення системи шкільної освіти і біології зокрема розроблено проект концепції що передбачає різнорівневе навчання впроваджуються нові навчальні технологи створюються нові програми підручники та навчальні посібники....
52329. Впровадження інноваційних технологій на уроках біології з використанням опорних конспектів 401.5 KB
  Посібник містить методичні ідеї використання опорних конспектів на уроках біології, питання впровадження інноваційних технологій на уроках біології в умовах модернізації освіти, систему уроків з використанням структурно-логічних схем та логічно-опорних сигналів (СЛС та ЛОС ) з теми «Вступ у ботаніку»
52330. Абсорбционная установка 412 KB
  В абсорбционных процессах (абсорбция, десорбция) участвуют две фазы —жидкая и газовая и происходит переход вещества из газовой фазы в жидкую при абсорбции) или, наоборот, из жидкой фазы в газовую (при десорбции). Таким образом, абсорбционные процессы являются одним из видов процессов массопередачи.