90233

Сексуальное насилие над детьми как социально-педагогическая проблема современного общества

Научная статья

Социология, социальная работа и статистика

Мировое сообщество признает проблему насилия над детьми как одну из самых актуальных проблем современного общества. Распространенность случаев сексуального насилия над детьми составляет до 30 от общего количества населения детей Украины.

Русский

2015-06-01

72.5 KB

2 чел.

Сексуальное насилие над детьми как социально-педагогическая проблема современного общества

В наше время существует такая острая проблема, как насилие над детьми. Эта тема является центральной для средств массовой информации и для обыденного общения. Мировое сообщество признает проблему насилия над детьми, как одну из самых актуальных проблем современного общества. Распространенность случаев сексуального насилия над детьми составляет до 30% от общего количества населения детей Украины.  Масштаб этой проблемы описан, но нужно понять саму ее суть, что и будет раскрыто далее.

Задачей этой статьи является раскрытие проблематики сексуального насилия над детьми: показать масштаб проблемы, виды сексуального насилия, последствия, способы выявления пострадавших детей, методы профилактики сексуального насилия над детьми.

Исследованием  этой проблемы занимаются врачи психиатры Догадина М. А., Пережогин Л. О., Гуггенбюль-Крейг Адольф ;  социологи  Лиз Мерфи и Сэлма  Сендур; доктор философии  Д. Стивене; педагоги Палиева Н.А., Ардашева С.В., Борозинец Н.М., Евмененко Е.В., Козловская Г.Ю.

Насилие – это такое отношение, обращение одного человека с другим, которое нарушает право другого быть личностью. Из этого понятия мы видим, что человек, совершающий насилие над ребенком, тормозит процесс развития, и не дает ребенку сформироваться как личность. Но каждый родившийся ребенок является продолжателем человеческого рода, имеет свой социальный статус и свое предназначение. Под руководством  различных социальных институтов он овладевает различными видами деятельности, отношений, учится общению с людьми, приобретает жизненный опыт, в общем учится жить. Но именно в этих институтах существует опасность насилия, которое вредит процессу социализации личности.

Существуют  физическая, сексуальная, эмоциональная и экономическая формы насилия.  Все формы будут кратко описаны,  но в статье, будет заострено внимание на проблеме сексуального насилия.

Физическое насилие считается одной из самых распространенных форм насилия над детьми, оно проявляется в виде совершения действий, которые причиняют вред здоровью или представляют угрозу жизни ребенка. Дети, которые подвергаются физическому насилию лишены чувства безопасности, уверенности, что мешает нормальному развитию ребенка.

Эмоциональное (психическое) насилие – периодическое или постоянное психологическое воздействие взрослых и сверстников на ребенка, приводящее к формированию у него патологических черт характера или нарушению психического развития. Далее эта форма насилия будет рассмотрена более подробно, т.к. она тесно связана с сексуальным насилием.

Экономическое насилие – умышленное лишение ребенка необходимых для жизни благ, удобств, которые предусмотрены для него законом (лишение жилья, еды, одежды и др. ) Так же относится запрет на получение образования.

И непосредственно переходим к главной теме этой статьи – сексуальное насилие. Из определения этого понятия становится ясно, почему в статье будет рассмотрена именно эта проблема современного общества.

Сексуальное насилие – вид насилия над детьми, при котором взрослый или старший подросток использует ребенка для сексуальной стимуляции. По своим последствиям относится к самым тяжелым психологическим травмам, является наибольшей преградой процесса социализации ребенка как личности.  Эта форма насилия является международной проблемой и имеет глобальный характер. Сексуальное насилие тесно связано с эмоциональным насилием (как уже замечено выше) и с физическим, имеет наиболее тяжелые последствия. Именно поэтому является одной из самых страшных проблем нашего времени.

Стоит заметить, что в сексуально-порочном общении с ребенком выделяют сексуальное злоупотребление (сексуальное использование) и сексуальное насилие. Довольно часто жертвами описываются акты сексуального использования как начало сексуального насилия, но нередко преступники останавливаются на сексуальном использовании, и далее не заходят. К сексуальному злоупотреблению относится:

  •  Ласки, ощупывание, целование и тайное прикосновение к интимным частям тела ребенка
  •  Рассматривание половых органов ребенка
  •  Эксгибиционизм (демонстрация половых органов в данном случае перед ребенком)
  •  Вуайеризм (подглядывание за ребенком в момент купания, пребывания в туалете, когда ребенок переодевается. Сюда также относится принуждение ребенка к раздеванию.)
  •  Притеснение ребенка смущающими взглядами, сексуальными высказываниями

К сексуальному использованию относятся активные действия со стороны преступника и пассивные со стороны ребенка, т.е. преступник получает удовольствие не имея физического контакта с ребенком.

Как правило, во время сексуального использования, к детям не применяется физическое насилие, только эмоциональное, дети могут даже не понимать целиком, что происходит, но все же испытывать некий эмоциональный дискомфорт, в самом худшем случае ребенок получает психологическую травму.  Зачастую дети могут даже не знать, что в данный момент происходит сексуальное преступление (в некоторых случаях вуайеризма), тогда ребенку не причиняется эмоциональное насилие. Сексуальное злоупотребление ребенком в основном начинается в возрасте 5-9 лет, и, если не происходит никакого вмешательства, оно может продолжаться годы. Большинство детей не рассказывают, о том что на самом деле происходит с ними, и несет этот страшный секрет через всю свою жизнь. Дети утаивают о сексуальном злоупотреблении или сексуальном насилии по разным причинам: некоторые были напуганы, некоторые принуждены, есть дети, которые были подкуплены, а другие просто сами боятся об этом рассказать, чувствуя стыд, не зная как отреагируют близкие, волнуясь за их чувства. У некоторых детей наблюдается привязанность к человеку, который производил сексуальные действия, в следствии чего ребенок также может скрывать факт насилия.

Теперь будут рассмотрены формы сексуального насилия, к ним относятся:

  •  Трение половым органом  о тело ребенка
  •  Принуждение ребенка к манипуляции своих половых органов
  •  Принуждение ребенка к манипуляции половых органов  взрослого
  •  Ощупывание интимных частей тела ребенка или манипулирование ими
  •  Подражание половому сношению с помощью пальца
  •  Изнасилование
  •  Принудительная проституция [3, c.21]

При сексуальном насилии присутствует физический контакт, совершаются активные действия как со стороны преступника, так и со стороны жертвы (в данном случае ребенка), т.е. в процессе насилия происходит активное взаимодействие обоих, при котором преступник доминирует и подчиняет себе ребенка, испытывая при этом удовольствие, а ребенок вынужден принимать участие в этом процессе против своей воли, не имея возможности освободиться.  

Опыт сексуального насилия в детстве и юношестве имеет фатальный исход для психологического самочувствия и общего развития. Проявления последствий насилия, хотя и нарушают здоровье и детей и подростков, не имеют четко выраженных симптомов и признаков, по которым можно было бы установить первопричину отклонений. Степень тяжести последствий зависит о тяжести самого насилия.

Наибольший вред детской психике наносит инцест. Инцест – половая связь между близкими кровными родственниками. Каждый 3 случай сексуального насилия является инцестом.

В случаях сексуального насилия к детям также применяется физическое и эмоциональное насилие. Результатом физического воздействия является гематомы и укусы на груди, ягодицах, ногах, бедрах; экзема, герпес на лице, губах; нарушение девственной плевы; болезни передающиеся половым путем и др. Большинство последствий физического насилия можно вылечить, но бывает, когда дети заражаются такими страшными болезнями как ВИЧ, гепатит В, сифилис и т.д. тогда к эмоциональному стрессу после самого сексуального насилия присоединяются еще и переживания за тяжелые физические (медицинские) последствия, что еще больше ухудшает психическое состояние ребенка. Возможна беременность, особенно у младших подростков, в таком раннем возрасте делается аборт, что также сказывается как на физическом, так и на эмоциональном состоянии ребенка.

Говоря о психическом состоянии ребенка, стоит отметить эмоциональные последствия сексуального насилия. Поведенческая реакция детей зависит в большей мере от их возраста, уровня развития, характера злоупотребления, их отношения к обидчику и других факторов. В зависимости от возраста выделяется такая периодика: у детей дошкольного возраста наблюдается  тревога, спутанность чувств, стыд, отвращение, наблюдаются характерные страхи: боязнь конкретного человека или новых людей (особенно мужского пола), боязнь темноты, боязнь оставаться одному и т.д.; у детей  младшего школьного возраста к этой реакции добавляется недоверие к миру и стремление скрыть случившееся с ними; у детей 9-13 лет кроме вышесказанного наблюдается депрессия, чувство потери ощущений; подросткам 13 -18 лет, пострадавшим от сексуального насилия характерны стыд, вина, недоверие, амбивалентные чувства по отношению к взрослым, депрессия, боязнь новых знакомств. Стоит так же отметить поведенческие изменения ребенка. К этим изменениям причисляется:

  •  Наблюдение, сообщения от других людей, регрессивное поведение, особенно у маленьких детей;
  •  Побег из дома – наиболее частая и понятная реакция в случаях инцеста;
  •  Несоответствующее возрастное поведение: присутствует несоответствующее их возрасту понимание половых актов;
  •  Внезапное появление проблем, связанных с сексом: необычная сексуальная активность; сексуальное использование младших детей; чрезмерная мастурбация или мастурбация в общественном месте, несоответствующие возрасту сексуальные игры, промискуитет или чрезмерно соблазняющее поведение со взрослыми противоположного пола; проституция.
  •  Злоупотребление алкоголем или наркотиками для подъема настроения;
  •  Фобии и страхи: боязнь раздеваться; боязнь темноты; боязнь незнакомых, особенно мужчин; страх особых ситуаций или действий (например, ребенок необъяснимо боится выходить их дома или не хочет оставаться дома вечером с приходящей няней, боязнь оставаться в помещении наедине с определенным человеком);
  •  Изменения в эмоциональном состоянии и общении: замкнутость, изоляция, уход в себя; депрессия, отвращение, стыд, вина, недоверие, чувство собственной испорченности; истерическое поведение, враждебность, агрессия, быстрая потеря самоконтроля; трудности в общении со сверстниками, избегание общения с прежними друзьями; отчуждение от братьев и сестер; терроризирование младших детей и сверстников; жестокость по отношению к игрушкам (у младших детей); амбивалентные чувства ко взрослым (начиная с младшего школьного возраста);
  •  Глубокие и быстрые личностные изменения: неспособность защитить себя, непротивление насилию и издевательству над собой, смирение; принятие на себя родительской роли в семье; отрицание традиций своей семьи вследствие несформированности социальных ролей, вплоть до ухода из дома; суицидальные попытки или мысли;
  •  Проблемы с обучением: резкое изменение успеваемости.

У ребенка может проявляться самоповреждающее поведение, в основе которого могут быть следующие когнитивные искажения:

  •  Потребность в самонаказании, снятии чувства вины: «Я плохой»;
  •  Способ удостовериться, что «живой»;
  •  Способ привлечения внимания к своей беде. [3, c.23]

Некоторые косвенные признаки сексуального насилия можно увидеть в детских рисунках. Детское подсознание дает подсказки взрослым, о том, что с ребенком случилась беда, даже если ребенок нарочно или нет пытается скрыть этот факт. Как признаки свершения над ребенком сексуального насилия  выделяются такие детали рисунка:

  •  Обнаженный человек;
  •  Путаница в изображении пола или рисунок ребенка другого пола;
  •  Преувеличение отдельных частей тела, например рта, в ситуации, где имел место оральный секс;
  •  Пропущенные части тела;
  •  Трудности в изображении фигуры человека (ребенок может нарисовать животное вместо человека). [3, c. 22]

Особое внимание в работе хотелось бы уделить  психотравматическому синдрому, который может стать следствием сексуального насилия, особой тяжести он будет, если было совершено сексуальное насилие близким родственником. У жертв сексуального насилия присутствуют страхи мучений и смерти, угрозы жизни, последствиями которых является бессонница, ночные кошмары, онемение участков тела и др. – это и есть проявления ПТС.

Выделяется четыре этапа ПТС:

1.Характеризуется состоянием острого шока или психологического оцепенения, когда человек не осознает, что с ним произошло, проявляет внешнюю заторможенность. В период с ребенком сложно поговорить, узнать, что с ним случилось. Ему необходимо дать покой, для осознания происшедшего, и не выпускать из виду, всегда быть рядом, вполне возможно, что в любой момент ребенку понадобится поддержка.

2.Отрицание. Жертва активно пытается вычеркнуть из памяти все, что с ней произошло. Она не обращается за помощью, не обсуждает драматическое событие с другими. На данном этапе следует попытаться разговорить ребенка, поговорить о происшедшем. Когда жертва держит все себе, то концентрируется, зацикливается на данной проблеме, а ей напротив надо освободиться, рассказать и тем самым отпустить случившееся.

3.Стадия острого стресса, состояние глубоко кризиса. На этом этапе впадают в глубокую депрессию, не видят смысла жизни, могут считать себя недостойными радостей. В этот период ребенка надо отвлечь, занять его, он должен получить новые эмоции, яркие впечатления, которые помогут забыть о проблемы, отвлечь от грустных мыслей.

4.Функциональное разрешение внутреннего конфликта, вызванного насилием, принятие психотравмирующего опыта, возможность его использовать. Последний этап, этап восстановления, личность принимает случившееся и живет дальше.

Если нет последнего этапа, симптомы становятся хроническими и меняют представление человека о мире (когнитивный диссонанс).

Фазы развития ПТСР:

  1.  Немедленная реакция на травматическое событие – тревожность. Она выражается в острой тревоге, причем ребенок еще не может осознать произошедшее.
  2.  Фаза отрицания – возможны бессонница, амнезия, реакции отказа, бесчувственность, лобная расторможенность, соматические симптомы.
  3.  Навязчивость. Для нее характерны: испуг, эмоциональная лабильность, постоянное возбуждение, нарушение сна.
  4.  Прорабатывание и завершение. Ребенок осознает причины произошедшего. Пытается строить планы на будущее [3, c. 17]

Возможным последствием посттравматического расстройства может быть возникновение чувства «укороченного будущего», например, ребенок даже в фантазиях и мечтах не может представить себя в качестве взрослого.

На современном уровне знаний о проблеме половых преступлений намечаются ряд новых тенденций в планировании профилактических мер, направленных на предотвращение сексуальных преступлений.

Ю. М. Антонян и А. А. Ткаченко выделяют ряд признаков, характеризующих выборку лиц, склонных совершать сексуальные преступления, намечая тем самым основные точки приложения сил для профилактики сексуальных преступлений. Насилие совершают прежде всего лица, относящиеся, по мнению авторов, к следующим группам риска:

  •  лица, в семье которых имеются душевнобольные, либо родители страдают алкоголизмом или наркоманией
  •  подростки, воспитывающиеся без надзора, употребляющие алкоголь и наркотики
  •  лица, совершавшие в детстве или в раннем подростковом возрасте сексуальные “проступки”
  •  лица с аномалиями психики и педагогически запущенные дети
  •  лица с проявлением гиперсексуальности, склонные к перверсным действиям
  •  лица, совершавшие попытки самоубийства по сексуальным мотивам
  •  лица, склонные к насильственным действиям, обнаруживающим некоторые сексуальные черты
  •  лица ранее привлекавшиеся к ответственности за правонарушения сексуального характера . [1, c. 36]

Выделяются следующие основные направления развития профилактики сексуальных преступлений:

  •  создание служб социального и медицинского контроля за здоровьем семьи, выявление психических и собственно сексуальных расстройств, вплоть до организации подворовых обходов, служащих выявлению контингента, входящего в группы риска, приближение психиатрической помощи к населению, например, создание психиатрических кабинетов при поликлиниках
  •  создание программ по борьбе с распространением наркомании и алкоголизма
  •  создание учебных программ, включающих специальное сексологическое образование, основы безопасного общения, охватывающих детей и подростков, родителей, педагогов, сотрудников служб социальной защиты и милиции
  •  активное привлечение подростков к работе, создание служб занятости для подростков
  •  реабилитационная работа с лицами, привлеченными к уголовной ответственности, создание психологических и психиатрических служб
  •  создание специализированных сексологических лечебно-реабилитационных центров с достаточным врачебным, психологическим и педагогическим штатом (например, на базе женских консультаций, поликлиник)
  •  активная работа в СМИ [ 2, c. 42]

Литература

1. Антонян Ю.М. Экспертное исследование сексуального поведения по конкретным уголовным делам. Криминологические проблемы преступного поведения: Сборник научных трудов / . Антонян Ю.М., Шостакович Б.В., Ткаченко А - М.: ВНИИ МВД СССР, - 1991. - С. 34-41. 2. Догадина М. А. Сексуальное насилие над детьми. Выявление, профилактика, реабилитация потерпевших. / Догадина М. А., Пережогин Л. О - М.: "Сам себе адвокат", - 2009. – С.40-43. 3. Организация помощи детям, пострадавшим от насилия и жестокого обращения в рамках работы специалистов служб психолого-педагогического сопровождения. - Х-М., - 2010. – С. 6-40.

В данной статье раскрывается такая социально-педагогическая проблема, как сексуальное насилие над детьми. Выделены виды насилия, виды сексуального использования (сексуального злоупотребления) и сексуального насилия, показан масштаб этой проблемы, физические и психические последствия пережитого, раскрываются  способы определения того, что ребенок пострадал от сексуального насилия или сексуального использования,  так же предложены методы профилактики сексуального насилия над детьми.

Ключевые слова: насилие, сексуальное насилие, сексуальное злоупотребление.

У даній статті розкривається така соціально-педагогічна проблема, як сексуальне насильство над дітьми. Зазначені види насильства, види сексуального використання (сексуального зловживання) і сексуального насильства , показаний обсяг цієї проблеми , фізичні та психічні наслідки пережитого, розкриваються способи визначення того, що дитина постраждала від сексуального насильства чи сексуального використання, так само запропоновано методи профілактики сексуального насильства над дітьми. 

Ключові слова: насильство, сексуальне насильство, сексуальні зловживання .


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

78613. Социальная политика государства 35 KB
  Исходя из приоритета анализа экономики необходимо прежде всего остановиться на регулировании доходов непосредственных Участников хозяйственной деятельности. Дело в том что внутренние механизмы рыночной саморегуляции и распределения доходов не могут быть признаны социально удовлетворительными. Требуется государственное вмешательство с целью корректировки системы распределения и перераспределения доходов в обществе. При этом необходимо сознавать что регулирование доходов отношения найма занятости относятся не только к сфере...
78614. Многообразие форм собственности в рыночной экономике 49.5 KB
  Многообразие форм собственности в рыночной экономике. Так человек обладая собственностью на свою рабочую силу и вступая в отношения найма присваивает заработную плату и тем самым реализует экономическое отношение собственности. Право собственности закрепляет фиксирует и регулирует отношения людей к вещам и в этом смысле оно всегда производно от экономических отношений собственности. Но в то же время оно выступает и предпосылкой экономического присвоения ибо закрепленное право собственности на любые блага открывает путь к экономической...
78615. Конкуренция как условие функционирования рыночной экономики. Виды конкуренции 46 KB
  Конкуренция как условие функционирования рыночной экономики. Конкуренция это соперничество товаропроизводителей за выгодные условия хозяйствования и получение максимальной прибыли. Конкуренция основана на частной собственности и хозяйственной самостоятельности. По форме конкуренция представляет систему норм правил и методов хозяйствования рыночных субъектов.
78616. Основные методы государственного регулирования рыночной экономики 37.5 KB
  Впервые комплексный анализ экономической политики государства был проведен в 1952 г. Согласно Тинбергену вопервых правительственные органы должны выбрать конечные цели экономической политики и сформулировать их что обычно делается в терминах максимизации функции общественного благосостояния. Важнейшая проблема на которой остановился Тинберген соответствие между количеством целей и количеством инструментов при проведении экономической политики. Тинберген сделал вывод что политики могут достичь обеих целей тогда когда количество...
78617. Социальная ориентация рыночной экономики. Формы и методы ее осуществления 39.5 KB
  Нельзя забывать что подавляющая часть общества живет за счет труда. Поэтому в отношении человека как носителя рабочей силы задача заключается в превращении труда в творческую деятельность и более полное использование личностного потенциала. Необходимо постепенное высвобождение человека труда от выполнения исключительно исполнительной функции. В отношении подобного рода производств важное значение имеют новаторские формы организации труда позволяющие преодолеть рутинность монотонность труда и отсутствие его связи с конечными результатами.
78619. Реструктуризация предприятии (производства, управления) 33 KB
  Под ним подразумевается коренная перестройка перепроектирование деловых процессов для достижения радикального скачкообразного улучшения деятельности фирмы. Это позволяет преодолеть негативное воздействие сложившихся хозяйственных догм; пренебрежение действующими системами структурами и процедурами компании и радикальное изменение способов хозяйственной деятельности; приведение к значительным изменениям показателей хозяйственной деятельности на порядок отличающихся от предыдущих. К началу процесса реструктуризации необходимо иметь ее...
78620. Национальная экономика и ее макроэкономические показатели 44.5 KB
  Основными показателями являются: ВНП ВВП ЧНП ВНД ЛД РД. ВВП валовой внутренний продукт рыночная стоимость всех товаров и услуг созданных внутри страны. ВНП ВВП на величину разности между экспортом и импортом экспорт импорт = торговое сальдо. ВВП рассчитывают тремя методами: по расходам по использованию по доходам по производству.
78621. Виды государственного имущества и управление государственным имуществом 28.5 KB
  Государственная собственность – это закрепление права контроля объектов за государством. Государственная собственность в странах развитого капитализма сосредоточена сегодня в крайне ограниченном спектре отраслей которые по тем или иным причинам малорентабельны или даже убыточны что делает их непривлекательными для частного капитала. Речь идет главным образом о социальноэкономической инфраструктуре железнодорожный транспорт коммунальное хозяйство сфера образования Государственная собственность отличается тем что абсолютные права...