90247

ОБРЯД КАК ФЕНОМЕН НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ

Реферат

Культурология и искусствоведение

Она материализована в предметах искусства труда и быта это традиции обряды обычаи верования; это нравственные и эстетические ценности определяющие лицо нации и ее уникальность. К основным аспектам содержания народной культуры можно отнести: мировоззрение народа народный опыт жилище костюм трудовую деятельность...

Русский

2015-06-01

147.5 KB

22 чел.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

МОСКОВСКИЙ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

КАФЕДРА ИСТОРИИ И КУЛЬТУРОЛОГИИ
Институт Автоматики и Вычислительной Техники (Математическое моделирование)

ТЕМА

«ОБРЯД КАК  ФЕНОМЕН  НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ»

РЕФЕРАТ

По учебной дисциплине «Культурология»

Выполнила:
Студентка группы № А-14-11
Смирнова Александра Михайловна

Проверил:

Москва, 2013

Содержание

[1] Введение

[2] Способ передачи векового опыта

[3] Обрядовая культура

[4] Значение и роль  обрядов

[5] Свадебный обряд – наиболее яркий обряд семейного круга

[6] Обряды календарно-земельного круга

[7] Заключение.

[8] Литература


Введение

На протяжении своего развития каждый народ накапливает опыт, знания, традиции, основанные на особенностях его образа жизни, природных условиях и времени. Все это находит отражение в предметах быта, одежде, праздниках.  Многовековой концентрированный опыт народа – это и есть Народная культура. Она материализована в предметах искусства, труда и быта, это - традиции, обряды, обычаи, верования; это -нравственные и эстетические ценности, определяющие лицо нации и ее уникальность.

К основным аспектам содержания народной культуры можно отнести:

мировоззрение народа,

народный опыт,

жилище, костюм,

трудовую деятельность,

досуг,

ремесла,

семейные отношения,

народные праздники и обряды,

знания и умения,

художественное творчество.

Народная культура обладает определенными чертами, среди которых:

неразрывная связь с природой, со средой обитания;

открытость,

способность к контакту с культурой других народов,

самобытность,

цельность,

наличие целенаправленного эмоционального заряда,

сохранение элементов языческой и православной культуры,

чувство юмора.


  1.  Способ передачи векового опыта

Накопленный багаж помогает новым поколениям в освоении жизни и укрепляет связь с прошлым и старшим поколением. Но чтобы иметь возможность    воспользоваться прошедшим опытом его нужно его сохранять и передавать. Ни одна культура ни одного из народов не смогла бы существовать, если бы не было способов передавать ее от поколения к поколению. Как же сохранять эту культуру, чтобы не лишить последующее поколение достояния народной художественной культуры и окончательно не разрушить духовную связь современников с культурными традициями и опытом прошлых поколений.

В течение истории сложилось несколько форм такой передачи информации и опыта. К ним относятся ритуалы, обряды и обычаи. Именно благодаря этому мы и сейчас помним и знаем историю нашего народа.

  1.  Ритуал

Развитие культуры всегда связаны с культом. С самого своего рождения человечество жило в окружении могущественной природы и явлений. Преклонение и страх перед силами природы занимали огромную часть их жизни. В них они искали поддержки и защиты. В результате этого возникало особое поведение,  связанное с подношениями богам и их возвеличиванием.  Все эти традиции, основанные на вере в сверхъестественное  и на  религии являются Ритуалом. Они существуют для того, чтобы передать нечто важное  и наиболее ценное для членов общности. Ритуал - это те формы поведения, которые по своей сути являются знаковыми, символическими и не имеют практического характера. Антрополог М.Дуглас определяет ритуалы как «..типы действий, служащие для выражения веры или приверженности определенным символическим системам».

Вне ритуала не совершается ни магическое действие, ни религиозный культ. Его целью является воспроизведение тех событий, зачастую мифических, которые связаны с важными этапами развития народа в прошлом.

Ритуал играет роль регулирования общественных связей в обществе:

дает понимание членам общества о нормах и ценностях, принятых в данном обществе; 

организует сплоченность членов общества, а следовательно дает чувство защищенности каждому члену общества; 

в кризисные моменты дает ощущение поддержки свыше.

Впоследствии ритуал распространяется в область государственных  и бытовых церемониалов. Это то что мы понимаем под этикетом.

  1.  Обычай

Помимо религиозных у народов складываются традиции практической повседневной жизни.  особый вид  поведения, который воспроизводится в определенном обществе и является естественным для его членов это— Обычай «Это привычно соблюдаемая часть быта, некие отголоски ритуалов и обрядов, утративших свое первичное значение, но сохранивших функцию объединения людей повседневно принятыми нормами, их еще можно назвать регуляторы поведения в быту, постепенно перешедшими из сознания в привычку»

Обычаи народа – это результат его усилий в воспитании общества в течении многих веков. Через эту систему каждый народ воспроизводит духовную культуру, свой характер и психологию. Обычаи диктуют нам стиль поведения, жизни, взаимоотношений с людьми и обществом.

Очень часто человек, не исполняющий обычаев, так или иначе отторгается от общества. Таким образом, в обычаях проявляет себя власть государства и общества. 

Считается, что стабильность обычая столь велика, потому что обычаи всегда формируются в обществе и воспринимаются обществом как ценность. И в этом смысле можно говорить о том, что одна из основных функций обычая в обществе — сохранение, безвозвратно ушедшей жизни. Обычай — это навык, часто повторяемый членами общества, приобретающий характер машинального действия. В этом и таится его сила.

Помимо каждодневных дел в жизни каждого народа есть особые события которые он  проводит  ярко и ожидает поддержки сверхестественных сил.

  1.  Обряд

Ритуал, который включает в себя традиционные действия, сопровождает важные моменты жизни и деятельности человека и общества (обряды, связанные с рождением, со смертью, с переходом члена общности в какое-либо другое качество, например, семейные, календарные обряды) - это Обряд. Как правило, религиозная суть ритуала, лежащего в основе обряда, чаще всего утеряна, но он продолжает жить по принципу “так было от века” и тем самым подчеркивает особенность данного народа. 

Обряды - один из древнейших видов народной культуры. Их возникновение относится к глубокой древности. В основе обрядов - реальные заботы крестьянина о большой продуктивности его труда, хорошем урожае, общем благополучии, слаженной семейной жизни и т.п. Поскольку обряды выполняли жизненно важные функции, то каждый раз в момент их исполнения они осознавались как очень нужные.. В них в той или иной мере отражалась бытовая жизнь народа, его мировоззрение.


  1.  Обрядовая культура

2.1 Сущность обряда

Каждое значимое событие  в жизни народа отмечалось праздниками, которые сопровождались обрядами, передаваемыми из поколения к поколению.

Обряды это не просто последовательность действий. Это и соответствующие одежды, предметы, музыка, песни и танцы – все то, что составляет основу культуры любого народа. Все компоненты обряда подчинены цели события, а разнообразие событий приводит к многообразию культуры. Обряды каждого народа  - это концентрация его особенностей. Обряды  - это визитная карточка народа:   Разглядывая  народные игрушки, предметы быта, слушая музыку, мы безошибочно можем определить их принадлежность.   

Традиционная празднично-обрядовая культура представляет поистине уникальный  феномен народного творчества. Народные праздники и обряды – одна из наиболее ярких составных частей традиционной художественной культуры и в тоже время одно из наиболее сложных и многогранных явлений.

Песни, танцы, одежда   являются важной частью обряда и передают  национальную культуры следующим поколениям.

2.2 Виды обряда

В быту жизнь человека развивалась циклично – рождение, взросление, свадьба, рождение детей, старость, смерть. То же наблюдается и в ежегодной повторяемости времен года и связанных с ними сезонных сельскохозяйственных работ: вспашка, сев, созревание, уборка урожая. В соответствии с этим появились два основных вида обрядов:

  •  Социальные или семейно-бытовые
  •  Календарно-земледельческого круга;

Первый вид связан с биолого-социальным развитием человека. Жизнь каждого человека делится на три важнейших этапа: рождение, создание семьи (брак) и смерть. Этим событиям всегда сопутствовали соответствующие обряды (крещение, свадьба и похороны).

  •  Второй вид обрядов возник на почве земледельческого быта, ввиду чего их иногда называют «аграрными». Однако их тематика шире, так как они делили год на определенные отрезки времени, отмечали переход от одного периода к другому. В календарной обрядности мы видим  переплетение производственной, сельскохозяйственной, человеческой и брачной обрядности. Обряды календарно-земледельческого круга связаны с землей, солнцем, небом.


  1.  Значение и роль  обрядов

Обряд это часть праздничного действия или какого то важного события в жизни народа.

Обряд - явление необычное, загадочное, несомненно, чарующее.

Для людей  праздник  - это остановка будничного течения дел; отдых и развлечение, соединенные с весельем и радостью. Праздник несет в себе большую эмоциональную нагрузку, обеспечивая передачу традиций и обычаев из поколения в поколение, сближая людей через их творческие интересы, обряды и верования.

Праздничный обряд - сохранение духа народного. Праздник существовал во все времена, он является неотъемлемым частью культур народов. В таких  обрядах воплощены общечеловеческие ценности, опыт народа, его мировоззрение, понимание морали, человеческих отношений, его верования, история и поэзия.

Обрядовые праздники - это корни народной  культуры: от них возникли литература и искусство, наполнившие жизнь народа духовным содержанием.

Весь год русского человека заполнен церковными праздниками, но сразу отметим, что едва ли не все христианские праздники, возникли на месте старых, языческих праздников.

Праздничные обряды до нас дожили в сильно безжизненном, "элементарном" виде. Некогда обряд был единым действом, в котором торжественные шествия, ношение священных символов, трапезы, песни, игры были соединены в одно целое, в котором человек заканчивал один и начинал другой цикл жизни.

Ныне же, обрядовые песни, хороводы являются одними из древнейших элементов и стали совсем непонятны. Но именно в песнях сохранились самые древние ритуалы и мифы.


  1.  Свадебный обряд – наиболее яркий обряд семейного круга

Среди семейно-бытовых обрядов особое место занимает Свадебный обряд.  И если обряды, связанные с рождением и смертью человека в разных религиях зачастую проводились в узком семейном кругу, то свадебный обряд всегда был массовым. Вероятно, именно поэтому он лучше всего сохранился, и мы можем практически точно восстановить традиционную картину этого древнего действа по записям, рассказам и др. источникам.

Привыкшие к современным обычаям, мы не всегда понимаем, почему наши предки так тщательно соблюдали последовательность свадебного обряда. Свадьба -  наиболее знаменательное событие в жизни любого народа. Свадьба  является краеугольным камнем в процессе создания такой важной составляющей общества, как семья.

Исключительная важность семьи и многообразие ее функций в жизни объясняют сложность свадебной церемонии. Как культурно-фольклорный феномен свадьба воплощает в себе и устно-поэтическое и художественное наследия народа, отражает его религиозные взгляды, древнее мировоззрение, представления о семейной жизни, морально-этические нормы и нравственные принципы, а также музыкально-поэтический талант.

  1.  Особенности свадебных обрядов разных народов.

Особенности свадебных обрядов разных народов имеют как общие черты, так и отличия.

В каждой религии есть ограничения, препятствующие людям вступать в законный брак.

Запреты на свадьбы

Евреям запрещается жениться не только на кровных родственниках (как со стороны матери, так и со стороны отца), но и на бывшей жене или вдове сына, отца, дяди, брата. К этой категории относятся также кровные родственники жены, но разрешается заключить брак с сестрой покойной жены.

Согласно традиционным нормам индуистского брака, мужчина должен жениться на женщине из своей касты или подкасты более низкой, чем его собственная. Пправославный брак запрещен в родстве до 4 - ой степени включительно (в отличие от католицизма, допускающего браки между двоюродными братьями и сестрами). В кровном родстве по прямым линиям (восходящей и нисходящей) брак запрещается во всех степенях. Запрещенными для всех религий являются браки между людьми, принадлежащими разным вероисповеданиям, а также существуют возрастные ограничения.

У русской свадьбы с течением времени сформировались временные рамки, которые и определяли основные дни для заключения брака. Никогда не игрались свадьбы во время постов (за редчайшими исключениями). Избегали назначать свадьбы и в постные дни недели (среда, пятница), исключалась и масленичная неделя. Существовала даже поговорка: « На масленицу жениться - с бедой породниться…» Старались избегать также месяца мая, чтобы всю жизнь не маяться.

Индийский свадебный обряд

В индусской свадьбе, прежде чем сделать окончательный выбор, родители сравнивают гороскопы юноши и девушки и, если результат оказывается благоприятным, обе стороны обмениваются подарками и происходит сговор. День и час церемонии определяет астролог. За несколько дней до свадьбы жених и невеста проходят очистительный обряд («халди») - натираются смесью горчичного масла и желтого порошка из корня куркумы.

В день свадьбы родители невесты встречают жениха и проводят в дом, где тот видит, свою невесту и они надевают друг другу на шею цветочную гирлянду.

Отец невесты соединяет руки юноши и девушки, жрец привязывает угол сари невесты к шарфу жениха и обводит их семь раз вокруг жертвенного огня, читает заклинания мантры, соединяющее жениха и невесту брачными узами. В виде жертвоприношения для богов в огонь бросают рис, возливают масло и т. п.

Еврейская свадьба

По иудейскому религиозному закону, процедуру бракосочетания может провести любой грамотный еврей. Перед свадьбой проходит «инструктаж невесты» - это беседа грамотной религиозной женщины с невестой о том, что такое супружеская жизнь с точки зрения еврейских религиозных законов. Также перед свадьбой невеста должна окунуться в «микву» - специальный бассейн или иной водоем. В день свадьбы жених и невеста постятся. Перед проведением обряда бракосочетания составляется брачное свидетельство, называемое на иврите кетуба. Сам обряд происходит под «хупой» - балдахином, символизирующим дом жениха, куда вводят невесту.

Жених и невеста по очереди пьют вино из бокала, и жених надевает кольцо на указательный палец правой руки невесты. Сразу же после бракосочетания молодожены уединяются на короткое время в отдельной комнате, а затем устраивают праздничную трапезу с музыкой песнями и танцами

  1.  Разнообразие русских свадеб

Русская народная свадьба выделяется масштабностью, красочностью среди свадебных обрядов народов мира. Она  чрезвычайно многолика и образует в различных местностях свои локальные варианты, отражающие особенности жизни восточных славян еще в дохристианский период. Типические отличия позволили выделить три основных географических ареала русской свадьбы: среднерусский, севернорусский и южнорусский.

Отличительный признаком Южнорусской свадьбы является отсутствие причитаний и общий веселый тон. Основной поэтический жанр южнорусской свадьбы - песни.

Севернорусская свадьба драматична, ее основной жанр - причитания. Они исполнялись на протяжении всего обряда. Обязательной была баня, которой заканчивался девичник.

Наиболее характерным был свадебный обряд среднерусского типа. Он охватил огромный географический ареал, центральная ось которого проходила по линии Москва - Рязань - Нижний Новгород. Поэзия среднерусской свадьбы сочетала песни и причитания, но преобладали песни.

Но вместе с тем свадьба - это не произвольный набор песен, причитаний и обрядовых действий, а всегда определенная, исторически сложившаяся целостность.

Этапы русских свадеб.

Русский свадебный цикл традиционно делится на несколько этапов:

Досвадебные обряды - это знакомство, смотры невест, девичьи гадания.

Предсвадебные обряды - это сватовство, смотрины, сговор, девичник, жениховы посиделки.

Свадебные обряды - это отъезд, свадебный поезд, венчание, свадебный пир.

Послесвадебные обряды - это обряды второго дня, визиты.

Русская свадьбы – игра по сценарию.

В народе не случайно говорят: «сыграть свадьбу». Русский свадебный обряд можно рассмотреть, как своеобразное театрализованное представление, с определенным сценарием и действующими лицами. Можно выделить несколько форм проведения бракосочетания, появляющихся в разные периоды развития русского народа.

В брачных обычаях периода матриархата инициатива принадлежала женщине, нормальным явлением было самопросватывание девушек. В патриархальном обществе все изменилось. С этого момента можно выделить различные сценарии проведения свадьбы:

«Брак - умыкание» - основная свадебная игра развертывалась вокруг похищения невесты. Ее прятали от жениха, преграждали дорогу жениховому поезду. Подчеркивалось активное начало со стороны жениха и ритуальное «нежелание» невесты выходить замуж. В доме невесты пели песни, в которых приезд жениха изображался как ветер, буря, сам же он назывался разорителем и погубителем.

«Купля - продажа невесты» - первоначально существовала у полян, жених должен был платить за невесту вено, аналогичное известному мусульманскому калыму. В русской свадебной игре разыгрывались сценки выкупа места рядом с невестой, ее косы (или ее самой, что было равнозначно), приданого. Выкуп был небольшой, почти символический: подарками, украшениями, мелкими деньгами. Иногда следовало отгадать загадки. Во время сватовства разговор велся в иносказательной форме, которая тоже отражала особенности «свадьбы - покупки» невесты: «Хотим купить телочку…», «У вас товар, у нас купец…». Один из предсвадебных ритуалов назывался рукобитье: сваты и отец невесты «били по рукам», как бы заключая торговую сделку.

«Свадьба - самокрутка» (или «свадьба - убег») - сформировалась с ростом городов и расслоением, вследствие того, что у крестьян не было средств сыграть свадьбу. Молодые венчались тайно, а потом выпрашивали прощение (иногда это было имитацией, так как родители заранее обо всем знали). Празднования при этом не устраивалось

Как уже упоминалось выше, свадьба - сложная драматическая игра, состоявшая из нескольких актов и длившаяся обычно от 3 до 10 дней. Участники свадьбы имели роли, всего исследователи отмечают до 411 названий свадебных чинов которые видоизменялись в зависимости от территории проживания. Среди них:

рожники - родственники невесты;

дружина, бояре - спутники жениха;

боярки, подневестницы - спутницы невесты;

подголосницы - поющие девушки;

каравайницы - женщины, которые готовят свадебный каравай;

стряпуха, куховарка - женщина, готовящая свадебное угощение;

приданки (отвозят приданое);

клетник - человек, который мог оградить от колдунов и прочих черных сил

.

Образная основа русской свадьбы

Свадебный обряд содержит многочисленные символы и аллегории, смысл которых частично утерян во времени и существует только как ритуал.

Свадебный ритуал восточных славян имел ярко выраженный аграрный, земледельческий характер. В добрачных и послебрачных обрядах молодых осыпали хмелем, овсом, семенами подсолнуха или любым другим злаком. С аграрной магией связан древнеславянский культ солнца. По представлениям древних, любовные отношения между людьми порождались сверхъестественным участием небесных светил. Верховным представителем вступающих в брак было солнце. Рядом с ним возникали месяц, луна, звезды и заря. Образ солнца нес в себе свадебный венок невесты, которому в свадебном действе отводилась своеобразная роль.

Свадебная поэзия

Поэтическое (стихотворное) оформление свадьбы обладало глубоким психологизмом, изображая чувства жениха и невесты,  их тесную связь с окружающим миром природы.

Каждому эпизоду свадьбы соответствовали свои поэтические приемы: Сватовство велось в условной поэтически - иносказательной манере.

Девишник был насыщен ритуальными и лирическими песнями. Во время одевания невесты и ожидания свадебного поезда жениха пели лирические песни, выражавшие крайнюю степень ее горестных переживаний. Глубоким лиризмом были наполнены и ритуальные песни, в них замужество изображалось как неотвратимое событие

Переход невесты из одного дома в другой изображался, как трудный, непреодолимый путь. В таком пути (от родного дома к церкви, а затем к новому дому) невесту сопровождает не родня, а будущий муж («Еще с терема на терем Любушка шла…»см. приложение).

Самым торжественным моментом свадьбы был пир. Здесь пели только веселые песни, плясали.

 Свадебная одежда и аксессуары

В отличие от текстов, исполнение которых во всех областях России имело специфические нюансы, предметный мир русской свадьбы был более унифицирован. Так как рассмотреть все предметы, задействованные в свадебном обряде, не представляется возможным, остановимся лишь на некоторых, наиболее важных и являющихся обязательными.

Белое платье на невесте символизирует чистоту, невинность. Но белый цвет еще и цвет траура, цвет прошлого, цвет памяти и забвения. Другим «траурно - белым» цветом был красный. «Не шей мне, матушка, красный сарафан…» - пела дочь, которая не хотела уходить из родного дома к чужим людям. Поэтому историки склонны считать, что белое или красное платье невесты - это «скорбное» платье девушки, «умершей» для своего прежнего рода. На протяжении свадьбы невеста несколько раз меняла свой наряд. Она была в разных платьях на девичнике, венчании, после повивания в доме жениха и на второй день свадьбы

Невесту никому нельзя было видеть, а нарушение запрета, считалось, вело к всевозможным несчастьям и даже к безвременной смерти. По этой причине невеста надевала фату, а молодые брали друг друга за руку исключительно через платок, а также не ели и не пили на всем протяжении свадьбы.

В истории русского народа известны периоды, в которых традиционный свадебный обряд был «отброшен», и его заменила государственная регистрация брака. Но по прошествии некоторого времени свадебный обряд вновь «возродился», претерпев существенные изменения. Но все же до наших дней сохранилась целостная последовательность свадебного обряда. Современный свадебный обряд - это целостная система ритуалов, связанных между собой единой целью, и представляющая из себя синтез обрядов разных религий, адаптированных к современной жизни. Современную свадьбу можно назвать межрелигиозной (или безрелигиозной).


  1.  Обряды календарно-земельного круга

Обряды календарно-земледельческого круга связаны с землей, солнцем, небом.

На Руси основными календарно-обрядовыми праздниками, отражающие жизнь и быт народа были следующие:

  •  Святки – зимний праздник ,длящийся две недели от Рождественского  сочельника 25 декабря (6 января) до Крещения 6 января (19 января) Старый Новый год как бы делит Святки на две половины. Время от Рождества Христова до 13 января называют «святыми вечерами», а от новолетия до Крещения  - «страстными вечерами».
  •  Символом приближающейся весны были наполнены обряды другого праздника «Сретения Господня» (в народе Устреченья) – 15 февраля. Старики считают, что в этот день зима с летом встречаются.
  •  Воистину народным праздником считается масленица. Ее празднование связано с лунным календарем. Оно начинается за восемь недель до первого весеннего полнолуния и приходится на конец февраля начала марта. Длится целую неделю и традиционно связано с проводами зимы и встречей весны. 
  •  Праздником весны считается день весеннего равноденствия – 22 марта по новому стилю – «Сороки», вторая встреча весны. Сорок птиц прилетает. Крестьяне считали, что приход весны можно устроить ускорив выполнив  определенные обрядовые действия. Сегодня мы можем довольствоваться лишь записями «заклинаний весны, особыми песнями – закличками (веснянками) да выпечкой из теста фигурок птиц: «жаворонушков», «птюшек», куликов», «жайворонков», «жаворонушек», «голушек», «сорок». Вечером ребятишки съедали «жаворонков», а остатки бросали в реку, отдавали скотине,либо зарывали в землю, веря, что обрядовые фигурки принесут благополучие. Здесь же  «играли» особые песни прибаутки. 
  •  Примечателен праздник Вербного воскресенья, предшествующий святой Пасхе.
  •  Праздником праздников называют в Брянске – Светлое Христово Воскресенье. И неудивительно, что предки обставили ее множеством обрядовых действ идущих из глубины веков. Прежде всего это обычай дарить яйца, который существовал у язычников задолго до Рождества Христово. Длился праздник всю Святую неделю вплоть до Красной Горки.
  •   Красная Горка народный праздник, который приходится на начало пробуждение всех животворящих сил природы. В этот день было принято «карагоды; танки и «ширинки» под плясовые песни водить, на релях, яйца с пригорков катать «на хороший урожай и достаток». Молодые парни и девки ходили в лес где жгли костры. Было много обрядовых действий ритуалов, песен, направленных на то, чтобы уберечь домашних животных от болезней, сглаза, хищного зверя и обеспечить плодовитость. Наделен праздник Георгия Победоносца или  Егорьев день, покровитель скота.

Религиозный праздник на селе или в городе - это не только посещение церкви, но это и праздник встречи гостей, это разгульное пиршества и веселые гулянья с ярмаркой, качелями, со своими запевалами. Главный ритуальный запрет - не осквернять праздничного времени работой. В старинных обрядово-праздничных традициях наиболее живучими оказываются собственно народные традиции в праздничном времяпрепровождении, играх, развлечениях, досуге, во встречах родственников.

К основным церковным обрядовым праздникам относятся Рождество и Пасха.

  1.  .Рожденство и Новый Год

Основное отличие Нового года и Рождества в истории их появления. Рождество это условный день рождения. Иисуса Христа. Рождество отмечают все христиане. Христиане празднуют не какую то определенную дату, а сам факт рождения Спасителя. Новый год это языческий праздник, который означает времяисчисление.  Обряды Нового года и Рождества очень схожи но в новый год покланяются силам природы, а на Рождество празднуют рождение благословенного младенца.

Рождество Христово является одним из больших праздников христианства и относится к двенадцати великим двунадесятым праздникам. Этот праздник отмечается католиками 25 декабря и православными 7 января по новому стилю. Он установлен в честь рождения Иисуса Христа в Вифлееме и является одним из главных христианских праздников. Это не два различных праздника, а один и тот же праздник, отмечаемый по разному стилю календаря, старому и новому. Такое почитание этого праздника в первую очередь связано с системой летоисчисления по Юлианскому и Григорианскому календарю. В восточной церкви праздник Рождества Христова считается вторым после Пасхи праздником. 

Православная Церковь празднует Рождество Христово в ночь с 6-ого на 7 января по новому стилю, католическая - 25 декабря. Вечер 6 января - Рождественский сочельник, канун, навечерие Рождества, называемый также коляды. Сочельник, или сочевник, получил название от "сочиво" - ритуального кушанья, обязательного для этого вечера, приготавливаемого из сока миндального, макового с медом и каши из красной пшеницы или ячменя, ржи, гречихи, гороха, чечевицы и позже - риса. Сочивом начиналась трапеза в Рождественский и Крещенский сочельники, на родинах, крестинах, с той лишь разницей, что эта каша, чаще называемая "кутья", была разной по составу. Так, Рождественскую кутью готовили постной, ее приготавливали с соком, или молочком миндальным, ореховым с добавлением меда и измельченных ядер грецких, лещиных орехов. На второй день Рождества готовили бабью кашу, или бабкину кутью. В древности был обычай навещать дом, в котором появился новорожденный, а в числе даров приносить бабкину кашу и бабкины пироги. В отличие от рождественской, постной кутьи бабкину готовили "богатой". Этот обычай, сохранился и по сей день.

В Рождественский сочельник не принято, было, есть до первой звезды - в память о звезде Вифлеемской. В церквях в вечерние часы шла торжественная служба, а не пошедшие на богослужение готовились к восходу звезды дома. В крестьянских семьях в ожидании звезды все вместе читали вечернюю молитву, старшие рассказывали детям о рождении Христа, о волхвах, о дарах приносящих. Таким образом, воспитывалось в ребенке уважение к обычаям и традициям.

Постепенно коляды слились с Рождеством, наступающим как раз в то время, когда солнце поворачивает к весне. Под влиянием церкви, которая долго не признавала Коляду, из колядок почти вытеснились языческие символы и стали преобладать христианские. Отголоски этого языческого прошлого в колядовании слышны в повести Н. В. Гоголя "Ночь перед Рождеством":

Колядовать у нас называется петь под окнами накануне рождества песни, которые называются колядками. Тому, кто колядует, всегда кинет в мешок хозяйка или хозяин, или кто остается дома колбасу, или хлеб, или медный грош, чем кто богат. Говорят, что был когда-то болван Коляда, которого принимали за Бога, и что будто от того и пошли и колядки. Кто его знает? Не нам, простым людям, об этом толковать. Прошлый год отец Осип запретил было колядовать по хуторам, говоря, что будто сим народ угождает сатане. Однако ж если сказать правду, то в колядках и слова нет про Коляду. Поют часто про рождество Христа, а при конце желают здоровья хозяину, хозяйке, детям и всему дому.

Обязательными рождественскими увеселениями были маскарады, карнавалы, ряженые, песни, пляски, хороводы. Наносили визиты, принимали гостей, устраивали смотрины невест.

Обычай встречать Рождество и Новый год у нарядно украшенной елки уходит в древнее языческое время. Он связан с культом зелени. В Греции и Риме дома накануне наступления Нового года украшали зелеными ветками, считая, что это принесет здоровье и счастье в будущем году. В Европе в период полного угасания природы, когда холодно, темно и мрачно, особое значение придавалось предметам, которые являлись символами ее нового возрождения; поэтому такую большую роль в ритуале празднования Рождества играют ветви вечно зеленых или распускающихся зимой растений. Им приписывалась особая жизненная сила, которую люди пытались перенять, поставив растения в доме или прикоснувшись ими к человеку или животному. Вначале это были ветви слив, яблонь и вишен, которые ставили в воду с таким расчетом, чтобы они распустились к Рождеству, но ветки распускались не всегда, что вызывало разочарование и страх; потому, вероятно, они были заменена вечнозелеными растениями. 

А обычай украшать деревья существовал у наших предков еще до наступления новой эры. В те далекие времена считалось, что в ветвях деревьев нашли приют могущественные духи- как добрые, так и злые, и чтобы поладить с ними и добиться их помощи в повседневной жизни, подносились обильные дары, которые развешивались на ветках. 

Совершенно естественно, что в тропических странах елок нет, и их делают из фанеры, украшая рисовой соломкой. В Австралии и Новой Зеландии, где январь - летний месяц, ставят местное дерево - метросидерос, - усыпанное алыми цветами. На Кубе ель заменяют пальмами или пиниями; в Никарагуа украшают жилище ветвями кофейного дерева с красными плодами. 

  1.  Пасха

Всю неделю, предшествующую этому дню, принято называть Великой, или Страстной. Особо выделяют последние дни Страстной недели: Великий Четверг – как день духовного очищения, принятия таинства, Страстная Пятница – как еще одно напоминание о страданиях Иисуса Христа, Великая Суббота – день печали, и наконец, Светлое Воскресение Христово.

Начиная с Чистого Четверга, христиане готовятся к праздничному столу, красят и расписывают яйца. По древней традиции "крашенки", появление которых, по преданию, связано с Марией Магдаленой, укладывают на свежую проросшую зелень овса, пшеницы, а иногда на нежнозеленые крошеч-ные листочки кресс-салата, которые специально заранее проращивались для праздника и, как и столетия назад, дарят друг другу со словами: "Христос воскресе! - Воистину воскресе!". 

Праздник Пасхи начинается в полночь между Великой Субботой и Воскресеньем после торжест-венной заутренней службы и Пасхальной литургии. Служба идет около двух часов и заканчивается после трех часов утра. Торжественный момент наступает тогда, когда священник говорит "Христос воскресе", а все присутствующие отвечают "Воистину воскресе".

Всю святую неделю, а праздник Пасха празднуется семь дней, в храмах Царские и боковые врата, врата в алтаре не закрываются круглые сутки. Это единственное время, когда верующие могут видеть, что происходит в алтаре. Открытые врата призывают верующих открыть свои сердца для бога, для милосердных дел и для наших ближних. 

Верующие приносят в храм куличи, пасхи, крашеные яйца, для того, чтобы священник освятил их после службы.

Это особый Пасхальный обряд благословения Артоса, красных яиц и куличей. Артос в переводе с греческого просто "хлеб". У нас это просфора с изображенным на ней крестом. Артос освящается и размещается перед образом Господа у Царских врат или в алтаре, где и находиться всю светлую неделю. Когда происходит церковный ход, то и Артос обносят вокруг храма и возвращают на прежнее место. В субботу святой недели Артос разрезают на части и раздают верующим.

Пасхальному яйцу приписываются также магические свойства. Некогда считалось, что оно может потушить пожар, если его кинуть в огонь, потому-то такие яйца даже хранили за иконой на случай пожара (и прежде чем бросить его в огонь, трижды обегали с ним вокруг дома). Пасхальным священ-ным яйцом гладили скотину по хребту, чтобы она не болела и шерсть у нее была гладкая; делали это перед первым выгоном скота на пастбище. 

Чудодейственную силу приписывали и скорлупе освященного яйца, а также крошкам от разговенья. Их собирали, смешивали с "четверговой" солью и клали вместе с зерном для посева. Кстати, "четверговая" соль, которую готовили в тот же день, когда красили яйца, т. е. в Чистый четверг, использовалась для посола кушаний, готовящихся к Пасхе и на Пасху. 

Как правило, Пасхальный стол всегда отличается от обычного праздничного особенным великолепием и вкусом. С Четверга пекут куличи, блины и разные мелкие изделия из лучшей пшеничной муки с изображением крестиков, барашков, петушков, курочек, голубков, жаворонков, а также медовые пряники. В древности в этот день еще варили овсяный кисель – для "ублажения" мороза. Кое-где его хранили до воскресенья, а на Пасху ели даже раньше кулича.

В старину у зажиточных хозяев вообще подавали 48 различных блюд по числу дней истекшего поста, куличи и пасхи украшали самодельными цветами. Изготовление цветов для праздника, как и расписывание яиц, некогда было увлекательнейшим занятием. Дети и взрослые вырезали цветы из яркой цветной бумаги, украшали ими стол, иконы и дома, в которых зажигались все свечи, лампады, люстры и светильники. 

Помимо традиционного символа окончания поста, обрядовые пасхальные блюда связаны с ритуальной символикой урожая. К примеру, остатки освященных в Церкви яиц, пирогов и мясных блюд (кости) закапывали в поле, а одно пасхальное яйцо обязательно сохраняли до начала сева и брали его с собой, идя первый раз сеять, чтобы урожая был богатым.

Весь период до Вознесения (40 дней после Пасхи) считается Пасхальным; православные в это время приветствуют друг друга словами: - "Христос Воскресе!" и ответом: - "Воистину Воскресе!", и при этом трижды целуются. Сама процедура целования и фразы, произносимые, при ней пришли к нам из древней Греции от святых апостолов и их учеников. После того, как Христос воскрес, апостолы, встречаясь, громко делились своей радостью, говоря: - "Христос Воскресе!", а затем крепко обнимали и целовали друг друга. Эти объятия и лобызания говорят о том, что мы находимся в мире с людьми и богом. 

Во время Пасхи проводятся обряды крещения, а вот венчания начинаются после окончания Пасхальной Святой Седмицы, т.е. через семь дней после наступления Пасхи.

В Пасхальные дни, когда все вокруг радуется обновлению жизни, воспоминаниям о смерти нет места, поэтому во время Пасхальной недели не бывает панихид и заупокойных богослужений.

По этой же причине в Пасху не ходят на кладбище. Для этого есть другой день, день Радуница (вторник 6 мая). Но если вы все, же пошли навестить родственников, то можете оставить на могиле куличи и яйца, но церковь не одобряет рядом со святыми дарами никаких других приношений. 

  1.  Масленица

Масленица - один из самых весёлых, а потому - любимых народных праздников. Игры, песни, катание с гор, смех, шутки, переодевания (ряженые), катание на "тройках", костры - всё это - наша Масленица. И, конечно, главное её достояние - блины - символ Солнца, приближающейся Весны и вновь пробуждающейся Природы.

Масленица — один из немногих старинных языческих праздников проводов зимы, сохранившихся в России и после принятия христианства. Масленица празднуется на неделе, предшествующую Великому посту, то есть за семь недель до Пасхи. Ее начало колеблется от 3 февраля до 14 марта. В 2005 году масленица отмечается с 7 марта по 13 марта.  

Масленица была воспринята христианской церковью фактически как религиозный праздник и получила название Сырной, или Сыропустной недели.

Масленица — это озорное и веселое прощание с зимой и встреча весны, несущей оживление природе и солнечное тепло. Люди испокон века воспринимали весну как начало новой жизни и почитали Солнце, дающее жизнь и силы всему живому. В честь Солнца сначала пекли пресные лепешки, а когда научились приготовлять заквасное тесто, стали печь блины. Наши предки верили, что вместе с круглым, румяным блином, так похожим на солнце, они съедают частичку его тепла и могущества

Каждому дню масленичной недели дано было своё имя:

  •  Понедельник – Встреча: Начиналась Масленица посещением родных;
  •  Вторник – Заигрыши. Во вторник начинались безудержные, веселые и разудалые игры, катания, забавы. Все масленичные забавы и потехи клонились, по сути дела, к сватовству, чтобы после Великого поста играть на Красной горке свадьбу. ;
  •  Среда – Лакомка. тещи принимали зятьев к блинам, а для забавы зятьев созывали всех родных. А по вечерам пели песни про заботливую тещу, угощающую зятя блинами. Считалось, что в Масленицу, а особенно на Лакомку, нужно есть столько, сколько душе угодно, или, как говорили в народе, "сколько раз собака хвостом махнет ";
  •  Четверг – Разгул. В четверг начинался широкий разгул: катание по улицам, кулачные бои и разные обряды. Например, крепили к огромным саням столб, привязывали на него колесо, а на колесо сажали мужика - балагура и затейника с вином и калачами, а вслед за этим "поездом" с песнями тянулся народ.
  •  Пятница - Тёщины вечерни. теперь зятья приглашают их к себе в гости! Ведь в пятницу, на тещины вечерки, зятья угощали матерей своих жен блинами да сладостями. Поэтому и говорили, что "у тещи зятек - любимый сынок";
  •  Суббота - Золовкины посиделки. на золовкины посиделки (золовка - сестра мужа) молодая невестка приглашала родных мужа к себе в гости.Новобрачная невестка должна была одарить своих золовок подарками. В последний день Масленицы все друг у друга просили прощения, новобрачные ездили по своим родным, одаривали тестя и тещу, сватов и дружек за свадебные подарки.;
  •  Воскресенье - Прощёный день. В воскресенье сжигали чучело, как символ зимы, которая закончилась. А пепел развевали над полями - "на богатый урожай".  Вечером между родными и близкими происходило Прощение: дети кланялись в ноги своим родителям и просили прощения, после них приходили все близкие и родные. Все просят друг у друга прощения, освобождаясь от грехов перед Великим постом. Кланяются в ноги. А в ответ слышат знакомое: "Бог простит"..

Блины на Масленицу пекут каждый день с понедельника, но особенно много — с четверга по воскресенье. Это время называется широкой масленицей. Поэтому секретам приготовления настоящих русских блинов и различным масленичным угощениям уделим особое внимание!

Уходит Масленица, а вместе с ней и зима. Уходит под звук капели. Весна вступает в свои права Таким образом люди освобождались от старых обид, накопленных за год, и встречали новый год с чистым сердцем и легкой душой.

  1.  Ивана Купалы

Смешение двух празднично-обрядовых циклов произошло и праздновании Ивана Купалы (в день Ивана-крестителя, 24 июня). В этом празднике обряды весенней встречи солнца — Ярилы (от яр, жар — свет и тепло) — смешались с обрядами проводов его осенью. В языческую эпоху это был очень важный праздник, вызывавший представления о производительных силах человека и природы. 
В ночь на Ивана Купалу много купались, зажигали костры и прыгали через них; всё это, имевшее в древности магический смысл очищения водой и огнём, давно стало игрой и развлечением. 
Купальские обряды особенно настойчиво преследовались церковной и светской властью; вероятно поэтому они почти не сохранились у русских; но в некоторых местах делали чучело Купалы, которое или сжигалось, или кидалось в воду, или хоронилось в землю. В других случаях это чучело называлось Костромой. О Костроме пели, что она «разгулялась, расхвалилась», «напилась вина с маком», «расплясалась, разыгралась», повалилась и умерла; чучело Костромы хоронили в реке или озере. Похороны Костромы проводились кое-где на петров день, 29 июня.

С ночью на Ивана Купалу связано много суеверных представлений и легенд, в настоящее время имеющих интерес поэтического вымысла и игры воображения. Роса целебна в эту ночь, лечебные травы действуют особенно сильно, только в эту ночь дивным огненным цветком расцветает папоротник, а под ним открывается золотой клад. Но лишь бесстрашный человек сможет достать его: деревья в лесу переходят с места на место, лес полон каких-то страшных сил, непонятных звуков.

Купальские обряды у славян сопровождались песнями, но от них сохранились лишь небольшие отрывки, известные белорусам и украинцам. В одном из таких отрывков поётся о том, как брат и сестра по незнанию друг друга повенчались и превратились в цветок с жёлтыми и синими лепестками (иван-да-марья).

 


  1.  Заключение.

К сожалению  нынешнее поколение очень мало знают о народных обряды, а принимают в них участие и того меньше.

Но чтобы воспитать истинно русского гражданина своей родины нужно начинать с малого – с изучения традиций, праздников и обрядов, сложившихся у нас в стране еще до рождества Христова. Знание обрядов,  народной музыке, традиций укрепят любовь к своей родине,  усилит связь поколений , научит ценить и  уважать своих близких и родных. Сейчас с каждым годом каждое новое поколение ожесточается, забывает свои истоки. С ранних лет, с дошкольного возраста надо вкладывать в ребенка понятия «народные традиции», «народные праздники», «народные обряды». Ведь роль народных традиций в формировании и развитии будущей личности очень огромная. Будущее России – в укреплении традиций, в знании своей истории и культуры.
Заложенные в традиционной культуре высокая духовность и нравственность выступает гарантами ведения здорового образа жизни населения, уважение к традициям, доброжелательных отношений с окружающими, любви и бережного отношения к природе. 

Традиционная народная художественная культура является наиболее благоприятной средой для раскрытия творческих способностей развития личности. 
Наиболее естественной формой развития  творческого потенциала каждого человека остается народное искусство, фольклор, обрядово-праздничная культура, т.е. все то, что нам сейчас так необходимо. А отсюда необходимость популяризации, всяческого поощрения использования народных культурных традиций в деятельности народных творческих коллективах.

Обряд -  это первичная, неуничтожимая категория человеческой культуры. Он может оскудеть и даже выродиться, но не может исчезнуть совсем.

.


Литература

  •  Аникин В.П. Фольклор как коллективное творчество народа. Учебное пособие. – М.: МГУ, 1969. 
  •  Бакланова Т.Н. Народная художественная культура. – М., 1995. – С. 11.           Жигульский К. Праздник и культура. – М., 1985. 
  •  Связующая нить. Праздники, обряды, традиции. – М.: Московский рабочий, 1984
  •  Степанов Н.П. Народные праздники на Святой руси. – М., 1992. 
  •  liturgy.ru 
  •  http://www.myizh.ru/cache/pancake_week.php

PAGE  22


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

30129. Исследование методов позиционирования, а так же разработка устройства для дистанционного мониторинга технических объектов, транспортных средств и человека 873.95 KB
  Одним из основных компонентов системы позиционирования является устройство под названием GPSтрекер.4 Применение систем навигации Кроме навигации координаты получаемые благодаря спутниковым системам используются в следующих отраслях: Геодезия: с помощью систем навигации определяются точные координаты точек Картография: системы навигации используется в гражданской и военной картографии Навигация: с применением систем навигации осуществляется как морская так и дорожная навигация Спутниковый мониторинг транспорта: с помощью систем...
30130. Створення газети на тему «Молодь обирає спорт» у програмі Page Maker 639.28 KB
  Програма PageMaker є складовою частиною лінійки програмних продуктів фірми Adobe, до складу якої крім того входять Adobe Table, Adobe FrameMaker, Adobe PageMill, Adobe Photoshop, Adobe Illustrator, Adobe Streamline, Adobe Premier. Практично кожна з цих програм є світовим лідером в своїй області
30131. Создание управляющих программ с использованием сплайновой интерполяции типов AKIMA(ASPLINE), NURBS(BSPLINE) и кубического сплайна(CSPLINE). Воспроизведение сплайновой интерполяции в системе ЧПУ WinPCNC 184.33 KB
  Воспроизведение сплайновой интерполяции в системе ЧПУ WinPCNC Выполнил: студент гр. Ход Работы В процессе обучения будет рассмотрено использование сплайновой интерполяции на двух примерах. Будем использовать три основных типа сплайна: SPLINE kim сплайн BSPLINE NURBS сплайн CSPLINE кубический сплайн.
30132. Генерация и редактирование сплайн контуров. Создание и отработка управляющих программ 236.41 KB
  Полученную кривую можно сохранить в файле в формате txt, где будут записаны последовательности координат X и Y. Таким образом, с помощью программы можно не только просмотреть, как будет строиться та или иная кривая, но и использовать полученные оцифрованные точки в дальнейшем.
30133. Основы программирования в оболочке ОС UNIX 25.44 KB
  Пользователь имеет возможность присвоить переменной значение некоторой строки символов. Например команда mrk= usr ndy bin присваивает значение строки символов usr ndy bin переменной mrk типа строка символов . Для этого в соот ветствующем месте командной строки должно быть употреблено имя этой переменной которому предшествует метасимвол . Использование значения присвоенного некоторой переменной называется подстановкой.
30134. БАЗЫ ДАННЫХ 34.53 KB
  В начале работы следуют выбрать интересующего работника. После этого будут выведены данные о заданиях выбранного работника в соответствующую таблицу. При выборе конкретного задания выводятся данные о работниках.
30135. ИЗУЧЕНИЕ МОДЕЛЕЙ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ РАСПРЕДЕЛЕННО ВЫПОЛНЯЮЩИХСЯ ПРОЦЕССОВ 65.72 KB
  Осуществить построение топологии сети требуемого вида (рис. 3.1); выполнить широковещательную рассылку вводимого с клавиатуры сообщения от узла S на все остальные узлы. На узле, инициирующем рассылку, выводить (в виде матрицы) топологию сети и остовное дерево, на остальных хостах сети после получения сообщения выводить номер хоста и сам текст сообщения.
30136. Средства создания и сопровождения сайта 139.29 KB
  Подпись Дата Лист 2 КОГУ Проверил Бегун Э.контур утвердить Лит Листов КОГУ Лабораторная работа 9. Подпись Дата Лист 2 КОГУ Проверил Бегун Э.контур утвердить Лит Листов КОГУ создал hobby.
30137. Теория сплайнов. Параметры, влияющие на точность аппроксимации контура 3.81 MB
  SPLINE SPLINE kim spline проходит точно через заданные точки. Минимально допустимое количество точек определяется особенностями системы ЧПУ; например система ЧПУ Sinumerik позволяет построить кривые только через 6 смежных точек в то время как система ЧПУ WinPCNC через 4 точки в предельном случае можно использовать две точки но в этом случае кривая трактуется как отрезок прямой. Главная область применения этого типа сплайна прохождение через точки полученные от контрольноизмерительной машины КИМ или от аналогичных машин. В...