90254

Иллюзии: обман или реальность?

Практическая работа

Физика

Цель моего исследования: выяснить что такое иллюзии: обман или реальность. Узнала какие иллюзии бывают и в каких областях науки и техники применяются. Больше всего меня заинтересовали оптические иллюзии.

Русский

2015-06-01

1.3 MB

16 чел.

АУ «Центр внешкольной работы «Эткер»

Минобразования Чувашии

Региональный этап IX Российского конкурса исследовательских работ и творческих проектов дошкольников и младших школьников

«Я — исследователь»

Предметное направление: физика – техника

Исследовательская работа на тему 

«Иллюзии: обман или реальность?»

              

                                                    Работу выполнила

                                                        Галочкина Ольга,

                                                        ученица 1 класса

                                                        МБОУ «СОШ №3»

                                                         Научный руководитель

                                                         Самойлова Наталья Викторовна,

                                                         учитель начальных классов

                                                          МБОУ «СОШ №3»

Алатырь, 2013 г.

ВВЕДЕНИЕ

     Обоснование мотива. В школе на переменах мы любим, загадывать друг другу загадки и разгадывать различные ребусы. Один мальчик принёс интересные картинки, на которых двигались кружочки и змейки. Когда я спросила, что это такое, он ответил, что это – иллюзия. Мне захотелось узнать, что такое иллюзия? Почему  глядя на лист бумаги, я ощущаю движение нарисованного предмета? Поиск ответа на эти вопросы, послужил мотивом для  моей исследовательской работы.

     Цель моего исследования:  выяснить, что такое иллюзии: обман или реальность.

     Задачи исследования:

     1. Найти информацию в глобальной компьютерной сети Интернет.

     2. Узнать причины возникновения иллюзий, и какие виды иллюзий бывают.

     3.Провести эксперименты по ощущению человеком зрительных искажений действительности.

     4. Выяснить, зачем и в каких областях науки и техники применяются технологии, основанные на иллюзиях.

     Гипотеза: предположим, что глаза не могут ошибаться, и мы всегда видим то, что есть  на самом деле.

     Методы, используемые в работе: поиск и подбор информации в Интернете, в библиотеках, беседа с учителями физики, эксперимент.

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАБОТЫ

 I этап – теоретический

      Изучая материал по теме исследования, я выяснила, что такое иллюзия и как она возникает. Узнала, какие иллюзии бывают, и в каких областях науки и техники применяются. Больше всего меня заинтересовали оптические иллюзии.

      Оптическая иллюзия – это обман зрения, когда увиденный нами предмет не соответствует действительности. В переводе с латыни слово "иллюзия" означает "ошибка, заблуждение". Мы часто воспринимаем иллюзию, как реальность, так как наше зрение несовершенно и иногда мы видим не то, что существует на самом деле.  Иллюзии возникают из-за того, что наш зрительный аппарат - это сложная система, которая состоит из глаз, нервных клеток, по которым информация об увиденном передаётся к мозгу, ну  и самого мозга.  Иногда наши глаза так могут воспринимать идущий от предмета свет, что в мозг приходит ошибочная информация. Ошибочное видение предметов может возникать и при нарушении передачи информации по нервным клеткам, мозг не всегда правильно реагирует на сигналы, приходящие от глаз.

      Я также выяснила, что существует несколько категорий иллюзий.

       Анаморфозы - это уродливые изображения предметов, нарисованные таким образом, что при рассматривании их с определенного места или с помощью известного оптического приспособления, они кажутся правильными и не искривленными. В качестве примера могу привести 3D- рисунки. На самом деле изображение плоское, а мы видим его объёмным. Ещё есть интересные анаморфозы, которые дают правильное изображение рисунка при наблюдении с помощью стеклянного цилиндра (см. Приложение 1).

      Зрительные искажения – это иллюзии зрения, когда возникают неправильные представления о форме, размере, цвете и положении в пространстве предметов окружающего мира, возникающие под влиянием зрительных впечатлений. На уроках математики нам учитель часто даёт такие задания, как «Зрительно сравни отрезки», «Какой шар больше: верхний или нижний», «Какай квадрат больше: белый или чёрный». При выполнении таких заданий мне всегда кажется, что один предмет больше или длиннее другого, хотя на самом деле при наложении одного предмета на другой они совершенно одинаковы (см. Приложение 2).

     Игра с перспективой - это категория изображений, которые порождают иллюзию только при просмотре с определенного места или под определенным углом (см. Приложение 3).

     Иллюзии движения мы ощущаем тогда, когда неподвижное изображение кажется движущимся. Эффект движения усиливается при наклонах, вращениях, приближении и удалении головы. Большинство иллюзий движения построены на постоянном повторе разных по яркости или цвету фрагментов рисунка.

     Одна и та же анимационная  картинка,  может изображать вращающийся предмет по часовой, против часовой стрелки или попеременно (см. Приложение 4).

    Иллюзии объема возникает при рассмотрении анимационных картинок с эффектами перспективы и  вращения (см. Приложение 5). В настоящее время иллюзию объёма мы можем наблюдать в фильмах с использованием 3D – технологий.

     Невозможное. Среди оптических иллюзий особое место занимают невозможные фигуры. Эти фигуры направлены на то, чтобы  в них увидеть что-то неожиданное, сначала они похожи на обычные объекты, и лишь при внимательном рассмотрении можно увидеть в них что-то неправильное.

  Например, существует невозможный треугольник, в котором на первый взгляд нет ничего необычного — только три бруска, соединенные друг с другом под прямым углом, но когда ты смотришь на этот треугольник, понимаешь, что такой треугольник не может существовать в окружающей нас действительности (см. Приложение 6).

     Парейдолии – это иллюзии образов, в качестве основы которых выступают детали реально существующего объекта. Таким образом, смутный и невразумительный зрительный образ воспринимается как что-либо отчетливое и определенное.  Парейдолии возникают при восприятии самых обычных объектов. Например, формы камней, облаков, деревьев могут образовывать фантастические пейзажи, лица людей, необычных зверей и др.                        (см. Приложение 7).

     Перевёртыши — вид оптической иллюзии, в которой от направления взгляда зависит характер воспринимаемого объекта (см. Приложение 8).

     Скрытые образы  - это картинки-загадки, скрытые на фото объекты, а также картины-иллюзии в жанре "камуфляжного" искусства. Слово «камуфляжное» раскрывает смысл понятия, когда под одним изображением маскируется иное, на первый взгляд не явное, но угадывающееся при внимательном рассмотрении. Например, японская художница Куми Ямашита известна во всем мире как мастер света и тени. С помощью самых простых инструментов — например, листов бумаги, вырезанных букв и цифр — Куми создает уникальные работы (см. Приложение 9).

II этап – экспериментальный

     Для того чтобы проверить свою гипотезу я провела несколько экспериментов.

Эксперимент №1

   Чтобы убедиться в том, что наш зрительный аппарат - это сложная система и что ошибочное видение предметов может возникать при нарушении передачи информации по нервным клеткам от глаз к мозгу, я при взгляде на иллюзии движения  поднесла палец к виску. Движение на несколько секунд замерло. Но стоило мне пошевелить пальцем, как движение стало заметным (см. фото 1). Этот эксперимент показал, что мы можем отвлечь наш мозг, поэтому передача информации нарушается.

                                                                          Фото 1

Эксперимент № 2

     Для того чтобы лучше понять иллюзию игры с перспективой, мы вместе с мамой и сестрой  постарались создать фотоиллюзию (см. фото 2, 3).

                                     

              Фото 2                                                                          Фото 3

     Иллюзию игры с перспективой используют при строительстве зданий, для создания интерьера комнаты. Маленькую комнату, при помощи обмана зрения можно превратить в большую.

Эксперимент № 3

     Я узнала, что одна из самых известных оптических иллюзий, которая относится к анаморфозам. Это - дракон Гарднера, который якобы все время смотрит на наблюдателя. Мне захотелось проверить так ли это на самом деле. Я нашла распечатку шаблона этого дракона и склеила её. Когда смотришь на дракона близко, то видишь, что голова у него вогнутая, но когда фотографируешь  его даже с близкого расстояния  голова на фото выпуклая. Если разместить дракона так, чтобы источник света был внизу, затем закрыть один глаз и на расстоянии 1 – 2 метра, перемещаясь, смотреть на дракона, то он действительно поворачивает за тобой голову.  Иллюзия настолько интересна, что за ней появился  кот, также следящий за наблюдателем (см. фото 4,5,6,7).

         

               Фото 4                                     Фото 5                      Фото 6                      Фото 7

Эксперимент № 4

     Чтобы узнать существуют ли на самом деле в нашей жизни невозможные фигуры, я попробовала самостоятельно при помощи заготовки  сделать оригами невозможного треугольника Пенроуза. И у меня получилось (см. фото 8). Но, что это обман или реальность? Конечно же – это обман нашего зрения при помощи игры света и тени. На заготовку  (см. фото 9) нужно смотреть  с определённого угла и тогда увидишь невозможный треугольник.

                                             

                              Фото 8                                                      Фото 9

Вывод. Все мои эксперименты доказывают то, что оптические иллюзии – это  не что иное, как обман зрения.

III этап – заключительный

       В ходе своего исследования я сделала следующие выводы:

  1.   Оптическая иллюзия - это обман зрения, когда увиденный нами предмет не соответствует действительности.
  2.  Информация приходит в наш мозг через глаза. Человек не всегда сможет реально оценить увиденное. Зная особенности строения зрительного аппарата, человек может анализировать получаемую картинку, понимать, когда глаза его обманывают, а когда изображение полностью реально.
  3.  Существует несколько категорий оптических иллюзий: анаморфозы, зрительные искажения, игра с перспективой, иллюзии движения, иллюзии объема,      невозможное, парейдолии, перевёртыши, скрытые образы.
  4.  Проведённые мной эксперименты доказали, что выдвинутая гипотеза не подтвердилась, так как наши глаза могут ошибаться, мы не всегда видим то, что есть на самом деле.
  5.  Иллюзии используются  при создании фильмов и картин с использованием 3D – технологий. В настоящее время многие художники используют скрытые образы  в написании своих картин.

    В своей исследовательской работе более подробно  я рассмотрела только оптические иллюзии. В дальнейшем я хотела бы узнать, как создаются фокусы, ведь они тоже связаны с иллюзиями.

Использованные Интернет - ресурсы

http://illuzi.ru/node/789

http://illuzi.ru/

http://www.psy.msu.ru/illusion/

http://brainden.com/golovolomki/optical-illusions.htm

http://www.livedragon.ru/roman-yerokhin/361-optical-illusions.html

http://ru.wikipedia.org/wiki/Стереоизображение

 

      

Приложение 1

Анаморфозы

    

3D рисунки

Правильное изображение рисунка при наблюдении с помощью стеклянного цилиндра

Приложение 2

      Зрительные искажения

Иллюзия Мюллера-Лайера

Два шара в нише имеют одинаковые размеры

Приложение 3

Игра с перспективой

Приложение 4

     Иллюзии движения

Приложение 5

Иллюзия объёма

Приложение 6

Невозможное

Треугольника Пенроуза

Приложение 7

Парейдолии

Полярный медведь в камне

                               

         Картофель – медведь                                                       Космонавт

Голова слона на Марсе

Приложение 8

     Перевёртыши

                

                   Пес и белка                                                             Утка и заяц

                                                   Кошка и мышка

Приложение 9

Скрытые образы

    

                  Где спряталась собака?                                           Найди гуся?

Портрет А.С. Пушкина

 Работы японской художницы Куми Ямашита

                    


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

33137. Календарно-тематический план по дисциплине МЕТОДИКА РАБОТЫ С ДЕТСКИМ ХОРЕОГРАФИЧЕСКИМ КОЛЛЕКТИВОМ 106.5 KB
  1 Методика проведения занятий в детском танцевальном коллективе 1 Совершенствования ЗУН Видео занятия в ДТК Составить развернутый конспект на заданную тему 5 Методика разучивания элементов классического танца. Методика разучивания plie. 1 Совершенствования ЗУН Алгоритм разучивания элемента Составить комбинацию и разучить с 2 учащимися Классический танец 6 Методика разучивания bttement tendu. 1 Совершенствования ЗУН Алгоритм разучивания элемента Составить комбинацию и разучить с 2 учащимися Классический танец 7 Методика разучивания...
33139. Постановка танца 24 KB
  Перед тем как приступить к постановке того или иного танца нужно хорошо усвоить его содержание и характер а также в совершенстве изучить все его движения. Приступая к разучиванию народного танца руководитель кратко рассказывает его содержание предлагает прослушать музыку после этого можно приступать к постановке. Когда все движения танца изучены можно приступать к разучиванию фигур и построению.
33140. Разбор танца по записи 25 KB
  Работа над постановкой танца по записи значительно обогащает руководителя. Он знакомится с опытом ведущих мастеров расширяет знания и возиожности применения выразительных средств хореографии в создании танца. Каждая запись танца состоит из 4х частей: Даются основные сведения о танце: название образное описание содержания особенности танца композиция манера исполнения число и состав исполнителей даются рекомендации о возможных изменениях в составе указывается автор музыки как ее нужно исполнять приведен музыкальный размер.
33141. Создание танца 23.5 KB
  Приступая к созданию того или иного танца руководитель должен прежде всего выбрать интересный сюжет. Выбрав сюжет и определенный характер танца подбирают к нему музыкальное сопровождение. Бывают случаи когда неудачно подобранная музыка снижает качество хорошо задуманного танца.
33142. Начальные этапы работы балетмейстера над созданием хореографической постановки 23.5 KB
  Создание сценического народного танца начинается с замысла. Из этих образов рождается порой содержание танца. Балетмейстер возьмет за основу проявление в жизни этих возвышенных качеств человека содержание и характер взаимоотношений между людьми и отразит с помощью поэтического языка сценического танца. Иной раз это своеобразие манеры исполнения танца выражающий характер взаимоотношений между танцующими или композиционный прием который образно раскрывает содержание постановки.
33143. Основные выразительные средства хореографического искусства 34 KB
  Особенности исполнительства танца в том что содержание любого эмоционального состояния муз. Создание танца передается с помощью богатейшей палитры выразительных средств. К выразительным средствам танцевального искусства относятся: лексика танца композиционный рисунок Хореографическая лексика язык танца его основные движения положения тела различные жесты. Лексика бывает: основная танцевальная действенная подражательная ассоциативная Основная хореографическая лексика используется в постановке танцевального номера в...
33144. Подбор репертуара в детском танцевальном коллективе 26 KB
  Основой репертуара ДТК являются народные танцы. Хорошо усеваемые школьниками простотой рисунка жизнерадостностью веселой музыкой чешские танцы соответствуют требованиям репертуар ДТК. Польские танцы краковяк мазурка сложные по своим движениям их можно использовать с детьми старшего возраста. Танцы должны напоминать увлекательную игру.
33145. Крепостной балет 17.45 KB
  Что же представляют собой крепостные театры До сих пор сохраняют музей бывшего Подмосковья Останкино Кускова сценические площадки о оборудование крепостных театров графов Шереметьевых. Труппы крепостных балетных театров складывались поразному: в одни в качестве педагогов и балетмейстеров приглашали иностранных хореографов в других основную педагогическую работу вели постоянные балетмейстеры и учителя из крепостных. Иногда богатые владельцы театров посылали своих артистов на выручку в Петербург Москву или даже за границу а бывало...