90255

Огород круглый год

Практическая работа

Педагогика и дидактика

Развивать познавательные и творческие способности детей в процессе совместной исследовательской деятельности; Учить детей ухаживать за растениями в комнатных условиях. Обобщить представление детей о необходимости света, тепла, влаги почвы для роста растений. Воспитывать бережное отношение к своему труду.

Русский

2015-06-01

8.26 MB

5 чел.

Муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида «Аленький цветочек»

Проект

«Огород круглый год»

для детей старшего дошкольного возраста

                                          Подготовили:

                                                                 Воспитатели Даудова З.М.

                                                                                   Остякова С.Н.

Перегребное

2013 учебный год.

  Образовательная область: «Познание»

   Интеграция образовательных областей: «Социализация», «Труд», «Познание», «Коммуникация», «Здоровье», «Безопасность», «Восприятие художественной литературы», «Художественное творчество».

   Руководитель проекта: воспитатели старшей группы 

   Возраст участников проекта: дети от 5 до 6 лет.

  Состав проектной группы: воспитатель и воспитанники группы,         родители воспитанников.

 Тип проекта: долгосрочный (круглый год), групповой, познавательно – исследовательский.

 Проблема проекта: Можно ли вырастить овощные культуры в комнатных условиях?

 Цель проекта: Развитие познавательного опыта и практических навыков детей в исследовательской деятельности; вовлечение детей в практическую деятельность по выращиванию овощных культур в комнатных условиях.

 Задачи проекта:

1. Развивать познавательные и творческие способности  детей в процессе совместной исследовательской деятельности;                        

2. Учить детей ухаживать за растениями в комнатных условиях.                          

3. Обобщить представление детей  о необходимости света, тепла, влаги почвы для роста растений.                                                                                                    

4. Воспитывать бережное отношение к своему труду.                                           

5. Привлечь к работе проекта родителей воспитанников.

 Актуальность проекта:  Необходимость расширения знаний и представлений у детей старшего дошкольного возраста о процессе посадки и выращивании растений в комнатных условиях.

Проектная идея: Создать в группе детского сада огород на подоконнике.

   .Актуальность:                                                                                                                                         Мы, воспитатели, часто уделяем недостаточное внимание труду дошкольников в природе. Цели дошкольного образования, связанные с всесторонним и гармоничным развитием воспитанников, не могут быть достигнуты вне решения задачи трудового воспитания, так как труд является одним из универсальных средств приобщения к человеческой культуре, социализации и формирования личности ребёнка.                                                                                                                  

В «Концепции дошкольного воспитания» указывается о том, что в дошкольном возрасте закладывается позитивное отношение к природе, к труду, к себе и окружающим людям.                                                                                                                                                С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. А особенно ребенок-дошкольник.                                                        

Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать и я пойму». Так и ребенок усваивает все прочно и надолго, когда слышит, видит и делает сам. Поэтому проектно-исследовательская деятельность заняла свое место в системе работы в детском саду, ведь каждый ребенок - маленький исследователь, который с радостью и удивлением открывает для себя окружающий мир. Ребенок стремится к активной деятельности, важно не дать этому стремлению угаснуть, способствовать его дальнейшему развитию. Чем полнее и разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идет развитие ребенка, реализуются первые творческие проявления. Поэтому мы свою работу направили на развитие поисково-познавательной деятельности детей, которая дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать познавательную и творческую активность, самостоятельность, умение планировать, работать в коллективе. Такие качества способствуют успешному обучению детей в школе, а участие в педагогическом процессе наравне со взрослыми - возможность проектировать свою жизнь в пространстве детского сада, проявляя при этом изобретательность и оригинальность.

Мы считаем, что у наших детей недостаточен объем знаний в области естественно - научных представлений, и они затрудняются в установлении взаимосвязи в живой и неживой природе. Решением проблемы, по нашему мнению, может стать исследовательско - познавательный проект, суть которого – свобода его участников в выражении субъективного мнения, в выборе содержания деятельности и средств решения проблемы.

Поэтому мы решили взять данный проект и при разработке этого проекта использовали метод организованного и контролируемого детского экспериментирования в индивидуальной и коллективной деятельности детей. Метод экспериментирования позволяет детям реализовать заложенную в них программу саморазвития и удовлетворять потребность познания эффективным и доступным для них способом - путем самостоятельного исследования мира.

Этапы реализации проекта:

  1 ЭТАП – подготовительный

Деятельность педагога

Взаимодействие с семьёй

Деятельность детей

 Подбор и изучение методической литературы.

Выявление уровня знания детей о процессе посадки и выращивания овощных культур.

Создание предметно развивающей среды по теме проекта.

Проведение родительского собрания «Участие в проекте «Огород  круглый год».

Предложить родителям приобрести для проведения проекта – контейнеры, землю, семена для посадки.

Дети выбирают культуры, которые будут выращивать, изучают правила ухода и потребности растений.

   2  ЭТАП –  реализация проекта 

  На данном этапе дети наблюдали за ростом растений, проводят опыты, эксперименты. Устанавливали связи: растения - земля, растения - вода, растения - человек. Результаты экспериментов фиксировали в рисунках. В процессе исследований дети знакомились с художественной литературой об овощах: поговорки, стихи, сказки, загадки; просматривали презентации; рассматривали иллюстрации, картины; проводились занятия, дидактические игры, беседы и т.д.

Деятельность педагога

Деятельность детей

Взаимодействие с семьёй

Подбор методической и художественной литературы: поговорки, стихи, сказки, загадки об овощах и т.д.

Подбор  материала  и оборудования для опытно - экспериментальной деятельности

Пополнить папку дидактическими играми по экологии

Изготовление таблиц-указателей с названиями растений.

Конструирование забора, домика.

Лепка (на каркасе)

с элементами конструирования «Пугало огородное»

Аппликация сюжетная «Наш огород» и т.д.

Участие  в эстетическом оформлении «огорода»

Закупка семян, земли, удобрений, контейнеров, орудий труда для ухода за огородом.

Оформление рекомендаций для родителей по организации наблюдений за растениями

Беседы о том, как выращивают овощи на огороде. Рассматривание семян (укропа, помидор, огурцов и др.), посадка семян

Занятия с детьми:                                                                                     «Путешествие в страну комнатных  растений»,                                                                          «Все начинается с семечка»,                                                  «Чудесные семена», «Посадка семян огурцов и помидоров» , Викторина …                                                                   «Как растут овощи»

Просмотр презентаций:                                               «Как растут овощи?», «Загадки об овощах», «Хозяйка с базара пришла…», «Овощи»                                                     

Проведение дидактических игр «Узнай на ощупь», «Узнай на вкус», «От какого овоща эта часть?» и др.  Настольно - печатные игры:  «Вершки и корешки», «Во саду ли, в огороде «Овощи – Фрукты», «Сад - огород».                                                           Разучивание с детьми стихов, загадок, поговорок о растениях. Сочинение сказок об овощах.            Чтение: Стихотворения: А. Максакова «Посадила в огороде», Т. Казырина «А у нас в саду порядок» сказки: белорусская народная сказка «Пых», К. И. Чуковского «Огород»                                        Слушание и разучивание песенок об овощах Музыкально-дидактической игры «Огородная - хороводная».

Опытно-экспериментальная деятельность:                               -  «Строение растений»                                                                 -  «Размножение, рост, развитие растений»                        - «Условия, необходимые для жизни растений»:

  •  Земля / Выявить свойства земли: имеет вес, чёрного цвета, сыпется и т.д./                                                           
  •  Вода и растения / Выявить насколько вода необходима для роста растений/
  •  Солнце и растения /Определить роль солнца в жизни растений/
  •  Человек и растения / Выявить насколько растения нуждаются в уходе человека/

Рецепты для родителей «Вкусно и полезно!»

Создание семейного альбома «Уход за комнатными растениями

Подбор информации для детей «Это интересно»

    

 3  ЭТАП –  заключительный  

 Анализ и обобщение результатов, полученных в процессе исследовательской   деятельности детей.

Деятельность педагога

Деятельность детей

Взаимодействие с семьёй

Проведение вторичной диагностики

Составление отчета о проделанной работе;

 Оформление документации;

Подготовка презентации проекта.

Оформление выставки семейных альбомов «Мой зеленый друг»

Защита проектов (индивидуальная, ребенок-родитель)

Праздник «Овощи с нашей грядки»

 Предполагаемый результат:

1. В  группе на подоконнике был разбит «Огород».                                                         

2. Дети научились ухаживать за растениями и познакомились с условиями их содержания.                                                                                                                  

3. У детей сформировались знания о росте растений в комнатных условиях;  умения наблюдать анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, работать с дополнительной литературой, наглядностью.

                                     

            

СТИШКИ ПРО ОВОЩИ

Я – морковка, рыжий хвостик.
Приходите чаще в гости.
Чтобы глазки заблестели,
Чтобы щечки заалели,
Ешь морковку, сок мой пей,
Будешь только здоровей!

Я – толстый красный помидор,
Люблю детишек с давних пор.
Я – витаминов сундучок,
А ну-ка, откуси бочок!

Я – и свежий, и соленый.
Весь пупырчатый, зеленый.
Не забудь меня, дружок,
Запасай здоровье впрок.

А я - сочная капуста,
Витаминами горжусь.
В голубцы, борщи, салаты
Я, конечно, пригожусь.
А какие вкусные
Щи мои капустные!

В черной шляпе - топ да топ -
По дорожке скачет боб.
Подкрутил усы горох: чем я плох?

Совсем не плох.
Говорит ему фасоль:
- Ты, горох, у нас - король.
Мы, бобовые, гордимся,
Что для разных каш годимся,
Что плоды у нас в стручках,
Как в волшебных сундучках.
Но полезные белки
Мы не прячем под замки.
Те, кто с детства дружат с нами,

Те растут богатырями.

Белая и хрусткая,
Зовут меня
капусткою.
Вкусная, полезная –
Прогоню болезни я.

Да, я –
перец, но не тот,
Что язык так сильно жжет.
Я мясистый, витаминный,
Запаси меня на зиму.

Мое имя –
баклажан.
Фиолетовый кафтан,
Ты сырым меня не жуй!
Для икры я пригожусь.

Я и в супе, и в салате,
В пирогах я и в оладьях.
Ты меня попробуй, крошка,
Я – всем нужная
картошка!

Я шепну тебе на ушко:
Я - не клоун, но -
петрушка.
Сочная и длинная –
Зелень витаминная.

И зеленый, и душистый.
И, как елочка, пушистый.
Я –
укроп, делюсь секретом:
Нужен я зимой и летом.
Я –
лук, я – Чипполино,
Веселый, озорной.
Простуды и ангины
Не справятся со мной

Зеленый огурец –

Большой-большой хитрец:

Сидит себе на грядке,

С людьми играет в прятки.

Думаю, из овощей,

Лучше всех - картошка,

Без нее не сваришь щей,

Не поешь окрошки.

Если вас нашли в капусте,

Нет у вас причин для грусти,

Потому что вам тогда

Обеспечена еда.

Распустил усы горох,

Шёл в стручке переполох:

Целый выводок горошин,

Друг на дружку все похожи.

Жертва я ужасных мук, -

Ненавижу резать лук!

Щиплет он мне нос, глаза,

Все лицо уже в слезах!

Вот нарядная редиска,

Но сидит она не близко.

Виден лишь зеленый хвостик,

Приходи, редиска, в гости.

Блеск на кожице атласной.

Стоп! На грядке – светофор!

Это светит ярко-красный

Сочный спелый  помидор.

Как у бабушки на грядке

Вырос овощ очень сладкий,

Проведем мы тренировку -

Кто быстрей сгрызет морковку.

Говорят, ты острый, перец,

Что, и вправду ты как нож?

Ну, не веришь, так не веришь…

Надкуси, тогда поймёшь!

Загадки с грядки

Листья собраны в кочан

В огороде у сельчан.

Без нее во щах не густо.

Как зовут ее? (Капуста)

Взяли мы ее одежку,

Соль добавили немножко.

В кадочках теперь не пусто —

В них заквасится... (капуста)

Под землей живут семейки,

Поливаем их из лейки.

И Полину, и Антошку

Позовем копать... (картошку)

Ох, наплачемся мы с ним,

Коль почистить захотим.

Но зато от ста недуг

Нас излечит горький... (лук)

Он на грядке вырастает,

Никого не обижает.

Ну, а плачут все вокруг,

Потому что чистят... (лук)

Голова, а сверху ус.

Нет, не сладок он на вкус.

Прибежали со всех ног

Мы к обеду рвать... (чеснок)

На арбуз похожая —

Тоже толстокожая.

К платью желтому привыкла,

Греется на солнце... (тыква)

 

Этот овощ тыкве брат —

Тоже с виду толстоват.

Лег под листик на бочок

Между грядок... (кабачок)

Эти крепкие ребятки

В листьях прячутся на грядке.

Лежебоки-близнецы

Зеленеют... (огурцы)

Лезут по веревочке

Братья с грядки-горочки.

Эти братья — близнецы,

А зовут их... (огурцы)

Он в теплице летом жил,

С жарким солнышком дружил.

С ним веселье и задор.

Это — красный... (помидор)

Летом, не боясь жары,

Зрели красные шары.

Вызрели как на подбор.

Что за овощ? (Помидор)

У красавца-толстяка

Ярко-красные бока.

В шляпе с хвостиком синьор —

Круглый спелый... (помидор)

Желтый мячик в землю врос,

Сверху лишь зеленый хвост.

Держится за грядку крепко

Круглый овощ. Это... (репка)

Раскололся старый дом:

Было мало места в нем.

Все жильцы встревожены.

Кто они? (Горошины)

Растут на грядке елочки,

Не колют их иголочки.

В земле запрятан ловко

Их корешок... (морковка)

Под землею подрастала,

Круглой и бордовой стала.

Под дождем на грядке мокла

И попала в борщ к нам... (свекла)

Красна девица

Сидит в темнице,

А коса на улице. (Морковь)

 

Сидит дед, во сто шуб одет,

Кто его раздевает,

Тот слезы проливает. (Лук)

Круглая да не мяч,

Желтая, да не масло,

Сладкая, да не сахар,

С хвостиком, да не мышь (Репа)

Золотистый и полезный,

Витаминный, хотя резкий,

Горький вкус имеет он…

Обжигает… Не лимон. (Лук)

Как на грядке под листок

Закатился чурбачок -

Зеленец удаленький,

Вкусный овощ маленький. (Огурец)

Огородная краля

Скрылась в подвале,

Ярко-жёлтая на цвет,

А коса-то, как букет. (Морковь)

Зелёная толстуха

Надела уйму юбок.

Стоит как балерина,

Из листьев пелерина. (Капуста)

Красный, детки, но не мак.

В огороде — не бурак.

Сочный лакомый синьор.

Угадали? (Помидор)

Бурая — не мишка,

В норке — но не мышка. (Картошка)

В огороде — жёлтый мяч.

Только не бежит он вскачь,

Он как полная луна.

Вкусные в нём семена. (Тыква)

У извилистой дорожки

Растёт солнышко на ножке.

Как дозреет солнышко,

Будет горстка зёрнышек. (Подсолнух)

В зелёной палатке

Колобки спят сладко.

Много круглых крошек!

Что это? (Горошек)

Он кусает, только вот,

Зубок есть, но, где же рот?

Белый носит сюртучок.

Что, скажи, дружок? (Чеснок)

В огороде хоть росла,

Знает ноты «соль» и «фа». (Фасоль)

В этих жёлтых пирамидках

Сотни зёрен аппетитных. (Кукуруза)

Это вовсе не игрушка -

Ароматная… (Петрушка)

Хоть чернил он не видал,

Фиолетовым вдруг стал,

Любят овощ Ваня, Жан…

Так ведь это… (Баклажан)

Что это за рысачок

Завалился на бочок?

Сам упитанный, салатный.

Верно, детки… (Кабачок)

Это что за чудеса?

На траве лежит звезда!

Может, это дивный сон?

Нет, ведь это… (Патиссон)

Сидит Ермошка,

На одной ножке,

На нем сто одёжек,

И все без застёжек. ( капуста )

Над землёй зелёная трава,

Под землёй алая голова. ( свекла)

Как надела сто рубах,

Захрустела на зубах. (Капуста)

Красна девица

Сидит в темнице,

А коса на улице. (Морковь)

Голова на ножке,

в голове горошки. (Горох)

Кафтан на мне зеленый,

А сердце, как кумач.

На вкус, как сахар сладок,

На вид-похож на мяч. (Арбуз)

На жарком солнышке подсох

И рвется из стручков ...(Горох)

Наши поросятки выросли на грядке,

Эти поросятки играют с нами в прятки.

(Огурцы)

За кудрявый хохолок

Лису из норки поволок.

На ощупь - очень гладкая,

На вкус - как сахар сладкая. (Морковь)

Что без боли и без печали доводит до слез?

(Лук)

Вверху зелено, внизу красно,

землю вросло. (Свекла)

У арбуза много груза,

Груз арбузу не обуза.

А внутри весь-весь арбуз

Полон черных мокрых бус. (Семечки арбуза)

Пришел барин с грядки, весь в заплатках,

кто ни взглянет, всяк заплачет. (Лук)

Над землей трава,

Под землей бордовая голова. (Свекла)

Кругла, а не луна, бела, а не бумага,

с хвостиком, а не мышь. (Репа)

Шел долговяз, во сырой земле увяз.  (Морковь)

Я длинный и зеленый, вкусен я соленый,

Вкусен и сырой. Кто же я такой? (Огурец)

Никого не огорчает,

А всех плакать заставляет. (Лук)

В землю - блошкой,

Из земли-лепешкой. (Репа)

Уродилась я на славу,

Голова бела, кудрява.

Кто любит щи -

Меня в них ищи. (Капуста)

Закопали в землю в мае

И сто дней не вынимали,

А копать под осень стали

Не одну нашли, а десять. (Картошка)

Не шит, не кроен,

А весь в рубцах;

Без счету одежек,

А все без застежек. (Кочан капусты)

Лоскуток на лоскутке - зеленые заплатки,

Целый день на животе нежится на грядке.

(Капуста)

Неказиста, шишковатая,

А придет на стол она,

Скажут весело ребята:

"Ну, рассыпчатая, вкусна!" (Картошка)

Маленький и горький, луку брат. (Чеснок)

Как на нашей грядке

Выросли загадки

Сочные да крупные,

Вот такие круглые.

Летом зеленеют,

К осени краснеют. (Помидоры)

Кругла, а не месяц,

Желта, а не масло,

Сладка, а не сахар,

С хвостом, а не мышь. (Репка)

И зелен, и густ на грядке вырос куст.

Покопай немножко: под кустом ... (Картошка)

Заставит плакать всех вокруг,

Хоть он и не драчун, а ...(Лук)

Щеки розовые, нос белый,

В темноте сижу день целый.

А рубашка зелена,

Вся на солнышке она. (Редиска)

Дом зеленый тесноват:

Узкий длинный, гладкий.

В доме рядышком сидят

Круглые ребятки.

Осенью пришла беда -

Треснул домик гладкий,

Поскакали кто куда

Круглые ребятки.(Горох)

Круглый бок, желтый бок,

Сидит в грядке колобок.

Врос в землю крепко.

Что же это? (Репка)

Расту в земле на грядке я,

Красная, длинная, сладкая. (Морковь)

Красный нос в землю врос,

А зеленый хвост не нужен,

Нужен только красный нос. (Морковь)

Хотя я сахарной зовусь,

Но от дождя я не размокла,

Крупна, кругла, сладка на вкус,

Узнали вы, кто я? ...(Свекла)

Был ребенок — не знал пеленок,

стал стариком - сто пеленок на нем. (Капуста)

Прежде чем его мы съели,

Все наплакаться успели. (Лук)

Кругла да гладка,

Откусишь- сладка.

Засела крепко

На грядке ...(Репка)

Желтым зонтиком расцвел

Друг всех овощей… (Укроп)

Что это за рысачок

Завалился на бочок?

Сам упитанный, салатный.

Верно, детки… (Кабачок)

В огороде хоть росла,

Знает ноты “соль” и “фа”. (Фасоль)

В огороде - желтый мяч,

Только не бежит он вскачь,

Он как полная луна,

Вкусные в нем семена. (Тыква)

Он кусает - но не пес.

Зубок есть. Но, где же рот?

Белый носит сюртучок.

Что это, скажи… (Чеснок)

Кругла обычно, и красна как зорька

В борще, в салате… Это… (Свекла)

Она прячется от солнца

Под кустом в глубокой норке,

Бурая – не мишка,

В норке - но не мышка. (Картошка)

Как на грядке под листок

Закатился чурбачок -

Зеленец удаленький,

Вкусный овощ маленький. (Огурец)

Хоть чернил он не видал,

Фиолетовым вдруг стал,

И лоснится от похвал

Очень важный… (Баклажан)

Зеленая толстуха

Надела уйму юбок,

Стоит теперь на грядке

Как балерина в пачке. (Капуста)

Ее тянут бабка с внучкой,

Кошка, дед и мышка с Жучкой (Репка)

Скинули с Егорушки

Золотые перышки,

Заставил Егорушка

Плакать и без горюшка.(Лук)

Он бывает, дети, разный –

Желтый, травяной и красный.

То он жгучий, то он сладкий,

Надо знать его повадки.

А на кухне – глава специй!

Угадали? Это… (Перец)

Это вовсе не игрушка -

Ароматная… (Петрушка)

Золотистый и полезный,

Витаминный, хотя резкий,

Горький вкус имеет он.

Когда чистишь – слезы льешь. (Лук)

В этих желтых пирамидках

Сотни зерен аппетитных. (Кукуруза)

Огородная краля

В оранжевом платье

Притаилась в погребке,

Лишь коса на бугорке. (Морковь)

То она “сосулька”,

То румянцем пышет,

Но вкусна в салате

Горькая… (Редиска)

Щеки красные, нос белый

В темноте сижу день целый,

А рубашка зелена,

Вся на солнышке она. (Редиска)

Круглая, да не мяч,

Желтая, да не масло,

Сладкая, да не сахар.

С хвостиком, да не мышь. (Репа)

Посадили зернышко –

Вырастили солнышко.

Это солнышко сорвем –

Много зерен соберем,

Их поджарим, погрызем,

А приедут гости -

Им дадим по горсти.(подсолнух)

Как на нашей грядке

Выросли загадки -

Сочные да крупные

Вот такие круглые.

Летом зеленеют,

А осенью краснеют. (помидор)

Никого не огорчает,

А всех плакать заставляет.(Лук)

Подставив солнышку бочок,

лежит на грядке… (кабачок)

Красна девица сидит в темнице, а коса на улице. (Морковь)

Желтый Антошка вертится на ножке.

Где солнце стоит, туда он и глядит. (Подсолнух)

И зелен, и густ на грядке вырос куст.

Покопай немножко: Под кустом...( картошка )

Конспект нод по экологическому воспитанию в старшей группе

«Как растут растения»

Цель: Уточнить представления детей о росте и развитии растений.

 Задачи:

Установить связь между ростом растений и их потребностями в различных условиях среды.

Учить детей сажать растения: сделать углубление, правильно вложить семена, присыпать землей, полить из лейки с ситечком.

Учить детей быть внимательными и заботливыми по отношению к растениям.

Воспитывать интерес к выращиванию растений.

Ход нод:

Раздается стук в дверь, входит Незнайка с искусственными цветами, но очень грустный.

 Воспитатель: – Незнайка, ты почему такой грустный?

 Незнайка: – Решил я сделать доброе дело для малышей, а у меня ничего не получилось. Я придумал подарить малышам цветы, чтобы у них в группе было красивее, и воздух был чистым. Я купил в магазине вот эти цветы и принес их малышам. Но воспитательница младшей группы сказала: «Зачем ты Незнайка принес искусственные цветы? » Посмотрите, разве они искусственные? листочки и стебельки у них зеленые, а цветы какие яркие, красивые. Я думаю, что мои цветы самые настоящие, живые, не искусственные. Все это чепуха!

 Воспитатель: – Ребята, давайте поможем Незнайке разобраться и докажем ему, что его цветы не живые.

-Чем отличаются живые цветы от искусственных? (живые растут, их надо поливать, у живого появляются новые листочки и т. д.)

 Незнайка: – Ох, что-то я устал, давайте немного отдохнем.

Физ. минутка:

Воспитатель: – Ребята, а что такое семена?

Для чего они нужны? (семена необходимы, чтобы выросло растение) .

-Давайте покажем Незнайке разные семена. (Рассматривание семян)

Незнайка: – И вы хотите сказать, что из этих крошек что-нибудь вырастет? Чепуха! Никогда ни поверю я этим сказкам!

Воспитатель – Да, Незнайка, вот из такого зернышка может вырасти не только цветок, но и целое дерево. У каждого растения есть свои семена, и сейчас ребята тебе расскажут, из какого зернышка что вырастет. (Показ семян и их растений)

 Незнайка: – И вот из такой шишечки вырастет целая сосна? А, я знаю, как она вырастет, я положу шишку в коробочку, накрою платочком и скажу: «крибле - крабле-бумс» и сосна вырастет, правда?

 Воспитатель: – Ребята скажите Незнайке, помогут ли эти волшебные слова вырасти растению? Расскажите и покажите Незнайке, как надо вырастить растение. (Работа со схемой)

Воспитатель: – Теперь ты Незнайка понял. Чем отличается живой цветок от искусственного?

 Незнайка: – Да, понял, мои цветы поливать не надо, корня у них нет, листики у них не вырастут и семян у них никогда не будет, потому что они искусственные.

 Воспитатель: – Незнайка, а сейчас мы с ребятами тебе покажем, как надо сажать растение. Посмотрите, у меня есть мелкие семена. А от какого растения они вы узнаете, если отгадаете загадку:

-Красная мышка

С белым хвостом

В норке сидит

Под зеленым кустом. (Редис)

Воспитатель:-Да, это редис, и сейчас мы с вами ее посадим. Давайте пройдем к столам, там для всех стоят горшочки с землей. Возьмите палочку и в середине сделайте углубление, только не очень глубокое, опустите туда семена и аккуратно присыпьте землей, а теперь немного полейте из лески водой. Потом эти горшочки мы поставим на солнце, будем поливать и наблюдать, что же у нас вырастет.

 Незнайка: – Ребята, мне пора уходить. Большое вам спасибо, я сегодня у вас узнал так много интересного и нужного. До свидания.

Конспект НОД по экологическому воспитанию для детей старшей группы

«Чудесные семена»

Программное содержание

Образовательные задачи:  уточнить представления детей о том, из чего можно вырастить растение. Позволить увидеть начальные этапы формирования новых растений. Познакомить с семенами.

Закрепить знания об овощных культурах и их семенах (фасоли, гороха, кабачка, тыквы, о стадиях роста и развития растения из семян. Учить различать их и сравнивать.

Продолжать учить детей приемам посадки (сделать бороздки, разложить семена, засыпать семена землей, полить). Подвести к пониманию условий, необходимых для успешного развития растений.

Развивающие задачи: уточнять и расширять словарь: семядоли, почка, бороздка, кожура, парничок. Развивать внимание, мышление, тактильные ощущения; трудовые навыки.

 Воспитательные задачи: вызвать у детей интерес к выращиванию растений, радость от совместной дружной работы. Воспитывать желание бережно относится к живым существам; инструментам и материалам, аккуратно убирать их на место после работы.

 Материал:

Ящики с увлажненной землей; розетки с сухими и набухшими семенами фасоли, гороха; палочки с отметками; лейки с водой, предметные картинки на тему «Овощные культуры»; мешочки с семенами фасоли, гороха, кабачка, тыквы; модель стадии роста и развития растений, технологическая карта посадки; клеенка на стол, фартучки, тряпочки, пленка для парничка; дневник наблюдений

Предварительная работа:

Наблюдения за ростом лука, овса; игра «Вершки и корешки»; рассматривание иллюстраций с изображением овощей; отгадывание загадок; беседа «В каком виде едят овощи? »

Интеграция образовательных областей:

«Познание» (формирование целостной картины мира, познавательно-исследовательская деятельность, «Коммуникация», «Социализация», «Здоровье», «Чтение художественной литературы», «Труд».

Содержание НОД:

Воспитатель загадывает детям загадку:

Любит влагу и тепло

К свету тянется оно. (растение)

Педагог предлагает детям рассмотреть предметные картинки с изображением овощных культур (горох, фасоль, тыква, кабачок)

- Где употребляют эти овощные культуры? (ответы детей)

Педагог сообщает о том, что важное место в питании человека занимали бобовые культуры - горох и чечевица. Из них варили супы, мука этих культур использовалась для приготовления киселей и различных печений. Каши из этих круп очень полезны и питательны – ведь в горошинах, как и в мясе, много полезных белков.

Создает проблемную ситуацию.

- Ребята, что надо сделать, чтобы вырастить новое растение (посеять – посадить в почву семена). А видели когда-нибудь в семени маленькое растение?

Воспитатель не дает ответа и предлагает найти его самостоятельно. Для этого она раздает детям крупные сухие семена фасоли, гороха, тыквы, кабачка и просит рассмотреть их. Задает вопросы:

- Как вы думаете, что вырастет из этого семени? (фасоль, горох. .. ).

- Как вы думаете, они живые? (Они сухие, но в них есть жизнь - зародыш.) . Пока это спящие семена.

- Какие семена? (сравниваем).

Воспитатель предлагает разломить семя и поискать маленькое растение (не получается, так как семена твердые).

- Прежде, чем посадить семя, что нужно сделать, чтобы оно проснулось? (его нужно замочить в воде на 12 часов, чтобы оно набухло)

Тогда воспитатель раздает каждому ребенку проросшие семена, у которых длина корня 1 см. на данном семени хорошо видно, как корень прорвал кожуру.

- Данная оболочка называется кожурой, - поясняет педагог.

- Осторожно снимите кожуру. Что находится под ней? (половинки семени белого цвета). Эти половинки называются семядоли, т. е. долями семени (дети повторяют) .

- Очень осторожно раздвиньте семядоли и посмотрите, связаны ли они между собой? (связаны тонкой перемычкой в том месте, где на семени имеется выемка) .

- Положите семядоли на тарелочку и внимательно рассмотрите, что еще тут есть, кроме корня (выше корня находится какое-то образование). – Оно называется почкой, - поясняет педагог.

- Давайте подумаем: когда растение будет расти, что получится из почки? (листья) .

- А теперь осталось найти стебель. Посмотрите на то место, где сходятся почка и корень. Видите небольшой шарик? Это и есть стебелек.

- Вам не кажется, что мы нашли в семени маленькое растение с корнем, стеблем и почкой? (ответы детей). Давайте подумаем, почему это маленькое растение такое нежное и слабое не гибнет? Кто догадался? (Его защищают семядоли, они прячут растение между собой).

- К какому выводу мы пришли?

- Маленькое растение всегда находится в семени.

(Воспитатель показывает модель стадии роста и развития растения) .

Игровая ситуация (физкультурная минутка)

Дети получают письмо от Золушки:

«Здравствуйте, милые дети. Мне очень хочется пойти на бал. Но злая мачеха поручила мне выполнить два задания: перебрать семена и посадить грядку фасоли (гороха). А я одна не успею все сделать до вечера. Мне очень жаль. » Воспитатель предлагает помочь Золушке.

Дети под музыку раскладывают 4 вида семян в цветные мешочки.

Воспитатель отмечает (по завершению, что с одним заданием мы справились – пора приступать ко второму.

Посев – посадка семян (коллективный труд) .Воспитатель задает вопрос:

- Что надо сделать с семенами, чтобы они проросли? (посадить в землю). Воспитатель сообщает, что семена фасоли и гороха посадим в землю и будем ухаживать за ними, наблюдать за их ростом. А потом высадим в огород и будем ждать урожая. Сажать будем в небольшие ящики.

 

Воспитатель показывает приемы посадки:

- Мы посадим семена в приготовленную плодородную почву. Поверхность почвы должна быть ровной, чтобы солнышко зернышки прогревало одинаково.

- Палочкой сделаем бороздки, глубиной до отметки, положим в нее семена (семена, замоченные за сутки до посадки) .

- Если семена крупные, нужно их сеять по одному рукой.

- После этого присыпаем (закрываем) бороздки землей (прощипыванием).

- Что нужно сделать, чтобы семена проросли? (полить).

- Помечаем посеянные семена, табличками.

- Будем их любить, ухаживать, поливать, удобрять, а они будут нас радовать.

Рассмотрев технологическую карточку по посадке семян, дети закрепляют последовательность посадки (словесно) .

- Но для начала нам нужно организовать своё рабочее место. (Дети надевают фартуки и стелют клеёнку на стол). Затем делятся на два звена, договариваются между собой о том, кто, что будет делать и, приступают к самостоятельному выполнению. (Одно звено сажает в ящик горох, другое – фасоль)

В процессе труда дети вспоминают и проговаривают чувашские пословицы о труде:

Что посеешь, то и получишь.

Что на земле, то и на столе.

Дело спорится, когда много работников.

По окончании работы воспитатель спрашивает ребят: «Куда мы поставим посевы, чтобы семена лучше росли? (Поставить на светлое место, на окно) .

- Чтобы они быстрее росли, закроем ящики прозрачной пленкой – сделаем как бы парничок на окне и будем ухаживать за посевами. (Можно для сравнения закрыть пленкой только один ящик) .

- Молодцы, ребята! Оказали большую помощь Золушке, - говорит педагог. Но как, же она узнает о наших результата? (высказывания детей) .

Воспитатель предлагает каждую неделю делать зарисовки и фиксировать изменения в «Календаре наблюдений за ростом и развитием растения».

После всего дети приступают к уборке рабочего места, помогая друг другу.

Конспект нод с детьми старшей группы

«Посадка семян помидора»

Образовательная область «Познание»

Интегрируемые образовательные области:

«Физическая культура», «Здоровье», «Коммуникация», «Социализация», «Труд»,

«Чтение художественной литературы»

Цель:

Закрепить представления о семенах - будущих растениях; закрепить знания последовательности во время посадки семян.

Задачи.

Обучающие:

Уточнить представление детей о том, что растения вырастают из семян, уточнить представление о растении помидор и его семенах;

Закрепить знания об условиях роста семян (земля, вода, свет, тепло);

Учить сажать семена помидора: сделать углубление в земле, правильно вложить семечко, присыпать землей, полить водой из лейки.

Развивающие:

Развивать интерес к развитию и росту растений;

Развивать речь детей, учить согласовывать прилагательные с существительными; обогащать словарный запас детей новыми словами (существительные – семена, семя, почва, росток, зелень; глаголы – сеять, прорастать, зеленеть).

Воспитывающие:

Воспитывать желание трудится, аккуратно ухаживать за посевами, воспитывать заботу и интерес к наблюдениям; воспитывать в детях любовь к природе.

Методические приемы:

Художественное слово;

Сюрпризный момент;

Беседа;

Рассматривание;

Работа со схемами;

Дидактическая игра;

Подвижная игра;

Подведение итогов.

Оборудование:

Иллюстрации с изображением сказочного героя Синьора помидора и томатов;

Географическая карта, магниты «Помидор»;

Карточки для дидактической игры «Что вырастет?»;

Схемы «Модель развития растений», «Схема посадки семян»;

Контейнеры с землей;

Палочки; 4 лейки с водой;

Табличка «Помидор».

Предварительная работа:

беседа о необходимых условиях для проращивания семян, проведение экспериментов;

наблюдение за появлением проростков;

беседа по картинам «Весна. Труд людей», «Сельскохозяйственные работы в полях»;

чтение произведений:  «Откуда хлеб пошел?», «Вершки и корешки», «Чиполлино» Джанни Родари.

Ход непосредственно-образовательной деятельности.

Дети сидят на ковре (на стульчиках).

Организационный момент.

Воспитатель : Ребята, сегодня к нам придет необычный гость. Кто же он, вы сможете узнать, если правильно отгадаете мою загадку. Хорошо?

Дети: Да.

В. (читает загадку):   Блеск на кожице атласной.

                                   Стоп! На грядке светофор!

                                   Светит ярко-красный, сочный спелый …

Д.: Помидор!

В.: Верно. Наш гость сегодня – синьор Помидор. В какой сказке мы с ним познакомились?

Д.: Синьор Помидор – герой сказки «Чиполлино» Джанни Родари.

В.: А вот откуда приехал в наши края помидор, он расскажет сам.

В. вносит в группу игрушку (или рисунок) Синьора Помидора.

Синьор Помидор: Добрый день вам, ребята!

Д.: Здравствуй, синьор Помидор.

С.П.: Мое имя – помидор. Оно обозначает «золотое яблоко». Приехал я к вам из далекой страны Перу, она находится в Южной Америке.

Показывает на карту мира, где значком отмечена родина растения.

Там, на моей родине, называют меня томат. Потом путешественники отвезли меня в Испанию, Португалию, Италию, Францию и другие страны.

Показывает на карте и крепит значок «помидор» на эти страны.

В вашей стране России меня поначалу выращивали как декоративное растение для украшения сада, а мои плоды считались несъедобными и даже ядовитыми. Но это не так! Правда, ребята?

Д.: Да, помидоры – очень вкусные, сочные и полезные овощи!

В.: Ребята, подскажите нашему гостю, какие же блюда можно приготовить с помидором?

Д.: Из помидоров можно приготовить сок, салат, кетчуп. Помидоры можно положить в суп. Их можно засолить на зиму.

С.П.: А знаете ли вы, ребята, как появляются помидоры?

Д.: Помидоры можно вырастить в огороде.

В.: Давайте расскажем синьору Помидору о том, как растет и развивается растение. Для этого нам потребуется схема «Модель развития растения».

2. Работа по схеме «Модель развития растения»

Д.: Чтобы выросло растение, нужно посадить его семечко в землю, полить его и поставить в теплое место на солнечной стороне.

Д.: Сначала появляется росток, за ним нужно ухаживать.

С.П.: Что значит ухаживать?

Д.: Нужно рыхлить землю и поливать всходы.

Д.: Затем растение становится большим, на нем появляется бутон, который скоро раскрывается. Когда цветок отцветет, можно собрать с растения семена.

В.: Ребята, у меня есть несколько картинок с изображением различных семян и взрослых растений. Посмотрите-ка на семена и скажите, какие растения из них вырастут? Подберите нужную карточку.

3. Дидактическая игра «Что вырастет?»

Д.: На моей картинке семечка, из которой вырастет подсолнух.

Д.: На моей картинке желудь, из которого вырастет дуб.

Далее дети по одному рассказывают, например, о шишке, арбузном и дыневом семечке, фасоли,  горохе и кукурузе.

С.П.: Спасибо, ребята, как много интересного вы мне рассказали! А хотите ли вы сами попробовать вырастить сочные и вкусные помидоры?

Д.: Да!

С.П.: Я оставлю вам в подарок семена, а вы посадите их, а к концу лета соберете урожай. Ну а сейчас мне пора! До свидания, ребята!

Д.: До свидания, синьор Помидор.

В.: Давайте с вами, ребята, посадим семена, который оставил нам наш яркий гость. Для этого нам нужно пройти к столу.

    4. Работа по схеме «Посадка семян». Составление алгоритма посадки.

Воспитатель и дети подходят к столам. На столах приготовлен инвентарь для посадки.

В.: Посмотрите на столы. Что здесь лежит? Расскажите.

Д.: Здесь есть горшочки с землей, лейка для полива, палочки, табличка «Помидор», схема посадки семян и семена помидора.

В.: Верно. Давайте с вами рассмотрим схему «Посадка семян» и поговорим о том, как правильно посадить семена помидора.

1. Сначала нужно порыхлить землю и полить её водой из лейки. Вода должна впитаться.

2. Палочкой сделаем лунку, чтобы посадить в неё семечко.

3. Кладем семечко в лунку и присыпаем землей.

4. Чтобы не забыть, что посадили, воткнем табличку с изображением помидора.

В.: Вы, конечно же, устали, и хотите отдохнуть. Давайте поиграем с вами в веселую игру «Грядка».

 5. Динамическая пауза. Игра малой подвижности «Грядка» (по стихотворению В. Глущенко).

Я давно весну ждала.

У меня свои дела. (Дети идут по кругу, взявшись за руки).

Мне участок в огороде

Нынче мама отвела. (Меняют направление движения.)

Я возьму свою лопатку,

Я пойду, вскопаю грядку. (Останавливаются. Имитируют вскапывание грядки лопатой.)

Мягкой грядка быть должна,

Это любят семена. (Имитируют рыхление земли граблями.)

Посажу на ней морковку

И редиску. А с боков

Будут кустики бобов. (Идут по кругу, изображая, что разбрасывают семена.)

6. Самостоятельная работа детей по посадке семян.

В.: Отдохнули, теперь можете приступать к работе. Все необходимое у вас на столе. Не забывайте смотреть на схему правильной посадки.

7. Итог занятия.

В.: Какие вы молодцы! А еще мы с вами заведем тетрадь наблюдений, где будем отмечать, как развиваются наши растения.

Дети делятся впечатлениями от занятия.

Конспект нод для детей старшей группы

«Посадка помидоров»

Образовательная область «Познание»

Интегрируемые образовательные области:

«Здоровье», «Коммуникация», «Социализация», «Труд»,

«Чтение художественной литературы»

Программное содержание:

формировать представления детей о том, что овощи выращивают из семян, о потребности роста растений в условиях различной среды; совершенствовать умения и навыки поисковой - исследовательской деятельности воспитанников; содействовать развитию концентрации, распределения внимания; творческого воображения, мелкой моторики; учить детей образовывать прилагательные и использовать их в речи; воспитывать интерес, желание помочь в совместной работе сверстникам, положительные отношения друг с другом.

Предварительная работа:

1.Проведение дидактических игр:

«Придумай загадку», «Где, что растет?», «Дары природы», «Вершки и корешки», «Каждому овощу свою листву».

2.проведение  беседы:

«Как осень с осенью встречается», «Наш урожай».

3.чтение художественной  литературы :

«Хозяйка с базара пришла» - Ю. Тувим

«Огурцы» - Н. Носов

«Запасы овощей» - В. Бианки;

4.организация наблюдений за овощами  в уголке природы, ведение календаря за ростом растения;

5.разучивание песенок, стихотворений по данной тематике;

6.организация выставки с родителями воспитанников «Дары природы»;

7.ознакомление воспитанников с моделями.

Оборудование:

Иллюстрации овощей, модели-схемы (свет, вода, игрушки), модели-схемы для роста растений стаканчики с землей, палочки, семена (помидоров, огурцов), цветные карандаши, лист бумаги с трафаретом овощей, костюм «Помидор», помидор «овощ», стаканчики с водой.

Методы и приемы:

Рассказ воспитателя, беседа, рассматривание предметных картинок, моделирование, опыты, художественное слово, сюрпризный момент, вопросы, показ.

Ход нод

1.Сюпризный момент.

Воспитатель появляется в костюме «Помидора».

Здравствуйте, дети.

Отгадайте загадку и узнайте кто я:

В огороде вырастаю, а когда я созреваю,

Варят из меня томат,  в щи кладут

И так едят. (помидор)  

Растут на грядки зеленые ветки,

А на них,  красные детки. (помидор)

        Родина помидор - Южная Америка, т.к. в Америке всегда тепло и не бывает зимы. Выращивали их как декоративные растения из-за красивых плодов. Помидоры применяли как лекарственные растение для заживления ран.

Одной из первых стран, начавших выращивать помидоры для еды стала Россия. Цвет и размер плодов помидора зависит от сорта. Люди вывели несколько сотен сортов помидор. Помидоры едят свежими. Добавляют в различные блюда, солят и квасят.

2.Беседа.

- Дети назовите моих друзей, которые живут в огороде.

- Вы любите салаты кушать?

- Салат из овощей как называется? (овощной)

- Салат из огурцов ?(огуречный)

- Из моркови ?(морковный)

- Из свеклы? (свекольный)

- Из капусты? (капустный)

- Из картофеля? (картофельный)

- Из помидоров? (помидорный)

- На какие группы можно разделить овощи?

(листовые, корнеплоды, плодовые, бобовые).

- В чем сходство всех этих культур?

(все эти культуры растут в огороде).

- Подумайте в чем их различие?

(корнеплоды, бобовые, листовые  – выращивают посевом семян прямо в грунт, а плодовые – выращивают с помощью рассады).

- Почему плодовые  культуры выращивают с помощью рассады?

(потому что, если семена плодовых  культур посадить в землю они не успеют дать урожай).

3.Дидактическия  игра с моделями  «Что необходимо растению для роста?»

Дети выберите необходимую карточку для роста растения.

Цель: закрепление представлений дошкольников о необходимых условий для роста растений.

4.Проведение   физкульминутки ( тихо, громко, медленно, быстро).

Овощи и фрукты часто спорили, кто из них важнее. Стали первыми хвастаться овощи.

Ох-ох-ох – лучше всех горох.

Ха-ха-ха – это чепуха!

Ор-ор-ор – всех вкуснее помидор.

Овь-овь-овь – сладкая морковь.

Ла-ла-ла – вкусная свекла.

Оп-оп-оп – душистый укроп.

Ук-ук-ук – мы режем лук.

Ли ли-ли ли – помидоры мы нашли.  Дети соединяют ритмично

Хлопают в ладоши.

Ударяют кулачками по коленям.

Хлопают ладонями по коленям.

Ритмично сжимают пальцы

Ритмично сжимают и

Ук-ук-ук – мы режем лук.

Ли ли-ли ли – помидоры мы нашли.

5.Работа воспитанников в мини-исследовательской лаборатории.

- Ребята, проходите в мою мини-исследовательскую лабораторию.

- Посмотрите, на салфетки лежат семена.

- Какие они?

(круглые, овальные, белые, без запаха, сухие)

- Кто знает семена каких культур  у вас на салфетке ?

(огурцов- овальные, помидоров – круглые, мелкие)

- Сегодня мы с вами будем садить семена помидоров и выращивать рассаду помидор.

- Ребята, кто знает где берут семена помидор?

-Дети, для посадки рассады помидор семена берут из плода помидор (воспитатель показывает разрезанный помидор на две части).

-Ребята, давайте проверим какие семена пригодны к посадки, а какие непригодные .

-Для этого я беру семена и отпускаю их воду ( воспитатель показывает детым как опускает семена в воду).

-Посмотрите что произошло? (семена всплыли, опустились на дно).

-Почему одни семена всплыли, а другие опустились на дно (одни семена тяжелые, другие легкие, те семена, которые опустились на дно пригодны к посадке, те которые всплыли, непригодны для посадки).

- Дети, в стаканчике с землей необходимо сделать углубления, в каждое углубление  положить семена, присыпать землей, полить водичкой.

- Приступайте к работе.

6.Проведение дидактической игры «Что сначала, а что потом?» (по схемам).

Цель: закрепить представлений детей о последовательности  роста семян помидоров.

7.Упражнение на развитие творческого воображения детей.

- Я заколдовал овощи. А вы их постарайтесь угадать  и их оживить.

- Ребята, расскажите  какие овощи у вас получились.

8.Подведение итога занятия.

Конспект нод по экологическому воспитанию в старшей группе

«Посев семян огурцов»

Программное содержание: учить детей приемам посева, подводить их к пониманию того, что для жизни растения необходимы благоприятные условия (почва, влага, свет, тепло)

Активизировать словарь детей, развивать речь. Воспитывать желание участвовать в общем деле, добиваться хорошего результата, ухаживать за посевами, бережно к ним относиться. Учить выполнять работу старательно и аккуратно.

Словарная работа: посев, полив, лунка.

Материал: семена (огурцов), лейка, совки, лотки с землей, клеенки, деревянные палочки для углубления, фартуки, нарукавники.

Ход нод

Воспитатель: Ребята, к нам пришла бабушка Варварушка. Давайте послушаем её.

Б. Варварушка: Здравствуйте ребята, я вам принесла семена огурцов, их у меня очень много. Молька, моя кошка озорница играла, да все семена и перемешала. А у меня глазки плохо видят, сможете разобрать, где, какие семена лежат.

Воспитатель: Конечно, сможем Варварушка, давайте свою корзиночку, а сами присаживайтесь с нами. Давайте, ребята, сначала семена разберем, а потом и огурчики посадим. Назовите, какие семена здесь лежат?

Дети называют семена фасоли, кабачков, тыквы, огурцов.

Воспитатель: Разложите все семена отдельно по тарелочкам.

Дети выполняют упражнение.

Воспитатель: Семена мы разложили. А ведь мы знаем стихи про огурцы, девочки, расскажите.

Дети рассказывают стихи.

1. Лида вынесла лопатку, у крыльца вскопала грядку.

И зарыла у крыльца семена от огурца.

Урожая Лида ждет, поливает огород.

2. Только всходят огурцы на обычной грядке,

А на этой зеленцы наигрались в прятки.

Потому что тонкой их мы накрыли пленкой.

И не дует, и тепло, и прозрачно, как стекло.

Б. Варварушка: Молодцы, как надо их выращивать вы рассказали верно.

Воспитатель: Теперь приступим к посадке огурцов. Что для этого нужно?

Ответы детей: земля, емкости, инструменты, вода, семена

Давайте подойдем к своим местам, наденем фартуки, нарукавники, чтобы не запачкаться. (Дети надевают.)

Воспитатель: как вы думаете, что нужно сделать в самом начале?

Дети: Насыпать землю в стаканчики

Воспитатель: Полный стаканчик насыпать не нужно. Чтобы при поливе вода не смывала землю через края стаканчика.

Дети выполняют.

Воспитатель: Затем нужно палочкой надавить на землю чтобы получилось небольшое углубление – лунка (показывает, дети выполняют).

Воспитатель: Теперь на дно лунки положите семя огурца и легко двумя пальчиками закройте семя землей (показывает, дети выполняют).

Воспитатель: Ребята, что же нужно сделать ещё, чтобы семя проросло?

Ответы детей: полить, поставить в тепло, на подоконник ближе к свету.

Воспитатель: Поливать нужно по всей поверхности земли, осторожно, чтобы водой не вымыть из земли семя. (Показывает, дети выполняют. В ходе работы воспитатель проверяет, как дети справляются с заданием, при необходимости оказывает помощь.)

Воспитатель: Вот мы посадили семя, полили. Дальше что нужно сделать с посевами?

Дети: Поставить на окно, ближе к свету. Накрыть пленкой.

Воспитатель: Правильно. Для роста растениям нужны почва, влага, тепло, свет. Накрывают пленкой посевы для того чтобы сохранить в почве влагу, которая при солнце будет испаряться, а еще для сохранения почвы теплой. Солнечные лучи проходят через пленку, потому что она прозрачная, согревают почву и воздух над землей в стаканчике, а пленка защищает их от остывания. (Переносят стаканчики на подоконник.) Мы будем ухаживать за посевами, а кто первым заметит ростки, скажет всем об этом.

Воспитатель: Рядом со стаканчиками я поставлю плакат, в котором мы будем отмечать последовательность роста наших семян, чтобы знать, когда и какие изменения происходили с семенами.

Воспитатель: Вот мы с вами посадили огурцы, теперь всё приберём, снимем фартуки, нарукавники и поиграем в игру «Огуречик» (Дети убирают палочки, клеенки, лейки, совочки, снимают и фартуки, нарукавники.) Идемте с нами играть, бабушка Варварушка.

Воспитатель: По считалке выберем мышку.

Тара-тара-тара-ра,

Вышли в поле трактора.

Стали пашню боронить,

Нам бежать, тебе водить!

Игра проводится 2-3 раза.

Б. Варварушка: Ребята, у меня еще остались семена огурцов, отнесу я их другим ребятам в другие группы, пусть тоже посадят.

Воспитатель: Это будет хорошо, пусть все ребята учатся сажать и ухаживать за растениями.

Бабушка Варварушка уходит.

Воспитатель: Сейчас мы проведем физ минутку и вспомним, чем же мы сегодня занимались, что узнали. Я стану читать текст физминутки, а вы показывайте движения.

Мы лопатки взяли,

Землю раскопали.

Её мы удобряли,

Все вместе разрыхляли.

Грабли в руки взяли,

Грядки разровняли.

Семена сажали,

Из лейки поливали.

Вырастут огурцы,

Огурцы – молодцы!

-Вы сегодня ребята посадили огурцы, а кто из вас уже помогал родителям в огородах. Расскажите, что вы выполняли, и какие результаты получились.

Рассказы детей с обсуждением результатов.

Воспитатель: Из семян выращивают все овощи, а из них готовят разные вкусные кушанья. Скоро обед и нам надо к нему подготовиться. Что мы должны сделать?

Ответы детей: вымыть руки, помочь накрыть столы.

Воспитатель: Этим и займемся.

Нод-викторина по теме «Овощи»

Цель презентации: закрепление знаний по лексической теме «Овощи».

Задачи:

Образовательные: расширять, уточнять, обогащать словарь по лексической теме «Овощи» (огород, овощи, морковь, свекла, редис, чеснок, баклажан, кабачок, помидор, огурец, растить, убирать, дёргать, срезать, срывать, копать, делать грядки, сеять, поливать, рыхлить, готовить, варить, нарезать, вкусный, полезный, душистый).

Развивающие: развивать связную речь; развивать зрительное внимание и восприятие; развивать логическое мышление; развивать творческое воображение; развивать координацию речи с движением;

Воспитательные: воспитывать волевые качества, умение применять знания в необычной обстановке.

Оборудование: PowerPoint викторина по теме «овощи», проектор, ноутбук, колонки, муляжи овощей, 2 кастрюли, 2 половника, фартуки и колпаки по количеству детей (по 10 штук), эмблемы (5 жёлтых листочков, 5 красных листочков).

Нод – викторина по лексической теме «Овощи».

Ход нод

Педагог выполняет роль ведущего и объясняет детям условия состязания:

-Ребята, сегодня мы будем играть в игру, которая называется викторина. В викторине много заданий, которые вы будете разгадывать.

Дети делятся на две команды:

-Вы должны разделиться на две команды. Посмотрите внимательно на ваши эмблемы.

Дети с жёлтыми листочками садятся за стол, который стоит справа от вас; а дети с красными листочками садятся за стол, который стоит слева от вас.

Разминка (слайд № 2).

Педагог загадывает загадку.

Пусты поля, мокнет земля,

Дождь поливает.

Когда это бывает? (осенью)

Задание: № 1.

Каждой команде задаются вопросы:

Что происходит в природе осенью? (слайды № 3-6)

Назовите признаки осени.

Что собирают люди осенью в огороде? (слайды № 7- 8)

3. Задание № 2. Загадки.

-Семьдесят одёжек и все без застёжек? (капуста).

-Расту в земле на грядке я,

Красная длинная, сладкая? (морковь) (слайд № 9).

-Щёки розовые, нос белый,

в темноте сижу день целый,

а рубашка зелена,

вся на солнышке видна? (редис).

-Растут на грядке зелёные ветки,

а на них красные детки? (помидоры) (слайд № 10).

 

-Маленький горький луку брат? (чеснок)

-Наши поросятки, выросли на грядке,

к солнышку бочком, хвостики крючком,

эти поросятки, играют с нами в прятки? (огурцы) (слайд № 11).

4. Задание № 3. «Убираем урожай».

-Какие овощи мы дёргаем? (морковь, свекла, редис) (слайд № 12).

-Какие овощи мы срываем? (огурцы, горох, помидоры) (слад № 13).

-Какие овощи мы срезаем? (тыква, капуста, кабачок) (слайд № 14).

Показываются картинки, и дети составляют фразу. Например: морковь дёргают, помидоры срывают.

5. Задание № 4.

-Посмотрите на картинки и составьте рассказ, как надо ухаживать за овощами, чтобы они выросли на огороде (слайд № 15).

6. Задание № 5. « Игра «4-лишний».

- Помидоры, огурцы, тыква, бананы (слайд № 16).

-Цветная капуста, апельсины, баклажаны, кабачки (слайд № 17).

Каждая команда называет лишнюю картинку и объясняет, почему она не подходит. После того, как команды ответят, проверяем с помощью PowerPoint (неправильная картинка исчезает).

7. Задание № 6.

-Какие вы знаете ещё овощи? (слайд № 18).

Каждая команда поочерёдно называет овощи.

8. Задание № 7. Дидактическая игра «Сварим суп».

Детям предлагаются муляжи овощей, фартуки и поварские колпаки.

Каждая команда отбирает овощи для приготовления своего супа. Надо сказать название супа, из каких овощей и как его приготовили.

9. Подведение итогов.

Называют лучшие ответы, лучших игроков. Всем участникам викторины вручаются призы.

НОД по экологии в старшей группе

«Путешествие в страну комнатных растений»

Цель:

Закрепить знания детей о растениях и их строении; о названии комнатных растений, продолжать

обучать детей описывать растения, отмечая различия и сходства между ними.

Уточнить представление о том, что растения вырастают из семян.

Учить узнавать семена гороха, отличать их от фасоли. Закрепить знания об условиях, необходимых

для роста гороха. Учить сажать проросший горох.

Развивать речь, мышление, мелкие мышцы пальцев, поддерживать интерес к комнатным растениям, желание наблюдать и ухаживать за ними. Воспитывать интерес к выращиванию овощей.

Предварительная работа:

Беседа, уход за комнатными растениями, серия наблюдений за комнатными растениями: особенности внешнего вида, строение. Серия опытов: посадка растений, длительные наблюдения за их ростом, составление описательных рассказов о растениях.

Каждый ребенок получает несколько семян гороха. Обращается внимание на величину горошин, их форму, цвет, характер поверхности, твердость. Сравнение с семенами фасоли. Объяснить необходимость влаги для проращивания семян гороха. Семена гороха замачивают, и перед детьми ставится задача наблюдать за их изменением. Следующее наблюдение проводится при появлении ростков на семенах. Предложить детям сравнить сухие и проросшие семена. Обращается внимание на цвет и увеличение семян в размере, появление проростков. Устанавливается связь между изменениями, которые произошли, и наличием влаги.

Словарная работа: аспидистра, сансевьера.

Развивающая среда:

Комнатные растения, гербарий, плакат с изображением строения растений, емкость с семенами, лейка с водой, в ящиках с землей сделаны бороздки.

Ход НОД

Воспитатель:  Дети, сегодня утром придя в детский сад, что я увидела! Оказывается, к нам в гости прилетел Карлсон и очень удивился, увидев так много комнатных растений. Но как обращаться с ними он не знает, а потому одни он спрятал под стол, другие накрыл колпаками и даже приготовил краски, чтобы раскрасить растения по своему усмотрению…. А вот и он!

(Воспитатель выводит Карлсона)

Воспитатель:  Ой-ой-ой, Карлсон, что же бы ты мог натворить! Разве ты не знаешь, что так нельзя обращаться с растениями?

Карлсон:  Здравствуйте, ребята! Я думал, что растения – это как игрушки и обращаться с ними можно так, как с игрушками. А разве не так?

Воспитатель: Вот видите, ребята, он совершенно ничего не знает. Давайте мы ему расскажем все, что мы знаем о комнатных растениях. Садись, Карлсон, рядом с ребятами и послушай.

Ребенок: Комнатные растения называются так потому, что они растут в горшках в комнате. Растения все разные, посмотри Карлсон, у них разные листья и цветы когда они цветут, и называются они по-разному. (Показывает и называет некоторые цветы).

Ребенок: Растения – они живые. Для того чтобы они росли и цвели за ними надо ухаживать: сначала надо посадить в землю, потом поливать водой, рыхлить землю и еще им обязательно нужны свет и тепло.

Воспитатель: Ребята, давайте расскажем Карлсону поподробнее о строении растений.

(Воспитатель выносит плакат, на плакате растение в разрезе)

Воспитатель: Дети, вы узнали это растение?

Ребенок: Да, это герань. (Показывает указкой и рассказывает) . Это у растения корень – через него растение питается, пьет воду, для этого мы его и поливаем.

 Это у растения стебель, это листья, через них растение дышит. Это цветы

Карлсон: А где же у этих цветов корень? (Показывает на растения в горшках) Я его не вижу…

Ребенок: Корень в земле, его не видно.

Воспитатель: Дети, а теперь давайте немного отдохнем и выполним пальчиковую гимнастику, Карлсон, выполняй вместе с нами!

Пальчиковая гимнастика  «Цветок»

Солнце поднимается,

Цветочек распускается.

Солнышко садится,

Цветочек спать ложится.

Высокие, красивые

Цветы у нас растут.

А корни под землею

Для них водичку пьют

Скрещенные руки с широко расставленными пальцами медленно поднимаются над головой  

ладони с сомкнутыми пальцами, соприкасаются запястьями

Скрещенные руки с широко расставленными пальцами медленно опускаются

Ладони вместе соприкасаются пальцами и запястьями

Руки вверх, ладони с сомкнутыми пальцами, соприкасаются запястьями

Руки опустить вниз, ладони соединить обратной стороной, широко расставить пальцы.

Воспитатель:  А еще, Карлсон, мы покажем тебе небольшой огород. Дети, давайте расскажем, что мы сажали и покажем, что у нас выросло. Карлсон, а ты знаешь из чего выращивают растения?

Ребенок: Растения выращивают из семян.

Воспитатель: Давайте сначала расскажем, как надо подготовиться к посадке растений.

Ребенок: Сначала надо приготовить землю, сделать бороздку, полить её, положить в нее семена, и присыпать землей.

Ребенок: Здесь у нас посажена петрушка, здесь укроп, а здесь зеленый лук.

(Дети с воспитателем и Карлсоном рассматривают сначала семена, а затем ростки петрушки и укропа).

Карлсон: Ой, а это что у вас? (Нечаянно смешивает фасоль и горох) Какие забавные игрушки!

Воспитатель: Это не игрушки, это тоже семена! Дети, давайте объясним все Карлсону.

Ребенок: Вот это (берет фасоль и показывает) - фасоль, она овальная, большая, бывает разноцветная. А это (берет горох) – горох, он поменьше, круглый и желтый.

Воспитатель: Дети, Карлсон нечаянно смешал, перепутал все семена, давайте разберем их.

Игра – соревнование  «Разбери семена»

(развитие мелких мышц пальцев)

Воспитатель: Молодцы! Карлсон, а сегодня мы будем сажать горох. Что бы его посадить мы подготовили семена. Дети, что мы делали?

Ребенок: Мы замочили сухой горох, он набух, стал большим, затем появились ростки.

Воспитатель: Что для этого было нужно?

Ребенок: Для этого нужна вода и тепло.

Воспитатель: Вот наши семена проросли и их уже пора сажать.

(Все подходят к ящикам с землей. Воспитатель показывает подготовленные бороздки, показывает как надо сажать проросшие семена – ростком вниз – каждый ребенок берет по горошине и сажает в бороздку. Аккуратно прищипывают землей и поливают водой из лейки с ситечком).

Воспитатель хвалит детей.

Воспитатель: Славно мы с вами потрудились, а теперь можно и поиграть

Игра на координацию речи и движения

«На окне в горшочках»

Ребенок:  

                        Вот растет бегония –

                        Пышная красавица

                        Красотой своей она

                        Во всем мире славится

Ребенок:            

                      Меня фиалкою зовут.

 Так называй меня и ты.

 Пусть на окне твоем растут

 Мои веселые цветы.

На окне в горшочках

Поднялись цветочки.

К солнцу потянулись,

Солнцу улыбнулись.

К солнышку листочки

Повернут цветочки.

Развернут бутоны,

В солнышке утонут.

Дети сидят на корточках лицом в круг, медленно встают

Тянутся на носочках, руки вверх, широко в стороны.

Ладони развернуть вверх.

Руки соединить над головой, медленно развести в стороны.

Список используемой литературы:

  •  Зенина Т.Н. «Циклы наблюдений за объектами природы» Старший дошкольный возраст. Учебно-методическое пособие. – М.: Центр педагогического образования, 2009
  •  Зенина Т.Н. «Конспекты занятий по ознакомлению дошкольников  с природными объектами». Учебное пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2008
  •  Рыжова Н.А. «Экологическое образование в детском саду». – М.: Изд. Дом «Карапуз», 2001
  •  Николаева С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников. Учебное пособие.-М.: Издательский центр «Академия», 2001
  •  Николаева С.Н. Система работы с детьми в старшей группе детского сада.  –М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ,2010
  •  Масленникова О.М., Филиппенко А.А. Экологические проекты в детском саду .- Волгоград: Учитель,2011
  •  Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации.  - М.: КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА, 2008.

  

Используемые Интернет-ресурсы:

  •  http://www.dobrieskazki.ru
  •  http://www.kalyakimalyaku.ru

роектная деятельность  в образовательном учреждении -2014


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

23860. Повесть о Петре и Февронии Муромских 15.5 KB
  Змий рассказал княгине что смерть его будет от Петрова плеча от Агрикова меча. У князя был брат по имени Петр. Однажды Петр пришел к брату.
23861. Повесть о разорении Рязани Батыем 14.34 KB
  Через два года после перенесения иконы Николы Чудотворца на Русь приходит безбожный царь Батый. Батый посылает послов к рязанскому князю Юрию Ингоревичу предлагая следующие условия: рязанский князь сразу же отдаст по десятой части всего земли людей богатств. Безбожный царь Батый был льстив и немилостив.Узнав от одного предателя рязанского вельможи что у самого Федора Юрьевича есть красавица жена Батый обращается к нему с такимпредложением.
23862. Сказание о Дракуле воеводе 16.23 KB
  который за свою жестокость имел прозвище ЦепешСажатель на кол и Дракула Дракон. Был на Мунгьянской земле область Румынии восточная часть Валахиивоевода христианин греческой веры имя его повалашски Дракулаа понашему Дьявол. Дракула спросил их почему так поступили такое бесчестье ему нанесли. Дракула воздал послу тому пышные почести показал ему своё богатство сказав что не только готов платить дань царюно со всем воинством готов пойти к нему на службу.
23863. Слово о походе Игоревом, Игоря, сына Святославова, внука Ольгова 17.03 KB
  В самом начале Игорева похода случилось затмение солнца но князь пренебрег этим дурным знамением: все превозмогла жажда искусить Дона Великого.И начали князья про малое говорить: Это великое и сами на себя крамолу ковать. Великая печаль настала по всей русской земле: Игорькнязь погубил то чего добился отец его Святослав Ольгович пленивший половецкого хана Кобяка. А киевский князь Святослав видел смутный сон: одевали его черным покрывалом на кровати тисовой черпали синее вино с горем смешанноесыпали пустыми колчанами крупный...
23864. Специфика древнерусской литературы (ДРЛ) и этапы развития. 11-17 века 34.5 KB
  Время перехода от средневекового типа литературы к новому. Характеризуется появлением новых жанров и нового понимания задач литературы. Условия возникновения письменной литературы: письменность крещение Руси.
23865. Хождение за три моря 16.74 KB
  Купцов предупреждают что караван подстерегают татары.Хасанбек дает подарки осведомителям чтобы они провели их безопасным путем. В Дербенте Афанасий просит помощи у Василия Панина который благополучно дошел до Каспия и Хасанбека чтоб заступились за людейзахваченных в плен и вернули товары. Считалось то что пришло с моря собственность владельца побережья.
23866. Основные особенности древне-русской литры 42 KB
  Литературный этикет слагается:из представлений о том как должен был совершаться тот или иной ход событийН: князь дб торжественен его конь не мб хромым он не может болетьиз представлений о том как дБ вести себя действующее лицо в соотв со своим положениемиз представлений о том какими словами должно описываться событие.Летопись дает историю госва содержит точные документальные сведения о князьях создает легитимность правомочность власти подтверждает власть.Легенда о призвании варягов: 3 брата старший Рюрик = все русские...
23867. История возникновения, создания Повести временных лет 24.5 KB
  История возникновения создания Повести временных лет Повесть временных лет составлена ок 1113 года монахом КиевоПечерского монастыря Нестором. В дальнейшем повесть временных лет включалась летописцами как начальная часть во вновь составлявшиеся летописные своды.
23868. «Поучение» Владимира Мономаха 35 KB
  Владимир Мономах Великий Князь Киевский был сыном Всеволода Ярославича и византийской царевны.Основные черты Поучения:1 Требование соблюдения норм христианской морали быть кротким слушать старейших и покоряться им не обижать сирот2 Основная мысль Поучении князь должен беспрекословно подчиняться старейшему жить в мире с другими князьями не притеснять младших князей и бояр. Князь так же должен избегать ненужного кровопролития быть радушным хозяином не предаваться лени не увлекаться властьюНо Мономах не ограничивается...