9026

Сознание, его генезис и структура. Сознательное и бессознательное. Философские идеи психоанализа

Эссе

Логика и философия

Сознание, его генезис и структура. Сознательное и бессознательное. Философские идеи психоанализа Под сознанием имеется в виду способность идеального (психического) отражения действительности, превращение объективного содержания предмета в субъективн...

Русский

2013-02-21

52 KB

21 чел.

Сознание, его генезис и структура. Сознательное и бессознательное. Философские идеи психоанализа

Под сознанием имеется в виду способность идеального (психического) отражения действительности, превращение объективного содержания предмета в субъективное содержание душевной жизни человека, а также специфические социально-психологические механизмы и формы такого отражения на разных его уровнях. Сознание представляет собой такую функцию человеческого мозга, сущность которой заключается в адекватном, обобщённом, целенаправленном и осуществляющемся в речевой (или вообще в символической) форме в активном отражении и конструктивно-творческой переделке внешнего мира, в связывании вновь поступающих впечатлений с внешним опытом, в выделении человеком себя из окружающей среды и противопоставлении себя ей как субъекта объекту.

Классическая структура сознания такова:

Сектор 1 — сфера телесно-перцептивных способностей и получаемого на их основе знания. К этим способностям относятся ощущения, восприятия и конкретные представления, с помощью которых человек получает первичную информацию о внешнем мире. Главной целью и регулятивом этой сферы является полезность и целесообразность.

Сектор 2 — логико-понятийные компоненты сознания, мышление, сфера общих понятий, аналитико-синтетических мыслительных операций и жёстких логических доказательств. Главная цель и регулятив этой сферы — истина.

Сектор 3 — эмоциональная компонента сознания. Сфера личностных, субъективно-психологических переживаний, воспоминаний, предчувствий по поводу ситуаций и событий. Сюда относятся: инстинктивно-аффективные состояния (неотчётливые переживания, предчувствия, смутные видения), эмоции (гнев, страх, восторг), отчётливые чувства (наслаждение, отвращение, любовь, ненависть, симпатия, антипатия). Главный регулятив и цель этой сферы — фрейдовский «принцип удовольствия».

Сектор 4 — ценностно-мотивационная (ценностно-смысловая) компонента. Сфера высших мотивов и духовных идеалов личности, а также способности к их формированию и творческому пониманию в виде фантазии, продуктивного воображения, интуиции различных видов. Цель и регулятив этой сферы — красота, правда и справедливость, т. е. ценности.

Секторы 1 и 2 образуют внешнепознавательную (или внешнепредметную) составляющую сознания, которой соответствует деятельность левого, «языкового», аналитико-дискурсивного левого полушария. Секторы 3 и 4 образуют ценностно-эмоциональную составляющую нашего сознания, которой соответствует интегративно-интуитивная работа правого полушария. С помощью надсознательных способностей мы приобщаемся к информационно-смысловой реальности.

Сознание делится на предметное сознание, сознание как переживание и самосознание. Если предметное сознание ориентировано на осмысление окружающего человека мира, то при самосознании объектом анализа становятся собственные представления, мысли, чувства, переживания, волевые импульсы. У разных людей разная степень самосознания.

Один из основателей направления в психоанализе — Зигмунд Фрейд. Он считал, что человеческое сознание состоит из трёх уровней: Сверхсознание («сверх-Я» — правила поведения, родительские запреты, моральная цензура); сознание («Я») и бессознательное («Оно» — совокупность инстинктов, комплексов, вытесненных переживаний, самые значительные здесь — половой инстинкт и инстинкт агрессии. «Оно» — это и личное бессознательное (вытесненные переживания), и те комплексы, которые достались нам в наследство от нашего животного и первобытного состояния. Сверху на «Я» давят требования общества, снизу — комплексы и инстинкты. Последние подавить и подчинить «сверх-Я» невозможно — это и приводит к неврозам или к нарушению психики.

Самым адекватным выразителем противоречий психики является Эдипов комплекс. Два проклятия над человеческой психикой — отцеубийство и кровосмесительство. Нормальный человек выходит из этого затруднения, сублимируя (воплощая) огромную энергию своего бессознательного в науку, творчество или социальную деятельность. Религия — вид истерии, когда человек свои детские сексуальные комплексы, связанные с отцом, переносит на Отца небесного, религиозный фанатизм — психическое заболевание.

Структура личности по Юнгу состоит из трёх частей — коллективного бессознательного, индивидуального бессознательного и сознания. Если индивидуальное бессознательное и сознание являются чисто личностными, прижизненными приобретениями, то коллективное бессознательное является своего рода «памятью поколений», тем психологическим наследством, с которым ребёнок появляется на свет. Юнг писал, что «содержание коллективного бессознательного лишь в минимальной степени формируется личностью и в своей сущности вообще не является индивидуальным приобретением. Это бессознательное — как воздух, которым дышат все и который не принадлежит никому». Эмпирической базой введения идеи коллективного бессознательного было установленное Юнгом во время его психиатрической практики сходство между мифологическими мотивами древности, образами сновидений у нормальных людей и фантазиями душевнобольных.

Коллективное бессознательное состоит из архетипов. Наряду с инстинктами, архетипы являются врождёнными психическими структурами, находящимися в глубинах коллективного бессознательного, и составляют основу общечеловеческой символики. Архетипы представляют собой:

  •  врождённые условия интуиции, т. е. те составные части всякого опыта, которые априорно его определяют;
  •  первобытные формы постижения внешнего мира;
  •  внутренние образы объективного жизненного процесса;
  •  вневременные схемы или основания, согласно которым образуются мысли и чувства всего человечества и которые изначально включают в себя всё богатство мифологических тем;
  •  коллективный осадок исторического прошлого, хранящийся в памяти людей и составляющий нечто всеобщее, имманентно присущее человеческому роду.

Во всех разнообразных трактовках архетипа общим является то, что архетипы принципиально противостоят сознанию, их нельзя дискурсивно осмыслить и адекватно выразить в языке. Единственно, что доступно психологической науке, — это описание, толкование и незначительная типизация архетипов, чему и посвящена значительная часть сочинений Юнга.

Основными архетипами Юнг считал эго, персону, тень, мать, отца, Аниму или Анимус, «старого мудреца» и «самость», хотя, разумеется, список архетипов ими далеко не исчерпывается. Эго и персона проявляются в основном в сознательных пластах индивидуальной психики, в то время как остальные главные архетипы проявляются в индивидуальном бессознательном.

Эго является центральным элементом личного сознания, т. к. оно как бы собирает разрознённые данные личного опыта в единое целое. При этом Эго стремится противостоять всему, что угрожает хрупкой связности нашего сознания, старается убедить нас в необходимости игнорировать бессознательную часть души.

Персона — это та часть нашей личности, которую мы показываем миру, какими мы хотим быть в глазах других людей. Персона включает в себя и типичные для нас роли, стиль поведения и одежды, способы выражения. Персона имеет и позитивное, и негативное влияние на нашу личность. Доминирующая персона может подавить индивидуальность человека, развивать в нём конформизм, стремление слиться с той ролью, которую навязывает человеку среда. В то же время персона и защищает нас от давления среды, от любопытных взглядов, стремящихся проникнуть в душу человека, помогает в общении, особенно с незнакомыми людьми.

Тень является центром личного бессознательного. Как Эго собирает данные о нашем внешнем опыте, так тень фокусирует, систематизирует те впечатления, которые были вытеснены из сознания. Т. о., содержанием тени являются те стремления, которые отрицаются человеком как несовместные с его персоной, с нормами общества, при этом чем больше доминирует персона в структуре личности, тем больше содержание тени, т. к. индивиду необходимо вытеснить в бессознательное всё большее количество желаний. «Зеркало не льстит, оно верно отображает то лицо, которое мы никогда не показываем миру, скрывая его за Персоной, за актёрской личиной». Фактически расхождение между Юнгом и Фрейдом во многом касались именно роли тени в структуре личности, т. к. Юнг считал её одной из составляющих этой структуры, в то время как Фрейд ставил её в центр личности, делая центром своих исследований именно её содержание. В то же время Юнг не считал возможным просто избавиться от тени, не признавать её, т. к. она является законной частью личности и человек без тени является таким же неполноценным, как и без других частей души. Самое вредное, с его точки зрения, — это как раз не замечать, игнорировать тень, в то время как внимательное отношение к ней, стремление к анализу её содержания, то, что Юнг называет «техникой обращения с тенью», помогает преодолеть её негативное влияние.

Первым архетипом, начинающим формировать сознание ребёнка, является, по Юнгу, архетип матери. Для ребёнка мать во всех отношениях — самое близкое и самое сильное переживание, возникающее к тому же в наиболее пластичном возрасте. Она воспринимается в бессознательном состоянии не как определённая, конкретная личность, а как архетип, значение которого изобилует самыми разными возможностями. В последующей жизни этот первичный образ тускнеет и заменяется осознанным, относительно индивидуальным образом, и тогда кажется, что это и есть единственно возможный образ матери. В бессознательном же, напротив, мать, как и прежде, остаётся могущественным архетипом, который окрашивает и даже определяет в течение индивидуальной и сознательной жизни отношение к женщине, к обществу, к родине, но делает это настолько тонко, что сознание обычно этого не замечает. Юнг пишет: “То, что многие мужчины выбирают себе жену, основываясь только на том, что она похожа или не похожа на мать, — факт совершенно конкретный. Мать Германия для немцев, как и la douce France для французов, составляет подоплёку политики, которую нельзя недооценивать, и пренебрегать которой могут лишь оторванные от жизни интеллектуалы. Всеобъемлющие недра mater ecclesia столь же мало представляют собой метафору, как и земля-матушка, мать-природа и вообще материя.

С развитием сознания ребёнка в поле его зрения попадает также и отец, оживляя архетип, природа которого во многих отношениях противоположна архетипу матери. Отец тоже сначала является не как определённая личность, а как всеобъемлющий образ Бога. В течение жизни этот властный образ также отступает на задний план: отец становится имеющей границы, зачастую слишком человеческой личностью. И наоборот, образ отца распространяется на все возможные сферы, соответствующие его значению. Юнг пишет об архетипе отца: «Он определяет отношение к мужчине, к закону, к государству, к разуму и духу, к динамике природы. «Отчество» означает границы, т. е. определённую локализацию, почва же — это материнская земля, покоящаяся и плодородная. Рейн — это отец, как и Нил, как ветер и буря, гром и молния. Отец — это авторитет и потому закон и государство. Он — это то, что приводит само себя в движение, подобно ветру, это то, что создаёт и управляет при помощи невидимых мыслей — воздушных образов».

С наступлением половой зрелости проявляется новый архетип — Анима (у мужчин) и Анимус (у женщин). Это те части души, которые отражают интерсексуальные связи, представления о противоположном поле, фигуру любимого человека. Этот архетип оказывает большое влияние и на поведение, и на творчество человека, т. к. является источником новых ощущений. Обе эти фигуры были скрыты под маской родительского образа, но теперь они появляются незавуалировано. Для Анимы характерно, что в ней отсутствуют материнские черты. «В лучшем случае она спутница и подруга, в худшем — распутная женщина». Хотя иногда дети не взрослеют, выражением чего и является тот факт, что при выборе любимого человека не происходит отделения от образа родителей. Юнг пишет, как будет в этом случае проявляться в мужчине его Анима, указывая на значение немецкого слова Animositat: «Это выражение лучше всего трактовать как одержимость Анимой, т. е. речь идёт о необузданных эмоциях». Что же касается женщин, то у них всё наоборот.

Еще одним архетипом является архетип старого мудреца или мага. Этот архетип восходит к образу шамана в первобытном обществе. Мудрый старец освещает хаотическую темноту жизни лучом смысла. Это просветлённый учитель и мастер, водитель души. В самом общем смысле это архетип духа. «Гермес Трисмегист или Тот герметической литературы, Орфей из «Поймандреса» или родственного ему «Poimen» («Пастыря») Гермы являются формулировками того же опыта».

Самость, с точки зрения Юнга, является центральным архетипом для личности, проявляющейся и в сознательной, и в бессознательной части. Его главное значение в том, что он не противопоставляет разные части души (сознательную и бессознательную) друг другу, но соединяет их так, чтобы они дополняли друг друга. В процессе развития личность обретает всё большую целостность, самость и, индивидуализируясь, становится всё более свободной в своём выражении и самопознании.

Анализируя формы взаимодействия бессознательно-архетипических и сознательных компонентов психики, Юнг выделял две крайности, на его взгляд, равно опасные и для индивидуального, и для социального бытия человека. Первую из них он видел в восточных религиозно-мистических культах, где личностное начало оказывается полностью растворённым в архаической стихии коллективного бессознательного. Другая крайность выражена, по Юнгу, научно-практической экспансией европейского «Я», где подавляется и искажается коллективно-бессознательная сущность психической жизни человека. Европейская традиция экстравертивного психического существования оказывается, по Юнгу, наиболее опасной, ибо архетипы всё равно прорываются в наше сознание, захлёстывают и парализуют рациональные структуры человеческого бытия, что и является подлинной причиной индивидуальных неврозов европейского десакрализованного сознания и распространения в ХХ столетии новых иррационально-мифологических идей. В противовес этим крайностям Юнг развивал учение об интеграции сознательного и бессознательного начал в психике через символическое толкование и субъективное проживание своих архетипических структур. Основу для возможности такой интеграции как раз и составляет Самость.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

58034. Застосування інтеграла до моделювання процесів 2.54 MB
  Навчальна: узагальнити і систематизувати знання студентів з теми «Інтеграл та його застосування»; сприяти закріпленню знань про геометричний, фізичний та економічний зміст інтеграла; формувати вміння й навички студентів самостійно систематизувати та поглиблювати знання...
58035. Применение интеграла 107 KB
  Цель: Обобщить и систематизировать знания по теме Применение интеграла. Актуализация опорных знаний Определение первообразной; Определение неопределенного интеграла; Определение интеграла...
58036. ЗАСТОСУВАННЯ ВИЗНАЧЕНОГО ІНТЕГРАЛА 558.5 KB
  Сприяти закріпленню знань про геометричний та фізичний зміст інтеграла. Учитель пропонує закінчити речення щоб сформульовані твердження були вірними: Криволінійною трапецією називається Дія обернена до диференціювання Первісні для однієї і тієї ж функції відрізняються тільки...
58037. Завоевание арабов. Создание Арабского халифата 248.5 KB
  Рассмотреть историю создания Арабского халифата и возникновение ислама, ознакомиться с ярчайшими достижениями исламской культуры; усовершенствовать навыки работы с исторической картой
58038. Утворення національної держави в Італії 123 KB
  Мета: навчити учнів встановлювати хронологічну послідовність подій; визначати причини хід та наслідки об’єднання Італії; пояснювати терміни: поміркованоліберальний напрям об’єднання революційний напрям об’єднання; давати характеристику політичним лідерам даного періоду...
58039. Італія 104 KB
  Мета: Охарактеризувати процес розвитку Італії у повоєнні роки. Розкрити основні тенденції економічного, політичного, соціального розвитку. Показати основні проблеми, що стояли перед країною, і шляхи їх подолання.
58040. Побудова математичної моделі 120.5 KB
  Мета уроку: Сприяти формуванню практичних умінь і навичок розв’язувати задачі за допомогою рівнянь; розвивати логічне мислення; спонукати учнів до прояву творчої активності, ініціативи; розвивати вміння аналізувати, знаходити раціональні способи розв’язування задач.
58041. Підсумковий урок по темі «Чотирикутники» 220 KB
  Мета уроку: Повторити і систематизувати означення окремих видів чотирикутників і їх властивостей. Встановити зв’язок між обсягами понять. Вдосконалити в учнів уміння та навички розв’язувати задачі, використовуючи властивості чотирикутників...
58042. Особистісно орієнтоване навчання на уроках математики 116.5 KB
  Виходячи з принципів особистісно орієнтованого навчання учитель повинен дозволити учням засвоювати знання в тому темпі який визначається їхніми пізнавальним здібностями забезпечити засвоєння всіма учнями знань на рівні державних стандартів що дозволить їм продовжувати освіту або займатися трудовою діяльністю після отриманої спеціальної підготовки; дати можливість здібним учням максимально розвинути позитивні нахили і задовольнити свої пізнавльні інтереси...