9026

Сознание, его генезис и структура. Сознательное и бессознательное. Философские идеи психоанализа

Эссе

Логика и философия

Сознание, его генезис и структура. Сознательное и бессознательное. Философские идеи психоанализа Под сознанием имеется в виду способность идеального (психического) отражения действительности, превращение объективного содержания предмета в субъективн...

Русский

2013-02-21

52 KB

21 чел.

Сознание, его генезис и структура. Сознательное и бессознательное. Философские идеи психоанализа

Под сознанием имеется в виду способность идеального (психического) отражения действительности, превращение объективного содержания предмета в субъективное содержание душевной жизни человека, а также специфические социально-психологические механизмы и формы такого отражения на разных его уровнях. Сознание представляет собой такую функцию человеческого мозга, сущность которой заключается в адекватном, обобщённом, целенаправленном и осуществляющемся в речевой (или вообще в символической) форме в активном отражении и конструктивно-творческой переделке внешнего мира, в связывании вновь поступающих впечатлений с внешним опытом, в выделении человеком себя из окружающей среды и противопоставлении себя ей как субъекта объекту.

Классическая структура сознания такова:

Сектор 1 — сфера телесно-перцептивных способностей и получаемого на их основе знания. К этим способностям относятся ощущения, восприятия и конкретные представления, с помощью которых человек получает первичную информацию о внешнем мире. Главной целью и регулятивом этой сферы является полезность и целесообразность.

Сектор 2 — логико-понятийные компоненты сознания, мышление, сфера общих понятий, аналитико-синтетических мыслительных операций и жёстких логических доказательств. Главная цель и регулятив этой сферы — истина.

Сектор 3 — эмоциональная компонента сознания. Сфера личностных, субъективно-психологических переживаний, воспоминаний, предчувствий по поводу ситуаций и событий. Сюда относятся: инстинктивно-аффективные состояния (неотчётливые переживания, предчувствия, смутные видения), эмоции (гнев, страх, восторг), отчётливые чувства (наслаждение, отвращение, любовь, ненависть, симпатия, антипатия). Главный регулятив и цель этой сферы — фрейдовский «принцип удовольствия».

Сектор 4 — ценностно-мотивационная (ценностно-смысловая) компонента. Сфера высших мотивов и духовных идеалов личности, а также способности к их формированию и творческому пониманию в виде фантазии, продуктивного воображения, интуиции различных видов. Цель и регулятив этой сферы — красота, правда и справедливость, т. е. ценности.

Секторы 1 и 2 образуют внешнепознавательную (или внешнепредметную) составляющую сознания, которой соответствует деятельность левого, «языкового», аналитико-дискурсивного левого полушария. Секторы 3 и 4 образуют ценностно-эмоциональную составляющую нашего сознания, которой соответствует интегративно-интуитивная работа правого полушария. С помощью надсознательных способностей мы приобщаемся к информационно-смысловой реальности.

Сознание делится на предметное сознание, сознание как переживание и самосознание. Если предметное сознание ориентировано на осмысление окружающего человека мира, то при самосознании объектом анализа становятся собственные представления, мысли, чувства, переживания, волевые импульсы. У разных людей разная степень самосознания.

Один из основателей направления в психоанализе — Зигмунд Фрейд. Он считал, что человеческое сознание состоит из трёх уровней: Сверхсознание («сверх-Я» — правила поведения, родительские запреты, моральная цензура); сознание («Я») и бессознательное («Оно» — совокупность инстинктов, комплексов, вытесненных переживаний, самые значительные здесь — половой инстинкт и инстинкт агрессии. «Оно» — это и личное бессознательное (вытесненные переживания), и те комплексы, которые достались нам в наследство от нашего животного и первобытного состояния. Сверху на «Я» давят требования общества, снизу — комплексы и инстинкты. Последние подавить и подчинить «сверх-Я» невозможно — это и приводит к неврозам или к нарушению психики.

Самым адекватным выразителем противоречий психики является Эдипов комплекс. Два проклятия над человеческой психикой — отцеубийство и кровосмесительство. Нормальный человек выходит из этого затруднения, сублимируя (воплощая) огромную энергию своего бессознательного в науку, творчество или социальную деятельность. Религия — вид истерии, когда человек свои детские сексуальные комплексы, связанные с отцом, переносит на Отца небесного, религиозный фанатизм — психическое заболевание.

Структура личности по Юнгу состоит из трёх частей — коллективного бессознательного, индивидуального бессознательного и сознания. Если индивидуальное бессознательное и сознание являются чисто личностными, прижизненными приобретениями, то коллективное бессознательное является своего рода «памятью поколений», тем психологическим наследством, с которым ребёнок появляется на свет. Юнг писал, что «содержание коллективного бессознательного лишь в минимальной степени формируется личностью и в своей сущности вообще не является индивидуальным приобретением. Это бессознательное — как воздух, которым дышат все и который не принадлежит никому». Эмпирической базой введения идеи коллективного бессознательного было установленное Юнгом во время его психиатрической практики сходство между мифологическими мотивами древности, образами сновидений у нормальных людей и фантазиями душевнобольных.

Коллективное бессознательное состоит из архетипов. Наряду с инстинктами, архетипы являются врождёнными психическими структурами, находящимися в глубинах коллективного бессознательного, и составляют основу общечеловеческой символики. Архетипы представляют собой:

  •  врождённые условия интуиции, т. е. те составные части всякого опыта, которые априорно его определяют;
  •  первобытные формы постижения внешнего мира;
  •  внутренние образы объективного жизненного процесса;
  •  вневременные схемы или основания, согласно которым образуются мысли и чувства всего человечества и которые изначально включают в себя всё богатство мифологических тем;
  •  коллективный осадок исторического прошлого, хранящийся в памяти людей и составляющий нечто всеобщее, имманентно присущее человеческому роду.

Во всех разнообразных трактовках архетипа общим является то, что архетипы принципиально противостоят сознанию, их нельзя дискурсивно осмыслить и адекватно выразить в языке. Единственно, что доступно психологической науке, — это описание, толкование и незначительная типизация архетипов, чему и посвящена значительная часть сочинений Юнга.

Основными архетипами Юнг считал эго, персону, тень, мать, отца, Аниму или Анимус, «старого мудреца» и «самость», хотя, разумеется, список архетипов ими далеко не исчерпывается. Эго и персона проявляются в основном в сознательных пластах индивидуальной психики, в то время как остальные главные архетипы проявляются в индивидуальном бессознательном.

Эго является центральным элементом личного сознания, т. к. оно как бы собирает разрознённые данные личного опыта в единое целое. При этом Эго стремится противостоять всему, что угрожает хрупкой связности нашего сознания, старается убедить нас в необходимости игнорировать бессознательную часть души.

Персона — это та часть нашей личности, которую мы показываем миру, какими мы хотим быть в глазах других людей. Персона включает в себя и типичные для нас роли, стиль поведения и одежды, способы выражения. Персона имеет и позитивное, и негативное влияние на нашу личность. Доминирующая персона может подавить индивидуальность человека, развивать в нём конформизм, стремление слиться с той ролью, которую навязывает человеку среда. В то же время персона и защищает нас от давления среды, от любопытных взглядов, стремящихся проникнуть в душу человека, помогает в общении, особенно с незнакомыми людьми.

Тень является центром личного бессознательного. Как Эго собирает данные о нашем внешнем опыте, так тень фокусирует, систематизирует те впечатления, которые были вытеснены из сознания. Т. о., содержанием тени являются те стремления, которые отрицаются человеком как несовместные с его персоной, с нормами общества, при этом чем больше доминирует персона в структуре личности, тем больше содержание тени, т. к. индивиду необходимо вытеснить в бессознательное всё большее количество желаний. «Зеркало не льстит, оно верно отображает то лицо, которое мы никогда не показываем миру, скрывая его за Персоной, за актёрской личиной». Фактически расхождение между Юнгом и Фрейдом во многом касались именно роли тени в структуре личности, т. к. Юнг считал её одной из составляющих этой структуры, в то время как Фрейд ставил её в центр личности, делая центром своих исследований именно её содержание. В то же время Юнг не считал возможным просто избавиться от тени, не признавать её, т. к. она является законной частью личности и человек без тени является таким же неполноценным, как и без других частей души. Самое вредное, с его точки зрения, — это как раз не замечать, игнорировать тень, в то время как внимательное отношение к ней, стремление к анализу её содержания, то, что Юнг называет «техникой обращения с тенью», помогает преодолеть её негативное влияние.

Первым архетипом, начинающим формировать сознание ребёнка, является, по Юнгу, архетип матери. Для ребёнка мать во всех отношениях — самое близкое и самое сильное переживание, возникающее к тому же в наиболее пластичном возрасте. Она воспринимается в бессознательном состоянии не как определённая, конкретная личность, а как архетип, значение которого изобилует самыми разными возможностями. В последующей жизни этот первичный образ тускнеет и заменяется осознанным, относительно индивидуальным образом, и тогда кажется, что это и есть единственно возможный образ матери. В бессознательном же, напротив, мать, как и прежде, остаётся могущественным архетипом, который окрашивает и даже определяет в течение индивидуальной и сознательной жизни отношение к женщине, к обществу, к родине, но делает это настолько тонко, что сознание обычно этого не замечает. Юнг пишет: “То, что многие мужчины выбирают себе жену, основываясь только на том, что она похожа или не похожа на мать, — факт совершенно конкретный. Мать Германия для немцев, как и la douce France для французов, составляет подоплёку политики, которую нельзя недооценивать, и пренебрегать которой могут лишь оторванные от жизни интеллектуалы. Всеобъемлющие недра mater ecclesia столь же мало представляют собой метафору, как и земля-матушка, мать-природа и вообще материя.

С развитием сознания ребёнка в поле его зрения попадает также и отец, оживляя архетип, природа которого во многих отношениях противоположна архетипу матери. Отец тоже сначала является не как определённая личность, а как всеобъемлющий образ Бога. В течение жизни этот властный образ также отступает на задний план: отец становится имеющей границы, зачастую слишком человеческой личностью. И наоборот, образ отца распространяется на все возможные сферы, соответствующие его значению. Юнг пишет об архетипе отца: «Он определяет отношение к мужчине, к закону, к государству, к разуму и духу, к динамике природы. «Отчество» означает границы, т. е. определённую локализацию, почва же — это материнская земля, покоящаяся и плодородная. Рейн — это отец, как и Нил, как ветер и буря, гром и молния. Отец — это авторитет и потому закон и государство. Он — это то, что приводит само себя в движение, подобно ветру, это то, что создаёт и управляет при помощи невидимых мыслей — воздушных образов».

С наступлением половой зрелости проявляется новый архетип — Анима (у мужчин) и Анимус (у женщин). Это те части души, которые отражают интерсексуальные связи, представления о противоположном поле, фигуру любимого человека. Этот архетип оказывает большое влияние и на поведение, и на творчество человека, т. к. является источником новых ощущений. Обе эти фигуры были скрыты под маской родительского образа, но теперь они появляются незавуалировано. Для Анимы характерно, что в ней отсутствуют материнские черты. «В лучшем случае она спутница и подруга, в худшем — распутная женщина». Хотя иногда дети не взрослеют, выражением чего и является тот факт, что при выборе любимого человека не происходит отделения от образа родителей. Юнг пишет, как будет в этом случае проявляться в мужчине его Анима, указывая на значение немецкого слова Animositat: «Это выражение лучше всего трактовать как одержимость Анимой, т. е. речь идёт о необузданных эмоциях». Что же касается женщин, то у них всё наоборот.

Еще одним архетипом является архетип старого мудреца или мага. Этот архетип восходит к образу шамана в первобытном обществе. Мудрый старец освещает хаотическую темноту жизни лучом смысла. Это просветлённый учитель и мастер, водитель души. В самом общем смысле это архетип духа. «Гермес Трисмегист или Тот герметической литературы, Орфей из «Поймандреса» или родственного ему «Poimen» («Пастыря») Гермы являются формулировками того же опыта».

Самость, с точки зрения Юнга, является центральным архетипом для личности, проявляющейся и в сознательной, и в бессознательной части. Его главное значение в том, что он не противопоставляет разные части души (сознательную и бессознательную) друг другу, но соединяет их так, чтобы они дополняли друг друга. В процессе развития личность обретает всё большую целостность, самость и, индивидуализируясь, становится всё более свободной в своём выражении и самопознании.

Анализируя формы взаимодействия бессознательно-архетипических и сознательных компонентов психики, Юнг выделял две крайности, на его взгляд, равно опасные и для индивидуального, и для социального бытия человека. Первую из них он видел в восточных религиозно-мистических культах, где личностное начало оказывается полностью растворённым в архаической стихии коллективного бессознательного. Другая крайность выражена, по Юнгу, научно-практической экспансией европейского «Я», где подавляется и искажается коллективно-бессознательная сущность психической жизни человека. Европейская традиция экстравертивного психического существования оказывается, по Юнгу, наиболее опасной, ибо архетипы всё равно прорываются в наше сознание, захлёстывают и парализуют рациональные структуры человеческого бытия, что и является подлинной причиной индивидуальных неврозов европейского десакрализованного сознания и распространения в ХХ столетии новых иррационально-мифологических идей. В противовес этим крайностям Юнг развивал учение об интеграции сознательного и бессознательного начал в психике через символическое толкование и субъективное проживание своих архетипических структур. Основу для возможности такой интеграции как раз и составляет Самость.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

16962. Імпорт таблиць. Встановлення звязків між таблицями 54 KB
  Практична робота №1 Тема: Імпорт таблиць. Встановлення звязків між таблицями. Мета: навчитися імпортувати таблиці MS Excel в таблиці Ms Access а також навчитися звязувати таблиці. Устаткування: ПК. Операційна система Windows СУБД Ms Access. Правила ТБ. Методичні реком...
16963. Імпорт таблиць. Встановлення звязків між таблицями 423.5 KB
  Практична робота №1 Тема: Імпорт таблиць. Встановлення звязків між таблицями. Мета: навчитися імпортувати таблиці MS Excel в таблиці Ms Access а також навчитися звязувати таблиці. Устаткування: ПК. Операційна система Windows СУБД Ms Access. Правила ТБ. Методичні реко
16964. Пошук даних 137 KB
  Практична робота №2 Тема: Пошук даних. Мета: Навчитися будувати динамічні набори записів користуватися вбудованою функцією Построитель выражений. Устаткування: ПК. Операційна система Windows СУБД Ms Access. Правила ТБ. Методичні рекомендації. Інд
16965. Динамічні набори записів 105.5 KB
  Практична робота №3 Тема: Пошук даних. Мета: Навчитися будувати динамічні набори записів користуватися вбудованою функцією Построитель выражений. Устаткування: ПК. Операційна система Windows СУБД Ms Access. Створити групові запити які визначають для ринк...
16966. Технічне обслуговування і ремонт рухомого складу. Організація технічного обслуговування та ремонту 21.02 KB
  В процесі експлуатації пристроїв параметри технічних складових змінюються від початкових. Основною причиною зносу є супроводжуючі експлуатаційний знос, втрати міцнісних якостей, порушення звязків та інше. Великий вплив на інтенсивність змінних параметрів надає режим роботи.
16967. Використовування умов для відбору даних. Сортування даних, що виводяться 80 KB
  Практична робота №9 Тема: Використовування умов для відбору даних. Сортування даних що виводяться. Мета: Навчитися використовувати в запитах вираз Where а також упорядковувати дані з використанням ключового слова Order by. Обладнання: персональний комп'ютер з встано
16968. Операції порівняння і логічні операції в SQL 94 KB
  Практична робота №10 Тема: Операції порівняння і логічні операції в SQL. Мета: Ознайомитися з основними логічними операціями і операціями порівняння мови SQL. Закріпити одержані теоретичні відомості виконуючи запити різного рівня складності. Обладнання: персональни
16969. Операції заперечення і арифметичні операції в SQL 71.5 KB
  Практична робота №11 Тема: Операції заперечення і арифметичні операції в SQL. Мета: Ознайомитися з основними операціями заперечення і арифметичними операціями мови SQL. Закріпити одержані теоретичні відомості виконуючи запити різного рівня складності. Обладнання: пе
16970. Підсумкові функції в SQL 75 KB
  Практична робота №12 Тема: Підсумкові функції в SQL. Мета: Ознайомитися з основними підсумковими функціями мови SQL. Закріпити одержані теоретичні відомості виконуючи запити різного рівня складності. Обладнання: персональний комп'ютер з встановленою операційною си