9028

Концепции истины. Проблема критериев истины

Доклад

Логика и философия

Концепции истины. Проблема критериев истины Рассматривая философскую теорию истины, мы ставим два вопроса: какие свойства знания определяют его истинность? как отличить истину ото лжи или заблуждения? В русской философии понятия ложь и...

Русский

2013-02-21

32.5 KB

19 чел.

Концепции истины. Проблема критериев истины

Рассматривая философскую теорию истины, мы ставим два вопроса:

  •  какие свойства знания определяют его истинность?
  •  как отличить истину ото лжи или заблуждения?

В русской философии понятия «ложь» и «заблуждение» разграничил В. Соловьев. Заблуждение — когда человек ошибается не специально, не зная истины. Ложь — зная истину, специально отступить от нее.

По Аристотелю, утверждение или знание истинно, если оно фиксирует действительно происшедшее событие или действительно существующие отношения.

Но определение Аристотеля находит в философской традиции разные истолкования:

  1.  По-разному объясняется, что означает «соответствие». Истина — это характеристика только наших знаний, мыслей, а не предметов. Предметы материальны, мысли идеальны, следовательно, соответствие между ними должно быть совпадением объектов с принципиально разными способами существования.
  2.  По-разному раскрывается понятие «действительность», исходя из разных представлений о том, какая часть реальности обладает настоящим, подлинным существованием. Для материализма действительность — это объективная реальность, существующая независимо от человеческого сознания и отражающаяся в нем. Поэтому истина объективна, она определяется предметами объективного мира, а не мнениями людей. Истина не может быть различной. Для идеализма действительность — это духовная реальность. Истина и заблуждение разграничиваются в сфере сознания. С точки зрения объективного идеализма, действительность — это абстрактная духовная сущность, предшествующая существованию вещей. Например, у Платона истинно то, что соответствует эйдосам, а не вещам. Религиозные идеалистические направления признают действительным в полном смысле только Бога, поэтому истинно то, что соответствует его замыслам и воле. С точки зрения субъективного идеализма, действителен лишь мир ощущений, восприятий. Беркли: «Быть — значит быть воспринимаемым; то, что за его пределами — гипотетично». Поэтому истинно только то, что соответствует нашему восприятию, согласуется с опытом.

Существует два направления темы истины:

  •  неопозитивизм (30-е гг. ХХ в.), в соответствии с которым по-настоящему истинны только «протокольные предложения, фиксирующие «атомарные факты»;
  •  истинно то, что соответствует прежним знаниям и прежним данным, согласуется с общим представлением о реальности.

Иррационалистические направления трактуют внутренний мир человека как поток эмоций, переживаний, волевых импульсов, поэтому истинно то, что вписывается в этот мир, позволяет его выразить и гармонизировать. Следовательно, нет истины для всех. Истина по-своему переживается и осмысливается разными людьми, она субъективна.

От определения истины зависит и решение вопроса о критериях истинности. В самом общем виде критерием истины является практика. Практика — это материальная преобразующая целенаправленная деятельность. Сущность критерия практики: на основе имеющихся у нас представлений мы воздействуем на объект. Если результат воздействия совпадает с ожидаемым, значит, наше представление было истинным. В науке форма существования практики — это опыт. Но в конкретном применении критерий практики ограничен существующим исторически уровнем развития практики, абстрактным характером некоторых теоретических областей. Поэтому различные философские направления предлагают и обосновывают еще ряд дополнительных критериев истины.

Логические критерии истины: соответствие законам логики, внутренняя непротиворечивость, целостность и системность теории, соответствие общим принципам и законам науки. Всю эту группу обосновывает философское направление — теория когеренций.

Ценностные критерии истины:

  •  истина — это то, с чем все согласны, или согласно большинство, то, что объединяет людей (теория общезначимости);
  •  истина — это то, что принято в результате договоренности как удобная система описания (конвенционализм);
  •  истина — это то, что помогает человеку, приводит к практическому успеху (прагматизм);
  •  истина — это то, что важнее всего для человека, его жизненные ценности (экзистенциализм).

Эти критерии истины могут характеризовать не только истину, но и заблуждение.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

50988. Изучение законов динамики вращательного движения твердого тела вокруг неподвижной оси на маятнике обербека 329.5 KB
  Цель работы: Экспериментальная проверка зависимостей между физическими величинами характеризующими вращение твердого тела вокруг неподвижной оси. На горизонтальной оси крестовины имеется двухступенчатый диск радиуса r1 и r2 на который наматывается нить. Под влиянием падающего груза нить разматывается с диска и вызывает ускорение вращения крестовины вокруг неподвижной горизонтальной оси.