90309

Правовые аксиомы: понятие, место в системе правовых предписаний

Курсовая

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

Целью данной курсовой работы является комплексный анализ правовых аксиом. Задачи в соответствии с поставленной целью вытекают следующие: раскрыть понятие, ценности правовых аксиом; исследовать соотношение правовых аксиом со смежными правовыми явлениями.

Русский

2015-06-02

295 KB

3 чел.

PAGE  7

ФЕДЕРАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«САМАРСКИЙ  ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ ФСИН РОССИИ»

Кафедра теории и истории государства и права

курсовая работа

на тему:

Правовые аксиомы: понятие, место в системе правовых предписаний

Выполнил: студент 142 группы 1 курса юридического факультета очной формы обучения Николай Болмашнов (специальность «Юриспруденция», набор 2014 года)

Руководитель: профессор кафедры теории и истории государства и права, кандидат юридических наук, доцент Сергей Николаевич Касаткин 

Нормоконтролер кафедры ___________________ 

(требованиям к оформлению

__________________________________________

соответствует, не соответствует , дата ,подпись нормоконтролера)

К защите__________________________________

(допущен, не допущен, дата, подпись руководителя)

Дата защиты:______________________________

Оценка___________________________________

Самара 2015

Оглавление

[0.0.0.1] Руководитель: профессор кафедры теории и истории государства и права, кандидат юридических наук, доцент Сергей Николаевич Касаткин 

[1]
Введение

[2]
1. Общая характеристика аксиом в праве

[2.1] 1.1.Аксиомы в правовой науке и мышлении

[2.2]
1.2. Аксиомы как юридические предписания

[3]
2.  Место правовых аксиом в системе юридических предписаний

[4] 2.1 Правовые аксиомы и правовые принципы

[4.1]
2.2. Правовые аксиомы и юридические презумпции

[4.2]
 2 .3.  П р а в о в ы е  а к с и о м ы  и  ю р и д и ч е с к и е  ф и к ц и и 

[5]
Заключение

[6]
Список литературы

 


Введение

Актуальность. Каждый этап развития общества требует соответствующего уровня научно-теоретического осмысления происходящих в нем процессов. Отсюда – необходимость в качественных (адекватных) познавательных средствах, используемых в правовой науке, развитие которой подразумевает не только поиск новых средств, но и ревизию уже имеющегося гносеологического инструментария.

Правовые аксиомы занимают одно из важных мест в праве, как науке. Необходимо было раскрыть общую характеристику аксиом через понятие, а также их связь с правовым мышлением. Рассмотреть аксиомы как юридические предписания и определить их место в системе юридических предписаний, раскрыть соотношение правовых аксиом с юридическими аксиомами, их сходства и различия.  

Многое из того, что прежде казалось незыблемо истинным, аксиоматичным, сегодня воспринимается далеко не однозначным. Поэтому критерий истинности, который автоматически присваивается положениям, признаваемым аксиомами, в тех или иных конкретно-исторических условиях вызывает известные сомнения. В результате не все аксиомы, особенно идеологизированные, в действительности таковыми являются.

Кроме того, вовсе не очевидно и содержание самого понятия аксиомы. До сих пор не вполне ясно, возможны ли аксиомы в праве; отражают ли они какие-либо явления правовой реальности и потребности правового регулирования; может ли без них обойтись юридическая наука. Все это инициирует необходимость всестороннего анализа явления, обозначаемого понятием «правовая аксиома».

Эти и другие проблемы, связанные с определением категориального статуса правовых аксиом, в некоторой степени могут объяснить слабый интерес к их исследованию, трудности в оперировании ими как понятиями, но вместе с тем стимулируют (что делает необходимым) новое обращение к данной теме.

Степень изученности. В своем исследовании мы опираемся на труды виднейших представителей юридической науки – Пиголкин А.С. «Теория государства и права», Чечина Н.А. «Правовые аксиомы», Жалинский А.Э. «Аксиомы в правовом мышлении», Мосин С.А. «Презумпции и принципы в конституционном праве Российской Федерации». Серьезное внимание проблеме правовых аксиом учеными было уделено в 70-80-е гг. прошлого столетия в связи с попытками внедрить аксиоматический метод в юридическую науку.

Объектом курсовой работы выступает правовая идеология, а также законодательство, рассматриваемых в качестве правовых аксиом.

Предмет. Правовые аксиомы как познавательные и методологические инструменты юридической науки и практики, их понятие, сущность и роль в правовом познании и правовом регулировании.

Целью данной курсовой работы является комплексный анализ правовых аксиом.

Задачи в соответствии с поставленной целью вытекают следующие:

  •  раскрыть понятие, ценности правовых аксиом;
  •  исследовать соотношение правовых аксиом со смежными правовыми явлениями.

Методы. Методологической основой курсовой работы являются следующие методы научного познания: системный метод, функциональный метод, формально-юридический.

Структура работы. Данная курсовая работа состоит из Введения, двух глав, включающих в себя 5 параграфов, раскрывающих тему курсовой работы, Заключения и Списка литературы.


1. Общая характеристика аксиом в праве

1.1.Аксиомы в правовой науке и мышлении

Правовые аксиомы занимают одно из важнейших мест в системе права. Важно определить проблематичность и связь правовых аксиом с правовым мышлением.

В широком смысле, правовые аксиомы — это общепризнанные истины, которые в отношении себя не требуют доказательств, так как они находят либо прямое, либо косвенное отражение в нормах права.

Правовые аксиомы не тождественны аксиомам в их строго научном (математическом) значении, но и не сводимы к метафорам. Вместе с тем, выделение среди правовых аксиом относительно самостоятельной группы аксиом науки права подразумевает выяснение специфики последних.

Следовательно, продолжая исследование интересующего нас феномена, необходимо определить, что представляют собой аксиомы, «бытующие» в сфере науки права, каково их место во внутренне согласованной системе специально-юридических научных понятий, категорий и принципов, с помощью которых происходит теоретическое познание права, какова их роль.

Под правовой наукой в данном случае мы будем понимать относительно самостоятельную совокупность специальных знаний и взглядов, обобщающую явления, связанные с правовым регулированием».

Аксиомы неразрывно связаны с теоретической деятельностью в науке. В «классическом варианте» они употребляются:

  1.  в значении элемента, составной части аксиоматического метода;
  2.  положения, не доказываемого в данной науке и играющего в ней роль допускаемых оснований доказываемых истин1.

Г.Н. Манов трактует аксиомы более широко, подчеркивая, что каждая область научного знания в той или иной мере опирается на самоочевидные, не требующие доказательства истины, простейшие исходные начала или аксиомы. Более того, именно в правовой науке понятие «правовая аксиома» максимально сохраняет свое основное значение – значение научной категории2.

В свое время В.И. Вернадский не разделял точку зрения относительно общенаучного характера исследуемой категории. Он писал, что только в некоторых частях научного мировоззрения содержатся обязательные для всех людей и необходимо признаваемые истины. Что же касается философии, то в ней никаких общеобязательных положений и выводов нет, все содержание философских систем составляет плод личного вдохновения их авторов и, стало быть, в них все субъективно».

Приведенное положение, может вызвать сомнения и в наличии аксиом в правоведении, относящемся наряду с философией к гуманитарным наукам. Сомнения становятся обоснованными, если иметь в виду те признаки аксиом, на которые указал В.И. Вернадский, а именно: «обязательны для всех людей» и «необходимо признаваемы».

Правовые нормы можно назвать аксиомами лишь в качестве метафор, что никак не помогает достижению цели настоящего исследования. Аксиомы правовой науки признаются далеко не всеми людьми, а лишь научным сообществом ученых-юристов и то только в рамках определенной научной теории.

Сомнения в аксиомах правой науки могут быть вызваны как их отличием от аксиом в широком смысле слова, т.е. от того, что «известно, бесспорно и общепризнано», так и их своеобразием в отличие от аксиом других областей научного знания.

Аксиомы формируются в сознании человека в виде фигур логики вследствие многократного повторения практики. Однако в самой практической деятельности аксиом нет, они возникают в результате мыслительных операций. Их тесная связь с опытом заключается в том, что они не противоречат ему, и никто не может опровергнуть их на основании собственного опыта, но сами они – продукт мышления. В связи с этим попытка всестороннего исследования аксиом будет неполной без рассмотрения их соотношения с мышлением, а применительно к предмету отражения – праву – без соотношения аксиом и правового мышления.

Для этого, прежде всего, следует решить вопрос об определении сущности явления, обозначаемого понятием «правовое мышление», тем более что многие аспекты этого сложнейшего феномена характеризуются исследователями неоднозначно. Под мышлением понимают целенаправленное, опосредованное и обобщенное отражение человеком существенных свойств и отношений вещей.

Содержанием правового мышления является относительно самостоятельная сфера социальной жизни – правовая действительность.

Многие исследователи рассматривают связь правовых аксиом с правовым мышлением.

Например, Н.Н. Тарасов видит выражение своеобразия мышления юристов по поводу права в юридических конструкциях. В.М. Баранов связывает юридическое мышление с правовыми концепциями, фиксирующими и передающими юридический опыт, объективирующим стереотипы юридического мышления, содержащими элементы юридических конструкций и принципов законодательства3.

Таким образом, практическая направленность правового мышления и отражает его специфику, поскольку, по мнению автора, правовым оно становится тогда, когда:

  1.  направлено на использование возможностей и ценностей права, соответствующих его природе;
  2.  проектируются, предлагаются и используются правовые средства для их действительного достижения;
  3.  учитываются закономерности и свойства права;
  4.  решение юридических мыслительных задач осуществляется с соблюдением некоторых общеобязательных правил4.

Примерами иных юридических предписаний могут быть правовые принципы, правовые презумции и правовые фикции.

Рассмотрим имеющее важное значение для определения места правовых аксиом в системе юридических предписаниий один из видов правовых принципов.

Немаловажным общеправовым принципом является принцип широкой доступности правовой информации. Чаще всего правовую информацию делят на два вида: 1) включает в себя информацию, содержащуюся в нормативно-правовых актах, 2) включает информацию о юридических документах, выдаваемую документальной информационно-поисковой системой, в том числе и судебную практику.

Для обоснования значимости данного принципа следует заметить, что необходимость широкой доступности правовой информации обусловлена самой общесоциальной сущностью и назначением права, в связи с чем у любого человека и гражданина возникает неотъемлемое право знать свои права и обязанности. Таким образом, в первую очередь данный принцип заключается в необходимости обеспечения государством общедоступности издаваемых правовых актов путем их официального опубликования, а также в предоставлении свободного и равного доступа к ним, ограничение в осуществлении которого недопустимо.

Необходимо также отметить, что именно в связи с реализацией данного принципа существует объективное правило, согласно которому «незнание закона не освобождает от ответственности» за его несоблюдение, и только при его воплощении данное правило справедливо. В связи с этим применение неопубликованных законов недопустимо, и их несоблюдение не влечет юридических последствий. Следовательно, за государственными органами власти и органами местного самоуправления стоит важнейшая обязанность официально публиковать нормативно-правовые акты и распространять их. Данные положения сформулированы в п. 3 ст. 15 Конституции РФ, в соответствии с которым законы подлежат официальному опубликованию, а неопубликованные законы не применяются, что, соответственно, дает основание говорить о том, что содержание принципа широкой доступности информации, наряду с другими общеправовыми принципами, непосредственно закрепляется в Конституции Российской Федерации.


1.2. Аксиомы как юридические предписания

Аксиомы, если рассматривать их как юридические предписания,  представляют собой отдельную группу правовых норм, которая отличается от остальных по содержанию, задачам и способам возникновения. Значение правовых аксиом для права состоит в том, что они выполняют важную регулятивную, прикладную и познавательную роли.

Это проверенные данные, на которые наука может опираться как на исходные. Заключая в себе основные логические понятия, следовательно, они не подлежат доказательствам, необходимо принимать во внимание то, что правовые аксиомы являются необходимой основой для остальных правил системы права.

Часто исследователи обращают внимание на огромное значение правовых аксиом в системе права. Для более подробного ознакомления с данным понятием необходимо рассмотреть признаки правовых аксиом, их соотношение с юридическими предписаниями.

Суждение однозначно принятое как аксиома, достижение прогрессивной, демократической правовой мысли - "Разрешено все, что прямо не запрещено законом" - может интерпретироваться лишь как "известное расхожее мнение". Положения "Каждый считается невиновным, пока не доказано обратное" и "Незнание закона не освобождает от ответственности" называют то презумпцией, то принципом, то аксиомой.

Однозначно высказаться по поводу содержания и сущности понятия аксиом чрезвычайно трудно по ряду причин. Во-первых, словосочетание «правовая аксиома» используется для обозначения не одного, а ряда различных явлений, означаемых одним и тем те понятием. Во-вторых, как термин, оно понимается неодинаково. В-третьих, правовые аксиомы имеют различные формы внешнего выражения (объективации)5. Будучи идеальным понятием, обозначающим сгустки правовой материи, аксиомы могут принимать разные формы, сохраняя при этом свою самоидентичность, сущность за рамками их проявления. Вследствие указанных причин, сформулировать дефиницию аксиомы представляется делом довольно трудным. Обращаться к помощи юридических словарей для уточнения определения бесполезно, потому что там оно попросту отсутствует.

Поэтому, как правило, правовые аксиомы ассоциируются с сентенциями древнеримских юристов, т.е. афоризмами, воспроизводящими, «вековую» мудрость правовых предписаний. Поиск же других похожим образом выраженных аксиом, относящихся к сфере права, приводит, за редчайшим исключением, к нулевым результатам. В качестве редкого исключения можно назвать три аксиомы сформулированные Г.Н. Мановым6:

  1.  В процессе правотворчества право реализуется в трех формах: правотворчестве, правоотношениях и правосознании, четвертой не дано;
  2.  Право выражает волю господствующего класса, защищает его интересы, отражает степень культурного прогресса общества и не может быть выше достигнутого уровня экономического развития;
  3.  Никто не может быть судьей в своем деле.

Тем большей познавательной ценностью обладают дефиниции, сформулированные авторами немногочисленных исследований, посвященных правовым аксиомам: С.С. Алексеевым, Л.С. Явичем, А.И. Экимовым, Г.Н. Мановым, Н.А. Чечиной, А.А. Ференс-Сороцким.

Н.А. Чечина, единственный специалист в области аксиом гражданского процесса, определяет правовые аксиомы следующим образом: «это такие гражданско-процессуальные нормы, которые, выражая содержание морали социалистического общества, устанавливают правила поведения лиц, участвующих в процессе, и регулируют отношения, складывающиеся в период и в результате осуществления правосудия по гражданским делам»7.

По поводу данного определения считаем необходимым, высказать ряд замечаний. Предварительно отметим следующее: во-первых, понятие «аксиомы и принципы в советском гражданском процессуальном праве», употребленное в названии параграфа формально ориентирует к отнесению рассматриваемых аксиом к группе «аксиом в праве»8. Действительно, автор исходит из того, что аксиома – философское понятие, включенное в оборот научных правовых понятий. Но из смысла текста вытекает рассмотрение их в значении «аксиом права».

Во-вторых, авторская дефиниция касается только определенной группы аксиом – процессуальных, т.е. делает акцент на их видовых признаках. Тем не менее, из определения, как из содержания всего текста соответствующей главы исследования, ясно виден и сущностный признак аксиом в праве, которым, по мнению автора, является выражение содержания морали социалистического общества, точнее, представления о принятом в обществе понятии справедливости, оценочных формул поведения субъектов гражданского права с позиций добра и зла.

Такую позицию разделяет и А.И. Экимов, который пишет, что «по своему содержанию аксиомы – не что иное, как простые правила морали справедливости. В них отражается минимум условий, необходимых для совместной жизни людей».

Приведенные цитаты делают необходимым решение вопроса о соотношении правовых аксиом и справедливости. Идея об аксиомах, как «выразителях» справедливости вполне привлекательна и могла бы решить вопрос о содержании, сущности и значении этого понятия как категории права. Но, мы полагаем, это несколько упрощенный взгляд на вещи.

Отрицать наличие в содержании правовых аксиом «ориентации» на справедливое урегулирование жизненных ситуаций бессмысленно, хотя бы на том основании, что аксиомы – часть, элемент права и согласно законам логики, они несут в себе свойства явления, в которое входят. Следовательно, аксиомы содержат (или, по крайней мере, должны содержать) в себе требование справедливости точно так же, как и право в целом9. Справедливость – моральная категория, которая распространяется на всю область общественных и личных отношений, в том числе и на право. Она критерий оценки, отношения к праву. Справедливость является одновременно принципом, идеалом, ориентиром для права.

Вполне объяснимо и то, что из всех универсальных ценностей, имеющих отношение к государству и праву, аксиомы являются носителями именно «критерия справедливости». Хотя справедливость и не единственная ценность, выступающая по отношению к праву в качестве идеала, но в иерархии ценностей она занимает высшую ступень, С.С. Алексеев характеризует ее как «решающий постулат» права, определяющий сам его феномен. Это ценность особого рода, сложная, комплексная, многосоставная.

Но, вместе с тем, критерий наличия ориентации на справедливость является существенным признаком аксиом только как элемента права, но не как относительно самостоятельного правового явления, т.е. никак их не отмечает их специфику как социально-правового феномена. Согласно определению «проводниками справедливости» в праве являются и принципы и аксиомы, поэтому неясно, в чем же проявляется особая «миссия» последних.


2.  Место правовых аксиом в системе юридических предписаний

2.1 Правовые аксиомы и правовые принципы

 Вся природа права направлена на упорядочение и гармонизацию отношений в обществе. Регулируя, примиряя, возмещая, поощряя, а в необходимых случаях, и наказывая, право действует только в интересах человека, человеческого сообщества. Именно такие идеи по определению заложены в фундаменте права.

Принципы права – это основные исходные положения права, юридически закрепляющие объективные закономерности общественной жизни10.

Принципы права могут специально закрепляться в общих юридических нормах (нормах-принципах), и тогда они называются правовыми принципами (это, в частности, принципы законности, равенства, вины, справедливости и гуманизма уголовного права (ст. 2 – 7 УК РФ); принципы равенства перед законом и презумпции невиновности административной ответственности; либо проявляться косвенно, во внутреннем содержании правовых норм, пронизывая своей сущностью всю материю права – принципы правосознания (например, идеи неотвратимости и индивидуализации уголовной ответственности).

Принципы права подразделяются на виды в зависимости от того, на какую область правовых норм они распространяются. На этом основании принято выделять следующие группы принципов:

  •  общие (общеправовые) принципы лежат в основе всех правовых явлений: справедливость, гуманизм, законность, равенство всех перед законом и судом и др.11;
  •  отраслевые (или специальные правовые) принципы характерны для какой-то конкретной отрасли права. Например, собственно уголовно-правовыми принципами можно назвать идеи экономии мер уголовной репрессии, личной ответственности за содеянное, так как принцип личной ответственности характерен именно для уголовного права, в рамках отношений которого наказания носят строго личный характер. В то время как в административном и гражданском праве к ответственности могут быть привлечены не только юридические лица, но и так называемые третьи лица;
  •  межотраслевые принципы, являющиеся основой для нескольких родственных отраслей права (например, состязательность и равенство сторон характерны для процессуальных отраслей права);
  •  принципы отдельных институтов права (например, принципы назначения наказания, заключения договора и др.)12.

Наиболее важное значение в этом ряду имеют общеправовые принципы. Они проявляются во всей сфере права, распространяются на все правовые нормы и с одинаковой силой действуют во всех отраслях права независимо от характера и специфики регулируемых ими отношений. Данные общие принципы являются содержательным наполнением межотраслевых, отраслевых и институционных принципов, растворяются в них и составляют их основу.

Общеправовые принципы – это основные начала, которые определяют наиболее существенные принципы права в целом, его содержание и особенности как регулятора всей совокупности общественных отношений13.

Принцип социальной свободы заключается в том, что представляет субъектам максимальную свободу в выборе форм трудовой деятельности, профессии, возможности пользоваться различными социальными услугами государства и частных лиц, свободно распоряжаться своими трудовыми доходами.

Принцип демократизма выражается в нормах права, регулирующих порядок организации и деятельности органов государственной власти, определяет правовое положение личности, характер ее отношений с государством.

Принцип социальной справедливости обеспечивает соответствие между практической ролью индивидов в жизни общества и их социальным положением, между их правами и обязанностями, между трудом и вознаграждением, между заслугами человека и их общественным признанием.

Принцип гуманизма проявляется в закреплении правом отношений между обществом, государством и человеком, между людьми на основе человеколюбия, уважения достоинства личности14.

Принцип равноправия (правового равенства) граждан перед законом и судом – все граждане, независимо от национальной, половой, религиозной и иной принадлежности, должностного и иного положения, имеют равные общественно-политические права и обязанности, в одинаковой степени отвечают перед законом.

Принцип взаимных обязанностей государства и личности, которые связаны взаимными правами и обязанностями. Нарушение каждой из сторон своих обязанностей должно влечь юридическую ответственность.

Принцип законности требует строгого соблюдения конституции и других законов всеми должностными лицами государственных и общественных органов и организаций, гражданами.

“Принципы права ... не только отражают господствующие в данной стране и мировом сообществе взгляды и представления, но и формируют определенные требования, адресованные разным субъектам правовых отношений – как законодателям и правоприменителям, так и гражданам” (В.Н. Кудрявцев, А.И. Трусов).

Правовые принципы выполняют как внешние, так и внутренние функции. Внешнее проявление состоит в том, что принципы права воздействуют на систему юридических норм, обеспечивая ее непротиворечивость и согласованность; что все нормативные предписания должны логически вытекать из содержания правовых принципов и полностью соответствовать им, что обеспечивает единство и максимальную эффективность законодательства15.

Внутренняя направленность правовых принципов заключается в их непосредственном регулирующем воздействии на общественные отношения, на правоприменение и восполнение пробелов в законодательстве. Вместе с тем, необходимо заметить, что правовые принципы исторически изменчивы. На их содержание значительное влияние оказывает современное состояние самого права, его социальная ценность, особенности правопонимания, роль и место права среди иных регуляторов отношений в данном социуме, задачи и цели, стоящие перед государством на том или ином этапе развития. Поэтому наряду с правовыми принципами, немаловажное значение в реализации правовых требований имеют существующие правовые аксиомы – положения, многократно проверенные на практике и поэтому принимаемые без особых доказательств, в силу своей очевидности и истинности. Это фундаментальные принципы человеческого сосуществования, а также важнейшие установки правосознания, единственно делающие право возможным. Многие из них были разработаны еще древнеримской юриспруденцией, но вплоть до наших времен не потеряли своей актуальности. 


2.2.
Правовые аксиомы и юридические презумпции

Правовые презумпции и аксиомы не законодательные нормы, а специфические разновидности правил (принципов), выработанных в ходе длительного развития юридической теории и практики16. Будучи продуктом опыта, они играют важную регулятивнорганизующую роль в сфере правотворчества, правоприменения, судебной, прокурорской и следственной деятельности, оказывают влияние на становление и развитие правосознания, упрочение законности.

Область их применения обширна. В сущности, это тоже социальные регуляторы, но весьма своеобразные. Как приемы правового регулирования, они оказываются полезными и необходимыми при возникновении различных «нестандартных ситуаций». Но ими пользуются и при обычном, нормальном функционировании правовой системы.

Природа этих явлений изучена недостаточно полно. В учебной литературе они, как правило, не освещаются, в программах не значатся. Им не находится места в общей классификации социальных норм, в том числе среди правовых (в качестве самостоятельных). Между тем знания о них важны для профессиональной подготовки юристов.

Презумпция означает предположение о существовании (или наступлении) какихибо фактов, событий, обстоятельств17. В основе презумпции повторяемость жизненных ситуаций. Раз нечто систематически происходит, то можно предположить, что при аналогичных условиях оно повторилось или повторится и на этот раз. Такой вывод не достоверный, а вероятный. Следовательно, презумпции носят предположительный, прогностический характерТем не менее, они служат важным дополнительным инструментом познания окружающей действительности. Презумпции выступают в качестве средства, помогающего установлению истины. В этом их научная и практическая ценность.

Правовые презумпции определяются в литературе как закрепленные в нормах права предположения о наличии или отсутствии юридических фактовЭти предположения основаны на связи с реально происходящими процессами и подтверждены предшествующим опытом.

Правовые презумпции разновидности общих презумпций. Особенность первых, как это вытекает из приведенного определения, состоит в том, что они прямо или косвенно отражаются в нормативных актах, обусловлены потребностями юридического опосредования общественных отношений и действуют только в правовой сфере.

Назовем наиболее характерные презумпции.

Презумпция знания закона (правознакомства)18. Априори предполагается, что каждый член общества знает (или, по крайней мере, должен знать) законы своей страны. Незнание закона не освобождает никого от ответственности за его нарушение. Во всех правовых системах исходят из того, что гражданин не может в качестве оправдания ссылаться на свою юридическую неосведомленность это не будет принято во внимание, хотя заведомо ясно, что ни один человек не в состоянии познать все действующие в данном обществе правовые нормы и акты19. Однако иная посылка была бы здесь крайне опасной.

При этом само собой разумеется, что законы должны быть официально опубликованы, чтобы граждане имели объективную возможность с ними знакомиться и соотносить свое поведение с их требованиями. Древняя мудрость гласит: «Закон не обязывает, если он не обнародован». Институт промульгации (публичное объявление, доведение до всеобщего сведения) закреплен в части 3 статьи 15 Конституции РФ.

Презумпция невиновности20, согласно которой каждый гражданин предполагается честным, добропорядочным и ни в чем не виновным, пока не будет в установленном порядке доказано иное, причем бремя доказывания лежит на тех, кто обвиняет, а не на самом обвиняемом.

Данное положение закреплено в международных пактах о правах человека, получило отражение в статье 49 российской Конституции.

Презумпции справедливости закона, истинности и обоснованности приговора, ответственности родителей за вред, причиненный их несовершеннолетними детьми, предположения о том, что фактический владелец вещи является ее собственником, что принадлежность следует за главной вещью, что позже изданный закон отменяет предыдущий во всем том, в чем он с ним расходится; никто не может передать другому больше прав, чем имеет сам; специальный закон отменяет действие общего, к невозможному не обязывают; кто не отрицает, признает; не все, что законно, нравственно и др. Любая презумпция принимается за истину, она действует до тех пор, пока не доказано обратное.

От презумпций необходимо отличать версии и гипотезы, которые тоже представляют собой предположенияВерсия это одно из нескольких предположений, касающихся фактов и обстоятельств конкретного дела21. Сфера действия версии ограничена рамками расследуемого преступления. Правда, в обычном общественно-политическом лексиконе слово «версия» нередко употребляется и в более широком смысле.

Гипотеза есть предположение, выдвигаемое в процессе исследования какогоибо явления и требующее теоретического обоснования и проверки практикой. Если презумпция, аккумулируя в себе предшествующий опыт, постоянно находит жизненное подтверждение своей правильности (что, конечно, не исключает случаев несоответствия отдельным ситуациям), то гипотеза с самого начала базируется на строго научных положениях, которые не должны противоречить истинным знаниям в данной области.

Правовые аксиомы определяются как самоочевидные истины, не требующие доказательств. Их значение в том, что они отражают уже установленные и достоверные знания. Это «простейшие юридические суждения эмпирического уровня, сложившиеся в результате многовекового опыта социальных отношений и взаимодействия человека с окружающей средой».

Наука опирается на них как на исходные, проверенные жизнью данные. В общей теории права аксиоматических положений много: кто живет по закону, тот никому не вредит; нельзя быть судьей в своем собственном деле; что не запрещено, то разрешено; всякое сомнение толкуется в пользу обвиняемого; люди рождаются свободными и равными в правах; закон обратной силы не имеет; несправедливо наказывать дважды за одно и то же правонарушение; да будет выслушана вторая сторона; гнев не оправдывает правонарушения; один свидетель не свидетель; если обвинение не доказано, обвиняемый оправдан; показания взвешивают, а не считают; тот, кто щадит виновного, наказывает невиновных; правосудие укрепляет государство; власть существует только для добра и другие. Все эти аксиомы играют важную регулятивную, прикладную и познавательную роль.

 
2.3. Правовые аксиомы и юридические фикции

Фикция в переводе с латыни выдумка, вымысел, нечто реально не существующее. В юриспруденции это особый приемкоторый заключается в том, что действительность подводится под некую формулу, ей не соответствующую или даже вообще ничего общего с ней не имеющую, чтобы затем из этой формулы сделать определенные выводы22. Это необходимо для некоторых практических нужд, поэтому фикции закрепляются в праве. Фикция противостоит истине, но п