90310

Разработка планов уроков и методическое обеспечение к теме «Информация. Информационные процессы и системы»

Курсовая

Информатика, кибернетика и программирование

Современные объемы хранимых данных обязательные требования к их доступности и скорости обработки динамика развития систем обуславливают важность исследования факторов влияющих на качество баз данных лежащих в основе современных информационных систем.

Русский

2015-06-02

312.33 KB

12 чел.

23

Содержание

Введение 3

1. Методика преподавания темы: «Информация. Информационные процессы и системы» 5

1.1 Определение понятий «Информация. Информационные процессы и системы» 5

1.2 Значение методики преподавания содержательной линии «Информация. Информационные процессы и системы» 9

2. Разработка планов уроков и методическое обеспечение  к теме «Информация. Информационные процессы и системы» 17

2.1 План-конспект урока по теме «Понятие об информации» 17

2.2 План-конспект урока по теме «Форма и язык представления информации» 24

2.3 План-конспект урока по теме «Информационные процессы» 27

Заключение 34

Список использованных источников 35

Приложение А 38


Введение

Актуальность исследования. В период перехода к информационному обществу главным приобретением каждого человека становится его умение эффективно и высококачественно работать с информацией, его способность к глобальному анализу информации, информационным процессам и системам, а также к принятию аргументированных и своевременных решений на основе имеющейся информации. Этому способствует систематическая и организованная учеба в школе.

Понятия информация, информационные процессы и информационные системы являются базисными понятиями в преподавании информатики. Поэтому преподавание темы «Информация. Информационные процессы и системы» на уроках информатики является основополагающей. Дальнейшее усвоение учебного материала оказывается совершенно бессмысленным без изучения данной темы.

Объектом исследования является методика преподавания темы  «Информация. Информационные процессы и системы»

Предметом исследования является изучение темы «Информация. Информационные процессы и системы» в 9 классе.

Цель исследования состоит в анализе и разработке планов-конспектов по теме «Информация. Информационные процессы и системы» в 9 классе общеобразовательной школы.

Соответственно задачами исследования являются:

  1.  Проанализировать методику преподавания темы «Информация. Информационные процессы и системы»;
  2.  Определить понятия информация, информационные процессы и системы;
  3.  Составить планы-конспектов урока по теме «Информация. Информационные процессы и системы» в 9 классе.

Методы исследования: анализ научно-методической, учебно-дидактической литературы, учебных пособий по информатике.

Практическая значимость работы заключается в том, что результаты исследования могут иметь практическое значение для учителей и классных руководителей при организации урока в 9 классе по теме: «Информация. Информационные процессы и системы».

Структура исследования. Данная работа состоит из введения, 2 глав, 3 параграфов, заключения, списка литературы и приложений. Основное содержание работы изложено на 35 страницах. Список литературы состоит из 24 источников.

Современные объемы хранимых данных, обязательные требования к их доступности и скорости обработки, динамика развития систем обуславливают важность исследования факторов, влияющих на качество баз данных, лежащих в основе современных информационных систем.

Для принятия обоснованных и эффективных решений в производственной деятельности, в управлении экономикой современный специалист должен уметь с помощью компьютеров и средств связи получать, накапливать, хранить и обрабатывать данные, представляя результат в виде наглядных документов.

Современная жизнь немыслима без эффективного управления. Важной категорией являются системы обработки информации, от которых во многом зависит эффективность работы любого предприятия или учреждения.

Основной причиной разработки систем, использующих базы данных, является стремление интегрировать все обрабатываемые в организации данные в единое целое и обеспечить к ним контролируемый доступ. Хотя интеграция и предоставление контролируемого доступа могут способствовать централизации, последняя не является самоцелью. На практике создание компьютерных сетей приводит к децентрализации обработки данных. Децентрализованный подход отражает организационную структуру компании, логически состоящую из отдельных подразделений, отделов, проектных групп и тому подобного, которые физически распределены по разным офисам, отделениям, предприятиям или филиалам, причем каждая отдельная единица имеет дело с собственным набором обрабатываемых данных.

Разработка распределенных баз данных позволяет сделать данные, поддерживаемые каждым из существующих подразделений организации, общедоступными, обеспечив при этом их сохранение именно в тех местах, где они чаще всего используются. Подобный подход расширяет возможности совместного использования информации, одновременно повышая эффективность доступа к ней.

           Целью данной курсовой работы является исследование распределенных баз данных и распределенных СУБД.

Для достижения поставленной цели в  работе были реализованы следующие задачи:

  1.  рассмотрено понятие распределенных баз данных;
  2.  рассмотрены свойства распределенных БД;
  3.  рассмотрено понятие целостности данных.
  4.  

1. Методика преподавания темы: «Информация. Информационные процессы и системы»

1.1 Определение и характеристики распределенных систем баз данных

База данных – это организованная структура, предназначенная для хранения информации. В современных базах данных хранятся не только данные, но и информация.

Под распределенной (Distributed DataBase - DDB) обычно подразумевают базу данных, включающую фрагменты из нескольких баз данных, которые располагаются на различных узлах сети компьютеров, и, возможно управляются различными СУБД. Распределенная база данных выглядит с точки зрения пользователей и прикладных программ как обычная локальная база данных. В этом смысле слово «распределенная» отражает способ организации базы данных, но не внешнюю ее характеристику. («распределенность» базы данных невидима извне).

К. Дейтом были сформулированы 12 свойств или качеств для типичной распределенной базы данных:

1. Локальная автономия (local autonomy) - управление данными на каждом из узлов распределенной системы выполняется локально. База данных, расположенная на одном из узлов, является неотъемлемым компонентом распределенной системы. Будучи фрагментом общего пространства данных, она, в то же время функционирует как полноценная локальная база данных; управление ею выполняется локально и независимо от других узлов системы.

2. Независимость узлов (no reliance on central site) - все узлы равноправны и независимы, а расположенные на них базы являются равноправными поставщиками данных в общее пространство данных. База данных на каждом из узлов самодостаточна - она включает полный собственный словарь данных и полностью защищена от несанкционированного доступа.

3. Непрерывные операции (continuous operation) - возможность непрерывного доступа к данным (известное «24 часа в сутки, семь дней в неделю») в рамках базы данных вне зависимости от их расположения и вне зависимости от операций, выполняемых на локальных узлах. Это качество можно выразить лозунгом «данные доступны всегда, а операции над ними выполняются непрерывно».

4. Прозрачность расположения (location independence) - полную прозрачность расположения данных. Пользователь, обращающийся к базе данных, ничего не должен знать о реальном, физическом размещении данных в узлах информационной системы. Все операции над данными выполняются без учета их местонахождения. Транспортировка запросов к базам данных осуществляется встроенными системными средствами.

5. Прозрачная фрагментация (fragmentation independence) - озможность распределенного (то есть на различных узлах) размещения данных, логически представляющих собой единое целое. Существует фрагментация двух типов: горизонтальная и вертикальная. Первая означает хранение строк одной таблицы на различных узлах (фактически, хранение строк одной логической таблицы в нескольких идентичных физических таблицах на различных узлах). Вторая означает распределение столбцов логической таблицы по нескольким узлам.

6. Прозрачное тиражирование (replication independence) - озможность переноса изменений между базами данных средствами, невидимыми пользователю распределенной системы. Данное свойство означает, что тиражирование возможно и достигается внутрисистемными средствами.

7. Обработка распределенных запросов (distributed query processing) -

8. Обработка распределенных транзакций (distributed transaction processing) - возможность выполнения операций обновления распределенной базы данных (INSERT, UPDATE, DELETE), не разрушающее целостность и согласованность данных. Эта цель достигается применением двухфазового или двухфазного протокола фиксации транзакций (two-phase commit protocol), ставшего фактическим стандартом обработки распределенных транзакций. Его применение гарантирует согласованное изменение данных на нескольких узлах в рамках распределенной (или, как ее еще называют, глобальной) транзакции.

9. Независимость от оборудования (hardware independence) - в качестве узлов распределенной системы могут выступать компьютеры любых моделей и производителей.

10. Независимость от операционных систем (operationg system independence) - многообразие операционных систем, управляющих узлами распределенной системы.

11. Прозрачность сети (network independence) - доступ к любым базам данных может осуществляться по сети. Спектр поддерживаемых конкретной СУБД сетевых протоколов не должен быть ограничением системы с распределенными базами данных. Данное качество формулируется максимально широко - в распределенной системе возможны любые сетевые протоколы.

12. Независимость от баз данных (database independence) - могут сосуществовать СУБД различных производителей, и возможны операции поиска и обновления в базах данных различных моделей и форматов.

Основой этих правил является то, что распределенная база данных должна восприниматься пользователем точно так же, как и привычная централизованная база данных.

Работу с распределенными базами данных обеспечивают распределенные системы управления баз данных. Распределенная система управления баз данных (РаСУБД) – комплекс программ, предназначенный для управления распределенной базой данных и позволяющий сделать распределенность информации «прозрачной» для конечного пользователя. Из определения РаСУБД следует, что распределенная база данных состоит из нескольких фрагментов, которые могут размещаться на нескольких компьютерах, расположенных в сети и к ней возможен параллельный доступ нескольких пользователей. Назначение обеспечения «прозрачности» состоит в том, чтобы распределенная система внешне вела себя точно так же, как и централизованная. Такое распределение данных позволяет, например, хранить в узле сети те данные, которые наиболее часто используются в этом узле. Такой подход облегчает и ускоряет работу с этими данными и оставляет возможность работать с остальными данными базы данных, хотя для доступа к ним требуется потратить некоторое время на передачу данных по сети.

Основная задача систем управления распределенными базами данных состоит в обеспечении средства интеграции локальных баз данных, располагающихся в некоторых узлах компьютерной сети, с тем, чтобы пользователь, работающий в любом узле сети, имел доступ ко всем этим базам данных как к единой базе данных [1]. При этом должны обеспечиваться: простота использования системы; возможности автономного функционирования при нарушениях связности сети или при административных потребностях; высокая степень эффективности.

Для клиентских приложений распределенная база данных  представляется не набором баз, а единым целым. Каждый фрагмент базы данных сохраняется на одном или нескольких компьютерах, которые соединены между собой линиями связи и каждый из них работает под управлением отдельной системой управления базой данных. Пользователь взаимодействует с распределенной базой данной через приложения. Приложения могут быть классифицированы как те, которые требуют доступа к данным на других узлах (локальные приложения), и те, которые требуют подобного доступа (глобальные приложения). В РаСУБД должно существовать хотя бы одно глобальное приложение, поэтому любая РаСУБД должна иметь следующие особенности:

  1.  набор логически связанных разделяемых данных;
  2.  сохраняемые данные разбиты на некоторое количество фрагментов;
  3.  между фрагментами может быть организована репликация данных;
  4.  фрагменты и их реплики распределены по различным узлам;
  5.  узлы связаны между собой сетевыми соединениями;
  6.  работа с данными на каждом узле управляется локальной СУБД.

СУБД на каждом узле способна поддерживать автономную работу локальных приложений.

1.2 Однородные и неоднородные базы данных

2. Распределение баз данных

2.1 Архитектура распределения СУБД

В сегодняшнем быстро меняющемся компьютерном мире сосуществуют по крайней мере три основные идеологии: клиент-сервер, Web и распределенные объекты (DCOM, CORBA). Внутри каждого направления также существует большое количество решений и стандартов от разных производителей. Сегодняшняя ситуация вызывает очень большую озабоченность независимых разработчиков и потребителей: Какую технологию выбрать и что будет со мной и моим бизнесом, если я приму неправильное решение? При этом очевидно, что цена ошибки будет весьма высока, кроме того большие средства уже вложены в разработку и эксплуатацию уже существующих систем.

«Клиент-сервер» - это вид распределенной системы, в которой есть сервер, выполняющий запросы клиента, причем сервер и клиент общаются между собой с использованием того или иного протокола. Под клиентом понимается программа, использующая ресурсы, а под сервером программа, обслуживающая запросы клиентов на получение ресурсов определенного вида. Столь широкое определение включает в себя практически любую программную технологию, в которой участвуют больше одной программы, функции между которыми распределены асимметрично [18].

Существует два подхода к распределению обязанностей между сервером и клиентом при выполнении запросов к базам данных. При использовании технологии файлового сервера клиент делает запрос, сервер передает ему необходимые для выполнения запроса файлы, после чего клиент выбирает из этих файлов нужную информацию. В этом случае львиная доля работы ложится на клиента, по каналам связи передается большое количество данных, большая часть из которых на самом деле не появляется в ответе на запрос.

Другой подход - технология «клиент-сервер» - предусматривает, что отбор данных для ответа на запрос делается сервером, а клиенту передается только результат - те данные, которые были запрошены. На рисунке 5 показан процесс обмена информацией между сервером и клиентом при выполнении одного из запросов. При работе с файл-серверной версией вся ответственность за сохранность и целостность базы данных лежит на программе и сетевой операционной системе. Обработка всех данных происходит на рабочих местах, а сервер используется только как разделяемый накопитель. Каждый пользователь непосредственно использует информацию и вносит изменения в файлы данных и в индексные файлы [20].

Рисунок 5 - Сравнение технологий файлового сервера и «клиент-сервера».

При больших объемах данных и работе в многопользовательском режиме существенно снижается быстродействие - ведь чем больше пользователей, тем выше требования к разделению данных. Кроме того, может возникнуть повреждение баз данных. Например, в момент записи в файл может возникнуть сбой сети или авария питания. В этом случае компьютер пользователя прерывает работу, база данных может оказаться поврежденной, а индексный файл - разрушенным. Переиндексация, которую необходимо провести после подобных сбоев, может длиться несколько часов [12].  

Клиент-серверная версия позволяет обойти эти проблемы, так как вся работа с базой данных происходит на сервере, не проходит по проводам и не зависит от сбоев на рабочих станциях. Все запросы на запись в файл перехватываются сервером. В файл изменения вносятся только после того, как сервер получит сообщение о том, что корректировка файла завершена. Это исключает повреждение индексных файлов и существенно повышает быстродействие системы.

Кроме высокого быстродействия и надежности, архитектура «клиент-сервер» дает много преимуществ и в части технического обеспечения. Во-первых, сервер оптимизирует выполнение функций обработки данных, что избавляет от необходимости оптимизации рабочих станций. Рабочая станция может быть укомплектована не очень быстрым процессором, и, тем не менее, сервер позволит быстро получить результаты обработки запроса. Во-вторых, поскольку рабочие станции не обрабатывают все промежуточные данные, существенно снижается нагрузка на сеть. Появляется возможность ведения журнала операций, в котором автоматически регистрируются все прошедшие транзакции что, в свою очередь, поможет быстрому восстановлению системы при аппаратных сбоях [21].

Различают двухуровневую и трехуровневую модель «клиент-сервер». На рисунке 6 представлена двухуровневая модель «клиент-сервер». Эта модель, возможно, наиболее общая, поскольку она подобна схеме разработки локальных баз данных. Многие системы «клиент-сервер», используемые сегодня, развились из существующих локальных приложений базы данных, которые хранят свои данные в файле на сервере. Перенос систем осуществляется для повышения эффективности работы, защищенности и надежности базы данных [3].

Преимущества:

  1.  делает возможным, в большинстве случаев, распределение функций вычислительной системы между несколькими независимыми компьютерами. Это позволяет упростить обслуживание вычислительной системы. В частности, замена, ремонт, модернизация или перемещение сервера не затрагивают клиентов. Все данные хранятся на сервере, который, как правило, защищён гораздо лучше большинства клиентов. На сервере проще обеспечить контроль полномочий, чтобы разрешать доступ к данным только клиентам с соответствующими правами доступа;
  2.  позволяет объединить различные клиенты. Использовать ресурсы одного сервера часто могут клиенты с разными аппаратными платформами, операционными системами и т. п. [24].

Рисунок 6 – Двухуровневая модель «клиент-сервер».

Недостатки:

  1.  неработоспособность сервера может сделать неработоспособной всю вычислительную сеть;
  2.  поддержка работы данной системы требует отдельного специалиста - системного администратора;
  3.  высокая стоимость оборудования [5].

В такой модели данные постоянно находятся на сервере, а клиентные приложения  на своем компьютере. Бизнес-правила при этом могут располагаться на любом из компьютеров (или даже на обоих одновременно).

Трехуровневая архитектура клиент-сервер — разновидность модели «клиент-сервер», в которой функция обработки данных вынесена на один или несколько отдельных серверов. Это позволяет разделить функции хранения, обработки и представления данных для более эффективного использования возможностей серверов и клиентов [24].  

Достоинства:

  1.  масштабируемость;
  2.  конфигурируемость — изолированность уровней друг от друга позволяет (при правильном развертывании архитектуры) быстро и простыми средствами переконфигурировать систему при возникновении сбоев или при плановом обслуживании на одном из уровней;
  3.  высокая безопасность;
  4.  высокая надёжность;
  5.  низкие требования к скорости канала (сети) между терминалами и сервером приложений;  
  6.  низкие требования к производительности и техническим характеристикам терминалов, как следствие снижение их стоимости. Терминалом может выступать не только компьютер, но и, например, мобильный телефон [20].

Недостатки вытекают из достоинств. По сравнению c клиент-серверной или файл-серверной архитектурой можно выделить следующие недостатки трёхуровневой архитектуры:

  1.  более высокая сложность создания приложений;
  2.  сложнее в разворачивании и администрировании;
  3.  высокие требования к производительности серверов приложений и сервера базы данных, а, значит, и высокая стоимость серверного оборудования;
  4.  высокие требования к скорости канала (сети) между сервером базы данных и серверами приложений.

На рисунке 7 показана трехуровневая модель «клиент-сервер». Здесь клиент  это пользовательский интерфейс к данным, а данные находятся на удаленном сервере. Клиентное приложение делает запросы для получения доступа или изменения данных через сервер. Если клиент, сервер и бизнес-правила распределены по отдельным компьютерам, разработчик может оптимизировать доступ к данным и поддерживать их целостность во всей системе.

Технология клиент-сервер — это особый способ взаимодействия компьютеров в локальной сети, при котором один из компьютеров (сервер) предоставляет свои ресурсы другому компьютеру (клиенту). В соответствии с этим различают одноранговые сети и серверные сети [12].

Рисунок 7 - Трехуровневая модель «клиент-сервер».

При одноранговой архитектуре в сети отсутствуют выделенные серве-ры, каждая рабочая станция может выполнять функции клиента и сервера. В этом случае рабочая станция выделяет часть своих ресурсов в общее пользование всем рабочим станциям сети. Как правило, одноранговые сети создаются на базе одинаковых по мощности компьютеров. Одноранговые сети являются достаточно простыми в наладке и эксплуатации. В том случае, когда сеть состоит из небольшого числа компьютеров и ее основной функцией является обмен информацией между рабочими станциями, одноранговая архитектура является наиболее приемлемым решением [3].

Наличие распределенных данных и возможность изменения своих серверных ресурсов каждой рабочей станцией усложняет защиту информации от несанкционированного доступа, что является одним из недостатков одноранговых сетей. Понимая это, разработчики начинают уделять особое внимание вопросам защиты информации в одноранговых сетях. Другим недостатком одноранговых сетей является их более низкая производительность. Это объясняется тем, что сетевые ресурсы сосредоточены на рабочих станциях, которым приходится одновременно выполнять функции клиентов и серверов.

В серверных сетях осуществляется четкое разделение функций между компьютерами: одни их них постоянно являются клиентами, а другие — серверами. Учитывая многообразие услуг, предоставляемых компьютер-ными сетями, существует несколько типов серверов, а именно: сетевой сервер, файловый сервер, сервер печати, почтовый сервер и др. Сетевой сервер представляет собой специализированный компьютер, ориентиро-ванный на выполнение основного объема вычислительных работ и функций по управлению компьютерной сетью. Этот сервер содержит ядро сетевой операционной системы, под управлением которой осуществляется работа всей локальной сети. Сетевой сервер обладает достаточно высоким быстродействием и большим объемом памяти. При подобной сетевой организации функции рабочих станций сводятся к вводу-выводу информации и обмену ею с сетевым сервером [18].

Термин файловый сервер относится к компьютеру, основной функцией которого является хранение, управление и передача файлов данных. Он не обрабатывает и не изменяет сохраняемые и передаваемые им файлы. Сервер может "не знать", является ли файл текстовым документом, графическим изображением или электронной таблицей. В общем случае на файловом сервере может даже отсутствовать клавиатура и монитор. Все изменения в файлах данных осуществляются с клиентских рабочих станций. Для этого клиенты считывают файлы данных с файлового сервера, осуществляют необходимые изменения данных и возвращают их обратно на файловый сервер. Подобная организация наиболее эффективна при работе большого количества пользователей с общей базой данных. В рамках больших сетей может одновременно использоваться несколько файловых серверов.

Сервер печати (принт-сервер) представляет собой печатающее устройство, которое с помощью сетевого адаптера подключается к передающей среде. Подобное сетевое печатающее устройство является самостоятельным и работает независимо от других сетевых устройств. Сервер печати обслуживает заявки на печать от всех серверов и рабочих станций. В качестве серверов печати используются специальные высокопроизводительные принтеры. При высокой интенсивности обмена данными с глобальными сетями в рамках локальных сетей выделяются почтовые серверы, с помощью которых обрабатываются сообщения электронной почты. Для эффективного взаимодействия с сетью Internet могут использоваться Web-серверы [12].  

2.2 Стратегии распределения данных

Определение и размещение фрагментов БД на узлах сети должно проводиться с учетом особенностей использования БД. Эмпирически установлено, что в большинстве БД 20% запросов создают 80% нагрузки на БД. Эти запросы и нужно анализировать для того, чтобы определить целесообразное разбиение БД на фрагменты и размещение этих фрагментов.

При анализе БД с целью определения схемы размещения по узлам учитывают:

1) количественные показатели (в первую очередь, объем данных): они влияют на размещение данных.

2) качественные показатели: они определяют схему фрагментации. При этом, обычно, учитываются следующие параметры:

  1.  частота запуска приложений;
  2.  узел, на котором запускается приложение;
  3.  требования к производительности транзакций и приложений;
  4.  требования к времени реакции системы за запросы и т.д.

Критерии, по которым производится определение и размещение фрагментов БД:

  1.  Локальность ссылок.
  2.  Повышение надежности и доступности (репликация).
  3.  Производительность (наличие "узких" мест или неэффективное использование ресурсов системы).
  4.  Баланс между ёмкостью и стоимостью внешней памяти.
  5.  Минимизация расходов на передачу данных.

Стратегия распределения данных по узлам сети ЭВМ могут классифицироваться в зависимости от количества узлов, содержащих данные, и наличия дублирования информации, а также архитектурой системы и программным обеспечением СУБД. Рассмотрим четыре альтернативные стратегии распределения данных:

  1.  Централизация (единственная копия базы данных, расположенная в одном узле).

Достоинства:

Все операции под контролем центрального узла.

Недостатки:

Затраты на связь и временные задержки.

Ограничения при параллельной обработке:

  1.  ограничения объема;
  2.  ограничения доступа к данным и надежности.
  3.  Сегментация (единственная копия БД, непересекающиеся подмножества распределены по различным узлам).

2.3 Распределение сетевого справочника данных

Заключение

Ввиду того, что информатика является одной из фундаментальных отраслей научного знания, стремительно развивающейся и постоянно расширяющейся областью практической деятельности человека, преподавание информатики в школе приобретает в настоящее время огромное значение, при этом методика преподавания информатики постоянно совершенствуется.

Так как информатика представляет собой самую динамическую область знаний, то она требует непрерывного обновления подходов, форм, методов и методических технологий к ее преподаванию.

Под методами обучения следует понимать способы обучающей работы учителя и организации учебно-познавательной деятельности учащихся по решению различных дидактических задач, направленных на овладение изучаемым материалом. А методика преподавания линий информации и информационных процессов в базовом курсе информатики является неотрывной частью общей методики преподавания информатики.

В приведенных планах-конспектах наиболее достаточно раскрывается тема «Информация. Информационные процессы и системы» и в процессе изучения информатики эта тема играет значительную роль. Поэтому следует уделять данной теме огромное внимание. Незнание данной темы приводит к потере смысла изучения дисциплины «Информатика и ИКТ» в дальнейшем.


Список использованных источников

  1.  Полат Е.С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования / Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина,– М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 224 с.
  2.  Бабанский Ю.К. Проблемное обучение как средство повышения эффективности учения школьников. / Ю.К. Бабанский. Ростов н-Д, 1970. – 276 с.
  3.  Могилев А.В. Информация и информационные процессы. Социальная информатика/ А.В. Могилев, ЛюВ. Листрова – СПб.:БХВ-Петербург, 2006.- 240с.
  4.  Бондарчук Е. И. Основы психологии и педагогики: Курс лекций, 3-е издание, стереотипное/ Е. И. Бондарчук, Л. И. Бондарчук. Киев 2002. - 325 с.
  5.  Бешенков С.А., Лыскова В.Ю., Ракитина Е.А. Информация и информационные процессы. Омск, 1999.
  6.  Ершова А.П. Основы информатики и вычислительной техники: Пробное учебное пособие для сред. учеб, заведений: В 2 ч. / Под ред. А. П. Ершова и В. М. Монахова. – М.: Просвещение, 1985 – 1986. –325 с.
  7.  Кострыба О.В. Усi уроки iнформатики. 9 клас / О.В. Кострыба - Х.: «Основа», 2009. — 191 с.
  8.  Кушниренко А.Г. Основы информатики и вычислительной техники: Пробный учеб, зля сред. учеб, заведений / А.Г.Кушниренко, Г.В.Лебедев, Р.А.Сворень. – М.: Просвещение, 1993. – 342 с.
  9.  Лапчик М.П. Методика преподавания информатики: Учеб. пособие для студ. пед. вузов/ М.П.Лапчик, И.Г.Семакин, Е.К.Хеннер; Под общей ред. М. П. Лапчика. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 624 с.
  10.  Морзе Н.В. Методика обучения информатики: Нач. пособ.: У 4 ч. / Н.В. Морзе. - К., 2004. - 256 с.
  11.   Огородникова Е.В. Современный урок информатики в профильной школе: Методическое пособие/Под ред. Е.В. Огородникова. - М.: МГПУ, 2004.-102 с.
  12.   Риквинд И.Н. Інформатика : 9 кл. : підруч. для загальноосвіт. навч. закл. / И. Н. Рыквинд, Т. Лысенко, Л.Черникова, В. Шакотько. – К.: Генеза, 2009.– 296 с
  13.   Семакина И.Г. Информатика: Учеб. по базовому курсу / И.Г.Семакин, Л.А.Залогова, С.В.Русаков, Л.В.Шестакова. – М.: Лаборатория Базовых Знаний, 1998. – 523 с.
  14.  Хённер Е.К. Практикум по информатике. / Е.К.Хённер. - М.: Просвещение, 2001. –124 с
  15.  Гейн А.Г. Информатика. 7-9 кл.: Учеб. для общеобразоват. учреждений/ А.Г. Гейн, А.И. Сенокосов, В.Ф. Шолохович. – М.: Дрофа, 2004
  16.  Кузнецов А.А., Апатова Н.В. Основы информатики. 8-9 кл.: Учеб. для общеобразоват. учебных заведений. – М.: Дрофа, 2000
  17.  Семакин И.Г., Шеина Т.Ю. Преподавание базового курса информатики в средней школе. Методическое пособие. – М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2000
  18.  Угринович Н.Д. Информатика и информационные технологии. Учебное пособие для 10-11 кл. – М.: Юнимедиастайл, 2002
  19.  Куликовский Л.Ф., В.В. Мотов "Теоретические основы информационных процессов: Учеб. пособие для вузов". – М., 1987.
  20.   Куликовский Л.Ф., В.К. Морозов, В.Г. Жиров "Элементы теории информационных процессов: Учеб. пособие. – Куйбышев, КПтИ, 1979.
  21.  Бочкин А.И. Методика преподавания информатики: Учебное пособие/ А.И. Бочкин. - Мн.: Высш. шк., 1998. - 431 с.
  22.  Макарова Н.В. Информатика и ИКТ. Учебник. 8-9 класс / Под ред. Проф. Н.В. Макаровой. – СПб.: Питер, 2010.- 416с.
  23.  Соколов А.В., Степанюк О.М. Методы информационной защиты объектов и компьютерных сетей. М., 2000.
  24.  Яшин В.Н. Информатика: аппаратные средства персонального компьютера. Учебное пособие. - М: Финансовая академия при Правительстве Российской Федерации, 2008. - 254с.


Приложение А

Прилагается диск с презентациями.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

77800. МОДЕЛИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ АВТОМАТИЧЕСКОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ УРОВНЯ NaOH В БАКЕ 335.5 KB
  Целью математического моделирования является определение оптимальных условий протекания процесса, управление им на основе математической модели и перенос результатов на объект. Математической моделью называется приближенное описание какого-либо явления или процесса, выраженное с помощью математической символики.
77804. Математическая модель двухступенчатого горения щелока 34.5 KB
  Химические реакции, протекающие в процессе регенерации щелока вносят изменения в состав горючей массы и продуктов ее сгорания. Это обстоятельство обуславливает некоторую специфику в определении теплоты сгорания щелока.
77806. Развитие навыков самостоятельной работы студентов средствами информационных технологий обучения 126 KB
  Целью обучения в настоящий момент является развитие творческой личности. Для достижения данной цели необходимо предоставить студенту возможности для формирования познавательной самостоятельности на высоком уровне.
77808. Спортивный туризм 163.5 KB
  Прежде чем начать раскрывать ее, нам следует узнать, что же представляет из себя спортивный туризм. Туризм – это временные выезды (путешествия) граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства с постоянного места жительства в оздоровительных, познавательных, профессионально-деловых, спортивных...