90314

Практика осуществления форм внеурочной воспитательной деятельности с младшими школьниками

Курсовая

Педагогика и дидактика

Изучить теоретический материал по данной проблеме. Рассмотреть формы и виды внеурочной деятельности младших школьников. Ознакомится с организацией внеурочной воспитательной деятельности младших школьников. Проанализировать опыт работы внеурочной деятельности с младшими школьниками, на базе МАОУ «СОШ №2» г. Стерлитамак...

Русский

2015-06-02

97.72 KB

5 чел.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3

§ Глава 1. Теоретические основы форм внеурочной воспитательной деятельности с младшими школьниками.  

1.1. Понятие форм и видов внеурочной деятельности младших школьников………………………………………………………………….…...5

1.2. Разновидность форм и видов деятельности внеурочной воспитательной      работы с младшими школьниками …………………………………………….9

1.3. Организация внеурочной воспитательной деятельности младших школьников ……………………………………………………...……………...15

§ Глава 2. Практика осуществления форм внеурочной воспитательной    деятельности с младшими школьниками.

2.1. Анализ опыта работы внеурочной деятельности с младшими школьниками, на базе МАОУ «СОШ №2» г. Стерлитамак (2013-2014 уч. год)………………………………………………………………………………..20

2.2. Содержание и результаты проведения мониторинга удовлетворенности родителей организацией внеурочной деятельности с младшими школьниками  на базе МАОУ «СОШ №2» г.Стерлитамак……………………………………28

Заключение ……………………………………………………………………..31

Список использованной литературы………………………………………..33

Приложение 1. Методический конструктор внеурочной деятельности……………………………………………………………………..35

Приложение 2. Методическая разработка игры-метафоры на тему: «Внеурочная деятельность»…………………………………………………….38

Введение.

      Воспитательная работа в начальной школе занимает важное место. Обществу не безразлично, каким станет в будущем ребенок, как он сможет адаптироваться во взрослой самостоятельной жизни. Каждому человеку, вступающему в этот сложный и противоречивый мир, необходимы определенные навыки мышления и качества личности. Умение анализировать, сравнивать, выделять главное, решать проблему, способность к самосовершенствованию и умение дать адекватную самооценку, быть ответственным, самостоятельным, уметь творить и сотрудничать – вот с чем ребенку необходимо войти в этот мир. Для совершенствования воспитательного процесса необходимо использовать активные формы воспитательной работы. Они вызывают повышенный интерес у младших школьников, так как при их реализации появляется эффект неожиданности, оригинальности. Это все привлекает внимание, активизирует деятельность учащихся и т.д. С другой стороны, они приближают воспитательную среду к жизни, проводятся с учетом возрастных и индивидуальных особенностей школьников.

      Актуальность проблемы внеурочной работы заключается в  ориентировании на расширение и углубление базовых знаний и умений, на развитие способностей, познавательного интереса, на организацию социальной деятельности школьников.

Это выражается в том, что у внеклассной работы больше возможностей в осуществлении воспитательных функций каждой дисциплины. В современной школе очень важно заинтересовать учебным предметом учащихся, повысить мотивацию к обучению, достичь этого можно только лишь через продуманную систему внеурочной деятельности, вот почему внеклассная работа была важным звеном учебно-воспитательного процесса и остается актуальной в наше время. Но в организации и реализации планов учебно-воспитательного процесса порой можно  столкнуться  с рядом трудностей: не понимание ученика и учителя, конфликтные отношения со сверстниками, не усвоение пройденного материала и поэтому использование продуманной внеурочной деятельности занимает особое место в учебно-воспитательном процессе.

   Цель исследования: познакомиться с организацией внеурочной деятельности младших школьников в образовательном процессе начальной школы.

   Объект исследования: образовательный процесс в начальной школе.

   Предмет исследования: организация внеурочной деятельности младших школьников.

   Гипотеза исследования:

   Задачи исследования.

1. Изучить теоретический материал по данной проблеме.

2. Рассмотреть формы и виды внеурочной деятельности младших школьников.

3.  Ознакомится с организацией внеурочной воспитательной деятельности младших школьников.

4. Проанализировать опыт работы внеурочной деятельности с младшими школьниками, на базе МАОУ «СОШ №2» г. Стерлитамак (2013-2014 уч. год).

5. Провести мониторинг удовлетворенности родителей организацией внеурочной деятельности с младшими школьниками.

Методы исследования:

- анализ;

- беседа;

- анкетирование.

§ Глава 1. Теоретические основы форм внеурочной воспитательной деятельности с младшими школьниками.

1.1. Понятие форм и видов внеурочной деятельности младших школьников.

    Форма внеурочной деятельности - это доступный внешнему восприятию образ взаимодействия детей с педагогом, сложившейся благодаря системе используемых средств, выстраиваемых в определенном логическом обеспечении метода работы с детьми [Горский В.А., Тимофеев А.А., Смирнов Д.В. и др. Примерные программы внеурочной деятельности: Учебник. –  М.:  Просвещение – 2011. – 111с.].  

    Форма внеурочной деятельности выполняет чрезвычайное важное назначение: благодаря увлекательной, интересной, захватывающей форме ученик проживает удовлетворение от взаимодействия с объектом, этот миг удовлетворения становится основанием для принятия объекта как личностной ценности в структуре личности.

      В поисках формы педагог исходит из содержания: отбирает оптимальное средство, которое бы наилучшим образом несло на себе нагрузку внешнего оформления идеи. Ребенок же от формы идет к содержанию: он воспринимает внешнее, продвигаясь к сути; он увлекается формой, чтобы потом принять идею [Загвязинский В. И. Теория обучения в вопросах и ответах —  Учебное пособие.  – М.: Академия:,  2008. –  160 с.].

     Педагогический поиск формы сопряжен с некоторыми условиями:

1) форма должна быть изменчивой, но осуществлять это следует не через резкую замену известной детям формы новой, им неизвестной, а через включение каждый раз новых деталей, элементов новизны, так чтобы форма смогла до конца исчерпать себя и незаметно быть вытесненной чем-то принципиально иным. Форма воспитательной работы динамична и не подвластна фиксации в качестве наилучшего образца;

2) форма не может быть воспроизведена в своем целостном виде, она всякий раз заново разрабатывается для конкретных обстоятельств. Отправной точкой

данной разработки является содержательная идея, она подлежит анализу в применении к реальности, а вариативность форм рождается как следствие такого анализа [Маленкова Л. И. Теоретические основы методической воспитательной работы: Учебник  – М.: ВЛАДОС-ПРЕСС,  2003. – 480 с.].

     Основным нормативным правовым документом, определяющим  внеурочную деятельность, является федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. В требованиях к структуре основной образовательной программы начального общего образования определено, что внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное), в том числе через такие формы как экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады и т.д.              Перечисленные формы внеурочной деятельности в начальной школе должны способствовать формированию:

- целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, культур и народов;

- навыков сотрудничества со сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

- установки на безопасный, здоровый образ жизни;

- способности принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности;

- умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

- умения активно использовать речевые средства для решения коммуникативных и познавательных задач;

- способности осознанно строить речевое высказывание в соответствии с

задачами коммуникации;

- логических действий сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и   причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

- умения договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

- способности использования начальных математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также оценки их количественных и пространственных отношений;

- пространственного воображения и математической речи, измерения, пересчета, прикидки и оценки;

- значимости чтения для личного развития; формирования представлений о мире, российской истории и культуре, первоначальных этических представлений;

- уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;

- навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире;

- умений организовывать здоровье сберегающую жизнедеятельность [Дик, Н. Ф. Лучшие инновационные формы внеучебной деятельности в начальной школе – Учебник –  Ростов-на-Дону: Феникс, 2009. – 285 с.].

    Формы организации образовательного процесса, чередование учебной и внеурочной деятельности в рамках реализации основной образовательной программы начального общего образования определяет образовательное учреждение.

    Форму внеурочной воспитательной работы с детьми можно определить,

как конкретный способ организации их относительно свободной деятельности в школе, их самодеятельности при педагогически целесообразном руководстве взрослых [Черноусова Ф. П. Направления, содержание, формы и методы воспитательной работы: Методические рекомендации. – М.: Педагогический поиск, 2004. – 116с.].

Виды внеурочной деятельности.  

Внеучебная деятельность школьников – понятие, объединяющее все виды деятельности школьников (кроме учебной), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации.

         Согласно проекту Базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации организация занятий по направлениям внеучебной деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе. Часы, отводимые на внеучебную деятельность, используются по желанию учащихся и в формах, отличных от урочной системы обучения [Григорьев Д.В., Кулешова И.В., Степанов П.В. Воспитание в современной школе: Учебник –  М.: Просвещение, 2006. –  208 с.].

       Для реализации внеурочной работы в школах, используются следующие виды внеучебной деятельности: 

 –  игровая деятельность;

–  познавательная деятельность;

–  проблемно-ценностное общение;

–  досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение);

–  художественное творчество;

–  социальное творчество (социально значимая волонтерская

деятельность);

–  трудовая (производственная) деятельность;

–  спортивно-оздоровительная деятельность;

–  туристско-краеведческая деятельность;

 –  военно-патриотическая деятельность;

 –  проектная деятельность.

      В проекте Базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации выделены основные направления внеучебной деятельности: спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное [Григорьев Д. В. Программы  внеурочной   деятельности. Познавательная деятельность. Проблемно-ценностное общение: Учебное пособие — М.:  Просвещение , 2011. –   96 с.]. Как соотносятся виды и направления внеучебной деятельности?

Во-первых, очевидно, что ряд направлений совпадают с видами внеучебной деятельности (спортивно-оздоровительная, познавательная деятельность, художественное творчество).

Во-вторых, такие направления, как военно-патриотическое, проектная деятельность могут быть реализованы в любом из указанных видов внеучебной деятельности. По сути дела, они представляют собой содержательные приоритеты при организации внеучебной деятельности.

В-третьих, направление, связанное с общественно-полезной деятельностью, может быть опредмечено в таких видах внеучебной деятельности, как социальное творчество и трудовая (производственная) деятельность.

В-четвертых, такие важные для развития ребенка виды внеучебной деятельности, как игровая и туристско-краеведческая, не нашли прямого отражения в направлениях, что обостряет риск их исчезновения из школьной реальности [Ивочкина Т. Н. Внеурочная деятельность в продуктивно ориентированной открытой школе: Учебник. – Новокузнецк:  МОУ ДПО ИПК:,  2006. – 138 с.].

1.2. Разновидность форм и видов деятельности внеурочной воспитательной      работы деятельности с младшими школьниками.

    1.  Игровой вид деятельности - роль игры в организации досуга занимает важное место в жизни ребёнка и поэтому, рассматривается педагогами как одно из главных средств воспитания.  Все они, нередко совмещают различные средства воздействия: слово, образ, чувства, работу. Игра поможет преподавателю сплотить детский коллектив, включаясь в активную деятельность, дети приучаются к соблюдению правил, справедливости, умению контролировать свои поступки, правильно и объективно оценивать поступки других. В связи с этим приводятся совместные праздники, подготовка концертов, спектаклей, просмотр и обсуждение фильмов, соревнования, конкурсы, КВНы, туристические походы и слеты, экскурсионные поездки.

    Формы игровой деятельности: совместный отдых, содержательные развлечения. Игры могут быть спортивные, познавательные, соревновательные, конкурсные.

    2.  Познавательный вид деятельности - приобретение обучающимися социальных знаний, понимание социальной реальности и повседневной жизни можно достичь лишь в том случае, если объектом познавательной деятельности детей станет собственно социальный мир, т. е. познание жизни людей и общества: его структуры и принципов существования, норм этики и морали, базовых общественных ценностей, памятников мировой и отечественной культуры, особенностей межнациональных и межконфессиональных отношений.

    Формы познавательной деятельности: факультативы, кружки познавательной направленности, научные общества учащихся,

интеллектуальные клубы (по типу клубов «Что? Где? Когда?»), киноклубы,

школьные редакции газет, библиотечные вечера, дидактические театры,

фестивали культуры, познавательные экскурсии, олимпиады, викторины и т.п.  [ Дик Н. Ф. Увлекательная внеклассная работа в начальных классах –  Учебное пособие — М.: Национальный проект "Образование", 2008.— 112 с.].

    3.  Проблемно – ценностное общение, как вид деятельности – затрагивает не только эмоциональный мир ребенка, но и его восприятие жизненных проблем, его ценности и смыслы жизни, сталкивает его с ценностями и смыслами других людей.

    Формы проблемно – ценностного общения: этические беседы, дебаты, тематические диспуты, встречи в литературной (театральной, музыкальной) гостиной, конкурсы – посвящения, юбилейные творческие вечера, посещение мемориальных музеев, классные часы на морально-этические темы, часы интересных встреч, классные часы под разными рубриками.

     4.  Досугово – развлекательный вид деятельности - организуется для приобретения школьниками социальных знаний, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.

    Формы досугово – развлекательной деятельности: культпоход в музей, театр, концертный зал, галерею, выставки.

    5.  Художественное творчество, как вид деятельности - он объединяет в себе такие дела детей, где главным средством воздействия является совместное, преимущественно эстетическое переживание. Главное здесь - вызвать сильные, глубокие и облагораживающие коллективные эмоции, подобные тем, которые люди испытывают в театре, на праздниках, в других сходных ситуациях. Великие педагоги, психологи, деятели искусства, политики и общественные деятели хорошо понимали огромную возвышающую и объединяющую силу совместно переживаемых чувств, знали и их разрушительные возможности. Преподаватель должен уметь обеспечить совместные переживания детей, благодаря которым они станут лучше. При организации жизни школьников надо предусмотреть, чтобы в ней были моменты молчания, наполненного созерцанием, проникновением в явления, открытием нового в окружающем мире, людях, себе.

    Формы художественной деятельности: концерт, спектакль, праздник, рок-концерты, дискотеки [Курмелева Н.А. Духовно-нравственное развитие и воспитание школьников во внеурочной деятельности по литературному чтению. Начальная школа. 2014 №11– С.55 – 59.].

    6. Социальное творчество, как вид деятельности – в основу организации внеурочной деятельности в рамках социального творчества может быть положена общественно-полезная деятельность.

    Формы социального творчества: школа актива, акции милосердия и благотворительности, митинг, тренинги, ролевые игры, социальные проекты  «Благоустройство школьной территории»; работа по озеленению класса, школы; организация дежурства в классе; профориентационные беседы, встречи с представителями разных профессий; выставки поделок и детского творчества; трудовые десанты, субботники; социальные пробы (инициативное участие ребенка в социальных акциях, организованных взрослыми); коллективное творческое дело; социально-образовательные проекты; сюжетно-ролевые продуктивные игры («Почта», «Город мастеров», «Фабрика») и др.

    7. Трудовой вид деятельности -  является практической подготовкой молодого поколения к участию в общественном производстве и вместе с тем важнейшим элементом нравственного, интеллектуального и эстетического воспитания. В современных условиях необходимо делать упор на личностную значимость труда, когда ребёнок осознаёт, что приобретаемый навык пригодится ему в жизни, когда он заинтересован в итоге своего труда.

    Формы трудовой деятельности: оформление кабинетов, благоустройство и озеленение школьного двора, посадка аллей, создание классной библиотеки, ярмарка-распродажа семейных поделок. Также развитию трудовых навыков подчинена работа кружков, процесс дежурства по уборке помещений и территории, уход за парками, памятником, лесополосами, летняя трудовая практика в базовом хозяйстве, работа на учебно-опытном участке и т.п. Это также разная помощь нуждающимся, работа в органах самоуправления, общественных движениях и организациях [Бурченкова А. А. Внеурочная деятельность школьников как условие гуманитарного влияния на учащихся сельской малокомплектной школы 1-9 классы: Учебник – Смоленск: Педагогика–Пресс, 2006. – 268с.].

    8. Спортивно-оздоровительный вид деятельности - способствует усилению оздоровительного эффекта, достигаемого в ходе активного использования школьниками освоенных знаний, способов и физических упражнений в физкультурно-оздоровительных мероприятиях, режиме дня, самостоятельных занятиях физическими упражнениями. Формирование основ здорового и безопасного образа жизни у обучающихся начальной школы является одной из приоритетных целей.  

    Формы спортивно-оздоровительной деятельности: занятия в спортивных секциях, беседы о здоровом образе жизни, участия в оздоровительных процедурах, утренняя зарядка и гигиеническая гимнастика до уроков, физкультминутки и подвижные игры на переменах и во время прогулок [Крившенко Л. П., Вайндорф-Сысоева М. Е.  и др. Педагогика: Учебник.  М.: Проспект, 2010. 432 с.].

    9. Туристско-краеведческий вид деятельности – средство воспитания, которое, благодаря своему разнообразию и универсальности, открывает широкие возможности для практической подготовки маленького гражданина к большой жизни, а также для его развития способностей, формирования уважительного отношения к населенному пункту, региону, России, истории,

культуре, природе нашей страны, ее современной жизни.

    Формы туристско-краеведческий деятельности: регулярные кружки, факультативные или музейные занятия, нерегулярные краеведческие экскурсии, походы выходного дня, многодневные оздоровительные походы, спортивные походы, краеведческие экспедиции, полевые лагеря, слеты, соревнования и подготовки к ним, краеведческие олимпиады и викторины, встречи и переписки с интересными людьми, работы в библиотеках, архивах и т.п [Белоусова Т. Л., Бостанджиева Н. И., Казачёнок Н.В. и др. / Под ред. Данилюк А. Я. Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников: Методические рекомендации. – М.: Просвещение, 2011. –127 с.].

    10.  Военно-патриотический вид деятельности - имеет своей целью формирование у младших школьников позитивного ценностно-ориентированного отношения к истории, традициям и культуре России, основ гражданственности, социальной активности, чувства причастности и ответственности за своё будущее и будущее своей Родины.

    Формы военно-патриотический деятельности: военно-историческая подготовка, поисково-исследовательская работа в архивах (семейных, школьных) и музейных фондах и др. Подготовка по основам безопасности жизнедеятельности: учебно-познавательные: встречи с ветеранами, уроки мужества, просмотр фильмов военно-патриотической направленности. Прикладная физическая подготовка: творческо-игровые: тематические сборы, творческие конкуры (песни, рисунка, фотографии и др.), военно-спортивные праздники («Зарница», «Юный спасатель» и др.).

    11. Проектный вид деятельностисамостоятельная или управляемая проектная деятельность младших школьников, помогает реализовать их творческий потенциал. Каждый учащийся реализует в проекте свой опыт, выполняя или принимая участие в групповых проектах хотя бы один раз в год. Поэтому в разных возрастных группах учащимся необходимо предлагать

несколько вариантов организации работы над проектом, например: в рамках специального учебного модуля; в рамках имитации проектной деятельности учащихся (например, вне урока); в ходе работы детей над реальным проектом.

    Формы проектной деятельности: мини-проекты самостоятельной работы, групповые проекты[ ].

1.3. Организация внеурочной деятельности в начальной школе.

    Внеурочная работа –  составная часть учебно-воспитательного процесса в школе, одна из форм организации свободного времени учащихся. Внеурочная работа в дореволюционной России проводилась учебными заведениями главным образом в виде занятий творчеством, организации тематических вечеров и др. Большое развитие внеурочная работа получила после Октябрьской революции, когда в школах начали активно создаваться разнообразные кружки, самодеятельные коллективы, агитбригады. А. С. Макаренко, С. Т. Шацкий, В. Н. Сорока-Росинский и др. педагоги рассматривали внеурочную работу как неотъемлемую часть воспитания личности, основанного на принципах добровольности, активности и самостоятельности [ ].

     С созданием в 20-е гг. в СССР отрядов пионеров и ячеек комсомола внеурочная работа чаще всего сливалась с работой этих организаций. До середины 80-х гг. внеурочная работа контролировалась органами народного образования, комитетами комсомола и советами пионерской организации. Внеурочная работа чаще всего велась педагогическим коллективом и узким активом учащихся под руководством организаторов внеклассной и внешкольной воспитательной работы. В этих условиях большинство школьников оказывалось в роли пассивных исполнителей и наблюдателей,

предпочитая неформальное общение вне школы. Попытки отдельных педагогов оживить внеурочную работу, не смогли изменить общего авторитарного стиля в её организации. Во 2-й половине 80-х гг. в процессе гуманизации воспитания начался поиск новых подходов к внеурочной работе, ориентированной на личность школьника. Отмена обязательных мероприятий, программ и инструкций позволила школьным коллективам самостоятельно определять содержание и формы внеурочной работы с учётом своей специфики и увлечений учащихся. Основными задачами внеурочной работы признаны создание благоприятных условий для проявления творческих способностей, наличие реальных дел, доступных для детей и имеющих конкретный результат, внесение в неё романтики, фантазии, элементов игры, оптимистической перспективы и приподнятости. Направления, формы, методы внеурочной работы практически совпадают с внешкольной работой. В школе предпочтение отдаётся общеобразовательному направлению, организации предметных кружков и научных обществ учащихся и т. п. Развиты художественное и техническое творчество учащихся, художественная самодеятельность, физкультура, детский и юношеский спорт, туризм и т. д. Внеурочная работа помогает удовлетворять потребность детей и молодёжи в неформальном общении в клубах и любительских объединениях, музеях, во время школьных вечеров, праздников, фестивалей и т. п. К специфической форме внеурочной работы относится организация продлённого дня [ ].

     Во внеурочной работе большое значение имеет самоуправление учащихся, которое позволяет большинству школьников принять участие в организаторской деятельности, формирует личность гражданина. Успех внеурочной работы зависит не только от активности учащихся, но и от педагогического влияния, умения учителя придать интересам воспитанников общественно полезную направленность. [ 9 с. 27-28 ]

       Система школьного внеклассного воспитания должна быть направлена на разностороннее развитие учащихся. Разностороннее развитие учащихся возможно только в том случае, если весь набор воспитательных технологий и методик работы с детьми создает условия для самореализации ребенка. Самореализации учащихся способствуют развитие у них познавательной мотивации и познавательного интереса, творческих способностей, умение находить необходимую информацию и т.д.

Главные идеи:

– формирование культуры общения учащихся, осознание учащимися необходимости позитивного общения как со взрослыми, так и со сверстниками;

–  передача учащимся знаний, умений, навыков социального общения людей, опыта поколений;

– воспитание стремления учащихся к полезному времяпровождению и позитивному общению.

Главная цель:

Создание условий для позитивного общения учащихся в школе и за ее пределами, для проявления инициативы и самостоятельности, ответственности, искренности и открытости в реальных жизненных ситуациях, интереса к внеклассной деятельности на всех возрастных этапах.

Задачи воспитания:

–  знакомить учащихся с традициями и обычаями общения и досуга различных поколений;

–  использовать активные и творческие формы воспитательной работы;

–  создавать кружки, клубы, секции с учетом интересов и потребностей

учащихся;

–  демонстрировать достижения учащихся в досуговой деятельности;

–  воспитывать силу воли, терпение при достижении поставленной цели;

– способствовать качественной деятельности школьных внеклассных объединений. [14 с.210-211]

Принципы организации внеурочной деятельности:

– соответствие возрастным особенностям обучающихся, преемственность с технологиями учебной деятельности;

– опора на ценности воспитательной системы школы;

– свободный выбор на основе личных интересов и склонностей ребенка.

Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая с классом во внеурочное время для удовлетворения потребностей школьников в содержательном досуге, их участия в самоуправлении и общественно-полезной деятельности, детских общественных объединениях и организациях [1].

    В ФГОС внеурочная деятельность учащихся – это деятельностная организация на основе вариативной составляющей базисного учебного (образовательного) плана, организуемая участниками образовательного процесса, отличная от урочной системы обучения: экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, КВНы, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования и т.д.; занятия по направлениям внеурочной деятельности учащихся, позволяющие в полной мере реализовать требования Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования [18].

     Внеурочная деятельность, как и деятельность обучающихся в рамках

уроков направлена на достижение результатов освоения основной образовательной программы. Но в первую очередь – это достижение личностных и метапредметных результатов. Это определяет и специфику внеурочной деятельности, в ходе которой обучающийся не только должен узнать, сколько научиться действовать, чувствовать, принимать решения и др.

     Общеобразовательное учреждение самостоятельно выбирает направления внеурочной деятельности, определяет временные рамки (количество часов на определённый вид деятельности). Содержание занятий, предусмотренных в рамках внеурочной деятельности, формируется с учётом пожеланий обучающихся и их родителей (законных представителей).

Внеурочная деятельность может быть территориально организована как в общеобразовательном учреждении, так и за его пределами.

В период каникул используются возможности организаций отдыха детей и их оздоровления, тематических лагерных смен, летних школ, создаваемых на базе общеобразовательных учреждений, образовательных учреждений дополнительного образования детей и других учреждений [ ].

      При организации внеурочной деятельности обучающихся образовательным учреждением используются возможности образовательных учреждений дополнительного образования детей, организаций культуры и спорта.

Этапы организации внеурочной деятельности:

1. Изучить пакет материалов, разработанных в рамках ФГОС нового поколения;

2. Определить основные направления и ценностные основы воспитания и социализации обучающихся начальных классов обеспечивающий их выбор внеурочных занятий в соответствии с интересами и способностями;

3. Проанализировать научные подходы к организации внеурочной деятельности;

4. Разработать рабочую программу для реализации данного направления внеурочной деятельности;

5.Овладеть методами и формами организации внеурочной деятельности в соответствии с пакетом документов ФГОС нового поколения;

6. Эффективно использовать имеющуюся в школе учебно-методическую и материально-техническую базу, информационные ресурсы, собственный методический потенциал [ ].

§ Глава 2. Практика осуществления форм внеурочной воспитательной      работы с младшими школьниками.

2.1. Анализ опыта работы внеурочной деятельности младших школьников, на базе МАОУ «СОШ №2» г. Стерлитамак (2013-2014 уч. год).

     В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО) основная образовательная программа начального общего образования реализуется образовательным учреждением, в том числе и через внеурочную деятельность. Таким образом, внеурочная деятельность становится неотъемлемой частью образовательного процесса. В связи с этим возникла необходимость контроля организации внеурочной деятельности 1 – 4 классах в соответствии с требованиями нового стандарта [ ].

    С целью получения объективной информации о занятости учащихся во внеурочное время был проведен анализ организации внеурочной деятельности в 1-4 классах согласно ФГОС, на базе МАОУ «СОШ №2» г. Стерлитамак за 2013-2014 учебный год. Объектом анализа являлась деятельность педагогов по организации внеурочной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС НОО. Анализ проводился на основе изучения карт занятости обучающихся 1 – 4 классов во внеурочной деятельности, а также отчетов классных руководителей и бесед с педагогами, осуществляющими внеурочную деятельность.

 В ходе анализа были затронуты вопросы организации внеурочной деятельности на базе школы.

Анализ занятости обучающихся внеурочной деятельностью.

1 класс 2 класс 3 класс  4 класс  

100 %          100 %  100%           100%

Все учащиеся 1, 2, 3, 4 классов (100 %) заняты во внеурочной деятельности.

Внеурочная деятельность в 2013-2014 учебном году была организованна по всем пяти направлениям. А именно, спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, общеинтеллектуальное, социальное, общекультурное.

В школе реализуется внутришкольная модель внеурочной деятельности, которая опирается на использование потенциала образовательного учреждения.

Модель предоставляет широкий выбор для обучающихся образовательного учреждения на основе спектра направлений детских объединений по интересам, возможности свободного самоопределения и самореализации ребенка. Содержание внеурочной деятельности учащихся начальных классов складывается из совокупности направлений развития личности и видов деятельности, организуемых педагогическим коллективом образовательного учреждения.

При организации внеурочной деятельности обучающихся использованы собственные ресурсы – учителя начальных классов  Калимуллина А.З., Ильина М.П., Николаева О.И.,  Лукьянова А.Ф., Гордопольцева М.М., Пищулина С.С., Суярембитова Г.А., Самкова Т.А., Савченко Е.К., Наумович Г.Б., Куликова Н.Ф., Пименова Н.Ф., учитель информатики Туктаров Ф.И.

      Коллектив школы стремился создать такую инфраструктуру полезной занятости учащихся во второй половине дня, которая способствовала бы обеспечению удовлетворения их личных потребностей.             

      Содержание занятий, предусмотренных в рамках внеурочной деятельности, было сформировано в начале учебного года с учётом пожеланий обучающихся и их родителей (законных представителей) и было реализовано посредством различных форм организации, таких как, экскурсии, кружки, секции, конкурсы, соревнования, познавательные игры и т. д.       В период летних каникул для продолжения внеурочной деятельности в школе был организован школьный оздоровительный лагерь с дневным пребыванием «Чудо – остров».

   Количество часов на внеурочную деятельность, реализованных школой в 2013 – 2014 учебном году можно проследить по следующей таблице.

Направление

внеурочной деятельности

Форма (ы) организации внеурочной деятельности

Объем внеурочной деятельности

(класс/в час)

Всего

1

2

3

4

Спортивно-оздоровительное

Азбука здоровья

1

-

-

-

1

Тропинка здоровья

2

3

-

-

5

Здоровая нация

-

-

1

-

1

Планета здоровья

-

-

2

-

2

Школа здоровья

-

-

-

4

4

Духовно-нравственное

Волшебная кисточка

1

-

-

-

1

Школа Самоделкина

1

-

-

-

1

Бумажный мир

-

-

1

-

1

Юный художник

-

-

1

-

1

Общеинтеллектуальное

Умники и умницы

1

-

-

-

1

Занимательная информатика

2

3

-

2

7

Юный исследователь

-

-

1

-

1

Я исследователь

-

-

1

-

1

Живая математика

-

-

1

2

3

Занимательная грамматика

-

-

-

2

2

Общекультурное

В мире театра

1

-

-

-

1

Волшебное искусство

-

1

-

-

1

Занимательная грамматика

-

-

1

-

1

Умелые руки

-

-

-

2

2

Социальное

Школьный вестник

-

-

-

2

2

Итого:

9

7

9

14

39

План внеурочной деятельности в образовательном учреждении был рассчитан на 33 учебные недели в 1 классе и 34 учебные недели во 2 -4 классах. Учебные занятия проводились в учебные дни во второй половине дня. Продолжительность учебных занятий в рамках деятельности образовательного учреждения в 1 классе 30 минут академический час, во 2 – 4 классах 40 минут.

Внеурочная деятельность в режиме группы продленного дня была организованна через спортивный и клубный часы классным руководителем и воспитателем группы продленного дня.

Кроме того, внеурочная деятельность была организована через классное руководство и воспитание учащихся начальной школы (экскурсии, соревнования, общественно полезные практики и т.д.).

В рамках организации внеурочной деятельности классными руководителями в течение учебного года было осуществлено построение индивидуальной образовательной траектории (Индивидуальная карта занятости обучающегося во внеурочной деятельности).

    Программы, реализуемые по направлениям внеурочной деятельности

в образовательном учреждении в 2013 – 2014 учебном году, видны из следующей таблицы.

Направление внеурочной деятельности

Название программы

Класс

Педагог

Кол-во часов

Спортивно-оздоровительное

Азбука здоровья

Калимуллина А.З.

1

Общеинтеллектуаль

ное

Умники и умницы (информатика)

Калимуллина А.З.

1

Духовно-нравственное

Волшебная кисточка

Калимуллина А.З.

1

Спортивно-оздоровительное

Тропинка здоровья

Ильина М.П.

1

Общеинтеллектуаль

ное

Занимательная информатика

Ильина М.П.

1

Общекультурное

В мире театра

Ильина М.П.

1

Спортивно-оздоровительное

Тропинка здоровья

Николаева О.И.

1

Общеинтеллектуаль

ное

Занимательная информатика

Николаева О.И.

1

Духовно-нравственное

Школа Самоделкина

Николаева О.И.

1

Спортивно-оздоровительное

Тропинка здоровья

Лукьянова А.Ф.

1

Общеинтеллектуальное

Занимательная информатика

Лукьянова А.Ф.

1

Общекультурное

Волшебное искусство

Лукьянова А.Ф.

1

Спортивно-оздоровительное

Тропинка здоровья

Гордопольцева М.М.

1

Общеинтеллектуальное

Занимательная информатика

Гордопольцева М.М.

1

Общекультурное

В мире театра

Гордопольцева М.М.

1

Спортивно-оздоровительное

Тропинка здоровья

Пищулина С.С.

1

Общеинтеллектуальное

Занимательная информатика

Пищулина С.С.

1

Духовно-нравственное

Школа Самоделкина

Пищулина С.С.

1

Спортивно-оздоровительное

Здоровая нация

Суярембитова Г.А.

1

Общекультурное

Занимательная грамматика

Суярембитова Г.А.

1

Общеинтеллектуальное

Юный исследователь

Суярембитова Г.А.

1

Спортивно-оздоровительное

Планета здоровья

Самкова Т.А.

1

Общеинтеллектуальное

Я-исследователь

Самкова Т.А.

1

Духовно-нравственное

Бумажный мир

Самкова Т.А.

1

Спортивно-оздоровительное

Школа здоровья

Савченко Е.К.

1

Общеинтеллектуаль-

ное

Живая математика

Савченко Е.К.

1

Духовно-нравственное

Юный художник

Савченко Е.К.

1

Спортивно-оздоровительное

Школа здоровья

4а, 4в

Наумович Г.Б.

1

Общеинтеллектуальное

Занимательная грамматика

4а, 4в

Наумович Г.Б.

1

Общекультурное

Волшебный мир оригами

4а, 4в

Наумович Г.Б.

1

Спортивно-оздоровительное

Школа здоровья

4б, 4в

Куликова Н.Ф.

1

Общеинтеллектуальное

Занимательная информатика

Туктаров Ф.И.

2

Общеинтеллектуальное

Занимательная информатика

Туктаров Ф.И.

2

Спортивно-оздоровительное

Школа здоровья

4г, 4в

Пименова Н.Ф.

1

Общеинтеллектуальное

Живая математика

4г, 4в

Пименова Н.Ф.

1

Социальное

Школьный вестник

4г, 4в

Пименова Н.Ф.

1

Занятость учащихся во внеурочной деятельности в течение 2013 – 2014 учебного года.

Направление

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

Среднее

Спортивно-оздоровительное

100%

100 %

100%

100%

100%

Духовно-нравственное

100%

0%

100%

0%

50%

Общеинтеллектуальное

0 %

100 %

100%

0%

50 %

Общекультурное

100 %

100 %

43%

0%

81 %

Социальное

     0%

0%

37%

0%

30%

Перечисленные выше направления внеурочной деятельности являются содержательным ориентиром для воспитания, формирования гражданской идентичности у школьников.

Проанализировав реализацию направлений организации внеурочной деятельности в образовательном учреждении, можно сказать, что внеурочная деятельность младших школьников ориентирована по всем направлениям.

Таким образом, можно сделать следующий вывод: 100 % внеурочная деятельность реализуется на базе МАОУ «СОШ №2» г. Стерлитамак.  Данные о педагогических кадрах свидетельствуют о соответствии педагогов требованиям ФГОС НОО.

    На основании мониторинга спроса внеурочной занятости обучающихся начальных классов.

Открыто 9 кружков с охватом 274 обучающихся.

Организована кружковая работа на 2013-2014 учебный год следующим образом:

№ Название     Кол-во часов Классы Педагог

1.Юный инспектор

  движения     1 1-4  Бикмухаметова Ю.И.

2.Вокальный    2 1-4  Чернова Л.В.

3.Юный исследователь   1 1  Калимуллина А.З.

4.Хореографический   3 1-2  Серебрякова И.Э.

5.Театральный    1 2  Гордопольцева М.М.

6.Юный исследователь   1 2  Пищулина С.С.

7.Юный художник   1 3  Савченко Е.К.

8.В мире чисел    1 4  Пименова Н.Ф.

9.В мире слов    1 4  Наумович Г.Б.

В школе нет ни одного учащегося с 1 по 4 класс, который не посещал бы по своим интересам менее трёх часов внеурочной деятельности.

2.2. Содержание и результаты проведения мониторинга удовлетворенности родителей организацией внеурочной деятельности МАОУ «СОШ №2» г. Стерлитамак, от 22 сентября 2014 года.

Целью мониторинга является - оценка повышения эффективности организации и содержания внеурочной деятельности младших школьников, в МАОУ «СОШ №2» г. Стерлитамак.


1.

Нравится ли посещать Вашему ребенку занятия внеурочной деятельности?

2. Посещает ли Ваш ребенок занятия?

3.

Как на Ваш взгляд, удобнее посещать внеурочные занятия в школе, чем в других учреждениях дополнительного образования?

4.

Удовлетворены ли Вы тем набором занятий по внеурочной деятельности предложенных школой?

5.

Имеете ли Вы представление о содержании предложенных занятий?

6.

Знаете ли

Вы расписание занятий внеурочной деятельности, которые посещает Ваш ребенок?

7. Удовлетворяют ли занятия внеурочной деятельности в школе интересы Вашего ребенка?

очень нравится

8 (9%)

Да

84

(92%)

да

65

(71%)

да

79

(87%)

да

69

(76%)

да

41

(45%)

да

70

(77%)

нравится

49 (54%)

нет

7

(8%)

нет

1

(1%)

нет

1

(1%)

нет

1

(1%)

нет

1

(1%)

нет

-

иногда нравится, иногда нет (причина: устают)

18 (20%)

частично

21

(23%)

частично

10

(11%)

частично

8

(9%)

частично

19

(21%)

частично

19

(21%)

не нравится

1

(1%)

затрудняюсь ответить

4

(4%)

затрудняюсь ответить

1

(1%)

затрудняюсь ответить

-

затрудняюсь ответить

-

затрудняюсь ответить

2

(2%)

затрудняюсь ответить

5 (5%)

8.Что нравится Вашему ребенку в кружках, которые он посещает:

*все - 3

*новые дополнительные знания, узнавание нового - 12

*доволен всем - 5

*игры, игровые моменты, общение - 4

*рисование, делать поделки - 4

*сложные задания - 3

*учитель - 4

*умение заинтересовать ребенка -1

*навыки знакомства - 6

*решать интересные задания - 6

9. Чтобы Вы хотели предложить для изменения работы кружков:

*ничего - 65(71%)

*всё устраивает - 13(14%)

*сократить время - 4(4%)

*не знаю - 3(3%)

Анкету заполняют родители обучающихся 1А класса.

Список родителей 1А класса.

Сатлыкова

Альфия

Талгатовна

Вяткина

Ирина

Вячеславовна

Алексеева

Юлия

Владимировна

Фаттахова

Лейсан

Хасановна

Мусина

Юлия

Александровна

Галиахметова

Резеда

Маратовна

Хананова

Светлана

Мидахатовна

Гайнуллина

Регина

Рифовна

Иштыкова

Анастасия

Сергеевна

Кириллова

Елена

Геннадиевна

Колоколова

Наталья

Владимировна

Ларионова

Людмила

Валентиновна

Львова

Наталья

Фёдоровна

Нагаева

Регина

Валериковна

Нагаева

Олеся

Александровна

Наумович

Галина

Борисовна

Николаева

Олеся

Маратовна

Покшубина

Евгения

Михайловна

Рахмонова

Гулшод

Жумаевна

Рамазанова

Альфия

Альбертовна

Садретдинова

Лилия

Фанисовна

Самсонова

Ксения

Андреевна

Уразаева

Гузель

Зуфаровна

Ефимова

Светлана

Викторовна

Заключение.

      Задачей современных педагогов является воспитание в детях самостоятельности принятых решений, целенаправленности в действиях и поступках, развития в них способности к самовоспитанию и саморегулированию отношений. Выявленные тенденции требуют кардинального осмысления системы внеурочной воспитательной работы с позиции создания условий для выбора ребенком индивидуальной, соответствующей его возможностям и склонностям, ценностям родителей и общества траектории развития за рамками урока. Очевидно, что позитивной динамика эффективности такой деятельности может быть лишь при детальном изучении и сбалансированном сочетании интересов и потребностей всех участников образовательного процесса [Барсукова Е.А., Федорова Т.В. Почему и как самоопределяется ребенок? Директор школы. 2010 №1 – С.76-80].

         Подводя итоги проделанной работы на тему: «Формы внеурочной воспитательной деятельности с младшими школьниками» хочется отметить, что задатки творчества есть у каждого человека, но для повышения мотивации, активности и реализации необходимо создать условия и выбрать правильную форму деятельности.  Проанализировав научно-методическую литературу по проблеме, можно отметить, что одним и важных факторов развития способностей, познавательного интереса, на организацию социальной деятельности школьников выступает воспитание, знание, умения и навыки, а также самовоспитание, которое помогает младшему школьнику справиться с собственной ленью, побороть дурные привычки, относиться к себе и своей деятельности критично.

     Познакомившись в первой главе с организацией внеурочной деятельности младших школьников в образовательном процессе начальной школы, мы также рассмотрели подробно формы и виды внеурочной деятельности, разнообразие которых способствует развитию коллективного творчества, формированию коммуникативных навыков, чувству ответственности, умению свободно мыслить, преодолевать барьер при обучении на уроках. Сегодняшним школьникам предстоит много сделать, а для этого им надо выйти из школы всесторонне развитыми, творческими людьми. Достичь этих целей можно только во взаимосвязи урочной и внеурочной деятельности.

     Успех внеурочной работы зависит не только от активных учащихся, но и от педагогического влияния, умения учителя придать интересам воспитанников общественно полезную направленность. Одно из основных условий успешной организации и развития внеурочной работы - это специальная подготовка педагогов.

      Поэтому, использование таких форм организации образовательного процесса как целевые прогулки, экскурсии, развивающие игры и т.д. приобретает особое значение для формирования умения учиться, а опора на наглядно-действенное и наглядно-образное мышление будет способствовать формированию логического мышления на первых этапах обучения в школе.

    В практической части, по данным анкетирования можно сделать следующие выводы: (в мониторинге приняли участие 24 родителя)

- посещают занятия внеурочной деятельности (84%);

- набором занятий по внеурочной деятельности, предложенных школой, удовлетворены (87%);

- имеют представление о содержании предложенных занятий (76%);

- расписание занятий внеурочной деятельности знают (45%);

- интересы детей занятия внеурочной деятельности в школе удовлетворяют (77%);

- влияние занятий внеурочной деятельности значительное (54%);

- 71% ничего менять в работе не желают, 14% все устраивает, 4% предлагают сократить время проведения занятий.

Список использованной литературы

1.Барсукова Е.А., Федорова Т.В. Почему и как самоопределяется ребенок? Директор школы. 2010 №1 – С.76-80

2.Безрукова В. С. Проективная педагогика: Учебное пособие – М.: Просвещение, 2001. –  118 с.

3. Белоусова Т. Л., Бостанджиева Н. И., Казачёнок Н.В. и др. / Под ред. Данилюк А. Я. Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников: Методические рекомендации. – М.: Просвещение, 2011. –127 с.

4. Бурченкова А. А. Внеурочная деятельность школьников как условие гуманитарного влияния на учащихся сельской малокомплектной школы 1-9 классы: Учебник – Смоленск: Педагогика–Пресс, 2006. – 268с.

5. Горский В.А., Тимофеев А.А., Смирнов Д.В. и др. Примерные программы внеурочной деятельности: Учебник. –  М.:  Просвещение – 2011. – 111с.

6. Гликман И.З. Теория и методика воспитания: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. — М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2002. — 176 с.

7. Григорьев Д.В., Кулешова И.В., Степанов П.В. Воспитание в современной школе: Учебник –  М.: Просвещение, 2006. –  208 с.

8. Григорьев Д. В. Программы  внеурочной   деятельности. Познавательная деятельность. Проблемно-ценностное общение: Учебное пособие — М.:  Просвещение , 2011. –   96 с.

9. Данилюк А. Я., Кондаков А. М., Тишков В. А Концепция духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России: Учебник –  М.: Просвещение, 2010 –  180 с.

10. Дик Н. Ф. Увлекательная внеклассная работа в начальных классах –  Учебное пособие — М.: Национальный проект "Образование", 2008.— 112 с.

11. Дик, Н. Ф. Лучшие инновационные формы внеучебной деятельности в начальной школе – Учебник –  Ростов-на-Дону: Феникс, 2009. – 285 с.

12. Загвязинский В. И. Теория обучения в вопросах и ответах —  Учебное пособие.  – М.: Академия:,  2008. –  160 с.

13. Ивочкина Т. Н. Внеурочная деятельность в продуктивно ориентированной открытой школе: Учебник. – Новокузнецк:  МОУ ДПО ИПК:,  2006. – 138 с.

14. Курмелева Н.А. Духовно-нравственное развитие и воспитание школьников во внеурочной деятельности по литературному чтению. Начальная школа. 2014 №11– С.55 – 59.

15. Крившенко Л. П., Вайндорф-Сысоева М. Е.  и др. Педагогика: Учебник.  М.: Проспект, 2010. 432 с.

16. Маленкова Л. И. Теоретические основы методической воспитательной работы: Учебник  – М.: ВЛАДОС-ПРЕСС,  2003. – 480 с.

17. Подласый И.П. Педагогика начальной школы: Учебник – М.: Владос, 2008–464 с.

18. Попова Н. С. Опыт Садко, или Как развить творческие способности ребенка: Учебное пособие – Ростов-на-Дону : Феникс , 2009. – 253 с.

19. Резапкина Г.В. Успеть бы!  Директор школы. 2011 №4 – С.92-95. 

20. Черноусова Ф. П. Направления, содержание, формы и методы воспитательной работы: Методические рекомендации. – М.: Педагогический поиск, 2004. – 116с.

                                                                                                         Приложение 1.

Методический конструктор внеурочной деятельности.

Вид внеурочной

деятельности

Образовательные

формы

Уровень результатов

внеурочной деятельности

Преимущественные формы достижения результата

1. Игровая

Ролевая игра

Деловая игра

Социально-моделирующая игра

1. Приобретение школьником  социальных знаний

Ролевая игра

2. Формирование ценностного отношения к социальной реальности

Деловая игра

3. Получение опыта самостоятельного социального действия

Социально-моделирующая игра

2. Познавательная

Викторины, познавательные игры, познавательные беседы.

Дидактический театр, общественный смотр знаний.

Детские исследовательские проекты, внешкольные акции познавательной направленности (олимпиады, конференции учащихся, интеллектуальные марафоны)

1. Приобретение школьником  социальных знаний

Викторины, познавательные игры, познавательные беседы.

2. Формирование ценностного отношения к социальной реальности

Дидактический театр, общественный смотр знаний.

3. Получение опыта самостоятельного социального действия

Детские исследовательские проекты, внешкольные акции познавательной направленности (олимпиады, конференции учащихся, интеллектуальные марафоны)

3. Проблемно-ценностное общение

Этическая беседа, дебаты, тематический диспут, проблемно-ценностная дискуссия

1. Приобретение школьником  социальных знаний

Этическая беседа

2. Формирование ценностного отношения к социальной реальности

Дебаты, тематический диспут

3. Получение опыта самостоятельного социального действия

Проблемно-ценностная дискуссия с участием внешних экспертов

4. Досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение)

Культпоходы в театры, музеи, концертные залы, выставки.

Концерты, инсценировки, праздники на уровне класса и школы.

Школьные благотворительные концерты, выставки

1. Приобретение школьником  социальных знаний

Культпоходы в театры, музеи, концертные залы, выставки.

2. Формирование ценностного отношения к социальной реальности

Концерты, инсценировки, праздники на уровне класса и школы.

3. Получение опыта самостоятельного социального действия

Школьные благотворительные концерты, выставки, фестивали

5. Художественное творчество

Кружки художественного творчества.

Художественные выставки, фестивали искусств, спектакли в классе, школе.

Социальные проекты на основе художественной деятельности

1. Приобретение школьником  социальных знаний

Кружки художественного творчества.

2. Формирование ценностного отношения к социальной реальности

Художественные выставки, фестивали искусств, спектакли в классе, школе.

3. Получение опыта самостоятельного социального действия

Социальные проекты на основе художественной деятельности

6. Социальное творчество (социально значимая волонтерская деятельность)

Социальная проба (инициативное участие ребенка в социальной акции, организованной взрослыми).

КТД (коллективно-творческое дело).

Социальный проект.

1. Приобретение школьником  социальных знаний

Социальная проба (инициативное участие ребенка в социальной акции, организованной взрослыми).

2. Формирование ценностного отношения к социальной реальности

КТД (коллективно-творческое дело).

3. Получение опыта самостоятельного социального действия

Социальный проект.

7. Трудовая (производственная) деятельность

ЛЕГО-конструирование, кружки технического творчества, кружки домашних ремесел.

Трудовой десант, «Город мастеров», сюжетно-ролевые игры «Почта», «Фабрика».

Субботник, детская производственная бригада.

1. Приобретение школьником  социальных знаний

ЛЕГО-конструирование, кружки технического творчества, кружки домашних ремесел.

2. Формирование ценностного отношения к социальной реальности

Трудовой десант, «Город мастеров», сюжетно-ролевые игры «Почта», «Фабрика».

3. Получение опыта самостоятельного социального действия

Субботник, детская производственная бригада.

8. Спортивно-оздоровительная

деятельность

Занятия спортивных секций, беседы о ЗОЖ, участие в оздоровительных процедурах.

Школьные спортивные турниры.

Социально значимые спортивные и оздоровительные акции-проекты.

1. Приобретение школьником  социальных знаний

Занятия спортивных секций, беседы о ЗОЖ, участие в оздоровительных процедурах.

2. Формирование ценностного отношения к социальной реальности

Школьные спортивные турниры.

3. Получение опыта самостоятельного социального действия

Социально значимые спортивные и оздоровительные акции-проекты.

9. Туристско-краеведческая деятельность

Образовательная экскурсия

Туристический поход

Краеведческая экспедиция

Туристско-краеведческая экспедиция

1. Приобретение школьником  социальных знаний

Образовательная экскурсия

2. Формирование ценностного отношения к социальной реальности

Туристический поход

3. Получение опыта самостоятельного социального действия

Краеведческая экспедиция

Туристско-краеведческая экспедиция

Приложение 2.

Методическая разработка игры-метафоры на тему: «Внеурочная деятельность».

      Мы редко задумываемся о том, какое значение в нашей жизни имеет метафора. А ведь красивые метафоры — это не только атрибут художественного произведения, но и постоянный спутник почти любого нашего высказывания. Сколько выражений мы произносим, даже не задумываясь о том, что это метафоры! «Начать с чистого листа», «Столкнулся с преградой», «Витала в облаках», «Вилами по воде писано», «Искать общий язык» — как часто это звучит в наших разговорах. Подобные метафоры служат не только украшением, они волшебным образом «раскрашивают» нашу речь, помогая отразить индивидуальные особенности нашего видения мира, себя, других людей.

      А если человеку удается создать свою собственную оригинальную метафору, описывающую его оценку той или иной жизненной ситуации, то это позволяет донести до других именно его неповторимый взгляд на мир. Давайте сегодня попробуем поискать яркие неординарные метафоры, связанные с нашим мироощущением и пониманием собственного видения внеурочной деятельности. Может быть, в результате мы сможем узнать о самих себе что-то новое.

(Ведущий раздает участникам листы бумаги и авторучки.)

1-е задание.

-Поставьте на листе цифру «один» и напишите: «Внеурочная деятельность — это.» Я прошу вас закончить это предложение какой-либо метафорой, связанной. с питанием. Не удивляйтесь! Просто поищите яркий и точный образ, наиболее полно отражающий ваше восприятие понятия «внеурочная деятельность» через метафору из области питания.

(На выполнение этого задания (как и на последующие аналогичные) необходимо дать 3–4 минуты. Участники пишут, после чего ведущий предлагает желающим озвучить свои определения. Если группа не слишком велика — в пределах двенадцати человек — то есть смысл дать слово всем.)

Примеры метафор:

- Внеурочная деятельность — это винегрет эмоций, мыслей и поступков.

- Внеурочная деятельность — это волшебное блюдо, которым, сколько ни ешь, насытиться невозможно.

2-е задание.

- Прошу вас на листе бумаги поставить цифру «два» и снова написать: «Внеурочная деятельность — это.» Но теперь нужно закончить это предложение метафорой какой - либо геометрической фигуры.

Примеры метафор:

- Внеурочная деятельность — это бесформенный кусок глины, из которого каждый лепит свою, ни на что не похожую фигуру.

- Внеурочная деятельность — это пирамида: взбираясь к вершине, человек радуется, не думая, что потом сразу придется спускаться

3-е задание.

- Прошу вас на листе бумаги поставить цифру «три» и снова написать: «Внеурочная деятельность — это.» Третьим заданием будет завершение этого предложения метафорой из области человеческих отношений.

Примеры метафор:

- Внеурочная деятельность — это длинный путь, на котором происходит множество встреч, появляется много попутчиков.

- Внеурочная деятельность — это налаживание связей с другими; чем их больше, тем прочнее человек держится

Внеурочная деятельность — это прокладывание маршрута в человеческом море.

Примеры метафор:

«Внеурочная деятельность — это.» Завершение этого предложения метафорой из области в мире животных.

- Внеурочная деятельность - это птицы, парящие под облаками, собирающиеся в стаи, помогающие друг другу в дальних перелётах.

- Внеурочная деятельность - это зайчата - листопаднички, которым всё интересно и любопытно.

«Внеурочная деятельность»  — это… Завершение этого предложения метафорой из области явления природы.

Внеурочная деятельность – это ранняя весна, когда всё в природе просыпается, оживает и расцветает.

Внеурочная деятельность – это разноцветная радуга, появляющаяся ранним утром после дождя.

- Такую игру- метафору я провожу с детьми при проведении занятий кружка проектной деятельности «Что? Где? Когда?», на переменах или на уроках

окружающего мира. Например, по теме «Домашняя техника» дети составили такую метафору: «Пылесос- это комнатный ветер», «Холодильник- это домашний айсберг», «Лампочка- это домашнее солнце», пример рассказа- метафоры: «Захожу я в домашнюю столовую и вижу, что вулкан на плите уже начинает извергаться. Я погасил прирученный огонь и сел на кухонный трон…»

Рефлексия. - Запишите, пожалуйста, любые 2-3 буквы русского алфавита. Придумайте слова на эти буквы, которые бы охарактеризовали ваше отношение к данной игре-метафоре.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

10560. Воспитательная работа в пенитенциарных учреждениях 142.5 KB
  Тема. Воспитательная работа в пенитенциарных учреждениях План. 1. Общие задачи социальной педагогики в пенитенциарных учреждениях. 2. Технология процесса исправления осужденных. 3. Принципы перевоспитания осужденных. 4. Основные направления средства методы и фо...
10561. Социально-педагогические возможности СМИ 141 KB
  Тема. Социальнопедагогические возможности СМИ План СМИ: виды и основные функции; Основные методы воздействия СМИ на личность и группу. СМИ функции СМИ теории влияния СМИ действенность влияния результаты влияния методы воздействия. ЛИТЕРАТУРА .
10562. Философия и жизненный мир человека 50.5 KB
  Философия и жизненный мир человека. Генезис философии социально-исторические и культурные предпосылки ее возникновения. Проблема определения философии. Образы философии в истории культуры. Философия как знание и понимание. 1. Генезис философии социа...
10563. Философия как социокультурный феномен 67.5 KB
  Философия как социокультурный феномен. Понятие мировоззрения его структура и основные функции. Предмет философии и его историческая динамика. Структура философского знания. Философия и основные формообразования культуры: наука искусство мораль религи...
10564. Философия древнего востока. Специфика и основные проблемы Китайской философии 69.5 KB
  Философия древнего востока. Общая характеристика древневосточной философии. Ортодоксальные и неортодоксальные школы древнеиндийской философии: принципы идеи и категории. Специфика и основные проблемы Китайской философии. Основные философские школы дре...
10565. Характер древнегреческой цивилизации и особенности античной философской традиции 66.5 KB
  Характер древнегреческой цивилизации и особенности античной философской традиции Периодизация античной философии. Космоцентризм античного философского мышления и проблема первоначал философия досократиков. Концепция атомизма и материалистические тен...
10566. Статус и функции философии в средневековой европейской культуре 40.5 KB
  Статус и функции философии в средневековой европейской культуре. Соотношение разума и веры в философской традиции средних веков. Исторические этапы развития средневековой философии. Принципы средневекового философского мышления. Соотношение разума и ве
10567. Философия эпохи Возрождения и Нового времени 54.5 KB
  Философия эпохи Возрождения и Нового времени. Гуманизм философской мысли Возрождения. Социальнополитические идеи Возрождения. Философия и наука: проблема самоопределения философии в новоевропейской культуре. Социально-политические идеи Возр
10568. Философия Просвещения и немецкая классическая философия 39 KB
  Философия Просвещения и немецкая классическая философия. Философия и идеология в эпоху Просвещения. Немецкая классическая философия и ее роль в развитии мировой философской традиции. Вопрос 1. Философия и идеология в эпоху Просвещения. Во второй по