9033

АНТИЧНЫЙ АТОМИЗМ (ДЕМОКРИТ, ЭПИКУР, ЛУКРЕЦИЙ КАР).

Доклад

Логика и философия

Античный атомизм (Демокрит, Эпикур, Лукреций Кар). Демокрит (460-360 гг.), продолжая материалистические традиции своих предшественников, в частности Левкиппа, считал, что весь мир состоит из атомов и пустоты. Все атомы создают бытие во всей полноте,...

Русский

2013-02-21

16.31 KB

115 чел.

Античный атомизм (Демокрит, Эпикур, Лукреций Кар).

Демокрит (460-360 гг.), продолжая материалистические традиции своих предшественников, в частности Левкиппа, считал, что весь мир состоит из атомов и пустоты. Все атомы создают бытие во всей полноте, различаясь по форме, порядку и позиции. Атомы едины, неделимы, неизменны, неуничтожимы. Атомы движутся в однородной пустот е, которая может как отделять тела друг от друга, так и быть  внутри тел. Атомы же отличаются абсолютной плоскостью и пустоты не содержат. В мире существует бесконечное количество форм атомов, что объясняет наличие  разнообразных явлений, противоположных друг другу. Миры, состоящие из движущихся атомов, так же разнообразны, как и атомы, из которых они состоят. Причина появления миров – неоднородность заполнения пустоты атомами. Если много атомов скапливается в каком-то месте, они сталкиваются друг с другом и образуются вихри вокруг центров с наиболее тяжелыми атомами. Так образуются земля и небо.

Атомисты склонялись к детерминизму. Все в мире имеет причину и детерминировано механическим движением атомов. Случайности не существует, ею мы называем то, чему не можем найти причину, а потому задача науки – отыскание причин и закономерностей. Любое происходящее явление имеет причину, обусловленную необходимостью, т.е. причина разумна.Демокрит создал также учение о познании. По его мнению, с поверхностей предметов отделяются тончайшие образы предметов, воздействующие на органы чувств. Однако чувственный опыт может дать лишь «мнение» - неполное, темное знание. Подлинное постижение вещей возможно лишь с помощью разумного «истинного» познания, опирающегося на чувства: «Истина лежит на дне морском».

Душа по Демокриту – движущее начало ощущения и мышления. Душа состоит из атомов (значит, она материальна) и делится на две части – животную, распределенную по телу, и разумную, которая находится в груди. Дыхание – обязательное условие существования души, так как при выдохе часть составляющих ее атомов рассеивается в воздухе. После смерти душа целиком покидает тело и атомы также рассеиваются. Загробной жизни, следовательно, у нее нет.

Демокрит приводит теорию возникновения языка. Рассуждая о наименованиях предметов – зависят ли они от природы понятия или возникли по договору между людьми – Демокрит придерживается последнего взгляда, приводя такие доводы, как: 1) одноименность разных веще, 2) многоименность одинаковых понятий в разных языках, 3) перемена имени, 4) отсутствие соответствия в новом образовании  слов.

Последователем Демокрита был Эпикур (341-270 гг.), создатель школы эпикурейства. Он утверждает необходимость философии « и старцу, и юноше». Кроме того, он делит ее на три части: канонику – о познании, физику – о строении реальности, и этику –о цели человека, счастье и способам его достижения.

По Эпикуру, все знания возникают посредством чувственного восприятия предметов. Ощущения являются посланниками истины. Человек воспринимает их благодаря истечению от предметов комплексов атомов, формирующих образы, или оттиски. Они похожи на твердые тела, но превосходят их по «тонкости» и перемещаются со скоростью, «уловимой только разумом».

В физической части учения Эпикур придерживался атомизма. Вселенная состоит из тел и пустоты, тела – из атомов, различающихся не только формой и размером, как у Демокрита, но и весом. Другое немаловажное отличие состоит в том, что если у Демокрита атомы двигались прямолинейно и их движение было обусловлено необходимостью, то у Эпикура они обладали способностью самопроизвольно отклоняться. Эту концепцию он использовал для объяснения этических проблем, в частности свободы человека, достижения счастья. Под счастьем Эпикур подразумевал свободу от страданий тела и смятений души, а наилучшим способом его достижения - тихую и незаметную жизнь.

Учение Эпикура было известно не только в Греции, но и в Риме, где одним из известнейших приверженцев эпикурейства был Тит Лукреций Кар (99-44 гг.)

Тит Лукреций Кар говорил о свободе человека, отсутствия влияния богов на его волю; также говорил об ошибочности страха смерти и понятия смерти вообще, говоря о переходе человека после смерти в другие виды материи. Главной целью жизни считал атараксию.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

80670. Коммуникационная политика в маркетинге 76.5 KB
  Планирование и контроль мероприятий ФОССТИС. Цель задачи и правила ФОССТИС Воздействие на покупателя заключающееся в убеждении последнего в том что приобретение именно данного товара выгодно и целесообразно осуществляется различными методами: рекламными посланиями проспекты объявления телевизионные фильмы и т. Все эти средства называются КОММУНИКАЦИОННОЙ ПОЛИТИКОЙ и известны в специальной литературе как средства ФОССТИС формирования спроса и стимулирования сбыта.
80671. Организация сбытовой сети и системы товародвижения в маркетинге 53 KB
  В понятие сбыта включаются факторы: транспортировка складирование хранение доработка продвижение к розничным и оптовым торговым звеньям предпродажная подготовка собственно продажа.Проблемы эффективности рыночного поведения и развития предприятия Наиболее тесно предприятие соприкасается с потребителем в системе сбыта. Руководить предприятием эффективно быть постоянно ориентированным на нужды потребителя СИСТЕМА СБЫТА комплекс состоящий из сбытовой сети предприятия и тех каналов сбыта которые ею пользуются для продажи товаров....
80675. Планирование культуры экономической организации 186.5 KB
  Планирование организационной культуры - вид планирования, в определенном смысле противоположный процессу и результатам финансового планирования. Если финансовое планирование имеет дело с предельно точными, конкретными величинами, то планирование культуры связано с наименее определенным, слабо контролируемым элементом внутрифирменной среды. Основу культуры составляют человек, его поведение