9033

АНТИЧНЫЙ АТОМИЗМ (ДЕМОКРИТ, ЭПИКУР, ЛУКРЕЦИЙ КАР).

Доклад

Логика и философия

Античный атомизм (Демокрит, Эпикур, Лукреций Кар). Демокрит (460-360 гг.), продолжая материалистические традиции своих предшественников, в частности Левкиппа, считал, что весь мир состоит из атомов и пустоты. Все атомы создают бытие во всей полноте,...

Русский

2013-02-21

16.31 KB

117 чел.

Античный атомизм (Демокрит, Эпикур, Лукреций Кар).

Демокрит (460-360 гг.), продолжая материалистические традиции своих предшественников, в частности Левкиппа, считал, что весь мир состоит из атомов и пустоты. Все атомы создают бытие во всей полноте, различаясь по форме, порядку и позиции. Атомы едины, неделимы, неизменны, неуничтожимы. Атомы движутся в однородной пустот е, которая может как отделять тела друг от друга, так и быть  внутри тел. Атомы же отличаются абсолютной плоскостью и пустоты не содержат. В мире существует бесконечное количество форм атомов, что объясняет наличие  разнообразных явлений, противоположных друг другу. Миры, состоящие из движущихся атомов, так же разнообразны, как и атомы, из которых они состоят. Причина появления миров – неоднородность заполнения пустоты атомами. Если много атомов скапливается в каком-то месте, они сталкиваются друг с другом и образуются вихри вокруг центров с наиболее тяжелыми атомами. Так образуются земля и небо.

Атомисты склонялись к детерминизму. Все в мире имеет причину и детерминировано механическим движением атомов. Случайности не существует, ею мы называем то, чему не можем найти причину, а потому задача науки – отыскание причин и закономерностей. Любое происходящее явление имеет причину, обусловленную необходимостью, т.е. причина разумна.Демокрит создал также учение о познании. По его мнению, с поверхностей предметов отделяются тончайшие образы предметов, воздействующие на органы чувств. Однако чувственный опыт может дать лишь «мнение» - неполное, темное знание. Подлинное постижение вещей возможно лишь с помощью разумного «истинного» познания, опирающегося на чувства: «Истина лежит на дне морском».

Душа по Демокриту – движущее начало ощущения и мышления. Душа состоит из атомов (значит, она материальна) и делится на две части – животную, распределенную по телу, и разумную, которая находится в груди. Дыхание – обязательное условие существования души, так как при выдохе часть составляющих ее атомов рассеивается в воздухе. После смерти душа целиком покидает тело и атомы также рассеиваются. Загробной жизни, следовательно, у нее нет.

Демокрит приводит теорию возникновения языка. Рассуждая о наименованиях предметов – зависят ли они от природы понятия или возникли по договору между людьми – Демокрит придерживается последнего взгляда, приводя такие доводы, как: 1) одноименность разных веще, 2) многоименность одинаковых понятий в разных языках, 3) перемена имени, 4) отсутствие соответствия в новом образовании  слов.

Последователем Демокрита был Эпикур (341-270 гг.), создатель школы эпикурейства. Он утверждает необходимость философии « и старцу, и юноше». Кроме того, он делит ее на три части: канонику – о познании, физику – о строении реальности, и этику –о цели человека, счастье и способам его достижения.

По Эпикуру, все знания возникают посредством чувственного восприятия предметов. Ощущения являются посланниками истины. Человек воспринимает их благодаря истечению от предметов комплексов атомов, формирующих образы, или оттиски. Они похожи на твердые тела, но превосходят их по «тонкости» и перемещаются со скоростью, «уловимой только разумом».

В физической части учения Эпикур придерживался атомизма. Вселенная состоит из тел и пустоты, тела – из атомов, различающихся не только формой и размером, как у Демокрита, но и весом. Другое немаловажное отличие состоит в том, что если у Демокрита атомы двигались прямолинейно и их движение было обусловлено необходимостью, то у Эпикура они обладали способностью самопроизвольно отклоняться. Эту концепцию он использовал для объяснения этических проблем, в частности свободы человека, достижения счастья. Под счастьем Эпикур подразумевал свободу от страданий тела и смятений души, а наилучшим способом его достижения - тихую и незаметную жизнь.

Учение Эпикура было известно не только в Греции, но и в Риме, где одним из известнейших приверженцев эпикурейства был Тит Лукреций Кар (99-44 гг.)

Тит Лукреций Кар говорил о свободе человека, отсутствия влияния богов на его волю; также говорил об ошибочности страха смерти и понятия смерти вообще, говоря о переходе человека после смерти в другие виды материи. Главной целью жизни считал атараксию.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

45679. Рекламная кампания 61 KB
  Итак рекламную кампанию следует планировать в следующей последовательности: Анализ маркетинговой ситуации; Определение целей рекламы; Определение целевой аудитории; Составление сметы расходов на рекламу и контроль за ее выполнением; Выбор средств распространения рекламы; Составление рекламного сообщения или текста. Цель рекламы как правило сводится к тому чтобы убедить потенциальных покупателей в полезности товара и привести к мысли о необходимости купить его. Таким образом исследования играют роль основного рабочего...
45680. Расчет технологической карты на монтаж внутриквартального теплопровода из предварительно изолированных пенополиуретаном труб по грунту 2.88 MB
  Монтаж – это комплексный процесс механизированной сборки сооружений из готовых элементов заводского изготовления, а выполняемые при этом работы – монтажные. Широкое применение сборных конструкций ставит задачу предусмотреть при их проектировании возможность изготовления, транспортирования и монтажа наиболее просто с наименьшими затратами труда и материальных средств.
45681. Понятие коммуникации 31.5 KB
  Понятие коммуникации Коммуникация: Коммуникация взаимодействие между людьми посредством знаков размещённых в презентационных репрезантационных технических средствах распространяемых по определённым каналам в соответствии с выбранным кодом. Коммуникация для нас взаимодейсвие субъектсубъектного типа. Коммуникация будет таковой при условии что информации имеет смысл для обоих субъектов=субстанция информационной природы.
45682. Типология социальной коммуникации 40 KB
  Типология социальной коммуникации Социальная коммуникация это процесс в котором участвуют как минимум 2 социальных субъекта причём наличествует как факт передачи так и факт приёма информации причём со стороны источника передача осуществляется интенционно намеренно вербально невербально а со стороны получателя происходит приём этой информации как в осозновании так и вне осозновании.Неполноценная вырожденная ком.Мин колво участников 2 полноценная социальная комм.Природа участников комм.
45684. Понятие и основные хар-ки МК 62.5 KB
  В понимании МК наблюдается тенденция сведения её к СМИ или СМК это обусловлено законом РФ О СМИ. В законе эти средства названы СМИ на практике чаще используется термин СМК. Под этот тип подпадают все СМК работающие без обратной связи с аудиторией. При линейной коммуникации активность участников различна: коммуникатор проявляет свою активность через СМК а реципиент пассивно воспринимает информацию.
45685. Аудитории коммуникации: история, типология, основные подходы 40.5 KB
  А. современного медиа-рынка – совокупность корыстно действ.потребителей, которые платят своим селективным вниманием за тот/иной инф.продукт. Массовая аудитория (с возник. TV, PR). Характеризуется Блумер: рассредоточенность; члены не обязаны знать др.друга; строение меняется всё t; члены лишены чувства общей идентичности; из-за своих размеров и разнородностей не м.дествовать сама...
45687. Коммуникационный менеджмент. Задачи и функции коммуникационного менеджмента 33 KB
  Цель – достижение нового кач-ва развития орг-ции. Дб. Согласованный режим ком-ций, орг.как единая ресурсная система. Задача – согласование всех ком.потоков и направление ресурсного потока на достижение орг. Предмет – внутр.и внеш.ком-ции. Объект – орг-ция. Орг. – это группа людей, деят. кот.сознательно координируется и согласуется для достижения целей