90333

Влияние рационального питания на здоровье студентов

Курсовая

Медицина и ветеринария

Влияние рационального питания на здоровье студентов Основные положения теории рационального питания. Двенадцать золотых правил здорового питания Виды неправильного питания и его влияние на здоровье человека

Русский

2015-06-02

176 KB

25 чел.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1 . ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.

Влияние рационального питания на здоровье студентов

1.1  Основные положения теории рационального питания. «Двенадцать золотых правил» здорового питания

1.2 Виды неправильного питания и его влияние на здоровье человека

1.3 Организация рационального питания студентов

        1.3.1 Особенности питания  студентов

        1.3.2 Основные направления совершенствования питания студентов.

ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


ВВЕДЕНИЕ

Часто ли мы задумываемся о том, что съели сегодня на обед? В наш век, характеризующийся безумным ритмом жизни, многие и не вспомнят, а что они на самом деле ели в обед. Перекусывая на бегу, гамбургер или другую «полезную пищу» мы думаем, что вечером сможем нормально поесть.

А между тем, по данным Всемирной организации здравоохранения, состояние здоровья человека лишь на 15% зависит от организации медицинской службы. Столько же приходится на генетические особенности, а 70% определяется образом жизни и питанием.

Питание является важнейшей составляющей здоровья человека. С питанием теснейшим образом связаны все жизненно важные функции организма.

Сейчас везде говорится о вреде переедания, но неправильным является как избыточное питание, так и недоедание. И то и другое одинаково вредно отражается на здоровье людей.

Актуальность проблемы

   Проблема рационального питания очень актуальна в наши дни. Неправильный режим питания это первая причина возникновения болезней пищеварительной системы.

Большинство населения с пренебрежением относится к своему здоровью. Нехватка времени, некомпетентность в вопросах культуры питания, темп современной жизни - все это привело к неразборчивости в выборе продуктов.

Беспокоит рост популярности у студентов продуктов питания быстрого приготовления, содержащих в большом количестве различные ароматизаторы, красители, модифицированные компоненты. Поэтому неправильное питание становится серьезным фактором риска развития многих заболеваний. К сожалению, статистика последних лет показывает резкое увеличение среди молодых людей лиц, страдающих ожирением, заболеваниями сердечно-сосудистой системы, сахарным диабетом и т.д. Предотвратить такие заболевания можно, если вести здоровый образ жизни и, в первую очередь, правильно питаться.

Современная наука убедительно доказывает, что изменяя характер и режим питания можно положительно влиять на все системы и процессы в организме человека, повысить его иммунитет, жизненную активность, воздействовать на многие заболевания, замедлить процесс старения и т.д.

Нерациональное питание это основной источник множества проблем современного человека  и малой продолжительности жизни.

            

Таким образом, целью моей работы является: изучение принципов рационального питания студентов, изучение степени осведомленности студентов о необходимости придерживаться правил рационального питания в повседневной жизни, проведение социального исследования с целью  изучить особенности питания и пищевого поведения студентов.

     Для осуществления этой цели я ставлю перед собой следующие задачи:

  1.  Изучить научную литературу на тему рационального питания.
  2.  Рассмотреть виды неправильного питания и выявить его влияние на здоровье человека.
  3.  Выявить основные положения теории рационального питания.
  4.  Рассмотреть особенности рационального питания студентов.

Актуальность данной работы связана с необходимостью формирования у студентов навыков рационального питания и знаний о том, что правильное питание может влиять на многие аспекты жизни человека. На то, что и как мы едим, нередко проецируются наши эмоции и темперамент.

ГЛАВА 1. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

1.1. Основные положения теории рационального питания

Рациональное питание – это питание, обеспечивающее рост, нормальное развитие и жизнедеятельность человека, способствующее улучшению его здоровья и профилактике заболеваний.

Рациональное питание предполагает:

  1.  Энергетическое равновесие
  2.  Сбалансированное питание
  3.  Соблюдение режима питания

Первый принцип: энергетическое равновесие

Энергетическая ценность суточного рациона питания должна соответствовать энергозатратам организма.

Энергозатраты организма зависят от пола (у женщин они ниже в среднем на 10 %), возраста (у пожилых людей они ниже в среднем на 7 % в каждом десятилетии), физической активности, профессии. Например, для лиц умственного труда энергозатраты составляют 2000 - 2600 ккал, а для спортсменов или лиц, занимающихся тяжелым физическим трудом, до 4000 - 5000 ккал в сутки.

Второй принцип: сбалансированное питание

Каждый организм нуждается в строго определенном количестве пищевых веществ, которые должны поступать в определенных пропорциях. Белки являются основным строительным материалом организма, источником синтеза гормонов, ферментов, витаминов, антител. Жиры обладают не только энергетической, но и пластической ценностью благодаря содержанию в них жирорастворимых витаминов, жирных кислот, фосфолипидов. Углеводы – основной топливный материал для жизнедеятельности организма. К разряду углеводов относятся пищевые волокна (клетчатка), играющие важную роль в процессе переваривания и усвоения пищи. В последние годы пищевым волокнам уделяется большое внимание как средству профилактики ряда хронических заболеваний, таких как атеросклероз и онкологические заболевания. Важное значение для правильного обмена веществ и обеспечения функционирования организма имеют минеральные вещества и витамины.

Согласно принципу сбалансированного питания, обеспеченность основными пищевыми веществами подразумевает поступление белков, жиров, углеводов в организме в строгом соотношении.

Белками должно обеспечиваться 10 - 15 % суточной калорийности, при этом доля животного и растительного белков должна быть одинаковой. Оптимальное количество белков должно равняться 1 г на 1 кг веса. Так для человека весом 70 кг суточная норма потребления белков составляет 70 г. При этом половина белка (30 - 40 г) должна быть растительного происхождения (источники – грибы, орехи, семечки, крупяные и макаронные изделия, рис и картофель). Вторая половина суточной нормы белков (30 - 40 г) должна быть животного происхождения (источники – мясо, рыба, творог, яйца, сыр).

Оптимальный объем потребления жира – 15 - 30 % калорийности. Благоприятным считается такое соотношение растительных и животных жиров, которое обеспечивает 7 - 10 % калорийности за счет насыщенных, 10 - 15 % - мононенасыщенных и 3 - 7 % полиненасыщенных жирных кислот. На практике это означает потребление в равном соотношении растительных масел и животных жиров, содержащихся в продуктах. Оптимальное количество жиров должно равняться 1 г на 1 кг веса. Учитывая, что половина суточной потребности в животных жирах содержится в продуктах животного происхождения, в качестве «чистого» жира рационально использовать растительные масла (30 - 40 г). К сведению: в 100 г докторской колбасы содержится 30 г животного жира – суточная норма.

Насыщенные жирные кислоты входят преимущественно в состав твердых маргаринов, сливочного масла и других продуктов животного происхождения. Основным источником полиненасыщенных жирных кислот являются растительные масла – подсолнечное, соевое, кукурузное, а также мягкие маргарины и рыба. Мононенасыщенные жирные кислоты содержатся преимущественно в оливковом, рапсовом, арахисовом маслах.

Углеводами должно обеспечиваться 55 - 75 % суточной калорийности, основная их доля приходится на сложные углеводы (крахмалосодержащие и некрахмалосодержащие) и только 5 - 10 % - на простые углеводы (сахара).

Простые углеводы хорошо растворяются в воде, быстро усваиваются организмом. Источники простых углеводов – сахар, варенье, мед, сладости.

Сложные углеводы значительно хуже усваиваются. К неусвояемым углеводам относится клетчатка. Несмотря на то, что в кишечнике клетчатка практически не усваивается, нормальное пищеварение без нее невозможно.

Действие клетчатки:

- повышает чувство насыщения;

- способствует выведению из организма холестерина и токсинов;

- нормализует кишечную микрофлору и др.

Пищевые волокна содержатся в большинстве разновидностей хлеба, особенно в хлебе грубого помола, крупах, картофеле, в бобовых, орехах, овощах и фруктах.

Потребление достаточного количества продуктов, богатых клетчаткой, играет важную роль в нормализации функции кишечника и может уменьшить симптомы хронических запоров, геморроя, а также снизить риск ишемической болезни сердца и некоторых видов рака.

Таким образом, рациональное питание подразумевает, что белками обеспечивается 10 - 15 %, жирами 15 - 30 %, углеводами 55 - 75 % суточной калорийности. В пересчете на граммы это составит при различной калорийности рациона в среднем – 60 - 80 граммов белка, 60 - 80 граммов жира и 350 - 400 граммов углеводов (на простые углеводы должно приходиться 30-40 г, на пищевые волокна – 16 - 24 г).

Белки – 10 - 15 %

Жиры – 15 - 30 %

Насыщенные жирные кислоты (НЖК) – 7 - 10 %

Мононенасыщенные жирные кислоты (МНЖК) – 10 - 15 %

Полиненасыщенные жирные кислоты (ПНЖК) – 3 - 7 %

Углеводы – 55 - 75 %

Сложные углеводы – 50 - 70 %

Пищевые волокна – 16 – 24

%
Сахара – 5 - 10 %

Третий принцип: режим питания

Питание должно быть дробным (3 - 4 раза в сутки), регулярным (в одно и то же время) и равномерным, последний прием пищи должен быть не позднее, чем за 2 - 3 часа до сна. Современная модель рационального питания имеет вид пирамиды. Ориентируясь на нее, можно составлять сбалансированный рацион на каждый день. (Дасколов П. Асланян Р. Принципы рационального питания. М.,«Просвещение», 1999;           Смоляр В.И. Принципы рационального питания. Киев, 1999.)

             

         «Двенадцать золотых правил» здорового питания

Для обеспечения здорового питания также важно придерживаться основных правил, которые позволят составить сбалансированный рацион питания.

1. Следует потреблять разнообразные продукты.

2. При каждом приеме пищи следует есть любые из перечисленных продуктов: хлеб, крупяные и макаронные изделия, рис, картофель.

3. Несколько раз в день следует есть разнообразные овощи и фрукты 

4. Следует ежедневно потреблять молоко и молочные продукты с низким содержанием жира и соли (кефир, кислое молоко, сыр, йогурт).

5. Рекомендуется заменять мясо и мясные продукты с высоким содержанием жира на бобовые, рыбу, птицу, яйца или тощие сорта мяса.

6. Следует ограничить потребление «видимого жира» в кашах и на бутербродах, выбирать мясомолочные продукты с низким содержанием жира.

7. Следует ограничить потребление сахаров: сладостей, кондитерских изделий, сладких напитков, десерта.

8. Общее потребление поваренной соли, с учетом ее содержания в хлебе, консервированных и других продуктах, не должно превышать 1 чайной ложки (6 грамм) в день.

9. Идеальная масса тела должна соответствовать рекомендованным границам (ИМТ – 20 - 25).

10. Не следует употреблять более 2 порций алкоголя в день (1 порция содержит около 10 г. чистого алкоголя).

11. Следует отдавать предпочтение приготовлению продуктов на пару, путем отваривания, запекания или в микроволновой печи.

12. Следует придерживаться исключительно грудного вскармливания на протяжении первых шести месяцев жизни ребенка.

(Прыгунова О.В. Наше здоровье. Ростов-на-Дону, 2000.)

 

1.2. Виды неправильного питания и его влияние на здоровье человека

Специалисты Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) рекомендуют различать следующие формы патологических состояний, связанных с неправильным питанием.

Недоедание – состояние, обусловленное потреблением в течение более или менее продолжительного времени недостаточного по калорийности количества пищи.

Переедание – состояние, связанное с потреблением избыточного количества пищи.

Специфическая форма недостаточности – состояние, вызванное относительным или абсолютным недостатком в рационе одного или нескольких пищевых веществ (например, всем известный дефицит йода).

Несбалансированность питания – состояние, возникающее при неправильном соотношении в рационе необходимых пищевых веществ.

Неадекватное питание - энергетическая ценность суточного пищевого рациона не покрывает производимые в течение суток затраты энергии, приводит к развитию отрицательного энергетического баланса.

Нарушения питания способствуют развитию различных форм заболеваний. Здоровье детей во многом определяется питанием женщин, особенно во время беременности. Эпидемиологические исследования последних 15 – 20 лет показывают, что роль недостаточного или несбалансированного питания может быть сопоставима с ролью генетических факторов и активных химических или инфекционных воздействий.

(Савельев П.Г., Федорова Л.С. Рациональное питание. М. «Просвещение», 2005)

К болезням недостаточности питания относят, прежде всего, заболевания, связанные с белково-энергетической недостаточностью: кахексию, квашиоркор и маразм.

Наиболее уязвимой группой населения по отношению к недостатку белка являются дети, особенно в период грудного вскармливания и первых лет жизни – от 6 месяцев до 4 лет. Заболевание детей, развившееся вследствие белковой недостаточности, получило название квашиоркор. Квашиоркор, означающий «красный мальчик» или, в другом толковании, «отнятый от груди ребенок», возникает в результате дефицита в рационе животных белков. Сопутствующим фактором является недостаток витаминов комплекса В. Причиной бывает и монотонная углеводная диета. В ряде районов Западной Африки широко распространены детская дистрофия (квашиоркор) и кахексия. Квашиоркор развивается в тех случаях, когда ребенок после отнятия от груди переводится на обедненную белком крахмальную диету. Квашиоркор характеризуется замедлением роста и развития ребенка, изменением цвета кожи и волос, депигментацией, изменением состояния слизистых оболочек, ухудшением функций многих систем, особенно пищеварительной (диспепсические явления и стойкая диарея). В тяжелых случаях основными проявлениями квашиоркора служат отеки и психические расстройства.

Кахексия является следствием малокалорийной диеты, обедненной специфическими аминокислотами (греч. kachexia, от kakos – плохой и hexis – состояние). Это состояние глубокого истощения и физической слабости организма. Развитие кахексии проявляется резким похуданием, потерей веса, сухостью и дряблостью кожи, выпадением волос, исчезновением подкожного жира, атрофией мышц и внутренних органов, снижением содержания сывороточного белка. При кахексии могут наблюдаться отеки, кровоизлияния, иногда нарушения психики. К кахексии приводят длительное недоедание или голодание, тяжелые нарушения обмена веществ, хроническое отравление мышьяком, свинцом, ртутью, фтором, тяжелые поражения пищеварительного тракта (атрофия слизистой оболочки кишечника, состояние после резекции желудка и кишок). Кахексия может также возникать при тяжелом течении туберкулеза и других хронических инфекций, некоторых поражениях желез внутренней секреции (гипофиза, щитовидной железы, надпочечников, поджелудочной железы), обширных длительно незаживающих ранах, нагноениях, злокачественных опухолях (особенно пищевода и желудка).

Другой наиболее уязвимой группой являются беременные женщины и кормящие матери. Белковая недостаточность возникает чаще при общем недостатке пищи и характеризуется гипопротеинемией, снижением осмотического давления крови и появлением “голодных отеков”. Это состояние характеризуется как алиментарная дистрофия.

К болезням пищевой недостаточности относятся разнообразные авитаминозы, а также гипо- и субгиповитаминозы (полиневриты, цинга, остеопороз, рахит и гемералопия). Развивающееся при этом патологическое состояние проявляется падением сопротивляемости организма к инфекциям, снижением работоспособности, ослаблением памяти и т.д.

(Диченко В.А. Значение рационального питания в современном мире. М., «Академия», 2004)

  По данным Института питания, практически все население России испытывает дефицит витамина С, 40-90% – дефицит витаминов группы В и фолиевой кислоты, 40-60% – бета-каротина. Даже при сбалансированном и разнообразном рационе современному человеку не хватает 20-30% большинства витаминов.

     Если калорийность суточного рациона значительно превышает         расход энергии, наблюдается положительный энергетический баланс, что также характеризуется весьма серьезными последствиями в виде болезней избыточного питания, одной из которых является ожирение.

Ожирение – накопление жира в организме, приводящее к увеличению избыточной массы тела на 20% и более от средних нормальных величин («идеальная» масса тела). В зависимости от массы тела различают ожирение I степени (увеличение массы по сравнению с "идеальной" более чем на 29%), II степени (избыток массы тела составляет 30 – 49%), III степени (избыток массы тела равен 50 – 99%) и IV степени (избыток массы тела составляет 100% и более). Ожирение представляет не только медицинскую, но и социальную проблему, так как в развитых странах лица, страдающие различными формами ожирения, составляют 20-30% от общего числа популяции.

Избыточная масса тела и ожирение возникают тогда, когда поступление с пищевым рационом энергии намного превышает потребности в ней организма. Такое энергоизбыточное питание год за годом увеличивает накопление лишних килограммов и повышает риск развития опасных заболеваний: атеросклероза в два раза, гипертонической болезни в три раза, ИБС в полтора раза, сахарного диабета в четыре раза, холелитиаза (образование камней в желчных протоках) в шесть раз, варикозного расширения вен (в два – три раза), полиостеоартроза (в четыре раза), подагры (в три раза). Основным механизмом развития ожирения является увеличение количества или объема жировых. Этот процесс может наблюдаться в течение всей жизни, однако наиболее критическими периодами для этого являются два последних месяца беременности, первый год жизни и период полового созревания, когда количество и размеры жировых клеток могут достигать максимального значения. Таким образом, перекармливание и избыточная масса тела в эти критические периоды представляют большой риск развития ожирения. При ожирении сокращается продолжительность жизни, в зрелом возрасте теряется способность к воспроизведению потомства.

Таким образом, как положительный, так и отрицательный энергетический баланс неблагоприятно отражается на состоянии организма, вызывая нарушения обмена веществ, функциональные и морфологические изменения различных систем. (Василаки А., Килиенко З. Краткий справочник по диетическому питанию. М., «Дрофа», 2000.)

1.3  Организация рационального питания студентов.

      Учащаяся молодежь должна рассматриваться как профессионально-производственная группа населения определенной возрастной категория, объединенная специфическими особенностями труда и условиями жизни. Учитывая эти факторы, целесообразно выделить студентов в особую группу.

При оценке качественного состава пищи студентов часто выявляется несбалансированность питания по ряду основных компонентов — низкое содержание белков животного происхождения, жиров растительного происхождения, кальция, аскорбиновой кислоты и тиамина.

У студентов выявлены следующие нарушения режима питания: 25— 47% не завтракают, 17—30 % питаются два раза в день, около 10 не обедают или обедают нерегулярно, около 22 % не ужинают. Отмечено редкое употребление горячих блюд, в том числе первого блюда, поздний по времени приема ужин.

В соответствии с физиологическими рекомендациями энергетическая потребность студентов-мужчин оценена в пределах 2585 ккал, студенток —2434,5 ккал. На белки приходится около 12% суточной энергетической ценности рациона, причем доля белков животного происхождения должна составлять не менее 60% общего количества их в рационе. Выполнение этого требования гарантирует не только обеспечение достаточным содержанием незаменимых аминокислот, но и их оптимальную сбалансированность в рационе.

Жиры должны составлять около 30 % общей энергетической ценности рациона студенток. При этом на долю жиров растительного происхождения должно приходиться около 30 % их общего количества. Суточная потребность студентов в основных минеральных веществах должна обеспечить поступлением в организм кальция в количестве 800 мг. фосфора — 1600 мг, магния —500 мг, калия —2500—5000 мг, железа— 10 мг.

В целях практического осуществления принципов сбалансированного питания студентов следует стремиться к более полному соответствию между энергетической ценностью и качественным составом фактических рационов питания и потребностями в энергии и пищевых веществах.  

  В особую группу необходимо отнести студентов, приехавших для обучения из различных стран. Это связано в первую очередь с тем, что они попадают в новые, непривычные условия, к которым необходимо адаптироваться. Наибольшие трудности сопряжены с изменением климата, отрывом от родины и семьи, а также с изменением характера питания (значительные изменения продуктового набора, технологии приготовления пищи, режима питания). Обследования студентов из различных регионов мира— стран Азии, Африки, Среднего и Ближнего Востока, Латинской Америки — показали, что энергозатраты студентов из Латинской Америки в среднем составляют 2430 ккал. Среднего и Ближнего Востока — 2430 ккал, Африки — 2239 ккал, Азии — 2205 ккал. Различия в энергозатратах практически отсутствовали при пересчете расхода энергии на стандартную массу (70 кг) человека независимо от расовых, этнических различий, а также региона происхождения. В период экзаменационной сессии энергозатраты составляют 1,4 ккал/мин, фактически не отличаясь от энергозатрат во время обычного учебного процесса. Более 90 % иностранных студентов пользуются предприятиями общественного питания. (http://www.chesu.ru/)

Каким должно быть питание студентов?

    Студенты — это молодежь в возрасте 18—26 лет, еще с незаконченными процессами роста и формирования организма, поэтому в комплексной системе гигиенических мероприятий, направленных на охрану здоровья студентов, одно из важнейших мест принадлежит организации их рационального питания. Изучение организации питания студентов у нас в стране и за рубежом показало, что нарушение питания проявляется в несоблюдении оптимального соотношения между основными пищевыми веществами в рационе и режимом питания.
      
Пищевой рацион студентов необходимо обеспечивать достаточным количеством разнообразных витаминов, в первую очередь витаминами С, группы В, витаминами А, Е, влияющих на обменные процессы, рост и физиологическое состояние организма. Важное значение в питании молодежи принадлежит таким минеральным веществам, как кальций и фосфор, принимающим участие в укреплении костной ткани, в активизации важнейших процессов организма.
      В сохранении здоровья и работоспособности студентов в течение дня имеет значение соответствие калорийности пищевого рациона суточным энергозатратам, распределение калорийности между приемами пищи, разовость питания, время и интервалы между приемами пищи. Для студентов наиболее оптимальным режимом питания является четырехразовое питание, особенно в каникулы и в период подготовки в экзаменам. В течение учебного периода допускается трехразовое питание, но абсолютно недопустимо двухразовое и, конечно же, прием пищи раз в день.
      Последний прием пищи рекомендуется не позднее чем за два часа до сна.
При четырехразовом питании должно быть следующее распределение калорийности: первый завтрак — 25%, второй завтрак—15%, обед — 35%, ужин — 25%. На завтрак и ужин рекомендуется включать горячие блюда. Меню обеда должно состоять, как правило, из четырех блюд.
(http://blogontop.ru/)

1.3.1 Особенности питания  студентов

    Организму студентов свойственны особенности, обусловленные возрастом, влиянием условий учебы и быта.

     Учебная деятельность требует значительного  нервно-эмоционального напряжения; волнение перед сдачей экзаменов и во время  их приводит к повышению кровяного  давления, увеличению частоты пульса и дыхания. Значительную часть суток  студенты ведут малоподвижный образ  жизни, Их физическая активность невелика. Только часть учащейся молодежи занимается спортом.

     Большое влияние на организм студентов младших  курсов оказывают изменения привычного уклада жизни.

     В организме молодых людей еще не завершено формирование ряда физиологических систем, в первую очередь нейрогуморальной, поэтому они очень чувствительны к нарушению сбалансированности пищевых рационов.

     В связи с нарушением режима питания  за время учебы у многих студентов  развиваются заболевания пищеварительной  системы, получившие название «болезни молодых», а также гипертоническая  болезнь, неврозы и др.

     Ассортимент продуктов для студентов вузов  представлен  в табл. 1.

     При выборе продуктов следует учитывать  ограниченность денежного бюджета  студентов. С целью обеспечения  рационов студентов достаточным  количеством биологически ценных белков следует использовать их дешевые  источники (субпродукты, обезжиренное молоко, нежирный кефир и др.).

     Для обеспечения потребности в жирах  в рацион необходимо вводить в  непрогретом виде растительное и  сливочное масла (20 ... 25 г). Следует избегать избытка сладостей, так как это может привести к ожирению и сахарному диабету, потребление сладостей, особенно прилипающих к зубам, приводит к кариесу. (http://www.rasteniya-lecarstvennie.ru/)

   

  Табл.1 Ассортимент продуктов для студентов вузов (http://academy.cross-kpk.ru)

Название  продуктов

Количество, г.

Для студентов вузов

мужчины

женщины

Мясо  и мясопродукты

127

107

Рыба  и рыбопродукты

53

43

Молоко

370

313

Творог

21

18

Сметана

16

18

Сыр

16

18

Всего молока и молочных продуктов в  пересчете на молоко

1097

963

Яйца 

26

22

Масло животное

16

13

Масло растительное

26

22

Сахар

95

80

Хлебопродукты

407

343

Картофель

317

268

Овощи и бахчевые

376

317

Фрукты  свежие

132

112

Сухофрукты 

5

4

Сыр

69

58

 

     С целью ликвидации последствий малоподвижного образа жизни следует шире включать в питание растительные продукты, которые являются источником пищевых  волокон.

      Больше  внимания необходимо уделять удовлетворению физиологических потребностей учащейся молодежи в пищевых веществах, часто  являющихся дефицитными, а именно в  витаминах: С, А, В, В2, ВВ, а также соблюдению рекомендуемых соотношений кальция и фосфора (1, 1,5). Следует избегать частого потребления блюд и продуктов, содержащих много поваренной соли (соления, копчености, маринады, соленая рыба).

      В качестве источников витамина С необходимо использован» отвар шиповника, зеленый лук, капусту белокочанную в сыром виде.

      С целью обеспечения витамином А, помимо продуктов животного происхождения, необходимо систематически потреблять источники бетакаротина, такие, например, как морковь (с жирами).

      Исключительно важно соблюдать принципы сбалансированного питания в период экзаменационных сессий. В этот период необходимо увеличение в рационе доли продуктов, содержащих белки и витамины, повышающих эмоциональную устойчивость организма.

      Важнейшая роль в сохранении здоровья учащихся принадлежит соблюдению режима питания. Прием пищи должен быть 3—4-кратным.

      Особое  внимание следует уделять завтраку. Завтрак должен содержать 25 ... 35 г белка, 30 г жира и 100 г углеводов. Рекомендуется включать горячее блюдо из мяса, рыбы или картофельно-овощное, яичное, творожное, а также масло, сыр, колбасу, чай, кофе, какао.

      Основными источниками полноценных белков должны быть продукты животного происхождения. На их долю должно приходиться 50 ... 60 %, желательно, чтобы примерно половину из них составляли молочные белки. Не следует включать в питание копченые колбасы, мясо должно быть нежирным, рыба — нежирной и несоленой. Половину потребности в жирах следует удовлетворять за счет сливочного и растительного масел (поровну). Нужно ограничивать продукты, богатые холестерином. Хлеб целесообразно использовать преимущественно черный (если нет противопоказаний). Вследствие невысоких энергетических затрат на долю сахара должно приходиться не более 15% общего количества углеводов (60 ... 70 г/сут), а на долю сложных углеводов — не менее 70 ... 80 %.

      С учетом большой нагрузки на органы зрения важное значение имеет снабжение  рациона источниками витамина А  и b-каротина (молоко, сыры, рыбий жир, яичный желток, морковь, перец сладкий, горошек зеленый, ягоды облепихи, плода шиповника, абрикосы, хурма, печень).

      Для регуляции обмена холестерина и профилактики атеросклероза необходимо включать в рацион питания источники липотропных веществ: гречневую и овсяную крупу, свежую зелень, овощи, фрукты, морскую капусту, мясо. С целью профилактики ожирения следует ограничить потребление таких высококалорийных продуктов, как конфеты, шоколад, печенье, пирожные, хлебобулочные изделия из муки высшего и первого сорта. Для увеличения содержания кальция в рацион следует включать такие его источники, как сыры и творог.

      Поваренная  соль способствует задержке в организме  воды и продуктов обмена, поэтому  следует ограничивать ее количество или потреблять продукты – источники калия, улучшающие выведение этих веществ (картофель, салат, тыква, кабачки, свекла, овсяная крупа, сухофрукты, особенно изюм, курага).

      Рацион  питания должен иметь антисклеротическую, липотропную и антистрессорную направленность для оптимизации обмена жиров, снижения уровня холестерина в крови, обеспечения оптимальных условий для нормального функционирования нервной системы. 
       Для нормальной жизнедеятельности организма  необходимо сбалансированное поступление  с пищей основных ее компонентов, а именно: белков, жиров, углеводов, витаминов, микроэлементов. Очень важно, чтобы калорийность рациона соответствовала  энергетическим затратам организма  в зависимости от индивидуальных особенностей - таких, как рост, вес, возраст и степень физической и эмоциональной нагрузки. Питание  должно быть разнообразным, включать в  себя мясо, рыбу, яйца, молочные продукты – основные источники белка, необходимого для роста и восстановления клеток и тканей организма и его нормальной жизнедеятельности. Жиры должны составлять около 30% от всей калорийности рациона, причем не менее трети от общего числа нужно использовать в виде растительных масел, их необходимо шире использовать при приготовлении салатов, винегретов. Для улучшения деятельности головного мозга, а также с целью профилактики атеросклероза необходимо увеличить в рационе количество блюд из рыбы.
(http://www.spospk.ru/)

      Углеводы  – это "топливо" клеток мозга. Хлеб, картофель, сахар, кондитерские изделия, каши, шоколад - это основные их источники, которые при избытке переходят в жиры, откладываясь в жировых депо. Помните, что 100 г карамели дают организму около 300-400 ккал, а выпечка, торты и т.д. и того больше. Избыток таких «пустых» калорий может привести не только избытку жировых отложении, но и к ухудшению памяти.

 А вот овощи и фрукты, зелень – это источники витаминов, минеральных веществ, пищевых волокон, их лучше употреблять в сыром виде в салатах, к тому же надо помнить, что 100 г овощей дают лишь 20-40 ккал.

      Общее состояние организма, его активность и работоспособность зависят  от режима питания. Принимать пищу необходимо не реже 3-4 раз в сутки, желательно в одно и то же время. Завтрак должен быть обязательным и достаточно плотным, во время обеда необходима полноценная  горячая пища, которую нельзя заменить употреблением продуктов быстрого приготовления (вермишель, картофельное пюре и разнообразные супы из пакетиков). На ужин лучше употреблять легкоусвояемые молочные, крупяные или овощные блюда. Мясные блюда, а также крепкий  чай, кофе, принимать вечером нежелательно. Во время сессии в пищевой рацион можно внести некоторые коррективы: употребление в этот период дополнительно 10-15 г. растительного масла в свежем виде в салатах значительно увеличивает концентрацию внимания и улучшает работоспособность. Молочный белок таких продуктов, как творог, сыр, кисломолочные напитки снижает уровень стресса. Поэтому врачи рекомендуют ежедневно употреблять кисломолочные продукты, в большом количестве – овощи и фрукты. Избежать переутомления поможет стакан зеленого чая с ложкой меда и соком половины лимона. Зимой нельзя забывать включать в свой рацион сухофрукты. Калорийность рациона должна быть такой же, как при обычной студенческой нагрузке.

(http://www.pelicanfoods.ru/)


 
 

1.3.2 Основные направления совершенствования питания студентов.

  

      Группа российских медиков, психологов и педагогов провела исследование влияния качества и регулярности питания на успеваемость учащихся средних и высших учебных заведений. Оказалось, что при двухразовом питании – утром и вечером – резко снижается успеваемость школьников и студентов, при трехразовом она возрастает. Залог же успешной учебы – это четырехразовое питание.  

     Для того чтобы наладить систему регулярного  питания молодого поколения, необходимо принять новые стандарты питания  студентов. Питание учащихся должно быть, во-первых, качественным, во-вторых, сбалансированным по количеству белков, жиров и углеводов, в-третьих, достаточно регулярным – каждые четыре-пять часов, и, в-четвертых, больше ориентированным на отечественные продукты.

     Проведенные исследования показали, что молодые люди отдают предпочтение картофелю фри, чипсам, сандвичам, майонезу и газированным напиткам. В результате подростки в четыре раза больше, чем взрослые, страдают проблемами ожирения.     

     Утверждение, что студент должен четыре или пять раз в день питаться,  наверное, вызовет улыбку и ухмылку у студента. Когда это наш студент сможет три или четыре, а то и пять раз в день получить пищу? А вот медики установили зависимость, что если хотя бы три раза в день студент питается, то это сказывается положительно на его успеваемости. А если один-два раза в день, то оценки удовлетворительные. Как может здоровый, молодой, растущий организм нормально выкладываться на занятиях, на контрольных, на лабораторных, когда у него сил на это не хватает.

     Задача любого вуза – выпустить из стен университета не только профессионально подготовленных, но и здоровых, энергичных молодых специалистов. В условиях экономического кризиса, сокращения доходов семей и студенческой безработицы, а также на фоне роста цен на продукты питания необходимо выработать предложения по совершенствованию системы питания нашего студенчества. Должны стимулироваться, с одной стороны, товаропроизводители к снижению себестоимости своей продукции, а с другой – введение государственных дотаций на питание студентов. 
      В Москве вот уже несколько лет существует система школьного питания. Она предполагает, что учащиеся средних общеобразовательных учреждений либо бесплатно получают, либо могут покупать в школах горячие завтраки и обеды, четко сбалансированные по калорийности. Готовятся они в специально созданных столицей комбинатах школьного питания.

     Одной из форм организации студенческого питания могут стать молодеж-

ные кафе. Молодые люди, которые обучаются в пищевых университетах, могли бы с третьего-четвертого курса организовывать свое личное дело в форме малого бизнеса на территориях высших образовательных учреждений. Главная задача – дать им такую возможность, предоставив бюджетную поддержку. В законе должны быть прописаны механизмы развития системы молодежных кафе, ресторанов и закусочных, в которых студенты могли бы не только со скидкой покупать горячие обеды, но и работать в свободное от учебы время. http://www.abcslim.ru/

ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ. Анкетирование

Уважаемый респондент! Просим Вас принять участие в исследовании на тему рационального питания.

СПАСИБО ЗА УЧАСТИЕ!

1.Ваш пол: 

- мужской,

- женский

2. Ваш возраст?   ___ лет

3. Откуда Вы?

а) из сельской местности

б) городской житель

4. Имеются ли у Вас хронические заболевания? а) Да;        б) Нет

5. Появились ли у вас какие-либо заболевания после поступления в вуз? а) Да б) Нет

6. Сколько раз в день вы питаетесь?

а) 1

б) 2

в) 3

г) 4

д) больше

7. Соблюдаете ли вы режим питания?

а) да

б) хочу, но не хватает времени

в) не вижу необходимости

8. Какие блюда вы предпочитаете?

а) сладкое и сдобное

б) фаст-фуд

в) домашняя кухня

г) другое ______________________________________________________

9. Завтракаете ли вы?

а) да

б) нет

в) не всегда успеваю

10. Соблюдаете ли Вы какую-либо диету? Если да, то какую?

а) голодание

б) диета для сброса/набора веса

в) диета, необходимая при определенной болезни

г) не соблюдаю

11. Употребляете ли Вы рекомендованные 2 литра воды в день? а) Да;   б) Нет

12. Где Вы чаще питаетесь?

а) дома

б) в столовой университета

в) кафе, бистро, ресторан и т.п.

г) перекусываю (утоляю голод) чем придется (жевательная резинка, шоколад, конфеты)

13. Учитываете ли вы калорийность вашего дневного рациона?

а) да

б) нет

14. Имеете ли вы представление о рациональном питании? а) Да; б) Нет 

15. Когда Вы съедаете больше еды:

а) в первой половине дня;

б) во второй половине.

16.Как часто вы питаетесь  чипсами, кириешками, шипучками и т.п.?

а) каждый день;

б) только иногда;

в) готов есть всегда;

г) вообще не ем.

17. Как часто Вы пропускаете завтрак, обед или ужин?

а)  часто,

б)  иногда,

в)  почти никогда

Цель анкетирования студентов: определить отношение студентов к рациональному питанию, выявить наличие заболеваний, связанных с неправильным питанием, составить представление о рационе питания студентов.

  В ходе социологического исследования были опрошены 20 респондентов: 6 юношей и 14 девушек. Категория опрошенных – студенты вузов в возрасте от 17 до 22 лет.  

  По результатам опроса проживают в сельской местности – 30% опрошенных; 70% -городские жители.

  У 15% респондентов имеются хронические заболевания.

  У 10%  появились хронические заболевания после поступления в вуз.

  1 раз в день питаются - 10%, 2 раза в день - 35%, 3 раза в день - 50%, 4 раза в день - 5%.

  Из 20 опрошенных лишь 2% - соблюдают режим питания, 50% - хотят, но не хватает времени и 40% - не видят необходимости в соблюдении режима питания.

  30% - предпочитают сладкое и сдобное, 70% - домашнюю кухню.

  Завтракают - 50%, не завтракают вообще - 20%, не всегда успевают - 30% опрошенных.

  15% респондентов придерживаются диеты для сброса/набора веса, 85% - не соблюдают никаких диет.

  50% опрошенных употребляют рекомендованные 2 литра воды в день.

  По подсчетам питаются обычно дома - 85%, в столовой университета - 10%, перекусывают в течение дня чем придется - 5%.

  Лишь 10% опрошенных учитывают калорийность своего дневного рациона.

  75% респондентов съедают больше еды во второй половине дня.

  Каждый день 10% респондентов питаются чипсами, кириешками и.т.п., 70% - иногда подобное употребляют в пищу и лишь 20% - не едят вообще.

  Завтрак, обед, ужин часто пропускают 30% опрошенных, иногда - 60%, почти никогда - 10%.

Организация питания студентов Социального факультета ДГУ

         На базе Социального факультета ДГУ Рабадановой Сагибат Хулатаевной открыта студенческая столовая. Столовая размещена в корпусе факультета и  состоит из обеденного зала на 48 посадочных мест (12 столиков).

Штат столовой:

-           заведующая производством– 1;

-           повар – 2;

-           кухонный рабочий – 1;

       По характеру организации производства столовая работает как на полуфабрикатах, так и на сырье. Относится к столовой открытого типа и обеспечивает питание всех обучающихся, преподавателей. Имеется  санитарно-эпидемиологическая сертификация как помещения.

Режим работы столовой соответствует расписанию учебных занятий. Работа организована в одну смены при шестидневной рабочей неделе. График работы: с 8.30 до 16.00.

 Завоз продуктов осуществляется 2-3 раза в неделю кухонным рабочим.

Блюда готовятся в специально оборудованном помещении кухни. Имеется всё необходимое для приготовления пищи, горячая и холодная вода (вода постоянная), отдельно установлен умывальник для посетителей. Два холодильника, две газовые плиты для приготовления пищи, кухонную посуду, мебель, другой инвентарь. 

      В столовой применяется метод самообслуживания потребителей с последующей оплатой.

      В качестве посуды в столовой применяются одноразовые тарелки, вилки, ложки, стаканчики.

    Среди минусов можно указать на плохую вентиляцию помещения,      малое количество столиков, вследствие чего постоянно образуются большие очереди из студентов.

Меню столовой следующее:

- салат «Оливье»;

- отбивные;

- пицца;

- пирожки с картошкой;

- хот-дог;

- напитки;

- сдобное;

- салат «Шуба»;

- картофельное пюре с подливой;

- котлеты мясные;

- сосиска в тесте;

- горячий чай (черный, зеленый); кофе с молоком.

      В меню присутствуют основные виды блюд, подаваемых в общественном питании.

      В открытии столовой социальный факультет нуждался очень давно. Столовая была необходима, студенты из года в год просили декана об ее открытии. По мнению студентов социальный факультет теперь снабжен всем необходимым. Студентам не приходится посещать кафе, магазины, расположенные поблизости. Беспокоит рост популярности у студентов продуктов питания быстрого приготовления, содержащих в большом количестве различные ароматизаторы, красители, модифицированные компоненты. Но эта проблема не искореняется никакими методами. Поэтому студенческая столовая вносит существенный вклад в упорядочивание питания студентов.

        Задача любого вуза – выпустить из стен университета не только профессионально подготовленных, но и здоровых, энергичных молодых специалистов. В условиях экономического кризиса, сокращения доходов семей и студенческой безработицы, а также на фоне роста цен на продукты питания необходимо выработать предложения по совершенствованию системы питания нашего студенчества. Должны стимулироваться, с одной стороны, товаропроизводители к снижению себестоимости своей продукции, а с другой – введение государственных дотаций на питание студентов. 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

         Рациональное питание следует рассматривать как одну из главных составных частей здорового образа жизни, как один из факторов продления активного периода жизнедеятельности.

В связи с научно-техническим прогрессом неуклонно увеличивается количество людей, занимающихся умственным трудом, потребности, в энергии которых минимальны (не более 10.25 МДж (2450 ккал) для мужчин и 8,4 МДж (2000 ккал) для женщин). При минимуме энергии обычно потребляется мало минорных компонентов пищи (витаминов, микроэлементов). В этих случаям, несмотря на, казалось бы, адекватную энергообеспеченность организма, могут возникать признаки гиповитаминозных и гипомикроэлементозных состояний.

Соблюдение рекомендаций по рациональному питанию является основным источником повышения устойчивости организма к различным вредным агентам окружающей среды и снижения ряда неинфекционных хронических заболеваний среди населения.

        Таким образом, в ходе своей работы я рассмотрела виды неправильного питания и выявила его влияние на здоровье человека и студентов в частности. Изучила научную литературу на тему рационального питания. Выявила основные положения теории рационального питания и рассмотрела особенности рационального питания студентов.

          Также я провела социальное исследование среди студентов вузов на тему рационального питания. Главной задачей исследования было выяснение отношения студентов к рациональному питанию, выявление наличия заболеваний, связанных с неправильным питанием. Была выявлена следующая тенденция: подавляющая часть респондентов не имеют хронических заболеваний и не обнаружили их появление после поступления в вуз. Ещё одна положительная динамика наблюдается в ответах на вопрос о частоте питания - большинство опрошенных питаются 2-3 раза в день. Практически все опрошенные общественному питанию предпочитают домашнюю кухню. Вместе с тем примерно половина респондентов не завтракают. Подавляющее большинство опрошенных питаются дома. Значительное число студентов питаются иногда вредной пищей. Большинству опрошенных случается пропускать завтрак, обед и ужин. В целом же, несмотря на положительные результаты исследования, в студенческой среде очень часто наблюдаются заболевания, связанные с неправильным питанием, пренебрежительным отношением молодежи к своему рациону питания.

Таким образом, мне удалось достичь поставленную мною цель: я изучила  принципы современного рационального питания и основные тенденции питания в студенческой среде.

ЛИТЕРАТУРА

  1.  Василаки А., Килиенко З. Краткий справочник по диетическому питанию. М., «Дрофа», 2010.
  2.  Дасколов П. Асланян Р. Принципы рационального питания. М., «Просвещение», 2009.
  3.  Диченко В.А. Значение рационального питания в современном мире. М., «Академия», 2004.
  4.  Прыгунова О.В. Наше здоровье. Ростов-на-Дону, 2000.
  5.  Привалова Д.В., Афанасьенко М.П. Диетическое питание. Н.Новгород, «Эрудит», 2008.
  6.  Савельев П.Г., Федорова Л.С. Рациональное питание. М. «Просвещение», 2012.
  7.  Смоляр В.И. Принципы рационального питания. Киев, 2009.
  8.  http://academy.cross-kpk.ru 
  9.  http://www.chesu.ru/
  10.   http://blogontop.ru/
  11.   http://www.rasteniya-lecarstvennie.ru/
  12.   http://www.spospk.ru/
  13.   http://www.pelicanfoods.ru/
  14.   http://www.abcslim.ru/
  15.   http://www.medprof.ural.ru/

31

  1.  

 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

5577. Изучение свойств, форм и операций мышления 44 KB
  Изучение свойств, форм и операций мышления Цель работы:исследование: свойства мышления: лабильности (подвижности) форм мышления: структура и соотношение понятий операций мышления: сравнение, обобщение, абстрагирование. Матери...
5578. Исследование эффективности различных видов организационных структур 177 KB
  Структура организации - это основной элемент любой организации, не только характеризующий её, но и представляющий собой сам механизм построения и функционирования организации. Правильный выбор организационной структуры - необходимый фактор ...
5579. КРОВЬ КАК ВНУТРЕННЯЯ СРЕДА ОРГАНИЗМА И СРЕДСТВО ТРАНСПОРТА ВЕЩЕСТВ. ФИЗИКО-ХИМИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА КРОВИ 177.94 KB
  Функциональная система крови (состав, функции, методы исследования). Физико-химический состав гомеостаз внутренней среды (состав и физико-химические показатели крови). Кровь как средство транспорта веществ.
5580. Подшипники качения 113.5 KB
  Отличие подшипников качения от подшипников скольжения. В любом механизме или машине различают два типа подвижных опор: опоры с трением скольжения и опоры с трением качения. В первом случае происходит взаимное перемещение и взаимодействие рабочих пов...
5581. Изучение свойств памяти 55 KB
  Изучение свойств памяти Цель работы:исследование динамики процессов запоминания выявление преобладающего вида образной памяти (зрительная, слуховая). Материалы:Методики для исследования памяти: Динамический тест памяти Таблицы с образам...
5582. Обоснование и расчет искусственного освещения помещения здания закусочной 98 KB
  Обоснование и расчет искусственного освещения помещения здания закусочной Задание 1. Требования руководящих документов по вопросам производственной санитарии и гигиены труда 2. Анализ опасных и вредных факторов при строительстве и эксплуатации здани...
5583. Уголовная статистика и изучение преступности 93.5 KB
  Правовая статистика охватывает широкий круг проблем, связанных с негативными явлениями в обществе. Изучает различного рода преступления и правонарушения, такие как: бандитизм, ограбление, изнасилование, проституция...
5584. Материалы и изделия, получаемые спеканием и плавлением. Керамика 207 KB
  Материалы и изделия, получаемые спеканием и плавлением 1. Керамические материалы. Общие сведения Керамика - собирательное название широкой группы искусственных каменных материалов, получаемых формованием из глиняных смесей с минеральными и ...
5585. Магнитное поле в вакууме 30 KB
  Магнитное поле в вакууме: Взаимодействие токов осуществляется через поле, называемое магнитным. Из опытов следует, что оно имеет направленный характер и должно характеризоваться векторной величиной, называемой магнитной индукцией (В), аналогич...