9034

ФИЛОСОФСКИЕ ВЗГЛЯДЫ АРИСТОТЕЛЯ

Доклад

Логика и философия

Философские взгляды Аристотеля. Аристотель (также Стогирит, 384-322 г.), один из учеников Платона, во многом заложил основы для выделения философии как самостоятельной науки. Его основные сочинения - Метафизика, О душе, Первая вторая...

Русский

2013-02-21

15.81 KB

63 чел.

Философские взгляды Аристотеля.

Аристотель (также Стогирит, 384-322 г.), один из учеников Платона, во многом  заложил основы для выделения философии как самостоятельной науки. Его основные сочинения – «Метафизика», «О душе», «Первая/вторая аналитика», «Политика», «Категории». Аристотель создал ликей (школу) и гимнасию (место философских бесед).

Аристотель выступает против учения Платона об идеях, говоря, что сущность и то, сущность чего есть это сущность, не могут существовать отдельно, а также, что неподвижность и неизменяемость, вечность идей делает невозможным объяснение причин беспрестанно происходящих движения и изменения в мире. Поэтому понятие идей он заменяет формой. Она необходима для каждого предмета, является вечной и не подвергается никакому изменению. Форма – активное деятельное начало, первая сущность. Второе понятие – материя. Материя – нечто неопределенное, пассивное или инертное состояние бытия, целиком подчиненное форме, которая является для этого бытия «сутью». Форма делает из неопределенной материи то, чем тело является действительности. Причина и источник придания формы – Бог, который является «формой всех форм», конечная причина всех природных явлений и перводвигатель мира. При этом материя не может существовать без формы, и наоборот.

Кроме формы и материи, Аристотель вводит понятия производящей причины и цели. Производящая причина – то, откуда изменение берет свое начало. Цель – то, ради чего явление имеет место. Так создается понятие о четырех причинах: производящей причине, цели, материи и форме. Так, на примере строительство дома: архитектор – производящая причина, план дома – форма, строительные материалы – материя, законченное здание – цель.

Движение, о котором свидетельствуют чувства, Аристотель считает ключом к познанию природы. Он приводит 4 типа движения: возникновение и уничтожение, количественное изменение, качественное изменение и перемещение в пространстве, причем последнее является основным, так как является условием для всех остальных.Говоря о первоначалах, Аристотель выделял 4 элемента: огнь, воздух, воду и землю. Любое сложное тело образовано из этих элементов, взятых в различных пропорциях.

Что касается познания, Аристотель утверждает, что источником знания является объективный мир. Мы можем иметь знание только о том, что действительно существует. То же, что мы чего-то не знаем, не означает, что этого не существует. Чувственное восприятие является основой опытного знания. Чувственное восприятие присуще людям и животным, но для человека характерно наличие более высоких уровней познания. Первый высший уровень познания – искусство, под которым понимаются любые специальные знания и умения (искусство врачевания, плотницкое искусство). Высшей ступенью познания является наука, которая связана с нахождением общего в отдельном и опирается только на теоретические знания. Науки делятся на теоретические (знание ради знания), практические (знания ради морали) и продуктивные (знания ради производства).

Аристотель является отцомлогики. Для него она – и инструмент науки, и сама по себе наука о формах мышления. Аристотель сформулировал термины понятие, суждение, умозаключение, логические законы тождества, противоречия, исключения третьего.

Важным является и учение о категориях – логических определениях бытия: сущность, качество, количество, отношение, место, время, положение, обладание, действие, страдание.

Говоря о душе, он говорил, что она присуща всему живому и неотделима от тела. Разум же – нечто изначальное, неразрушимое и не связанное с телом.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

61498. КАК НЕ НАДО ДАВАТЬ ОТКРЫТЫЙ УРОК 27.6 KB
  Чтобы не сбиться на традиционное описание правильного урока это очень большая тема значительно превосходящая объемы одной статьи и рассматривать только те моменты которые вызывают мое несогласие я буду давать рекомендации от противного: как не надо давать открытый урок.
61499. Как организовать урок с учетом темпераментов учащихся 12.56 KB
  Добросовестно выполняя задания учителя он предпочитает однако репродуктивные методы. Стремится как можно полнее уяснить суть задания и способы решения и лишь затем приступает к его выполнению. Поэтому целесообразно давать ему задания на длительны и период времени. При этом желательно чтобы наряду с практической например вычислительной частью в ней были и задания на актуализацию изученного теоретического материала.
61501. Урок музыки 26.63 KB
  Урок сложный и ответственный этап учебного процесса: от качества отдельных занятий в конечном итоге зависит общее качество школьной подготовки. Поэтому основные усилия теоретиков и практиков во всем мире направляются на создание и внедрение таких технологий урока...
61502. Фотоискусство. История фотографии 36.31 KB
  Цель как основной результат урока: Получение и формирование новых знаний о фотоискуссвте развитие воображения и интереса к фотоискусству. Задачи воспитания: способствовать формированию эстетического чувства художественных вкусов воспитывать эмоциональную отзывчивость научения...