9039

ИСТИНА И ЗАБЛУЖДЕНИЕ

Эссе

Логика и философия

Истина и заблуждение. Что есть истина - центральный вопрос гносеологии, поскольку познание, собственно, и направлено на постижение истины. Сложность и важность данной проблемы повлекли за собой многообразие трактовок природы истины. Классическа...

Русский

2013-02-21

15.54 KB

17 чел.

Истина и заблуждение.

Что есть истина – центральный вопрос гносеологии, поскольку познание, собственно, и направлено на постижение истины. Сложность и важность данной проблемы повлекли за собой многообразие трактовок природы истины. Классическая концепция истины – теория корреспондентной истины, согласно которой истина – соответствие знания действительности. Среди неклассических теорий – конвенциональная (истина – результат соглашения), прагматическая (истина – то, что приводит к успешному действию), когерентная (истина – то, что согласуется с другими высказываниями системы), постмодернистская (истины нет, истина - то, в чем можно убедить других).

Истина не существует сама по себе, так как истина – это свойство знания. Объект познания находится вне знания, принадлежит действительности, которой истинное знание должно соответствовать. Действительность же может быть объективной (материальной) и субъективной (духовной). Соответствие же знания действительности устанавливается путем специальных логических и эмпирических процессов. Такое установление требует разработанной и научно обоснованной нормативной базы.

Еще одна характеристика истины – процессуальность. Истину нельзя получить в готовом виде, истина – процесс, она характеризует определенный качественный этап освоения определенного аспекта действительности. Истина неразрывная связана с практикой.

Свойства истины – объективность, абсолютность, относительность и конкретность. Объективность – присутствие в знании такого содержания, которое не зависит от субъекта. Истина существует сама по себе, это характеристика объекта, существующая вне знания о нем. Абсолютность истины означает, что на определенном этапе исследования имеется в достаточной мере исчерпывающее описание объекта. Абсолютно истинных для всех времен знаний не существует. Также под абсолютностью может подразумеваться некий идеал истинности, недостижимый, но потенциально возможный. Относительность истины характеризует познание с точки зрения его неполноты, условности. Процесс познания какого-то объекта неисчерпаем, и относительность истины указывает на неполноту знания о нем. Абсолютность и относительность коррелируют: познавая относительные истины, мы приближаемся к абсолютным, мы можем знать только относительно, но его мы можем знать абсолютно. Конкретность истины означает, что знание возникает и функционирует только в определенных условиях, привязано к ним. Знаний, истинных для любой ситуации не существует. Истина всегда конкретна. Тут следует вспомнить софистов, говоривших о субъективности истины.

Заблуждение – то, что принимается за истину. Очевидно, что заблуждения преследуют человечество на пути поиска истины. Они обусловлены ограниченностью практики, недостатком знаний и не всегда являются преднамеренными. Однако они порождают проблему критериев истины. Главным критерием истины является практика. Практика, находясь как бы вне знания, позволяет избежать многих проблем, связанных с формулировкой доказательств истинности. Однако, часто, когда экспериментальная проверка затруднительна (в астрономии, сейсмологии, гуманитарных науках), для определения истины используют логические критерии (непротиворечивость, независимость аксиом и т.д.). Если и этих приемов недостаточно, то знание соотносят с реальностью, оценивая эстетичность, простоту, информативность, прагматичность, когерентность и так далее.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

45725. Характеристика групп общественности в связях с общественностью 50.5 KB
  Целевая аудитория –- субъект коммуникационных технологических отношений Для PRкомпаний: целевая общсть – это те социальные субъекты социальные группы организации институты массовые аудитории которые согласно замыслам разработчиков PRкомпании являются или способны быть получателями PRсообщений. Сотрудники менеджеры и организации их объединяющие. Понятия внешней и внутренней общественности связаны с организаций PRмероприятий для социальной организации или института. Внешней открытой общественностью для любого социального...
45726. Структура отечественного PR-рынка 73 KB
  Довольно быстро был пройден период 1988-1991 годов когда на российском рынке PR доминировали зарубежные агентства. Создаются первые отечественные PRагентства: Николо М Имидж-ленд ПР Имидж-контакт. Прежде всего агентства различного типа и специализации prагентства.субъекты: ПР-агентства.
45727. Основные этапы развития слуховой функции у ребенка. Особенности исследования слуха у детей (шепотной, разговорной речью, камертонами) 15.49 KB
  Закладка слухового анализатора происходит на 5–7 неделе внутриутробной жизни. Начиная с 20–й недели беременности, плод различает частоту и интенсивность звука.
45728. Рото- и гортаноглотка, строение, назначение и иннервация, возможные заболевания 16.18 KB
  Ротоглотка - это щелевидное пространство спереди которой располагается зев, который образован сверху мягким небом и передней и задней дужками по бокам, передняя небно-язычная мышца, между ними располагаются небные миндалины.
45729. Субъектное пространство и сферы паблик рилейшнз 49 KB
  Вопросы которые задают субъектное пространство PRдеятельности: Кому чему делается PR предметный Для кого функциональностратегический = базисный. Базисный субъект: Именно он выступает основанием для начала PRдеятельности у него образуется потребность в оптимизации коммуникационного пространства он задает исходные параметры PRдеятельности часто формирует заказ подписывает и финансирует контракт. Для кого функциональностратегический Исходный технологический субъект – лицо осуществляющее PRдеятельность которое может...
45730. Общественное мнение: понятие, диагностика, технологии формирования. Диагностика общественного мнения: цели, подходы, методики измерения 40 KB
  Общественное мнение: понятие диагностика технологии формирования. ОМ при этом вступает как совокупное мнение соответствующего субъекта имеющее внутр. Программы деятсти субъектов ПР нацелены на: убедить людей изменить своё мнение; сформировать ОМ когда его нет; усилить существующее ОМ. Характерные признаки ОМ: Направленность – преобладающее установившееся мнение за и против к опред.