9040

Категории диалектики. Определение категории.

Доклад

Логика и философия

Категории диалектики: Определение категории. Каждая область знания, которая исследует специфические, присущие только ей объекты окружающего мира, имеет свою систему понятий. Понятия, имеющие фундаментальный характер для развития и функциониров...

Русский

2013-02-21

18.09 KB

3 чел.

Категории диалектики:

  1.  Определение категории.

Каждая область знания, которая исследует специфические, присущие только ей объекты окружающего мира, имеет свою систему понятий. Понятия, имеющие фундаментальный характер для развития и функционирования наук, называют категориями от греч. «свидетельство».

Философские категории представляют собой универсальные формы мыслительной деятельности людей. Они отражают связи и отношения, которые имеют место во всех сферах бытия. Они помогают в осмыслении информации и и постижении характеристик объектов.

Для диалектики характерны парные категории, или, по-другому, полярные. Они, находясь в единстве, могут переходить друг в друга, в свою противоположность. Через эти категории формулируются законы диалектики.

Категории:

  1.  Единичное и общее. Под категорией единичного подразумевается существование отдельных, относительно обособленных, отграниченных друг от друга в пространстве и времени вещей и событий, обладающих неповторимой качественной и количественной определенностью. В единичном фиксируются индивидуальные признаки, которые отделяют данный предмет от всех других. При этом предмет не обязательно должен быть один – мы можем говорить об образовании, состоящем из нескольких или многих объектов, если это образование имеет определенную самостоятельность.

Общим же называются общие свойства и отношения, совокупность общих свойств и черт объекта. Существование общего предопределяется тем, что ничто не может существовать совершенно обособленно, вне связи с чем-либо другим.

Единичное и общее связаны друг с другом, поскольку в каждом предмете есть черты, объединяющие его с другими, и черты, отличающие его от других. Единичное богаче общего, поскольку раскрывает не только черты общие, но и множество специфических. Общее же глубже, чем единичное, поскольку раскрывает черты наиболее фундаментальные и существенные.

  1.  Сущность и явление. Явление и сущность в диалектике являются категориями, существующими в сознании. Совокупность этих категорий демонстрирует переход от явного, видимого, простого, к сложному, глубинному и фундаментальному. Явление выражает собой какую-либо видимую сторону, внешнюю грань сущности, которую мы можем наблюдать. Сущность лежит за пределами, доступными наблюдению и характеризует внутренние связи, которые определяют природу объекта.

Сущность при этом не существует вне явления и не может никак проявиться, кроме как через него. Сущность обнаруживает себя  явлении. Явление же неотделимо от сущности, хотя и может его искажать.

  1.  Часть и целое. Объект при его рассмотрении всегда предстает одновременно и как совокупность частей, и как целостность. Это связано с тем, что любой объект является системой. Отсюда проистекают категории части и целого. Эти категории имеют смысл лишь в отношении друг к другу, так как, например, часть вне целого не представляет собой части, являясь уже самостоятельным, целостным образованием.

Следует учитывать, что целое качественно отличается от просто совокупности частей, так как предполагает, помимо всего, еще и взаимодействие между частями. Части подчиняются внутренним закономерностям целого.

  1.  Содержание и форма. Понятие содержание используется для обозначения совокупности различных элементов, их внутренних и внешних взаимодействий, образующих конкретную качественную определенность вещи. В сложных объектах содержание может быть очень глубоким и многоплановым и не обязательно включает лишь материальные составляющие (например, содержание книги). Форма является способом существования и проявления содержания, его развития и упорядочивания. Если содержание отвечает на вопрос, что заключено в объекте, то форма отвечает на вопрос как оно в нем заключено.
  2.  Причина и следствие. Причина – одна из форм универсальной связи и взаимодействия явлений, всеобщая их обусловленность. Причинность, которая носит всеобщий характер, означает активное действие, направленное на качественное изменение объекта. Причинность имеет место во всех случаях как развития, так и деградации, распада системных образований.

Фундаментальной чертой причинности является ее генетический характер. В категории следствия фиксируются результаты причинения, то, что возникает при взаимодействии объектов, которые выступают в качестве причины. Причинные связи имеют основания для реализации только при наличии определенных условий – комплексов явлений, сопутствующих причине и обеспечивающих ее реализацию в целое..

  1.  Необходимость и случайность. Необходимость – то, что имеет основание, причину в самом себе, что вытекает из самой сущности вещей, внутренней взаимосвязи явлений и неизбежно должно произойти именно так, а не иначе. Необходимость – проявление объективных законов окружающего мира.

Случайность противоположна необходимости. Это то, что не имеет причины в себе, в сущности самой вещи, оно имеет причину в чем-то другом; случайность вытекает не изз внутренних связей явлений, а из внешних, и в силу этого может произойти или так, или иначе. Случайное возникает не на пустом месте, а как результат взаимодействия ряда причин.

  1.  Возможность и действительность. Возможность – это явление не существующее, но имеющее определенные предпосылки для своего зарождения. Действительность –это осуществленная, реализованная возможность. Мир представляет собой огромное количество возможностей развития. Эти возможности – будущее в настоящем, потенциальное бытие. Не всякая возможность становится действительностью. Вариант развития, не имеющий объективных оснований для превращения в действительность, является невозможностью. Возможности могут быть обусловлены необходимостью, а могут и случайностью.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

54807. Площі паралелограмів 13.66 MB
  Підготовча робота: За тиждень до проведення уроку учні класу обєднуються в три групи і отримують завдання застосовуючи знання теми Площі прямокутників і паралелограмів: 1. Обладнання: Мультимедійна дошка презентації вчителя і учнів набори паралелограмів картки консультанти картки інструкції картки з домашнім завданням креслярські інструменти банки з фарбою тестові завдання для роботи за компютером. № Вид діяльності Час 1 Організаційний момент 4хв 2 Актуалізація опорних знань 6хв 3 Перегляд учнівських робіт 12хв 4...
54808. Паралелограми 736 KB
  2хв 3 Корекція зорового образу: робота з зашумленим рисунком; упізнання методом виключення 6хв 4 Встановлення взаємозвязків різних видів паралелограмів за допомогою кіл Ейлера та опорної схеми 6хв 5 Фізкультхвилинка для зняття зорового напруження 15 хв 6 Корекція образно логічного сприйняття матеріалу шляхом встановлення відповідності між властивостями поданими в усній формі різних видів...
54809. «Учнівський парламент» - форма організації учнівського самоврядування в школі 189.5 KB
  Активну роль у підготовці сьогоднішніх школярів до реального суспільного самоврядування і формування в них готовності виконувати свій громадянський обовязок покликане відіграти учнівське самоврядування загальноосвітньої середньої школи. Однак сформована на сьогодні система організації діяльності учнівського самоврядування в школі відсутність відповідного соціального замовлення на практичну діяльність учнів законодавства в державному масштабі про трудову діяльність підлітків і учнівської молоді призвели до того що по суті учнівське...
54810. Універсальна модернізована одномісна учнівська парта 4.39 MB
  Стосовно запропонованої учнівської парти то вона має ряд переваг над стандартною. Буде методично правильно коли коли при вивченні графічної грамоти на уроках трудового навчання чи при виконанні графічних робіт на уроках креслення дані завдання виконувати не при горизонтальному положенні столика парти а при вертикальному. Щоб зробити вертикальне положення столика парти достатньо лівою рукою дістатися важіля в передній частині опустити його вниз і столик набуває...
54811. Holidays and traditions in Ukraine and English-speaking countries 1.3 MB
  Dear pupils. I am glad to see you again. The theme of our lesson is “Holidays and traditions in Ukraine and English-speaking countries.” Today we are going to read the text about traditions in English speaking countries and Ukraine, we’ll listen to the text about Thanksgiving Day in Canada and of course you’ll speak English and present your projects. Let’s start.
54812. Parties and Holidays 78.5 KB
  Objectives: to practice pupils’ listening and speaking skills; to enrich the pupils’ vocabulary; to train the usage of the lexical material in practice; to widen students’ knowledge about the celebration of different parties and holidays in Ukraine and English-speaking countries; to develop their critical thinking; to enrich their outlook;
54814. FOOD AND COOKERY 90 KB
  It is not a secret that Ukrainian people are big eaters. Our women cook very much and they cook tasty. But our men like to eat what our women cook and they are thankful for tasty dishes.
54815. Турнір знавців Паскаля 255 KB
  Алгоритмізація та програмування для учнів є більш складними розділами інформатики. Тому варто зробити декілька уроків трішки цікавішими, навіть розважальними. Це може бути, наприклад, узагальнюючий урок напередодні тематичного оцінювання, підсумковий урок теми.