9040

Категории диалектики. Определение категории.

Доклад

Логика и философия

Категории диалектики: Определение категории. Каждая область знания, которая исследует специфические, присущие только ей объекты окружающего мира, имеет свою систему понятий. Понятия, имеющие фундаментальный характер для развития и функциониров...

Русский

2013-02-21

18.09 KB

3 чел.

Категории диалектики:

  1.  Определение категории.

Каждая область знания, которая исследует специфические, присущие только ей объекты окружающего мира, имеет свою систему понятий. Понятия, имеющие фундаментальный характер для развития и функционирования наук, называют категориями от греч. «свидетельство».

Философские категории представляют собой универсальные формы мыслительной деятельности людей. Они отражают связи и отношения, которые имеют место во всех сферах бытия. Они помогают в осмыслении информации и и постижении характеристик объектов.

Для диалектики характерны парные категории, или, по-другому, полярные. Они, находясь в единстве, могут переходить друг в друга, в свою противоположность. Через эти категории формулируются законы диалектики.

Категории:

  1.  Единичное и общее. Под категорией единичного подразумевается существование отдельных, относительно обособленных, отграниченных друг от друга в пространстве и времени вещей и событий, обладающих неповторимой качественной и количественной определенностью. В единичном фиксируются индивидуальные признаки, которые отделяют данный предмет от всех других. При этом предмет не обязательно должен быть один – мы можем говорить об образовании, состоящем из нескольких или многих объектов, если это образование имеет определенную самостоятельность.

Общим же называются общие свойства и отношения, совокупность общих свойств и черт объекта. Существование общего предопределяется тем, что ничто не может существовать совершенно обособленно, вне связи с чем-либо другим.

Единичное и общее связаны друг с другом, поскольку в каждом предмете есть черты, объединяющие его с другими, и черты, отличающие его от других. Единичное богаче общего, поскольку раскрывает не только черты общие, но и множество специфических. Общее же глубже, чем единичное, поскольку раскрывает черты наиболее фундаментальные и существенные.

  1.  Сущность и явление. Явление и сущность в диалектике являются категориями, существующими в сознании. Совокупность этих категорий демонстрирует переход от явного, видимого, простого, к сложному, глубинному и фундаментальному. Явление выражает собой какую-либо видимую сторону, внешнюю грань сущности, которую мы можем наблюдать. Сущность лежит за пределами, доступными наблюдению и характеризует внутренние связи, которые определяют природу объекта.

Сущность при этом не существует вне явления и не может никак проявиться, кроме как через него. Сущность обнаруживает себя  явлении. Явление же неотделимо от сущности, хотя и может его искажать.

  1.  Часть и целое. Объект при его рассмотрении всегда предстает одновременно и как совокупность частей, и как целостность. Это связано с тем, что любой объект является системой. Отсюда проистекают категории части и целого. Эти категории имеют смысл лишь в отношении друг к другу, так как, например, часть вне целого не представляет собой части, являясь уже самостоятельным, целостным образованием.

Следует учитывать, что целое качественно отличается от просто совокупности частей, так как предполагает, помимо всего, еще и взаимодействие между частями. Части подчиняются внутренним закономерностям целого.

  1.  Содержание и форма. Понятие содержание используется для обозначения совокупности различных элементов, их внутренних и внешних взаимодействий, образующих конкретную качественную определенность вещи. В сложных объектах содержание может быть очень глубоким и многоплановым и не обязательно включает лишь материальные составляющие (например, содержание книги). Форма является способом существования и проявления содержания, его развития и упорядочивания. Если содержание отвечает на вопрос, что заключено в объекте, то форма отвечает на вопрос как оно в нем заключено.
  2.  Причина и следствие. Причина – одна из форм универсальной связи и взаимодействия явлений, всеобщая их обусловленность. Причинность, которая носит всеобщий характер, означает активное действие, направленное на качественное изменение объекта. Причинность имеет место во всех случаях как развития, так и деградации, распада системных образований.

Фундаментальной чертой причинности является ее генетический характер. В категории следствия фиксируются результаты причинения, то, что возникает при взаимодействии объектов, которые выступают в качестве причины. Причинные связи имеют основания для реализации только при наличии определенных условий – комплексов явлений, сопутствующих причине и обеспечивающих ее реализацию в целое..

  1.  Необходимость и случайность. Необходимость – то, что имеет основание, причину в самом себе, что вытекает из самой сущности вещей, внутренней взаимосвязи явлений и неизбежно должно произойти именно так, а не иначе. Необходимость – проявление объективных законов окружающего мира.

Случайность противоположна необходимости. Это то, что не имеет причины в себе, в сущности самой вещи, оно имеет причину в чем-то другом; случайность вытекает не изз внутренних связей явлений, а из внешних, и в силу этого может произойти или так, или иначе. Случайное возникает не на пустом месте, а как результат взаимодействия ряда причин.

  1.  Возможность и действительность. Возможность – это явление не существующее, но имеющее определенные предпосылки для своего зарождения. Действительность –это осуществленная, реализованная возможность. Мир представляет собой огромное количество возможностей развития. Эти возможности – будущее в настоящем, потенциальное бытие. Не всякая возможность становится действительностью. Вариант развития, не имеющий объективных оснований для превращения в действительность, является невозможностью. Возможности могут быть обусловлены необходимостью, а могут и случайностью.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

10492. Рух електронів в атомі. Поняття про орбіталі 96.5 KB
  Навчальний предмет: хімія. Клас: 8. Тема уроку: Рух електронів в атомі. Поняття про орбіталі. Вид заняття: комбінований урок урок повторення і засвоєння нових знань на якому активізування чуттєвого досвіду учнів закріплення знань умінь та навичок проводиться з вико...
10493. Рух електронів у атомі. Будова електронних оболонок атомів 56 KB
  Тема: Рух електронів у атомі. Будова електронних оболонок атомів. Навчальна мета: розгляути характер руху електрона, ввести поняття орбіталь енергетичний рівень і енергетичний підрівень, розглянути та проаналізувати правила заповнення електронних шарів атомів
10494. Складання хімічних формул за валентністю 105.5 KB
  Тема уроку: Складання хімічних формул за валентністю Вид заняття: комбінований урок Цілі уроку: навчальні: формувати поняття про валентність, навчити учнів визначати валентність елементів за формулами бінарних сполук; навчити учнів складати фор
10495. Сучасне формулювання Періодичного закону. Ізотопи (стабільні й радіоактивні) 44 KB
  Тема: Сучасне формулювання Періодичного закону. Ізотопи стабільні й радіоактивні. Навчальна мета: познайомити учнів із сучасним формулюваням періодичного закону, показати яку інформацію несе порядковий номер і масове число, ознайомити учнів із складом ядер атомів, сф...
10496. Сучасне формулювання періодичного закону. Ізотопи 88 KB
  Тема уроку: Сучасне формулювання періодичного закону. Ізотопи. Вид заняття: комбінований урок Цілі уроку: навчальні: повторити і узагальнити знання про будову атома, встановити рівень засвоєного матеріалу з теми: Будова атома€ розширити зн
10497. Узагальнення знань про неорганічні та органічні речовини 88 KB
  Тема: Узагальнення знань про неорганічні та органічні речовини. Тип уроку: урок систематизації та узагальнення знань умінь і навичок. Навчальна мета: Узагальнити знання про основні поняття закони і теорії хімії та їх практичне значення для розвитку науки. Ха...
10498. Будова атома. Ядро і електронна оболонка. Склад атомних ядер 85 KB
  Тема уроку: Будова атома. Ядро і електронна оболонка. Склад атомних ядер. Навчальна мета: продовжити знайомство з періодичною системою хімічних елементів Д.І. Менделєєва, на основі знань про будову атома розкрити фізичний зміст порядкового номера елемента...
10499. Фенол, визначення взаємного впливу атомів у його молекулі 50.5 KB
  Навчальна мета: ознайомити учнів з будовою фенолу визначити взаємний вплив атомів у його молекулі. Розвивати вміння прогнозувати хімічні властивості органічних сполук виходячи з їхньої будови на прикладі фенолу. Ознайомити з якісною реакцією на феноли. Обладнання: пе...
10500. Ферум: будова атома, поширення в природі. фізичні та хімічні властивості. взаємодія з киснем, сіркою 49.5 KB
  Тема уроку: Ферум: будова атома поширення в природі. фізичні та хімічні властивості. взаємодія з киснем сіркою. Вид заняття: комбінований урок урок повторення і засвоєння нових знань на якому активізування чуттєвого досвіду учнів закріплення знань умінь та навичок пр