90411

Разработка автоматизированной информационной системы документооборота медицинского учреждения

Дипломная

Информатика, кибернетика и программирование

Использование автоматизированных систем управления в медицинских учреждениях Разработка автоматизированной системы документооборота медицинского учреждения ГБУЗ «Наркологический диспансер» МЗ КК Описание предметной области Постановка задачи Продолжение таблицы...

Русский

2015-06-04

5.06 MB

12 чел.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«КУБАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

(ФГБОУ ВПО «КубГУ»)

Кафедра прикладной математики

ДОПУСТИТЬ К ЗАЩИТЕ В ГАК

Заведующий кафедрой

д. ф. – м. н., профессор

_______________ М. Х. Уртенов

______________________2014 г.

 

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ (ДИПЛОМНАЯ)

РАБОТА

разработка автоматизированной информационной системы документооборота медицинского учреждения

Работу выполнила    ____________________________________  М.Д. Гончарова

   (подпись, дата)                        

Факультет компьютерных технологий и прикладной математики

Специальность 080116.65 Математические методы (в экономике)

Научный руководитель

доцент, к. ф. – м. н._______________________________________  Н.М. Сеидова

   (подпись, дата)                        

Нормоконтролер

магистр педагогики ____________________________________  О.Н. Свистунова

   (подпись, дата)                        

Краснодар 2014

СОДЕРЖАНИЕ

[1] СОДЕРЖАНИЕ

[2] ВВЕДЕНИЕ

[3] 1 Платформа  «1С:Предприятие»

[3.1] 1.1 История развития «1С: Предприятие»

[3.2] 1.2 Архитектура программного продукта 1С

[3.3] 1.3  Режимы работы системы

[3.4] 1.4 Функциональность «1С: Предприятия»

[4] 2 Использование автоматизированных систем управления в медицинских учреждениях

[5] 3  Разработка автоматизированной системы документооборота медицинского учреждения ГБУЗ «Наркологический диспансер» МЗ КК

[5.1] 3.1. Описание предметной области

[5.2] 3.2 Постановка задачи

[5.3] Продолжение таблицы 6

[5.4] 3.3 Описание программы «ГБУЗ НД МЗ КК Отдел кадров»

[5.4.1] 3.3.1 Подсистемы

[5.4.2] 3.3.2 Справочники

[5.4.3] 3.3.3 Планы видов расчёта

[5.4.4] 3.3.4 Документы и регистры

[5.4.5] 3.3.5 Отчёты

[5.4.6] 3.3.6 Права доступа

[6] ЗАКЛЮЧЕНИЕ

[7] СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ


ВВЕДЕНИЕ

Охрана здоровья граждан в России – это совокупность мер политического, экономического, правового, социального, культурного, научного, медицинского, санитарно-гигиенического и противоэпидемического характера, направленных на сохранение и укрепление физического и психического здоровья каждого человека, поддержание его долголетней активной жизни, предоставление ему медицинской помощи в случае утраты здоровья [1].

В соответствии со статьей 41 Конституции РФ, граждане Российской Федерации имеют право на охрану здоровья и медицинскую помощь, которая оказывается гражданам бесплатно в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.

Однако, в условиях рыночной экономики рынок медицинских услуг в России можно условно разделить на два сегмента: оказываемые государственными и частными лечебными учреждениями. В 2013 г. объем предоставляемых медицинских услуг в России вырос на 18% – до $5,3 млрд и значительная доля принадлежит частным клиникам. Таким образом, чтобы конкурировать на рынке, частным клиникам приходится искать пути по снижению издержек и повышению качества предоставляемых услуг. Автоматизация может стать одним из них [2].

В дипломной работе изучен и автоматизирован фрагмент документооборота медицинского учреждения на примере ГБУЗ «Наркологический диспансер» Министерства Здравоохранения Краснодарского края, а также конкретизированы функции сотрудников фирмы, в нем участвующих.

Проведена разработка информационной базы компьютерной системы документооборота с использованием платформы«1С: Предприятие».

В дипломной работе в главе первой изучена история развития компании «1С», проведен детальный анализ основ программирования средствами системы «1С: Предприятие», а также рассмотрены технологические средства конфигурирования и администрирования системы «1С: Предприятие».

Во второй главе проанализирована эффективность использования автоматизированных систем управления в медицинских учреждениях.

В третьей главе обоснована автоматизация работы отдела кадров ГБУЗ «Наркологический диспансер», дается описание рассматриваемого процесса документооборота и описание должностных обязанностей его участников, так же представлена постановка задачи для данного предприятия, которую необходимо реализовать в данной дипломной работе. Описана построенная информационная система, проанализированы созданные объекты конфигурации: справочники (5), планы видов расчета (1), документы (6), регистры сведений (6), регистры расчета (1), перечисления (7), отчеты (3). Дано подробное руководство по использованию созданного автоматизированного средства документооборота.


1 Платформа  «1С:Предприятие» 

1.1 История развития «1С: Предприятие»

Компания «1С» возникла в 1991 году. Основателем и бессменным руководителем ее является Борис Георгиевич Нуралиев.

Нуралиев закончил Московский государственный университет экономики статистики и информатики в 1980 году. Еще будучи студентом он работал в научной лаборатории университета в области "Автоматизированные системы управления". Окончив университет с отличием, он продолжил работать в нем на должности инженера. В его обязанности входило проектирование баз данных для советской промышленности. Так же Борис Георгиевич организовал практические курсы по основам проектирования баз данных.

В 1987 году устроился научным работником в проектном институте, и через некоторое время занял должность руководителя хозрасчетного отдела.

В 1990 году этот хозрасчетный отдел подписал контракт на распространение пакета «Lotus 1-2-3», предназначенный для работы с электронными таблицами.

Компания «1С» была создана в 1991 году. «1С» создавалась для разработки пакета электронных биржевых торгов, но после использовалась для продажи русифицированной  версии 2.2 программы «Lotus 1-2-3». Хотя по ценовой политике данный пакет могли себе позволить только крупные предприятия, компания «1С» создала сеть дилеров, через которую и сейчас распространяются такие продукты, как «1С: Бухгалтерия».

Рисунок  - Основные этапы развития экономических программ 1С

Первый собственный продукт – прототип программы «1С: Бухгалтерия» – был подготовлен к 1992 году. Ее презентация была произведена на выставке Comtek в 1992 году, где были продемонстрированы различия «таблиц», реализованных комплексом « Lotus 1-2-3» и собственным продуктом «1С». История создания программного продукта «1С: Бухгалтерия» более загадочна, нежели создание самой компании. Официальным разработчиком исходного кода выступает Сергей Нуралиев, брат руководителя компании «1С», который подрабатывал в отделе бухгалтерского учета компании и для собственных нужд разработал себе удобное приложение, - прототип сегодняшнего продукта «1С: Бухгалтерия». Данный программный продукт даже в первоначальном издании оказался весьма успешным, - на дискетках первые релизы «1С: Бухгалтерия» разошлись более чем в трехстах экземплярах.

В 1994 году Борис Георгиевич Нуралиев вплотную принимается за  распространение продуктов в регионах РФ через франчайзинговые программы. Это позволило вырасти дилерской сети компании при меньших затратах, чем у конкурентов.

В 1996 году увидел свет пакет «1С: Предприятие», который имеет  огромную историю. Первые версии выпускались под DOS и ранние операционные системы, и только с 7.0 они были доработаны для операционной системы Windows 95 и выше. В 1999 году вышел довольно громкий релиз «1С: Предприятие 7.7», который, для конечного пользователя, послужил практически бесплатной заменой пакетов «1С предприятие 7.0» и «1С: Предприятие 7.5».

31 июля 2003 года вышел в продажу новый программный продукт «1С: Предприятие 8.0. Управление торговлей». Он стал первым программным продукт нового поколения системы программ «1С: Предприятие» на обновленной технологической платформе «1С: Предприятие 8.0».

При разработке новой платформы был проанализирован многолетний опыт использования «1С: Предприятия 7», учтены пожелания пользователей программы. Новая платформа «1С: Предприятия» учитывает современные требования к учетной системе: увеличение масштаба решений, увеличение спектра прикладных задач, возникающих при создании учетных решений, новые технологические возможности. «1С: Предприятие 8» по-прежнему ориентирована на создание и поддержку массовых решений, гибкость разработки и эффективность поддержки разработанных решений. Платформа версии 8 так же, как и платформа 7, не является готовым решением для автоматизации прикладных задач, она предназначена для разработки учетных решений. Гибкость платформы позволяет применять «1С: Предприятие 8» в самых разнообразных областях:

  1.  автоматизация производственной и торговой деятельности;
  2.  финансовых организаций;
  3.  деятельности в сфере обслуживания;
  4.  поддержка оперативного управления предприятием;
  5.  организационной и хозяйственной деятельности;
  6.  автоматизация бухгалтерского учета;
  7.  формирование отчетности в государственные контролирующие органы;
  8.  решение задач планирования;
  9.  бюджетирования и финансового анализа;
  10.   расчет зарплаты и управление персоналом [3].

Ключевым направлением развития системы программ является развитие нового поколения управленческих и учетных решений на технологической платформе «1С: Предприятие 8» и реализация в них мощной функциональности, предназначенной для организации управления современным предприятием.

В последние годы компания активно развивается, конкурентов на рынке "учета" у нее практически нет. Во всех вузах стараются преподавать работу в программных продуктах «1С:Бухгалтерия», «1С:Предприятие», как в школах преподают основы MS Windows. Поэтому, компания «1С» по праву считается отечественным Microsoft [3].

Фирма «1С» предоставляет потребителю широкий спектр типовых решений, которые являются универсальными для автоматизации широкой сферы конкретных учетных задач. К основным типовым решениям относят:

– «1С: Бухгалтерия 8»;

– «1С: Налогоплательщик 8»;

– «1С: Зарплата и Управление Персоналом»;

– «1С: Управление производственным предприятием»;

– «1С: Консолидация 8»;

– «1С: Управление торговлей»;

– «1С: Бухгалтерия бюджетного учреждения 8»;

– «1С: Бухгалтерия автономного учреждения 8»;

– «1С: Платежные документы 8»;

– «1С: Розница 8»;

– «1С: Архив 8»;

– «1С: Управление небольшой фирмой 8»;

– «1С: Зарплата и кадры автономного учреждения 8».

Как платформа «1С: Предприятие 8», так и типовые решения на ее базе постоянно совершенствуются.

 1.2 Архитектура программного продукта 1С

Технологическая платформа представляет собой программную оболочку над базой данных. Система «1С:Предприятие» работает с СУБД:

Microsoft  SQL Server

PostgreSQL 

IBM DB2

Oracle Database 

File DBMS.

Платформа имеет свой внутренний язык программирования, обеспечивающий возможность взаимодействия с другими программами с помощью OLE, DDE,COM  соединений.

Клиентская часть функционирует  в среде OC Microsoft Windows с использованием как толстого так тонкого клиента, на Linux посредством интернет браузера Веб-клиент.

 1.3  Режимы работы системы

Клиентские приложения

В версии 1С:Предприятие 8.2 существует три  клиентских приложения, предоставляющие разработчикам различные возможности (Таблица 1):

– толстый клиент;

– тонкий клиент;

– веб-клиент.

Таблица 1 - Возможности приложений 1С:Предприятие 8.2 [4]

Толстый клиент

Тонкий клиент

Веб-клиент

Разработка прикладных решений

Да

Нет

Нет

Продолжение таблицы 1

Толстый клиент

Тонкий клиент

Веб-клиент

Работа в локальной сети

Да

Да

Да

Работа через Интернет

Нет

Да

Да

Необходимость предварительной установки

Большой дистрибутив

Маленький дистрибутив

Нет

Толстый клиент дает возможность реализовывать полный функционал «1С: Предприятия 8.2» как в плане разработки, администрирования, так и в плане реализации прикладного кода. Но он не поддерживает работу с информационными базами через интернет, требует предварительной установки на пользовательский компьютер и имеет довольно большой объем дистрибутива.

В тонком клиенте пользователь не имеет возможности разрабатывать и администрировать прикладные решения, однако реализована работа с информационными базами через интернет. Кроме того, тонкий клиент хоть и требует предварительной установки на компьютер пользователя, однако имеет значительно меньший размер дистрибутива, чем дистрибутив толстого клиента.

Для веб-клиента не требуется какая-либо предварительная установка на компьютер. В отличие от толстого и тонкого клиентов, он исполняется не в среде ОС компьютера, а в среде интернет-браузера. Поэтому пользователю достаточно запустить свой браузер, ввести путь к веб-серверу, на котором размещена информационная база, – и веб-клиент самостоятельно подключится к нему на компьютер и начнет исполняться.

Многоплатформенность

В предыдущей версии («1С: Предприятие 8.1») кластер серверов и сервер баз данных могли работать на компьютерах под управлением как ОС Windows, так и Linux, а вот клиентское приложение работало только под управлением ОС Windows.

В версии «1С: Предприятие 8.2», благодаря наличию веб-клиента, все компоненты системы могут работать на компьютерах как под управлением ОС Windows, так и под управлением ОС Linux в любых возможных сочетаниях.

Поддержка СУБД Oracle Database

«1С: Предприятие 8.2» поддерживает новую СУБД – Oracle Database. Таким образом,  в настоящее время платформа 1С: Предприятия 8 поддерживает работу с пятью СУБД:

файловая;

– Microsoft SQL Server;

– PostgreSQL;

– IBM DB2;

– Oracle Database.

Новая концепция интерфейса

Вся структура прикладного решения доступна пользователю сразу при запуске системы в открывшемся окне приложения. В верхней части окна представлено основное разделение функциональности в виде панели разделов, где отображен верхний уровень подсистем конфигурации. Пользователь может получить доступ к функционалу подсистем, активизировав ее. Функциональность подсистем, как и вложенных подсистем, представляется в виде команд в двух панелях (панели навигации слева и панели действий сверху). При вызове в панели навигации команд открытия списков они отображаются непосредственно в рабочей области основного окна приложения и замещают открытую ранее форму. При вызове команд ввода и редактирования объектов, открытии отчетов и обработок будут открыты отдельные окна приложения. На экране компьютера эти окна приложения отображаются независимо от основного окна, и, таким образом, классический многооконный интерфейс (MDI) не используется. Для ввода объектов с небольшим количеством реквизитов, можно использовать вспомогательные модальные окна, чтобы пользователь мог быстро ввести данные и закрыть окно. Вспомогательные окна также могут иметь собственную панель навигации, а также в них может выполняться переход к отображению форм без открытия нового окна, логически связанных с основной формой окна.

Таким образом, вся базовая навигация осуществляется пользователем в основном окне приложения, а основная работа выполняется программой  в отдельных вспомогательных окнах.

Общая характеристика интерфейса

Интерфейс системы кардинально изменен, в сравнении с предыдущими версиями платформы «1С: Предприятие».

Разработчиками реализован "задаче-ориентированный интерфейс", чьей отличительной чертой является отказ от технологии MDI. Теперь интерфейс системы основывается на множестве отдельных независимых окон, каждое из которых решает свою конкретную задачу: отдельное  окно для навигации по прикладному решению в целом, отдельные вспомогательные окна для решения крупных задач (например, ввода документов, подготовки отчетов, запуска обработок), и есть модальные окна, в которых выполняются все "мелкие" действия.

Новый интерфейс рассчитан на пользователя, не обладающего большим опытом пользования компьютером. Он ориентирован на работу больших корпоративных прикладных решений, имеющих широкий функционал. С новым интерфейсом пользователи смогут работать, не прибегая к инструкции. Для крупных фирм использование нового интерфейса позволит снизить расходы на обучение персонала, повысить производительность сотрудников и снизить затраты IT-службы на консультирование пользователей.

Разработка и функционирование интерфейса

Предложена новая усовершенствованная технология описания пользовательского интерфейса. Теперь пользовательский интерфейс представляет собой не набор детально прорисованных разработчиком элементов (рабочего стола, главного меню и форм), а скорее декларативное, схематичное их описание.

Разработчик составляет описание, указывая общую схему командного интерфейса, интерфейса форм (в основном, группировку элементов), которое система использует при построении интерфейса для конкретного пользователя с учетом различных факторов (прав пользователя, особенностей конкретного внедрения, настроек, сделанных самим пользователем).

Новый интерфейс должен упростить разработку. Теперь нет нужды выравнивать форму попиксельно, не требуется настраивать привязки элементов управления, большая часть свойств элементов форм будут теперь автоматически установлены исходя из типов данных и свойств метаданных.

Однако в то же время новый интерфейс менее функционален, так как содержит не так много оформительских возможностей и средств детального управления, как предыдущая версия.

Работа на медленных каналах связи

Режим низкой скорости соединения – это специальный режим в «1С: Предприятие 8.2» для работы на медленных каналах связи, разработанный для тонкого клиента и веб-клиента. Этот режим используется тогда, когда работа с информационной базой выполняется по протоколу http через низкоскоростное интернет-соединение (например, через GPRS-соединение).

Основная цель работы в данном режиме - уменьшение издержек за счет меньшего количества обращений к серверу информационной базы, для чего несколько запросов к серверу объединяются в один пакет, а также выполняется упреждающий сбор данных, которые могут понадобиться.

Новые инструменты разработки эффективных прикладных решений

Новые принципы клиент-серверного взаимодействия, как и новые возможности работы прикладных решений через сеть интернет требуют от разработчика особого внимания к эффективности создаваемого им прикладного кода.

По виду исполняемого кода довольно сложно определить, какое количество раз будет вызван сервер при тех или иных действиях пользователя. Алгоритм, описанный в коде, может быть сложным и разветвленным. Оценка же «на глаз» объемов передаваемых данных еще проблематичнее.

Для того, чтобы еще на этапе разработки можно было оценить эффективность работы прикладного решения в условиях эксплуатации, на реально существующих каналах связи, в «1С: Предприятие 8.2» разработаны два дополнительных механизма: механизм отображения показателей производительности и механизм имитации задержек при вызовах сервера.

Механизм отображения показателей производительности показывает разработчику в реальном времени, в режиме «1С: Предприятие», информацию о количестве вызовов сервера и их длительности, а также объем данных при приеме и передаче.

Это позволяет воспроизводить те или иные действия пользователя и сразу видеть, сколько раз был вызван сервер, какой объем данных был передан и принят.

Режим имитации задержек при вызовах сервера

Режим имитации задержек при вызове сервера позволяет разработчику увидеть действительную скорость работы его прикладного решения, на реальном канале связи клиента, при этом не требуется каких-то специальных подключений к сети интернет. Достаточно включить этот режим и платформа начнет работать с теми задержками, с которыми работает реальный канал связи. Режим работает даже в файловом варианте на локальном компьютере.

При вызове сервера режим имитации задержек можно включить и выключить в процессе работы клиентского приложения. Сеанс, работающий в этом режиме, будет отмечен специальным значком «ручного тормоза» в информационной панели.

При включении режима имитации задержек при вызове сервера платформа устанавливает стандартные задержки, специально подобранные для имитации мобильного интернет-соединения (через GPRS):

– задержка при вызове – 1,45 с.;

– задержка при передаче данных – 0,45 с.;

– задержка при получении данных – 0,15 с.

При необходимости разработчик может задать собственные значения этих задержек [5].

Оптимизация получения агрегированных данных для построения аналитических отчетов

В 1С: Предприятии 8.2 реализован специальный механизм, – механизм агрегатов, – который позволяет существенно ускорить получение итоговых данных из оборотных регистров накопления.

Агрегаты – это специализированные хранилища, в которых платформа хранит информацию из оборотного регистра накопления. Для одного оборотного регистра накопления можно создавать несколько агрегатов, хранящих данные в различных разрезах.

Когда выполняется запрос к такому регистру, платформа обращается не к одной конкретной таблице оборотов, как было в прошлых версиях платформы, а сразу к нескольким таблицам агрегатов этого регистра, благодаря чему получение итоговых данных выполняется гораздо быстрее, чем раньше.

Новая технология внешних компонентов

Для «1С: Предприятия 8.2» разработана новая технология внешних компонентов.

С одной стороны она сохранила возможность создания и ограниченного использования COM компонентов для того, чтобы обеспечить работу внешних компонентов, написанных ранее.

С другой стороны теперь основной технологией, которая используется для создания внешних компонентов, является технология Native API – собственный интерфейс прикладного программирования 1С:Предприятия 8.

Технология Native API поддерживает операционные системы Windows и Linux, и дает возможность создавать кроссплатформенные внешние компоненты. Компоненты, созданные по технологии Native API, могут быть подключены в толстом клиенте, в тонком клиенте, в веб-клиенте, внешнем соединении и в сервере приложений [5].

 1.4 Функциональность «1С: Предприятия»

Функционирование системы на платформе «1С: Предприятие» делится на два процесса – конфигурирование (описание модели предметной области средствами систем) и исполнение (обработку данных предметной области).

В результате конфигурирования создается конфигурация, представляющая собой модель предметной области.

Конфигурацией в системе «1С: Предприятие» является совокупность двух взаимосвязанных составных частей:

– структуры метаданных;

– набора пользовательских интерфейсов.

Метаданными в системе «1С: Предприятие» называется совокупность объектов метаданных, созданных для хранения и обработки информации о хозяйственной деятельности конкретного объекта хозяйствования. Под объектами метаданных понимается формальное описание группы взаимосвязанных понятий предметной области со сходными характеристиками и идентичным предназначением.

Каждое прикладное решение в «1С: Предприятие» имеет в своей основе набор проблемно-ориентированных объектов метаданных, поддерживаемых платформой технически. Таким образом, в основном, задача разработчика заключается в том, чтобы собрать из этих объектов, необходимую структуру прикладного решения и затем описать уникальные алгоритмы функционирования и взаимодействия этих объектов, отличающиеся от их типового поведения.

Состав объектов, поддерживаемых технологической платформой, был сформирован в результате анализа предметных областей использования платформы  «1С: Предприятие», а также выделения и классификации используемых в этих областях бизнес-сущностей. Таким образом, разработчик может оперировать объектами (Таблица 2).

Таблица 2 - Объекты платформы «1С: Предприятие»

Название объекта

Характеристики объекта

Константа

Работа с постоянной и условно постоянной информацией

Справочник

Работа с постоянной и условно постоянной информацией. Обычно справочниками являются списки материалов, товаров, организаций, валют, сотрудников и др. Справочники могут быть многоуровневыми

Перечисление

Описание постоянных наборов значений, не изменяемых для конкретной конфигурации. На этапе конфигурирования может быть описано практически неограниченное количество различных перечислений. Значения перечислений задаются на этапе конфигурирования, и не могут быть изменены на этапе исполнения

Документ

Хранение основной информации обо всех событиях, происходящих на предприятии, и обладающих экономическим смыслом. При помощи документов отражаются и платежи с расчетного счета, и операции по кассе, и кадровые перемещения, и движения по складу, прочие подобные события

Журнал документов

Просмотр документов. Каждый вид документа может быть отнесен к определенному журналу. Сам журнал документов не несет новой информации, а служит только как средство просмотра списка документов одного или нескольких видов

Продолжение таблицы 2

Название объекта

Характеристики объекта

Отчет

Обработка

Описание отчетов и процедур произвольной обработки на этапе конфигурирования. Количество форм отчетов может быть создано неограниченное. Каждая форма имеет свой диалог настройки, который позволяет определить набор параметров формирования отчетов

Регистр

Анализ остатков и движений средств в системе «1С: Предприятие». Регистр - многомерная система хранения остатков или оборотов. Каждый регистр на этапе конфигурации описывается набором измерений и ресурсов. Под измерением понимается набор значений, которые детализируют движения средств и в разрезе которых хранятся остатки. Под ресурсом понимается числовая величина, которая является количественным или суммовым значением, отражающих размер движение (остатка)

Вид расчетов

Описание алгоритмов, по которым выполняются те или иные вычисления

Календарь

Ведение рабочего графика предприятия или сторонних организаций, для учета рабочего времени сотрудников разных категорий

Под пользовательским интерфейсом в системе «1С: Предприятие» понимается совокупность команд главного меню и панелей инструментов, настроенных на работу с конкретными объектами данных – документами, справочниками, журналами и т.д. [6]. Как правило, пользовательский интерфейс создается для конкретной категории пользователей в соответствии с их ролями и должностными обязанностями. Цель создания интерфейса – обеспечить оперативный доступ пользователей к той информации, которая необходима им в соответствии с их обязанностями. Большая часть объектов метаданных в системе «1С: Предприятие» могут (в зависимости от настроек объекта) иметь визуальное представление. Визуальное представление может состоять из следующих частей:

экранный диалог, который используется для ввода и редактирования информации, хранящейся в объекте метаданных;

– печатная форма объекта, которых может быть несколько;

– модуль формы – программный модуль на встроенном языке системы «1С: Предприятие». Модуль формы может содержать алгоритм построения печатной формы объекта метаданных, выполнять обработку вводимой в диалог информации для входного контроля, выполнения расчетов и т.д.

Для того чтобы стандартизировать и упростить процесс разработки и модификации прикладных решений, разработчик имеет возможность использовать графический интерфейс, с помощью которого он может описать состав объектов, используемых в конкретном реализованном прикладном решении.


2 Использование автоматизированных систем управления в медицинских учреждениях

В эпоху развития информационных технологий, руководство лечебных учреждений как никогда прежде понимает, что для оптимизации финансовых потоков их организации нуждаются в информационных системах, которые смогли бы автоматизировать процессы формирования и выставления счетов, облегчить расчет стоимости услуг, обеспечить накопление информации о пациентах и сотрудниках в электронном виде.

Эти и многие другие задачи призваны решить медицинские информационные системы, быстрыми темпами вытесняющие бумажный документооборот и имеющие неоспоримые преимущества электронных историй болезни, перед бумажными. Список же их недостатков гораздо меньше, и, при правильном использовании медицинских информационных систем, с врача снимается необходимость заниматься бумажной рутиной, появляется возможность больше времени уделять пациенту.

Не менее важным моментом является также упрощение процессов, связанных с получением и сортировкой медицинской документации и её хранением. Подобные системы активно используются для ведения медицинской статистики. Гарантируется правильное заполнение передаваемых в страховую компанию счетов, что позволяет снизить количество отказов в их оплате.  Как следствие, увеличивается поток пациентов и улучшается качество обратной связи [7].

Подробнее рассмотрим понятие автоматизированной системы управления. Автоматизированная система управления (АСУ) – это человеко-машинный комплекс, в котором выполнение установленных функций осуществляется совместно людьми и средствами электронно-вычислительной техники. Выделяют АСУ отраслями, предприятиями, отдельными процессами в области технологии и в непромышленной сфере. В медицине АСУ используются на уровнях медицинских учреждений – поликлиник, больниц, НИИ, а также непосредственно в работе врача. Внутри автоматизированных систем выделяют отдельный класс автоматизированных информационно-поисковых систем (Информационно-поисковая система).

В АСУ первых поколений ЭВМ устанавливались и эксплуатировались в специально организованных вычислительных центрах. Разработка и широкое внедрение в практику персональных ЭВМ дали возможность предоставить такие ЭВМ самим пользователям – врачам, инженерам, экономистам.

Создаются индивидуальные автоматизированные рабочие места – АРМ, оборудованные средствами ввода и вывода информации в ЭВМ и позволяющие эффективно работать с этой информацией. Современные автоматизированные системы представляют собой совокупность АРМ, связанных линиями связи (вычислительные сети). Например, ЭВМ, объединенные в автоматизированные системы службы скорой помощи, образуют региональную сеть, а ЭВМ одного медицинского учреждения – учрежденческую. ЭВМ в сети могут быть объединены собственной линией связи, но могут использовать и обычные телефонные линии. Благодаря локальным сетям отдельные системы управления предприятий могут быть связаны с центральными системами обработки данных, что позволяет повысить оперативность обмена информацией между ними и, следовательно, поднять качество и эффективность принимаемых решений.

Помимо вычислительного оборудования, качество работы АСУ определяется используемым программным обеспечением. Программное обеспечение подразделяется на внутреннее и внешнее. Внутреннее – составляют программы, управляющие ходом вычислительного процесса, внешнее – программы для решения конкретных задач; их разработка составляет одну из основных работ, выполняемых при проектировании АСУ.

В АСУ используется значительная по объему информация, представленная как совокупность информационных массивов (файлов). Удобство пользования информацией обеспечивается применением интегрированных баз данных и систем управления ими (СУБД). База данных формируется в процессе создания АСУ, а СУБД, представляющая собой комплект программ, управляющих информацией в базе данных, выбирается из стандартных, имеющихся на рынке.

Разработку конкретной АСУ осуществляет коллектив разработчиков, включающий разных специалистов – системных аналитиков, программистов, специалистов по ЭВМ, а также конечных пользователей, т. е. специалистов тех областей, для которых разрабатывается АСУ.

Участие пользователей требуется, начиная с разработки технического задания на АСУ – первого этапа работ по ее созданию. Именно пользователи (врачи, администрация медицинских учреждений и т.д.) должны совместно со специалистами по АСУ сформулировать четкие требования к разрабатываемой системе. Ввод АСУ в эксплуатацию обычно осуществляется постепенно по мере окончания работ над отдельными задачами; при этом соблюдаются определенные порядок и последовательность. Сначала разрабатывается содержательная постановка проблемы, дается формальное описание поставленной задачи (строится ее математическая модель). Модели и моделирование позволяют находить оптимальное или наиболее рациональное из всех возможных решений.

Современное развитие вычислительной техники обеспечивает возможность принципиально новой информационной технологии, базирующейся на безбумажном получении, обработке, хранении и обмене информацией. При подобной технологии вся информация хранится в памяти ЭВМ, а доступ к данным, их изменение и обновление осуществляются по вычислительным сетям. Каждый пользователь на собственном АРМ может осуществлять ввод информации с помощью клавиатуры дисплея, а также получать итоговые данные в печатном виде [8].

Во всех медицинских учреждениях страны работают отделы АСУ. Созданы программные комплексы для бухгалтерии, отдела кадров, статистики, поликлиники, которые используются и модифицируются уже 15 лет.

В настоящее время в рамках программы Модернизации здравоохранения информатизация в медицине выходит на новый качественный уровень развития. Создание Единой Медицинской информационной системы в каждом из регионов в недалеком будущем станет грандиозным скачок к глобализации информационного пространства в Единую государственную информационную систему в сфере здравоохранения. И на данном этапе накопленные знания и опыт станут базисом для дальнейшего развития и совершенствования информатизации здравоохранения.


3  Разработка автоматизированной системы документооборота медицинского учреждения ГБУЗ «Наркологический диспансер» МЗ КК

3.1. Описание предметной области

Государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Наркологический диспансер» Министерства здравоохранения Краснодарского края – ведущее  лечебное учреждение края, занимающееся профилактикой и  лечением  наркологических заболеваний, медико-социальной реабилитацией наркологических больных.

Диспансер сегодня – это учреждение, обладающее современной лечебно-диагностической базой, оказывающее на высоком профессиональном уровне специализированную наркологическую помощь населению Краснодарского края.

Ежегодно в ГБУЗ «Наркологический диспансер» МЗ КК получают лечение около 7 тысяч пациентов. Всего за 30 лет работы было пролечено более 160 тысяч человек.

Основная ценность учреждения – это высококвалифицированные медицинские кадры. На сегодняшний день в диспансере работает  более 600 сотрудников, из них 117  врачей, 185 средних медицинских работников. Медицинскую помощь оказывают 4 заслуженных работника здравоохранения Кубани, 4 кандидатов медицинских наук. Высшую квалификационную категорию имеет 70 медработников

В 2011 году в результате реорганизации наркологической службы в состав  учреждения вошли два филиала в городах Белореченске и Новороссийске.

ГБУЗ «Наркологический диспансер» Министерства здравоохранения Краснодарского края оказывает специализированную наркологическую помощь населению Краснодарского края на бюджетной и хозрасчетной основе (анонимное лечение) [9].

Структура:

  •  Приемное отделение,
  •  Наркологическое отделение №1 неотложной наркологической помощи,
  •  Наркологическое отделение №2
  •  Наркологическое отделение №3
  •  Наркологическое отделение №4
  •  Наркологическое отделение №5 отделение медико-социальной реабилитации
  •  Наркологическое отделение №6
  •  Отделение восстановительного лечения
  •  Кабинет функциональной диагностики
  •  Химико-токсикологическая лаборатория,
  •  Клинико-диагностическая лаборатория
  •  Амбулаторно-поликлиническое отделение №1,
  •  Экспертный отдел,
  •  Амбулаторно-поликлиническое отделение №2,
  •  Новороссийский филиал,
  •  Белореченский филиал.

Наркологический диспансер оказывает широкий спектр услуг:

  •  Стационарное лечение алкоголизма;
  •  Стационарное лечение наркомании;
  •  Стационарная реабилитация;
  •  Прием врачом психиатром-наркологом;
  •  Медицинское освидетельствование граждан;

и иные виды медицинских услуг.

ГБУЗ «Наркологический диспансер» МЗ КК охватывает широкий спектр деятельности. Его документооборот очень обширен, поэтому в данной дипломной работе рассматривается его фрагмент. По результатам внутреннего исследования эффективности работы учреждения, специальной комиссией было принято решение о модернизации. В связи с этим утверждён приказ о переходе всех отделов организации на работу с программой 1С:Предпрятие 8.2. В ходе проверки были выявлены сбои в работе отдела кадров: задержка в оформлении текущих документов и предоставлении срочной отчётности в контролирующие организации. Вследствие чего, руководством компании принято решение об автоматизации работы отдела кадров.

Рисунок 2 - Схема объектов разрабатываемого приложения

(здесь: синим выделены справочники, красным – документы,
зеленым – отчеты, фиолетовым – регистры)

В ходе тщательного изучения должностных инструкций сотрудников ГБУЗ «Наркологический диспансер» МЗ КК было выявлено, что в данном фрагменте документооборота прямо задействованы следующие подразделения компании:

а) начальник отдела кадров;

б) сотрудники отдела кадров;

в) сотрудник отдела кадров, ответственный за воинский учёт и бронирование;

Таблица 3 - Функции начальника отдела кадров в рассматриваемом фрагменте документооборота

Документы регламентирующие деятельность

Устав предприятия, приказы и распоряжения главного врача, должностная инструкция и нормативно-правовые акты

Выполняемые функции в рамках описываемого бизнес-процесса

Обеспечивает прием, размещение и расстановку  специалистов и  рабочих в соответствии с полученной в учебном заведении профессией и специальностью, организует своевременное оформление приема, перевода и увольнения работников в соответствии с трудовым законодательством, положениями, инструкциями и приказами руководителя предприятия, организует  ведение установленной документации по кадрам и предоставление необходимой отчётности в контролирующие организации

Входящие документы

Документы из личных дел сотрудника, документы, отчёты и приказы отдела кадров на подпись

Исходящие документы

Подписанные документы, отчёты и приказы отдела кадров, составление и контроль оформления приказов по заработной плате сотрудников

Таблица 4 - Функции сотрудника отдела кадров в рассматриваемом фрагменте документооборота

Документы регламентирующие деятельность

Устав предприятия, приказы и  распоряжения  его  руководителя и должностная инструкция

Выполняемые функции в рамках описываемого бизнес-процесса

Ведет учет личного состава предприятия, его подразделений в соответствии с унифицированными формами первичной учетной документации, оформляет прием, перевод и увольнение работников в соответствии с трудовым законодательством, положениями и приказами руководителя предприятия, а также другую установленную документацию по кадрам, Формирует и ведет личные дела работников, вносит в них изменения, связанные с трудовой деятельностью.

Входящие документы

Паспорт, трудовая книжка, документы об образовании (диплом, сертификат – обязателен для среднего и высшего медицинского персонала), свидетельство социального страхования, свидетельство ИНН, военный билет (для военнообязанных)

Исходящие документы

Трудовой договор, приказ о предоставлении отпусков сотрудникам предприятия, оформления служебных заданий и составление командировочных удостоверений, отчёт по сертификатам для среднего и высшего медицинского персонала (направляется в ГУЗ МИАЦ)



Таблица 5 - Функции сотрудника отдела кадров, ответственного за воинский учёт и бронирование в рассматриваемом фрагменте документооборота

Документы регламентирующие деятельность

Устав предприятия, приказы и  распоряжения  его  руководителя, должностная инструкция

Выполняемые функции в рамках описываемого бизнес-процесса

Обязан: Направлять в двухнедельный срок в соответствующие военные комиссариаты и (или) органы местного самоуправления сведения о гражданах, подлежащих воинскому учету и принятию или увольнению их с работы. Направлять в двухнедельный срок по запросам соответствующих военных комиссариатов необходимые сведения о гражданах, состоящих на воинском учете для сверки сведений 

Входящие документы

Паспорт, трудовая книжка, документы об образовании, свидетельство социального страхования, свидетельство ИНН, военный билет (для военнообязанных)

Исходящие документы

«Сведения о принятых на работу в ГБУЗ «Наркологический диспансер» и уволенных с работы военнообязанных, принятых и уволенных гражданах, пребывающих в запасе, а также об изменениях их военно учётных данных», «Список граждан, пребывающих в запасе, работающих в учреждении ГБУЗ «Наркологический диспансер» МЗ КК для сверки учётных сведений о воинском учёте, содержащихся в личных карточках» [10].

Помимо упомянутых выше участников доступ к системе должны иметь  главный врач и его заместители.

Таким образом автоматизация данного этапа документооборота  должна быть направлена на снижение временных затрат на оформление  документации при работе на этапах приёма, перевода и увольнения сотрудников, при формировании необходимой отчётности  и приказов. Ее результатом является оперативное составление документации на основе получения своевременной информации, поступающей из системы. Процесс автоматизации подразумевает под собой следующее:

– оперативное составление и утверждение документации при приёме, переводе и увольнении сотрудников, а также сопутствующих их рабочей деятельности приказов;

– быстрое и эффективное ведение воинского учёта;

– составление итоговой отчетности по обучению и сертификатам медицинского персонала;

– обеспечение взаимодействия между различными исполнителями бизнес-процесса.

3.2 Постановка задачи

Требуется автоматизировать работу медицинского учреждения города Краснодара ГБУЗ «Наркологический диспансер» МЗ КК. В качестве средства реализации была выбрана платформа «1С: Предприятие» версии 8.2, как самое мощное и распространенное средство решения этой задачи на данный момент.

Руководством было принято решение, организовать функциональность автоматизированной учетной политики следующим образом:

  1.  составление документации для принятия, перевода и увольнения сотрудников, срочной документации и отчётности. Составление трудового договора при приёме соискателя от специалиста отдела кадров: договор составляется на определенный период на основе внесённых в информационную базу данных сотрудника по предоставленным им документам, трудовой договор утверждается главой отдела кадров, начальником планово-экономического отдела и главным врачом;
  2.  ведение военного учёта сотрудников. Составление срочной документации и отчётности при приёме/увольнении сотрудника: специалист отдела кадров ответственный за ВУР формирует документ, содержащий сведения об изменении учётных данных, а также ежегодный отчёт по сверке военно-учётных данных и направляет их на сверку в военные комиссариаты по месту жительства соответствующего сотрудника (ов).
  3.  составление отчётности по сертификации высшего и  среднего медицинского персонала. Необходимо реализовать механизм отбора из базы сотрудников с действительными медицинскими сертификатами для предоставления в контролирующий орган  ГУЗ МИАЦ, сотрудников с истёкшим сроком сертификата необходимо заблаговременно направить на обучение по соответствующей специальности;
  4.  контрагенты. Необходимо реализовать хранение данных об органах, контролирующих деятельность медицинских учреждений или взаимодействующих с ними, таких как медицинские вузы, военные комиссариаты и пр.;
  5.  сотрудники. Необходимо сформировать базу сотрудников, в которой будет храниться информация по следующим данным о сотрудниках предприятия: ФИО, дата и место рождения, табельный номер, ставка, должность, характер и вид работы, паспортные данные, такие как серия, номер, дата и адрес регистрации по месту жительства, сведения о состоянии на воинском учёте (для военнообязанных граждан),  сведения об образовании и полученной квалификации, а также серия и номер действительного сертификата, контактная информация;
  6.  формирование приказа о начислении заработной платы сотрудникам, составление перерасчета, в случае изменения исходных начислений и отчета об итоговых начислениях сотрудникам с учетами всех перерассчетов;
  7.  составление приказов на предоставление отпусков сотрудникам с учетом рабочего периода, за который предоставляется отпуск, вида предоставляемого отпуска и срока самого отпуска, указанного в датах; регистрация приказов;
  8.  формирование командировочного удостоверения, как в печатном виде, так и электронном, содержащем данные сотрудника, место сроки и цель служебного задания, а также специальную форму в виде таблицы, для отметок прибытия и выбытия;
  9.   права доступа. Необходимо настроить пять отдельных видов прав доступа, которые позволят определить для каждого пользователя только те действия, которые соответствуют его должности, и исключают всевозможные махинации со стороны сотрудников (Таблица 6). Права доступа защищаются паролем;

Таблица 6 - Права доступа к информационной базе

Наименование

Описание прав доступа

Администратор

Обладает всеми правами с учетом разрешения на изменение и удаление информации, как в режиме конфигурирования, так и в пользовательском режиме.

Главный врач

Имеет право доступа к базе с правом просмотра, но с запретом на изменение и удаления какой – либо информации.  Доступ к конфигурации системы запрещен.

Начальник отдела кадров

Имеет право доступа к базе с правом просмотра, изменения и удаления какой – либо информации в любой из подсистем информационной базы. Доступ к конфигурации системы запрещен.

Продолжение таблицы 6

Наименование

Описание прав доступа

Сотрудник отдела кадров

Имеет право доступа к базе с правом просмотра,  изменения и удаления какой – либо информации подсистем информационной базы, кроме  подсистемы «Воинский учет». Доступ к конфигурации системы запрещен.

Сотрудник ответственный за воинский учет

Имеет право доступа к базе с правом просмотра,  изменения и удаления какой – либо информации в пределах одной подсистемы – «Воинский учет». Доступ к конфигурации системы запрещен.

3.3 Описание программы «ГБУЗ НД МЗ КК Отдел кадров»

Используя «1С: Предприятие» версии 8.2, в конфигураторе «ГБУЗ НД МЗ КК Отдел кадров» были созданы: перечисления (7), справочники (5), планы видов расчета (1), документы (6), регистры сведений (6), регистры расчета (1), отчеты (3). Все объекты конфигурации распределены по пяти подсистемам. Проведем детальный анализ создания и использования объектов конфигурации.

3.3.1 Подсистемы

Подсистемы в «1С: Предприятие» версии 8.2 являются основными элементами для построения интерфейса. Подсистемы позволяют выделить функциональные части, на которые логически разбивается создаваемое прикладное решение [10].

Поскольку создаваемая информационная база автоматизирует пять документально не связанных друг с другом участка бизнес-процесса работы отдела кадров, было логично разбить информационную базу на пять подсистемы – «Расчет заработной платы», «Обучение и сертификаты», «Воинский учёт», «Отпуска» и «Командировки» (Рисунки 3, 4, 5, 6, 7).

Рисунок 3 - Подсистема «Расчёт заработной платы»

Рисунок 4 - Подсистема «Обучение и сертификаты»

Рисунок 5 - Подсистема «Военный учёт»

Рисунок 6 - Подсистема «Командировки»

Рисунок 7 - Подсистема «Отпуска»

3.3.2 Справочники

Прежде чем приступить к работе в информационной базе, необходимо заполнить справочную информацию, которая впоследствии облегчит и ускорит работу пользователя.

Справочник «Сотрудники»

Данный справочник будет содержать информацию о сотрудниках, работающих в ГБУЗ «Наркологический диспансер» МЗ КК. Данный справочник доступен в каждой из вышеперечисленных подсистем (Рисунок 8).

Рисунок 8 - Справочник «Сотрудники»

На форме создания нового элемента справочника «Сотрудники»  заполняются все данные по сотруднику. Поля: «Пол», «Отделение», «Характер работы», «Вид работы», «Наименование ВК по месту жительства», «Образование», «Наименование образовательного учреждения», «Семейное положение», заполняются либо выбором из соответствующего перечисления, в который на этапе конфигурирования были добавлены все возможные варианты, либо выбором элемента из соответствующего справочника. Особенностью формы создания элемента, является то, что она разбита на пять вкладок – пять логических блоков: «Сотрудник», «Реквизиты», «Воинский учет», «Образование данные» и «Личная информация»
(Рисунки 9, 10, 11, 12, 13).

Рисунок 9 - Вкладка «Сотрудник» формы создания элемента справочника

Рисунок 10 - Вкладка «Реквизиты» формы создания элемента справочника

Рисунок 11 - Вкладка «Воинский учет» формы создания элемента справочника

Рисунок 12 - Вкладка «Образование данные» формы создания
элемента справочника

Рисунок 13 - Вкладка «Личная информация» формы создания
элемента справочника

Вся заполненная информация сохраняется по кнопке «ОК» и отображается в справочнике в виде списка элементов. Поля, выделенные красным пунктиром, являются обязательными для заполнения, и программа сообщит об ошибке в случае, если пользователь пропустит одно из таких полей (Рисунок 14).

Рисунок 14 - Сообщения об ошибках на форме создания элемента справочника «Сотрудники»

Справочник «Отделения»

В справочнике «Отделения» храниться информация об отделениях, входящих в состав ГБУЗ «Наркологический диспансер» МЗ КК, состоящая из структурного наименования отделения. Данный справочник доступен во всех подсистемах конфигурации.

Рисунок 15 - Справочник «Отделения»

На форме создания нового элемента справочника «Отделения» (Рисунок 16) заполняется общая информация об отделении. На форме реализована функция проверки заполнения.

Рисунок 16 - Форма создания элемента справочника «Отделения»

Справочник «Военные комиссариаты»

Данный справочник содержит наименования военных комиссариатов по месту жительства соответствующего военнообязанного сотрудника. Данные справочника необходимы на этапе формирования документов воинского учёта и отправке отчётности. Справочник доступен только в подсистеме «Воинский учёт».

Рисунок 17 - Справочник «Военные комиссариаты»

На форме создания элемента справочника пользователь вводит наименование соответствующего военного комиссариата. Информация сохраняется по кнопке «ОК» и отображается в справочнике в виде списка элементов.

Рисунок 18 - Форма создания элемента справочника
«Военные комиссариаты»

Справочник «Контрагенты»

Данный справочник содержит информацию об учебных учреждениях и отображается в подсистеме «Обучение и сертификаты». В справочнике «Сотрудники» имеется ссылка на справочник «Контрагенты». Информация справочника используется при формировании отчётности о сертификации медицинских работников ГБУЗ «Наркологический диспансер» МЗ КК.

Рисунок 19 - Справочник «Контрагенты»

На форме создания элемента пользователь указывает полное наименование учебного заведения.

Рисунок 20 - Форма создания элемента справочника «Контрагенты»

Справочник «Виды графиков работы»

Справочник доступен в подсистеме «Расчет заработной платы». Содержит лишь два наименования: «График администрации» и «График мастеров». Используется при расчёте и начислении заработной платы сотрудникам.

Рисунок 21 - Справочник «Виды графиков работы»

3.3.3 Планы видов расчёта

Объект конфигурации План видов расчета предназначен для описания структуры хранения информации о возможных видах расчётов. На основе объекта конфигурации План видов расчета платформа создает в базе данных таблицу, в которой будет храниться информация о том, какие существуют виды расчета, и каковы взаимосвязи между ними [11].

Выделяют три основные категории видов расчета:

Базовые – их результаты должны быть использованы при перерасчете этого вида расчета.

Вытесняющие – вытесняют этот вид расчета по периоду действия.

Ведущие – изменение их результатов должно приводить к необходимости перерасчета этого вида расчета [6].

В данной программе имеем три вида расчета: невыход, оклад и премия. Невыход вытесняет оклад по периоду действия, а премия зависит от оклада по базовому периоду.

Рисунок 22 - План видов расчёта «Виды расчетов»

В нашем случае для премии в качестве базового вида расчета укажем оклад, а ведущими оклад и невыход, поскольку изменение результата расчета невыхода приведет к изменению результата оклада, что, в свою очередь должно привести к изменению результата премии.

Рисунок 23 - Базовые виды расчетов для премии

Рисунок 24 - Ведущие виды расчетов для премии

Рисунок 25 - Вытесняющие виды расчетов для оклада

Соответственно,  для «оклада» вытесняющим его видом расчета будет «невыход».

3.3.4 Документы и регистры

Объект конфигурации Регистр сведений предназначен для описания структуры хранения данных в разрезе нескольких измерений. На основе объекта конфигурации Регистр сведений платформа создаёт в базе данных таблицу, в которой может храниться произвольная информация, «привязанная» к набору измерений [5].

Регистр сведений «Графики работы»

Регистр имеет два измерения: График работы – выбирается из соответствующего справочника «Виды графиков работы» и Дата. А также единственный ресурс регистра – Значение, принимающий значение 0 или 1. Единица обозначает рабочий день. Таким образом, регистр «Графики работы» (Рисунок 26) содержит данные о рабочих днях соответствующего месяца для определённой группы сотрудников.

Рисунок 26 - Регистр сведений «Графики работы»

Регистр сведений «Графики работы» доступен только в подсистеме «Расчет заработной платы».

Регистр расчета «Начисления»

Объект конфигурации Регистр расчета предназначен для описания структуры накопления данных, являющихся результатами расчетов. На основе объекта конфигурации Регистр расчета платформа создает в базе данных таблицы, в которых будут накапливаться данные, формируемые различными объектами базы данных [6].

Регистр расчета «Начисления» (Рисунок 27) отображает количественный учет денежных ресурсов и служит для отслеживания начисления средств, требуемых в текущем периоде. В движении данного регистра участвует документ «Начисления сотрудникам». Особенностью данного регистра является его периодичность, возможность использования механизма вытеснения по периоду действия и зависимости по базовому периоду, а также связь с планом видов расчета. Доступ к регистру предоставлен в подсистеме «Расчет заработной платы».

Рисунок 27 - Регистр расчета «Начисления»

Его регистратором является документ «Начисления сотрудникам». Процедура расчета записей регистра расчета «РассчитатьНачисления» связана с модулем документа и хранится в Общем модуле «ПроведениеРасчетов».

Документ «Начисления сотрудникам»

Данным документом фиксируются данные соответствующего сотрудника, период за который происходит начисление, а так же сумма к оплате.

Рисунок 28 - Список документов «Начисления сотрудникам»

При создании в документе указывается дата создания документа, а так же его номер. Табличная часть заполняется последовательным вводом каждой позиции. Пользователь заполняет поле Сотрудник, выбирая из справочника «Сотрудники».  Поле «График работы» – из справочника «Виды графиков работ», а поля Дата начала, Дата окончания, Вид расчета и Начислено – заполняются сотрудником отдела кадров в соответствии с приказами, предоставленными Плановым отделом.

Рисунок 29 - Создание документа «Начисления сотрудникам»

Документ «Трудовой договор»

При приеме сотрудника основным документом, фиксирующим условия работы, права и обязанности сторон (сотрудника и работодателя), является трудовой договор. Составляется в двух экземплярах и утверждается главным врачом, главой отдела кадров, начальником планово-экономического отдела и главой соответствующего подразделения. Документ доступен в каждой из подсистем, так как в любой момент работы у сотрудника отдела кадров может возникнуть необходимость указать дату и номер трудового договора одного или нескольких сотрудников.

Рисунок 30 - Список документов «Трудовой договор»

На форме создания документа «Трудовой договор» пользователь указывает ФИО сотрудника (уже внесенного в информационную базу), выбирая из справочника «Сотрудники», дату и номер трудового договора, зарегистрированного в журнале учёта трудовых договоров, который является физическим носителем информации.

Рисунок 31 - Форма создания документа «Трудовой договор»

Данный документ также позволяет формировать печатную форму, где посредством параметров происходит автоматическое заполнение данных из справочника по ФИО выбранного сотрудника.

Рисунок 32 - Печатная форма документа «Трудовой договор»

Регистр сведений «Регистрация трудовых договоров»

Следует напомнить, что принципиальное отличие регистра сведений от регистра накопления заключается в том, что каждое движение регистра сведений устанавливает новое значение ресурса, в то время как движение регистра накопления изменяет существующее значение ресурса. По этой причине регистр сведений может хранить любые данные (а не только числовые, как регистр накопления).

В разработанном приложении к регистру сведений «Регистрация трудовых договоров» можно выбрав в Главном меню пункт «Все функции» и в открывшемся окне в списке регистров сведений нажать на «Регистрация трудовых договоров» (Рисунок 33).

Рисунок 33 - Регистр сведений «Регистрация трудовых договоров»

Данный регистр хранит основную информацию: «Номер трудового договора», «Дату трудового договора» и «ФИО» соответствующего сотрудника. Подобный регистр дублирует сведения, записываемые в Журнал регистрации трудовых договоров – физический носитель информации, при утрате которого, электронная регистрация информации оказывается исключительно полезной для восстановления сведений.

Документ «Сведения об изменениях военно-учетных данных»

Документ составляется при приеме, увольнении или изменении семейного или рабочего статуса сотрудника, и предоставляется в военный комиссариат по месту жительства сотрудника в недельный срок (Рисунок 34). Документ может содержать данные сразу нескольких сотрудников при условии их приписки к одному военному комиссариату.

Рисунок 34 - Документ «Сведения об изменениях военно-учетных данных»

На форме создания документа пользователь указывает дату и военный комиссариат соответствующего сотрудника и, нажав на кнопку «Заполнить», приложение автоматически заполнит поля данными сотрудников, отсортированных по военным комиссариатам (Рисунок 35). Заполняются следующие поля:  «Воинское звание», «ФИО», «Дата рождения», «Должность», «Дата приема», «Дата увольнения», «Адрес» (юридический и фактический) и «Характер изменения военно учетных данных».

Рисунок 35 - Форма создания документа
«Сведения об изменениях военно-учетных данных»

На форме документа можно заметить кнопку «Печать». Данный документ также позволяет формировать печатную форму, где посредством параметров происходит автоматическое заполнение данных из документа.

Рисунок 36 - Печатная форма документа «Сведения об изменениях военно-учетных данных»

Этот документ доступен только в подсистеме «Воинский учет» и является регистратором для регистра сведений «Регистрация изменений военно учетных данных».

Регистр сведений «Регистрация изменений военно учетных данных»

В регистре, как и в журнале исходящей корреспонденции, регистрируется дата и номер документа, а так же пункт назначения, в нашем случае военный комиссариат (Рисунок 37). Необходимость в подобных таблицах может возникнуть в случае составления дополнительной отчетности или восстановления информации, хранимой на физических носителях, а также прочих законодательных изменений в делопроизводстве.

Рисунок 37 - Регистр сведений «Регистрация изменений
военно учетных данных»

Документ «Список для сверки учетных сведений о воинском учете»

В соответствии с правилами делопроизводства медицинских учреждений список сотрудников для сверки военно учетных данных предоставляется ежегодно в военные комиссариаты в установленные сроки. Данный документ доступен в подсистеме «Военный учет» (Рисунок 38).

Рисунок  38 - Документ «Список для сверки учетных сведений о воинском учете»

При соответствующем заполнении информационной базы сотрудников, данный документ будет формироваться автоматически и заполнятся по нажатию кнопки Заполнить на форме создания документа. Пользователь выбирает военный комиссариат, и программа самостоятельно выбирает сотрудников относящихся к выбранному военному комиссариату и заполняет табличную часть необходимыми данными (Рисунок 39).

Рисунок 39 - Форма создания документа «Список для сверки учетных
сведений о воинском учете»

Заполняются следующие поля: «Наименование», «Воинское звание», «Категория запаса», «Состав», «ВУС», «Категория годности к военной службе», «Вид учета», «Дата рождения», «Образование», «Место жительства», «Семейное положение» и «Структурное подразделение и должность».

Документ предоставляется в военный комиссариат в печатном виде, поэтому была реализована печатная форма документа (Рисунок 40).

Рисунок 40 - Печатная форма документа «Список для сверки
учетных сведений о воинском учете»

Регистр сведений «Регистрация сверки воинского учета»

Документ Список для сверки является регистратором регистра сведений «Регистрация сверки воинского учета». Регистр хранит данные исходящей корреспонденции, такие как Номер и Дата документа, а также Наименование военного комиссариата, куда предоставляется документ (Рисунок 41).

Рисунок 41 - Регистр сведений «Регистрация сверки воинского учета»

Документ «Приказ о предоставлении отпуска работникам»

По условиям трудового договора, каждый сотрудник ГБУЗ НД МЗ КК имеет право на ежегодный оплачиваемый отпуск – 28 календарных дней, а так же дополнительный оплачиваемый отпуск, предоставляемый за вредные и опасные условия труда или за ненормированный рабочий день – 14 календарных дней. Также сотрудникам предоставляется учебный отпуск, отпуск по уходу за ребёнком и пр. Таким образом в документе фиксируется информация о отпусках сотрудников (Рисунок 42). Документ доступен только в подсистеме «Отпуска».

Рисунок 42 - Список документов «Приказ о предоставлении отпуска работникам»

Форма создания документа является управляемой. В табличной части документа создаем запись и выбираем, обращаясь к справочнику «Сотрудники» соответствующего сотрудника. При выборе значения поля «Фамилия имя отчество» – поля «Табельный номер», «Структурное подразделение» и «Должность» заполняются автоматически из данных справочника «Сотрудники» посредством запроса. Далее пользователь самостоятельно указывает вид отпуска (основной или дополнительный), период работы, за который предоставляется отпуск, количество календарных дней, даты начала и окончания отпуска сотрудника (Рисунок 43)

Рисунок 43 - Форма создания документа
«Приказ о предоставлении отпуска сотрудникам»

Данный документ также позволяет формировать печатную
форму (Рисунок 44).

Рисунок 44 - Печатная форма документа
«Приказ о предоставлении отпуска сотрудникам»

Документ «Приказ о предоставлении отпуска сотрудникам» является регистратором соответствующего регистра сведений.

Регистр сведений «Регистрация приказов на предоставление отпуска»

В регистре хранятся сведения, такие как номер приказа, дата приказа и имя, фамилия и отчество сотрудника, чей отпуск утверждается документом (Рисунок 45). Используется для предоставления необходимой отчетности.

Рисунок 45 - Регистр сведений «Регистрация приказов на предоставление отпуска»

Документ «Командировочное удостоверение»

Государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Наркологический диспансер» Министерства здравоохранения Краснодарского края – ведущее  лечебное учреждение края. Это учреждение обладает современной лечебно-диагностической базой и оказывает на высоком профессиональном уровне специализированную наркологическую помощь населению Краснодарского края. Сотрудники диспансера принимают участие различных конференциях и проходят обучение или повышают свою квалификацию.

Достоверно известно, что ГБУЗ «Наркологический диспансер» предоставлял делегацию в количестве 27 человек на Олимпийские игры 2014 в Сочи.

На каждого сотрудника, получившего подобное служебное задание, отдел кадров оформляет командировочное удостоверение (Рисунок 46). Документ доступен в подсистеме «Командировки».

Рисунок 46 - Список документов «Командировочное удостоверение»

На форме создания документа пользователь выбирает из справочника нужного сотрудника. Поля «Табельный номер», «Структурное подразделение» и «Должность» заполняются формой автоматически. Далее необходимо указать место назначения и цель служебного задания, количество календарных дней и период выполнения служебного задания (Рисунок 47).

В нижней части формы расположены две табличные части: «Отметки о выбытии в командировку» и «Отметки о выбытии в место постоянной работы». Данные табличные части представляют собой «план» передвижений сотрудника: отбытие из места отправления – дата, прибытие в место назначения – дата, отбытие из места назначения – дата, прибытие в место отправления – дата.

Рисунок 47 - Форма создания документа «Командировочное удостоверение»

Данный документ также позволяет формировать
печатную форму (Рисунок 48).

Рисунок 48- Печатная форма документа «Командировочное удостоверение»

Регистр сведений «Регистрация командировок»

Документ «Командировочное удостоверение» является регистратором для этого регистра. Он содержит данные о номере и дате документа, ФИО сотрудника, а так же место его командирования (Рисунок 49).

Рисунок 49 - Регистр сведений «Регистрация командировок»

3.3.5 Отчёты

Любой отчет, как правило, подразумевает получение сложной выборки данных, сгруппированных и отсортированных определённым образом. Система компоновки данных представляет собой мощный и гибкий механизм, позволяющий выполнить все необходимые действия – от получения данных из различных источников до представления этих данных в виде, удобном для пользователя.

Отчет «Сертификаты»

Отчет о сертификации медицинских работников предоставляется в контролирующую организацию ГУЗ МИАЦ по их запросу. МИАЦ – это медицинский информационно-аналитический центр. Подобные запросы, как показывает практика приходят в отдел кадров довольно часто, соответственно, практически каждые две недели возникает необходимость в формировании отчета. Потому, для удобства пользователя, было реализовано автоматическое формирование отчета.

Отчет «Сертификаты» доступен в подсистеме «Образование и сертификаты». Так как исходные данные, необходимые для отчета, находятся в базе данных всех сотрудников необходимо выбрать только тех, у кого есть сертификат и он является действительным (срок действия сертификата 5 лет). И таким образом, используя язык запросов системы 1С:Предприятие 8 получаем отчет, в котором содержатся следующие сведения: Фамилия, Имя, Отчество, Пол, Дата рождения, СНИЛС, ИНН, Должность, Дата выдачи сертификата и Дата увольнения, если сотрудник уже уволен (Рисунок 50).

Рисунок 50 - Отчет «Сертификаты»

Отчет «Перерасчет»

Данный отчет необходим для фиксации изменений в документах «Начисления сотрудникам»  в случае зависимости по базовому периоду или вытеснения по периоду действия (Рисунок 51). Например, после начисления оклада сотруднику была начислена премия (оклад является базовым периодом по отношению к премии) или сотрудник по какой-то причине не вышел на работу (вид расчета невыход является вытесняющим по отношению к окладу).

Отчет «Перерасчет» доступен только в подсистеме «Расчет заработной платы» и формируется автоматически, при нажатии на кнопку «Сформировать». В отчете указывается сотрудник и вид расчета, по которому нужно провести перерасчет.

Рисунок 51 - Отчет «Перерасчет»

Отчет «Начисления Сотрудникам»

Для получения итоговой информации о начислениях сотрудникам мы используем данные, хранящиеся в регистре расчета. Для того что бы понять являются ли данные регистра расчета актуальными или требуют перерасчета, была создана процедура «ПерерассчитатьНачисления» в общем модуле «ПроведениеРасчетов» . Он содержит данные регистра по периоду, сведения о перерассчете видов расчета и начисленную сумму. Подводит результаты и группирует данные по сотрудникам. Таким образом отчет формирует перерассчитанные данные о начислениях сотрудникам (Рисунок 52).

Рисунок 52 - Отчет «Начисления сотрудникам»

3.3.6 Права доступа

Так как с информационной базой будут  работать разные пользователи, а именно: администратор, главный врач, сотрудники отдела кадров, сотрудники ответственные только за ведение воинского учета и начальник отдела кадров, необходимо было разрешить соответствующие права работы с информационной базой, исходя из полномочий пользователя. Все права доступа защищаются паролем. Доступ к базе осуществляется посредством выбора учетной записи пользователя и вводом пароля (Рисунок 53).

Рисунок 53 - Доступ к информационной базе

Администратор имеет доступ ко всем объектам конфигурации, как в режиме «Предприятия», так и в режиме «Конфигуратор». Администратор может осуществлять любые действия (изменение, редактирование, удаление и т.д.), с объектами информационной базы.

Рисунок 54 - Доступ к конфигурации под именем «Администратор»

Главный врач и начальник отдела кадров также имеют права просмотра по отношению ко всем объектам информационной базы, но только в режиме «Предприятие». В доступе к информационной базе, в режиме «Конфигуратор» было запрещено, во избежание случайного изменения и удаления объектов информационной базы.

Рисунок 55 - Доступ к работе с приложением под именами «Главный врач» и «Начальник отдела кадров»

Сотрудники отдела кадров имеют право доступа к подсистемам  «Командировки», «Отпуска» и «Обучение и сертификаты» с правом просмотра, изменения и удаления какой – либо информации и объектам, относящимся к этим подсистемам. Доступ к конфигурации системы запрещен.

Рисунок 56 - Доступ к работе с приложением под именем
«Сотрудник отдела кадров»

Сотрудник отдела кадров ответственный за воинский учет имеет право доступа к подсистеме «Военный учет» с правом просмотра, изменения и удаления какой – либо информации в этой подсистеме. Доступ к конфигурации системы запрещен.

Рисунок 57 - Доступ к работе с приложением под именем
«Ответственный за воинский учет»


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В данной работе все поставленные задачи были выполнены, а именно:

  •  изучены структура и особенности платформы «1С:Предприятие 8.2;
  •  проанализирована эффективность использования автоматизированных систем управления в медицинских учреждениях;
  •  тщательно изучена работа отдела кадров медицинского учреждения ГБУЗ «Наркологический диспансер» Министерства Здравоохранения Краснодарского края;
  •  с помощью платформы «1С: Предприятие» версии 8.2 была создана информационная система «ГБУЗ НД МЗ КК: Отдел кадров», которая автоматизирует фрагмент документооборота медицинского учреждения ГБУЗ «Наркологический диспансер».

В информационной системе были разработаны такие объекты, как:

– Справочники (5), которые хранят и отображают информацию о сотрудниках учреждения, структурных подразделениях, военных комиссариатах, контрагентах и видах графиков работ.

– Документы (6). Документы содержат информацию, фиксирующую прием и увольнение сотрудника, сведения о военнообязанных сотрудниках, данные о начислении сотрудникам заработной платы, а также оформление служебных заданий и отпусков. В документах конфигурации реализованы мощные средства формирования данных и печатных форм, которые обеспечивают широкие возможности оформления интерактивной работы и упрощают работу пользователя.

– Регистры (7). Созданы регистры сведений, благодаря которым происходит информационная регистрация документов. А также создан регистр расчета, осуществляющий хранение данных о начислениях сотрудникам.

– Отчеты (3). Созданы отчеты, позволяющие анализировать квалификацию сотрудников, необходимость перерасчета заработной платы и её начисление.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1.  Черносвитов Е.В. Социальная медицина: Учеб. пособие. М., 2000.
  2.  Тлепцерищев Р.А. Медико-социальные основы здоровья: Учеб. пособие. Ростов-н/Д, 2000.
  3.  «1С» история успеха. [Электронный ресурс] // Интернет-обозреватель «Мега обзор». URL: http://megaobzor.com/newsnew-9018.html (дата обращения: 12.02.2014).
  4.  Официальный сайт разработчика «1С: Предприятия». [Электронный ресурс] URL: v8.1c.ru (дата обращения: 20.02.2014).
  5.  Габец А. П., Гончаров Д. И., Козырев Д. В., Кухлевский Д. С., Радченко М. Г. Профессиональная разработка в системе «1С: Предприятие 8» [Текст] / Под ред. М. Г. Радченко. – М.: 1С-Паблишинг; Спб.: Питер, 2006. – 808 с.: ил. – 4000 экз. – ISBN 5-9677-0268-7; ISBN 5-91180-076-4.
  6.  Радченко М.Г. 1С:Предприятие 8.2. Практическое пособие разработчика. Примеры и типовые  приемы [Текст] / М. Г. Радченко, Е. Ю. Хрусталева. – М.: 1С-Паблишинг, 2009. – 874 с.: ил. – 5000 экз. – ISBN 978-5-9677-1147-3.
  7.  Сайт Александро-Мариинской областной клинической больницы [Электронный ресурс] URL: http://amokb.ru/index.php/otdeleniya/prochie-podrazdeleniya/informatsionnye-tekhnologii (дата обращения 08.05.2014)
  8.  Медицинская энциклопедия: автоматизированная система управления [Электронный ресурс] URL: http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_medicine/1338/Автоматизированная (дата обращения 08.05.2014).
  9.  Официальный сайт ГБУЗ «Наркологический диспансер» МЗ КК. [Электронный ресурс] URL: http://www.narco23.ru/ (дата обращения: 15.02.2014)
  10.  «Должностные инструкции».  [Электронный ресурс] // Cайт аудиторский фирмы «Гарант аудит»  URL: http://afga.ru/ (дата обращения 19.02.2014)
  11.  Разработка управляемого интерфейса. [Текст] / В. А. Ажеронок, А. В. Островерх, М. Г. Радченко, Е. Ю. Хрусталева. – М.: 1С-Паблишинг, 2010. – 723 с.: ил. – 1000 экз. – ISBN 978-5-9677-1148-0.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

48771. Расчет вала гидротурбины 630.5 KB
  Толщины: Сварка покрытыми электродами выполняется при толщине листов 4 мм. В строительстве применяется ограниченно при возведении мостов листовая сварка в судостроении. Толщины: Минимальная толщина листов при сварке под флюсом от 3 мм. Дуговая сварка неплавящимся вольфрамовым электродом в инертных газах Применение: Она является лучшим способом для сварки изделий из тонколистового металла так как обеспечивает минимальную деформацию изделия и высокое качество сварного шва.
48772. Система моделирующая движение молекул идеального газа в замкнутом пространстве 111 KB
  Моделирование движения молекул газа. Выполнить моделирование поведения молекул в прямоугольном сосуде, разделенном подвижной вертикальной перегородкой с отверстием.
48774. Кинематическое исследование грейферного механизма 4.95 MB
  В левом верхнем углу чертежного листа в масштабе 10:1 вычерчена кинематическая схема грейферного механизма в 12-ти положениях. Для этого один полный оборот ведущего звена 1 разбит на 12 частей по , где за нулевое положение принята точка, совпадающая с осью Y.
48775. Напряжение разложения, автоматизация процесса электролиза и извлечение алюминия из электролизных ванн 570.5 KB
  Из литейных сплавов более распространены сплавы алюминия с кремнием называемые силуминами. Важнейшие потребители алюминия и его сплавов – авиационная и автомобильная промышленность железнодорожный и водный транспорт машиностроение электротехническая химическая металлургическая и пищевая промышленности промышленное и гражданское строительство. Судя по свойствам алюминия можно сказать что он мог бы применяться значительно шире и в больших количествах и заменять в большинстве конструкций сталь. Но этому препятствует большая по сравнению...
48776. Методичні рекомендації до виконання і захисту курсових робіт у педагогічних коледжах 207 KB
  У додатках представлені зразки окремих компонентів курсової роботи. Структура курсової роботи Структура курсової роботи з практикуму навчальних майстерняхСтруктура курсової роботи з декоративноприкладного мистецтва
48778. Локализация неисправностей в аппаратуре спецвычислителя 74 KB
  Задание на курсовую работу: Во втором разряде старшего байта регистра заявок РЗ УК формируется признак прерывания. Состав регистров УК: регистр заявок РЗ; регистр масок РМ; регистр подмены РП; регистр сдвига РТА РСд1; регистр буферный РТА РБф; Т. обмен с регистрами однобайтовый то по обращению регистры заявок и масок разделены на 2 однобайтовых части со старшим и младшим байтами. Поскольку все устройства отвечающие за хранение заявок на прерывание а также за сброс этих заявок расположены в УК то неисправность...