90443

Мониторинг финансового состояния организации

Курсовая

Финансы и кредитные отношения

Государственное регулирование и принципы организации финансов хозяйствующих субъектов Концепции государственного регулирования финансов Государственные органы регулирования финансов Принципы организации финансов Мониторинг финансового состояния организации Оценка структуры и динамика баланса предприятия...

Русский

2015-06-06

338.5 KB

1 чел.

PAGE   \* MERGEFORMAT 3

Содержание

Введение

4

1. Государственное регулирование и принципы организации финансов хозяйствующих субъектов

6

1.1. Концепции государственного регулирования финансов

6

1.2. Государственные органы регулирования финансов

11

1.3. Принципы организации финансов

13

2. Мониторинг финансового состояния организации

24

2.1. Оценка  структуры  и  динамика  баланса  предприятия

24

2.2. Анализ  ликвидности  баланса

27

2.3. Оценка  финансовой  устойчивости  организации

31

2.4. Анализ  деловой  активности

35

2.5. Анализ  эффективности  производства

37

2.6. Расчет  величины  чистых  активов

39

2.7. Факторный  анализ  прибыли

40

Заключение

42

Список  используемой  литературы

44


В
ведение

В современных условиях от государства в значительной мере зависит эффективность деятельности предприятий. Государство оказывает влияние на все сферы экономической деятельности, так как рынок не может регулировать экономические и социальные процессы в интересах всего общества.

Прерогативой государства является обеспечение надлежащего правопорядка в стране и ее национальная безопасность, что является основой для развития предпринимательства и экономики.

Государственное регулирование имеет место как в централизованно управляемой, так и в рыночной экономике, но формы регулирования существенно различаются. В централизованной экономике упор делается на директивное планирование и администрирование, а в рыночной — на бюджетирование, налогообложение, кредитование, государственные закупки, законодательные ограничения.

Государство формирует финансовую политику на макроуровне и осуществляет законодательное регулирование финансов микроуровня. Оно определяет порядок образования, распределения и использования централизованных фондов финансовых ресурсов, которые служат одним из источников финансирования предприятий. Поэтому тема курсовой работы актуальна.

Основными направлениями государственного регулирования финансовой деятельности предприятий являются: налоговая система, ценообразование, внешнеэкономическая деятельность, денежное обращение, кредитование, формы платежей и расчетов, организация обращения ценных бумаг, бюджетное финансирование, состав и компетенция органов государственного управления в решении финансовых вопросов, государственные гарантии, лицензирование отдельных видов деятельности.

Таким образом, объектом исследования курсовой работы является государственное регулирование финансов предприятий.

Цель исследования – изучение финансовой деятельности организации. В рамках этой цели были поставлены следующие задачи:

1. Раскрыть понятие и сущность государственного регулирования финансов предприятий.

2. Определить роль государства в финансовой деятельности организаций.

3. Рассмотреть мировые концепции государственного финансового регулирования.

4. Определить государственные органы регулирования финансов.

5. Изучить принципы организации  государственного регулирования финансов.

6. Провести мониторинг  финансового состояния организации.


1. Государственное регулирование и принципы организации финансов хозяйствующих субъектов

1.1. Концепции государственного регулирования финансов

финансы регулирование государственный оптимизация

В основу государственного регулирования заложена определенная финансовая концепция. Различают две наиболее противоположные по формам реализации мировые концепции государственного финансового регулирования: монетаризм и кейнсианство.

Монетаризм приветствует свободный нерегулируемый рынок с ограничением государственного вмешательства в экономику поддержанием стабильного темпа роста денежной массы. Он широко используется Международным валютным фондом и Организацией экономического сотрудничества и развития для реализации программ финансовой стабилизации государств, испытывающих финансовые трудности и привлекающих внешние источники централизованного финансирования бюджетного дефицита и дефицита платежного баланса.

Рестриктивная политика монетаризма основывается на сокращении государственных расходов и повышении налогов. Цель такой политики — сокращение покупательной способности населения, уменьшение бюджетного дефицита и снижение уровня инфляции. Одновременно это вызывает замедление экономического роста. Сокращение спроса приводит к трудностям сбыта и падению темпов прироста выпускаемой продукции. Сдерживание спроса предприятий путем проведения жесткой денежной политики не создает условий для прироста производства продукции, который может обеспечить снижение цен. При ограниченных возможностях привлечения ресурсов извне и “съеденных” инфляцией собственных средствах предприятий происходит естественное сокращение объемов производства и замедление темпов экономического роста.

В конечном счете, задача сводится к переориентации ресурсов от потребления к накоплению. Сложность ее реализации обусловлена возможным усилением стагнации производства. В условиях снижения реальной заработной платы и осложнения ситуации на рынке труда перераспределение ресурсов от потребления в пользу инвестиций не происходит. Политика ограничения спроса усиливает конкуренцию и возможность банкротства, а также социальную напряженность в обществе.

Противоположностью монетаризму является широко применяемая в последние десятилетия финансовая концепция кейнсианства. В основе ее — государственное регулирование и государственная поддержка проводимых в экономике преобразований. Кейнсианство основано на экспансионистской финансовой политике, включающей расширение государственных расходов и снижение налогов, а также экспансионистской денежно-кредитной политике, связанной с расширением денежной массы в обращении.

Увеличение государственных расходов стимулирует рост производства, а значит, и рост инвестиций и вложений в человеческий капитал. Кроме того, расширяется покупательная способность населения и совокупный спрос на товары, работы, услуги. Высокая покупательная способность лишь при определенных обстоятельствах повышает конкурентоспособность предприятий и качество продукции, а эти две проблемы для российской экономики в настоящее время наиболее актуальны.

Экспансионистская политика требует жесткого контроля за ценами, так как издержки производства имеют тенденцию к росту. Контроль необходим и в связи с риском роста инфляции, процентных ставок, налогов.

Увеличение государственных расходов возможно за счет существенного повышения эффективности использования бюджетных ассигнований либо за счет роста налоговых поступлений. Рост налоговых поступлений происходит при расширении производства, повышении темпов прироста выпускаемой продукции. В этом случае необязательно повышать ставки налогов, так как автоматически расширяется налогооблагаемая база. Темп роста расходов не должен превышать темпа роста доходов и за этим соотношением необходим государственный контроль. Для реализации такой политики государство должно иметь долгосрочные программы централизованных инвестиционных вложений. Кейнсианство (как и монетаризм), в чистом виде применяется в мировой финансовой практике редко, так как чревато возрастанием бюджетного дефицита и инфляции. Большие задачи оно возлагает на государство, требует разработки твердой и основательной законодательной базы для соблюдения определенных рамок вмешательства в предпринимательскую деятельность.

Выбор форм государственного регулирования финансов особенно сложен в российской экономике при проведении структурных преобразований. Отсутствие достаточных накоплений в частном секторе означает невозможность быстрой переориентации финансирования с государственных источников на собственные средства предприятий. Применение мирового опыта без учета конкретных особенностей и состояния экономики России способствовало усугублению кризисных процессов.

Результатом свободного ценообразования, как утверждают сторонники монетаристской школы, являются уравновешивание спроса и предложения, достижение стабильности. Кейнсианская школа считает, что цены малоподвижны и не могут быстро реагировать на состояние спроса и предложения. Поэтому изменение цен не служит ориентиром в рыночной конъюнктуре. Более подвижны в этом смысле объемы продаж и величина запасов товарно-материальных ценностей. Однако если цены остаются стабильными, то при снижении спроса производство также должно сокращаться. При этом значительные запасы приводят к иммобилизации оборотных средств.

Между уровнем цен и денежной массой существует тесная зависимость. Так считают монетаристы. Поэтому если бюджетный дефицит покрывается за счет эмиссии, то это стимулирует инфляцию и рост цен. Для устранения этого негативного явления Центральный банк должен строго контролировать прирост денежной массы. Однако при недостатке денег в обращении используются квазиденьги и другие денежные инструменты, которые приводят к перераспределению доходов в пользу их эмитентов, а предприятия не могут защитить свои интересы при неплатежеспособности потребителей продукции.

Кроме контроля за общей массой денег в обращении необходимо поддерживать определенную структуру платежных средств, в том числе более ликвидных.

Рост цен в секторе, защищенном от конкуренции, всегда выше. Чем выше степень монополизма, тем выше инфляция издержек. Изменение цен приводит к изменению рыночной структуры, а это повышает риск, создает трудности, связанные с реализацией. Инфляция способствует росту стоимостного объема потребления. Население в ожидании очередного повышения цен компенсирует потери путем приобретения товаров или иностранной валюты. Без стабильности цен насыщение рынка продукцией, товарами, работами и услугами невозможно. Очень важно проводить политику снижения себестоимости, так как это один из основных факторов роста цен.

Политика экономического роста, как правило, включает такой элемент государственного регулирования, как девальвацию национальной валюты, которая снижает цену продукции, а следовательно, и затраты на производство и реализацию, повышает ее конкурентоспособность на мировом рынке. В то же время она сдерживает внутреннее потребление из-за падения заработной платы. Девальвация приводит к удорожанию импорта и удешевлению экспорта, возрастанию размеров внешнего долга и увеличению расходов на выплату процентов по нему. Стимулирование экспорта имеет большое значение для погашения внешних обязательств Российского государства. Для нормального состояния платежного баланса рост экспорта должен опережать рост импорта и покрывать возросшие расходы по обслуживанию внешнего долга. Для внутреннего состояния экономики имеет значение сокращение издержек производства и обращения, себестоимости по уровню, превышающему снижение цен. Преимущество в этом случае получает прибыль. Возрастание прибыли позволяет обеспечить рост инвестиций одновременно с расширением производства. Девальвация может сопровождаться рестриктивными мерами в том случае, когда значительный капитал накоплен в частном секторе экономики, который не коснется сокращения государственных расходов.

Практика реализации экономического регулирования в западных странах показала, что наиболее рациональным является сочетание обоих направлений. В зависимости от конкретных особенностей того или иного периода и задач, стоящих перед правительством, используются либо преимущественно монетарные (точнее сказать, базирующиеся на монетаризме или других неоклассических теориях), либо кейнсианские методы регулирования. Если экономика находится в затянувшейся депрессии, падение экономического роста сопровождается массовой безработицей и социальными потрясениями, имеет место необходимость структурных изменений в экономике, применяются кейнсианские методы регулирования. Если экономика подвержена инфляции или стагфляции, разбалансированию денежного обращения, нестабильности национальной валюты, хроническому бюджетному дефициту, то господствуют неоклассические методы регулирования.

Моделям государственного регулирования свойственна циклическая взаимозаменяемость. Кризис в экономике всегда приводит к смене модели регулирования. Следовательно, государственное регулирование - это динамичная система, зависимая от конъюнктурных колебаний. Конъюнктурное регулирование - воздействие на совокупный спрос и предложение в зависимости от фазы экономического цикла - более характерно для кейнсианского регулирования, тогда как неоклассические концепции провозглашают борьбу с циклом как единым целым.

Государственное воздействие на спрос и предложение сегодня чаще используется не в макроэономическом регулировании, а для регулирования рынков отдельных товаров или услуг. При этом регулирование некоторых рынков (таких как денежный рынок, рынок ценных бумаг, страховой рынок и т.д.) оказывает заметное макроэкономическое влияние. Поэтому на таких рынках допустимым считается не только регулирование, но и финансовая поддержка или создание специфического правового режима, например протекционизм по отношению к отечественным производителям финансовых услуг, или отраслям промышленности, дающим наибольший вклад в обеспечение занятости.

1.2. Государственные органы регулирования финансов

Государство формирует финансовую политику и осуществляет законодательное регулирование финансов на макро- и микроуровнях. Воздействие государства на экономику осуществляется через систему законодательных актов, государственных и муниципальных законодательных, представительных и исполнительных органов власти. Все направления государственного регулирования между собой взаимодействуют и влияют друг на друга. Выявление этих взаимосвязей имеет большое значение для функционирования финансовой системы. Воздействие государства в лице государственных органов на экономические объекты и процессы и участвующих в них лиц осуществляется для того, чтобы придать процессам организованный характер, упорядочить действия экономических субъектов, обеспечить соблюдение законов, государственных и общественных интересов.

На макроуровне госрегулирование осуществляется, в основном, путем принятия законодательных и нормативных актов. Кроме того, возможно воздействие на финансовые потоки через устные (экспертные, официальные, неофициальные) высказывания высших должностных лиц. Управление финансами в РФ, прежде всего, осуществляют высшие законодательные органы власти. Это Федеральное Собрание и его две палаты — Государственная Дума и Совет Федерации. Такое управление имеет место при рассмотрении и утверждении федерального бюджета России и утверждении отчета о его исполнении. Федеральное Собрание рассматривает также законы о налогах, сборах и обязательных платежах. Кроме того, оно устанавливает предельный размер государственного внутреннего и внешнего долга.

Важнейшим органом, осуществляющим управление финансами РФ, являются Министерство финансов РФ и его органы на местах. Минфин России обеспечивает проведение единой финансовой, бюджетной, налоговой к валютной политики РФ. Составляет проект бюджета, методическое руководство бюджетным процессом в целом по стране, регистрацию проспектов эмиссии ценных бумаг региональных и муниципальных органов власти, регулирование страховой, пенсионной и аудиторской деятельности.

Центральный Банк проводит денежную политику, в том числе эмиссию денежных знаков, регулирование банковской сферы.

Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг регулирует деятельность фондового рынка, в том числе регистрацию проспектов эмиссий корпоративных ценных бумаг.

Взимание налоговых и, частично, неналоговых доходов, а также контроль за правильным исчислением, полнотой и своевременностью взносов в бюджет всех обязательных платежей возложено на Министерство РФ по налогам и сборам и его органы на местах — налоговые инспекции. Федеральная служба налоговой полиции РФ имеет полномочия на право возбуждать уголовное дело, проводить по нему дознание, предварительное следствие и передавать материалы непосредственно в суд.

За поступление таможенных пошлин ответственность несет Государственный таможенный комитет РФ. В целом таможенные органы осуществляют контроль за соблюдением налогового законодательства при пересечении товаров границы правильностью исчисления и уплатой таможенных пошлин РФ.

Федеральное казначейство отвечает за исполнение бюджета по расходам.

Госрегулирование должно стимулировать формирование этических норм в бизнесе и финансах – это всевозможные кодексы чести, принимаемые предпринимателями на добровольной основе.

1.3. Принципы организации финансов

В систему государственного регулирования финансов первичного звена хозяйствования входят принимаемые решения по общеэкономическим вопросам развития хозяйства, которые не могут не быть непосредственно финансовыми. Например, государственный валютный контроль за экспортными и импортными операциями, осуществляемый в значительной мере как таможенный и банковский контроль, система государственного заказа, государственных гарантий по возвращению банковских кредитов, фондированию, квотированию и лицензированию, сфера межгосударственных экономических отношений, связанная с заключением краткосрочных и долгосрочных договоров об экономическом сотрудничестве. Все эти и подобные методы, инструменты регулирования оказывают влияние на состояние и развитие финансов предприятий и организаций участников таких отношений. Однако они не входят в меры государственного регулирования.

Финансовое регулирование экономики предприятий и организаций представляет собой обусловленный проводимой финансовой политикой процесс целенаправленного изменения количественных и качественных параметров протекания финансовых процессов посредством использования для этих целей системы методов.

Процесс финансового регулирования осуществляется через действующие, вновь вводимые, отменяемые механизмы предоставления финансовых ресурсов или их изъятия. Отличительной особенностью финансового регулирования является использование в этих целях финансовых методов, инструментов, механизмов. Финансовое регулирование – особая сфера управления финансами в государстве, предполагающая использование в процессе регулирования системы методов воздействия на денежные отношения, складывающиеся в экономике. При этом применение этих методов, выходящее за пределы непосредственной взаимосвязи и взаимообусловленности с процессами формирования, распределения и использования финансовых ресурсов, денежных фондов (резервов) к сфере финансового регулирования экономики не относится.

Для государственного регулирования финансов предприятий характерен широкий спектр фактически и потенциально применимых политических, организационно-административных, экономических и собственно финансово-кредитных способов регулирования. Пределы государственного регулирования финансов предприятий и финансового регулирования экономики определены политической и экономической целесообразностью. Они во многом зависят от проводимой финансовой политики. Границы такого регулирования в принципе должны соответствовать выполнению задачи обеспечения финансово-кредитной устойчивости экономики предприятий и организаций.

Государственное регулирование финансов предприятий и финансовое регулирование объединяет юридически правовая основа этих процессов.

По способу осуществления или виду государственного регулирования финансов предприятий различаются основные, базовые финансовые методы: налоговый и бюджетный. Первый, в первую очередь, связан с регулированием размера изъятий. Второй, - с предоставлением бюджетных средств, осуществляемым через органы федерального казначейства в форме бюджетного финансирования.

Бюджетное финансирование предприятий и организаций есть превращенная форма существования цены бюджетной оплаты, или доли бюджета в оплате товаров, работ, оказываемых услуг производственной и, главным образом, непроизводственной сферы. Последняя содержится на 9/10 общих денежных затрат за счет средств местных бюджетов.

Строго говоря, налоговый метод государственного регулирования финансов предприятий выступает в качестве бюджетного. Это фундаментальный аспект государственных финансовых методов, которые, так или иначе, все замыкаются на основные финансовые планы каждого государственного звена бюджетной системы. Практически все налоги и сборы (налоговые платежи) поступают в доходную часть бюджетной системы страны. Основными видами налогов и сборов выступают: федеральные налоги и сборы; региональные налоги и сборы, то есть субъектов Российской Федерации; местные налоги и сборы. Последние к уровню государства не относятся лишь формально. Бюджетное устройство объективно притягивает их к государственным в смысле налогов и сборов в государстве. Виды налогов и сборов для большинства предприятий и организаций означают многоканальную и трехуровневую систему платежей. Эта система обладает почти фундаментальным свойством компенсировать полностью, или частично потери на выпадающие доходы, что неизбежно отражается на финансах предприятий и организаций.

Федеральное законодательство в целом наверху процессов установления и режимов применения налогов и сборов. Региональные и местные власти не могут вводить налоги и сборы, не предусмотренные к возможному применению действующих федеральным законодательством. Реальные их права связаны с процедурами введения, установления, или неприменения отдельных налогов и сборов, а также со ставками или размерами их изъятия, порядком и сроками уплаты, отчетностью по региональным налогам. Воздействие налоговой системы на финансы предприятий, фирм, компаний таково, что практически ни одно из них не подпадает, а значит не платит и половины общего числа налогов и сборов, поименованных в законодательстве. Это связано консолидированным характером налогового законодательства по видам налогов и сборов. Оно предусматривает не просто общий, собирательный перечень налогов всех уровней.

В основе его лежит учет отраслевых особенностей финансово-хозяйственной деятельности плательщика, то есть фактически дифференцированное обложение по объектам и видам деятельности.

Система налогообложения должна решать определенные задачи: содействовать деловой активности предпринимателей, стимулировать рост производства и заинтересованность работников в результатах труда; побуждать предприятия эффективно использовать основные производственные фонды, минимизировать производственные запасы, сокращать непроизводительные расходы; обеспечивать формирование доходов бюджета в объеме, достаточном для финансирования расходов государства и выполнения им своих функций.

Положительный эффект воздействия системы налогообложения возможен при соблюдении ряда условий:

Во-первых, возлагаемое на предприятия налоговое бремя не может быть чрезмерным, лишающим предприятия ресурсов финансирования расширения и технического перевооружения производства.

Во-вторых, количество взимаемых налогов должно быть минимальным, а порядок их исчисления и взимания - простым и понятным каждому плательщику.

В-третьих, необходимы стабильность ставок и порядка уплаты налогов на длительное время.

В-четвертых, система налогообложения должна быть гибкой, создавая при помощи налоговых льгот предпочтительные условия развития для тех отраслей, в продукции которых заинтересовано общество.

Налоги классифицируются по видам и объектам обложения. Установлены федеральные налоги, налоги субъектов Федерации и местные налоги (общеобязательные и вводимые по усмотрению соответствующих органов власти). Объектами налогообложения на предприятии выступают: прибыль, доходы, имущество, товары определенного вида, отдельные виды деятельности, в том числе финансовые операции, добавленная стоимость продукции, работ, услуг, пользование природными ресурсами. Если все предприятия, как правило, выступают плательщиками налогов в бюджет, то только некоторые из них получают из бюджета дотации и ассигнования на капитальные вложения, к ним, в частности, относятся предприятия агропромышленного комплекса, угольной промышленности. Некоторые предприятия финансируются из республиканского бюджета в рамках целевых государственных программ и инвестиций – финансирование конверсируемых предприятий оборонного комплекса, программы санации и закрытия шахт. Часть средств бюджета направляется предприятиям через специальные фонды – фонд поддержки предпринимательства, фонд финансовой поддержки энергетики и электрификации.

Параллельно с бюджетом функционирует система государственных внебюджетных фондов социального и производственного назначения, аккумулирующих значительные финансовые ресурсы. Объем этих ресурсов по отношению к доходам консолидированного бюджета составляет не менее половины. Большая часть этих финансовых средств перечисляется в централизованные внебюджетные фонды, остальные средства остаются в распоряжении предприятий.

К внебюджетным фондам производственного назначения относятся фонды финансирования отраслевых и межотраслевых научно-исследовательских работ и мероприятий по освоению новых видов продукции, создаваемые в министерствах, ведомствах, концернах, ассоциациях за счет отчислений предприятий; дорожные фонды РФ, формируемые за счет специальных налогов, взимаемых с предприятий и включаемых в себестоимость продукции, и др.

Значительная часть финансовых ресурсов аккумулируется в фондах социального назначения. К ним относятся Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, Фонд занятости, Фонд обязательного медицинского страхования. Одним из источников образования этих фондов являются обязательные платежи предприятий, включаемые в себестоимость продукции.

По принципу воздействия на финансы предприятий методы их государственного регулирования можно подразделить на: методы предоставления и методы изъятия денежных средств и финансовых ресурсов. Следует иметь в виду, что налоговый метод фундаментально связан не только с изъятием. Бюджетный – не только с предоставлением собственно бюджетных ресурсов. Финансовые аспекты предоставления и изъятия денежных средств и финансовых ресурсов шире мобилизации налогов и бюджетного финансирования как отпуска бюджетных ресурсов путем открытия кредитов их распорядителям.

Государственное регулирование не исключает действия механизмов саморегулирования, а напротив, призвано дополнить и скорректировать их действие так, чтобы в экономике соблюдался баланс интересов государства, субъектов хозяйства, населения. И саморегулирование, и государственное регулирование производится прямыми (административными) и косвенными (экономическими) методами. Прямое регулирование реализуется через нормативно-правовые акты (различного уровня), а экономическое - через все сферы и звенья финансово-кредитной системы (рис. 1.1).

Рисунок 1.1. Система регулирования

Наиболее часто применяемые методы государственного воздействия на финансовое состояние предприятий выступают следующие формы вмешательства в экономику: государственный, региональный, городской и муниципальный заказы на производство продукции; аналогичные подряды на выполнение работ и оказание услуг; государственные – федеральные и региональные гарантии; капитальные вложения и другие инвестиции на выполнение государственных программ; целевое финансирование из бюджетной системы, фондов и собранных проводниками государственной финансовой политики внебюджетных средств; курс рубля (стабильный курс стимулирует импорт, изменение курса, делающее невыгодным импорт, стимулирует отечественного производителя); ограничение инфляции через регулирование денежного оборота и курса национальной валюты; протекционистская политика. Меры госрегулирования финансов предприятий и организаций могут выступать: плановыми, сверхплановыми (дополнительными), осуществляемыми в развитие принятых планов и решений; стохастическими; то есть потребность в которых возникла неожиданно в процессе исполнения принятых планов и дополнительных решений.

Финансирование, осуществляемое в пределах государственного регулирования финансов предприятий и организаций выступает как текущее, компенсационное, операционное и на развитие.

Бюджетное регулирование осуществляется в соответствии с Бюджетным кодексом и классификацией бюджетных расходов по экономическому, отраслевому, функциональному признакам. Это система финансирования из бюджетов всех уровней текущего содержания отдельных разновидностей бюджетных организаций, покрытия убытков в порядке компенсации от наступления форс-мажорных обстоятельств, отдельных операционных расходов типа расходов на покрытие сезонных затрат по созданию запасов горючего и товаров для северных территорий страны, а также финансирование федеральных и региональных инвестиционных программ.

Государственное регулирование финансов может проводиться по территориальному, отраслевому признакам и в рамках программно-целевого подхода. В зависимости от экономической природы и специфики содержания применяемых инструментов и методов регулирования финансов предприятий различаются: финансовые, учетно-финансовые, денежно-кредитные, ценовые меры. Денежно-кредитные методы связаны с проведением одноименной политики государством и банками, контролируемыми государством. Цены могут регулироваться по решениям правительства, региональных и межрегиональных комиссий по ценам и тарифам, а также путем их дотирования за счет бюджетных ресурсов разного уровня. Финансовые методы и инструменты регулирования финансов предприятий фокусируют налоговую, инвестиционную и бюджетную политику, а также действующее законодательство и другие нормативно-правовые акты, регулирующие права и обязанности предприятий и организаций в области мобилизации и расходования их денежных средств и финансовых ресурсов. Учетно-финансовые методы связаны с проведением учетно-финансовой бухгалтерской и налоговой политики государства и самих предприятий в пределах предоставленных им прав в области определения способов бухгалтерского учета своей финансово-хозяйственной деятельности.

Держателем методологии бухгалтерского и налогового учета по предприятиям и организациям выступает Минфин России. Это отражает действительную роль и место учета в организации их финансов, подведении финансовых итогов деятельности, практической реализации механизмов денежно-финансового распределения.

Предприятия во многом сами формируют и утверждают свою последовательную учетную политику по конкретным направлением. Составной ее частью выступают финансовые аспекты формирования доходов и расходов, прибыли, ее распределение, и тому подобное.

Финансовые аспекты формирования и раскрытия такой политики связаны со следующими аспектами ее проведения по законодательству страны:

Методы оценки активов и денежных обязательств;

Выбор способов списания материальных ценностей и погашения денежных обязательств;

Создание в процессе финансово-хозяйственной деятельности специальных фондов и финансовых резервов;

Выбор способа амортизации основных фондов, нематериальных активов и малоценных и быстроизнашивающихся предметов;

Финансовое регулирование результатов периодических инвентаризаций;

Порядок осуществления финансового контроля за финансово-хозяйственными операциями;

Способы признания затрат и доходов, формирующих прибыль от продажи выпущенной продукции, товаров, выполнения работ и оказания услуг.

Принятие и изменение учетно-финансовой политики предприятий и организация оформляется приказами и вводятся в действие с начала финансового года. Собственно под учетно-финансовой политикой понимается проводимая организацией политика в области отражения фактов финансово-хозяйственной деятельности, оказывающая существенное влияние на финансовые результаты, движение, распределение денежных средств и финансовых ресурсов, а также финансовое состояние предприятия, фирмы, компании.

Организационно-административные меры государственного регулирования связаны с финансами предприятий через нормативный, подзаконный и оперативный управленческий документооборот. Последний, например, выступает в виде соответствующих решений по целесообразности реализации проектов на территориях регионального и местного самоуправления.

Методы государственного регулирования финансов предприятий и организаций включают также внебюджетные фонды мобилизации части чистого дохода предприятий и организаций. Отчисления в государственные внебюджетные фонды, источником формирования которых служит вновь создаваемая стоимость, выраженная в денежной форме, определяются государством, или от его имени и по поручению. Эти изъятия финансовых ресурсов предприятий носят обязательный характер для хозяйствующих субъектов.

Важной мерой государственного регулирования предприятий выступает заключение межгосударственных и межправительственных соглашений, связанных с выполнением межгосударственных заказов и обязательств.

Государственное финансовое и нефинансовое регулирование экономики предприятий и организаций не тождественно произведенной записи в каком-либо регистре, не сводится к изменению подхода, условий и порядка практической реализации финансовых отношений. Оно имеет место только тогда, когда процесс изменений завершается предполагаемым, хотя бы по общему направлению, результату. Регулирование финансов предприятий «в холостую» возникает всякий раз, когда к желанию что-либо отрегулировать не добавляется учет вопросов: в каких реальных политических, экономических, национальных и так далее, внешних и внутренних условиях решаются вопросы регулирования финансов предприятий и организаций.


2. Мониторинг финансового состояния организации

2.1. Оценка  структуры  и  динамика  баланса  предприятия

Оценку имущественного положения предприятия следует начать с итога баланса.

Таблица 2.1

Актив сравнительного аналитического баланса-нетто

Актив

Абсолютные величины

Удельный веса, %

Изменения

На начало периода

На конец периода

На начало периода

На конец периода

В абсолютных величинах

В удельных весах

В % к изменениям итога баланса

1

2

3

4

5

6

7

8

1 Внеоборотные активы

Нематериальные

активы

100

400

0,27

0,48

300

0,20

0,63

Основные

средства

10000

20000

27,32

23,81

10000

-3,51

21,10

Долгосрочные

финансовые

вложения

200

300

0,55

0,36

100

-0,19

0,21

Прочие

внеоборотные

активы

300

-

0,82

0,00

-300

-0,82

-0,63

Итого по разделу 1

10600

20700

28,96

24,64

10100

-4,32

21,31

2 Оборотные активы

Сырье  и  материалы

1000

4000

2,73

4,76

3000

2,03

6,33

Товары  отгруженные

20000

50000

54,64

59,52

30000

4,88

63,29

расходы будущих периодов

500

2000

1,37

2,38

1500

1,01

3,16

НДС

2000

2000

5,46

2,38

0

-3,08

0,00

Дебиторская задолженность

500

1400

1,37

1,67

900

0,30

1,90

Краткосрочные финансовые вложения

800

1400

2,19

1,67

600

-0,52

1,27

Денежные средства

1000

2000

2,73

2,38

1000

-0,35

2,11

Прочие оборотные активы

200

500

0,55

0,60

300

0,05

0,63

Итого по разделу 2

26000

63300

71,04

75,36

37300

4,32

78,69

Баланс

36600

84000

100,00

100,00

47400

0,00

100,00

Итог баланса является учетной оценкой стоимости активов, находящихся в распоряжении предприятия. Безусловно, эта учетная оценка не совпадает с рыночной ценой ее активов, однако, как известно, рыночную стоимость активов организации можно определить достоверно только при ее продаже. Увеличение этого показателя  (+47400) свидетельствует о росте имущественного потенциала фирмы.

Таблица 2.2

Пассив сравнительного аналитического баланса-нетто

Актив

Абсолютные величины

Удельный веса, %

Изменения

На начало периода

На конец периода

На начало периода

На конец периода

В абсолютных величинах

В удельных весах

В % к изменениям итога баланса

1

2

3

4

5

6

7

8

3 Капитал  и  резервы

Итого по разделу 3

25000

60000

68,31

71,43

35000

3,12

73,84

5  Краткосрочные  обязательства

Займы  и  кредиты

3000

14000

8,20

16,67

11000

8,47

23,21

Кредиторская  задолженность

3500

5000

9,56

5,95

1500

-3,61

3,16

Доходы  будущих  периодов

2500

2500

6,83

2,98

0

-3,85

0,00

Резервы  предстоящих  расходов

1000

2000

2,73

2,38

1000

-0,35

2,11

Прочие  краткосрочные  обязательства

1000

500

2,73

0,60

-500

-2,14

-1,05

Итого по разделу 5

11000

24000

30,05

28,57

13000

-1,48

27,43

Баланс

36600

84000

100,00

100,00

47400

0,00

100,00

В активах организации доля внеоборотных средств снизилась с 28,96 % до 24,64 %. Соответственно увеличилась доля оборотных средств (с  71,04 %  до  75,36 %). В основном   это  произошло  за счет  увеличения  запасов, дебиторской  задолженности, денежных  средств  и  краткосрочных  финансовых  вложений. Доля всех остальных групп оборотных активов изменилась незначительно.   В пассиве баланса (таблица 2.2) доля собственного капитала увеличилась с 68,31 % до 71,43 %. В разделе «Краткосрочные обязательства» наиболее существенно изменилась доля кредитов и  займов   с 8,20 %  до 16,67 %.

Отметим увеличение общей суммы хозяйственных средств, находящихся в распоряжении предприятия, с 36600 до 84000 руб. Таким образом, в целом имущественный потенциал предприятия  повысился. Проанализировав изменение отдельных статей баланса, можно сделать вывод, что основной причиной увеличения активов фирмы явилось увеличение запасов и затрат, а пассивов – капитала  и  резервов.

По доле основных средств в общей сумме активов можно сделать предположение о том, насколько организация обеспечена основными производственными фондами. Приемлемое значение этого показателя весьма различно в разных отраслях промышленности. Так, если для организаций, работающих в сфере машиностроения, металлургии, энергетики высокая доля основных средств в общей сумме активов означает достаточную обеспеченность необходимым оборудованием, то, например, в торговле, сфере услуг такая же величина показателя будет свидетельствовать об омертвлении значительной доли имущественного потенциала предприятия.

В рассматриваемом примере доля основных средств в общей сумме активов, составлявшая на начало периода 27,32 %, к концу периода снизилась   до 23,81 %. Как уже отмечалось, для тщательного анализа необходимо обладать данными о среднеотраслевом значении показателя, но, по-видимому, он находится в разумных пределах.

Следует  отметить  как  позитивную  тенденцию, уменьшение   доли  кредиторской  задолженности. Качественные  изменения  в  структуре  оборотных  средств  организации  могут  быть  выявлены  при  проведении  анализа  её  финансового  положения.

На основе  анализа финансового состояния предприятия по сравнительному аналитическому  балансу можно дать более развернутое представление о динамике финансового состояния за отчетный период, т.е. можно сделать вывод о том, что в целом финансовое положение предприятия несколько стабилизировалось по сравнению с прошлым годом, за счет увеличения активов и собственного капитала.

2.2. Анализ  ликвидности  баланса

Ликвидность  баланса – это  степень  покрытия  обязательств  его  активами, срок  превращения  которых  в  денежную  форму  соответствует  сроку  погашения  обязательств.

Анализ ликвидности  баланса  заключается    в  сравнении средств по  активу, сгруппированных по степени их ликвидности и расположенных в порядке убывания ликвидности и расположенных в порядке убывания ликвидности, с обязательствами по пассиву, сгруппированными по срокам их погашения и расположенными в порядке возрастания сроков.

В зависимости от степени ликвидности, т. е. скорости превращения в денежные средства, активы предприятия разделяются на следующие группы.

А1. Наиболее ликвидные активы - к ним относятся все статьи денежных средств предприятия и краткосрочные финансовые вложения (ценные бумаги).

А2. Быстро реализуемые активы  дебиторская задолженность, платежи по которой ожидаются в течение 12 месяцев после отчетной даты.

A3. Медленно реализуемые активы - статьи раздела П актива баланса, включающие   запасы, налог на добавленную стоимость, дебиторскую задолженность   (платежи по которой ожидаются более, чем через 12 месяцев после отчетной даты) и прочие оборотные активы.

А4. Трудно реализуемые активы - статьи раздела I актива баланса - внеоборотные активы.

Пассивы баланса группируются по степени срочности их оплаты.

П1. Наиболее срочные обязательства - к ним относятся кредиторская задолженность.

Ш. Краткосрочные пассивы - это краткосрочные заемные средства   и прочие краткосрочные пассивы.

ПЗ. Долгосрочные пассивы - это статьи баланса, относящиеся к IV и V разделам, т.е. долгосрочные кредиты и заемные средства, а также доходы будущих периодов, фонды потребления, резервы предстоящих расходов и платежей.

П4. Постоянные пассивы или устойчивые - это статьи 3 раздела баланса «Капитал и резервы».

Для определения ликвидности баланса следует сопоставить итоги приведенных   групп по активу и пассиву.

Баланс считается абсолютно ликвидным, если имеют место следующие соотношения:

А1>П1

А2>П2

АЗ>ПЗ

А4<П4

Если выполняются первые три равенства в данной системе, то это влечет выполнение и четвертого неравенства, поэтому важно сопоставить итоги первых трех групп по активу и пассиву. Выполнение четвертого неравенства свидетельствует о соблюдении одного из оборотных средств.

В случае, когда одно или нескольких неравенств системы имеют противоположный знак от зафиксированного в оптимальном варианте, ликвидность баланса в большей или меньшей степени отличается от абсолютной. При этом недостаток средств по одной группе активов компенсируется их избытком по другой группе в стоимостной оценке, в реальной же ситуации менее ликвидные активы не могут заместить более ликвидные.

Для анализа ликвидности баланса составлена таблица 2.3. В графы этой таблицы записываются данные на начало и конец отчетного периода из сравнительного аналитического баланса (см. таблицу 2.1) по группам актива и пассива. Сопоставляя итоги этих групп, определяют абсолютные величины платежных излишков или недостатков на начало и конец отчетного периода.

Таблица 2.3

Анализ ликвидности баланса, тыс. руб.

Актив

Начало

Конец

Пассив

Начало

Конец

Платежный излишек или недостаток

Начало        Конец

Отчетного года

Отчетного года

(гр.1-гр.3)  (гр.2-гр.4)

А

1

2

Б

3              

   4

5                  

6

1. Наиболее ликвидные активы

1800

3400

1. Наиболее срочные  обязательства

3500

5000

-1700

-1600

2. Быстрореализуемые активы

700

1900

2. Краткосрочные пассивы

4000

14500

-3300

-12600

3. Медленнореализуемые активы

23200

56300

3. Долгосрочные пассивы

3500

4500

19700

51800

4. Труднореализуемые   активы

10400

20400

4. Постоянные   пассивы

24500

58000

14100

37600

Баланс

36600

84000

Баланс

36600

84000

-

-

Проводимый анализ ликвидности баланса является приближенным. Более детальным является анализ платежеспособности при помощи финансовых коэффициентов (таблица 2.4).

Таблица 2.4

Анализ финансовых коэффициентов

Финансовые коэффициенты

Условное обозна-чение

Ограни-чение

На начало года

На конец года

Изме-нение за год

Общий показатель ликвидности

Коб.л.

1,39

1,56

0,17

Коэффициент абсолютной ликвидности

Кааб.л.

≥0,2

0,164

0,142

- 0,022

Коэффициент ликвидности

Кл.

≥0,8

0,209

0,200

-0,009

Коэффициент покрытия

Кп.

≥2,0

2,36

2,64

0,28


Фактические значения коэффициентов ликвидности оцениваются в сопоставлениями с нормативами (рекомендуемыми значениями). Высокие значения данных коэффициентов свидетельствуют об устойчивом финансовом положении предприятия, низкие их значения - о возможных проблемах с денежной наличностью. В то же время очень большое значение коэффициентов свидетельствует о невыгодном вложении средств в оборотные активы.

Коэффициент абсолютной ликвидности (коэффициент срочности) исчисляется как отношение денежных средств и быстро реализуемых ценных бумаг  к краткосрочной задолженности. Он показывает, какая часть текущей задолженности может быть погашена на дату составления баланса или другую конкретную дату.

В нашем расчете  соотношение  денежных средств и краткосрочных обязательств составляет 1800:11000 = 0,164  на начало года и 3400/24000 = 0,142   на конец. Это говорит о том, что погасить свои обязательства в срочном порядке предприятие смогло бы.

Уточненный коэффициент ликвидности - определяется как отношение денежных средств, ценных бумаг и дебиторской задолженности к краткосрочным обязательствам. Этот показатель характеризует, какая часть текущих обязательств может быть погашена не только за счет наличности, но и за счет ожидаемых поступлений за отгруженную продукцию, выполненные работы или оказанные услуги. По данным баланса это соотношение составило на начало года 2300/11000 = 0,209 и на конец года 4800/24000 = 0,200, т.е. уменьшилось. Это говорит о том, что все обязательства  не  могут быть погашены за счет поступлений за отгруженную продукцию, работы и услуги.

Общий коэффициент ликвидности (коэффициент покрытия) представляет собой отношение всех текущих активов  к краткосрочным обязательствам. Он позволяет установить, в какой  кратности текущие активы покрывают краткосрочные обязательства. Нормальными считаются  значения этого показателя, находящиеся в пределах от 2 до 3. По данным баланса анализируемой  организации общий коэффициент ликвидности равен на начало года 2,36 и на конец года 2,64, т. е  увеличилось на 0,28 пункта, что говорит о том, что организация обладает большим количеством  ресурсов, которые формируются за счет собственных источников.

Если  значение коэффициента покрытия значительно превышает соотношение 1:1, то можно сделать вывод о том, что предприятие располагает значительным объемом свободных ресурсов, формируемых за счет собственных источников.

2.3. Оценка  финансовой  устойчивости  организации

Анализ устойчивости финансового состояния на ту или иную дату позволяет ответить на вопрос, насколько правильно предприятия управляло финансовыми ресурсами в течения периода, предшествующего этой дате. Финансовая устойчивость предприятия характеризуется системой абсолютных и относительных показателей.

Абсолютными показателями финансовой устойчивости является показатели, характеризующие степень обеспеченности запасов и затрат источниками их формирования.

Для характеристики источников формирования запасов и затрат определяют три основных показателей:

1. Наличие собственных оборотных средств, как разница между капиталом, резервами и внеоборотными активами. Этот показатель характеризует чистый оборотный капитал.

2. Наличие собственных и долгосрочных заемных источников формирования запасов и затрат, определяемое путем увеличения предыдущего показателя на сумму долгосрочных пассивов.

3. Общая величина основных источников формирования запасов и затрат, определяемая путем увеличения предыдущего показателя на сумму краткосрочных заемных средств.

Трем показателям наличия источников формирования запасов и затрат соответствует три показателя обеспеченности запасов и затрат источниками формирования:

1. Излишек (+) или недостаток (-) собственных оборотных средств:

2. Излишек (+) или недостаток (-) собственных и долгосрочных источников формирования запасов и затрат:

3. Излишек (+) или недостаток (-) общей величины основных источников формирования запасов и затрат:

Для характеристики финансовой ситуации на предприятии существует четыре типа финансовой устойчивости:

1. Абсолютная устойчивость финансового состояния. Этот тип ситуации встречается крайне редко, представляет собой крайний тип финансовой устойчивости. Указанные три показателя составляют следующие величины:          S=( 1,1,1).

2. Нормальная устойчивость финансового состояния предприятия, гарантирующая его платежеспособность: S=(0,1,1.)

3. Неустойчивое финансовое состояния, сопряженное с нарушением платежеспособности, но при котором все же сохраняется возможность восстановления равновесия за счет пополнения источников собственных средств, за счет сокращения дебиторской задолженности, ускорения оборачиваемости запасов: S=(0,0,1).

4. Кризисное финансовое состояние, при котором предприятие находится на грани банкротства, так как денежные средства, краткосрочные ценные бумаги и дебиторская задолженность не покрывают даже его кредиторские задолженности: S=(0,0,0).

Из  таблицы  2.5  видно, что  предприятие  имеет  кризисное финансовое состояние, при котором предприятие находится на грани банкротства, так как денежные средства, краткосрочные ценные бумаги и дебиторская задолженность не покрывают даже его кредиторские задолженности.

Таблица 2.5

Анализ финансовой устойчивости, тыс. руб.   

Наименование  показателя

Начало

Конец

Изменение (гр.2-гр.1)

А

1

2

3

1.Источники  собственных  средств

2.Основные  средства  и  вложения

3.Наличие  собственных  оборотных  средств

4.Долгосрочные  кредиты  и  заемные  средства

5.Собственные  и  долгосрочные  заемные  источники

6.Краткосрочные  кредиты  и  заемные  средства

7.Общая  величина  основных  источников  формирования

8.Общая  величина  запасов  и  затрат

9.Излишек (+) или  недостаток (-):

Собственных  оборотных  средств

Собственных  и  долгосрочных  заемных  средств

Общей  величины  основных  источников   формирования  запасов  и  затрат

10.Трехкамерный   показатель  типа  финансовой  устойчивости

25000

10600

14400

-

14400

3000

17400

23500

-9100

-9100

-6100

(0,0,0)

60000

20700

39300

-

39300

14000

53300

58000

-18700

-18700

-4700

(0,0,0)

     35000

10100

34900

34900

11000

35900

34500

-9600

-9600

-1400

Анализ финансовых коэффициентов заключается в сравнении их значений с базисными величинами, а также в изучении их динамики за отчетный период. Коэффициент автономии:

Ка = Ис/В

Ка(н.г.) = 25000/36600 = 0,683

Ка(к.г.) = 60000/84000 = 0,714

Коэффициент соотношения заемных и собственных средств:

Кз.с. = Rс /Ис  

Кз.с.(н.г.) = 11000/25000 = 0,440

Кз.с.(к.г.) = 24000/60000 = 0,400

Коэффициент соотношения мобильных и иммобилизованных средств:

Км\н = Ra/F 

Км\н (н.г.) = 26000/10600 = 2,453

Км\н(к.г.) = 63300/20700 = 3,058

Коэффициент маневренности:

Км(н.г.) = (25000-10600)/25000 = 0,576

Км(к.г.) = (60000-20700)/60000 = 0,655

Коэффициент обеспеченности запасов и затрат:

Ко(н.г.) = (25000 – 10600)/23500 = 0,613

Ко(к.г.) = (60000 – 20700)/58000 = 0,678

Коэффициент имущества производственного назначения:

Кп.и.(н.г.) = 11000/36600 = 0,301

Кп.и. (к.г.) = 24000/84000 = 0,286

Все  расчеты  на  начало  года  и  на  конец  года   сведем  в  таблицу  2.6.

Таблица   2.6

Анализ финансовых коэффициентов

Коэффициент

Нормальное ограничение

Начало отчетного  года

Конец

Отчетного  года

Изменения

(гр.3-гр.2)

1

2

3

4

5

Автономии, Ка

>=0,5

0,683

0,714

0,031

Соотношения заемных и собственных средств, Кз\с

<=1

0,440

0,400

-0,040

Соотношение мобильных и иммобилизованных средств, Км/Н

      -   

2,453

3,058

0,605

Маневренности, Км 

opt~0,5

0,576

0,655

0,079

Обеспеченности запасов и затрат,  Ко

>=0,6-0,8

0,613

0,678

0,065

Имущества производственного назначения, Кпр. имущ.

     >=0,5

0,286

0,301

0,015


Фактические значения коэффициентов ликвидности оцениваются в сопоставлениями с нормативами (рекомендуемыми значениями). Высокие значения данных коэффициентов свидетельствуют об устойчивом финансовом положении предприятия, низкие их значения - о возможных проблемах с денежной наличностью. В то же время очень большое значение коэффициентов свидетельствует о невыгодном вложении средств в оборотные активы.

В  нашем  случае  все  коэффициенты  находятся  в  пределах, только  соотношение  заемных  и  собственных  средств  на  конец  года  несколько  уменьшилось. В  целом  можно  сказать, что  предприятие  не  абсолютно  финансово  устойчиво,  но  перспективно  в  своем  развитии  и  потенциально  прибыльно.

2.4. Анализ  деловой  активности

Деловая активность организации в финансовом аспекте проявляется прежде всего в скорости оборота его средств и  сравнивается с помощью показателей оборачиваемости (см. таблицу 2.7).  Исходные данные для расчета показателей содержатся в аналитическом балансе, бухгалтерском балансе и ф. №2.  При этом для расчета, так же как для расчета показателей рентабельности вложений, используются средние величины активов и пассивов.

Показатели деловой активности в пересчете на год оцениваются в сопоставлении: с плановыми данными; со среднеотраслевыми показателями; с данными предшествующих периодов; с показателями аналогичных организаций.


Таблица 2.7

Анализ  деловой  активности

Наименование показателей

Формулы  и  расчет  

1

2

3

1.

Число   оборотов   капитала   (коэффициент оборачиваемости капитала)

nk = ВР /В, где ВР - выучка - нетто от продаж, товаров, работ, услуг; В - средняя величина валюты аналитического баланса

45000/60300 =0,746

2.

Коэффициент оборачиваемости оборотных средств

ВР/(Z + Za + d)

Где (Z + Za +d) - средняя величина оборотных активов по аналитическому балансу

45000/44650 =1,008

3.

Коэффициент оборачиваемости материальных оборотных средств (запасов)

                                    ВР/Z 

Где Z - средняя величина запасов

45000/38750=1,161

4.

Коэффициент   оборачиваемости   дебиторской задолженности

ВР/ДЗ

Где ДЗ - средняя величина дебиторской

задолженности (с 230 + 240)

45000/950 = 47,4

5.

Средний срок оборота дебиторской задолженности

Т Д5 = D / Кдз

Где Д- число календарных дней в отчетном периоде (год принимается за 360 дней)

360/47,4 = 8 дней

6.

Коэффициент оборачиваемости кредиторской задолженности

ВР/КЗ

Где КЗ - средняя величина кредиторской задолженности по аналитическому балансу

45000/17500=2,57

7.

Средний  срок  оборота  кредиторской  задолженности

Т кз = D / п кз

360/2,57=140

8.

Коэффициент оборачиваемости  собственного капитала

ВР/ Ис

где Ис - средняя величина собственного капитала по аналитическому балансу

45000/42500= 1,06


2.5. Анализ  эффективности  производства

Рентабельность – один из важных показателей эффективности производства, используемый для оценки деятельности предприятия.

Предприятие работает рентабельно, если доходы полученные им превышают расходы.

Рентабельность работы предприятия характеризуется двумя показателями:

- абсолютная сумма прибыли, тыс.руб.;

- уровень рентабельности, %;

1. Рентабельность реализации (продаж)-  Ре реал

Ре реал = (Прибыль от реализации или чистая прибыль / Выручка от реализации) х 100 %

Характеризует эффективность деятельности: сколько прибыли имеет предприятие  с рубля продаж, выполненных работ, оказанных услуг.

2.  Рентабельность издержек производства (затрат) -  Ре затрат

Ре затрат = (Прибыль от реализации или чистая прибыль / Затраты по реализованной  продукции) х 100 %

3. Уровень общей рентабельности для строительного предприятия определяется отношением  суммы балансовой прибыли к стоимости работ

Ре общая = (Балансовая прибыль / Стоимость СМР) х 100%

Показывает удельный вес прибыли в объеме выполненных работ.

4. Рентабельность производственных фондов – Ре собственных фондов

Ре собственных фондов = (Прибыль (Балансовая прибыль) / Среднегодовая стоимость ОПФ + Среднегодовая стоимость материальных оборотных средств) х 100 %

Эффективность деятельности организации оценивается с помощью показателей рентабельности (см. таблицу 2.8). Исходные данные для расчета показателей содержатся в сравнительном аналитическом балансе и ф №2.

Таблица 2.8

Показатели рентабельности

Наименование показателя

Формулы

1

2

3

1. Показатели, характеризующие рентабельность вложений в имущество и его отдельные виды

1.1.

Рентабельность организации (капитала):

1.1.1.

По прибыли

R = П / Вср * 100, где П - прибыль до налогообложения (ф. № 2 с 140); Вер -средняя величина валюты аналитического баланса, Вср = (Вн+Вк)/2, где Вн и

Вк - валюта аналитического баланса на начало и конец периода;   

4400/60300*100= 7,30 %

1.1.2.

По чистой прибыли

R4= Пч / Вср *100, где Пч - чистая (нераспределенная) прибыль (ф № 2 с 190)

3100/60300*100= 5,14 %

1.1.3.

По прибыли от реализации продукции

Rpn = Прп / Вср * 100, где Пр„ - прибыль (убыток) от продаж (ф№ 2 с. 050)

4400/60300*100=7,3 %

1.2.

Рентабельность собственного капитала:

1.2.1.

По прибыли

RcK = П / Исср * 100, где Исср - средняя величина собственного капитала по аналитическому балансу, Исср = (Исн + Иск) / 2, где Ис„ и Иск - собственный капитал по аналитическому балансу на начало и конец периода

4400/42500*100=10,35 %

2. Показатели, характеризующие рентабельность продукции

2.1.

По прибыли от реализации продукции

R = Прп / Врп * 100, где Врп - выручка-нетто от реализации продукции (ф№ 2)

4400/45000*100=9,8 %

R = Прп / Срп * 100, где Сп - себестоимость реализованной продукции (ф№ 2)

4400/40000*100=11,00 %

2.6. Расчет  величины  чистых  активов

Чистые  активы – это  по  существу, уточненный  реальный  собственный  капитал  предприятия.

Таблица 2.9

АКТИВ

На начало года

На конец года

1. ВНЕОБОРОТНЫЕ  АКТИВЫ

1. Нематериальные  активы

100

400

2. Основные  средства

10000

20000

3. Долгосрочные  финансовые  вложения

200

300

4. Прочие  внеоборотные  активы

300

-

2. ОБОРОТНЫЕ  АКТИВЫ

5. Запасы

21500

56000

6. НДС

2000

2000

7. Дебиторская  задолженность

500

1400

8. Краткосрочные  финансовые  вложения

800

1400

9. Денежные  средства

1000

2000

10. Прочие  оборотные  активы

200

500

ИТОГО  АКТИВЫ, принимаемые  к  расчету

36600

84000

ПАССИВ

       5. КРАТКОСРОЧНЫЕ   ПАССИВЫ

1. Заемные  средства

3000

14000

2. Кредиторская  задолженность  

3500

5000

3. Резервы  предстоящих  расходов

1000

2000

4. Прочие  краткосрочные  обязательства

1000

500

ИТОГО  ПАССИВЫ, принимаемые  к  расчету

8500

21500

СТОИМОСТЬ  ЧИСТЫХ  АКТИВОВ

28100

62500

         Стоимость чистых  активов  на  конец  года  увеличилась на  34400 руб.   Стоимость  чистых  активов  на  начало  и  конец  года  28100 и  62500, а  уставный  капитал  имеет  значение  25000  и  60000   руб.  на  начало  и  конец  года  соответственно. Это  говорит  о  том, что  доля  заемных  средств  не  велика,  а  уставный  капитал    соответствует  заявленному  в  уставе  акционерного   общества.         


2.7. Факторный  анализ  прибыли

Финансовый результат – главный критерий оценки деятельности предприятия. Для выявления финансового результата необходимо выручку сопоставить с затратами на производство.

Таблица 2.10

Анализ формирования финансовых результатов

Показатели

За

отчетный

период

За аналогичный период предыдущего года

Индеек изменения

Абсол. значение, т. р.

%

Абсол. значение, т.р.

%

1.

Выручка (нетто) от продажи товаров, продукции, работ, услуг

45000

100,0

20000

100,0

2,25

2.

Себестоимость  проданных  товаров,   продукции, работ, услуг

40000

88,9

15000

75,0

2,67

3.

Прибыль (убыток) от продаж

4400

9,8

4300

9,6

1,02

4.

Проценты  к  уплате

200

0,4

300

1,5

0,7

5.

Прибыль (убыток) до налогообложения

3100

6,9

3000

15,0

1,0

6.

Чистая (нераспределенная) прибыль (убыток) отчетного периода (с 190)

3100

6,9

3000

15,0

1,0

Факторный  анализ  прибыли  проведем  методом  цепных  подстановок  с  использованием  модели:

П/ВБ = (В/ВБ)х(П/В), где  П – прибыль  от  продаж

ВБ – валюта  баланса

В – выручка  от  продаж

В/ВБ – коэффициент  оборачиваемости

П/В – рентабельность  продаж

П/ВБ – рентабельность  капитала

ΔРкап(Коб) = (45000/36600)х(4400/45000) – (20000/36600)х(4300/45000) = 0,05  или  5 %

ΔРкап(Рпр) = (45000/84000)х(4400/45000) - (45000/36600)х(4400/45000) = -0,04  или  -4  %

ΔРкап = ΔРкап(Коб) + ΔРкап(Рпр) = Ркап1 – Ркап0 =  5 – 4 = 1 %  

ВЫВОД:  За  счет  увеличения  оборачиваемости  капитала  рентабельность  капитала  увеличилась  на  5 %, за  счет  уменьшения рентабельности  продаж  рентабельность  капитала  уменьшилась  на  4 %. Следовательно, увеличение  прибыли  от  продаж    зависит  от  оборачиваемости  капитала.  

Существует  резерв  увеличения    рентабельности  продаж.

Для  повышения  устойчивости  финансового  состояния  организации:

  - увеличение собственного капитала (рост прибыли за счет увеличения объема продаж, снижения себестоимости продукции, работ, услуг, сокращения операционных и внереализованных расходов; дополнительные взносы учредителей; вторичная эмиссия акций);

- формирование собственных оборотных средств (вовлечение в хозяйственный оборот неиспользуемых основных средств, направление дополнительных средств на прирост оборотных активов в их наиболее ликвидной форме и т.п.).

- особенное снижение уровня запасов (выявление неликвидов в составе запасов материалов, меры по их реализации и т.п.).


Заключение

Сложность и многогранность финансовой деятельности предприятий в условиях перехода к рыночной экономике определяют необходимость государственного ее регулирования. Как свидетельствует мировой опыт, такое многоаспектное государственное регулирование осуществляется во всех странах с развитой рыночной экономикой, не вступая при этом в противоречие с широкой самостоятельностью предприятий в выборе направлений, форм и методов осуществления своей финансовой деятельности.

Государственное регулирование финансовой деятельности предприятий представляет собой процесс нормативно-правового регламентирования условий формирования их внешних и внутренних финансовых отношений и осуществления основных видов финансовых операций.

Направления, формы и методы государственного регулирования финансовой деятельности предприятий существенно различаются в отдельных странах. Они определяются такими факторами, как уровень экономического развития страны, степень ее интегрированности с мировой экономической системой, многообразие форм финансовых отношений различных субъектов хозяйствования, уровень развитости финансового рынка и его инфраструктуры, многообразие используемых в хозяйственной практике финансовых инструментов и другими. С учетом этих факторов каждое государство разрабатывает и проводит государственную финансовую политику, определяющую направленность, формы и методы регламентации финансовой деятельности отдельных субъектов хозяйствования.

Чрезмерно жесткое государственное регулирование финансовой деятельности предприятий существенно снижает уровень их самостоятельности в сфере принимаемых финансовых решений, отрицательно сказывается на доходности многих финансовых операций, хотя и позволяет снизить общий уровень их риска. В то же время недостаточное государственное регулирование финансовой деятельности предприятий не позволяет четко синхронизировать ее со стратегическими целями и задачами экономического развития страны, многократно увеличивает число арбитражных споров между участниками финансовых сделок в силу неадекватного толкования ими различных условий их осуществления, приводит к существенному росту уровня совокупного финансового риска в деятельности субъектов хозяйствования. Процесс государственного регулирования финансовой деятельности предприятий носит многоуровневый характер, определяемый полномочиями отдельных государственных органов, приоритетом принимаемых ими нормативных актов. Отдельные нормативные требования по регламентации различных аспектов финансовой деятельности предприятий устанавливаются законами Верховного Совета страны, указами президента, постановлениями правительства, приказами и инструктивными письмами отдельных министерств и ведомств, на которые возложено государственное регулирование в этой сфере.

В первой главе моей работы были рассмотрены теоретические аспекты государственного регулирования финансов и принципы организации финансов.

Вторая глава посвящена практическим вопросам. В ней проводился анализ деятельности  организации по её финансовой отчетности.


Список  используемой  литературы

  1.  Чечевицина Л. Н. Экономический  анализ : Учебное  пособие. Изд. 2-е, доп. и перер. Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 2011г. – 480 с.
  2.  Савицкая Г. В. “Анализ хозяйственной деятельности предприятия”,

    3 изд., переработанное и дополненное. М.: “ИНФРА-М”, 2004 г.

  1.  Баканов М. И., Шеремет А. Д. “Теория экономического анализа”. Учебник.-4 изд., - М.: Финансы и статистика, 2010 г. -416 с.
  2.  Ковалев В. В. Финансовый анализ: управление капиталом, выбор инвестиций, анализ отчетности. - М.: Финансы и статистика, 2011.
  3.  Фащевский В. Н. Об анализе платежеспособности и ликвидности предприятия.// Бухгалтерский учет. - 2011 - № 11.
  4.  Шеремет А. Д., Сайфулин Р. С. Методика финансового анализа предприятия. - М.: ИНФРА-М, 2012.
  5.  Ковалёв В. В., Волкова О. И. Анализ   хозяйственной    деятельности   предприятия.- М.  ПБОЮЛ    Грищенко  Е. М.,  2011  -  424с.
  6.  Селезнёва   И. И.   Ионова   А. Ф.   Финансовый  анализ:  Учебное  пособие   -   М.  ЮНИТИ -  ДАНА,  2012  -  479с.  
  7.  Савицкая    Г. В.   Экономический   анализ:   Учебник /  Г. В.   Советская   - 1-е   изд. , перераб. -  М. :  Новое     знание,   2010  -  640с.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

28828. Кризис в психологии в начале XX века 53.5 KB
  Кризис в психологии в начале XX века Причины и значение открытого кризиса в психологии поиски новых объяснительных принципов и объективных методов исследования психики. К началу 20 века теория начала отставать в своем объяснении данных психологических исследований а порой оказывалась и просто неадекватной им привела к ситуации кризиса в психологии. По Выготскому это был кризис методологических основ психологии. Кризис в психологии совпал с периодом обострения экономических и социальнополитических противоречий в буржуазном обществе.
28829. Глубинная психология 72.5 KB
  Во втором периоде 1906 1918 фрейдизм превращается в общепсихологическое учение о личности и ее развитии. Структура личности представляется теперь в виде учения о трех инстанциях Я Оно СверхЯ Я и Оно 1923. Структура личности функции Ид Эго Суперэго Ид – располагается в бессознательном слое является энергетической основой личности в ид содержаться врожденные бессозн инстинкты инстинкт жизни и смерти; исключительно примитивные инстинктивные и врожденные аспекты личности. Развитие личности стадии Фундамент...
28830. Развитие идей Фрейда в неопсихоанализе 61.5 KB
  Развитие личности: решающая роли детских переживаний для формирования структуры и функционирования личности взрослого решающим фактором в развитии личности являются социальные отношения между ребенком и его родителями. Согласно Хорни для нормального развития личности ребенку присущи две основные потребности: потребность в удовлетворении все биологические нужды: в пище сне и т. Ее основу составляет тезис о роли межличностных отношений в формировании личности и процесса ее развития. Описывая их роль в психическом развитии он доказал что...
28831. Бихевиоризм. Предпосылки бихевиоризма, критика традиционной психологии, влияние ассоциативной психологии. Философские основы бихевиоризма (прагматизм, позитивизм), понятие о предмете и методе психологии в бихевиоризме 34 KB
  4 Функциональная психология оказала определенное влияние на бихевиоризм психология должна стремиться быть более объективной и поэтому изучать поведение а не сознание душу или разум. Торндайк: психология должна исследовать поведение а не психические элементы или опыт сознания. псих изучать формирование поведенческих реакций и на этой основе изучать человеческое поведение как результат научения. предсказывать поведение человека в каждой конкретной ситуации и в последующем управлять этим поведением.
28832. Развитие необихевиоризма. Изменение представлений о структуре поведенческого акта 56.5 KB
  принципы поведения организмов стоящих на более низких ступенях развития аналогичны таковым принципам поведения организмов стоящих на более высоких ступенях развития. особое значение анализу поведения единичных организмов психологи должны научиться предсказывать влияние отдельных переменных на компоненты поведения отдельного организма. концепция оперантного поведения: Люди да и животные в реальной жизни редко действуют согласно классической схеме S – R – респондентное поведение или обусловливанием типа С стимульным. Последствия...
28833. Гештальтпсихология 82.38 KB
  Гештальтпсихология возникла из исследований восприятия. В исследованиях ученых были открыты свойства воображения восприятия и др. Принципы гештальта Целостность восприятия и его упорядоченность достигаются благодаря следующим принципам: Близость. Работы посвящены исследованию зрительного восприятия.
28834. Французская социологическая школа 46.5 KB
  Говорил о существовании коллективного сознания – совокупность общих у членов одного и того же общества интересов верований убеждений чувств ценностей. исследовал структуру сознания и личности Изучая структуру сознания Жане подчеркивал что все высшие проявления духа строятся на основе низших где действие чувство и разум слиты воедино. Трехуровневая структура сознания: элементарные ощущения затем память а на ней базируется Я или личность. Ввёл в психологию понятие – поле сознания это наибольшее число простых или относительно...
28835. Генетическая психология 54.5 KB
  Генетическая психология Швейцарский психолог Жан Пиаже 18961980 – один из наиболее известных ученых чьи работы составили важный этап в развитии генетической психологии. Научные интересы Пиаже еще с юности были сосредоточены на биологии и математике. Пиаже начинает читать лекции в Женевском университете и работать в Женевском доме малютки. В середине 20 в Пиаже создает свой основной труд Введение в генетическую эпистемологию возглавляет Международный центр по генетической эпистемологии в составе Женевского университета.
28836. Гуманистическая психология 47.5 KB
  Гуманистическая психология как альтернатива психоанализу и бихевиоризму: представления о природе человека экзистенциальная философия предмет и методы исследований Основные методологические принципы и положения гуманистической психологии: а человек целостен и должен изучаться в его целостности; б каждый человек уникален поэтому анализ отдельных случаев case study лучше чем статистические обобщения; в человек открыт миру переживание человеком мира и себя в мире главная психологическая реальность; г человеческая жизнь должна...