90444

Анализ наиболее схожих по содержанию с журналистскими материалами роликов популярных в Рунете видеоблоггеров

Курсовая

Журналистика, издательское дело, полиграфия и СМИ

Явление видеоблоггинга и история его возникновения Возникновение и развитие видеоблоггинга Видеоблоггинг в России Анализ видеоблогов Андрея Нифедова Анализ видеоблогов Юрия Хованского Анализ видеоблогов Руслана Усачева

Русский

2015-06-06

60.71 KB

3 чел.

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение………………………………………………………………………..…3

Глава 1. Явление видеоблоггинга и история его возникновения

§1.1.Возникновение и развитие видеоблоггинга…………………………6

§1.2. Видеоблоггинг в России…………………………………………….…9

Глава 2. Анализ наиболее схожих по содержанию с журналистскими материалами роликов популярных в Рунете видеоблоггеров

§2.1. Анализ видеоблогов Андрея Нифедова……………………………..14

§2.2. Анализ видеоблогов Юрия Хованского..............................................16

§2.3. Анализ видеоблогов Руслана Усачева………………………………18

Заключение……………...………………………………………………………20

Список использованных источников………………………………………..22


Введение

Жизнь современного общества невозможно представить без компьютерных технологий и Интернета. Они сейчас есть в каждом доме. И практически каждый человек может найти любую интересующую его информацию. Близок тот день, когда Интернет полностью поглотит и заменит все существующие способы распространения массовой информации, такие как телевидение, радио, газеты. Этот процесс уже идет полным ходом.

Средства массовой информации вполне комфортно чувствуют себя в виртуальном пространстве, достаточно вспомнить популярные новостные порталы – Лента.ру, РИА Новости, Дни.ру. На них можно увидеть самую свежую и оперативную информацию обо всем важном, что происходит в мире. Эти интернет-порталы вполне могут считаться аналогами традиционных периодических изданий и информационных телепрограмм, но с поправкой на то, что свежая и актуальная информация там появляется по мере ее поступления, тогда как газеты и телепрограммы выходят в определенное время. Это одно из преимуществ интернет-изданий перед другими СМИ.

Еще одно преимущество Интернета в том, что он предоставляет пользователям широкие возможности для самореализации. Любой желающий может завести свой блог – интернет-журнал, в котором он сможет высказать свои мысли по поводу того или иного явления действительности, рассказать что-то, поделиться своей личной информацией с миром. Сейчас блоггеров часто сравнивают с журналистами, хотя эти понятия принято разграничивать. Блоггер – это не журналист. Он не работает в СМИ, не доносит до общества актуальную информацию традиционными способами ее распространения. Он сам по себе, и его знает только определенный круг лиц. Однако нельзя отрицать, что записи некоторых блоггеров могут быть гораздо глубже и информативнее отдельных сообщений в СМИ, составленных профессиональными журналистами.

Одна из самых популярных в наши дни форм блога – видеоблог. В нем мультимедийной средой является видео, размещаемое пользователями в Интернете. Это своеобразная форма веб-телевидения. Самым популярным в мире сайтом для обмена видео по праву считается YouTube. Именно он и стал площадкой для огромного количества людей, успешно продвигающих свои видеоблоги в массы. В том числе, и для жителей России.

Актуальность выбранной темы обуславливается тем, что популярность многих видеоблоггеров продолжает расти и совсем скоро некоторые из них смогут стать достойной альтернативой журналистам и их материалам.

Объект исследования – содержимое популярных в Рунете видеоблогов.

Предмет исследования – видеофайлы, размещаемые популярными видеоблоггерами российского сегмента Интернета на сайте YouTube.

Цель данной курсовой работы – изучить явление видеоблоггинга и доказать, что контент, производимый популярными на русском YouTube людьми, действительно можно считать приближенным к журналистским материалам.

В рамках этой цели решаются следующие задачи:

1. Рассмотреть само понятие видеоблога, изучить историю его возникновения.

2. Проанализировать влияние видеоблоггеров и их материалов на массовую аудиторию.

3. На примере нескольких конкретных роликов известных в России видеоблоггеров найти сходства с журналистскими материалами.

В качестве используемой в теоретической части литературы выбраны интернет-ресурсы, на которых автор смог найти материалы по данной теме. В качестве практического материала будут исследованы видеоролики с сайта YouTube, опубликованные известными в Рунете видеоблоггерами (Андрей Нифедов, Юрий Хованский, Руслан Усачев)

Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

Во введении рассматривается актуальность выбранной темы, объект и предмет исследования, ставятся цели и задачи работы, определяется ее структура.

В первой главе изучен теоретический материал по данной теме, рассматривается история возникновения и развития явления видеоблоггинга как за рубежом, так и в России. Вторая глава посвящена практическому анализу тех видеоблогов известных в Рунете людей, которые по своему содержанию наиболее приближены к журналистским материалам.

В заключении подводятся итоги работы, делаются окончательные выводы.


Глава 1. Явление видеоблоггинга и история его возникновения

§1.1.Возникновение и развитие видеоблоггинга

Самый первый в мире видеоблог появился 2 января 2000 года. Тогда американец Адам Контрас отправил в свой блог видеосообщение для своей семьи и друзей, информирующее их о том, что он едет через всю страну в Лос-Анджелес в поисках шоу-бизнеса. Именно эта запись в блоге Контраса стала родоначальником такого явления как видеоблоггинг, ведь она была первым сообщением подобного рода. В настоящее время Адам Контрас продолжает публиковать такие записи, а его видеоблог по праву считается старейшим и самым продолжительным в мире [1].

Массовость это явление начало приобретать в 2005 году, когда был основан видеохостинг YouTube. Спустя некоторое время после его создания, к серверам хостинга стали обращаться около 13 миллионов пользователей, которые просматривали 70 миллионов видеороликов в день. Разумеется, чаще всего рядовыми пользователями выкладываются фрагменты их жизни, снятые на мобильный телефон или на обычную бытовую видеокамеру. Конечно, качество многих этих роликов оставляет желать лучшего, однако, как ни удивительно, именно это и подкупает зрителей. Они могут наблюдать за кусочками реальной жизни других людей, а не смотреть отредактированные телесюжеты. Как ни странно, именно из-за очевидного непрофессионализма оператора, близости простому обывателю и «естественности» эти ролики вызывают интерес и доверие у пользователей YouTube. А также сближают эту, новую на тот момент, технологию с традиционными блогами, которые за счет своей жизненности успешно конкурируют с газетами. А видеоблоги, соответственно, вполне могут на равных конкурировать с телевидением.

Традиционные блоги устроены следующим образом: каждая запись имеет заголовок, ключевые слова (теги), по которым ее можно легко найти, а также относятся к той или иной категории, например «Спорт» или «Техника». Любой желающий может комментировать эти записи, если только автор этого не запрещает. С роликами на YouTube ситуация аналогичная. У каждого ролика обязательно есть название и короткое описание того, о чем он. Тоже присутствуют теги, облегчающие поиск интересного вам материала. Кроме того, поиск облегчает и делает более удобным обширный список категорий, на которые подразделяются видео: человеческие отношения, юмор, музыка, развлечения, спорт, животные, новости, наука и техника… Но отдельно стоит отметить категорию «Люди и блоги». Именно к ней относятся те самые фрагменты жизни разных людей, которые и принято называть видеоблогами. Система подписок, существующая на YouTube – своеобразный аналог списку друзей, используемому в традиционных текстовых блогах, вроде LiveJournal. Если какой-то пользователь видеохостинга вам интересен, и вы регулярно следите за его роликами, то можете подписаться на его канал (домашнюю страницу YouTube) и в вашей ленте новостей будут отображаться новые видео этого пользователя. Совокупность подписок формирует у пользователя собственный видеоканал, во многом похожий на уже упомянутую ленту друзей, использующуюся в обычных блогах. Комментарии, которые пользователи могут оставлять под видео, а также система оценок типа «нравится/не нравится» позволяют авторам роликов изучить вкусы и потребности аудитории и ориентироваться на них в дальнейшем [2].

Одна из причин широкого распространения видеоблогов и их преимущество перед традиционными текстовыми записями заключается в том, что видео эффективно заменяет фото и текст, позволяет передать больше информации и удерживает на себе внимание. Данные говорят сами за себя. Среднее время, проводимое на сайте составляет 5.4 секунды, а на YouTube – 14 минут, согласно данным Mashable.com.

Массовое распространение явления видеоблоггинга уже достигает такого уровня, что с его помощью маркетологи успешно рекламируют и раскручивают свои товары, а продюсеры – продвигают своих артистов в шоу-бизнесе. В качестве примера можно вспомнить известную певицу Lady Gaga. В начале ее музыкальной карьеры команда исполнительницы сделала ставку на ее раскрутку через такие каналы как Twitter и YouTube и не прогадала.  Растущее количество фанатов певицы в социальной сети Facebook уже давно перевалило за семь миллионов.

В рамках проходившего в 2011 году проекта «Блоггеры для «королевы монстров» все желающие могли поработать на шоу Lady Gaga в качестве видеоблоггеров. У всех желающих поучаствовать в этом проекте была возможность бесплатно попасть на шоу певицы, встретиться с ее командой, побывать за кулисами и сделать несколько постов в своем видеоблоге. Чтобы увидеть работу человека, поучаствовавшего в этом проекте, достаточно вписать в поисковой строке сайта YouTube название ролика: «Monster Vlog Atlanta: by Waldo Arencibia». Несмотря на то, что автор не является профессиональным видеоблоггером, свой сюжет он построил достаточно неплохо, и в результате смог получить хороший материал. Это еще одно подтверждение того, что для создания интересного видео вовсе необязательно иметь профессиональную команду, состоящую из оператора, журналиста, редактора и сценариста [3]. Видеоблоггер способен в одиночку выполнять все эти функции и, кроме того, не ограничен какими-либо рамками и правилами, диктуемыми начальством, так как чаще всего он работает на себя.

В странах Запада, в основном, в США видеоблоггинг уже давно стал явлением массовым и широко распространен. Особенно талантливым людям удается регулярно делать видеоконтент, который по качеству не уступает некоторым телевизионным шоу. На их YouTube-каналах миллионы подписчиков, их имена узнаваемы теперь и в России. Довольно часто в последнее время мы слышим про Рэя Вильяма Джонсона и его шоу «=3» (Equals three), в котором обозреваются популярные в Интернете, так называемые, вирусные видеоролики. Тоже можно сказать и про AngryVideoGameNerd, который известен созданием юмористических роликов, высмеивающих старые приставочные игры. Nostalgia critic – актер и сценарист, шоу которого получило широкую популярность на просторах Интернета за счет его смешных обзоров старых (и не очень) фильмов [4]. 

Кажется, пройдет еще совсем немного времени и традиционные ТВ-программы будут полностью заменены такими же энтузиастами, чей путь начался с того, что они однажды выложили свое видео в Интернет.

§1.2. Видеоблоггинг в России

Как уже было сказано, на Западе видеоблоггинг зародился в 2000 году и почти сразу начал активно развиваться. Однако в России это явление до сих пор не приобрело такой массовости. Хотя первые шаги были предприняты еще в 2008-м такими энтузиастами как Илья Мэддисон и Дмитрий Камикадзе-Ди Иванов, начинавшими свою видеоблоггерскую деятельность на российском аналоге популярнейшего во всем мире видеохостинга – RuTube. Камикадзе-Ди специализировался, в основном,  на сатирических роликах о политике. Мэддисон в самом начале своей видеоблоггерской карьеры занимался созданием смешных видеороликов, в которых рассказывал и показывал сомнительные достижения отечественных разработчиков видеоигр. Он достиг в этом деле таких успехов, что с ним стали сотрудничать многие развлекательные телеканалы вроде ТНТ, MTV и Муз-ТВ. Кроме того, Илью не раз приглашали в качестве гостя на различные телепрограммы и на радио. Он стал одним из первых людей, получивших популярность и признание среди российской интернет-аудитории. В 2009 году получил премию «Герой Рунета». Обо всем этом он неоднократно рассказывал в различных интервью. Одно из них можно найти на сайте itv.com под названием «Критика – один из самых сложных жанров…» [5]. Можно сказать, что явление видеоблоггинга началось в России именно с него. И именно он помог другим начинающим талантливым российским видеоблоггерам встать на ноги и раскрутиться.

Активное же развитие в России видеоблоггинг получил в конце 2010 года. Именно тогда появился «+100500» – наиболее популярный аналог американского шоу «=3», в котором его автор Рэй Уильям Джонсон в юмористической манере обозревал вирусные видео. И для многих российских пользователей Интернета это новоявленное шоу стало открытием. Его популярность стремительно росла. И на его основе впоследствии был создан и запущен проект «CarambaTV», объединивший большое количество российских видеоблоггеров. CarambaTV стала первым российским интернет-сообществом, сумевшим монетизировать производимый им видеоконтент, а в 2011 году получила премию «Герой Рунета» [6].

18 августа 2011 года автор шоу «+100500» Максим Голополосов и основатель сайта CarambaTV.ru Михаил Орлов были приглашены в MinaevLive – авторскую программу журналиста и писателя Сергея Минаева. Там они подробно рассказали о своем проекте. Михаил признался, что до появления «+100500» не было и «Карамбы». Однако впоследствии, когда проект начал набирать обороты, там стали появляться самые разные шоу, создаваемые видеоблоггерами «Карамбы» [7]. «Проект КОЗА», в котором доступным для широкой аудитории языком рассматриваются социальные проблемы. «Ни слова о политике – личный видеоблог Дмитрия Камикадзе-Ди Иванова, который после появления «Карамбы» стал работать с ними. В этом видеоблоге Дмитрий рассматривает последние события из мира политики, зачастую, в сатирической манере. «BadComedian» – видеоблог, автор которого, Евгений Баженов, выступая в роли критика, делает обзоры фильмов, чаще всего, российского производства. Есть здесь и информационные видео, рассказывающие о последних событиях в мире. На сайте «Карамбы» можно найти еще много проектов на любой вкус [8].

Ближайший конкурент Карамбы – портал «Спасибо, Ева!». Этот ресурс был основан в марте 2011 года. Он объединил в себе многих популярных видеоблоггеров Рунета, таких как Илья Мэддисон, Руслан Усачев, получивший известность благодаря своему видеоблогу «Вредное кино», и других. Громкие имена, которые уже были на слуху у российских пользователей Интернета, привлекли внимание к проекту. На «Спасибо, Ева!» выходило много интернет-шоу, в большинстве своем развлекательных. Отличительной особенностью «Спасибо, Ева!» является то, что попробовать вступить в ряды так называемых «святых» – ведущих видеоблоггеров портала – может попытаться любой желающий, если он обладает талантом и харизмой, а его видео интересны и заслуживают внимания. Благодаря этому популярность в Интернете приобрел видеоблоггер Андрей Нифедов, начавший свою деятельность на «Спасибо, Ева!», однако позднее решивший остаться независимым. По той же причине  с портала ушел Илья Мэддисон [9].

В то время как крупные российские видеоблоггерские сообщества вроде CarambaTV и «Спасибо, Ева!» конкурируют между собой и выпускают интернет-шоу, над которыми работают целые команды талантливых людей, все большую известность в русском секторе YouTube приобретают независимые блоггеры. Началось их продвижение в топ YouTube в начале 2012 года.

Наибольшего успеха добился Андрей Нифедов – сейчас на его канал OmskoeTV подписалось 800 000 человек. Хотя начинал он чуть менее двух лет назад с куда более скромных цифр. Первым его проектом в видеоблоггинге стало шоу «Нинель Пофиг», где он обозревал вирусные видео, с тем отличием от популярных аналогов «+100500» и зарубежного «=3», что качестве ведущего выступала нарисованная им девушка и им же озвученная. Проект стартовал на сайте «Спасибо, Ева!», благодаря которому у Андрея и появились первые зрители. Позднее Нифедов создал на YouTube новый канал OmskoeTV. В самых первых видео на нем Андрей ходил по улицам и проводил опросы среди случайных прохожих на разные темы, которые на тот момент интересовали интернет-общественность. Особого успеха опросы на улице не возымели, но некоторое время спустя на канале начинает появляться цикл передач под названием «Школоблоггеры». В них Нифедов обозревает видео, которые снимают школьники, возомнившие себя видеоблоггерами. Новизна и актуальность выбранной темы привлекла внимание общественности. Именно благодаря этому проекту к Андрею и пришла широкая известность в Интернете [10].

Чем больше становилось подписчиков на основном канале Андрея Нифедова, тем более популярным становился так называемый лайв-канал. На нем зрители могут видеть те самые видео, которые и роднят каждого из с них с человеком из Интернета – видеоблоги из жизни, снятые Андреем на любительскую видеокамеру. Оставаясь на этом канале, подписчики могут следить за самыми интересными фрагментами жизни любимого видеоблоггера. Вместе с ним они могли спрыгнуть с парашютом, полетать в аэродинамической трубе, посетить мероприятия, на которые Нифедов был приглашен в качестве аккредитованного блоггера… Как признался Андрей в одном из таких «жизненных» видео, лайв-канал он любит даже больше, чем основной, который и принес ему популярность. Снимает видео для него он с большим удовольствием и чувствует, что делает это не только для себя, но и для своей аудитории, которая с интересом посмотрит на еще один кусочек его жизни. Стоит также отметить, что популярность Нифедова призывает сотрудничать с ним как отдельных людей и начинающих блоггеров, заказывающих у него рекламу, так и целые организации вроде видеоигровой социальной сети GamePilot. Например, благодаря Андрею многие люди узнали о боксере Владимире Минееве [11].

Еще один заслуживающий внимания независимый российский видеоблоггер – Юрий Хованский. Это уникальная личность, о которой невозможно составить однозначного мнения. С одной стороны его есть за что ненавидеть – он оскорбляет Виктора Цоя и фанатов его творчества, не любит детей и вообще производит впечатление неуравновешенного человека. Однако если присмотреться к нему внимательнее и послушать его рассуждения, то можно увидеть, что это достаточно образованный и умный человек [12]. Основное направление его творчества – юмористические стенд-апы, в которых он говорит о своем отношении к самым разным вещам, наиболее актуальным и востребованным в наши дни среди определенной части населения – молодежи. Но Юрий Хованский – это то уникальное явление, когда главное в видеоролике – вовсе не содержание, а личность, которая стоит за ним, которая появляется в кадре, или голос которой можно слышать за кадром. Личность неоднозначная, а значит, способная заставить зрителей лишний раз задуматься над затрагиваемыми темами и составить свое мнение о них, вместо того, чтобы просто посмотреть ролик и забыть о нем, как это происходит в большинстве случаев. Более подробно творчество Юрия Хованского будет рассмотрено во второй главе данной курсовой работы.

Подводя итог вышеописанной ситуации в российском видеоблоггинге, можно сделать вывод, что преобладают в этой сфере именно развлекательные шоу и смешные видео за авторством популярных блоггеров. Именно они набирают больше всего просмотров на YouTube. Несмотря на то, что в Рунете выпускается много разных других интересных шоу и видеоблогов от менее известных людей. Однако, как заметил журналист Александр Плющев в программе «Точка» на радио «Эхо Москвы» от 31 июля 2011 года, это лишь стартовая площадка для современных интернет-зрителей [13]. Таким образом они осваивают новую медиа-среду, которая в обозримом будущем сможет предоставить гораздо больше видеоконтента, чем современное телевидение.

Глава 2. Анализ наиболее схожих по содержанию с журналистскими материалами роликов популярных в Рунете видеоблоггеров

В современном российском видеоблоггинге сложилась такая тенденция, что доминируют в этой медиа-сфере развлекательные шоу  и смешные видеоролики. Учитывая этот факт, сравнение многих видеоблогов с материалами журналистов некорректно. Однако, многие из российских видеоблоггеров, заработавших известность на смешных роликах и взаимном сотрудничестве с коллегами из этой сферы, понимают, что они  могут не только развлекать своих зрителей, но и доносить до них актуальную и общественно-значимую информацию, как это делают журналисты. А также делиться со зрителями своими мыслями по поводу того или иного явления действительности, открыто выражать свое отношение к новым законам и событиям, происходящим в мире и обсуждающимся в обществе. Этот аспект видеоблоггинга делает его схожим с аналитической журналистикой. Во второй главе курсовой работы будут рассмотрены несколько видеороликов трех топовых видеоблоггеров Рунета, которые могут считаться схожими с журналистскими материалами по своему содержанию.

§2.1. Анализ видеоблогов Андрея Нифедова

 Видеоблоггер Андрей Нифедов, известный прежде всего как автор и ведущий развлекательной передачи «Школоблоггеры» и главный любитель live-видео, одно время выпускал на своем канале видеоролики под общим названием «Нифедов +». Это была попытка Андрея сделать познавательно-образовательное шоу, он хотел, чтобы его основная аудитория – подростки в возрасте от 13 до 17 лет – узнали для себя что-то новое из мира науки, техники, социальной жизни. Определенной популярностью этот проект пользовался, хоть и не собирал столько просмотров, как «Школоблоггеры».

В июле 2012 года Государственная Дума Российской Федерации приняла во втором чтении закон о клевете. Подробному рассмотрению этого закона был посвящен целый выпуск «Нифедов +». В этом ролике Андрей вводит своих зрителей в курс дела, детально рассказывает про новый закон и активно выражает свое недовольство им. Ведь, согласно закону о клевете, неосторожное высказывание в адрес другого человека или бездоказательное обвинение его в чем-то могут повлечь за собой лишение свободы или крупный денежный штраф. В качестве иллюстрации Андрей использует сюжет, который сделали об этом законе журналисты телеканала НТВ. Пользуясь преимуществами, которые ему дают Интернет и статус блоггера, Андрей свободно и доступно рассуждает о неудобствах, которые теперь возникнут у людей в случае окончательного принятия закона. Опираясь на озвученную в сюжете информацию, он дополняет ее смелыми примерами и открывает для зрителей вторую сторону медали, о которой журналисты сказать в своем сюжете не могли. Для наглядности стоит привести цитату из видео. Ведущая говорит, что сторонники мнения о том, что за свои слова надо отвечать, уверены, что теперь голословных и беспочвенных обвинений станет значительно меньше. Андрей сразу же комментирует эти слова так: «Да, но кто будет определять, голословное ли обвинение или нет? К примеру, я увидел, что чиновник Петров берет взятку в размере пяти тысяч рублей и кладет ее себе в карман. Я не заснял это на камеру. Но я снимаю об этом видео: «Чиновник Петров такой-то, такой-то взял пять тысяч рублей… Но у меня нет пруфов (доказательств), то есть, меня могут за это посадить теперь. Хотя это реально так! То есть, я не могу об этом даже сказать теперь!». Далее в сюжете показывают блоггера Алексея Навального, который тоже говорит о невозможности обвинить в коррупции чиновников, которая возникает в связи с этим законом. Нифедов соглашается с Навальным и открыто заявляет, что этот закон принимается лишь для того, чтобы «заткнуть всем рот», имея в виду в первую очередь Навального и других оппозиционеров. Андрей не обошел вниманием и предложенный незадолго до этого закон о цензуре в Интернете. Он заметил, что если рассмотреть эти законы в совокупности, то у представителей власти отныне будет официальная причина закрывать сайты блоггеров и обвинять их в нарушении цензуры. Андрей прокомментировал закон, который может существенно усложнить как жизнь блоггеров, так и обычных пользователей Интернета. И хотя в этом ролике он представил, в основном, свое видение ситуации и негодование, он донес до зрителей актуальную на тот момент общественно-значимую информацию, ведь этот закон может повлиять на жизнь каждого жителя России. А это делает данный выпуск его программы схожим с таким жанром журналистских материалов как комментарий [14].

§2.2. Анализ видеоблогов Юрия Хованского

Среди многочисленных проектов видеоблоггера Юрия Хованского для раскрытия темы данной курсовой работы следует отметить «Блог Хованского», в котором он высказывает свое отношение к интересующим его событиям. В разных выпусках «Блога» он рассказал про фильмы «Третий лишний» и «Темный рыцарь: Возрождение легенды» и про свое политическую обстановку в России. Для анализа мы возьмем его ролик про «Pussy Riot».

История с молодыми девушками, которые оскорбили чувства верующих, отыграв рок-концерт в Храме Христа Спасителя, долго обсуждалась в СМИ на протяжении 2012 года. В конце лета их признали виновными. И в тот момент у Юрия Хованского лопнуло терпение, и он решил высказаться по поводу всей этой ситуации, так как прежде вообще ее не затрагивал в своих роликах. В своем блоге он эмоционально высказывает свое негативное отношение к ситуации с Pussy Riot и к тому, как к этому отнеслись власти. Для некоторых зрителей стала новой информация о том, что место, где они выступали, не является собственностью Российской православной Церкви, а значит, на законодательном уровне они могли делать там все, что угодно. Однако, несмотря на это, их лишили свободы. Возмущению Юрия в этом ролике не было предела, свое негодование он выражал настолько открыто, прямолинейно и аргументированно, что зритель проникается и в чем-то соглашается с ним. Следует понимать, что ни на ТВ, ни в печатных изданиях никто не сможет сказать про несовершенство российской судебной системы и открыто указать на недостатки. А Юрий Хованский в своем видеоблоге о Pussy Riot это сделал. И это увидело больше ста тысяч человек, если верить статистике YouTube. Тема, неоднократно затрагивая в СМИ, содержащая в себе общественно-значимую проблему, получила новую интерпретацию в устах популярного видеоблоггера [15].

Еще один проект Юрия, который следует рассмотреть – это аудиоподкаст со статичной картинкой вместо видеоряда «Двое в лодке, не считая Хованского». Там двое ведущих во главе с Хованским обсуждают актуальные темы в обществе. В программе было затронуто немало интересных вопросов, не только касающихся политики, кинематографа, музыки, спорта, но и из социальной сферы. Например, слушать рассуждения Хованского по поводу нищих и инвалидов, которые просят милостыню в метро, для многих его подписчиков было удивительно и информативно. Юрий рассказал, что не видит смысла давать им милостыню, потому что инвалиды легко смогут найти себе работу, где будут нужны только руки, и получать в среднем шестнадцать тысяч рублей в месяц. Есть в России такая социальная программа, как отметил Юрий. Проблема в том, что они не хотят идти на такую работу, потому что понимают, что смогут заработать столько же за несколько дней, если будут ходить по вагонам с протянутой рукой. В подкасте было отмечено, что пока люди жалеют нищих и инвалидов и дают деньги тем, кто не хочет работать, они лишь поощряют процветание этой отдельной культуры. После прослушивания этих рассуждений у многих зрителей изменилось отношение к данной проблеме, достаточно актуальной в современном обществе. Тема нищих обсуждалась в пятом выпуске подкаста «Двое в лодке, не считая Хованского» [16]. В других выпусках обсуждались такие темы, как, например, переезд Жерара Депардье в Россию, введение школьной формы и образование в России. Программа строится на диалоге Юрия Хованского и его соведущего Григория Конникова, которому всегда есть, что добавить к развернутым и глубоким рассуждениям популярного видеоблоггера. Совокупность этих особенностей позволяет называть программу «Двое в лодке, не считая Хованского» аналитической и делает ее похожей на аналогичные передачи на телевидении и радио. Это характерный пример того, как образованный человек, не являясь журналистом, может донести до общества важную и актуальную информацию.

§2.3. Анализ видеоблогов Руслана Усачева

Видеоблоггер Руслан Усачев начинал свою деятельность в 2010 году. У него на YouTube был проект «Вредное кино», в котором он обозревал российские фильмы, сопровождая свои комментарии иронией, негодованием и юмором. Помимо этого проекта он охватывал другие сферы видеоблоггерской деятельности. Делал обзоры страниц знаменитостей в сервисе Twitter, рассказывал про игры для мобильных телефонов. Но наиболее интересен для рассмотрения в данной курсовой работе его проект «UsachevToday», в котором Руслан говорит об интересных и актуальных событиях, произошедших в мире.

«Привет! Я Руслан Усачев, и сегодня я расскажу вам о самых интересных новостях и событиях, которые происходили за последнее время». С этих слов начинается каждый выпуск «UsachevToday». Суть программы заключается в том, что Руслан выбирает две или три новости наиболее актуальные и интересные новости из самых разных сфер жизни и простым языком в иронической манере рассказывает о них зрителям. Для анализа будет использован выпуск от 9 апреля 2013 года. В нем Руслан сообщает об угрозе ядерной войны со стороны Северной Кореи. «Молодой руководитель Северной Кореи Ким Чен Ын расторгнул перемирие с Южной Кореей, во все посольства иностранных государств на территории Северной Кореи пришли письма, в которых было сказано, что их безопасность больше не гарантируется им, собственно, пора валить домой. В этих письмах даже число указано: десятое апреля, то есть завтра. Так что если вы смотрите это видео не девятого апреля, а, допустим, десятого или позже, то вполне возможно, что за окном виднеются ядерные взрывы. И это всяко лучше, чем снег…». Вторая новость, которую Руслан рассмотрел в этом выпуске, касалась Почты России и ее неготовности к тому, что жители России все чаще заказывают товары через Интернет. «По заявлению Почты России, на данный момент на московской таможне застряло, внимание, пятьсот тонн международной почты. Пятьсот тонн!» В своем монологе Руслан также представил взгляд самой Почты России на эту ситуацию, которая объясняет все тем, что успевает обработать только сорок тысяч посылок из поступивших пятидесяти. А связывают это с тем, что в 2010 году был подписан законопроект, по которому число госслужащих должно было сократиться на двадцать процентов. А значит, работников таможни стало меньше, и они не могут справиться с обработкой всех приходящих посылок. Как можно увидеть, «UsachevToday» волне может называться информационно-аналитической программой, ведь в ней Руслан не только сообщает о событии, но и в иронической манере его комментирует, значительно облегчая понимание новости аудиторией.

Среди видеоблогов Руслана можно найти ролик под названием «Как я к президенту ходил». В нем Усачев рассказывает о том, как он побывал на форуме Селигер-2011, на котором Дмитрий Медведев встретился с молодежью, обсудил безопасность атомной энергетики, новые интернет-сети и новые проекты, разработанные студентами. Репортаж о мероприятии сделали журналисты Первого канала, в котором показали и Руслана, назвав его настоящую фамилию. «Руслан Вихлянцев, представившийся блоггером и в этом смысле коллегой Дмитрия Медведева, активного интернет-пользователя, спросил, зачем президенту вообще выходить в сеть» [17]. В репортаже показали только отрывок мероприятия, и далеко не весь диалог Руслана и Дмитрия Медведева вошел в эфир. Поэтому Усачев вскоре после форума снял видео, в котором подробно рассказал о том, как он оказался на мероприятии, об общей его атмосфере, а также о своих впечатлениях от общения с президентом. Примечательно, что он опроверг слухи о том, что беседа главы государства с молодежью была срежиссирована [18]. Наличие данного ролика в очередной раз подтверждает, что видеоблоггинг в России стремительно развивается и становится все ближе к официальным СМИ.


Заключение

Видеоблоггинг – явление относительно новое и совсем еще молодое. В России оно начало распространяться лишь несколько лет назад. Прежде всего оно представлено разнообразными развлекательными шоу, лайв-видео, обзорами видео, игр, фильмов. Однако журналистский потенциал этого явления уже сейчас можно оценить в достаточной мере. Топовые видеоблоггеры вполне могут выступать в качестве самостоятельных журналистов на крупных мероприятиях, информировать общественность об актуальных проблемах, делиться своим мнением о них и доносить до зрителей информацию в самых разных и необычных формах. Видеоблоггинг – это будущее и скоро он будет еще активнее конкурировать с телевидением.

Цель данной курсовой работы заключалась в выявлении сходств с журналистскими материалами в роликах популярных в Рунете видеоблоггеров. Исходя из цели, можно сделать вывод, что Интернет, в котором эти люди имеют особый вес, их популярность и видео, которые они делают, в совокупности создают инновационную и перспективную площадку для развития журналистики. Ведь аудитория зрителей у видеоблогеров внушительная, количество их подписчиков измеряется сотнями тысяч и миллионами. Информация, получаемая зрителями, носит массовый характер, а значит, видеоблоггеры совсем скоро вполне смогут официально называться средствами массовой информации.

Работа состоит из введения, двух глав, заключения.

Во введении объясняется актуальность и новизна данной темы, поставлены основные цели и задачи исследования, указаны объект и предмет исследования.

Первая глава «Явление видеоблоггинга и история его возникновения» разделена на два параграфа. В первом представлена история зарождения и развития явления видеоблоггинга на Западе, описаны его характерные особенности и уникальность, указаны преимущества перед традиционными телесюжетами, создаваемыми профессиональными журналистами. Второй параграф посвящен развитию видеоблоггинга в России и его особенностям. Представлены основные конкурирующие видеосообщества и топовые независимые видеоблоггеры.

В практической части рассматриваются наиболее близкие по содержанию к журналистике видеоролики трех топовых блоггеров Рунета – Андрея Нифедова, Юрия Хованского и Руслана Усачева.

Список использованных источников

1. Рамин Ю.В. Словарь слов и терминов Интернета: Видеоблог. – Москва, 2013.

2. Вольнова А.Г. Видеоблоггинг – синтез трех начал. – Спб, 2012.

3. Фадеева А.А. Видеоблоггинг – следующий шаг в Web 2.0 коммуникаци или параллельная вселенная. – Москва, 2012.

4. Видеоблоггинг в России // http://www.innovanews.ru/info/news/media/7311/.

5. Критика – один из самых интересных жанров… // http://itvcom.ru/programs/razdvoenie/maddyson/.

6. Что такое видеоблоггинг? // http://zlatalinn.com/novosti/chto-takoe-videoblogging.

7. Минаев против троллей - ПОЛНАЯ ВЕРСИЯ В HD //

http://www.youtube.com/watch?v=GUef4kVfuK0.

8. Официальный сайт CarambaTV // http://carambatv.ru.

9. Спасибо, Ева! // http://www.wikireality.ru/wiki/Спасибо,_Ева!.

10. Творческий путь Андрея Нифедова // http://www.youtube.com/watch?v=k2ATh3Yu_Ac.

11.NIFEDOW LIFE: Рандомные видео // http://www.youtube.com/user/MicroPrikol.

12. Двое в лодке, не считая Хованского #1 // http://www.youtube.com/watch?v=N8KBCBvoQhw.

13. Точка: Видеоблоггинг в России // http://www.echo.msk.ru/programs/tochka/797863-echo/.

14. Закон о клевете запретил Блоггеров в РФ (НИФЕДОВ+) // http://www.youtube.com/watch?v=T31G1gOvIDo.

15. Блог Хованского – Pussy Riot // http://www.youtube.com/watch?v=7lvJS5pkRIk.

16. Двое в лодке, не считая Хованского #5 // http://www.youtube.com/watch?v=l_40KgAfN3g.

17. Руслан Усачев на первом канале с Медведевым // http://www.youtube.com/watch?v=1jwroUPDRkE&feature=youtu.be.

18. Как я к президенту ходил // http://www.youtube.com/watch?v=vHG7VmJpCxQ.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

83499. Поняття та джерела міжнародних договорів 32.22 KB
  Право міжнародних договорів це система правових норм що регламентують порядок укладання дії та припинення міжнародних договорів. Основу джерел галузі складають: Віденська конвенція про право міжнародних договорів 1969 р. яка розглядає різноманітні питання права міжнародних договорів і є основним джерелом галузі.
83500. Поняття та види міжнародних договорів 35.05 KB
  В залежності від кількості учасників міжнародні договори поділяються на двосторонні та багатосторонні. За ступенем відкритості договори можуть бути відкритими та закритими. Закритими є договори участь в яких залежить від згоди їх учасників. За об’єктом міжнародні договори можуть поділятися на політичні економічні науковотехнічні і т.
83501. Стадії укладання міжнародного договору 39.55 KB
  Можна виділити наступні стадії укладання міжнародного договору: прийняття тексту встановлення автентичності тексту вираження згоди на обов’язковість. Для участі у будьякій з стадій укладення договору представник держави повинен мати повноваження. Повноваження оформлюються документом що видається компетентним органом держави і за допомогою якого одна чи кілька осіб призначаються представляти цю державу з метою ведення переговорів прийняття тексту договору або встановлення його автентичності вираження згоди держави на обов’язковість ДЛЯ...
83502. Застереження до міжнародного договору 36.01 KB
  Застереження це одностороння заява в будьякому формулюванні і під будьякою назвою зроблена державою при підписанні ратифікації прийнятті чи затвердженні договору або приєднанні до нього за допомогою якої вона бажає виключити або змінити юридичну дію певних положень договору в їхньому застосуванні до цієї держави ст. Застереження не повинно суперечити цілям і принципам договору змінювати його головний зміст. Воно не може бути зроблене якщо такого роду застереження заборонені договором або якщо договір допускає лише певний вид...
83503. Депозитарій міжнародного договору. Реєстрація договорів 33.67 KB
  Депозитарій зберігач оригіналу багатостороннього договору і всіх документів що до нього відносяться. Депозитарієм договору може бути одна або кілька держав міжнародна організація або головна посадова особа організації. функції депозитарію серед іншого полягають у: зберіганні автентичного тексту договору і переданих депозитарієві повноважень; підготовці засвідчених копій з автентичного тексту; одержанні підписів під договором та одержанні і зберіганні документів оповіщень і повідомлень які його стосуються; інформуванні учасників і...
83504. Форма, найменування, структура міжнародного договору 36.79 KB
  Коли автентичність тексту договору було встановлено двома або кількома мовами його текст кожною мовою має однакову силу якщо договором не передбачено або учасники не домовились що в разі розходження між цими текстами переважну силу матиме якийсь один певний текст. Міжнародний договір може мати різні найменування використання яких визначається практикою і не впливає на юридичну природу договору. Такими частинами є: найменування або титул; преамбула вказує мотиви укладення договору його цілі та принципи; основна частина статті договору...
83505. Тлумачення міжнародного договору 36.3 KB
  Під тлумаченням договору розуміють з’ясування сенсу та змісту його положень а також справжнього наміру сторін договору. У міжнародній практиці застосовуються два види тлумачення: офіційне та неофіційне. Тлумачення договору державами або міжнародними органами вважається офіційним тлумаченням. У офіційному тлумаченні виділяють автентичне тлумачення яке здійснюється державами що є учасницями договору і має силу положень самого міжнародного договору.
83506. Набрання міжнародним договором чинності. Дія міжнародного договору 36.58 KB
  Дія міжнародного договору. При відсутності такого положення або домовленості договір набирає чинності як тільки буде виражено згоду всіх учасників переговорів на обов’язковість для них договору. Учасник договору не може посилатись на положення свого внутрішнього права як на виправдання для невиконання ним договору. Однак за взаємною згодою сторони можуть поширити дію договору на події і факти що існували до набирання ним чинності.
83507. Недійсність міжнародних договорів 32.55 KB
  Таким чином недійсність договору має бути встановлена після чого кожен учасник має право вимагати щоб в межах можливого було відновлене положення змінене в результаті виконання договору. Недійсність договору може бути відносною і абсолютною. Відносна недійсність робить договір оскаржуванимїї підставами є помилка обман підкуп представника держави укладення договору з порушенням положень внутрішнього права які стосуються компетенції укладати договори. Абсолютна недійсність означає нікчемність договору із самого початку.