90448

Изучение современного состояния системы здравоохранения РФ и выявление основных тенденций реформирования системы финансирования здравоохранения

Курсовая

Финансы и кредитные отношения

Изучение понятия, структуры, типов и порядка функционирования системы финансирования здравоохранения; анализ настоящего состояния медицинской помощи населению, его финансирования; рассмотрение основных проблем и перспектив системы финансирования здравоохранения.

Русский

2015-06-06

170.5 KB

8 чел.

Введение

В российской Федерации очень высокую позицию занимает вопрос о здравоохранении. В то время, как данный вопрос в европейских странах решается рационально и последовательно, в России он требует большего вмешательства и значимых управленческих решений. Развитие экономики страны немало зависит от здоровья населения. Как и любой процесс в экономике, здравоохранение подлежит финансированию. Поэтому тема здравоохранения достаточно актуальна в настоящее время. Согласно ст. 41 Конституции РФ каждый гражданин имеет право на бесплатную медицинскую помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, которая оказывается за счёт средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.

В современных условиях финансирование отечественного здравоохранения требует тщательного переосмысления с позиции дополнительного привлечения финансовых средств и их эффективного использования. Неофициальные соплатежи населения не могут рассматриваться как жизнеспособное решение данной проблемы. Сегодня необходим переход на экономические методы управления медицинскими организациями с целью вывода значительной доли финансирования медицинских организаций из «тени».

Целью данной работы явилось изучение современного состояния системы здравоохранения РФ  и выявление основных тенденций реформирования системы финансирования здравоохранения.

         Задачи работы:

- изучение понятия, структуры, типов и порядка функционирования  системы финансирования здравоохранения;

- анализ настоящего состояния медицинской помощи населению, его финансирования;

- рассмотрение основных проблем и перспектив системы финансирования здравоохранения.

Объектом исследования является финансирование бюджетной сферы Российской Федерации.

Предметом исследования является финансирование учреждений здравоохранения.

Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.

В первой главе рассмотрены теоретические основы функционирования системы обязательного медицинского страхования, отражены типы и структура финансирования системы здравоохранения.

Вторая глава посвящена характеристике бюджетного фонда ОМС РФ. Во второй главе проведен детальный анализ финансовой программы.

Третья глава посвящена основным проблемам финансирования, их решениям.  Так же рассмотрены перспективы развития здравоохранения  РФ.

1. Основы финансирования здравоохранения РФ

1.1 Структура системы здравоохранения

Всякие управления, а так же системы для разделения и улучшения процесса деятельности имеют свою собственную структуру. Структура системы здравоохранения строится по принципу «вертикали», которая состоит из некоторых уровней. Соответственно от малого, до более масштабного. Младший уровень подчиняется выше стоящему.

«Вертикаль» управления и контроля над учреждениями здравоохранения включает в себя следующие уровни:

1. министерский (федеральный)

Министерство устанавливает политику здравоохранения в России и официально сохранило право следить за региональным здравоохранением и исполнением решений в сфере здравоохранения субъектами Российской Федерации. Однако расширение полномочий местных властей, и прежде всего их право формировать собственный бюджет, означает, что министерство больше не может рассчитывать на исполнение своих указаний. Бюджет Министерству здравоохранения устанавливает Министерство финансов. Из своего бюджета Министерство здравоохранения финансирует научно-исследовательские институты, клиническую деятельность Российской академии медицинских наук, научные центры и медицинские учебные учреждения. Медицинские учреждения федерального значения содержат около 4% коечного фонда страны [1,c.134].

Министерство здравоохранения и его учреждения в настоящее время получают лишь незначительную часть государственных средств, отводимых на здравоохранение, примерно 5%.

 2. региональный (крупные центры и города)

Руководящие органы этого уровня управляют здравоохранением в субъектах Российской Федерации. До введения обязательного медицинского страхования (ОМС)  в 1993г. власти субъектов Российской Федерации полностью распоряжались финансированием своего здравоохранения. Позже оно отчасти отошло в ведение учрежденных территориальных фондов ОМС. Однако медицинское страхование введено не полностью, и пока власти субъектов Российской Федерации и местные власти обеспечивают здравоохранение примерно на две трети, а потому все еще играют важную роль в управлении здравоохранением. Субъекты Российской Федерации обязаны обеспечивать выполнение федеральных целевых программ, прежде всего направленных на контроль за санитарно-эпидемиологической обстановкой и борьбу с социально значимыми инфекционными заболеваниями, но отчитываться перед Министерством здравоохранения не обязаны. После децентрализации власти в первой половине и середине 1990-х гг. региональные власти стали достаточно самостоятельными. В одних субъектах Российской Федерации департаменты здравоохранения активно участвуют в разработке реформ, в контроле за качеством медицинского обслуживания и других начинаниях, в других - особенной активности не проявляют.

Медицинское обслуживание на региональном уровне обычно осуществляют больница общего профиля примерно на1000 коек и детская больница на 400 коек, при которых имеется амбулаторное отделение. Лечиться в такой больнице может любой житель субъекта Российской Федерации. Имеются также региональные специализированные медицинские учреждения - инфекционные, туберкулезные, психиатрические и прочие. Региональными являются около четверти учреждений первичного медицинского обслуживания и свыше 70% диагностических центров [1,c.138].

3. местный (муниципальный)

Местные власти многих крупных городов активно участвуют в реформах здравоохранения, а вот власти сельских районов чаще исполняют обязанности, больше похожие на обязанности руководства центральной районной больницы. По принятому в 1995 г. закону "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", местные власти не отвечают перед региональным руководством, но должны выполнять указы Министерства здравоохранения. В такой ситуации управлять здравоохранением в стране сложно: программы и реформы, которые исходят от региональных властей, для местных властей не обязательны. Последние обязаны только обеспечить местное население медицинским обслуживанием, в объеме, указанном в законах. На деле же очень часто по взаимной договоренности местное здравоохранение переходит под руководство регионального министерства здравоохранения. Медицинские учреждения сельских районов обычно представлены центральной больницей примерно на 250коек, которая часто действует и в качестве поликлиники. В некоторых районах больницы меньше - включают около 100 коек. Имеются также поликлиники, амбулатории и фельдшерские медицинские пункты [1, c.143].

Государственные (федеральные, региональные, муниципальные) органы управления здравоохранением имеют право контролировать работу частных медицинских учреждений и частнопрактикующих врачей. В свою очередь, административные органы исполнительной власти, отвечающие за общественную систему здравоохранения, находятся под юрисдикцией органов законодательной власти (Государственная Дума, Совет Федерации). Надзор за исполнением законов в области здравоохранения, в свою очередь, осуществляют органы и учреждения судебной власти.

Особая роль в нашем государстве отводится структурам президентской власти. По конституции именно Президент РФ руководит государственной политикой в области охраны здоровья граждан.

В структурном, организационном плане общественная система здравоохранения интегрирует различные типы предприятий и учреждений:

- федеральные и региональные органы и учреждения здравоохранения (государственная, бюджетная система здравоохранения);

- органы и учреждения государственной системы ОМС;

- частные медицинские учреждения и частнопрактикующие врачи (органы и учреждения ДМС и частного медицинского страхования);

- общественные, религиозные медицинские организации, фонды, организации и учреждения милосердия и благотворительности [1, c.150].

Для обеспечения разноплановой деятельности и медицинских функций выделяют профиль учреждений здравоохранения:

1. Лечебно-профилактические.

2. Охраны материнства и детства.

3. Санитарно-эпидемиологической службы.

4. Санаторно-курортные.

5.Патологоанатомической, судебно-медицинской, судебно

психиатрической экспертизы.

6. Аптечные.

7. Предприятия медицинской промышленности: медицинских изделий и фармацевтики.

8. Образовательные и научно-исследовательские.

         1.2 Типы систем финансирования охраны здоровья

Системы финансирования здравоохранения можно классифицировать по двум признакам: по источнику формирования средств и по форме их распределения.
         Источники формирования средств не всегда влияют на формы их распределения, системы с одним и тем же источником формирования средств могут иметь разные характеристики распределения.

Признаками формирования источников являются:
    
    1. Типы систем по источнику финансирования.

Источниками финансирования могут быть:

- Общие налоговые доходы всех видов и уровней. К ним относятся: налоги на прибыль, налоги на добавленную стоимость, подоходный налог и др. Они поступают в государственный или муниципальный бюджет, а затем распределяются по разным отраслям. Решающую роль при распределении средств имеют сложившиеся бюджетные приоритеты. Система, базирующаяся на общих налоговых доходах, называется бюджетной.
         - Целевые налоговые поступления. К ним относятся налоги, устанавливаемые на определенные товары (чаще всего, на продажу алкоголя и табака). Установленная часть поступлений от сбора этих налогов в целевом порядке направляется на здравоохранение. Этот вид налога не характеризует систему финансирования здравоохранения, так как является лишь  дополнительным к основному источнику финансирования и его доля в формировании средств здравоохранения считается  незначительной.
         - Целевой взнос на обязательное медицинское страхование (или налог на заработную плату). Взнос на ОМС обычно исчисляется в виде фиксированного процента к фонду оплаты труда и в России выплачивается только работодателями. Системы, основанные преимущественно на целевом взносе на медицинское страхование, получили название систем обязательного медицинского страхования. Иногда их называют системами социального страхования. В большинстве стран Восточной Европы, в том числе и в РФ, эти системы получили распространение в форме сочетания страхового и бюджетного финансирования, то есть как бюджетно-страховые системы[2,
c.58].
         - Личные средства граждан и иные источники. Эти средства не проходят через каналы государственного перераспределения и поступают в медицинские организации в форме прямой оплаты медицинских услуг. Кроме того, это могут быть доходы ЛПУ от аренды, от продажи медицинских технологий и др. В качестве иных источников финансирования могут выступать благотворительные фонды, средства работодателей, направляемые на создание собственной медицинской базы, пожертвования и альтернативные источники финансирования (ссуда, лизинг, факторинг).
         Ни в одной стране не существует в чистом виде бюджетной, страховой или частной системы финансирования. Системы финансирования здравоохранения основаны на доминирующем источнике финансирования.
         2. Типы систем финансирования по форме их распределения (по характеру взаимодействия с медицинскими организациями).
         - Интеграционная модель - предполагает слияние функций финансирования, управления и оказания медицинской помощи. Имущество медицинских организаций принадлежит государству или органам местной власти. В Российском здравоохранении подавляющая часть медицинских организаций имеет статус государственных или муниципальных лечебно-профилактических учреждений и напрямую управляется органом управления здравоохранением, который одновременно является финансирующей стороной. Теоретически интеграционная модель экономических отношений обеспечивает высокую степень управляемости системой. На практике для этого требуется множество условий, главные из которых – это высокий уровень планирования и готовность медиков работать в рамках командной системы[2,
c.64].
         Недостатки модели – это отсутствие возможности для маневра ресурсами, бюрократизация отношений, слабая ориентация на потребительский спрос, отсутствие экономической мотивации медиков. Поэтому интеграционную модель экономических отношений стали преобразовывать в контрактную модель на основе разделения функций финансирования и оказания медицинской помощи.
         - Контрактная модель - предполагает выбор гражданами медицинской организации и врача. Утверждается принцип «деньги следуют за пациентом». Практически этот принцип может осуществляться двумя способами. Контрактная модель предполагает дополнительные затраты на осуществление договорных отношений. Чтобы заключить договор с поставщиками медицинских услуг, финансирующая сторона должна провести анализ их деятельности, сформировать планы оказания медицинской помощи, согласовать их с планами медиков, заключить договоры, организовать их мониторинг и оценку.

В странах с контрактной моделью расходы выше, по сравнению со странами с интеграционной моделью. Условие их оправданности – обеспечение более высоких конечных показателей деятельности здравоохранения и экономии ресурсов.

Чем больше степень независимости сторон, тем шире возможности осуществления контрактной модели. В бюджетной системе трудней обеспечить эту независимость, поскольку чаще всего основная часть медицинских учреждений принадлежит государству. В системе ОМС потенциал реализации контрактной модели в принципе выше[2;c.86].

         1.3 Формы финансирования системы здравоохранения и их развитие

В настоящее время сформировались три организационно-правовые формы:
         1. Бюджетная. Сущность такого финансирования заключается в выделении денежных средств бюджетополучателю государством и доведении этих средств до него. Надо сказать, доведение денежных средств до конечного бюджетополучателя производится по довольно длинной цепочке: бюджет – главный распорядитель бюджетных средств –распорядитель бюджетных средств – получатель бюджетных средств (бюджетополучатель).

Иначе говоря, бюджетное финансирование заключается в предоставлении денежных средств из бюджета государства лицу, деятельность которого в объеме бюджетных ассигнований финансируется за счет государственного бюджета. Возникающие в процессе бюджетного финансирования отношения с экономической точки зрения представляют собой отношения по распределению государственного денежного фонда, то есть данные отношения, будучи разновидностью финансовых, являются распределительными денежными отношениями. С правовой точки зрения данные отношения являются финансово-правовыми, а конкретней – материальными бюджетными правоотношениями. Бюджетное финансирование выражает безвозмездное и безвозвратное предоставление денежных средств. Отношения по бюджетному финансированию опосредуют одностороннее движение стоимости в денежной форме от бюджета до получателя бюджетных ассигнований;

         2. Страховая. Существуют две формы страховых платежей:  страховые взносы и  страховые налоги. Страховые взносы (премии) вносятся клиентом непосредственно в страховой фонд (кассу, компанию) в обмен ни гарантийный документ (полис). Взнос обычно предполагает право клиента на выбор МСО. Страховые налоги являются обязательными установленными государством целевыми сборами, которые изымаются при выплатах зарплаты или вносятся по декларации о доходах. Разные страны используют разные формы страховых платежей.

         3. Коммерческая. Сущность этой формы заключена во вкладе  бюджета физического лица в осуществление какой-либо деятельности, в дело предприятия или организации. При этом, возврат денежных средств невозможен.
         Но большинство учреждений здравоохранения применяет смешанную, бюджетно-страховую форму финансирования. Так как эта форма наиболее распространена и зарубежом. Она считается наиболее удобной и имеет наименьшие финансовые риски и потери. Коммерческая форма также используется в РФ, но для более конкретных частных предприятий, для заключения договоров между физическими (юридическими) лицами либо организациями[2;
c.132].
         Нужно отметить, что организация страховой медицины в России основана на опыте многих развитых стран. Анализируя зарубежный опыт, можно отметить, что в странах с рыночной экономикой сложилось два типа систем финансирования здравоохранения:

         - американская, основанная на самообеспечении населения в случае болезни;

         - западноевропейская, которая основана в значительной степени на общественных фондах страхования[2,c.159].

        2. Анализ финансирование системы здравоохранения в России за 2009-11гг

         2.1 Оценка источников финансирования системы здравоохранения в РФ

До перехода на медицинское страхование существовало жесткое бюджетное финансирование, не отвечающее повышенным потребностям населения.
         В связи с внедрением принципов медицинского страхования в стране была практически пересмотрена система финансирования  как отрасли  в целом, так и отдельных медицинских учреждений. Ниже на рисунке 1 представлены источники финансирования в схеме.

Рисунок 1 - Источники финансирования здравоохранения в России

В настоящее время наиболее распространёнными  источниками финансовых ресурсов системы здравоохранения являются:
         1. Бюджетные средства - средства федерального бюджета, бюджетов республик в составе РФ и местных бюджетов, т.е. бюджетов всех уровней
         2. Средства системы ОМС, поступающие от государственных и общественных организаций (объединений), предприятий и других хозяйствующих субъектов.

         3. Внебюджетные средства - средства добровольного медицинского страхования (ДМС), личные средства граждан, безвозмездные и (или) благотворительные взносы и пожертвования, доходы от ценных бумаг, кредиты банков и других кредиторов и др.
Финансовые средства государственной и муниципальной систем здравоохранения
[3,c.234].
         Средства государственной, муниципальной систем здравоохранения - это средства, поступающие из местных бюджетов и государственного бюджета в учреждения государственной системы здравоохранения.
         Перечень всех учреждений и мероприятий, финансируемых из бюджета, указан в «Программе государственных гарантий обеспечения граждан Российской Федерации бесплатной медицинской помощью» (26.10.2000г.)[4;
c.10].
         Из федерального бюджета финансируются все Федеральные центры и научно-исследовательские институты, федеральные реабилитационные центры, федеральные целевые программы («Вакцино-профилактика», «Сахарный диабет», «Неотложные меры по борьбе с туберкулезом в России», «АнтиВИЧ/СПИД», «Дети России» и многие другие)[3;
c.302]
Из бюджетов субъектов Федерации и муниципальных бюджетов финансируются: специализированные диспансеры: противотуберкулезные, психоневрологические, кожно-венерологические, наркологические и др. дома ребенка, детские санатории центры по профилактике и лечению СПИДа станции скорой медицинской помощи, переливания крови бюро судмедэкспертизы, патолого-анатомические бюро центры медицинской профилактики, врачебпо-физкультурные диспансеры; участковые больницы, фельдшерско-акушерские пункты хосписы, больницы сестринского ухода отделения экстренной медицинской помощи областных больниц (санитарная авиация); медицинская помощь при врожденных пороках развития профессиональная подготовка и переподготовка кадров; приобретение дорогостоящего медицинского оборудования; финансирование дорогостоящих видов диагностики и лечение научные исследования; бесплатное льготное обеспечение лекарствами граждан и др.
К сожалению, государство не может обеспечить достойное бюджетное финансирование здравоохранения. В 2009 г. на здравоохранение было выделено около 7 % от ВНП (валового национального продукта), в то время как этот процент должен составлять не менее 13-15 %.[5;
c.95]
Средства системы обязательного медицинского страхования.
Средства системы обязательного медицинского страхования - это средства, поступающие из страховых медицинских организаций.
Финансовые средства государственной системы обязательного медицинского страхования предназначены для реализации государственной политики в области обязательного медицинского страхования и формируются за счет отчислений страхователей на обязательное медицинское страхование. В большинстве зарубежных стран с развитой системой обязательного медицинского страхования существует три основных источника финансирования обязательного медицинского страхования:
         1. Отчисления из бюджета;

         2. Средства предпринимателей;

         3. Личные средства граждан.

         В России финансовые средства системы обязательного медицинского страхования формируются из двух источников:

         1. Платежи из бюджета;

         2. Отчисления предприятий, организаций и других юридических лиц в фонд обязательного медицинского страхования в размере 3,6% от начисленной заработной платы.

         Средства поступают через банки в фонды обязательного медицинского страхования от страхователей, которые обязаны в этих фондах зарегистрироваться в качестве плательщиков страховых взносов. Финансовые средства фондов обязательного медицинского страхования находятся в государственной собственности, не входят в состав бюджетов других фондов и изъятию на другие цели не подлежат. Порядок сбора страховых взносов на обязательное медицинское страхование разрабатывается Правительством РФ и утверждается высшим законодательным органом. Федеральный и территориальный фонды ОМС освобождаются от уплаты налогов по доходам от основной деятельности.
Территориальные фонды финансируют страховые медицинские организации, расположенные на соответствующей территории, в которых для обеспечения стабильности страховой деятельности могут создаваться резервные фонды. Страховые медицинские организации обязаны осуществлять деятельность по обязательному медицинскому страхованию на некоммерческой основе.
На страховые медицинские организации распространяется действующее на территории РФ законодательство по налогообложению.

Если же говорить о самом главном – в 90-е годы российскому здравоохранению удалось выжить не в последнюю очередь именно из-за введения ОМС, но на сегодняшний день нормативы этих отчислений очень малы, и чтобы что-то изменилось кардинальным образом, их следует увеличить в 2-3 раза [5;c. 105]. Но вот вопрос – за счет чего будут увеличены эти взносы? ОМС, как известно, финансируется как из бюджетов, так и из средств работодателей и простых граждан. Кому придется больше платить, чтобы увеличение страховых взносов состоялось? Проблем в отечественной медицине очень много, практически все они взаимосвязаны между собой и требуют комплексного подхода. В условиях ограниченного финансирования очень важно решить, с чего начинать работу по улучшению ситуации. Объем средств, выделяемый государством на медицину, сегодня составляет всего 3,7% от ВВП страны, это очень и очень мало, а ведь еще не до конца отлажен механизм распределения и расходования этих денег. Мнений о том, с чего начинать поднимать отечественную медицину, много: у врачей одни, у чиновников другие, у пациентов третьи. Так давайте же обсуждать и, возможно, именно в споре родится истина.

2.2 Система здравоохранения в России за 2009-2011 гг.

Фонд обязательного медицинского страхования РФ (ФОМС) образован в соответствии с законом «Об обязательном медицинском страховании граждан в РСФСР» от 28 июня 1991 г. № 499-1. Закон определяет правовые, экономические и организационные основы медицинского страхования населения. Он направлен на усиление заинтересованности и ответственности как самого застрахованного, так и государства, предприятия, учреждения, организации в охране здоровья работников[6;c.108].

Фонд создается на республиканском и территориальном уровне. Соответственно через него средства направляются страховым компаниям, учредителями которых выступает местная администрация. Страховые компании могут работать только при наличии соответствующих лицензий на обязательное медицинское страхование. Страховые компании, отбирая дееспособные медицинские учреждения, оплачивают их услуги.
         Средства Фонда используются на оплату медицинских услуг, предоставляемых гражданам, а также на медицинскую науку, медицинские программы и другие цели. ФОМС формируется за счет страховых взносов и бюджетных ассигнований. Плательщиками выступают предприятия, организации, учреждения независимо от форм собственности и организационно-правовых форм деятельности, а также органы исполнительной власти, которые осуществляют платежи за неработающих граждан (детей, учащихся, студентов, пенсионеров и др.)[7;
c.43].

Таблица № 1- Доходы бюджета Федерального Фонда Обязательного Медицинского Страхования

Показатели

2009г

2010г

2011г

утвержд.

исполн.

утвержд.

исполн.

утвержд.

исполн.

Доходы ФОМС, млрд.руб.

119,1

126,6

105,9

101,8

336,0

348,4

Из них: налоги и страховые взносы

     -

89,293

-

89,825

-

97,095

  В настоящее время в Российской Федерации созданы как самостоятельные некоммерческие финансово-кредитные учреждения Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и 84 территориальных фондов обязательного медицинского страхования для реализации государственной политики в области обязательного медицинского страхования как составной части государственного социального страхования.

  Анализируя Таблицу №1, можно сделать следующий вывод по доходам ФФОМС.  В течении трёх лет доходы бюджета как увеличивались, так и падали. Так в 2010 году он снизился на 19,6%, при этом налоги практически остались неизменными. Численность граждан, застрахованных по обязательному медицинскому страхованию, составила 141,4 млн. человек; в том числе 57,9 млн. работающих граждан и 83,5 млн. неработающих граждан.  Страховые медицинские организации  осуществляли обязательное  

медицинское страхование в 83 субъектах Российской Федерации.

Таблица №2 – Процент исполнения доходов бюджета Федерального Фонда Обязательного Медицинского Страхования

Года

2009г

2010г

2011г

Исполнение бюджета,

%

106,29

96,1

103,7

   Но проводя анализ по 2011 году и сравнивая его с 2010 годом, мы видим заметную разницу. К 2011 году доходы выросли на 246,6 млрд.руб. Причиной этого можно считать большое и стремительное развитие системы ОМС. А так же его различными формами финансирования, которые также прогрессируют. Новым элементом финансовой системы России являются государственные внебюджетные фонды, аккумулирующие средства, предназначенные преимущественно для финансирования социального развития страны и её регионов.

Таблица №3 даёт нам сделать вывод о том, что процент исполнения бюджета на достаточно неплохом уровне. В 2009 и 2011 годах исполнение было выше предписанного дохода на 6,29 % и 3,7 % соответственно. 2010 год не оправдал ожидаемых результатов, что возможно связано с прошедшим экономическим кризисом. Но и этот пробел был восстановлен в следующем году.

         В расходах бюджета ФОМС можем наблюдать такой же диссонанс. Исходя из данных, приведённых в таблице №2  в 2010 году расходы снизились на 16,1 %, что вероятно по причине снижения доходов. Но а в 2011 году расходы увеличились на 201,3 млрд. руб.

         Расходы предназначаются для проведения оздоровительных, физкультурных мероприятий, направленных на укрепление здоровья, оздоровление производственной и бытовой сферы среди застрахованных по ОМС. Расходы на эти  мероприятия должны соответствовать утвержденным нормативам для финансирования превентивных мероприятий.

Таблица №3 - Расходы бюджета Федерального фонда Обязательного Медицинского Страхования

Показатели

2009 г

2010 г

2011 г

утвержд.

исполн.

утвержд.

исполн.

утвержд.

исполн.

Расходы ФОМС млрд.руб.

119,1

130,0

110,9

109,1

336,0

310,4

         

         Из процентного соотношения расходов, которое приведено в таблице №4, мы видим, что к 2011 году расходы бюджета ОМС снизились. Так с 2009г по 2010 г. на 10,8 % , а к 2011 году на 7%, что не говорит о качественном распределении ресурсов, так как они использованы не полностью[8;c.47].

 Таблица №4 – Процент исполнения расходов бюджета Федерального фонда Обязательного Медицинского Страхования

Года

2009г

2010г

2011г

Исполнение бюджета,

%

109,2

98,4

92,4

Подводя итог, надо сказать, что финансирование фонда ОМС растёт, причём масштабно. Влиянием на этот процесс является развитие страхования в России, введение новых форм и правил, а так же переход на уровень, который близок к европейскому характеру. А именно:

- В настоящее время структура системы ОМС организационно оформилась во всех субъектах Российской Федерации;

- Законодательно определены субъекты медицинского страхования;

- Договорами об ОМС охвачено около 130 млн. (почти 90%) жителей РФ. На договорной основе с ОМС работает около 6,5 тыс. амбулаторно-поликлинических учреждений и 4,4 стоматологических учреждений;

- Законом определено, что обязательное медицинское страхование является формой социальной защиты интересов населения, обеспечивающей всем гражданам России равные возможности в получении медицинской и лекарственной помощи, предоставляемой за счет средств, в объемах и на условиях соответствующих программ ОМС[9;c.42].

Средства ОМС занимают второе место среди источников финансирования здравоохранения (около 32% всех затрат).
Однако, десятилетний опыт функционирования ОМС свидетельствует о необходимости существенной модернизации медицинского страхования. В условиях бюджетного недофинансирования отрасли здравоохранения средства ОМС оказались по своей сути бюджетозамещающими, а поэтому страховой ресурс ОМС использовался на другие цели. Это в свою очередь, привело к другой причине слабого развития страховых механизмов: объем и качество медицинского лечения не зависит от накопленных страховых прав застрахованных.
         Поэтому дальнейшее развитие ОМС требует внедрения экономико-правовых механизмов, направленных на обеспечение сбалансированности доходов системы ОМС и ее обязательств по предоставлению гарантированной медицинской помощи застрахованным гражданам.

         2.3 Пути совершенствования системы здравоохранения

Конкурентоспособность экономики России во многом зависит от качества жизни населения, которое обеспечивается, в том числе, системой здравоохранения. Финансирование здравоохранения РФ сейчас реформируется, как и во многих странах мира. Изменяется механизм финансового обеспечения бюджетных учреждений, которые с 1 января 2011г. переводятся со сметного финансирования на субсидии в рамках выполнения государственного задания. Поэтому особенно актуальным в настоящее время становится вопрос о путях совершенствования системы финансирования лечебных учреждений.

Обеспечение эффективности и качества медицинской помощи всему населению страны определяется тем, каким образом осуществляется закупка медицинских услуг. Этот процесс означает перевод собранных средств медицинским организациям, обслуживающим население.

Там, где здравоохранение финансируется главным образом из взносов социального страхования, связь между покупателями медицинских услуг (медицинскими страховыми фондами) и поставщиками услуг традиционно опирается на систему контрактов[10;c.35].

К примеру,  в Англии, Италии, Португалии, а также в некоторых областях Испании и Швеции введен принцип разделения финансирования медицинской помощи и ее предоставления. В США система предварительной оплаты в здравоохранении была направлена на перемещение политики контроля над затратами от сдерживания спроса  к разделению издержек между покупателем и поставщиком медицинских услуг на стороне предложения[10;c.50].

Любая система финансирования здравоохранения выполняет ряд определенных функций. Ими являются:  формирование средств, их объединение, покупка и финансовое обеспечения предоставления услуг. Анализ каждой из них позволяет конструктивно обсуждать, какая система финансирования здравоохранения строится в России. С точки зрения формирования денежных средств для здравоохранения, за последние 20 лет очевидно движение в сторону государственно-частной системы.

В РФ доминирующим источником сейчас является Фонд обязательного медицинского страхования (ФОМС). Но с 2011 г. началась его реорганизация на основе Федерального Закона № 83 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» от 8 мая 2010 г. Предполагается изменение правового положения бюджетных учреждений.

Известно, что планируется получить средства на модернизацию здравоохранения в 2012 году за счет увеличения страхового взноса с 3,1% до 5,1% за работающее население в ФОМС. При этом за неработающее население платежи в систему обязательного медицинского страхования будут по-прежнему начисляться из бюджета региона[11;c.24].

Новацией нового бюджетного периода является переход российского здравоохранения к 2013 году с бюджетно-страхового на одноканальное финансирование, полностью основанное на тарифах обязательного медицинского страхования (ОМС). Переход на одноканальное финансирование приведет к росту доходов лечебных учреждений и зарплат медицинского персонала. Кроме того, в рамках программы модернизации здравоохранения в России будут разработаны новые, единые для всех территорий стандарты лечения и тарифы на них, которые будут выше существующих. Это позволит гражданам получать качественную медпомощь вне зависимости от места проживания.

Из выше сказанного можно сделать вывод о том, что  основными путями совершенствования системы финансирования здравоохранения России являются следующие реформы[12;c.59]:

1)  переход от оплаты по посещениям к оплате по законченному принципу, то есть  путём одноканального финансирования, это  обеспечит улучшение качества медицинской помощи и повышения оплаты труда работников;
         2) улучшение и стремление к выравниванию финансирования здравоохранения в регионах, поскольку регионы-доноры получат меньше средств, чем перечислили в ФОМС, а в дотационных регионах из-за недостатка средств уменьшится количество и качество медицинской помощи. Тем самым, происходит диссонанс денежных средств по регионам ОМС.

         3) усиление контроля над частной системой ОМС, а именно над качеством обслуживания, над уплатой налогов и над соблюдением закона.

3. Проблемы и перспективы модернизации системы финансирования здравоохранения РФ

Постоянный выбор между различными вариантами управленческих решений по распределению ресурсов, а также появление приоритетов в сфере здравоохранения начинает приобретать всё большую важность. Это связано с ростом разрыва между имеющимися ресурсами и потребностями населения.  Ресурсы здравоохранения в любой стране являются ограниченными и не способны в полной мере удовлетворить растущий спрос населения в медицинских услугах, что заставляет сделать выбор или даже  отдать предпочтение наиболее важным и насущным, первоочередным стратегиям и методам поиска наиболее приемлемых вариантов решений.

Способность государства обеспечить всеобщее и полное медицинское обслуживание ставится под сомнение, поэтому возникает вопрос, какие базовые услуги необходимо финансировать за счет бюджета, обязательного медицинского страхования, а какие услуги можно исключить из государственного финансирования и передать в сектор коммерческого страхования или для прямой оплаты потребителями.

Здравоохранение России представляет собой динамично развивающуюся отрасль, для которой характерен разрыв между выделяемыми ресурсами и растущими потребностями населения. Это приводит к повышению цен  медицинских услуг, а, следовательно, к повышению расходов на здравоохранение. В  качестве одной из перспективных целей развития, а также рационального финансирования регионального здравоохранения принят переход от многокального  к одноканальное финансирование.  При этой системе основная часть финансовых средств, которая поступает в учреждения здравоохранения, будет идти из фондов обязательного медицинского страхования. А так же:

         - финансирование учреждения по смете заменяется финансированием за непосредственные результаты деятельности (за объемы оказанных услуг);

         - появляется возможность размещения государственного (муниципального) заказа в любых учреждениях здравоохранения (муниципальных и государственных) для решения проблем межрайонных центров или медицинских округов, независимо от территориального расположения учреждений;

         - руководителю дается большая свобода в расходовании средств (отсутствие казначейского исполнения), но одновременно появляется большая ответственность;

- контроль качества со стороны страховых организаций приобретает действенные формы, так как контролируются все аспекты, влияющие на качество[13;c.46];

         Ещё одной из главных проблем мы должны выделить проблему обеспечения ФОМС денежными средствами и их рациональным пользованием.  На оказание медицинской помощи направляются средства, поступающие на расчетный счет медицинского учреждения по безналичному расчету из бюджета, Фонда обязательного медицинского страхования, страховой медицинской организации, а также наличных средств, поступающих в кассу учреждения от пациентов за так называемые платные услуги. То есть, все денежные средства вытекают из налогов и материальных взносов, а значит, источник финансирования один. Администрации же различного уровня, выделяющие средства из бюджета, и страховщики, оплачивающие счета медицинских учреждений, получив у населения деньги, выполняют функции покупателей медицинских услуг – по сути, посредников, которым граждане поручили распорядиться переданными средствами, чтобы затем удовлетворить свои потребности в медицинской  помощи.
         Таким образом, на первый план выходит вопрос не о том, где взять финансовые ресурсы, а о том, в каком объеме и каким образом можно их получить. С учетом закона воспроизводства объем финансирования системы здравоохранения должен обеспечить как минимум возмещение всех общественно необходимых затрат, связанных с оказанием медицинской помощи населению. В последнее время нам все чаще говорят о бюджетировании, ориентированном на результат, под которым понимаются не только те или иные объемы медицинской помощи, оказанной согласно Программе государственных гарантий оказания гражданам бесплатной  медицинской помощи, но и состояние здоровья населения.

        Не вызывает сомнения тот факт, что ресурсное обеспечение и финансирование здравоохранения сегодня не удовлетворяют потребностей отрасли, а это приводит к снижению качества медицинской помощи, сокращению ее гарантированных объемов, увеличению числа платных медицинских услуг за счет уменьшения бесплатных и в конечном итоге влияет на показатели состояния здоровья населения.
Следует сказать и о недостатках в распределении имеющихся средств. В основу реформирования экономической модели отечественного здравоохранения был заложен переход от преимущественно централизованной одноканальной системы финансирования к децентрализованной многоканальной. В результате значительно возросшее количество финансовых потоков привело к естественному уменьшению средств, доходящих до лечебно-профилактических учреждений, что объясняется затратами на содержание субъектов систем здравоохранения и медицинского страхования, потерями при многократном прохождении финансов через банковские структуры, а иногда и их нецелевым использованием[14;
c.15].

         Следовательно, нужно не только увеличить объем ассигнований на здравоохранение, но и сократить количество финансовых потоков в этой системе.

         Существует точка зрения, согласно которой, наряду с бюджетным финансированием и системой ОМС, необходимо непосредственное долевое участие пациента в оплате медицинской помощи: это приведет к сочетанию принципов общественной солидарности и личной ответственности населения за сохранение своего здоровья. Здесь предлагаются два варианта: медицинские накопительные счета или платежи населения. В первом случае речь идет об именных банковских счетах, средства с которых могут использоваться для оплаты медицинской помощи, во втором – о непосредственной оплате определенной доли от стоимости лечения при обращении в лечебно-профилактическое учреждение. Однако вопрос об участии пациентов в оплате медицинской помощи требует не только определения размера такой доплаты и ее способа, но и соответствующего правового обеспечения, включая введение льгот для социально незащищенных категорий населения[14;c.27].

         Достаточное время эффективность медицинского обслуживания в России была очень низкой. Чтобы исправить ситуацию, правительство в 2011 году разработало Концепцию развития системы здравоохранения в Российской Федерации до 2020 года. Реформы, проводимые в рамках Концепции, уже дают первые результаты — в структуре отрасли происходят существенные изменения. Изменения будут настолько масштабными, что организации, которые не готовы к ним, рискуют не только упустить новые возможности, но и отказаться от существенной части сегодняшних стратегических планов.

         Концепция развития системы здравоохранения в Российской Федерации до 2020 г., разработанная Министерством здравоохранения и социального развития, предполагает существенный рост расходов на здравоохранение в России. При реализации базового сценария к 2015г. объем ежегодных расходов на здравоохранение практически удвоится. Не менее важно, что Концепция принципиальным образом изменит структуру российской системы здравоохранения, схемы ее финансирования и механизмы управления эффективностью. В условиях этих изменений особое значение приобретут четыре вида инноваций, которые обеспечат конкурентоспособность медицинских организаций.

         Во-первых, это переход на единый канал финансирования через Федеральный фонд ОМС;

         Во-вторых, уточнение стандартов медицинской помощи и связанные с ним меры по повышению экономической эффективности;

         В-третьих, расширение финансирования ограниченного количества лечебных учреждений и свобода выбора медицинских учреждений для пациентов;

         В-четвертых, усиление региональной автономии в принятии решений по вопросам здравоохранения и усложнение доступа к рынку для новых игроков.

         Комплекс преобразований окажет значительное влияние на методы работы фармацевтических компаний, производителей медицинского оборудования и лечебных учреждений, а также определит, смогут ли они реализовать экономический потенциал, заключенный в системе[15;c.264].  

        При выполнении всех условий, в сфере здравоохранения ожидаются быстрый рост и масштабные преобразования, обусловленные большим объемом неудовлетворенного спроса, вниманием со стороны федеральных органов власти и наличием структурированной программы реформ, обозначенной в Концепции развития системы здравоохранения в Российской Федерации до 2020г. Произойдут серьезные изменения в следующих областях: финансирование, стандарты медицинской помощи, свобода выбора медицинского учреждения для пациентов и принятие решений.

         Однако, чтобы занять ведущие позиции на рынке с высокими темпами роста, компаниям и производителям медицинского оборудования придется провести всесторонний анализ стратегии работы в России, а возможно, и пересмотреть ее. Компаниям необходимо привести стратегию своей работы в соответствие с Концепцией, а также обеспечить полное понимание приоритетов ФФОМС и того, как создание национальной финансирующей организации повлияет на доступ к рынку.  Участники рынка, которые уделят недостаточно внимания любому из этих аспектов, рискуют остаться в стороне от  динамичных преобразований системы здравоохранения в России[16;c.264].         В условиях интенсивно растущего рынка и быстро меняющейся ситуации перед фармацевтическими компаниями и производителями медицинского оборудования встает новая сложная задача: им предстоит адаптироваться к новым условиям и изменить стратегию соответствующим образом — или же упустить огромные возможности.

Заключение

         Основной задачей медицинского страхования является создание саморегулирующейся, жизнеспособной и эффективной системы социальной защиты населения страны. Ведь здоровье населения непосредственно  влияет на их трудоспособность, а за ней уже и положение экономики страны.   Особенную роль при этом должны играть меры по реализации и совершенствованию финансового механизма медицинского страхования.  

        Медицинское страхование должно стать основным источником финансирования системы здравоохранения. При переходе отрасли к бюджетированию, ориентированному на результат и введению одноканального финансирования через институты ОМС, будут совершенствоваться способы оплаты медицинской помощи, а, следовательно, будут совершенствоваться модели финансирования медицинских организаций. В целом, в настоящее время система ОМС играет значительную роль в финансировании здравоохранения, но данная система, можно сказать,  функционирует со средней эффективностью в различных субъектах РФ. В ближайшей перспективе планируется реформировать систему финансирования в сторону сосредоточения функции финансирования здравоохранения в полном объеме за счет средств ОМС.

         Из проведённого нами анализа, можно выявить, что существуют немаленькие проблемы в системе ФОМС, но уже сейчас ведётся разработка по их устранению и регулированию. Усиленный контроль над эффективным обеспечением бюджета ОМС, а так же введение новых, более устойчивых реформ источников финансирования помогут в урегулировании расходов и доходов бюджета.    

         В целом же необходимы научное обоснование объемов ресурсного обеспечения и прежде всего финансирования оказания медицинской помощи исходя из потребностей в ней всего населения, предоставление равных прав различным группам граждан, не допуская дальнейшего социального расслоения и какой-либо дискриминации в зависимости от занятости, возраста, характера заболевания, места жительства или работы и т.д., научный подход к экономике здоровья и повышение эффективности использования имеющихся ресурсов.

         Нужен переход от «реформирования» к планомерному развитию всей системы медицинской помощи в стране с выделением приоритетных направлений. Среди приоритетов: охрана материнства и детства, снижение смертности трудоспособного населения, борьба с социально обусловленными заболеваниями.

        Чтобы обеспечить оптимальный уровень финансирования здравоохранения нужно сочетать различные источники оплаты оказываемой медицинской помощи, в том числе развивать систему ОМС и использовать средства, получаемые от предпринимательской деятельности.

         Наконец нужно наращивать выпуск отечественных медицинских препаратов и изделий. Тем самым сокращая расход на покупку импорта. Сегодня из примерно 40 млрд. руб. общего объёма рынка медицинских изделий в нашей стране лишь треть – российская продукция.

Список используемых источников

1. Теоретические и финансово-организационные основы медицинского страхования/ В.Г.Климин - Е.Г.Князева./ Известия/  2009г. №1

2. Экономика здравоохранения: Учебное пособие / Под ред. И.М. Шеймана / 2008 г.

3. Экономика социальной сферы: Учебное пособие / С.В. Шишкин / 2009г.

4. Постановление Правительства РФ «О Программе государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2009 год» от 05.12.2008

5. Проблемы развития государственного страхования в условиях переходной экономики/ Соловьев А.К.  /Вестник ПФР – 2012г.

6. Федеральный закон №1499-1 «О медицинском страховании граждан Российской Федерации» от 28.06.1991.

7. Экономика общественного сектора. Основы теории государственных финансов: Учебник / Л.И. Якобсон /Наука/ 2009г.

8.Российский статистический ежегодник / 2007г. Стат.сб. – М.Росстат/2008г.  

9. Российский статистический ежегодник /2012г. Стат.сб. – М.: Росстат/2012г.

10.Стратегия развития здравоохранения в РФ /Ю.М.Комаров/ Здравоохранение /2010г. №2

11. Бюджетное послание Президента РФ Федеральному собранию РФ «О бюджетной политике в 2011г.» /Финансы/ 2010г. №6.

12. Что ждать от российского страхования?/ Е.А. Павлова / Экономика/ 2010г. №14

13. Средства поддержки федерального ОМС. А.А. Михайленко / Экономика 2011г. №6

14. Новые горизонты Российской медицины Н.Юргель/Бюджет 2010 №1

Бюджетная система Российской Федерации: Учебник / Под ред.

В.М. Романовского, О.В. Врублевской. − 4-е изд.

15. Бюджетная система РФ/ учебник/ под ред. В.М.Романовского, О.В.Врублевской /2010г.

16. Бюджетная система РФ /Учебник / П.И. Вахрин/ 2011г.

                                                                                                                                                       40

                                                                                                                                                                 


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

37323. ФИЛОСОФИЯ ОНТОЛОГИЯ И ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ 284 KB
  Одна из задач философии – научить человека самостоятельно и творчески мыслить. Учебный курс философии предполагает как теоретический так и практический уровни. На практическом уровне студент должен научиться: использовать полученные теоретические знания для определения закономерностей развития и социальной значимости явлений и процессов действительного мира; анализировать имеющиеся точки зрения на вопрос; аргументировать собственную позицию; оценить личный вклад философа учёного деятеля культуры в развитие науки и культуры; использовать...
37324. ПРОЕКТИРОВАНИЕ АВТОМАТИЗИРОВАННЫХ СИСТЕМ 235.5 KB
  Заказная спецификация на приборы и средства автоматизации электроаппаратуру Приложение 7. Чертеж функциональной схемы автоматизации Приложение 10. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КУРСОВОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ Выполнение курсового проекта по дисциплине “Проектирование автоматизированных систем†является подготовкой студентов к самостоятельной разработке проектов автоматизации в пищевой и химической промышленности. В процессе выполнения проекта студент должен показать глубину освоения теоретических и практических...
37325. Создать трехмерную модель сварного соединения и провести анализ ее напряженно-деформированного состояния под воздействием внешней статической нагрузки 471.5 KB
  Исходные данные Рисунок 1 – Изображение узла Сварное нахлесточное соединение. Рисунок 2 – Указание пути к файлу Рисунок 3 – Задание необходимых параметров вставки 3 Разбиение на конечные элементы Выберем пункт меню Mesh= Geometry= Solids Сетка= Геометрия= Тело. Рисунок 4 – Разбиение на конечные элементы На запрос о задании материала введем характеристики для Ст. Рисунок 5 – Задание характеристик для материала Далее появится панель utomesh Solids Авторазбиение твердых тел – рис.
37326. Учет резервов и кассовых операций предприятий 141.43 KB
  В повседневной деятельности организаций может возникать необходимость создания резерва для покрытия предстоящих расходов и платежей. Он создается за счет внутренних ресурсов путем включения в затраты производства или в расходы на продажу в отчетном году.
37327. Якорно-швартовное устройство 4.35 MB
  Якорные цепи от якоря через бортовой клюз, стопор и кулачковый барабан якорной лебёдки проходят в палубный клюз и цепной ящик, где укладывается излишек цепи. Общую длину и калибр якорной цепи определяют также по характеристике якорного снабжения Nc
37328. Технологический процесс изготовления детали “Форсунка” 133.5 KB
  Применяемый на ОАО «КАДВИ» технологический процесс изготовления детали «Форсунка» является вполне современным. Весь технологический процесс механической обработки разработан исходя из получения заготовки методом литья, что определяет выбор технологических баз как для первой...
37329. Таможенная служба Российской Федерации 90 KB
  Большинство законодательных и нормативных актов регулирующих таможенное дело были унифицированы на практике применяются основы таможенных законодательств государств участников СНГ. Созданы представительства таможенной службы России при таможенных службах Белоруссии и Казахстана и Киргизской республикой. Отменены таможенные ограничения во взаимной торговле нет больше необходимости содержать таможенную инфраструктуру ненужными стали почти девять тысяч километров внутренних границ 16 таможен 50 таможенных постов 64 автомобильных и 28...
37331. Аналитическое и табличное представление булевой функции 315.5 KB
  Аналитическое и табличное представление булевой функции. Представление функции в ДНСФ. Минимизация функции по формулам склеивания. Минимизация функции методом Карно.