9045

Стадиальная и цивилизационная парадигмы общественного развития в философии

Эссе

Логика и философия

Стадиальная и цивилизационная парадигмы общественного развития в философии. Общественную жизнь нельзя представить как нечто застывшее, неизменное, раз и навсегда данное. Общество постоянно находится в изменении, развитии. Это развитие многолико и сл...

Русский

2013-02-21

15.01 KB

3 чел.

Стадиальная и цивилизационная парадигмы общественного развития в философии.

Общественную жизнь нельзя представить как нечто застывшее, неизменное, раз и навсегда данное. Общество постоянно находится в изменении, развитии. Это развитие многолико и сложно для интерпретации, поэтому на него существуют различные взгляды. Наиболее влиятельными  являются формационно-стадиальная (униформистская) и культурно-релятивистская (плюралистическая, цивилизационная) концепции.

Согласно униформистской концепции, разработанной К. Марксом, развитие общества – исторический процесс смены общественно-экономических формаций. Всемирная история – неуклонное движений от низших форм общежития людей к более высшим. Высшим этапом развития общества является коммунизм, после наступления которого начнется подлинная история человечества. Под формацией подразумевается общество в единстве всех его сторон и отношений на конкретно-исторической ступени своего развития. Основным признаком, отличающим одну формацию от другой, является форма собственности на средства производства. Выделяют формации первобытно-общинную (примитивные орудия труда, общественная собственность), античную, феодальную, буржуазную, коммунистическую.Формация подразумевает под собой базис (совокупность производственных отношений: отношения к средствам производства, обмену, распределению и потреблению) и надстройку (формы общественного сознания – религия, нравственность, искусство, философия - и идеологические отношения).Другой вариант униформизма предлагают Ростоу, Тоффлер, Дэниэл Белл. Разделяя формации по орудиям труда, они выделяют ступени аграрную, индустриальную и постиндустриальную. По этой концепции, все народы проходят одни и те же повторяющиеся стадии развития. Согласно критикам униформизма, эта концепция не учитывает многоликость мира, различия стран и народов, а также называет коммунизм как последнюю ступень недостижимой утопией. Критикуется и жесткая линейность развития, а также идеологизированность.

Цивилизационная концепция не выделяет общечеловеческую культуру и цивилизацию. Вся история человечества – история отдельных народов, а следовательно, история сменяющих друг друга культурно-исторических типов общественной жизнедеятельности людей. Тойнби предлагает теорию круговорота локальных цивилизаций в истории человечества. Цивилизация – определенная умопостигаемая единица, все части (некоторые страны) которой соответствуют друг другу и влияют друг на друга. При этом государства могут исчезать, но цивилизация сохранится. Тойнби выделял несколько десятков цивилизаций, среди которых расцветшие (Египет) застывшие (Спарта), неразвившиеся (средневековые города-государства). Движущей силой развития государства Тойнби считал творческую элиту. Именно творческое меньшинство, удачно реагируя на вызовы истории, увлекает за собой инертное большинство. Оригинальность этих ответов определяет своеобразие цивилизации. История представляет собой конгломерат цивилизаций.

Шпенгер выделял другие цивилизации: античную, западную, арабский мир, Египет, Вавилон, Индию, Китай и Майя.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

74250. ПРЕДСТЕРИЛИЗАЦИОННАЯ ОБРАБОТКА 258.5 KB
  Самостоятельная работа лабораторного занятия предусматривает знакомство студентов с инструкциями (методическими рекомендациями) по применению моюще-дезинфицирующих средств, нормативными документами, а также отработку техники манипуляций и решение ситуационных задач.
74251. СТЕРИЛИЗАЦИЯ. ПРИНЦИПЫ РАБОТЫ ЦСО 197 KB
  На данном занятии изучаются методы стерилизации, которые являются важнейшим аспектом программы профилактики ИСМП в медицинских организациях. Студенты должны четко осознавать важность стерилизационных мероприятий и овладеть знаниями и навыками, необходимыми для их осуществления.
74252. Личная гигиена тяжелобольного пациента. Утренний туалет 98.78 KB
  Личная гигиена тяжелобольного пациента. Отрабатывают навыки по уходу за волосами стрижку ногтей на руках ногах умывание пациента уход за слизистыми очищение наружного слухового прохода. Обучение пациента и его семьи элементам ухода. ОСНАЩЕНИЕ: тестовые задания 2 уровень задание для деловой игры таблица Личная гигиена пациента.
74253. УЧАСТИЕ МЕДСЕСТРЫ В ЛАБОРАТОРНЫХ МЕТОДАХ ИССЛЕДОВАНИЯ 169.51 KB
  Входной контроль знаний с эталонами ответов по теме Сбор мочи и взятие мазка из носа зева и носоглотки для лабораторных исследований. Манипуляции с алгоритмом по теме Сбор мочи и взятие мазка из носа зева и носоглотки для лабораторных исследований. Ситуационные задачи проблемного характера сценарий деловой игры элементы деловой игры по теме Сбор мочи и взятие мазка из носа зева и носоглотки для лабораторных исследований. Итоговый контроль тестовые задания письменная работа по теме Сбор мочи и взятие...
74254. УЧАСТИЕ МЕДИЦИНСКОЙ СЕСТРЫ В ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫХ МЕТОДАХ ИССЛЕДОВАНИЯ 100.55 KB
  Значительная роль в диагностике многих заболеваний принадлежит инструментальным методам исследования. Достоверность и точность инструментальных методов исследования зависят от того насколько правильно и тщательно медицинская сестра подготовила пациента к его проведению. ЦЕЛИ: Учебная: доказать важность и необходимость...
74256. ДЕЗИНФЕКЦИЯ. ПОДГОТОВКА И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДЕЗИНФИЦИРУЮЩИХ РАСТВОРОВ 73.46 KB
  В качестве самостоятельной работы рекомендуется составить тематический кроссворд; подготовить реферативное сообщение по темам Дезинфекция: зачем она нужна Виды дезинфекции Методы дезинфекции Химическая дезинфекция. Оснащение Демонстрационный материал: таблицы Виды дезинфекции; Методы дезинфекции; журнал генеральных уборок; журнал учета работы бактерицидных облучателей...
74257. МЕДИКАМЕНТОЗНОЕ ЛЕЧЕНИЕ В СЕСТИНСКОЙ ПРАКТИКЕ: ВЫПИСКА, ХРАНЕНИЕ И ПРИМЕНЕНИЕ ЛЕКАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВ 136.79 KB
  Студенты должны осознать важность усвоения теоретического материала и практической подготовки на занятии для дальнейшей работы с пациентами в стационаре. Оформлением журналов учета лекарственных средств; ознакомить с обучением пациента приему лекарств. Проявлять выдержку сдержанность пользоваться авторитетом у пациента.