9045

Стадиальная и цивилизационная парадигмы общественного развития в философии

Эссе

Логика и философия

Стадиальная и цивилизационная парадигмы общественного развития в философии. Общественную жизнь нельзя представить как нечто застывшее, неизменное, раз и навсегда данное. Общество постоянно находится в изменении, развитии. Это развитие многолико и сл...

Русский

2013-02-21

15.01 KB

3 чел.

Стадиальная и цивилизационная парадигмы общественного развития в философии.

Общественную жизнь нельзя представить как нечто застывшее, неизменное, раз и навсегда данное. Общество постоянно находится в изменении, развитии. Это развитие многолико и сложно для интерпретации, поэтому на него существуют различные взгляды. Наиболее влиятельными  являются формационно-стадиальная (униформистская) и культурно-релятивистская (плюралистическая, цивилизационная) концепции.

Согласно униформистской концепции, разработанной К. Марксом, развитие общества – исторический процесс смены общественно-экономических формаций. Всемирная история – неуклонное движений от низших форм общежития людей к более высшим. Высшим этапом развития общества является коммунизм, после наступления которого начнется подлинная история человечества. Под формацией подразумевается общество в единстве всех его сторон и отношений на конкретно-исторической ступени своего развития. Основным признаком, отличающим одну формацию от другой, является форма собственности на средства производства. Выделяют формации первобытно-общинную (примитивные орудия труда, общественная собственность), античную, феодальную, буржуазную, коммунистическую.Формация подразумевает под собой базис (совокупность производственных отношений: отношения к средствам производства, обмену, распределению и потреблению) и надстройку (формы общественного сознания – религия, нравственность, искусство, философия - и идеологические отношения).Другой вариант униформизма предлагают Ростоу, Тоффлер, Дэниэл Белл. Разделяя формации по орудиям труда, они выделяют ступени аграрную, индустриальную и постиндустриальную. По этой концепции, все народы проходят одни и те же повторяющиеся стадии развития. Согласно критикам униформизма, эта концепция не учитывает многоликость мира, различия стран и народов, а также называет коммунизм как последнюю ступень недостижимой утопией. Критикуется и жесткая линейность развития, а также идеологизированность.

Цивилизационная концепция не выделяет общечеловеческую культуру и цивилизацию. Вся история человечества – история отдельных народов, а следовательно, история сменяющих друг друга культурно-исторических типов общественной жизнедеятельности людей. Тойнби предлагает теорию круговорота локальных цивилизаций в истории человечества. Цивилизация – определенная умопостигаемая единица, все части (некоторые страны) которой соответствуют друг другу и влияют друг на друга. При этом государства могут исчезать, но цивилизация сохранится. Тойнби выделял несколько десятков цивилизаций, среди которых расцветшие (Египет) застывшие (Спарта), неразвившиеся (средневековые города-государства). Движущей силой развития государства Тойнби считал творческую элиту. Именно творческое меньшинство, удачно реагируя на вызовы истории, увлекает за собой инертное большинство. Оригинальность этих ответов определяет своеобразие цивилизации. История представляет собой конгломерат цивилизаций.

Шпенгер выделял другие цивилизации: античную, западную, арабский мир, Египет, Вавилон, Индию, Китай и Майя.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

26760. Управленческая процедура и ее виды 26.5 KB
  Под процедурой понимается набор действий операций с помощью кот. Управленческая процедура документально зафиксированная последовательность выполнения элементов управленческого процесса определяющая состав очередность содержание составляющих его операций. Понятие процедура отражает порядок подготовки рассмотрения обсуждения выполнения ряда последовательных и параллельных операций в процессе управления предписание о порядке выполнения какойлибо работы в аппарате управления. Понятие технология управления тесно связано с процессом...
26761. Понятие и классификация основных (конституционных) прав человека 96 KB
  Основной закон государства - Конституция, в первой своей главе «Основы конституционного строя» декларирует положение о том, что «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства
26762. Система государственной службы 28.5 KB
  Государственная служба Российской Федерации далее государственная служба профессиональная служебная деятельность граждан Российской Федерации далее граждане по обеспечению исполнения полномочий: Российской Федерации; федеральных органов государственной власти иных федеральных государственных органов далее федеральные государственные органы; субъектов Российской Федерации; органов государственной власти субъектов Российской Федерации иных государственных органов субъектов Российской Федерации далее государственные органы...
26763. Глубокие трансформационные процессы, переход России на путь демократического развития 34.5 KB
  Решение этих задач было невозможно без формирования гражданского общества призванного формировать социальнополитическую активность личности и уравновесить государственное влияние различными формами самоорганизации и самоуправления. Эта идея органично вписывалась в процессы становления глобального информационного общества поскольку в значительной степени базировалась на ключевых особенностях информационной цивилизации. Абсолютно недостаточным следует признать и информационное взаимодействие власти и общества. Они могли бы стать одним из...
26765. Гражданское общество 38 KB
  Вновь подтверждена онтологическая закономерность гражданского общества обозначенная еще древними греками. Воля каждого гражданина должна быть подчинена безоговорочно воле общей воле всего гражданского общества которую в свою очередь выражает государство и государь. Таким образом можно говорить о взаимодействии государства гражданского общества и граждан. Иначе о каком устойчивом развитии сообщества можно вести речь Автор первого специального исследования Опыт истории гражданского общества Адам Фергюсон в 1767 году писал: Внутренний...
26766. Философия права и гражданское общество 37 KB
  Они переводят теоретические дискуссии о сущности гражданского общества в разговор о существующей социальной реальности в которой нельзя не заметить что реальное содержание понятий государство и общество не совпадают. Некоторые исследователи считают что он не просто разграничил понятия а противопоставил государство и гражданское общество друг другу. В своей работе Философия права он рассматривал гражданское общество как особый этап всемирной истории. А под этой историей он понимал развитие абсолютного нравственного духа...
26767. Гражданское общество в начале ХХ века 29.5 KB
  Изменения в мире которые происходят под влиянием индустриальной модернизации оказывают влияния и на развитие идеи гражданского общества. Социологический анализ общества представлен концепцией формальной рациональности М.Тенниса и формальной теорией общества Г. Их следует рассматривать в литературе этой проблематики поскольку они дают весьма определенные характеристики современных им общественных устройств и позволяют делать выводы о новых проблемах формирования гражданского общества.