9045

Стадиальная и цивилизационная парадигмы общественного развития в философии

Эссе

Логика и философия

Стадиальная и цивилизационная парадигмы общественного развития в философии. Общественную жизнь нельзя представить как нечто застывшее, неизменное, раз и навсегда данное. Общество постоянно находится в изменении, развитии. Это развитие многолико и сл...

Русский

2013-02-21

15.01 KB

3 чел.

Стадиальная и цивилизационная парадигмы общественного развития в философии.

Общественную жизнь нельзя представить как нечто застывшее, неизменное, раз и навсегда данное. Общество постоянно находится в изменении, развитии. Это развитие многолико и сложно для интерпретации, поэтому на него существуют различные взгляды. Наиболее влиятельными  являются формационно-стадиальная (униформистская) и культурно-релятивистская (плюралистическая, цивилизационная) концепции.

Согласно униформистской концепции, разработанной К. Марксом, развитие общества – исторический процесс смены общественно-экономических формаций. Всемирная история – неуклонное движений от низших форм общежития людей к более высшим. Высшим этапом развития общества является коммунизм, после наступления которого начнется подлинная история человечества. Под формацией подразумевается общество в единстве всех его сторон и отношений на конкретно-исторической ступени своего развития. Основным признаком, отличающим одну формацию от другой, является форма собственности на средства производства. Выделяют формации первобытно-общинную (примитивные орудия труда, общественная собственность), античную, феодальную, буржуазную, коммунистическую.Формация подразумевает под собой базис (совокупность производственных отношений: отношения к средствам производства, обмену, распределению и потреблению) и надстройку (формы общественного сознания – религия, нравственность, искусство, философия - и идеологические отношения).Другой вариант униформизма предлагают Ростоу, Тоффлер, Дэниэл Белл. Разделяя формации по орудиям труда, они выделяют ступени аграрную, индустриальную и постиндустриальную. По этой концепции, все народы проходят одни и те же повторяющиеся стадии развития. Согласно критикам униформизма, эта концепция не учитывает многоликость мира, различия стран и народов, а также называет коммунизм как последнюю ступень недостижимой утопией. Критикуется и жесткая линейность развития, а также идеологизированность.

Цивилизационная концепция не выделяет общечеловеческую культуру и цивилизацию. Вся история человечества – история отдельных народов, а следовательно, история сменяющих друг друга культурно-исторических типов общественной жизнедеятельности людей. Тойнби предлагает теорию круговорота локальных цивилизаций в истории человечества. Цивилизация – определенная умопостигаемая единица, все части (некоторые страны) которой соответствуют друг другу и влияют друг на друга. При этом государства могут исчезать, но цивилизация сохранится. Тойнби выделял несколько десятков цивилизаций, среди которых расцветшие (Египет) застывшие (Спарта), неразвившиеся (средневековые города-государства). Движущей силой развития государства Тойнби считал творческую элиту. Именно творческое меньшинство, удачно реагируя на вызовы истории, увлекает за собой инертное большинство. Оригинальность этих ответов определяет своеобразие цивилизации. История представляет собой конгломерат цивилизаций.

Шпенгер выделял другие цивилизации: античную, западную, арабский мир, Египет, Вавилон, Индию, Китай и Майя.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

670. Организация как открытая система 122.5 KB
  Формирование моделей открытой и закрытой системы в рамках общей теории систем. Специфика организации как целевой социальной системы. Проблема стабильности входа и входа. Зависимость внутренней среды и внутренних процессов организации от состояния внешней среды. Эквифинальность.
671. Характер источников информации (структура информационной среды) 77 KB
  Процесс освоения журналистом документа состоит из трёх этапов: извлечение данных, их интерпретация и фиксация. Журналистская информация документальна. В её основе лежит реальный подлинный факт, найденный и оформленный по-своему журналистом.
672. Законы познания (законы восприятия и переработки информации) и законы общения 79 KB
  Методы познания действительности. Конкретные социологические исследования. Предметно-вещественная среда, на фоне которой разворачиваются события. Биографический метод лежит в основе такого жанра, как очерк.
673. Формирование сексуальной ориентации мальчика-подростка в условиях социальной депривации 142.55 KB
  Какое влияние подобный образ жизни (сожительство со взрослым мужчиной) влияет на физическое развитие подростка. Как подобное сожительство влияет на психологическое состояние подростка. Как сексуальные отношения мальчика- подростка со взрослым мужчиной влияют на его половую идентификацию.
675. Формирование мероприятий организационного развития 371.5 KB
  Комплексный анализ среды предпринимательской деятельности. Сравнение типовых организационных структур и формирование организационной структуры общего и функционального управления организацией. Оценка эффективности проекта организационной структуры. Определение квалификации и численности работников.
677. Проектирование цифрового бих-фильтра методом билинейного преобразования в пакете программ Matlab 62.5 KB
  Особенности синтеза БИХ-фильтров методом билинейного преобразования в пакете программ MATLAB. Синтез цифрового фильтра методом билинейного преобразования. Исследование характеристик синтезированного цифрового фильтра.
678. Акции. Доходность акций 120 KB
  Оценка акции с точки зрения их доходности. Вид акции (простая или привилегированная) и ее номинальная стоимость. Размер уставного фонда акционерного общества на день выпуска акций и также количество выпускаемых акций, срок выплаты дивидендов. Распределение акций по степеням риска.