9046

Идея общественного прогресса и его критериев

Доклад

Логика и философия

Идея общественного прогресса и его критериев. При осмыслении процесса развития общества неизменно возникает вопрос и о том, какова его направленность, то есть регрессивно или прогрессивно его движение. В философии по этому поводу создавались и разви...

Русский

2013-02-21

15.49 KB

7 чел.

Идея общественного прогресса и его критериев.

При осмыслении процесса развития общества неизменно возникает вопрос и о том, какова его направленность, то есть регрессивно или прогрессивно его движение. В философии по этому поводу создавались и развивались различные идеи. Кто-то признавал общественный прогресс (Гегель, Маркс), кто-то утверждал, что общество регрессирует (Руссо).

Для выяснения направленности истории следует дать ответы на следующие вопросы:

  1.  кто (что) прогрессирует или регрессирует?
  2.  Какова мера прогрессивности или регрессивности (критерии)?
  3.  Как (каким путем) прогрессирует или регрессирует история?

Прогресс – восходящее развитие, связанное с совершенствованием содержания и форм организации общественной жизнедеятельности людей. Регресс же – движение вспять.

Прогресс чаще всего осмысливается как поступательное движение к определенной значимой цели, которая выдвигается людьми на основе существующего положения вещей. О прогрессе следует говорить, если имеют место направленное движение к реализации цели, накопление инноваций, осуществление преемственности, сохраняется устойчивость и необратимость в развитии общества или его отдельных сфер. Если имеет место возврат к изжившим себя формам и структурам, наличествует застой и даже происходит свертывание или вырождение каких-то значимых функций, можно констатировать регресс.

Процесс развития общества многокомпонентен и противоречив. Это значит, что прогресс может проявляться в отдельных сферах общественной жизни в сочетании с отставанием и даже регрессом в других. Это нетрудно определить для конкретного исторического отрезка в соответствии с поставленной обществом целью. Так определяется суммативный критерий прогресса – арифметическая сумма прогрессов в различных сферах общественной жизни. Однако им нельзя определить прогресс общества в целом. Для этого требуется какой-то единый критерий, выражающий неразрывную связь в развитии всех сфер. Такой критерий прогресса называется интегральным. В качестве такого критерия выдвигались реализация свободы, развитие нравственности, достижение счастья и так далее.

Проблема определения критерия связана также с тем, что общество плюралистично, а поэтому для отражения развития различных народов и стран должны существовать не только единые критерии, но и специфические, учитывающие их особенности.

В настоящее время в качестве важнейшего критерия общественного прогресса выдвигается экологическая комфортность жизни человека.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

59773. Сьогодні здоров’я — завтра успіх! 327 KB
  А вони по своїй натурі руйнівники все далі і далі від природи від питань про духовне та фізичне здоровя. Сухомлинського: хто я в цьому світі і що мені дає світ Як зберегти своє здоровя Чим я можу допомогти людям навколо мене.
59774. Профессионализм и методическое мастерство учителя иностранного языка 70 KB
  Цели: определить цели и содержание анализа урока иностранного языка выявить специфику анализа уроков различных видов и типов критерии оценки урока. Задачи: сформировать основные понятия по теме познакомиться со схемой анализа и оценки урока...
59775. Мамочка моя 46 KB
  Заходит ведущая под звучание фанфар. Ведущая: Здравствуйте дорогие гости Сегодня праздник самый светлый Щебечут птицы по дворам Все гости празднично одеты 8 марта праздник мам Заходят дети парами Ребенок...
59776. Увага. Види та властивості уваги 68.5 KB
  Мета уроку: продовжувати ознайомлювати учнів з найважливішими психічними процесами; визначити природу, види, властивості уваги, її значення в житті людини. Тип уроку: формування нових знань, умінь і навичок.
59777. Узагальнюючий урок з основ економіки для учнів 10-х класів 74 KB
  Тип уроку: урокгра Учні класу обєднуються у 2 команди. Запитання для 1 команди: Речі виготовлені не для власного споживання а для продажу товар. Запитання для 2 команди: Надмірне збільшення грошової маси інфляція. За відомими висловлюваннями команди відгадують імена авторів.
59781. ІНТЕГРОВАНЕ НАВЧАННЯ ДІТЕЙ З ВАДАМИ РОЗВИТКУ 96 KB
  І цю проблему не можна звести до проблеми педагогічної майстерності вчителя. Тому центральне завдання корекційнорозвиваючої діяльності забезпечення кожної дитини індивідуальною траєкторією розвитку з урахуванням його психофізіологічних особливостей здібностей й нахилів...