9046

Идея общественного прогресса и его критериев

Доклад

Логика и философия

Идея общественного прогресса и его критериев. При осмыслении процесса развития общества неизменно возникает вопрос и о том, какова его направленность, то есть регрессивно или прогрессивно его движение. В философии по этому поводу создавались и разви...

Русский

2013-02-21

15.49 KB

7 чел.

Идея общественного прогресса и его критериев.

При осмыслении процесса развития общества неизменно возникает вопрос и о том, какова его направленность, то есть регрессивно или прогрессивно его движение. В философии по этому поводу создавались и развивались различные идеи. Кто-то признавал общественный прогресс (Гегель, Маркс), кто-то утверждал, что общество регрессирует (Руссо).

Для выяснения направленности истории следует дать ответы на следующие вопросы:

  1.  кто (что) прогрессирует или регрессирует?
  2.  Какова мера прогрессивности или регрессивности (критерии)?
  3.  Как (каким путем) прогрессирует или регрессирует история?

Прогресс – восходящее развитие, связанное с совершенствованием содержания и форм организации общественной жизнедеятельности людей. Регресс же – движение вспять.

Прогресс чаще всего осмысливается как поступательное движение к определенной значимой цели, которая выдвигается людьми на основе существующего положения вещей. О прогрессе следует говорить, если имеют место направленное движение к реализации цели, накопление инноваций, осуществление преемственности, сохраняется устойчивость и необратимость в развитии общества или его отдельных сфер. Если имеет место возврат к изжившим себя формам и структурам, наличествует застой и даже происходит свертывание или вырождение каких-то значимых функций, можно констатировать регресс.

Процесс развития общества многокомпонентен и противоречив. Это значит, что прогресс может проявляться в отдельных сферах общественной жизни в сочетании с отставанием и даже регрессом в других. Это нетрудно определить для конкретного исторического отрезка в соответствии с поставленной обществом целью. Так определяется суммативный критерий прогресса – арифметическая сумма прогрессов в различных сферах общественной жизни. Однако им нельзя определить прогресс общества в целом. Для этого требуется какой-то единый критерий, выражающий неразрывную связь в развитии всех сфер. Такой критерий прогресса называется интегральным. В качестве такого критерия выдвигались реализация свободы, развитие нравственности, достижение счастья и так далее.

Проблема определения критерия связана также с тем, что общество плюралистично, а поэтому для отражения развития различных народов и стран должны существовать не только единые критерии, но и специфические, учитывающие их особенности.

В настоящее время в качестве важнейшего критерия общественного прогресса выдвигается экологическая комфортность жизни человека.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

53782. Общий случай вычитания двузначных чисел с переходом через десяток. Решение задач 196 KB
  ОБОРУДОВАНИЕ: предметные рисунки с изображением сливы яблока и груши; сверток бумаги в виде указа; карта математической страны; аудиозапись сказки О рыбаке и рыбке; картинки с изображением Буратино Незнайки и Знайки совы. Буратино Показ предметного рисунка с изображением Буратино Правильно это Буратино а из какой он сказки Приключение Буратино Сейчас мы узнаем почему он плачет. Буратино потянулся Раз нагнулся два нагнулся Руки в стороны развел Видно ключик не нашел. Оказывается Буратино не может открыть тайную дверь.
53783. Чтение примеров на умножение. Название чисел при умножении. Составление таблицы умножения числа 2. Задачи на действие умножения 127.5 KB
  ЦЕЛЬ: упражнять детей в чтении и записывании примеров на умножение; учить заменять действие сложения одинаковых слагаемых действием умножения а действие умножения действием сложения; ознакомить с названиями компонентов при умножении; ознакомить с таблицей умножения числа 2; развивать математическую речь логическое мышление умение анализировать сопоставлять и делать выводы. Сегодня мы с вами продолжаем знакомиться с дествием умножения.
53784. Конспекти уроків з української літератури 117 KB
  Той хто перший виконав завдання намагається здобути більшу кількість балів. Урок гра âПерших 12 балівâ Відбіркове питання: записати залежно від обсягу починаючи з найменшого: новела роман вірш оповідання романепопея. 5 балів:: âКамяний хрестâ В. 6 балів: До інтимної лірики належить така поезія: Хто автор а âЯк я люблю оті години праціâ; б âГімнâ; в âІ всетаки до тебе думка линеâ; г âТричі являлась мені лю ...
53785. Конспекти уроків «Музичне мистецтво» 209 KB
  Заглибимося в далеке минуле і поміркуємо, як виник цей вид мистецтва. Можливо музика народилася від співу пташок або дзюрчання струмка, а може, - від ритмічної праці людини, магічних обрядів, або від слова, мелодійної мови людини? Це було дуже давно, і ми можемо лише припустити, як жила тоді первісна людина. Цікаво, що наштовхнуло її на винахід музичних інструментів?
53786. Обобщение и систематизация знаний и умений по теме Квадратное уравнение и его корни 97 KB
  Учащиеся должны знать: определение квадратного уравнения; формулы дискриминанта корней квадратного уравнения; зависимость между значением дискриминанта и количеством корней квадратного уравнения. Учащиеся должны уметь: распознавать квадратные уравнения среди других уравнений; решать неполные квадратные уравнения по формуле корней квадратного уравнения; находить сумму и произведение корней приведенного квадратного...
53787. Конспекты занятий по математике 1.57 MB
  Из курса геометрии мы знаем что sin А = а соs А = . Затем выводилось основное тригонометрическое равенство: cos2 А sin2 А= = 1 Но есть недостатки этого метода. Если точка М числовой окружности соответствует числу t то абсциссу точки М называют косинусом числа t и обозначают cos t а ординату точки М называют синусом числа t и обозначают sin t слайд 5. Итак если М t = М х; у то х = cos t у= sin t слайд 5.
53788. Конспекты уроков русского языка 7 класс по учебнику Ладыженской Т. А. 2.85 MB
  Цели: систематизировать знания обучающихся о пунктуации повторить теоретический материал о разделах лингвистики закреплять умение выполнять синтаксический разбор предложения составлять схемы предложений; развивать внимание память такие операции мышления как анализ синтез обобщение; воспитывать интерес к предмету. Какие знаки препинания могут стоять в конце предложения Докажите на примерах из текста. С каким знаком препинания в конце предложения мы не встретились Придумайте...
53789. В гостях у Айболита. Посвящение в Айболята 503 KB
  Доктор Айболит: Ребята я получил письмо показывает его и зачитывает. Ребята а вы знаете мы ведь чуть не опоздали к вам вы уж нас простите пожалуйста. Ребята а как вы догадались что я доктор Айболит Дети: У вас белый халат. Доктор Айболит: Молодцы ребята Вы великолепно справились с первым испытанием.
53790. Баскетбол 96 KB
  Совершенствование техники ведения мяча: варианты ведения мяча без сопротивления и с сопротивлением защитника (обычное ведение и ведение со сниженным отскоком).