9046

Идея общественного прогресса и его критериев

Доклад

Логика и философия

Идея общественного прогресса и его критериев. При осмыслении процесса развития общества неизменно возникает вопрос и о том, какова его направленность, то есть регрессивно или прогрессивно его движение. В философии по этому поводу создавались и разви...

Русский

2013-02-21

15.49 KB

7 чел.

Идея общественного прогресса и его критериев.

При осмыслении процесса развития общества неизменно возникает вопрос и о том, какова его направленность, то есть регрессивно или прогрессивно его движение. В философии по этому поводу создавались и развивались различные идеи. Кто-то признавал общественный прогресс (Гегель, Маркс), кто-то утверждал, что общество регрессирует (Руссо).

Для выяснения направленности истории следует дать ответы на следующие вопросы:

  1.  кто (что) прогрессирует или регрессирует?
  2.  Какова мера прогрессивности или регрессивности (критерии)?
  3.  Как (каким путем) прогрессирует или регрессирует история?

Прогресс – восходящее развитие, связанное с совершенствованием содержания и форм организации общественной жизнедеятельности людей. Регресс же – движение вспять.

Прогресс чаще всего осмысливается как поступательное движение к определенной значимой цели, которая выдвигается людьми на основе существующего положения вещей. О прогрессе следует говорить, если имеют место направленное движение к реализации цели, накопление инноваций, осуществление преемственности, сохраняется устойчивость и необратимость в развитии общества или его отдельных сфер. Если имеет место возврат к изжившим себя формам и структурам, наличествует застой и даже происходит свертывание или вырождение каких-то значимых функций, можно констатировать регресс.

Процесс развития общества многокомпонентен и противоречив. Это значит, что прогресс может проявляться в отдельных сферах общественной жизни в сочетании с отставанием и даже регрессом в других. Это нетрудно определить для конкретного исторического отрезка в соответствии с поставленной обществом целью. Так определяется суммативный критерий прогресса – арифметическая сумма прогрессов в различных сферах общественной жизни. Однако им нельзя определить прогресс общества в целом. Для этого требуется какой-то единый критерий, выражающий неразрывную связь в развитии всех сфер. Такой критерий прогресса называется интегральным. В качестве такого критерия выдвигались реализация свободы, развитие нравственности, достижение счастья и так далее.

Проблема определения критерия связана также с тем, что общество плюралистично, а поэтому для отражения развития различных народов и стран должны существовать не только единые критерии, но и специфические, учитывающие их особенности.

В настоящее время в качестве важнейшего критерия общественного прогресса выдвигается экологическая комфортность жизни человека.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

55860. Santa’s Little Helper 287 KB
  There are lots of presents in Santa’s sleigh for children around the world. Now they are off! Santa leaves a present for good boys and girls. He eats one mince pie. Then two… three… four! Amy is asleep at home. Santa climbs down the chimney with Amy’s present. But oh dear… he is too fat. He can’t move!
55861. Вибір професії 54.5 KB
  Prior to this lesson your task was to visit my teacher's website and read the materials that would help you in work on the topic of our project. Raise your hands, those who visited the site and looked through the materials. So, what was your homework?
55862. Save our nature 44.5 KB
  Well, you see that there are a lot of problems in our life. Today in our lessons we begin to discuss one of them: “People and nature”. During the lesson we’ll understand the reasons, compare activities in our country and in England and try to find the way out of some problems of our world.
55865. Развитие ситуативной речи 7-9 классы 1.68 MB
  Правила безопасного диалога Мы все дети одной планеты Человек и религия Каждая крупная статья предусматривает после себя три вида заданий: Обсуждаем прочитанное Выполняем задания Выполняем творческие задания.
55866. School in our life 86.5 KB
  After the home, the school is the place where pupils spend a lot of time. School is not only a place of education, it is a place, where pupils develop their personal skills.
55867. SCHOOL LIFE 12.18 MB
  I see that most of you like school and I do hope you go there to get new information. But I think these are not the only reasons why you come to school. Could you tell what you do at school. Look at the screen and make up sentences.